Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра энергетики РК от 23.11.2018 № 453 и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 23.11.2018 № 77 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ!
Вводится в действие с 01.01.2016.
В соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить:
1) Критерии оценки степени риска в области проведения нефтяных операций согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) Проверочный лист в области проведения нефтяных операций согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
2. Признать утратившим силу совместный приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 22 июня 2015 года № 421 и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 482 "Об утверждении критериев оценки степени риска и формы проверочного листа в области проведения нефтяных операций" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 11823, опубликованный 3 сентября 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет").
3. Комитету экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет";
3) направление копии настоящего приказа в течение десяти календарных дней со дня его получения в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан;
4) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и интранет-портале государственных органов;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
5. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 1 января 2016 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр |
И.о. Министра энергетики |
"СОГЛАСОВАН"
Председатель
Комитета по правовой статистике и
специальным учетам Генеральной
прокуратуры Республики Казахстан
_______________ С. Айтпаева
28 декабря 2015 года
Приложение 1 к совместному приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 800 и и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 14 декабря 2015 года № 718 |
Критерии оценки степени риска в области проведения нефтяных
операций
1. Общие положения
1. Настоящие критетии оценки степени риска в области проведения нефтяных операций (далее - критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, законами Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании", от 16 мая 2014 года "О разрешениях и уведомлениях" и Методикой формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки риска, утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 722 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12389), для отнесения субъектов проверки в области проведения нефтяных операций к степеням рисков.
2. В критериях используются следующие понятия:
1) незначительные нарушения – нарушения, связанные с несвоевременным предоставлением отчетности по недропользованию один раз;
неосуществлением строительства необходимых промысловых объектов и иных объектов инфраструктуры, необходимых для добычи, подготовки, хранения и транспортировки углеводородов от места добычи и хранения до места перевалки в магистральный трубопровод и (или) на другой вид транспорта, в соответствии с проектными документами, утверждаемыми в установленном порядке;
не направлением отчета о выполнении программ развития переработки попутного газа;
отсутствием и (или) несоблюдением условий уведомления на проведение морских научных исследований;
2) значительные нарушения – нарушения, связанные с несвоевременным предоставлением отчетности по недропользованию два раза;
несоблюдением обязывающей (обязан, должен, требуется, необходимо) нормы Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании";
отсутствием и (или) несоблюдением условий разрешения на проведение нефтяных операций на море и внутренних водоемах;
наличием подтвержденного факта жалобы или обращения по подконтрольному субъекту;
3) риск в области проведения нефтяных операций – вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий, вероятность снижения развития нефтегазового сектора, не достижения запланированного уровня добычи нефти и газа;
4) грубые нарушения – нарушения, связанные с несвоевременным предоставлением отчетности по недропользованию три и более раза;
несоблюдением запрещающей (запрещается, не допускается) нормы Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании";
наличием двух и более подтвержденных фактов жалобы или обращения по подконтрольному субъекту;
5) субъективные критерии оценки степени риска (далее - субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта);
6) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью назначения проверок;
7) проверяемый субъект – юридические лица, осуществляющие разведку и добычу нефти, газа и нефтегазоконденсата; а также юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по проектированию (технологическому) и (или) эксплуатации горных (разведка, добыча полезных ископаемых), нефтехимических производств, эксплуатации магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов в сфере нефти и газа.
3. Критерии оценки степени риска для выборочных проверок в области проведения нефтяных операций формируются посредством субъективных критериев.
2. Субъективные критерии
4. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
5. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления проверяемых субъектов (объектов), нарушающих законодательство Республики Казахстан.
Формирование базы данных и сбор информации будут осуществляться из следующих источников информации:
1) результаты мониторинга отчетности, представляемых проверяемым субъектом, посредством интегрированной информационной системы "Единая государственная система управления недропользованием Республики Казахстан" (далее - Результаты мониторинга отчетности);
2) результаты предыдущих проверок. При этом, степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;
3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений.
6. На основании имеющихся источников информации субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные.
Для отнесения проверяемого субъекта к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, проверяемому субъекту приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится выборочная проверка.
В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
где:
– показатель значительных нарушений;
– общее количество значительных нарушений;
- количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
где:
– показатель незначительных нарушений;
– общее количество незначительных нарушений;
- количество выявленных незначительных нарушений;
Общий показатель степени риска (
) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:где:
- общий показатель степени риска;
- показатель значительных нарушений;
- показатель незначительных нарушений.
Субъективные критерии приведены в приложении к настоящим Критериям.
По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 включительно и в отношении него проводится выборочная проверка;
2) не относится к высокой степени риска – при показателе степени 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
При анализе и оценке степени рисков не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
Кратность проведения выборочной проверки не чаще одного раза в год.
Анализ получаемых сведений и оценка по показателям осуществляется один раз в год до первого апреля следующего года. Анализируемым периодом является прошедший год.
Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на отчетный период с апреля текущего года до апреля следующего года по результатам проводимого анализа и оценки, утвержденных первым руководителем регулирующего государственного органа. Списки выборочных проверок направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
Списки выборочных проверок составляются с учетом:
приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;
нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки государственного органа.
Приложение к Критериям оценки степени риска в области проведения нефтяных операций |
Субъективные критерии к оценке степени риска
Источник информации | Критерии | Степень нарушения |
Результаты мониторинга отчетности | Несвоевременно представленная отчетность по недропользованию три и более раза | Грубое |
Несвоевременно представленная отчетность по недропользованию два раза | Значительное | |
Несвоевременно представленная отчетность по недропользованию один раз | Незначительное | |
Результаты предыдущих проверок (степень тяжести устанавливается при несоблюдении перечисленных требований) | Соблюдение запрета по проведению поисковых, оценочных работ и работ по добыче без утвержденного (принятого) в установленном порядке проекта поисковых работ, проекта оценочных работ и проектного документа на проведение работ по добыче | Грубое |
Соблюдение запрета по сжиганию в факелах попутного и (или) природного газа, за исключением случаев угрозы или возникновения аварийных ситуаций, угрозы жизни персоналу или здоровью населения и окружающей среде | Грубое | |
Соблюдение положений проектных документов и технологических схем на проведение операций по недропользованию, в части добычи нефти, газа, конденсата, газоконденсата, жидкости, фонда скважин, бурения скважин, ввода из бурения скважин, обводненности, системы сбора и промысловой подготовки продукции скважин, системы поддержки пластового давления | Значительное | |
Соблюдение требования по представлению недропользователями сведений, указанных в Правилах ведения единой базы данных добычи и оборота нефти, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 27 января 2015 года № 40 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10456) | Значительное | |
Соблюдение обязанности по представлению недропользователями отчетов о приобретенных товарах, работах и услугах | Значительное | |
Соблюдение запрета по проведению промышленной разработки нефтегазовых месторождений без переработки и (или) утилизации попутного и (или) природного газа | Грубое | |
Соблюдение обязанности предусматривать программы развития переработки попутного газа | Значительное | |
Соблюдение обязанности по проведению разработки месторождений углеводородов в соответствии с едиными правилами по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче полезных ископаемых | Значительное | |
Осуществление строительства необходимых промысловых объектов и иных объектов инфраструктуры, необходимых для добычи, подготовки, хранения и транспортировки углеводородов от места добычи и хранения до места перевалки в магистральный трубопровод и (или) на другой вид транспорта, в соответствии с проектными документами, утверждаемыми в установленном порядке | Незначительное | |
Соблюдение обязанности по представлению недропользователями программ закупа товаров, работ и услуг на предстоящий год | Значительное | |
Направление отчета о выполнении программ развития переработки попутного газа | Незначительное | |
Соблюдение обязанности по осуществлению недропользователями и их подрядчиками, а также лицами, уполномоченными недропользователями процедур, связанных с приобретением товаров, работ и услуг, любым из способов, указанных в пункте 1 статьи 77 Закона Республики Казахстан "О недрах и недропользовании", на территории Республики Казахстан | Значительное | |
Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений | Наличие двух и более подтвержденных жалоб или обращений | Грубое |
Наличие подтвержденного факта жалобы или обращения | Значительное |
Приложение 2 к совместному приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 800 и и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 14 декабря 2015 года № 718 |
Проверочный лист
в области проведения нефтяных операций (наименование однородной группы проверяемых субъектов (объектов))
Государственный орган, назначивший проверку _________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ___________________________________________
(№, дата)
Наименование проверяемого субъекта (объекта) ________________________
_____________________________________________________________________
(ИИН), БИН проверяемого субъекта (объекта) __________________________
_____________________________________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________
_____________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Требуется | Не требуется | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В отношении субъектов контроля в области проведения нефтяных операций при разведке, пробной эксплуатации, опытно-промышленной и промышленной эксплуатации нефтяных и газовых месторождений | |||||
1. | Соблюдение запрета по проведению поисковых, оценочных работ и работ по добыче без утвержденного (принятого) в установленном порядке проекта поисковых работ, проекта оценочных работ и проектного документа на проведение работ по добыче | ||||
2. | Соблюдение запрета по сжиганию в факелах попутного и (или) природного газа, за исключением случаев угрозы или возникновения аварийных ситуаций, угрозы жизни персоналу или здоровью населения и окружающей среде | ||||
3. | Соблюдение положений проектных документов и технологических схем на проведение операций по недропользованию, в части добычи нефти, газа, конденсата, газоконденсата, жидкости, фонда скважин, бурения скважин, ввода из бурения скважин, обводненности, системы сбора и промысловой подготовки продукции скважин, системы поддержки пластового давления | ||||
4. | Соблюдение требования по представлению недропользователями сведений, указанных в Правилах ведения единой базы данных добычи и оборота нефти, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 27 января 2015 года № 40 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10456) | ||||
5. | Соблюдение обязанности по представлению недропользователями отчетов о приобретенных товарах, работах и услугах | ||||
6. | Соблюдение запрета по проведению промышленной разработки нефтегазовых месторождений без переработки и (или) утилизации попутного и (или) природного газа | ||||
7. | Соблюдение обязанности предусматривать программы развития переработки попутного газа | ||||
8. | Наличие и (или) соблюдение условий разрешения на проведение нефтяных операций на море и внутренних водоемах | ||||
9. | Соблюдение обязанности по проведению разработки месторождений углеводородов в соответствии с едиными правилами по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче полезных ископаемых | ||||
10. | Осуществление строительства необходимых промысловых объектов и иных объектов инфраструктуры, необходимых для добычи, подготовки, хранения и транспортировки углеводородов от места добычи и хранения до места перевалки в магистральный трубопровод и (или) на другой вид транспорта, в соответствии с проектными документами, утверждаемыми в установленном порядке | ||||
11. | Соблюдение обязанности по представлению недропользователями программ закупа товаров, работ и услуг на предстоящий год | ||||
12. | Направление отчета о выполнении программ развития переработки попутного газа | ||||
13. | Наличие и (или) соблюдение условий уведомления на проведение морских научных исследований | ||||
14. | Соблюдение обязанности по осуществлению недропользователями и их подрядчиками, а также лицами, уполномоченными недропользователями процедур, связанных с приобретением товаров, работ и услуг, любым из способов, указанных в пункте 1 статьи 77 Закона Республики Казахстан "О недрах и недропользовании", на территории Республики Казахстан | ||||
В отношении юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность по проектированию (технологическому) и (или) эксплуатации горных (разведка, добыча полезных ископаемых), нефтехимических производств, эксплуатацию магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов | |||||
15 | Наличие производственной базы (здания, помещения); магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов на праве собственности или иных законных основаниях, которая должна быть технически оснащена в соответствии с заявленными подвидами деятельности | ||||
16 | Наличие диагностических, контрольно-измерительных приборов, а также инструментов, оборудования обеспечивающих эксплуатацию магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов | ||||
17 | Наличие скважинных приборов и зондов, наземной аппаратуры для регистрации показаний приборов и зондов, специального кабеля, лебедки для спускоподъемных операций в скважине; для сейсморазведочных работ – наличие сейсмостанции или другого сейсморазведочного оборудования для ведения технологических работ (промысловые исследования; сейсморазведочные работы; геофизические работы) на месторождениях углеводородного сырья для промысловых исследований и геофизических работ | ||||
18 | Наличие: 1) лицензии либо договора со специализированной организацией, имеющей лицензию на работу со взрывчатыми веществами; 2) перфорационного оборудования или системы для прострелочно-взрывных работ в нефтяных; газовых; газоконденсатных; нагнетательных скважинах | ||||
19 | Наличие бурового (в том числе плавучего на море и внутренних водоемах) оборудования, долота, буровых труб, противовыбросового оборудования, подъемных агрегатов для бурения скважин на месторождениях углеводородного сырья на суше; на море; на внутренних водоемах | ||||
20 | Наличие специализированной техники и оборудования для подземного ремонта (текущего; капитального) скважин на месторождениях | ||||
21 | Наличие подъемных транспортных средств, цементировочного агрегата, специализированной техники и оборудования, механизмов и инструментов для цементации; испытания; освоения, опробования скважин на месторождениях углеводородного сырья | ||||
22 | Наличие комплекса технических средств, специализированной техники и оборудования для повышения нефтеотдачи нефтяных пластов и увеличения производительности скважин | ||||
23 | Наличие специализированной техники и оборудования для сбора нефти на суше; нефтесборного устройства на море, плавающих резервуаров и боновых заграждений для работ по предотвращению и ликвидации разливов на месторождениях углеводородного сырья на суше; на море | ||||
24 | Наличие специализированной техники и оборудования, цементировочного агрегата и противовыбросового оборудования для консервации; ликвидации скважин на месторождениях углеводородного сырья | ||||
25 | Наличие лаборатории, аттестованной в установленном законодательством Республики Казахстан порядке или договора на обслуживание с аккредитованной лабораторией по контролю соответствия продукции стандартам, нормам и техническим условиям для эксплуатации нефтехимических производств | ||||
26 | Наличие механизмов, технологических линий, установок подготовки, переработки сырья, специально оборудованных складов, помещений и емкостей для хранения сырья, готовой продукции для эксплуатации нефтехимических производств | ||||
27 | Наличие лицензионного программного обеспечения используемого для проектирования и специализированной техники и оборудования для составления проектных документов; технологических регламентов; технико-экономического обоснования проектов для месторождений углеводородного сырья; проектирования (технологического) нефтехимических производств | ||||
28 | Наличие технологического регламента выполнения лицензируемого вида и подвидов деятельности (работ) | ||||
29 | Наличие служб или ответственных лиц, обеспечивающих (не требуется для деятельности по составлению проектных документов; технологических регламентов; технико-экономического обоснования проектов для месторождений углеводородного сырья; проектированию (технологическому) нефтехимических производств): 1) эксплуатацию и техническое обслуживание машин, механизмов, транспортных средств, приборов, оборудования; 2) контроль безопасности труда; 3) метрологический контроль; 4) маркшейдерские работы (не распространяется на подвиды деятельности "эксплуатация нефтехимических производств", "эксплуатация магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов"); 5) соблюдение технологического процесса и выпуска продукции заданного качества (распространяется только на подвид деятельности "эксплуатация нефтехимических производств"); 6) соблюдение технологического процесса эксплуатации магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов (распространяется только на подвид деятельности "эксплуатация магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов"); 7) охрану окружающей среды | ||||
30 | Наличие квалификационного состава технических руководителей и специалистов, отвечающих соответствующему образовательному уровню | ||||
31 | Наличие утвержденных (распространяется только на подвид деятельности "эксплуатация магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов"): 1) программ и мероприятий по охране окружающей среды, технике безопасности; 2) программ по реконструкции, модернизации действующих производственных объектов с использованием современного оборудования и технологий; 3) планов (программ) выполнения ремонтных работ; 4) плана ликвидации аварий |
Должностное (ые) лицо (а) ______________ _________ __________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О. (при его наличии)
______________ _________ ________________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О. (при его наличии)
Руководитель
проверяемого субъекта ________________________________ ______________
(Ф.И.О. (при его наличии), должность) (подпись)