В соответствии с подпунктом 11) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Сноска. Преамбула - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемую Типовую систему управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита.
2. Признать утратившими силу:
1) нормативное постановление Счетного комитета от 31 августа 2011 года № 3-НП "Об утверждении типовой системы управления рисками, которая применяется при планировании и проведении внешнего государственного финансового контроля" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов от 26 сентября 2011 года № 7205, опубликованное в газете "Казахстанская правда" от 15 октября 2011 года № 330-331 (26721-26722)).,
2) нормативное постановление Счетного комитета от 18 января 2013 года № 1-НП "О внесении изменения в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 августа 2011 года № 3-НП "Об утверждении Типовой системы управления рисками, которая применяется при планировании и проведении внешнего государственного финансового контроля" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов от 15 февраля 2013 года № 8338, опубликованное в газете "Казахстанская правда" от 27 марта 2013 года № 105-106 (27379-27380)).
3. Юридическому отделу в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Счетного комитета.
4. Контроль за исполнением нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Счетного комитета.
5. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель | К. Джанбурчин |
Утверждена нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 28 ноября 2015 года № 13-НҚ |
Типовая система управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита
1. Основные положения
1. Настоящая Типовая система управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита (далее – Типовая система) разработана в соответствии с подпунктом 11) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" (далее – Закон).
Сноска. Пункт 1 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Основными целями Типовой системы являются:
1) выявление объектов и предметов государственного аудита и финансового контроля повышенного риска;
2) содействие снижению уровня рисков для достижения стратегических целей и целей деятельности объектов аудита;
3) дифференцированное применение мер минимизации риска в зависимости от степени риска.
Сноска. Пункт 2 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. При использовании Типовой системы применяются следующие основные понятия:
1) меры реагирования – комплекс мероприятий, принимаемых органами государственного аудита направленных на предупреждение, минимизацию и устранение рисков;
2) предметы государственного аудита и финансового контроля (далее – предметы государственного аудита) – деятельность государственных органов, в том числе управление государственными финансами, бюджетные программы, концепции развития отрасли/сферы, национальные проекты, планы развития государственных органов, планы развития области, города республиканского значения, столицы;
3) объекты государственного аудита и финансового контроля (далее – объекты государственного аудита) – государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств;
4) риск – вероятность несоблюдения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, неблагоприятного воздействия события или действия на объект и предмет государственного аудита, которая приводит к финансовым нарушениям, хищениям (растрате) бюджетных средств и нанесению экономического ущерба государству, а также недостижению или неисполнению в полном объеме целевых индикаторов и показателей, предусмотренных в программных документах и планах развития государственных органов;
5) сводный реестр рисков – документ, представляющий собой ранжирование объектов и предметов государственного аудита по степеням риска и используемый в процессе принятия решений по мерам реагирования;
6) реестр рисков – структурированный перечень рисков, содержащий результаты их качественного и (или) количественного анализа, также включающий критерии и причины рисков, вероятность их возникновения, воздействие (ущерб), приоритет и меры реагирования;
7) система управления рисками – комплекс мероприятий при формировании перечня объектов государственного аудита и проведении аудиторских мероприятий органами государственного аудита, направленный на выявление, идентификацию, оценку и анализ рисков и их факторов, на основе отчетных и других данных, выработку и принятие мер реагирования, мониторинг эффективности результатов принятых мер;
8) оценка риска - включает определение на основе качественных и (или) количественных подходов вероятности наступления негативного события и влияния последствий;
9) количественный метод оценки риска – оценка рисков, основанная на статистических и математических инструментах и техниках анализа данных и моделировании;
10) качественный метод оценки риска – оценка рисков, основанная на экспертно-аналитических методах;
11) идентификация риска – анализ всех рисковых обстоятельств и возможных рисковых обстоятельств и ситуаций, с целью выявления причин и признаков возникновения рисков, определения их критериев;
12) анализ риска – действие, проводимое для выявления наибольших вероятностей наступления и влияния риска на ту или иную сферу деятельности объекта государственного аудита;
13) мониторинг рисков – учет объектов и предметов государственного аудита по степени риска в динамике для последующего анализа и оценки эффективности действий по предупреждению, минимизации, устранения рисков объектами государственного аудита;
14) критерии – перечень показателей, на основе которых принимается решение об отнесении предмета и объекта государственного аудита к определенной степени риска.
Сноска. Пункт 3 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Типовая система используется при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год, проведении внешнего государственного аудита, анализа и оценки объектов государственного аудита.
5. Типовая система используется органами внешнего государственного аудита и финансового контроля (далее – органы внешнего государственного аудита) согласно возложенным функциям и полномочиям на всех уровнях бюджета:
на республиканском уровне – Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата);
на местном уровне – ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы (далее – ревизионные комиссии).
Сноска. Пункт 5 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Основные этапы Типовой системы
Параграф 1. Этапы системы управления рисками
6. Процесс управления рисками включает в себя следующие этапы:
Предварительный этап:
1) сбор информации для проведения оценки рисков из финансовой, бюджетной, бухгалтерской отчетности, полученной от объектов государственного аудита и других источников;
2) систематизация и формирование базы данных по объектам государственного аудита;
Основной этап:
1) идентификация рисков и критериев их отбора;
2) оценка рисков на основе качественных и количественных методов;
3) формирование реестра и сводного реестра рисков с ранжированием объектов и предметов контроля по степеням рисков, определенным пунктом 41 настоящей Типовой системой;
Заключительный этап.
6-1. После проведения всех этапов для определения эффективности мер реагирования и изменения степени рисков структурным подразделением, ответственным за планирование, осуществляется мониторинг рисков.
Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 6-1 в соответствии с нормативным постановлением Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Параграф 2. Предварительный этап
7. Сбор информации для проведения оценки рисков осуществляется на основе финансовой, бюджетной и бухгалтерской отчетности, необходимой для идентификации и оценки рисков по критериям, определенным настоящей Типовой системой посредством направления соответствующих запросов объектам государственного аудита и (или) путем интеграционного взаимодействия информационных систем органов и объектов государственного аудита для размещения информации в единой базе данных по государственному аудиту и финансовому контролю.
Сноска. Пункт 7 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).8. Ответственное за информационно-техническое обеспечение структурное подразделение и (или) ответственные лица органа внешнего государственного аудита проводят автоматизацию процесса сбора, обработки и накопления информации для формирования системы управления рисками.
Сноска. Пункт 8 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).9. Способ сбора, обработки и хранения информации максимально автоматизируется и допускает возможность проверки корректности полученных данных.
10. Структурное подразделение, ответственное за планирование, обеспечивает:
1) внесение данных, полученных от объектов аудита, в информационную систему органов государственного аудита;
2) разработку реестра рисков, включая качественный и количественный методы, идентификацию и оценку рисков.
Сноска. Пункт 10 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).11. Создание базы данных для проведения оценки рисков осуществляется в ходе анализа показателей, на основе которых вырабатываются критерии оценки рисков.
12. В процессе анализа информации для формирования базы данных определяются показатели, относящие объект и предмет государственного аудита к соответствующей степени риска, и критерии для идентификации рисков.
13. Риски и их критерии основываются на отчетных данных объектов государственного аудита и полученных документах (материалы и информация) из достоверных источников с соблюдением законодательства Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 13 в редакции нормативного постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 07.12.2018 № 21-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).14. Оценка рисков осуществляется с применением количественных и качественных методов.
15. Критерии определяются, исходя из потенциальных и реальных причин возникновения рисков.
Параграф 3. Основной этап
16. На первоначальной стадии осуществляется идентификация рисков:
1) выполняются расчетные операции по исчислению необходимых для идентификации рисков значений и данных в виде количественных и качественных измерений, долей, динамики в процентах;
2) проводятся экспертно-аналитические мероприятия, сравнение и сопоставление значений и данных по критериям рисков.
17. На второй стадии осуществляется оценка рисков по объектам и предметам государственного аудита на основе качественных и количественных методов.
18. На третьей стадии проводится формирование реестра рисков и сводного реестра рисков, распределение объектов и предметов государственного аудита по степеням рисков.
19. Порядок расчета критериев оценки рисков по объектам и предметам государственного аудита включает:
1) расчет пороговых уровней критериев – определение допустимого уровня значения риска, превышение которого сигнализирует о максимальной вероятности возникновения риска;
2) расчет влияния критериев на уровень риска;
3) расчет вероятности наступления рисков;
4) оценка результатов расчета критериев – определение итогового результата оценки рисков по объектам и предметам государственного аудита.
20. По каждому критерию на основе входных данных определяется значение, которое выражается в долях (процентном соотношении общей и частной величин) и числовом выражении.
21. Методика расчета критериев оценки рисков по объектам и предметам государственного аудита определена согласно приложению 1 к настоящей Типовой системе.
22. Оценка рисков осуществляется один раз в год на основе отчетных данных объектов государственного аудита за предыдущий период.
Сноска. Пункт 22 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).23. Проведение оценки и группировки рисков проводится по трем направлениям:
1) риски в области расходной части бюджета:
по бюджетным программам;
по государственным органам, их ведомствам и территориальным подразделениям, государственным учреждениям;
по документам системы государственного планирования;
по регионам (областям, городу республиканского значения, столице, районам (городам областного значения);
2) риски в области доходной части бюджета;
3) риски по субъектам квазигосударственного сектора.
24. Оценка рисков в области расходной части бюджета включает два этапа:
1) первый этап – по бюджетным программам;
2) второй этап – по объектам и предметам государственного аудита.
25. По результатам оценки рисков по бюджетным программам с учетом принадлежности к объектам и предметам государственного аудита определяется сводное значение оценки рисков, которое является дополнительным оценочным параметром при оценке рисков по объектам и предметам государственного аудита.
Сноска. Пункт 25 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).26. Группировка бюджетных программ осуществляется:
1) по администраторам бюджетных программ;
2) по программным документам (концепциям развития отрасли/сферы, национальным проектам);
3) по направлениям расходов администратора бюджетной программы в соответствии с целями, целевыми индикаторами, определенными в плане развития государственного органа и плане развития области, города республиканского значения, столицы, а также полномочиями, определенными в положении о государственном органе.
Сноска. Пункт 26 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).27. Сводное значение оценки рисков по бюджетным программам (Rbp) применяется как дополнительное значение оценки рисков по администраторам бюджетных программ, программным документам (концепциям развития отрасли/сферы, национальным проектам, планам развития государственных органов, планам развития области, города республиканского значения, столицы).
Сноска. Пункт 27 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).28. Итоговый результат оценки рисков по администраторам бюджетных программ и программным документам с учетом сводного значения оценки рисков (Ri) рассчитывается по формуле [1]:
[1] Riо = Ri + Rbp, где:
Riо – итоговый результат расчета рисков.
29. Ранжирование объектов и предметов государственного аудита осуществляется в соответствии с пунктом 23 настоящей Типовой системы.
30. Группировка бюджетных программ по направлениям расходов администратора бюджетной программы в соответствии с целями, целевыми индикаторами, определенными в плане развития государственного органа и плане развития области, города республиканского значения, столицы, а также полномочиями, определенными в положении о государственном органе, осуществляется структурным подразделением, ответственным за планирование.
Сноска. Пункт 30 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).31. Сводное значение оценки рисков по бюджетным программам (Rbp) сгруппированных по направлениям расходов администратора бюджетной программы в соответствии с целями, целевыми индикаторами, определенными в стратегическом плане и программе развития территории, а также полномочиями, определенными в положении о государственном органе направляется членам органа внешнего государственного аудита, для принятия решения о необходимости проведения государственного аудита в государственном органе по соответствующей функциональной направленности расходования средств бюджета.
Сноска. Пункт 31 в редакции нормативного постановления Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета от 28.12.2017 № 12-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).32. Оценка рисков по доходной части бюджета осуществляется по:
1) налоговым поступлениям:
на республиканском уровне по уполномоченным органам, ответственным за взимание поступлений и других платежей в республиканский бюджет, и их территориальным (областным) подразделениям;
на местном уровне по уполномоченным органам, ответственным за взимание поступлений и других платежей в местный бюджет, и их территориальным (районным) подразделениям;
2) неналоговым поступлениям и поступлениям от продажи основного капитала в соответствии с классификацией поступлений.
Сноска. Пункт 32 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).33. Оценка рисков по субъектам квазигосударственного сектора, находящимся в республиканской, коммунальной собственности осуществляется по следующим подгруппам:
1) товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, республиканские и коммунальные государственные предприятия на праве хозяйственного ведения;
2) республиканские и коммунальные государственные предприятия на праве оперативного управления.
34. Перечень групп объектов и предметов государственного аудита по республиканскому бюджету включает:
1) бюджетные программы;
2) документы системы государственного планирования;
3) государственные органы, их подведомственные учреждения (расходная часть);
4) органы, осуществляющие деятельность по обеспечению полноты и своевременности поступлений в бюджет (налоговые, таможенные и другие обязательные платежи в бюджет);
5) поступления в бюджет (неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала) согласно классификации поступлений;
6) субъекты квазигосударственного сектора, находящиеся в республиканской собственности;
7) регионы (области, город республиканского значения, столица).
Сноска. Пункт 34 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета от 28.12.2017 № 12-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).35. Перечень критериев по группам объектов и предметов государственного аудита по республиканскому бюджету определен согласно приложениям 2 – 9 к настоящей Типовой системе.
36. Перечень групп объектов и предметов государственного аудита по местному бюджету включает:
1) бюджетные программы;
2) план развития области, города республиканского значения, столицы;
3) государственные органы, их подведомственные учреждения (расходная часть);
4) органы, осуществляющие деятельность по обеспечению полноты и своевременности поступлений в бюджет (налоговые и другие обязательные платежи в бюджет);
5) поступления в бюджет (неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала) согласно классификации поступлений;
6) субъекты квазигосударственного сектора, находящиеся в коммунальной собственности;
7) регионы (районы, города областного значения).
Сноска. Пункт 36 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).37. Перечень критериев по группам объектов и предметов государственного аудита по местному бюджету определен согласно приложениям 10 – 17 к настоящей Типовой системе.
38. Целью идентификации рисков является определение возможных рисков и фиксирование их в реестре рисков, который является одним из инструментов планирования управления рисками.
39. Реестр рисков формируется структурным подразделением, ответственным за планирование на основе данных расчета рисков по форме согласно приложению 18 настоящей Типовой системы.
40. По итогам составления реестра формируется сводный реестр рисков по форме согласно приложению 19 настоящей Типовой системы.
41. По результатам оценки рисков объекты и предметы государственного аудита относятся к одной из трех степеней риска:
1) высокой степени риска;
2) средней степени риска;
3) низкой степени риска.
Сноска. Пункт 41 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).42. Ранжирование по степеням риска внутри групп объектов и предметов государственного аудита осуществляется исходя из отклонения от среднего значения оценки рисков в группе.
43. Отклонение от среднего значения оценки рисков в группе более 20% в сторону увеличения относится к высокой степени риска.
44. Диапазон отклонений от среднего значения оценки рисков в группе не более 20% относится к средней степени риска.
45. Отклонение от среднего значения оценки рисков в группе более 20% в сторону уменьшения относится к низкой степени риска.
Сноска. Пункт 45 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Параграф 4. Заключительный этап
46. Заключительный этап включает в себя меры реагирования на риск, которые подразделяются на следующие категории:
1) превентивные меры реагирования:
получение информации от объектов государственного аудита или уполномоченного органа о причинах возникновения рисков;
предупреждение и минимизация рисков – комплекс мероприятий, без проведения аудиторского мероприятия, по объектам государственного аудита, имеющим среднюю степень рисков, заключающийся в представлении объекту государственного аудита предупреждений (уведомлений) о возникновении условий, ведущих к потенциальным рискам высокой степени и рекомендаций (предложений) по их недопущению
в случае сохранения условий, ведущих к рискам высокой степени:
принятие мер по уведомлению вышестоящего администратора и других компетентных органов;
рассмотрение вопроса о проведении аудиторского мероприятия по объекту, предмету государственного аудита;
2) директивные меры реагирования – проведение аудиторского мероприятия по объектам и предметам государственного аудита, имеющим высокую и среднюю степень рисков при наличии решения органа государственного аудита на проведение аудиторского мероприятия, а также включение в перечень объектов государственного аудита с низкой степенью риска в случаях, предусмотренных Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 июля 2020 года № 6-НҚ (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 21070) (далее – Правила);
3) допустимая степень рисков – по объектам и предметам государственного аудита с низкой степенью рисков меры реагирования ограничиваются мониторингом рисков.
В целях определения актуальности критериев риска структурное подразделение, ответственное за планирование, проводит мониторинг выявленных нарушений по результатам аудиторских мероприятий не реже 1 раза в год.
Сноска. Пункт 46 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Применение Типовой системы при формировании перечня объектов государственного аудита и проведении внешнего государственного аудита
47. Результаты расчетов оценки рисков в разрезе объектов и предметов государственного аудита с детализацией показателей по критериям подлежат рассмотрению и учету при формировании проекта перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и формируются в срок не позднее 25 сентября года, предшествующего планируемому.
Формирование проекта перечня объектов государственного аудита осуществляется в соответствии со статьей 18 Закона и в порядке, определенном Правилами.
Сноска. Пункт 47 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).48. Исключен нормативным постановлением Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
49. Результаты оценки рисков Типовой системы используются органами внешнего государственного аудита при проведении внешнего государственного аудита, а также подготовке аналитических, информационных и иных документов по направлениям деятельности органа внешнего государственного аудита.
50. В ходе предварительного изучения объекта государственного аудита в целях уточнения типа аудита и вида проверки, объема средств, охватываемого государственным аудитом, определения вопросов государственного аудита работники органа внешнего государственного аудита используют отчетные данные органов государственного аудита, на основе которых осуществляется идентификация и оценка рисков.
Методика расчета критериев оценки рисков по объектам и предметам государственного аудита
Сноска. Приложение 1 в редакции нормативного постановления Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета от 28.12.2017 № 12-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Расчет пороговых уровней критериев
1. Пороговые уровни делятся на две категории:
1) объективный пороговый уровень (Po) [1], рассчитывается на основе исторических данных (динамического ряда) по критериям по формуле двойного стандартного отклонения [2]:
где:
– стандартное отклонение;
Xi – значение переменной (значения критерия);
Хср – среднее значение переменной (критерия);
i – год;
n – количество лет.
2) нормативный (экспертный) пороговый уровень (Pe), определяемый на основании нормативных требований и/или экспертного мнения. Значения нормативных (экспертных) пороговых значений приведены перечнях объектов аудита.
2. Расчет влияния критериев на уровень риска
2. При определении влияния критериев на уровень рисков рассчитывается показатель "под риск" методом стохастического моделирования Монте-Карло. Входные данные для расчета показателя под риском принимаются следующие значения:
– среднее значение показателя (ущерб), – стандартное отклонение показателя (ущерб).1)
– среднее значение показателя (ущерб) рассчитывается по следующей формуле [3]:
где:
– массив значений переменных (динамический ряд) по критерию, без учета последнего значения критерия;
2)
– стандартное отклонение показателя (ущерб) рассчитывается по формуле согласно пункту 1 настоящей Методики. При этом стандартное отклонение показателя (ущерб) определяется в процентах путем умножения полученного значения на 100.3. Следующим этапом является расчет показателя "под риском" (Rar) методом стохастического моделирования Монте-Карло, которое рассчитывается с применением функции MS Excel персентиль по следующей формуле [4]:
где:
– массив показателей симуляции ущерба;
k – (95%) доверительный интервал, который подразумевает, что с вероятностью на 95 % значение критерия не превысит расчетный показатель под риск;
S – симуляция показателей ущерба, рассчитываемая за каждый период динамического ряда по формуле [5]:
где:
норм.ст.обр – функция MS Excel, которая возвращает обратное значение стандартного нормального распределения. Это распределение имеет среднее, равное нулю, и стандартное отклонение, равное единице;
F – случайная величина определенного периода динамического ряда, рассчитываемая по функции случайных чисел (слчис);
слчис – функция MS Excel, возвращает равномерно распределенное случайное вещественное число, которое большее или равно 0 и меньше 1. Новое случайное вещественное число возвращается при каждом вычислении листа.
3. Расчет вероятности наступления рисков
4. С учетом порогового уровня и количества наблюдений осуществляется оценка вероятности наступления рисков (V), которая рассчитывается по формуле [6]:
V = кол-во случаев превышения исходных показателей над объективным пороговым уровнем (Po) в динамическом ряде * 100 / кол-во лет динамического ряда [6], где:
Po – объективный пороговый уровень последнего периода динамического ряда.
4. Оценка результатов расчета критериев
5. Результат расчета критериев (R) определяется по формуле [7]:
где:
P% – процент отклонения от объективного порогового уровня (Po), рассчитывается по формуле [8]:
где:
Vо – ожидаемое влияние, определяемое путем умножения вероятности наступления рисков (Vr) на показатель под риском (СFaR).,
– удельный вес значимости выбранного критерия из общего перечня критериев по определенной группе объектов (предметов) аудита, определяется экспертным методом в процентном соотношении, при этом удельные веса значимости по группе объектов (предметов) аудита в суммарном выражении должны быть равны 100%.
6. В случае отсутствия исходных данных по какому-либо из критериев, удельный вес данного критерия распределяется по другим критериям в равных долях.
7. Итоговый результат расчета рисков (Ri) по объекту (предмету) государственного аудита определяется путем сложения результатов расчета критериев по следующей формуле [9]:
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
по бюджетным программам, финансируемым из республиканского бюджета
Сноска. Приложение 2 в редакции нормативного постановления Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета от 28.12.2017 № 12-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни | Удельный вес критерия (%) | ||
объективный | нормативный (экспертный) | ||||
Срок с момента проведения последнего государственного аудита | год | ||||
Доля финансовых нарушений от общего объема средств, охваченных государственным аудитом | % | ||||
Доля недостигнутых показателей прямого результата от общего количества показателей прямого результата бюджетных программ | % | ||||
Доля недостигнутых показателей конечного результата от общего количества показателей конечного результата бюджетных программ | % | ||||
Доля недостигнутых показателей прямого результата бюджетных программ, не достигших значений, предусмотренных в первоначально утвержденных бюджетных программах, от общего их количества | % | ||||
Доля недостигнутых показателей конечного результата бюджетных программ, не достигших значений, предусмотренных в первоначально утвержденных бюджетных программах, от общего их количества | % | ||||
Доля подвергнутых корректировке показателей прямого результата от общего количества, первоначально утвержденных показателей прямого результата бюджетных программ в ходе исполнения бюджета | % | ||||
Доля подвергнутых корректировке показателей конечного результата от общего количества, первоначально утвержденных показателей конечного результата бюджетных программ в ходе исполнения бюджета | % | ||||
Частота внесенных изменений и дополнений в бюджетную программу в течение финансового года в ходе исполнения бюджета (количество) | ед. | ||||
Эффективность исполнения бюджетной программы | коэффициент |
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
по программным документам (концепциям развития отрасли/сферы, национальным проектам, планам развития государственных органов)
Сноска. Приложение 3 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни | Удельный вес критерия (%) | ||
объективный | нормативный (экспертный) | ||||
Срок с момента проведения последнего государственного аудита | год | ||||
Средневзвешенный показатель степени отклонения значений критериев отбора бюджетных программ, реализуемых в рамках данного программного документа | % | ||||
Доля недостижения целевых индикаторов программного документа | % | ||||
Доля целевых индикаторов, не достигших значений, предусмотренных в первоначально утвержденном программном документе, от общего их количества | % | ||||
Доля подвергнутых изменению целевых индикаторов в ходе реализации программного документа от общего количества первоначально утвержденных целевых индикаторов | % | ||||
Доля невыполненных мероприятий Плана мероприятий программного документа | % | ||||
Доля несвоевременно реализуемых бюджетных инвестиционных проектов в рамках программного документа от их общего количества | % | ||||
Частота внесенных изменений и дополнений в программный документ в течение периода его реализации (количество) | единица |
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
по государственным органам, их подведомственным учреждениям (расходная часть)
Сноска. Приложение 4 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни | Процент отклонения от нормативного порогового уровня | Удельный вес критерия (%) | |
объективный | нормативный (экспертный) | |||||
1 | Доля бюджетных средств, охваченных государственным аудитом от общего объема бюджетных средств, выделенных объекту государственного аудита за проверенный период | % | более 50 % | |||
от 30 % до 50 % | ||||||
до 30 % | ||||||
2 | Доля финансовых нарушений от общего объема средств, охваченных государственным аудитом | % | ||||
3 | Сумма выявленных финансовых нарушений, подлежащая возмещению в бюджет от общей суммы выявленных нарушений | % | ||||
4 | Доля неисполненных поручений органа государственного аудита от общего количества поручений | % | ||||
5 | Годовой объем финансирования государственного учреждения от общего объема республиканского бюджета | % | ||||
6 | Годовой объем целевых трансфертов на развитие от общего объема целевых трансфертов на развитие республиканского бюджета | % | ||||
7 | Годовой объем целевых текущих трансфертов от общего объема целевых текущих трансфертов республиканского бюджета | % | ||||
8 | Рост/снижение объемов финансирования по сравнению с прошлым годом | % | ||||
9 | Освоение бюджетных средств на конец года | % | ||||
10 | Доля перераспределенных (скорректированных) средств администратором бюджетной программы в ходе исполнения бюджета от общего утвержденного объема расходов | % | ||||
11 | Рост/снижение объема дебиторской задолженности по сравнению с прошлым периодом | % | ||||
12 | Рост/снижение объема кредиторской задолженности по сравнению с прошлым периодом | % | ||||
13 | Доля несвоевременно реализуемых бюджетных инвестиционных проектов от общего утвержденного количества бюджетных инвестиционных проектов, реализуемых данным государственным органом, за отчетный период | % | ||||
14 | Доля подвергнутых перераспределению (корректировке) бюджетных инвестиционных проектов в ходе исполнения бюджета от общего утвержденного количества бюджетных инвестиционных проектов, реализуемых данным государственным органом, за отчетный период | % | ||||
15 | Доля средств перераспределенных между бюджетными подпрограммами в пределах одной бюджетной программы от общего объема средств бюджета выделенных государственному органу | % | ||||
16 | Уровень текучести кадров | % |
Приложение 5 к Типовой системе управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита |
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
по государственным органам, осуществляющим деятельность по обеспечению полноты и своевременности поступлений в бюджет (налоговые поступления)
Сноска. Приложение 5 в редакции нормативного постановления Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета от 28.12.2017 № 12-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни |
Удельный вес критерия | |
объективный | нормативный (экспертный) | ||||
1 | Срок с момента проведения последнего государственного аудита | год | |||
2 | Доля неисполненных поручений органа государственного аудита от общего количества поручений | % | |||
3 | Рост доли задолженности в республиканский бюджет от общего объема поступлений по сравнению с предыдущим отчетным периодом | % | |||
4 | Темп роста недоимки по налогам, таможенным платежам по сравнению с предыдущим отчетным периодом | % | |||
5 | Удельный вес недоимки к общей сумме поступлений | % | |||
6 | Рост/снижение поступлений по доходам в республиканский бюджет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года | % | |||
7 | Рост/снижение взысканий доначисленных сумм по актам налоговых проверок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года | % | |||
8 | Рост/снижение неналоговых поступлений в республиканский бюджет | % |
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
по обеспечению полноты и своевременности поступлений в бюджет (неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала) в соответствии с Единой бюджетной классификацией
Сноска. Приложение 6 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни | Удельный вес критерия (%) | |
объективный | нормативный (экспертный) | ||||
1 | Снижение отдельных поступлений в республиканский бюджет по сравнению с предыдущим отчетным периодом | % | |||
2 | Доля исполнения скорректированных прогнозных данных | % | |||
3 | Отклонение показателей доходной части утвержденного бюджета от скорректированного | % |
Приложение 7 к Типовой системе управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита |
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
по субъектам квазигосударственного сектора, находящимся в республиканской собственности (подгруппа 1)
№ п/п | Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни |
Удельный вес критерия | |
объективный | нормативный (экспертный) | ||||
1 | Срок с момента проведения последнего государственного аудита | год | |||
2 | Доля финансовых нарушений от общего объема средств и активов государства, охваченных государственным аудитом | % | |||
3 | Рост/снижение годового объема бюджетного финансирования | % | |||
4 | Доля неосвоенных бюджетных средств от общего объема полученных бюджетных средств за отчетный период | % | |||
5 | Рост/снижение участия государства в уставном капитале в абсолютном выражении | % | |||
6 | Рост/снижение объема бюджетных кредитов | % | |||
7 | Рост/снижение выплаченных дивидендов (доли части чистого дохода) от чистой прибыли по сравнению с предыдыущим периодом | % | |||
8 | Рост/снижение чистой прибыли по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
9 | Рост/снижение доли административных расходов от объема общих расходов по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
10 | Рост/снижение объемов дебиторской задолженности по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
11 | Рост/снижение объемов кредиторской задолженности по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
12 | Доля бюджетных средств в Плане развития на отчетный период | % | |||
13 | Доля недостижения ключевых показателей Плана развития | % |
Приложение 8 к Типовой системе управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита |
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
по субъектам квазигосударственного сектора, находящимся в республиканской собственности (подгруппа 2)
№ п/п | Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни |
Удельный вес критерия | |
объективный | нормативный (экспертный) | ||||
1 | Срок с момента проведения последнего государственного аудита | год | |||
2 | Доля финансовых нарушений от общего объема средств, охваченных государственным аудитом | % | |||
3 | Рост/снижение годового объема финансирования | % | |||
4 | Рост/снижение прибыли по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
5 | Рост/снижение доли административных расходов от общего объема расходов по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
6 | Рост/снижение объемов дебиторской задолженности по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
7 | Рост/снижение объемов кредиторской задолженности по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
8 | Доля бюджетных средств в Плане развития на отчетный период | % | |||
9 | Доля недостижения ключевых показателей Плана развития | % |
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
по регионам (областям, городу республиканского значения, столице)
Сноска. Приложение 9 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни | Удельный вес критерия (%) | |
объективный | нормативный (экспертный) | ||||
1 | Срок с момента проведения последнего государственного аудита | год | |||
2 | Доля бюджетных средств, охваченных государственным аудитом от общего объема бюджетных средств республиканского бюджета, выделенных за последние два года | % | |||
3 | Доля финансовых нарушений от общего объема средств, охваченных государственным аудитом | % | |||
4 | Доля неосвоенных средств по бюджетным программам развития, выделенных из республиканского бюджета | % | |||
5 | Эффективность исполнения бюджетной программы развития (для местных исполнительных органов) | коэффициент | |||
6 | Годовой объем целевых трансфертов, выделенных из республиканского бюджета на развитие от общего объема расходов местного бюджета на развитие | % | |||
7 | Доля обеспечения софинансирования из местного бюджета по местным бюджетным инвестиционным проектам, финансируемых за счет целевых трансфертов на развитие из республиканского бюджета | % | |||
8 | Доля подвергнутых перераспределению (корректировке) местных бюджетных инвестиционных проектов в ходе исполнения бюджета от общего утвержденного количества местных бюджетных инвестиционных проектов, реализуемых местным исполнительным органом за счет целевых трансфертов на развитие | % | |||
9 | Доля средств перераспределенных между бюджетными подпрограммами в пределах одной бюджетной программы от общего объема средств бюджета выделенных государственному органу | % |
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
по бюджетным программам, финансируемым из местного бюджета
Сноска. Приложение 10 в редакции нормативного постановления Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета от 28.12.2017 № 12-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни | Удельный вес критерия (%) | |
объективный | нормативный (экспертный) | ||||
1 | Срок с момента проведения последнего государственного аудита | год | |||
2 | Доля финансовых нарушений от общего объема средств, охваченных государственным аудитом | % | |||
3 | Доля недостигнутых показателей прямого результата от общего количества показателей прямого результата бюджетных программ | % | |||
4 | Доля недостигнутых показателей конечного результата от общего количества показателей конечного результата бюджетных программ | % | |||
5 | Доля недостигнутых показателей прямого результата бюджетных программ, не достигших значений, предусмотренных в первоначально утвержденных бюджетных программах, от общего их количества | % | |||
6 | Доля недостигнутых показателей конечного результата бюджетных программ, не достигших значений, предусмотренных в первоначально утвержденных бюджетных программах, от общего их количества | % | |||
7 | Доля подвергнутых корректировке показателей прямого результата от общего количества, первоначально утвержденных показателей прямого результата бюджетных программ в ходе исполнения бюджета | % | |||
8 | Доля подвергнутых корректировке показателей конечного результата от общего количества, первоначально утвержденных показателей конечного результата бюджетных программ в ходе исполнения бюджета | % | |||
9 | Частота внесенных изменений и дополнений в бюджетную программу в течение финансового года в ходе исполнения бюджета (количество) | ед. | |||
10 | Эффективность исполнения бюджетной программы | коэффициент |
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
по Планам развития области, города республиканского значения, столицы
Сноска. Приложение 11 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни | Удельный вес критерия (%) | |
объективный | нормативный (экспертный) | ||||
1 | Срок с момента проведения последнего государственного аудита | год | |||
2 | Доля финансовых нарушений от общего объема средств, охваченных государственным аудитом | % | |||
3 | Доля недостижения целевых индикаторов программного документа | % | |||
4 | Доля целевых индикаторов, не достигших значений, предусмотренных в первоначально утвержденном программном документе, от общего количества | % | |||
5 | Доля подвергнутых изменению целевых индикаторов в ходе реализации программного документа от общего количества первоначально утвержденных целевых индикаторов | % | |||
6 | Доля невыполненных мероприятий Плана мероприятий программного документа | % | |||
7 | Доля несвоевременно реализуемых бюджетных инвестиционных проектов в рамках программного документа от их общего количества | % | |||
8 | Частота внесенных изменений и дополнений в программный документ в течение периода его реализации (количество) | Единица |
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
по государственным органам (учреждениям), их подведомственным учреждениям (расходная часть)
Сноска. Приложение 12 в редакции нормативного постановления Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета от 28.12.2017 № 12-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни | Удельный вес критерия (%) | |
объективный | нормативный (экспертный) | ||||
1 | Доля бюджетных средств, охваченных государственным аудитом от общего объема бюджетных средств, выделенных объекту государственного аудита за проверенный период | % | |||
2 | Доля финансовых нарушений от общего объема средств, охваченных государственным аудитом | % | |||
3 | Сумма выявленных финансовых нарушений, подлежащая возмещению в бюджет от общей суммы выявленных нарушений | % | |||
4 | Доля неисполненных поручений органа государственного аудита от общего количества поручений | % | |||
5 | Годовой объем финансирования государственного учреждения от общего объема соответствующего бюджета | % | |||
6 | Годовой объем целевых трансфертов на развитие от общего объема целевых трансфертов на развитие республиканского бюджета | % | |||
7 | Годовой объем целевых текущих трансфертов от общего объема целевых текущих трансфертов республиканского бюджета | % | |||
8 | Рост/снижение объемов финансирования по сравнению с прошлым годом | % | |||
9 | Освоение бюджетных средств на конец года | ||||
10 | Доля перераспределенных (скорректированных) средств администратором бюджетной программы в ходе исполнения бюджета от общего утвержденного объема расходов | % | |||
11 | Рост/снижение объема дебиторской задолженности по сравнению с прошлым периодом | % | |||
12 | Рост/снижение объема кредиторской задолженности по сравнению с прошлым периодом | % | |||
13 | Доля подвергнутых перераспределению (корректировке) местных бюджетных инвестиционных проектов в ходе исполнения бюджета от общего, первоначально утвержденного, количества местных бюджетных инвестиционных проектов, реализуемых данным местным исполнительным органом, за отчетный период | % | |||
14 | Эффективность исполнения бюджетной программы развития (для местных исполнительных органов) | коэффициент |
Приложение 13 к Типовой системе управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита |
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
органы, осуществляющие деятельность по обеспечению
полноты и своевременности поступлений в бюджет
(налоговые поступления)
№ п/п | Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни |
Удельный вес критерия | |
объективный | нормативный (экспертный) | ||||
1 | Срок с момента проведения последнего государственного аудита | год | |||
2 | Доля неисполненных поручений органа государственного аудита от общего количества поручений | % | |||
3 | Снижение отдельных поступлений по доходам в местный бюджет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года | % | |||
4 | Рост недоимки по налогам и другим обязательным платежам в местный бюджет по сравнению с предыдущим отчетным периодом | % | |||
5 | Невыполнение прогноза поступлений по доходам в местный бюджет | % | |||
6 | Отклонение показателей доходной части утвержденного бюджета от скорректированного | % |
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
по обеспечению полноты и своевременности поступлений в бюджет (неналоговые поступления и поступлениями от продажи основного капитала) в соответствии с Единой бюджетной классификацией
Сноска. Приложение 14 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни | Удельный вес критерия (%) | |
объективный | нормативный (экспертный) | ||||
1 | Снижение отдельных поступлений в местный бюджет по сравнению с предыдущим отчетным периодом | % | |||
2 | Доля исполнения скорректированных прогнозных данных | % | |||
3 | Отклонение показателей доходной части утвержденного бюджета от скорректированного | % |
Приложение 15 к Типовой системе управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита |
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
по субъектам квазигосударственного сектора,
находящимся в коммунальной собственности (подгруппа 1)
№ п/п | Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни |
Удельный вес критерия | |
объективный | нормативный (экспертный) | ||||
1 | Срок с момента проведения последнего государственного аудита | год | |||
2 | Доля финансовых нарушений от общего объема средств и активов государства, охваченных государственным аудитом | % | |||
3 | Рост/снижение годового объема бюджетного финансирования | % | |||
4 | Доля неосвоенных бюджетных средств от общего объема полученных бюджетных средств за отчетный период | % | |||
5 | Рост/снижение участия государства в уставном капитале в абсолютном выражении | % | |||
6 | Рост/снижение объема бюджетных кредитов | % | |||
7 | Рост/снижение выплаченных дивидендов (доли части чистого дохода) от чистой прибыли по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
8 | Рост/снижение чистой прибыли по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
9 | Рост/снижение доли административных расходов от объема общих расходов по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
10 | Рост/снижение объемов дебиторской задолженности по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
11 | Рост/снижение объемов кредиторской задолженности по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
12 | Доля бюджетных средств в Плане развития на отчетный период | % | |||
13 | Доля недостижения ключевых показателей Плана развития | % |
Приложение 16 к Типовой системе управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита |
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
по субъектам квазигосударственного сектора,
находящимся в коммунальной собственности (подгруппа 2)
№ п/п | Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни |
Удельный вес критерия | |
объективный | нормативный (экспертный) | ||||
1 | Срок с момента проведения последнего государственного аудита | год | |||
2 | Доля финансовых нарушений от общего объема средств, охваченных государственным аудитом | % | |||
3 | Рост/снижение годового объема финансирования | % | |||
4 | Рост/снижение прибыли по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
5 | Рост/снижение доли административных расходов от общего объема расходов по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
6 | Рост/снижение объемов дебиторской задолженности по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
7 | Рост/снижение объемов кредиторской задолженности по сравнению с предыдущим периодом | % | |||
8 | Доля бюджетных средств в Плане развития на отчетный период | % | |||
9 | Доля недостижения ключевых показателей Плана развития | % |
Приложение 17 к Типовой системе управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита |
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
по регионам (районам, городам областного значения)
№ п/п | Наименование критерия | Единица измерения | Пороговые уровни |
Удельный вес критерия | |
объективный | нормативный (экспертный) | ||||
1 | Срок с момента проведения последнего государственного аудита | год | |||
2 | Доля бюджетных средств, охваченных государственным аудитом от общего объема бюджетных средств местного бюджета, выделенных региону за охваченный период | % | |||
3 | Доля финансовых нарушений от общего объема средств, охваченных государственным аудитом | % | |||
4 | Доля неосвоенных средств по бюджетным программам развития, выделенных из вышестоящего бюджета | % | |||
5 | Годовой объем целевых трансфертов, выделенных из вышестоящего бюджета на развитие от общего объема местного бюджета | % |
Сноска. Приложение 18 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
форма |
РЕЕСТР РИСКОВ
по1 ___________________________________________________________
(наименование группы объектов, предметов государственного аудита)
Плановый период: 202__ год
Наименование критерия риска и описание риска | единица измерения | Влияние | Вероятность | Ожидаемое влияние (гр.4*гр.5) | Тип порогового значения | Пороговое значение | % отклонения2 | Удельный вес | Результат оценки рисков (гр.9*гр.10) | Степень риска | |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Сводный результат:3 | |||||||||||
Примечание:
1Реестр рисков формируется в разрезе объектов и предметов государственного аудита.
2Определяется путем расчета отклонения ожидаемого влияния (графа 6) от порогового значения (графа 8).
3Сводный результат определяется путем суммирования результатов оценки рисков по критериям.
Сноска. Пункт 19 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Форма |
СВОДНЫЙ РЕЕСТР РИСКОВ
____________________________________________________________________________
(наименование группы объектов, предметов государственного аудита)
Плановый период: 202__ год
Наименование объекта, предмета государственного аудита | единица измерения | Сводный результат | Степень риска | |
2 | 3 | 4 | 5 | |
Примечание:
1Реестр рисков формируется в разрезе объектов и предметов государственного аудита.
2Определяется путем расчета отклонения ожидаемого влияния (графа 6) от порогового значения (графа 8).
3Сводный результат определяется путем суммирования результатов оценки рисков по критериям.