Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 06.11.2020 № 85 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 1-3) пункта 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях и регулируемых рынках", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Особый порядок регулирования деятельности субъектов естественных монополий, привлекающих займы международных финансовых организаций и входящих в перечень субъектов естественных монополий, привлекающих займы международных финансовых организаций.
2. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности | |
Министра национальной экономики | |
Республики Казахстан | М. Кусаинов |
"СОГЛАСОВАН"
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
______________ А. Мамытбеков
25 ноября 2015 год
"СОГЛАСОВАН"
Исполняющий обязанности
Министра по инвестициям
и развитию Республики Казахстан
______________ Ж. Касымбек
24 ноября 2015 год
"СОГЛАСОВАН"
Исполняющий обязанности
Министра энергетики
Республики Казахстан
______________ У. Карабалин
26 ноября 2015 год
Утвержден приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 710 |
Особый порядок регулирования деятельности субъектов
естественных монополий, привлекающих займы международных
финансовых организаций и входящих в перечень субъектов
естественных монополий, привлекающих займы международных
финансовых организаций
1. Общие положения
1. Настоящий Особый порядок регулирования деятельности субъектов естественных монополий, привлекающих займы международных финансовых организаций и входящих в перечень субъектов естественных монополий, привлекающих займы международных финансовых организаций (далее – Особый порядок), разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях и регулируемых рынках" (далее – Закон).
2. Особый порядок применяется к деятельности субъектов естественных монополий, привлекающих займы международных финансовых организаций и входящих в перечень субъектов естественных монополий, привлекающих займы международных финансовых организаций (далее – Субъект), предусмотренный подпунктом 1-4) пункта 1 статьи 13 Закона.
3. Деятельность Субъектов, не урегулированная настоящим Особым порядком, регулируется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках.
4. В Особом порядке используются следующие понятия:
1) переменная часть прибыли – это часть прибыли, не превышающая 30 % от прибыли, включенной в тариф, формируемая с учетом критериев качества, надежности и эффективности регулируемых услуг;
2) двуставочный тариф – тариф, состоящий из тарифа за потребление и тарифа за содержание системы оказания услуг;
3) компетентный орган – государственный орган, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также местный исполнительный орган, осуществляющий согласование инвестиционной программы (проекта) Субъекта, оказывающего регулируемые услуги на соответствующей территории административно-территориальной единицы, включенного в местный раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий;
4) ведомство уполномоченного органа – ведомство государственного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках;
5) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках;
6) займы международных финансовых организаций – займы, выданные международными финансовыми организациями, на основании договора займа либо в виде векселей, облигаций, других ценных бумаг и иных денежных обязательств международных финансовых организаций.
Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 06.12.2016 № 499 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). 2. Порядок утверждения предельного уровня тарифа
(цены, ставки сбора)
5. Предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора) на регулируемые услуги (товары, работы) Субъекта утверждается на пять и более лет и ежегодно изменяется в сторону уменьшения за счет переменной части прибыли при недостижении критериев качества, надежности и эффективности регулируемых услуг.
6. Субъект представляет в ведомство уполномоченного органа заявку в произвольной форме на утверждение предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) на пятилетний срок и более за сорок пять рабочих дней до его введения в действие с приложением следующих документов:
1) проект предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) с прейскурантом с учетом отраслевых особенностей;
2) проект тарифной сметы регулируемых услуг (товаров, работ), в соответствии с приложением 3 к Правилам утверждения предельного уровня тарифов (цены, ставки сбора) и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 июля 2013 года № 213-ОД, зарегистрированном в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8625 (далее – Правила утверждения предельного уровня тарифов);
3) пояснительную записку о необходимости утверждения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора);
4) фактических данных о затратах за предыдущий год, с приложением сведений об исполнении тарифной сметы на регулируемые услуги за соответствующий период по форме, согласно приложению 1 к Правилам утверждения предельного уровня тарифов, обосновывающих материалов и расшифровок по каждой статье тарифной сметы;
5) расчет ставки прибыли;
6) расчет амортизационных отчислений на основные средства, используемые до реализации инвестиционной программы (проекта), и вводимые в эксплуатацию при реализации инвестиционной программы (проекта) в долгосрочный период с разбивкой по годам;
7) документы подтверждающие финансирование и возмещение заемных средств (проценты за кредиты, период финансирования, комиссионные выплаты, сроки погашения и другие);
8) данные о проектной мощности субъекта естественной монополии и о фактическом ее использовании;
9) проект инвестиционной программы (проекта).
В случае непредставления сведений об исполнении тарифной сметы на регулируемые услуги за соответствующие периоды по форме согласно приложению 1 к Правилам утверждения предельного уровня тарифов в срок, предусмотренный подпунктом 11) статьи 7 Закона, Субъектом представляются:
1) информация об исполнении тарифной сметы за соответствующий период, с приложением обосновывающих материалов и расшифровок по каждой статье тарифной сметы;
2) финансовая отчетность Субъекта за предшествующий календарный год в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности";
3) статистическая форма общегосударственного статистического наблюдения "Отчет по труду", утвержденная приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 8 декабря 2014 года № 71 "Об утверждении статистических форм общегосударственных статистических наблюдений по статистике труда и занятости населения и инструкций по их заполнению", зарегистрированном в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10125;
4) статистическая форма общегосударственного статистического наблюдения "Отчет о финансово-хозяйственной деятельности предприятия", утвержденная приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 14 ноября 2014 года № 50 "Об утверждении статистических форм общегосударственных статистических наблюдений по финансам предприятий и инструкций по их заполнению", зарегистрированном в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10074.
Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным приказом Министра национальной экономики РК от 06.12.2016 № 499 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7. Прилагаемые к заявке расчеты и обосновывающие материалы представляются с соблюдением следующих процедур:
1) материалы заявки прошиваются, пронумеровываются, заверяются печатью (при его наличии у субъекта частного предпринимательства) и подписью руководителя Субъекта либо лицом, замещающим его, либо заместителем руководителя, в компетенцию которого входят вопросы бухгалтерского учета и финансов. При этом, финансовые документы подписываются первым руководителем и главным бухгалтером Субъекта, либо лицами, замещающими их, и заверяются печатью (при его наличии у субъекта частного предпринимательства) Субъекта;
2) при расчете проектов тарифов (цен, ставок сборов) за базу принимаются фактические объемы регулируемых услуг (товаров, работ) за предыдущий календарный год – на первый год и планируемые объемы регулируемых услуг (товаров, работ) – на последующие планируемые годы с учетом приоритетов развития Республики Казахстан и социально-экономических показателей Республики Казахстан;
3) при снижении объемов регулируемых услуг (товаров, работ) представляются материалы, обосновывающие и подтверждающие снижение;
4) подготовлены в отдельности на каждый вид деятельности, осуществляемой Субъектом.
8. Ведомство уполномоченного органа в течение трех рабочих дней со дня получения заявки проверяет полноту представленных обосновывающих материалов и в письменном виде уведомляет Субъекта о принятии заявки к рассмотрению или об отказе в принятии заявки к рассмотрению с указанием причин отказа.
Причинами отказа в принятии заявки Субъекта к рассмотрению являются:
1) нарушение Субъектом сроков представления заявки;
2) непредставление Субъектом документов, указанных в пункте 6 настоящего Особого порядка;
3) несоответствие представленных документов пункту 7 настоящего Особого порядка;
4) несоответствие предлагаемой проектом инвестиционной программы (проекта) требованиям, установленным Правилами утверждения инвестиционных программ (проектов) субъекта естественной монополии, их корректировки, а также проведения анализа информации об их исполнении, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 194, зарегистрированном в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10459 (далее – Правила утверждения инвестиционной программы (проекта).
9. Проект предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) и тарифной сметы Субъекта рассматривается ведомством уполномоченного органа в течение тридцати семи рабочих дней со дня подачи заявки.
10. Если в период действия утвержденного предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) и (или) реализации утвержденной инвестиционной программы (проекта) Субъект привлекает займы международных финансовых организаций, то Субъект обращается с заявкой на утверждение нового предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) и (или) новой инвестиционной программы (проекта) в случае, если действующий утвержденный предельный уровень тарифа не покрывает расходы, связанные с привлечением займов международных финансовых организаций или не учитывает планируемые для включения в инвестиционную программу мероприятия, в целях которых привлекаются займы международных финансовых организаций.
В случае утверждения нового предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) и (или) новой инвестиционной программы (проекта), действовавшие ранее предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора) и (или) инвестиционная программа (проект) отменяются.
Если в период действия утвержденного тарифа Субъектом были направлены заемные средства международных финансовых организаций, не учтенные в утвержденной инвестиционной программе, на расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств, создание новых активов, расходы на выплату основного долга и вознаграждений по данным заемным средствам учитываются при утверждении нового предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) при наличии подтверждающих обосновывающих документов.
11. Ведомство уполномоченного органа проводит экспертизу проекта предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) и тарифной сметы:
1) на основе фактического исполнения тарифной сметы за предшествующий год;
2) с привлечением для этого независимых экспертов, государственных органов, потребителей и их общественных объединений, Субъекта, представившего проект.
Сноска. Пункт 11 с изменением, внесенным приказом Министра национальной экономики РК от 06.12.2016 № 499 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).12. Ведомство уполномоченного органа выносит предлагаемый Субъектом проект предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) и тарифной сметы на обсуждение при проведении публичных слушаний в соответствии с Правилами проведения публичных слушаний при рассмотрении заявок на утверждение тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, а также проекта цены на товары (работы, услуги) субъекта регулируемого рынка в области электроэнергетики, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 219, зарегистрированном в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10742, с учетом особенностей настоящего Особого порядка.
13. Ведомство уполномоченного органа, не позднее пяти рабочих дней до проведения публичных слушаний, размещает на своем интернет-ресурсе и опубликовывает в печатных изданиях, распространяемых с выпуском не реже двух раз в неделю на соответствующей территории административно-территориальной единицы, на которой Субъект осуществляют свою деятельность, объявление о проведении публичных слушаний.
14. Публичные слушания при утверждении предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) на регулируемые услуги (товары, работы) Субъекта проводятся за десять рабочих дней до принятия решения.
15. Решение ведомства уполномоченного органа об утверждении предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) и тарифной сметы на регулируемые услуги (товары, работы) или отказе в утверждении предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) и тарифной сметы на регулируемые услуги (товары, работы) Субъекта оформляется приказом руководителя ведомства уполномоченного органа и направляется ведомством уполномоченного органа Субъекту в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
При утверждении предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) и тарифной сметы в решении ведомства уполномоченного органа указывается дата ввода его в действие.
16. Введение предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора), осуществляется с первого числа первого месяца, следующего за месяцем утверждения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора).
Срок действия предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) устанавливается на период реализации Субъектом инвестиционной программы (проекта).
17. Субъект доводит до сведения потребителей информацию о введении предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) не позднее, чем за пять рабочих дней до введения их в действие путем размещения данной информации в средствах массовой информации, распространяемых на территории административно-территориальной единицы, на которой Субъект осуществляет свою деятельность.
18. Субъект представляет в ведомство уполномоченного органа информацию об уведомлении потребителей о введении предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) в течение трех рабочих дней с даты такого уведомления.
19. Если Субъект не уведомит потребителей о введении предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) в сроки, предусмотренные настоящим Особым порядком, то указанный предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора) не вводится с даты, указанной в решении ведомства уполномоченного органа. Введение утвержденного предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) осуществляется с первого числа второго месяца, следующего за месяцем утверждения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора).
20. В случае, если Субъект до истечения срока действия предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) не обратился в ведомство уполномоченного органа с заявкой на утверждение соответствующего предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора), срок которого заканчивается, Субъект оказывает регулируемые услуги по предельному уровню тарифа (цены, ставки сбора) за минусом прибыли и амортизации, ранее предусмотренных в предельном уровне тарифа (цены, ставки сбора) на реализацию инвестиционной программы (за исключением погашения основного долга по займам, привлеченным на реализацию инвестиционной программы (проекта).
21. Корректировка тарифной сметы и (или) предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) производится ведомством уполномоченного органа в соответствии с Правилами утверждения предельного уровня тарифов (цен, ставок сборов).
3. Порядок утверждения инвестиционной программы
22. Порядок утверждения инвестиционной программы определен Правилами утверждения инвестиционной программы (проекта), с учетом особенностей настоящего Особого порядка.
23. Инвестиционная программа Субъекта включает мероприятия, предусматривающие:
1) расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств;
2) создание новых активов субъекта.
24. Мероприятия инвестиционной программы Субъекта направляются на:
1) снижение технологической (физической) изношенности основных средств;
2) снижение потерь;
3) повышение качества, надежности и эффективности регулируемых услуг;
4) реализацию плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанного по итогам энергоаудита.
25. Источниками финансирования мероприятий инвестиционной программы являются:
1) собственные средства:
не менее 70 % прибыли Субъекта от регулируемой услуги;
амортизационные отчисления.
2) заемные средства, учитываемые при формировании предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) Субъекта.
26. Ведомство уполномоченного органа и компетентный орган рассматривают планируемую Субъектом инвестиционную программу (проект) в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления.
27. По результатам рассмотрения планируемой Субъектом инвестиционной программы (проекта) ведомство уполномоченного органа:
не позднее, чем за пять рабочих дней до принятия решения, направляет в компетентный орган подписанный проект решения об утверждении инвестиционной программы (проекта), с приложением инвестиционной программы (проекта);
либо уведомляет субъекта об отказе в утверждении инвестиционной программы (проекта) с приложением мотивированного заключения, подписанного уполномоченным органом и компетентным органом.
В случае отказа в утверждении инвестиционной программы, мотивированное заключение направляется ведомством уполномоченного органа в адрес компетентного органа в срок не позднее двадцати пяти рабочих дней со дня ее представления в ведомство уполномоченного органа.
28. В течение пяти рабочих дней со дня представления проекта решения об утверждении инвестиционной программы (проекта) компетентный орган направляет ведомству уполномоченного органа подписанное решение об утверждении инвестиционной программы (проекта) либо информирует о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в проект решения об утверждении инвестиционной программы (проекта) с приложением мотивированного заключения.
В случае внесения ведомством уполномоченного органа или компетентным органом информации о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в проект решения об утверждении инвестиционной программы (проекта) срок рассмотрения инвестиционной программы (проекта) продлевается на пять рабочих дней.
29. Утвержденная инвестиционная программа (проект) Субъекта размещается ведомством уполномоченного органа и соответствующим компетентным органом на своих интернет-ресурсах в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения ведомством уполномоченного органа и компетентным органом.
30. Копия решения об утверждении инвестиционной программы (проекта) направляется Субъекту ведомством уполномоченного органа в течение трех рабочих дней со дня принятия решения ведомством уполномоченного органа и компетентным органом.
31. Основания отказа в утверждении инвестиционной программы (проекта) установлены пунктом 4 статьи 15-3 Закона.
32. Отказ в утверждении инвестиционной программы (проекта) является основанием отказа в утверждении предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора).
33. Корректировка инвестиционной программы (проекта) Субъекта производится ведомством уполномоченного органа в соответствии с Правилами утверждения инвестиционной программы (проекта).
4. Изменение предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора)
34. Основаниями изменения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) на регулируемые услуги Субъекта, утвержденного в соответствии с настоящим Особым порядком, является изменение стоимости стратегических товаров, включая стоимости транспортировки товаров и (или) объема оказываемых регулируемых услуг в размере, превышающем прогнозируемый индекс потребительских цен на текущий год.
35. В случаях соответствующего увеличения или уменьшения стоимости стратегических товаров, включая стоимости транспортировки товаров, увеличения или уменьшения объема оказываемых регулируемых услуг, но не чаще одного раза в год, Субъект направляет в ведомство уполномоченного органа извещение в произвольной форме о предстоящем повышении либо снижении предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) с указанием даты и с приложением обосновывающих материалов не позднее, чем за тридцать календарных дней до даты повышения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора).
Сноска. Пункт 35 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 06.12.2016 № 499 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).36. Ведомство уполномоченного органа в течение двадцати календарных дней со дня получения извещения Субъекта, рассматривает извещение и прилагаемые обосновывающие материалы.
Решение ведомства уполномоченного органа о снижении или повышения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) на регулируемые услуги Субъекта, принимается в форме приказа с указанием даты введения предельного уровня тарифа.
При этом, в случае необоснованного повышения уровня тарифа (цены, ставки сбора) или непредставления обосновывающих материалов, направляет Субъекту мотивированный отказ в повышении предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора).
Сноска. Пункт 36 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 06.12.2016 № 499 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).37. В случае, если Субъект не обратился в ведомство уполномоченного органа о снижении предельного уровня тарифа в результате снижения стоимости стратегических товаров, включая стоимости транспортировки товаров, увеличения объема оказываемых регулируемых услуг, ведомство уполномоченного органа по итогам анализа отчета об исполнении тарифной сметы вводит временный компенсирующий тариф в соответствии с Правилами по утверждению временного компенсирующего тарифа, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 16 апреля 2013 года №115-ОД (зарегистрированными в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8472).
Сноска. Пункт 37 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 06.12.2016 № 499 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).38. Исключен приказом Министра национальной экономики РК от 06.12.2016 № 499 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
39. Субъект на основании полученного решения об утверждении предельного уровня тарифа вводит в действие предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора) с даты, указанной в приказе.
Сноска. Пункт 39 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 06.12.2016 № 499 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).40. Увеличение или уменьшение стоимости стратегических товаров определяется относительно цены, используемой при определении затрат Субъекта прошлого периода, а в последующих случаях – изменения стоимости стратегических товаров относительно цены, применяемой Субъектом или ведомством уполномоченного органа при изменении предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) на регулируемые услуги Субъекта.
41. Увеличение или уменьшение объема оказываемых Субъектом регулируемых услуг определяется относительно объема услуг используемого при определении предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) Субъекта прошлого периода, а в последующих случаях – изменения объема регулируемых услуг относительно объема услуг, применяемого Субъектом или ведомством уполномоченного органа при изменении предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) на регулируемые услуги Субъекта.
Субъект ежегодно представляет информацию об объемах оказанных регулируемых услуг с приложением подтверждающих документов.
42. Установление факта изменения стоимости стратегического товара осуществляется на основании договоров, извещений поставщиков и иных документов, представляемых Субъектом, либо на основе сравнительного анализа цен производителей стратегических товаров и (или) котировок биржевых товаров.
43. Субъект доводит до сведения ведомства уполномоченного органа и потребителей информацию об изменении предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) не позднее, чем за семь календарных дней до введения его в действие.
Сноска. Пункт 43 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 06.12.2016 № 499 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). 5. Корректировка предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора)
с учетом качества, надежности и эффективности регулируемых услуг
44. Корректировка предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) Субъекта осуществляется ежегодно путем применения коэффициента качества, надежности и эффективности регулируемых услуг к части прибыли, не превышающей 30 % от общей прибыли Субъекта.
45. Коэффициент качества, надежности и эффективности регулируемых услуг определяется на основании общих и специальных критериев качества, надежности и эффективности регулируемых услуг.
Общие критерии качества, надежности и эффективности регулируемых услуг установлены в приложении 1 к настоящему Особому порядку.
Специальные критерии качества, надежности и эффективности регулируемых услуг установлены в приложении 2 к настоящему Особому порядку.
46. Ежегодно не позднее двух месяцев, следующих за последними двенадцатью месяцами действия предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора), Субъект представляет ведомству уполномоченного органа материалы, подтверждающие выполнение установленных критериев качества, надежности и эффективности регулируемых услуг:
1) сведения об удовлетворенных потребителях качеством оказываемых услуг;
2) сведения об отсутствии фактов непредоставления (отключения) регулируемых коммунальных услуг продолжительностью более трех дней; сведения о снижении или сохранении на прежнем уровне изношенности основных средств на 2 и более %;
3) сведения о снижении удельной величины расхода энергетических ресурсов на производство регулируемых услуг; сведения о снижении нормативных технических потерь на уровень, утвержденный ведомством уполномоченного органа; сведения о повышении энергоэффективности (повышение класса энергоэффективности административных и производственных зданий); сведения о повышении уровня собираемости платежей с потребителей за оказанные регулируемые услуги.
47. В случае непредставления Субъектом материалов, подтверждающих выполнение установленных критериев качества, надежности и эффективности регулируемых услуг, коэффициент качества, надежности и эффективности регулируемых услуг Субъекта применяется в нулевом значении.
48. Ведомство уполномоченного органа в месячный срок рассматривает материалы, предоставленные Субъектом, и принимает решение о корректировке предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора).
49. Ведомство уполномоченного органа в пределах своей компетенции запрашивает и получает информацию, необходимую для осуществления своих полномочий, от физических и юридических лиц, в том числе государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
50. Субъект доводит до сведения потребителей информацию о введении скорректированного предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) не позднее, чем за пять календарных дней до введения их в действие путем размещения данной информации в средствах массовой информации, распространяемых на территории административно-территориальной единицы, на которой Субъект осуществляет свою деятельность.
51. Скорректированный с учетом критериев качества, надежности и эффективности регулируемых услуг предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора) вводится в действие с первого числа следующего месяца за месяцем принятия решения о корректировке предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора).
52. Субъект не позднее десяти календарных дней со дня вступления в силу решения ведомства уполномоченного органа о корректировке предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) осуществляет перерасчет начисленных сумм оплаты оказанных услуг Субъекта.
6. Определение затрат
53. Определение затрат на регулируемые услуги Субъекта осуществляется в соответствии с Особым порядком формирования затрат, применяемым при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 25 апреля 2013 года № 130-ОД, зарегистрированном в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8480 (далее – Особый порядок № 130-ОД), с учетом особенностей настоящего Особого порядка.
54. Расходы на выплату вознаграждений по заемным средствам, получаемым в национальной или иностранной валюте, для реализации инвестиционного проекта учитываются согласно договору о займе.
55. Затратная часть тарифа (цены, ставки сбора) Субъекта формируется на основании фактических затрат Субъекта за последний год, принятых в соответствии с Особым порядком формирования затрат, применяемом при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 25 апреля 2013 года № 130-ОД (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8480 опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 23 октября 2013 года № 299 (27573)) с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан (инфляция).
Сноска. Пункт 55 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 06.12.2016 № 499 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).56. В случае, если Субъект оказывает регулируемые услуги менее одного года, то его затраты определяются по результатам сравнительного анализа затрат субъектов естественных монополий, оказывающих аналогичные регулируемые услуги на сопоставимом товарном рынке, за период не менее одного года.
Сноска. Пункт 56 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 06.12.2016 № 499 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).57. Сравнительный анализ производится путем сопоставления затрат субъектов естественных монополий, оказывающих аналогичные регулируемые услуги на сопоставимом товарном рынке, имеющих схожие основные показатели деятельности (по объему, видам услуг, месту их оказания и прочему) и определения средневзвешенного значения производственных расходов и расходов периода соответственно.
7. Применение двуставочного тарифа на регулируемые услуги
Субъекта
58. Двуставочный тариф на регулируемые услуги Субъекта, состоящий из тарифа за потребление и тарифа за содержание системы оказания услуг, устанавливается ведомством уполномоченного органа на основании заявки Субъекта в произвольной форме:
на регулируемые услуги снабжения тепловой энергией, водоснабжения и водоотведения;
при условии оснащения приборами учета не менее 3 % потребителей регулируемых услуг Субъекта.
59. Тариф за потребление формируется из переменных затрат, состоящих из затрат, предусмотренных Особым порядком № 130-ОД, за исключением амортизационных отчислений основных средств и нематериальных активов и части прибыли, не используемой на реализацию инвестиционной программы Субъекта.
60. Тариф за содержание системы оказания услуг формируется из постоянных затрат Субъекта, состоящих из амортизационных отчислений основных средств и нематериальных активов и части прибыли, направляемой на реализацию инвестиционной программы Субъекта.
61. Тариф за содержание системы оказания услуг не превышает 30 % от двуставочного тарифа.
62. В случае превышения тарифа за содержание системы оказания услуг 30 % от двуставочного тарифа, соответствующая часть постоянных затрат включается в тариф за потребление.
63. Тариф за содержание системы оказания услуг взимается с потребителей равными долями ежемесячно.
8. Определение прибыли
64. Допустимый уровень прибыли Субъекта определяется с учетом оценочной стоимости активов, непосредственно задействованных в оказании регулируемых услуг Субъекта и ставки прибыли.
65. Максимальная прибыль Субъекта включает средства, необходимые на реализацию утвержденной инвестиционной программы, в размере не менее 70 % от прибыли и переменной части прибыли в размере 30 % от суммы прибыли, предусмотренной на реализацию инвестиционной программы, в пределах допустимого уровня прибыли.
66. Прибыль определяется как сумма прибыли, направляемой на реализацию утвержденной инвестиционной программы Субъекта и переменной части прибыли, рассчитываемой с учетом критериев качества, надежности и эффективности регулируемых услуг.
67. Расчет прибыли производится согласно приложению 3 к настоящему Особому порядку.
68. Стоимость привлечения заемного капитала определяется на основании данных Национального Банка Республики Казахстан среднеарифметического значения за последние двенадцать месяцев.
69. Величина заемного капитала (долга) в совокупном вложенном капитале определяется как сумма займов (долга).
70. Величина собственного капитала определяется на основе балансовой стоимости активов, непосредственно задействованных в оказании регулируемых услуг Субъекта без учета величины заемного капитала.
71. Ставка корпоративного подоходного налога определяется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
72. Значения безрисковой ставки доходности премии за риск инвестирования в капитал и бета-коэффициент для соответствующей отрасли (без учета долговой нагрузки) устанавливаются ежегодно ведомством уполномоченного органа на следующий год.
Сноска. Пункт 72 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 06.12.2016 № 499 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).73. В качестве безрисковой ставки доходности уполномоченный орган принимает фактическую доходность к погашению по долгосрочным государственным еврооблигациям Республики Казахстан.
74. За базовый инструмент принимается выпуск десятилетних еврооблигаций Республики Казахстан на сумму 1,5 миллиарда доллара США, осуществленный Правительством Республики Казахстан в октябре 2014 года.
75. Для сглаживания краткосрочных колебаний безрисковой ставки применяется среднеарифметическое значение доходности к погашению (ежедневные котировки) за последние двенадцать месяцев (либо меньший период, в зависимости от доступности информации).
76. Данные по котировкам доходности к погашению по долгосрочным государственным еврооблигациям Республики Казахстан запрашиваются у Министерства финансов Республики Казахстан, являющегося эмитентом данной ценной бумаги.
77. Премия за риск инвестирования в акционерный (собственный) капитал представляет собой дополнительный доход инвесторов от вложения в акционерный (собственный) капитал компании, получаемый сверх безрискового дохода.
78. За значение премии за риск инвестирования в акционерный (собственный) капитал принимается значение, опубликованное на интернет-ресурсе Damodaran Online по ссылке: http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/New_Home_Page/datafile/histretSP.html как арифметическое среднее (Arithmetic Average) риск премии (Risk Premium) между акциями и облигациями (Stocks - T.Bonds) за период с 1928 года.
79. Бета-коэффициент акционерного (собственного) капитала для анализируемой компании (субъекта естественной монополии) рассчитывается на основе бета-коэффициента без долговой нагрузки для соответствующей отрасли с учетом корректировки на структуру капитала и налоговый режим анализируемой компании (субъекта естественной монополии).
80. Оценочная стоимость активов, непосредственно задействованных в оказании регулируемых услуг Субъекта определяется независимым оценщиком с применением затратного метода и с включением в оценочную стоимость активов вложенных инвестиций (в соответствии с утвержденной инвестиционной программой) и накопленной амортизации.
81. Переоценка основных средств осуществляется не чаще одного раза в двенадцать месяцев и не реже одного раза в пять лет.
82. В случае если по результатам оценки стоимость активов, непосредственно задействованных в оказании регулируемых услуг Субъекта увеличилась на 20 % и более процентов, то данные результаты переоценки в размере, необходимом для реализации инвестиционной программы, применяется ведомством уполномоченного органа при расчете ставки прибыли поэтапно с разбивкой по годам в течение срока действия предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора).
83. За значение бета-коэффициента для соответствующей отрасли (без учета долговой нагрузки) ведомство уполномоченного органа принимает значение, опубликованное на интернет-ресурсе Damodaran Online по ссылке http://www.stern.nyu.edu/~adamodar/pc/datasets/betaemerg.xls.
84. Для субъектов оказывающих услуги по передаче и (или) распределению электрической энергии, а также по производству, передаче и (или) распределению тепловой энергии используется значение Unlevered beta для отрасли энергетики Power.
85. Для субъектов, оказывающих услуги водохозяйственной и (или) канализационной систем, используется значение Unlevered beta для отрасли коммунального водоснабжения Utility Water.
Для субъектов в сфере аэропортов и морских портов уполномоченный орган использует значение Unlevered beta для транспортной отрасли Transportation.
86. Расчет предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) производится согласно приложению 4 к настоящему Особому порядку.
87. Расчет двуставочного тарифа производится согласно приложению 5 к настоящему Особому порядку.
Общие критерии качества, надежности и эффективности
регулируемых услуг
(максимальное значение - 0,6):
№ | Критерии | Коэффициенты |
1 | Качество: | 0,2 |
увеличение или сохранение на прежнем уровне доли потребителей, удовлетворенных качеством оказываемых услуг (проводится ежегодно специализированной организацией, привлеченной на конкурсной основе Субъектом, путем анкетирования: 1) не менее 0,5 % потребителей, если их общее количество превышает 100000; 2) не менее 1% потребителей, если их общее количество превышает 1000; 2) не менее 10 % потребителей, если их общее количество не превышает 1000 лиц) | 0,1 | |
снижение или сохранение на прежнем уровне (в том числе отсутствие) количества зарегистрированных ведомством уполномоченного органа жалоб потребителей на оказание некачественных услуг нашедших подтверждение по результатам проверки | 0,05 | |
снижение или сохранение на прежнем уровне (в том числе отсутствие) количества зарегистрированных ведомством уполномоченного органа жалоб на отказ в подключении к услугам или предоставлении технических условий нашедших подтверждение по результатам проверки | 0,05 | |
2 | Надежность: | 0,1 |
отсутствие фактов непредоставления (отключения) регулируемых коммунальных услуг продолжительностью более трех дней | 0,05 | |
снижение или сохранение на прежнем уровне изношенности основных средств на 2 и более % | 0,05 | |
3 | Эффективность: | 0,3 |
снижение удельной величины расхода энергетических ресурсов на производство регулируемых услуг. | 0,1 | |
снижение нормативных технических потерь на уровень, утвержденный ведомством уполномоченного органа | 0,05 | |
повышение энергоэффективности (повышение класса энергоэффективности административных и производственных зданий) | 0,05 | |
повышение или сохранение на прежнем уровне собираемости платежей с потребителей за оказанные регулируемые услуги | 0,1 |
Сноска. Приложение 2 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 06.12.2016 № 499 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Специальные критерии качества, надежности и эффективности
регулируемых услуг (максимальное значение – 0,4):
№ | Специальные критерии | Коэффициенты |
1 | в сфере теплоэнергетики | |
Качество: | 0,15 | |
подача тепловой энергии соответствующие санитарным нормам, определяющим температуру воздуха в жилых помещениях – круглосуточно в течение отопительного сезона | 0,15 | |
Надежность: | 0,15 | |
бесперебойная подача тепловой энергии потребителям соответствующей стандартам услуг | 0,15 | |
Эффективность: | 0,1 | |
выполнение задаваемого тепловыми сетями температурного графика (для энергопроизводящих станций и котельных) | 0,1 | |
2 | в сфере водоснабжения и водоотведения | |
Качество: | 0,15 | |
снижение количества аварий в расчете на протяженность сетей водоснабжения и (или) водоотведения в год | 0,15 | |
Надежность: | 0,15 | |
снижение доли магистральных (распределительных) сетей, нуждающихся в замене (в процентах) | 0,15 | |
Эффективность: | 0,10 | |
увеличение доли энергосберегающих насосных оборудований | 0,10 | |
2.1 | в сфере водоснабжения орошаемого земледелия | |
Качество: | 0,15 | |
подача воды в соответствии с планом водораспределения, разработанного с учетом лимита водопользования и водности года | 0,15 | |
Надежность: | 0,15 | |
повышение эксплуатационной надежности водохозяйственных сооружений, каналов, трубопроводов (увеличение доли сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние) | 0,15 | |
Эффективность: | 0,10 | |
повышение коэффициента полезного действия водовода (канала и других) | 0,10 | |
3 | в сфере электроэнергетики | |
Качество: | 0,15 | |
отсутствует | - | |
Надежность: | 0,3 | |
недопоставленная электроэнергия, среднее время прерывания | 0,15 | |
средний индекс длительности прерываний в работе системы; | 0,15 | |
Эффективность: | 0,1 | |
применение энергосберегающих оборудований | 0,1 | |
4 | в сфере гражданской авиации и портов | |
Качество: | 0,2 | |
количество обоснованных задержек рейсов | 0,05 | |
средняя продолжительность задержек на один рейс | 0,05 | |
предпосылка к авиационному происшествию по вине аэропорта | 0,1 | |
Надежность: | 0,1 | |
количество происшествий на взлетно-посадочной полосе на тысячу взлетно-посадочных операций | 0,02 | |
количество происшествий на взлетно-посадочной полосе со смертельным исходом на тысячу взлетно-посадочных операций | 0,02 | |
количество происшествий на тысячу часов работы | 0,02 | |
количество случаев несанкционированного занятия взлетно-посадочной полосы на тысячу взлетно-посадочных операций | 0,02 | |
количество столкновений с птицами на взлетно-посадочных операций | 0,02 | |
Эффективность: | 0,1 | |
соотношение возможной пропускной способности на фактическую пропускную способность аэропорта (количество ежедневных взлетно-посадочных операций) | 0,05 | |
мероприятия по сокращению затрат (оптимизация) | 0,05 | |
5 | в сфере транспортировки товарного газа по распределительным трубопроводам | |
Качество: | 0,15 | |
подача товарного газа потребителям требуемых параметров согласно СН РК 4.03-01-2011 (давление и теплотворная способность) круглогодично | 0,15 | |
Надежность: | 0,15 | |
бесперебойная подача товарного газа потребителям | 0,15 | |
Эффективность: | 0,1 | |
повышение эксплуатационной надежности газоснабжающих сооружений (увеличение доли сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние) | 0,05 | |
снижение количества аварий в расчете на протяженность сетей в год | 0,05 | |
6 | в сфере транспортировки товарного газа по магистральным трубопроводам | |
Качество: | 0,15 | |
подача товарного газа потребителям требуемых параметров, согласно СН РК 4.03-01-2011 (давление и теплотворная способность) круглогодично | 0,15 | |
Надежность: | 0,1 | |
бесперебойная подача товарного газа потребителям | 0,1 | |
Эффективность: | 0,15 | |
сохранение и (или) увеличение пропускной способности газотранспортной системы | 0,15 |
Расчет прибыли
Расчет прибыли производится по следующей формуле:
P = P1 + P2
где:
P - прибыль (тенге);
P1 – прибыль, направляемая на реализацию утвержденной инвестиционной программы Субъекта (тенге);
P2 – переменная часть прибыли, рассчитываемая с учетом критериев качества, надежности и эффективности регулируемых услуг (тенге).
1. Прибыль, направляемая на реализацию утвержденной инвестиционной программы Субъекта, определяется по следующей формуле:
P1 = OCA x CP x 70 %,
где:
P1 – прибыль, направляемая на реализацию утвержденной инвестиционной программы Субъекта (тенге);
OCA - оценочная стоимость активов, непосредственно задействованных в оказании регулируемых услуг Субъекта (тенге);
CP - ставка прибыли (%).
2. Прибыль, рассчитываемая с учетом критериев качества, надежности и эффективности регулируемых услуг, определяется по следующей формуле:
P2 = OCA X CP X 30 % x K,
где:
P2 - переменная часть прибыли, рассчитываемая с учетом критериев качества, надежности и эффективности регулируемых услуг (тенге);
OCA - оценочная стоимость активов, непосредственно задействованных в оказании регулируемых услуг Субъекта (тенге);
CP - ставка прибыли (%);
K – коэффициент качества, надежности и эффективности регулируемых услуг.
Ставка прибыли Субъекта определяется по формуле расчета средневзвешенной стоимости капитала:
WACC = Re x E/(D + E) + Rd x D/(D + E) x (100 % - T),
где:
WACC - ставка прибыли;
Re - стоимость собственного капитала;
E - величина собственного капитала в совокупном вложенном капитале;
D- величина заемного капитала (долга) в совокупном вложенном капитале;
Rd - стоимость привлечения заемного капитала;
T - ставка корпоративного подоходного налога (%).
3. Стоимость собственного капитала определяется по следующей формуле:
Re = Rf + ERP x Be
где:
Re - стоимость собственного капитала;
Rf - безрисковая ставка доходности;
ERP - премия за риск инвестирования в капитал;
Be - бета-коэффициент акционерного (собственного) капитала.
4. Перевод полученной выше стоимости собственного капитала в национальную валюту осуществляется по следующей формуле:
где:
Z – перевод полученной стоимости собственного капитала в национальную валюту;
Re – стоимость собственного капитала, полученная в рамках расчетов описанных выше;
Infkz - долгосрочный прогнозируемый уровень инфляции в национальной валюте;
Inffc - долгосрочный прогнозируемый уровень инфляции в иностранной валюте.
Для расчета бета-коэффициента акционерного (собственного) капитала для анализируемой компании необходимо использовать следующую формулу:
Be = Ba x 1 + (1- T) x D
E,
где:
Be – бета-коэффициент бета акционерного (собственного) капитала анализируемой компании;
Ba– бета-коэффициент для соответствующей отрасли (без учета долговой нагрузки);
T – ставка корпоративного подоходного налога, применяемая в Казахстане;
D
E - текущее соотношение заемного и собственного капитала анализируемой компании согласно финансовой отчетности.
Расчет предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора)
Предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора) определяется по формуле:
PT = (З + П)/О,
где:
РТ – предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора);
З - средневзвешенные фактические затраты Субъекта на оказание услуги за последние три года, принятые с учетом Особого порядка № 130-ОД, и анализа отчета об исполнении тарифных смет Субъекта, тенге;
П – прибыль, тенге;
О – объем оказанных услуг.
1. Объем оказанных услуг рассчитывается путем сложения объема регулируемых услуг за предыдущий период действия предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) и планируемого изменения объема регулируемых услуг.
2. Объем тепла, отпускаемый (планируемый к отпуску) абонентам определяется по формуле:
,
где:
Q1 - объем тепла, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, Гкал;
Ti - темп изменения (снижения) потребления тепла. В случае, если данные об объеме отпуска тепла в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления тепла рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления тепла не должен превышать 5 % в год;
- расчетный объем тепла, отпускаемый новым абонентам, подключившимся к централизованной системе теплоснабжения в году, за вычетом потребления тепла абонентами, теплоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), Гкал. Указанная величина может принимать, в том числе, отрицательные значения;
- планируемое в году изменение (снижение) объема тепла, отпускаемого гарантирующей организацией абонентам по отношению к году, связанное с изменением нормативов потребления тепла, Гкал. Указанная величина может принимать как положительные, так и отрицательные значения.
Расчет двуставочного тарифа
Двуставочный тариф определяется по формуле:
ДТ = ТП + ТС х (1/о),
где:
ДТ – двуставочный тариф;
ТП – тариф за потребление, тенге;
ТС – тариф за содержание системы оказания услуг, тенге;
о – объем потребляемой услуги отдельного потребителя.
Тариф за потребление определяется по формуле:
ТП = ЗПР + П2/О,
где:
ТП – тариф за потребление;
ЗПР – переменные затраты, тенге;
П2 – прибыль, рассчитываемая с учетом критериев качества, надежности и эффективности регулируемых услуг (тенге);
О – объем оказанных услуг.
Тариф за содержание системы оказания услуг определяется по формуле:
ТС = (ЗПТ + П1)/Опотр,
где:
ТС – тариф за содержание системы оказания услуг;
ЗПТ – постоянные затраты, тенге;
П1– прибыль, направляемая на реализацию утвержденной инвестиционной программы Субъекта (тенге);
Опотр– количество потребителей (население, бюджетные организации и прочие) Субъекта.