В соответствии с подпунктом 28-3) пункта 1 статьи 37 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
Утвердить:
1) Правила, определяющие критерии отнесения плотин к декларируемым, согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Правила разработки декларации безопасности плотины, согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Комитету по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и в информационно-правовую систему "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, но не ранее 1 января 2016 года.
Министр сельского хозяйства | |
Республики Казахстан | А. Мамытбеков |
"СОГЛАСОВАН"
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
_____________ Е. Досаев
"__" ________ 2015 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
_____________ К.Касымов
"__" ________ 2015 года
Приложение 1 к приказу Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 декабря 2015 года № 19-2/1054 |
Правила, определяющие критерии отнесения плотин к декларируемым
1. Настоящие Правила, определяющие критерии отнесения плотин к декларируемым (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 28-3) пункта 1 статьи 37 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года и распространяются на организации независимо от форм собственности, эксплуатирующие плотины (далее - организации), подлежащие обязательному декларированию в области безопасности плотин.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
1) плотина - подпорное гидротехническое сооружение на водотоке для подъема уровня воды и (или) создания водохранилища;
2) класс плотины - регламентируемая действующими нормами проектирования качественно-количественная характеристика, определяющая степень социально-экономической значимости и ответственности гидротехнического сооружения и назначаемая с учетом последствий его аварии и (или) нарушений эксплуатации;
3) гидродинамическая авария - авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации;
4) напорный фронт - совокупность водоподпорных сооружений, воспринимающих напор (давления воды).
3. Плотины в зависимости от их высоты, типа грунтов основания, объема, социально-экономической ответственности и последствий возможных гидродинамических аварий подразделяют на классы.
4. Основным критерием отнесения плотин к декларируемым является их класс, определяемый в соответствии с приложением к настоящим Правилам.
5. Декларированию подлежат плотины I, II, III класса независимо от форм их собственности.
6. Декларированию также подлежат плотины IV класса, представляющие повышенную опасность при чрезвычайных ситуациях в соответствии с заключением проектной организации.
7. Класс плотин устанавливается проектной организацией при подготовке проектной документации и может быть изменен на стадиях строительства, капитального ремонта, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановления и консервации при наличии обоснованных изменений параметров плотины и (или) условий ее эксплуатации.
8. Класс основных сооружений, входящих в состав напорного фронта плотины, должен устанавливаться по сооружению, отнесенному к более высокому классу.
9. В случае изменения условий, определяющих класс плотины, он должен быть приведен в соответствие с изменившимися условиями с обязательным указанием в декларации.
Приложение к Правилам, определяющим критерии отнесения плотин к декларируемым |
Класс плотин
Класс плотин в зависимости от их высоты и типа грунтов
основания
Сооружения | Тип грунтов | Высота сооружений (в метрах) при их классе | |||
I | II | III | IV | ||
1. Плотины из грунтовых материалов | А | более 80 | от 50 до 80 | от 20 до 50 | менее 20 |
Б | более 65 | от 35 до 65 | от 15 до 3 5 | менее 15 | |
В | более 50 | от 25 до 50 | от 15 до 25 | менее 15 | |
2. Плотины бетонные, железо-бетонные | А | более 100 | от 60 до 100 | от 25 до 60 | менее 25 |
Б | более 50 | от 25 до 50 | от 10 до 25 | менее 10 | |
В | более 25 | от 20 до 25 | от 10 до 20 | менее 10 | |
Примечания: |
Класс плотин в зависимости от их социально-экономической
ответственности и условий эксплуатации
Объекты гидротехнического строительства | Класс сооружений |
1. Подпорные сооружения гидроузлов при объеме водохранилища (в миллионах кубических метров (м3)): | |
свыше 1000 | I |
от 200 до 1000 | II |
от 50 до 200 | III |
50 и менее | IV |
2. Подвешенная площадь орошения к плотине (в тысячах гектаров (га)): | |
свыше 300 | I |
от 100 до 300 | II |
от 50 до 100 | III |
50 и менее | IV |
3. Водозаборные сооружения, осуществляющие водозабор из водохранилища | |
свыше 200 | I |
от 100 до 200 | II |
от 20 до 100 | III |
менее 20 | IV |
Класс плотин в зависимости от последствий возможных
гидродинамических аварий
Класс гидротехнических сооружений | Число постоянно проживающих людей, которые могут пострадать от аварии гидротехнических сооружений (количество человек) | Число людей, условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены при аварии гидротехнических сооружений (количество человек) | Размер возможного материального ущерба без учета убытков владельца гидротехнических сооружений (в миллионах МЗП) | Характеристика территории распространения чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии гидротехнических сооружений |
I | более 3000 | более 20 000 | более 50 | В пределах территории двух и более областей Республики Казахстан |
II | от 500 до 3000 | от 2000 до 20 000 | от 10 до 50 | В пределах территории одной области Республики Казахстан (двух и более районов) |
III | до 500 | до 2000 | от 1 до 10 | В пределах территории одного района |
IV | менее 1 | В пределах территории одного района | ||
Примечания: |
Приложение 2 к приказу Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 декабря 2015 года № 19-2/1054 |
Правила
разработки декларации безопасности плотины
1. Настоящие Правила разработки декларации безопасности плотины (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 28-3) пункта 1 статьи 37 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года, определяют порядок разработки декларации безопасности плотины и распространяются на организации всех форм собственности (далее - организации), эксплуатирующие плотины.
2. Декларация безопасности плотины подлежит экспертизе в организации, аттестованной уполномоченным органом на право проведения работ в области безопасности плотин, за счет средств организации-заявителя.
3. Декларация безопасности плотины подлежит регистрации в бассейновой инспекции по регулированию использования и охраны водных ресурсов (далее – бассейновая инспекция) для присвоения регистрационного шифра.
Срок регистрации декларации безопасности плотины бассейновой инспекцией составляет не более тридцати календарных дней со дня подачи пакета документов.
Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра РК – Министра сельского хозяйства РК от 02.028.2016 № 351 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Разработка декларации безопасности плотины осуществляется организацией, эксплуатирующей плотину самостоятельно, либо за счет ее средств сторонней аттестованной организацией.
5. В случае разработки декларации безопасности плотины аттестованной организацией, экспертное заключение выдается другой аттестованной организацией.
6. Декларация безопасности плотины содержит:
1) титульный лист;
2) общую информацию, включающую данные о плотине и природных условиях района их расположения, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями уполномоченных государственных органов (например, по вопросам эксплуатации установленных на плотине грузоподъемных механизмов пожарной сигнализации), основные сведения об эксплуатирующей организации;
3) в качестве приложения к декларации безопасности плотины - паспорт плотины с комплектом общих чертежей: план водохранилища, генеральный план гидроузла, планы и разрезы по сооружениям напорного фронта, ограждающим и защитным дамбам, ситуационный план с результатами расчетов зон затопления, границ зон вредного воздействия на окружающую среду;
4) обоснование технических решений по пропуску паводков заданной обеспеченности через плотину в строительный и эксплуатационный периоды;
5) анализ и оценку безопасности плотин, включая определение возможных источников опасности и его готовности к недопущению и (или) снижению последствий чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей обеспечения безопасности плотины в зависимости от назначения, класса капитальности, особенностей конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности;
6) установленные допустимые значения показателей безопасности плотины на основе расчета на прочность, устойчивость, водонепроницаемость и долговечность;
7) данные натурных наблюдений в период постановки плотины под напор;
8) результаты натурных наблюдений за техническим состоянием сооружений в период эксплуатации с определением критериев безопасности для отдельных конструктивных элементов и уровня безопасности сооружения в целом, а также предложения по уточнению предельно допустимых показателей безопасности;
9) данные о произошедших авариях на плотине и мерах по их устранению;
10) данные о системе охраны объектов и обеспечении их безопасности;
11) план мероприятий эксплуатирующей организации по обеспечению безопасной эксплуатации плотины;
12) информирование населения, уполномоченного органа и бассейновой инспекции, органов внутренних дел, местных исполнительных органов областей (городов республиканского значения, столицы) о возможных и возникших на плотине аварийных ситуациях;
13) оценку декларантом уровня безопасности отдельных узлов и плотины в целом, а также достаточности перечня необходимых мероприятий по обеспечению безопасности;
14) акт приемки в эксплуатацию законченного строительством или реконструкцией, капитальным ремонтом, восстановлением плотины, в соответствии с действующим законодательством.
Сноска. Пункт 6 в редакции приказа Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 13.12.2019 № 109 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7. Руководитель организации, эксплуатирующей плотину (заказчик проекта), обеспечивает проведение экспертизы безопасности плотины разработанной декларации безопасности плотин в аттестованной организации.
8. При получении положительного экспертного заключения, декларация безопасности плотины вносится на утверждение руководителю организации, эксплуатирующей плотину (заказчику проекта).
9. При получении отрицательного экспертного заключения декларация безопасности плотины возвращается в организацию для устранения замечаний и представляется на повторную экспертизу.
10. В случае изменения условий (внутри плотины и за ее пределами), влияющих на обеспечение безопасности плотины, включая случаи реконструкции, капитального ремонта, восстановления и (или) консервации плотины, декларация безопасности плотины подлежит изменению.
При внесении изменений в декларацию безопасности плотины она подлежит повторной экспертизе и регистрации в бассейновой инспекции в срок не позднее трех месяцев после внесения изменений.
Сноска. Пункт 10 с изменением, внесенным приказом Заместителя Премьер-Министра РК – Министра сельского хозяйства РК от 02.028.2016 № 351 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).11. Декларация безопасности плотины разрабатывается не реже одного раза в пять лет, а также независимо от срока подлежит корректировке в следующих случаях:
1) при возникновении опасности снижения уровня надежности сооружения, ухудшении условий предотвращения чрезвычайных ситуаций;
2) после реконструкции, капитального ремонта, восстановления и (или) консервации плотин - до приемки соответствующих строительно-монтажных работ;
3) перед вводом объекта в эксплуатацию;
4) после первых двух лет эксплуатации;
5) при изменении нормативных правовых актов, правил и норм в области безопасности гидротехнических сооружений;
6) после аварийных ситуаций;
7) при выводе из эксплуатации;
8) при изменении условий, определяющих класс плотины.
12. Декларация безопасности плотины для строящихся плотин разрабатывается до установленного законом срока сдачи сооружения во временную и (или) постоянную эксплуатацию.
13. Декларация безопасности плотины разрабатывается и оформляется в двух экземплярах на государственном и русском языках, на бумажном и электронном носителях и утверждается первым руководителем организации, эксплуатирующей плотину (заказчик проекта).
Сноска. Пункт 13 в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра РК – Министра сельского хозяйства РК от 02.028.2016 № 351 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).14. Для регистрации в бассейновой инспекции декларация безопасности плотины представляется в составе проекта и (или) отдельным документом.
Сноска. Пункт 14 в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра РК – Министра сельского хозяйства РК от 02.028.2016 № 351 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).15. Перечень плотин и организаций, зарегистрировавших декларации безопасности плотин, размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа.