Примечание РЦПИ.
В тексте документа сохранена пунктуация и орфография оригинала.
В соответствии с подпунктом 5) пункта 3 статьи 8, статьей 9 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2013 года № 704 "Об утверждении Типового регламента маслихата", Южно-Казахстанский областной маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемый регламент Южно-Казахстанского областного маслихата.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель сессии областного маслихата |
С.Сугирбаев |
Секретарь областного маслихата |
К.Ержан |
Утвержден решением Южно-Казахстанского областного маслихата от 28 марта 2014 года № 25/203-V |
Регламент Южно-Казахстанского областного маслихата
Раздел 1. Общие положения
1. Настоящий регламент Южно-Казахстанского областного маслихата разработан в соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" (далее – Закон) и устанавливает порядок проведения сессий маслихата, заседаний его органов, внесения и рассмотрения на них вопросов, образования и избрания органов маслихата, заслушивания отчетов об их деятельности, отчетов о проделанной работе маслихата перед населением и деятельности его постоянных комиссий, рассмотрения запросов депутатов, полномочия, организацию деятельности депутатских объединений в маслихате, а также голосования, работы аппарата и другие процедурные и организационные вопросы.2. Южно-Казахстанский областной маслихат (местный представительный орган) - выборный орган, избираемый населением области, выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление. Маслихат не обладает правами юридического лица.
3. Деятельность областного маслихата регулируется Конституцией Республики Казахстан, Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Раздел 2. Порядок проведения сессии областного маслихата
Глава 1. Сессии областного маслихата
4. Основной формой деятельности областного маслихата является сессия, на которой решаются вопросы, отнесенные к его ведению законами Республики Казахстан.Сессия областного маслихата правомочна, если на ней присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов областного маслихата. Сессия проводится в форме пленарных заседаний.
В работе сессии по решению областного маслихата может быть сделан перерыв на срок, установленный маслихатом, но не превышающий пятнадцати календарных дней. Продолжительность сессии определяется маслихатом.
Перед каждым заседанием областного маслихата проводится регистрация присутствующих депутатов, ее результаты оглашаются председателем сессии перед началом заседаний.
О невозможности присутствовать на заседании сессии, с указанием причины, депутат областного маслихата информирует секретаря областного маслихата не менее чем за день до дня проведения сессии.
Сессия маслихата, как правило, носит открытый характер. Проведение закрытых сессий допускается по решению маслихата, принимаемому по предложению председателя сессии маслихата или одной трети от числа депутатов, присутствующих на сессии маслихата, если за это проголосовало большинство от общего числа присутствующих депутатов.
5. Первая сессия вновь избранного областного маслихата созывается председателем областной территориальной избирательной комиссии не позднее чем в тридцатидневный срок со дня регистрации депутатов маслихата, при наличии не менее трех четвертей от числа депутатов, определенного для областного маслихата.
6. Первую сессию областного маслихата открывает председатель областной территориальной избирательной комиссии и до избрания председателя сессии маслихата ведет ее.
Председатель областной территориальной избирательной комиссии предлагает депутатам внести кандидатуру председателя сессии, по которой проводится открытое голосование. Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов от общего числа депутатов.
7. Очередная сессия областного маслихата созывается не реже четырех раз в год и ведется председателем сессии областного маслихата.
Сноска. В пункт 7 внесены изменения на государственном языке, текст на русском языке не изменяется в соответствии с решением областного маслихата Южно-Казахстанской области от 19.03.2015 № 36/299-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
8. Внеочередная сессия областного маслихата созывается и ведется председателем сессии областного маслихата по предложению не менее одной трети от числа депутатов, избранных в областной маслихат, а также акима области.
Внеочередная сессия созывается не позднее чем в пятидневный срок со дня принятия решения о проведении внеочередной сессии. На внеочередной сессии рассматриваются исключительно вопросы, послужившие основанием для ее созыва.
9. О времени созыва и месте проведения сессии маслихата, а также вопросах, вносимых на рассмотрение сессии, секретарь областного маслихата сообщает депутатам, населению и акиму области не позднее чем за десять дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии - не позднее чем за три дня.
По вопросам, вносимым на рассмотрение сессии, секретарь областного маслихата не позднее чем за пять дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии не позднее чем за три дня представляет депутатам и акиму области необходимые материалы.
10. В период проведения сессий, заседаний постоянных комиссий и иных органов маслихата, на время осуществления депутатских полномочий в порядке, установленном регламентом, депутат областного маслихата освобождается от выполнения служебных обязанностей с возмещением ему за счет средств областного бюджета средней заработной платы по месту основной работы, но в размере, не превышающем заработную плату руководителя аппарата акима области со стажем работы в указанной должности до одного года, и командировочных расходов на срок проведения сессий, заседаний постоянных комиссий и иных органов маслихата с учетом времени в пути.
11. Повестка дня сессии формируется председателем сессии на основе перспективного плана работы областного маслихата, вопросов, вносимых секретарем маслихата, постоянными комиссиями и иными органами областного маслихата, депутатскими группами и депутатами, акимом области.
Предложения к повестке дня сессии могут представляться председателю сессии собраниями местного сообщества, общественными объединениями.
Повестка дня сессии при ее обсуждении может быть дополнена и изменена. Об утверждении повестки дня сессии маслихат принимает решение.
Голосование по дополнениям и изменениям повестки дня проводится раздельно по каждому вопросу. Вопрос считается внесенным в повестку дня, если за него проголосовало большинство депутатов маслихата.
12. Для качественной подготовки вопросов, вносимых на сессию, секретарь маслихата своевременно организует разработку плана мероприятий по подготовке сессии, который утверждается председателем сессии по согласованию с акимом.
13. По вопросам, относящимся к ведению маслихата, на сессии областного маслихата приглашаются секретари маслихатов городов и районов, депутаты Парламента Республики Казахстан, аким области, акимы городов и районов области, руководители и иные должностные лица. организаций, информация о работе которых рассматривается на сессии. Допускается присутствие на сессиях представителей средств массовой информации, государственных органов и общественных объединений по приглашению председателя сессии.
14. Для лиц, приглашенных на заседание маслихата, отводятся специальные места в зале заседаний. Не допускаются вмешательство приглашенных лиц в работу сессии маслихата, проявление одобрения или неодобрения решений сессии маслихата.
Приглашенное лицо, в случае грубого нарушения порядка, может быть удалено из зала заседаний по решению председателя сессии или требованию большинства присутствующих на сессии депутатов.
15. Заседания маслихата проводятся в определенное маслихатом время.
Председатель сессии может объявить перерывы по собственной инициативе или мотивированному предложению депутатов. В конце пленарного заседания отводится время для выступления депутатов с краткими заявлениями и сообщениями, прения по которым не открываются.
16. Регламент выступлений на заседаниях маслихата для докладов, содокладов, выступлений в прениях и по порядку ведения заседания, обсуждения кандидатур, голосования, справок и вопросов определяется маслихатом.
Продолжительность докладов не должна превышать 30 минут, содокладов – 20 минут, информаций – 15 минут, заключительного слова – 10 минут.
Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, для повторных выступлениях в прениях, для выступлений при обсуждении проекта решения областного маслихата – до 5 минут, для выступлений по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, по обсуждению кандидатур, для заявлений, предложений, обращений, ответов на вопросы, справок – до 3 минут.
Докладчикам и содокладчикам отводится время для ответов на вопросы. В случае, если выступающий превысил отведенное время, председатель сессии прерывает его выступление или с согласия большинства присутствующих на заседании депутатов продлевает время для выступления.
Депутат областного маслихата может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Не считаются выступлениями в прениях депутатские запросы, выступления для дачи пояснений и ответов на вопросы. Передача права на выступление другому депутату не допускается.
Прения прекращаются открытым голосованием большинством присутствующих на сессии депутатов. При постановке вопроса о прекращении прений председатель сессии информирует о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.
17. Слово по порядку ведения заседания предоставляется депутату вне очереди после окончания предыдущего выступления. Председатель сессии может предоставить вне очереди слово для справки, депутатского запроса, ответа на вопрос и дачи разъяснений по обсуждаемому вопросу.
Вопросы докладчикам подаются в письменном или устном виде. Письменные вопросы подаются председателю сессии и оглашаются на заседании маслихата.
Глава 2. Порядок принятия актов областного маслихата
18. Областной маслихат по вопросам своей компетенции принимает решения большинством голосов от общего числа депутатов областного маслихата, если иное не установлено законом.19. Проекты решений передаются председателю сессии или секретарю областного маслихата.
Принятые к рассмотрению проекты решений с приложением всех необходимых материалов направляются председателем сессии или секретарем областного маслихата в постоянные комиссии для рассмотрения и подготовки предложений. Одновременно одной из постоянных комиссий могут быть поручены подготовка заключения по проекту акта маслихата, содоклада на сессию, проведение сбора и анализа дополнительной информации.
Для работы над проектами решений и подготовки других вопросов постоянные комиссии могут создавать рабочие группы. При необходимости в состав рабочей группы могут привлекаться депутаты из других постоянных комиссии. В работе рабочей группы может принимать участие любой депутат.
В случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, по представлению акимата области областной маслихат принимает совместное с ним решение.
20. Решения областного маслихата, имеющие общеобязательное значение, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат государственной регистрации территориальными органами Министерства юстиции и опубликованию в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
21. Альтернативные проекты решений рассматриваются областным маслихатом и его органами одновременно с основным проектом. При наличии разногласий между постоянными комиссиями, принимающими участие в подготовке вопроса сессии, председателями комиссий и председателем сессии принимаются меры по их преодолению, оставшиеся разногласия доводятся до сведения областного маслихата.
22. При рассмотрении вопроса на сессии заслушиваются доклад, а при необходимости и содоклад постоянных комиссий, рабочих групп и временных комиссий.
В докладе комиссии указываются вошедшие в проект и отклоненные предложения, аргументируются причины принятия или отклонения поправок.
Постоянные комиссии, отдельные члены комиссии и рабочих групп, несогласные с положениями содоклада или заключениями по проекту решения, могут изложить свои мнения до начала общих прений по рассматриваемому вопросу.
23. Обсуждение проекта решения проводится по пунктам. Поправки к проектам подаются в письменном виде с четкими формулировками предлагаемых изменений или дополнений, указанием их места в тексте проекта решения. Не удовлетворяющие этим требованиям поправки к рассмотрению не принимаются.
24. Сессия маслихата принимает решения по каждому вопросу повестки дня. При внесении по одному вопросу нескольких вариантов решений каждый из них вручается присутствующим на сессии депутатам.
Редакционная комиссия, являющаяся временной комиссией маслихата, высказывает и аргументирует свое мнение о принятии или отклонении предложенных вариантов решений.
На голосование ставятся все внесенные проекты решений. После принятия одного из проектов за основу депутаты приступают к процедуре принятия поправок к нему.
25. При наличии поправок к проекту решения маслихата голосование осуществляется в следующей последовательности:
1) предложенный (доработанный) проект решения маслихата принимается за основу, а при его отклонении дальнейшее голосование по поправкам прекращается;
2) на голосование поочередно ставятся поправки, не включенные в принятый за основу проект;
3) решение сессии ставится на голосование в целом с учетом принятых поправок. Повторное голосование по отклоненным проектам решений и поправкам к ним на текущей сессии не допускается.
26. Поправки вносятся на голосование раздельно, последовательность которого определяется председательствующим. Перед голосованием по взаимоисключающим поправкам последнее зачитывается председательствующим. Допускается выступление авторов поправок с разъяснениями их сути или с предложением о снятии их с обсуждения.
Изменения в решения маслихата вносятся в порядке, установленном для их принятия.
Протоколы сессий отпечатываются не позднее чем через месяц после сессии и хранятся в установленном законодательством порядке.
27. Проекты планов, программ социально-экономического развития области, отчетов об их исполнении, схем управления областью и другие выносимые на рассмотрение сессии областного маслихата вопросы, а также проекты решений по ним на казахском и русском языках с визами согласования по принадлежности с приложением всех необходимых материалов вносятся в областной маслихат за три недели до очередной сессии на рассмотрение постоянных комиссий областного маслихата.
28. Проект областного бюджета рассматривается в постоянных комиссиях областного маслихата. Постоянные комиссии областного маслихата создают рабочие группы по рассмотрению проекта бюджета, в составы которых могут быть включены работники аппарата маслихата, представители местных исполнительных органов.
Постоянные комиссии с учетом мнения рабочих групп вырабатывают предложения по проекту областного бюджета с соответствующими обоснованиями и расчетами и направляют их в профильную постоянную комиссию, которая осуществляет свод предложений и подготовку заключения по проекту бюджета.
Областной бюджет утверждается на сессии областного маслихата не позднее двухнедельного срока после подписания Президентом Республики Казахстан Закона о республиканском бюджете.
29. При внесении на очередную сессию маслихата внеплановых вопросов, касающихся уточнения местного бюджета на соответствующий год, представление материалов осуществляется в сроки, предусмотренные бюджетным законодательством.
30. При уточнении областного бюджета на внеочередной сессии областного маслихата в течение двух дней со дня принятия решения о ее созыве проводится работа по рассмотрению уточнений бюджета в постоянных комиссиях.
Раздел 3. Порядок заслушивания отчетов
31. Областной маслихат осуществляет контроль за исполнением областного бюджета, программ развития области путем заслушивания отчетов акима области.32. Областной маслихат заслушивает на сессии отчет акима области в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 18 января 2006 года № 19 "О проведении отчетов акимов перед маслихатами".
Отчет акима области о выполнении возложенных на него функций и задач и проект решения по нему вносятся на рассмотрение постоянных комиссий областного маслихата за три недели до соответствующей сессии.
Двукратное неутверждение маслихатом представленных акимом области отчетов об исполнении планов, экономических и социальных программ развития области, областного бюджета является основанием для рассмотрения маслихатом вопроса о выражении недоверия акиму области в соответствии со статьей 24 Закона.
33. Областной маслихат заслушивает отчеты председателя сессии и секретаря областного маслихата, председателей постоянных комиссий и иных органов маслихата.
Секретарь областного маслихата не реже одного раза в год на очередных сессиях маслихата отчитывается о проделанной работе по организации деятельности маслихата, ходе рассмотрения запросов депутатов и депутатских обращений, обращениях избирателей и принятых по ним мерам, взаимодействии маслихата с иными органами местного самоуправления, деятельности аппарата маслихата.
Председатели сессии маслихата, постоянных комиссий и иных органов маслихата не реже одного раза в год на очередных сессиях маслихата отчитываются о выполнении возложенных функций и полномочий.
34. Отчеты ревизионной комиссии области об исполнении областного бюджета рассматриваются маслихатом ежегодно.
35. Областной маслихат не реже одного раза в год отчитывается перед населением о проделанной работе маслихата, деятельности его постоянных комиссий.
Отчет областного маслихата представляется населению городов районного значения, сел, поселков, сельских округов на сходах местного сообщества группой депутатов, возглавляемой секретарем областного маслихата, председателями постоянных комиссий.
Раздел 4. Порядок рассмотрения запросов депутатов
36. Депутат областного маслихата по вопросам, отнесенным к компетенции областного маслихата, обращается с официальным письменным запросом к акиму области, председателю и члену областной территориальной избирательной комиссии, прокурору и должностным лицам территориальных подразделений центральных государственных органов, исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов.37. Запросы, вносимые до начала сессии, подаются председателю сессии, секретарю областного маслихата и рассматриваются на ее заседании при решении вопроса о включении их в повестку дня сессии. Копия запроса направляется секретарем областного маслихата органу или должностному лицу, которым он адресован. Запросы, вносимые в ходе проведения сессии, подаются председательствующему на заседании.
38. Запрос, не связанный с другими вопросами, которые предстоит рассмотреть на сессии, включается в повестку дня самостоятельным вопросом либо рассматривается в конце работы сессии в специально отведенное для этого время. Маслихат определяет повестку дня сессии таким образом, чтобы в ней был предусмотрен резерв времени для обращения с запросами и вопросами. Запросы, связанные с другими вопросами, которые предстоит решить на сессии, не включаются в повестку дня и оглашаются председательствующим на сессии до начала прений по соответствующему вопросу.
39. Областной маслихат может перенести рассмотрение запроса на другую сессию. До утверждения повестки дня сессии запросы могут быть отозваны внесшими их депутатами. После утверждения повестки дня сессии снятие запроса с рассмотрения осуществляется по решению маслихата. Запросы, поданные письменно, прилагаются к протоколу сессии.
40. Ответ на депутатский запрос должен быть дан в письменной форме в срок не позднее одного месяца. Ответ на депутатский запрос подписывается должностным лицом, к которому он был адресован, либо лицом, официально исполняющим обязанности данного должностного лица.
Депутат вправе выразить свое мнение по ответу на запрос. Запросы, адресованные прокурору, не могут быть связаны с осуществлением уголовного преследования.
Раздел 5. Должностные лица, постоянные комиссии и иные органы маслихата, депутатские объединения областного маслихата
Глава 3. Председатель сессии областного маслихата
41. Председатель очередной сессии областного маслихата избирается на предыдущей сессии областного маслихата из числа его депутатов открытым голосованием.После выдвижения кандидатур депутатами областного маслихата проводится открытое голосование. Кандидат считается избранным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов.
Депутат областного маслихата не может быть избран председателем сессии областного маслихата более двух раз в течение календарного года.
При отсутствии председателя сессии его полномочия осуществляются секретарем областного маслихата.
42. Председатель сессии областного маслихата:
1) принимает решение о созыве сессии областного маслихата;
2) осуществляет руководство подготовкой сессии областного маслихата, формирует повестку дня сессии;
3) ведет заседания сессии областного маслихата, обеспечивает соблюдение регламента областного маслихата;
4) подписывает решения областного маслихата, протоколы, иные документы, принятые или утвержденные на сессии областного маслихата.
Председатель сессии областного маслихата осуществляет свои функции на неосвобожденной основе.
Председатель сессии принимает решения о предоставлении очередного трудового отпуска секретарю областного маслихата, а также о его премировании и командировках за пределы области.
43. Председатель сессии областного маслихата пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании на сессии областного маслихата голоса депутатов разделяются поровну.
Глава 4. Секретарь областного маслихата
44. На первой сессии областной маслихат избирает из числа депутатов секретаря областного маслихата, который является должностным лицом, работающим на постоянной основе и подотчетным маслихату. Секретарь областного маслихата избирается на срок полномочий областного маслихата.Секретарь областного маслихата осуществляет полномочия в соответствии с Законом и настоящим регламентом.
45. Кандидатуры на должность секретаря областного маслихата выдвигаются депутатами областного маслихата на сессии областного маслихата. Количество выдвинутых кандидатур не ограничивается. Кандидаты выступают с примерными программами своей предстоящей деятельности. Кандидат считается избранным на должность секретаря областного маслихата, если в результате открытого или тайного голосования он получил большинство голосов от общего числа депутатов областного маслихата.
Если на должность секретаря областного маслихата было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
Если при повторном голосовании ни один из этих кандидатов не набрал более половины голосов от общего числа депутатов, проводятся повторные выборы.
46. Секретарь областного маслихата не праве состоять в постоянных комиссиях областного маслихата. При досрочном прекращении полномочий секретаря областного маслихата выборы нового секретаря проводятся в порядке, установленном Законом и настоящим регламентом.
Глава 5. Постоянные и временные комиссии областного маслихата
47. На срок своих полномочий областной маслихат образует на первой сессии из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению областного маслихата, содействия проведению в жизнь его решений, законов, осуществления в пределах своей компетенции контрольных функций. Председатели и члены постоянных комиссий избираются маслихатом открытым голосованием из числа депутатов.Перечень, количество и состав каждой постоянной комиссии ставятся на голосование отдельно. Их численный и персональный состав определяется областным маслихатом по предложению председателя сессии, секретаря областного маслихата.
Количество постоянных комиссий не должно превышать семи.
Кандидатуры председателей постоянных комиссий областного маслихата выдвигаются на заседании постоянных комиссий. Число кандидатур не ограничивается. Обсуждение на заседании областного маслихата кандидатур председателей проводится отдельно по каждой комиссии.
Постоянные комиссии могут образовывать рабочие группы.
48. Организация деятельности, функции и полномочия постоянных комиссий определяются Законом.
49. В целях подготовки к рассмотрению на сессиях отдельных вопросов, отнесенных к ведению областного маслихата, областной маслихат либо секретарь областного маслихата вправе образовывать временные комиссии. Состав, задачи, сроки полномочий и права временных комиссий определяются областным маслихатом либо секретарем областного маслихата при их образовании.
50. Постоянные комиссии по собственной инициативе или решению областного маслихата могут проводить публичные слушания.
Публичные слушания проводятся с целью обсуждения наиболее важных и общественно значимых вопросов, отнесенных к ведению постоянных комиссий, в форме расширенных заседаний этих комиссий с участием депутатов, представителей исполнительных органов, органов местного самоуправления, организаций, средств массовой информации, граждан.
Для проведения публичных слушаний создается рабочая группа из числа депутатов. Для подготовки слушаний могут привлекаться специалисты иных государственных органов и организаций.
Постоянная комиссия через средства массовой информации доводит до сведения населения тему предстоящих публичных слушаний.
На публичные слушания постоянная комиссия приглашает представителей заинтересованных государственных органов, общественности, средств массовой информации. На публичных слушаниях могут участвовать депутаты областного маслихата из других постоянных комиссий.
51. Заседания постоянных комиссий, как правило, открытые, за исключением случаев, когда рассматриваемые вопросы в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственных секретах" отнесены к государственной или служебной тайне.
Заседания постоянных комиссий созываются по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует более половины от общего числа депутатов, входящих в их состав.
О невозможности присутствовать на заседании постоянной комиссии, с указанием причины, член комиссии информирует председателя постоянной комиссии не менее чем за день до дня проведения комиссии.
Постановление постоянной комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комиссии.
Председатель постоянной комиссии пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании на заседании комиссии голоса депутатов разделятся поровну.
Постановление постоянной комиссии и протокол заседания подписывает ее председатель, а в случае проведения совместного заседания нескольких постоянных комиссий подписывают председатели соответствующих комиссий.
Глава 6. Редакционная и счетная комиссия маслихата
52. Областной маслихат открытым голосованием из числа депутатов избирает в нечетном количестве составы счетной и редакционной комиссий.53. Состав редакционной комиссии формируется с учетом специфики рассматриваемого вопроса, специальности, квалификации и опыта работы членов комиссии.
Редакционная комиссия может избираться и на очередную сессию.
54. При проведении открытого голосования счетная комиссия организует процесс голосования и подведения его итогов.
Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии, ее решения принимаются большинством голосов при открытом голосовании.
Перед началом открытого голосования председатель сессии указывает количество предложений, ставящихся на голосование, зачитывает их формулировки.
По решению областного маслихата, принятому открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих депутатов, при рассмотрении вопросов может применяться тайное голосование.
Время и место тайного голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией на основе регламента областного маслихата и объявляются председателем счетной комиссии. Выдача бюллетеней производится непосредственно перед голосованием, они изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме в количестве, равном числу присутствующих на заседании депутатов, и подписываются председателем счетной комиссии. Бюллетени неустановленной формы при подсчете не учитываются.
Глава 7. Депутатские объединения в областном маслихате
55. Депутаты областного маслихата могут создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и иных общественных объединений, депутатских групп. Секретарь областного маслихата не может входить в депутатские объединения. Депутат имеет право состоять только в одной депутатской фракции.56. Регистрация депутатских фракций и групп осуществляется на сессии маслихата, производится явочным порядком и носит исключительно информационный характер.
57. Члены депутатских объединений могут:
1) вносить замечания и предложения по повестке дня маслихата, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
2) высказывать мнения по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются маслихатом;
3) предлагать поправки к проектам решений маслихата;
4) запрашивать материалы и документы, необходимые для деятельности депутатского объединения.
58. Фракция политической партии в своей деятельности взаимодействует с руководящими органами политической партии, а также участвует в работе общественной приемной политической партии. Фракция должна объединять не менее пяти депутатов маслихата. В составе депутатской группы должно быть не менее пяти депутатов маслихата.
Раздел 6. Депутатская этика
59. Депутаты областного маслихата:1) должны с уважением относиться друг к другу и ко всем другим лицам, участвующим в работе сессий, комиссий областного маслихата и его рабочих органов;
2) не должны употреблять в своих выступлениях необоснованные обвинения, грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов маслихата и других лиц;
3) не должны призывать к незаконным и насильственным действиям;
4) не должны препятствовать нормальной работе областного маслихата, постоянных комиссий и иных органов областного маслихата;
5) не должны прерывать выступающих.
60. Выступая в средствах массовой информации при проведении публичных мероприятий, комментируя деятельность государственных органов, должностных лиц и граждан, депутат должен использовать только достоверные, проверенные факты.
61. Депутат не должен использовать в личных целях преимущество своего депутатского статуса во взаимоотношениях с государственными органами и организациями, средствами массовой информации.
62. Депутат областного маслихата не может разглашать сведения, которые стали ему известны при осуществлении депутатских полномочий, если эти сведения касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях сессий, постоянных комиссий маслихата и иных органов маслихата.
63. Депутат областного маслихата, не имеющий специальных полномочий на представительство областного маслихата, может вступать в отношения с государственными органами и организациями только от своего имени.
64. На депутата областного маслихата за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также нарушение правил депутатской этики, установленных регламентом областного маслихата, могут налагаться меры взыскания в соответствии со статьей 21 Закона.
Раздел 7. Организация работы аппарата областного маслихата
65. Для информационно-аналитического, организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности областного маслихата и его органов, оказания помощи депутатам в осуществлении их полномочий образуется аппарат областного маслихата.Аппарат областного маслихата является государственным учреждением, содержащимся за счет областного бюджета.
Положение об аппарате областного маслихата утверждается областным маслихатом.
66. Областной маслихат утверждает структуру аппарата областного маслихата, определяет расходы на его содержание и материально-техническое обеспечение в пределах установленного законодательством Республики Казахстан лимита численности и выделенных средств.
67. Деятельность государственных служащих аппарата областного маслихата осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
С истечением срока полномочий областного маслихата, в случаях досрочного прекращения полномочий областного маслихата и выборов нового состава его депутатов, деятельность государственных служащих аппарата областного маслихата не прекращается.