О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра национальной экономики Республики Казахстан
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить перечень некоторых приказов Министра национальной экономики Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения.
2. Департаменту бюджетных инвестиций и развития государственно-частного партнерства обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
К. Бишимбаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министр финансов
Республики Казахстан
__________ Б. Султанов
22 ноября 2016 года
Утвержден приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 ноября 2016 года № 480 |
Перечень некоторых приказов Министра национальной экономики Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения
1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 713 "Об утверждении Правил приема объектов государственно-частного партнерства в государственную собственность" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12487, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" 31 декабря 2015 года) следующие изменения:
в Правилах приема объектов государственно-частного партнерства в государственную собственность, утвержденных указанным приказом (далее – Правила):
подпункт 7) пункта 2 исключить;
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. В случае, если по объекту ГЧП осуществляется компенсация инвестиционных затрат, то объект ГЧП подлежит передаче в государственную собственность.";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Частный партнер в течение тридцати рабочих дней с момента наступления срока передачи объекта ГЧП в государственную собственность в соответствии с условиями договора ГЧП, обращается в уполномоченный государственный орган соответствующей отрасли – в отношении объектов ГЧП, относящихся к республиканской собственности или местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) – в отношении объектов ГЧП, относящихся к коммунальной собственности, с заявлением о передаче объекта в государственную собственность.
Если иное не установлено договором ГЧП, моментом наступления срока передачи объекта ГЧП в государственную собственность является дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию в соответствии с пунктом 4 статьи 73 Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан".
Частный партнер вместе с заявлением представляет документы, согласно Перечню документов, представляемых частным партнером при приеме объектов государственно-частного партнерства в государственную собственность согласно приложению к настоящим Правилам в уполномоченный государственный орган соответствующей отрасли или местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) для передачи объектов ГЧП в государственную собственность.
Частный партнер обеспечивает передачу объекта ГЧП государственному партнеру в надлежащем техническом состоянии.";
Перечень документов, представляемых частным партнером при приеме объектов государственно-частного партнерства в государственную собственность согласно приложению к настоящим Правилам изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 725 "О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12717, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" 4 февраля 2016 года) следующие изменения и дополнения:
в Правилах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства, утвержденных указанным приказом (далее – Правила):
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Допускается одновременное (параллельное) осуществление экспертизы и согласования документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, за исключением осуществления согласования центральным либо местным уполномоченным органом по государственному планированию.
В случаях, когда по проекту ГЧП не планируются меры государственной поддержки и выплаты из бюджета, допускается проведение экспертизы концепции проекта ГЧП, конкурсной документации, включая ПСД или ТЭО проекта ГЧП (при их наличии) по местным проектам ГЧП, в случаях, установленных подпунктом 8) статьи 25 Закона, финансовыми институтами (банками второго уровня, консалтинговыми компаниями), обладающими опытом финансового и инвестиционного анализа.";
пункты 8 и 9 изложить в следующей редакции:
"8. Решение о необходимости реализации проекта ГЧП принимается уполномоченным лицом, на основании документов Системы государственного планирования, поручений либо актов Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, а также с учетом инициатив субъектов предпринимательства.
В случае отсутствия возможности самостоятельной разработки концепции проекта ГЧП, государственный орган представляет заявку на финансирование консультативного сопровождения проекта ГЧП при разработке концепции проекта ГЧП по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
В случае определения способа финансирования государственного инвестиционного проекта (далее – ГИП) по механизму ГЧП, решение о необходимости реализации проекта ГЧП принимается также на основании экономического заключения на инвестиционное предложение ГИП.
Решение о передаче государственного имущества по договору доверительного управления либо имущественного найма (аренды) в рамках проекта ГЧП, принимается при наличии одного из следующих условий:
1) поручения либо акта Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, а также инициативы субъектов предпринимательства о реализации проекта ГЧП;
2) предполагается предоставление мер государственной поддержки, субсидий от государства, компенсации инвестиционных затрат, компенсации операционных затрат, платы за доступность, а также проведение консультативного сопровождения проекта ГЧП;
3) предполагается переход права собственности на объект ГЧП.
9. На стадии планирования проекта ГЧП уполномоченными лицами при необходимости для обеспечения качества управления проектом создается Межведомственная проектная группа путем привлечения специалистов подведомственных организаций, независимых экспертов, проектных, инжиниринговых и других компаний, заинтересованных и уполномоченных государственных органов, представителей Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен", субъектов предпринимательства, а также консультантов.
Состав Межведомственной проектной группы утверждается приказом первого руководителя уполномоченного лица, заинтересованного в реализации проекта ГЧП.
Межведомственная проектная группа осуществляет следующие функции:
изучает предложения и инициативы по механизмам реализации проекта ГЧП;
отбирает, оценивает, определяет приоритетность, способ осуществления проекта ГЧП, вид конкурса, вопросы, связанные с выделением земельных участков, подключением к инженерным сетям;
изучает результаты маркетинговых и иных исследований по планируемому проекту ГЧП;
изучает все необходимые расчеты, в том числе предварительные расчеты проекта ГЧП;
формирует предложения для включения в концепцию проекта ГЧП;
заслушивает все отчеты лиц, вовлеченных в подготовку проекта ГЧП, начиная с этапа планирования проекта ГЧП и до этапа заключения договора ГЧП;
осуществляет доработку концепции и конкурсной документации проекта ГЧП в ходе процесса их согласования и экспертизы по мере получения замечаний от согласующих уполномоченных органов и организаций.
При этом в заключениях по итогам экспертизы или согласования указываются рекомендации по управлению проектами ГЧП для Межведомственной проектной группы;
отслеживает соблюдение сроков и процедур прохождения рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения концепции и конкурсной документации ГЧП.";
пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Организатор конкурса осуществляет сбор поступивших предложений и может организовать конкурентный диалог путем проведения переговоров уполномоченного лица с каждым из потенциальных частных партнеров, в том числе с единственным потенциальным частным партнером.
Конкурентный диалог организуется для формирования оптимальных решений по техническим, финансовым, юридическим и иным необходимым параметрам проекта ГЧП, мерам государственной поддержки, критериям определения лучшей конкурсной заявки и иных решений, с учетом потребностей и возможностей каждого из заинтересованных потенциальных частных партнеров, в том числе единственного потенциального частного партнера.";
пункты 15, 16 и 17 изложить в следующей редакции:
"15. Уполномоченные лица разрабатывают концепцию проекта ГЧП, конкурсную документацию с учетом итогов конкурентного диалога, результатов работы проектной группы, а также с учетом требований Закона.
В случае разработки концепции проекта ГЧП потенциальным частным партнером для внесения заявки на участие в прямых переговорах по определению частного партнера допускается проведение обсуждений с уполномоченным лицом, связанным с разработкой концепции проекта ГЧП.
К обсуждениям могут привлекаться консультанты, заинтересованные государственные органы, эксперты, и иные заинтересованные лица.
Планирование проекта ГЧП по расчету стоимости создания и (или) реконструкции объекта ГЧП, суммарной стоимости государственной поддержки и источников возмещения затрат субъектов ГЧП осуществляется в соответствии с приложением 1-1 к настоящим Правилам.
16. Концепция проекта ГЧП разрабатывается по структуре согласно приложению 2 к настоящим Правилам на государственном и (или) русском языках.
Концепция проекта ГЧП подписывается первым руководителем уполномоченного лица, либо лицом его замещающим, либо лицом, уполномоченным им.
Концепция проекта ГЧП, а также прилагаемые к ней материалы, полистно парафируются руководителем ответственного структурного подразделения (ведомства) уполномоченного лица либо представляются в прошитом виде, с пронумерованными страницами. При прошивке последняя страница на оборотной стороне заверяется и указывается количество страниц.
17. Концепция проекта ГЧП проходит следующие согласования и экспертизы:
1) получение экспертного заключения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" или ее территориальных подразделений (филиалов/представительств) в течение 10 (десять) рабочих дней со дня внесения концепции проекта ГЧП.
Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен", ее территориальные подразделения (филиалы/представительства) при даче экспертного заключения рассматривают следующие вопросы:
инвестиционной привлекательности проекта ГЧП;
защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства;
2) в случае принадлежности проекта к сферам естественных монополий, согласование в части порядка формирования и утверждения тарифов (цен, ставок сборов) на товары, работы и услуги, с уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня внесения концепции проекта ГЧП.
При согласовании рассматриваются следующие вопросы:
принадлежность проекта ГЧП к сферам естественных монополий и согласования перечня регулируемых товаров, работ и услуг проекта ГЧП, относящихся к сферам естественных монополий;
производственный цикл производства товаров, работ и услуг, развития тепловых и электрических сетей, газораспределительных систем, а также сетей водоснабжения и канализации;
влияние проекта ГЧП на социально-экономическую ситуацию в регионе и потребность в реализации проекта ГЧП, в том числе влияние проекта ГЧП на деятельность других монополистов в регионе;
порядок формирования и размер тарифа (цены, ставки сбора) на регулируемые товары, работы и услуги проекта ГЧП.
При реконструкции или модернизации действующих объектов субъектов естественных монополий дополнительно рассматривается вопрос влияния показателей реализации проекта ГЧП на рост тарифов и на повышение качества услуг, в том числе снижение нормативных и (или) ликвидация сверхнормативных потерь в случае их наличия, основанных на планах мероприятий, разработанных и реализуемых субъектом естественных монополий;
3) проведение отраслевой экспертизы уполномоченным органом соответствующей отрасли.
Отраслевая экспертиза концепции проекта ГЧП проводится отраслевыми центральными государственными органами (по республиканским проектам) либо местными отраслевыми государственными органами (по местным проектам) в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента ее внесения.
При этом разработчики концепции местных проектов ГЧП в информативных целях параллельно направляют концепцию проекта ГЧП в центральные отраслевые государственные органы (в зависимости от сферы реализации планируемого проекта ГЧП).
Концепция проекта подлежит отраслевой экспертизе, включающей оценку:
1) проблем текущего состояния отрасли, которые влияют на ее дальнейшее развитие;
2) соответствия целей проекта ГЧП решению существующих проблем в отрасли;
3) альтернативных вариантов реализации проекта ГЧП исходя из принципа обеспечения сбалансированности интересов частного партнера и потребителей товаров (работ, услуг), предоставляемых частным партнером;
4) ситуации в отрасли в случаях реализации проекта ГЧП и отсутствия такой реализации;
5) распределения выгод от реализации проекта ГЧП;
6) предполагаемого мультипликативного эффекта от реализации проекта на смежные отрасли (сферы) экономики.
В случае если проект ГЧП затрагивает сферу ответственности нескольких отраслевых государственных органов, указанными отраслевыми государственными органами дополнительно предоставляются заключения соответствующих отраслевых экспертиз концепции проекта ГЧП;
4) согласование путем подготовки экономического заключения центральным либо местным уполномоченным органом по государственному планированию на основании экспертизы концепции проекта ГЧП, проводимой Центром развития ГЧП (по республиканским проектам) либо юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, уполномоченные на проведение экспертизы (по местным проектам), в случае их привлечения.
Концепция проекта ГЧП направляется в центральный либо местный уполномоченный орган по государственному планированию с приложением:
1) положительного заключения отраслевой экспертизы концепции проекта ГЧП;
2) иных результатов необходимых согласований и заключений, предусмотренных в настоящем пункте;
3) расчета стоимости разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз конкурсной документации с приложением соответствующего обоснования;
4) иных материалов и сведений, необходимых, по мнению уполномоченного лица для всесторонней и полной оценки представляемой концепции проекта ГЧП.
Экспертиза концепции проекта ГЧП осуществляется в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня внесения концепции проекта ГЧП по проектам, являющимся технически сложными и (или) уникальными.
По остальным проектам срок экспертизы – в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня внесения концепции проекта ГЧП.
Общий срок согласования концепции проекта ГЧП центральным либо местным уполномоченным органом по государственному планированию с учетом экспертизы не превышает 30 (тридцать) рабочих дней по проектам, являющимся технически сложными и (или) уникальными, а по остальным проектам - не превышает 20 (двадцать) рабочих дней.";
пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. Экспертиза концепции проекта ГЧП проводится на основании:
1) концепции проекта ГЧП;
2) результатов согласований и экспертиз, проведенных Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" или ее территориальными подразделениями (филиалов/представительств, уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках (в случае принадлежности проекта к сферам естественных монополий), а также уполномоченным органом соответствующей отрасли;
3) расчета стоимости разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз конкурсной документации;
4) иных материалов и сведений, необходимых, по мнению разработчика концепции проекта ГЧП для всесторонней и полной оценки представляемой концепции проекта ГЧП.";
дополнить пунктом 23-1 следующего содержания:
"23-1. Рассмотрение концепции местного проекта ГЧП стоимостью до 4 000 000 месячных расчетных показателей, с координацией деятельности уполномоченных органов и организаций на данном этапе Межведомственной проектной группой, осуществляется в следующем порядке:
1) одновременно в срок не более 10 (десяти) рабочих дней рассматривают:
территориальные подразделения (филиалы/представительства) Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен";
уполномоченный государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках (в случае принадлежности проекта к сферам естественных монополий);
уполномоченный орган соответствующей отрасли;
2) в случаях, когда по проекту ГЧП не планируются меры государственной поддержки и выплаты из местного бюджетов – экспертиза концепции проекта ГЧП осуществляется (в случае их привлечения) финансовыми институтами (банками второго уровня, консалтинговыми компаниями), обладающими опытом финансового и инвестиционного анализа, либо юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами, в срок не более 10 (десяти) рабочих дней;
3) местный уполномоченный орган по государственному планированию в срок не более 3 (трех) рабочих дней.";
пункт 24 изложить в следующей редакции:
"24. Утверждение концепции проекта ГЧП осуществляется уполномоченными лицами на основании результатов всех согласований и экспертиз, предусмотренных настоящими Правилами в срок не более 3 (трех) рабочих дней.";
пункты 25 и 26 изложить в следующей редакции:
"25. Государственный орган-разработчик конкурсной документации республиканских проектов ГЧП вносит в срок не более 3 (трех) рабочих дней с момента утверждения концепции проекта ГЧП в центральный уполномоченный орган по государственному планированию, местных проектов ГЧП – в местный уполномоченный орган по государственному планированию, заявку с приложением утвержденной концепции проекта ГЧП, заключений на нее и других соответствующих экспертиз для дальнейшего вынесения на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии вопроса разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз конкурсной документации.
26. На основании заявки центральный или местный уполномоченный орган по государственному планированию формирует заключение на разработку или корректировку, а также проведение необходимых экспертиз конкурсных документаций, по проектам, имеющим разработанные проектно-сметные документации (далее – ПСД), а также являющимся технически несложными, реализуемым на основании типовых проектов, типовых проектных решений и проектов повторного применения, на привязку имеющейся ПСД к конкретной площадке объекта, и в сроки в соответствии с бюджетным законодательством, выносит на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии.";
пункт 29 изложить в следующей редакции:
"В случае принадлежности проекта ГЧП к сферам естественных монополий организатор конкурса согласовывает конкурсную документацию с уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня их поступления с рассмотрением следующих вопросов:
1) соответствие положений конкурсной документации в части порядка формирования и утверждения тарифов (цен, ставок сборов) на услуги (товары, работы), относящиеся к сфере естественных монополий требованиям действующего законодательства Республики Казахстан в сферах естественных монополий;
2) соответствие конкурсной документации экономическим, финансовым, техническим и другим параметрам тарифообразования в концепции проекта ГЧП и технико-экономическим обоснованием (далее – ТЭО) проекта ГЧП в случае его наличия;
3) согласование перечня документов, связанных с тарифообразованием проекта ГЧП, предоставляемых участниками конкурса в составе конкурсной заявки;
4) согласование существенных условий конкурсной документации, связанных с тарифообразованием;
5) согласование проекта договора ГЧП в части положений и приложений включаемых в договор ГЧП, связанных с тарифообразованием проекта ГЧП;
6) при модернизации или реконструкции действующих объектов ГЧП – достижение увеличения или сохранения существующего уровня ликвидной стоимости задействованных основных средств за счет капиталообразующих затрат и снижение нормативных и (или) ликвидация сверхнормативных потерь в случае их наличия, основанных на планах мероприятий, разработанных и реализуемых в рамках реализации проекта ГЧП;
7) расходы по регулируемым услугам (товарам, работам), снижение производственных затрат;
8) объемы регулируемых и не регулируемых услуг (товаров, работ), увеличение объема и (или) повышения качества предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ);
9) порядок формирования тарифа (цены, ставок сбора) и предельный уровень тарифа на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы);
10) схему и условия заимствования и возмещения заемных ресурсов;
11) основные финансово-экономические показатели проекта ГЧП – внутренней нормы прибыли (доходности), прибыли на задействованные активы, дисконтированных потоков наличности при уровне тарифов (цен, ставок сборов) на услуги субъектов в рамках прогноза роста тарифов (цен, ставок сбора) на регулируемые услуги (товары, работы), с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан и прогноза выплат государственных обязательств по проектам ГЧП.";
пункты 31, 32, 33 и 34 изложить в следующей редакции:
"31. Организатор конкурса направляет конкурсную документацию республиканских проектов ГЧП на согласование в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета.
32. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета проводит согласование конкурсной документации по вопросам, входящим в компетенцию, в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня поступления, если проект является технически сложным и (или) уникальным, а по остальным проектам – в течение 10 (десяти) рабочих дней, с рассмотрением следующих вопросов:
1) предоставления поручительства государства по инфраструктурным облигациям или государственных гарантий по займам, привлекаемым для финансирования проектов ГЧП.
Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета при согласовании конкурсной документации, предусматривающей предоставление поручительства государства, согласовывает объем поручительства государства, предлагаемый организатором конкурса к предоставлению в рамках конкурса по определению частного партнера по проекту ГЧП и существенные условия конкурсной документации, связанные с предоставлением поручительства государства.
Предоставление государственных гарантий осуществляется на условиях и в порядке, определяемым центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета;
2) принятия в республиканскую собственность объекта ГЧП или передачи существующего объекта республиканской собственности для реализации проекта ГЧП.
Согласование конкурсной документации центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета оформляется в виде письма о согласовании либо несогласовании с отражением причин несогласования, либо требований по доработке конкурсной документации.
33. Организатор конкурса направляет конкурсную документацию, в том числе при внесении в нее изменений и (или) дополнений, на согласование центральному либо местному уполномоченному органу по государственному планированию.
При внесении изменений и (или) дополнений в конкурсную документацию, на согласование представляется соответствующая сравнительная таблица, а также конкурсная документация в новой редакции с учетом предлагаемых изменений и (или) дополнений.
Конкурсная документация, в том числе при внесении в нее изменений и (или) дополнений, полистно парафируются руководителем ответственного структурного подразделения (ведомства) уполномоченного лица либо представляются в прошитом виде, с пронумерованными страницами. При прошивке последняя страница на оборотной стороне заверяется и указывается количество страниц.
При направлении проекта конкурсной документации на согласование организатор конкурса указывает фамилию, имя, отчество (при наличии), должность, телефон и адрес (адреса) электронной почты контактного лица-представителя организатора конкурса.
34. Центральный либо местный уполномоченный орган по государственному планированию в течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления конкурсной документации направляет ее в Центр развития ГЧП или юридические лица, определяемые местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, для проведения экспертизы, в том числе при внесении в нее изменений и (или) дополнений, которая осуществляется в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня представления конкурсной документации в данную организацию, если проект является технически сложным и (или) уникальным, а по остальным проектам – в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней.
Общий срок рассмотрения конкурсной документации центральным либо местным уполномоченным органом по государственному планированию с учетом экспертизы не должен превышать 40 (сорок) рабочих дней по проектам, являющимся технически сложными и (или) уникальными, а по остальным проектам – не должен превышать 25 (двадцать пять) рабочих дней.";
дополнить пунктом 34-1 следующего содержания:
"34-1. В случаях, когда по проекту ГЧП не планируются меры государственной поддержки и выплаты из бюджета, допускается проведение экспертизы конкурсной документации, включая ПСД или ТЭО проекта ГЧП (при их наличии) по местным проектам ГЧП, в случаях, установленных подпунктом 8) статьи 25 Закона, финансовыми институтами (банками второго уровня, консалтинговыми компаниями), обладающими опытом финансового и инвестиционного анализа, в срок в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней.";
пункты 40 и 41 изложить в следующей редакции:
"40. Оценка ТЭО проекта ГЧП проводится на основании представленного ТЭО проекта ГЧП и соответствующих положительных заключений экспертиз, необходимых к проведению на ТЭО проекта ГЧП в зависимости от специфики проекта ГЧП, а именно:
1) комплексной вневедомственной экспертизы;
2) отраслевой экспертизы;
3) банковской экспертизы, в случае предоставления государственной гарантии, согласно статье 4 Закона Республики Казахстан от 25 апреля 2001 года "О Банке Развития Казахстана";
4) государственной научно-технической экспертизы.
Результаты оценки ТЭО проекта ГЧП содержит:
анализ реализации проекта ГЧП в рамках действующего законодательства Республики Казахстан;
анализ социально-экономической эффективности реализации проекта ГЧП;
анализ коммерческой эффективности реализации проекта ГЧП;
анализ бюджетной эффективности реализации проекта ГЧП с учетом оказания мер государственной поддержки и определения источников возмещения затрат и получения доходов частного партнера;
анализ рисков проекта ГЧП и мер по их снижению;
выводы и рекомендации.
41. Центральный либо местный уполномоченный орган по государственному планированию согласовывает конкурсную документацию и направляет организатору конкурса заключение экспертизы конкурсной документации, проведенной Центром развития ГЧП или юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, уполномоченные на проведение экспертизы.
В случае положительного заключения экспертизы конкурсной документации, проведенной Центром развития ГЧП, содержащего рекомендации о возможности включения в конкурсную документацию предоставления по проекту ГЧП одной или нескольких мер государственной поддержки, источников возмещения затрат и получения доходов частного партнера, влекущих расходы из республиканского бюджета, центральный уполномоченный орган по государственному планированию направляет в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию и исполнению бюджета его для вынесения на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии.
В случае положительного заключения экспертизы конкурсной документации, проведенной юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, уполномоченные на проведение экспертизы, содержащего рекомендации о возможности включения в конкурсную документацию предоставления по проекту ГЧП одной или нескольких мер государственной поддержки, источников возмещения затрат и получения доходов частного партнера, влекущих расходы из местного бюджета, местный уполномоченный орган по государственному планированию выносит его на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии.
Местный уполномоченный орган по государственному планированию по конкурсной документации, подготовленной для конкурса по определению частного партнера с использованием упрощенных конкурсных процедур, предусматривающей по проекту ГЧП одной или нескольких мер государственной поддержки, источников возмещения затрат и получения доходов частного партнера, влекущих расходы из местного бюджета, формирует заключение (без проведения экспертизы юридическими лицами) и вносит его на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии";
дополнить пунктом 41-1 следующего содержания:
"41-1. В случае увеличения сметной стоимости проекта ГЧП, направленного на создание (строительство) новых либо реконструкцию имеющихся объектов ГЧП, по причине существенного изменения курса национальной валюты к иностранной валюте, но не влекущих изменения технических решений, проводится корректировка ТЭО и (или) ПСД с последующим проведением комплексной вневедомственной экспертизы, при этом экспертиза Центра развития ГЧП либо юридического лица, определяемого местным исполнительным органом области, города республиканского значения и столицы, уполномоченного на проведение экспертизы, и заключение уполномоченного органа по государственному планированию не требуются.
Организатор конкурса направляет в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию и исполнению бюджета (по республиканским проектам) или местный уполномоченный орган по государственному планированию (по местным проектам) заявку для вынесения данного вопроса на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии.
На основании решения соответствующей бюджетной комиссии осуществляется переутверждение конкурсной документации.";
пункт 65 изложить в следующей редакции:
"65. Возврат неиспользованных или частично использованных бюджетных средств осуществляется путем восстановления соответствующих бюджетных программ центрального или местного уполномоченного органа по государственному планированию без соответствующего решения соответствующих бюджетных комиссий на основании разработанного в установленном порядке и принятого приказа центрального уполномоченного органа по государственному планированию или решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы о внесении изменений в приказ центрального уполномоченного органа по государственному планированию или решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы о распределении соответствующих распределяемых бюджетных программ с последующим внесением изменений в сводный план поступлений и финансирования по платежам, сводный план финансирования по обязательствам.";
абзац пятый пункта 75 изложить в следующей редакции:
"В состав Комиссии включаются представители уполномоченных органов по государственному планированию, по исполнению бюджета (когда организатором конкурса является центральный государственный орган – не ниже заместителей первых руководителей).";
пункт 77 изложить в следующей редакции:
"77. Информация о проведении конкурса по определению частного партнера по проектам, являющимся технически сложными и (или) уникальными, размещается на официальном интернет-ресурсе организатора конкурса и в периодических печатных изданиях, на государственном и русском языках с одновременным уведомлением уполномоченного органа по государственному планированию, не менее чем за 60 (шестьдесят) календарных дней до дня проведения конкурса по определению частного партнера, а при проведении повторного конкурса по определению частного партнера – не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней.
По остальным проектам – не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до дня проведения конкурса по определению частного партнера, а при проведении повторного конкурса по определению частного партнера – не менее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней.";
пункт 81 изложить в следующей редакции:
"81. Лица, получившие конкурсную документацию, в случае необходимости обращаются с запросом к организатору конкурса о разъяснении положений конкурсной документации.
Обращение за разъяснением осуществляется в срок не позднее 30 (тридцати) календарных дней до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок, если проект, является технически сложным и (или) уникальным, а по остальным проектам – в срок не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок. При проведении повторного конкурса по определению частного партнера, лица, сведения о которых внесены в журнал регистрации лиц, получивших конкурсную документацию, обращаются с запросом о разъяснении положений конкурсной документации не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней до истечения окончательного срока предоставления конкурсных заявок, если проект, является технически сложным и (или) уникальным, а по остальным проектам – не позднее 10 (десяти) календарных дней до истечения окончательного срока предоставления конкурсных заявок.
Организатор конкурса в течение 3 (трех) рабочих дней со дня регистрации запроса направляет ответ на него и без указания, от кого поступил запрос, сообщает такое разъяснение всем потенциальным частным партнерам, которым организатор конкурса представил конкурсную документацию.
Организатор конкурса направляет разъяснения по содержанию конкурсной документации через специально созданный интернет-ресурс (веб-портал) либо другим электронным способом.
В случае поступления предложений от потенциальных частных партнеров организатор конкурса при необходимости организует конкурентный диалог.
Конкурентный диалог организуется для формирования оптимальных решений по техническим, финансовым, юридическим и иным необходимым параметрам проекта ГЧП, мерам государственной поддержки, критериям отбора частного партнера и иных решений, с учетом потребностей и возможностей каждого из заинтересованных потенциальных частных партнеров.
Все участники конкурентного диалога соблюдают конфиденциальность информации, полученной в ходе его проведения.
Организатор конкурса по проектам, являющимся технически сложными и (или) уникальными в срок не позднее 20 (двадцати) календарных дней до истечения срока представления конкурсных заявок по собственной инициативе или в ответ на запрос потенциального частного партнера может внести изменения и (или) дополнения в конкурсную документацию, а по остальным проектам – не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней до истечения срока представления конкурсных заявок, с последующим обеспечением экспертизы конкурсной документации.
При проведении повторного конкурса по определению частного партнера – в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней. Внесенные изменения и (или) дополнения имеют обязательную силу.
При этом организатор конкурса не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня принятия решения о внесении изменений и (или) дополнений в конкурсную документацию уведомляет о таком решении всех потенциальных частных партнеров.
Организатор конкурса не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня получения результатов экспертизы представляет текст внесенных изменений и (или) дополнений в конкурсную документацию всем потенциальным частным партнерам. При этом срок представления конкурсных заявок продлевается организатором конкурса на срок не менее чем на 30 (тридцать) календарных дней для учета потенциальными частными партнерами этих изменений и (или) дополнений в конкурсных заявках, а при повторном конкурсе по определению частного партнера – на срок не менее 15 (пятнадцати) календарных дней.";
пункты 86 и 87 изложить в следующей редакции:
"86. Организатор конкурса осуществляет квалификационный отбор посредством проведения оценки соответствия потенциальных частных партнеров квалификационным требованиям в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента окончания срока предоставления документов.
В случае выявления несоответствия требованиям к документам, подтверждающим соответствие потенциальных частных партнеров предъявляемым квалификационным требованиям, установленным конкурсной документацией, организатор конкурса уведомляет потенциального частного партнера об устранении выявленных несоответствий.
Со дня направления уведомления и до представления соответствующих документов сроки проведения квалификационного отбора приостанавливаются.
Потенциальный частный партнер, представивший соответствующие документы позже установленного в уведомлении срока признаются не прошедшими квалификационный отбор.
87. Результаты квалификационного отбора выносятся на рассмотрение Комиссии, решение которой оформляется протоколом.
Потенциальный частный партнер, прошедший квалификационный отбор, признается участником конкурса по определению частного партнера.
Результаты квалификационного отбора направляются потенциальным частным партнерам организатором конкурса в течение 2 (двух) рабочих дней со дня окончания квалификационного отбора.";
пункт 109 исключить;
пункты 118, 119 и 120 изложить в следующей редакции:
"118. Целью проведения экспертизы проекта договора ГЧП, в том числе при внесении в него изменений и (или) дополнений, является анализ проекта договора ГЧП, в том числе при внесении в него изменений и (или) дополнений, выработка рекомендаций для Комиссии и иных заинтересованных лиц по обеспечению эффективности реализации проекта ГЧП и управлению рисками.
119. Заключение экспертизы проекта договора ГЧП содержит:
1) анализ проекта договора в соответствии с условиями конкурса, начальными параметрами конкурсной заявки потенциального частного партнера, с учетом положений протокола об определении лучшей конкурсной заявки и протокола по уточнению проекта ГЧП и условий договора ГЧП;
2) анализ рисков государственного партнера и частного партнера, включая оценку влияния изменений внешних условий на реализацию проекта ГЧП;
3) анализ мер, объемов и условий предоставления государственной поддержки деятельности субъектов ГЧП, а также возмещения затрат и получения доходов субъектов ГЧП;
4) анализ ответственности сторон, условий рассмотрения споров, возможных к возникновению в рамках реализации проекта ГЧП;
5) выводы и рекомендации.
120. Заключение экспертизы проекта договора ГЧП при внесении в него изменений и (или) дополнений содержит:
1) анализ вносимых изменений и дополнений в проект договора ГЧП в соответствии с условиями конкурса, начальными параметрами конкурсной заявки потенциального частного партнера, с учетом положений протокола об определении лучшей конкурсной заявки и протокола по уточнению проекта ГЧП и условий договора ГЧП;
2) анализ финансового состояния частного партнера по итогам предыдущего финансового года;
3) анализ рисков государственного партнера и частного партнера при внесении в договоры ГЧП изменений и дополнений, включая влияние изменений внешних условий на реализацию проекта ГЧП;
4) анализ соответствия вносимых изменений и дополнений по мерам, объемам и условиям предоставления государственной поддержки деятельности субъектов ГЧП, а также возмещения затрат и получения доходов субъектов ГЧП, указанных в договорах ГЧП;
5) анализ влияния вносимых изменений и дополнений в договоры ГЧП на ход реализации проекта ГЧП;
6) анализ ответственности сторон, условий рассмотрения споров, возможных к возникновению в рамках реализации проекта ГЧП;
7) выводы и рекомендации.";
пункт 131 изложить в следующей редакции:
"131. Первый этап конкурса по определению частного партнера с использованием двухэтапных процедур предусматривает:
1) формирование организатором конкурса технического задания;
2) опубликование объявления о проведении конкурса по определению частного партнера с использованием двухэтапных процедур.
Информация о проведении конкурса по определению частного партнера с использованием двухэтапных процедур включает в себя сведения о проекте ГЧП, о дате, месте и времени представления потенциальным частным партнером технических предложений, разработанных в соответствии с техническим заданием;
3) представление организатором конкурса технического задания потенциальным частным партнерам.
На данном этапе организатор конкурса также представляет потенциальным частным партнерам квалификационные требования;
4) представление потенциальным частным партнером технических предложений, разработанных в соответствии с техническим заданием.
На данном этапе потенциальный частный партнер также представляет документы, подтверждающие соответствие предъявляемым квалификационным требованиям, на основе которых организатор конкурса проводит квалификационный отбор;
5) рассмотрение организатором конкурса технических предложений и обсуждение с потенциальными частными партнерами вопросов, касающихся технико-экономических и эксплуатационных характеристик объекта ГЧП и условий проекта договора ГЧП.
На данном этапе организатором конкурса в случае необходимости формирования оптимальных решений по финансовым, юридическим и иным параметрам проекта ГЧП, с учетом потребностей и возможностей каждого из заинтересованных потенциальных частных партнеров организуется конкурентный диалог.
Все участники конкурентного диалога соблюдают конфиденциальность информации, полученной в ходе его проведения;
6) разработка и утверждение организатором конкурса конкурсной документации.
Организатор конкурса осуществляет разработку конкурсной документации на основании результатов обсуждения с потенциальными частными партнерами вопросов, касающихся технико-экономических и эксплуатационных характеристик объекта ГЧП и условий проекта договора ГЧП и конкурентного диалога;
7) направление организатором конкурса приглашения потенциальным частным партнерам, представившим на первом этапе технические предложения принять участие во втором этапе конкурса по определению частного партнера.";
пункт 134 изложить в следующей редакции:
"134. Конкурс по определению частного партнера с использованием упрощенных конкурсных процедур проводится в соответствии с положениями пункта 76 настоящих Правил, с учетом следующих особенностей:
без проведения квалификационного отбора к конкурсу по определению частного партнера допускаются потенциальные частные партнеры из реестра потенциальных частных партнеров, формируемого Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен". Если потенциальный частный партнер не состоит в данном реестре, то организатор конкурса проводит квалификационный отбор в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента представления потенциальным частным партнером документов в подтверждение соответствия квалификационным требованиям;
утверждение конкурсной документации, подписание договора ГЧП осуществляется без проведения экспертиз, предусмотренных статьей 25 Закона.";
пункт 138 изложить в следующей редакции:
"138. Организация и проведение прямых переговоров по определению частного партнера осуществляется посредством следующих последовательных стадий:
1) инициирование проекта ГЧП потенциальным частным партнером.
На этой стадии потенциальный частный партнер вносит уполномоченному лицу заявку на участие в прямых переговорах по определению частного партнера, содержащую:
наименование и адрес потенциального частного партнера;
государственную принадлежность (для юридических лиц), гражданство (для физических лиц);
данные о руководителях или владельцах юридических лиц и лицах, которые будут представлять потенциального частного партнера;
документы, подтверждающие права собственности или долгосрочной аренды в отношении объекта либо исключительные права на результаты интеллектуальной творческой деятельности, принадлежащих потенциальному частному партнеру в соответствии с пунктом 137 настоящих Правил;
концепцию проекта ГЧП, разработанную по структуре в соответствии с настоящими Правилами, за исключением подпунктов финансового раздела, относящихся к компетенции государственных органов.
Заявка на участие в прямых переговорах по определению частного партнера является офертой на заключение договора ГЧП.
Уполномоченное лицо, которому внесена заявка на участие в прямых переговорах по определению частного партнера, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня ее поступления, определяет необходимость в реализации проекта ГЧП с отражением фактической потребности в товарах, работах и услугах, указанием на принадлежность проекта к технически сложным и (или) уникальным с подготовкой заключения за подписью первого руководителя, либо лица его замещающего, либо лица уполномоченного им.
При этом экономическая целесообразность, в том числе предполагаемая возможность предоставления мер государственной поддержки, источников возмещения затрат и получения доходов частного партнера определяется в рамках экспертизы концепции проекта ГЧП в соответствии с подпунктом 3) настоящего пункта после принятия решения Комиссией о проведении прямых переговоров по определению частного партнера.
Уполномоченное лицо, которому внесена заявка на участие в прямых переговорах по определению частного партнера, при необходимости уточнения и (или) обсуждения поступившей заявки запрашивает у потенциального частного партнера дополнительные материалы и (или) проводит предварительные переговоры с оформлением протокола (протоколов).
Со дня направления уведомления о необходимости уточнения и (или) обсуждения представленной заявки до дня представления необходимой информации потенциальным частным партнером и (или) дня подписания последнего протокола предварительных переговоров срок подготовки заключения уполномоченным лицом приостанавливается.
По итогам уточнения и (или) обсуждения представленной заявки потенциальный частный партнер может скорректировать ранее внесенную заявку.
В случае письменного отказа от участия в предварительных переговорах, отзыве заявки и (или) непредставления необходимой информации потенциальным частным партнером в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня получения уведомления, внесенная заявка на участие в прямых переговорах по определению частного партнера оставляется без рассмотрения.
2) извещение об инициировании проекта ГЧП с указанием основных технико-экономических параметров проекта ГЧП и запрашиваемых выплатах из бюджета и (или) мер государственной поддержки.
Уполномоченное лицо размещает краткую информацию о планируемом проекте ГЧП на своем официальном интернет-ресурсе, организует размещение на иных интернет-ресурсах и в периодических печатных изданиях (не менее двух), в зависимости от специфики проекта ГЧП, с указанием требований к представлению потенциальными частными партнерами альтернативных предложений о заинтересованности в его реализации.
В извещении указывается фактическая потребность в товарах, работах и услугах, принадлежность проекта к технически сложным и (или) уникальным, окончательный срок представления альтернативной заявки.
Потенциальные частные партнеры, заинтересованные в реализации планируемого проекта ГЧП, представляют альтернативное предложение в соответствии с требованиями указанными в извещении, а также к заявке на участие в прямых переговорах по определению частного партнера, указанными в подпункте 1) настоящего пункта.
В случае отсутствия альтернативных предложений, поступивших со стороны потенциальных частных партнеров в письменной форме, в течение 60 (шестидесяти) календарных дней по проектам, являющимся технически сложными и (или) уникальными, и 30 (тридцати) календарных дней по остальным проектам, либо в случаях, когда альтернативные предложения не соответствуют требованиям, указанным в данном подпункте, осуществляется определение соответствия потенциального частного партнера, инициировавшего проект ГЧП, установленным квалификационным требованиям (квалификационный отбор).
Потенциальный частный партнер, инициировавший проект ГЧП, в срок определяемый организатором прямых переговоров, в подтверждение соответствия квалификационным требованиям представляет соответствующие документы в соответствии с приложением 3 к настоящим Правилам.
Организатор прямых переговоров осуществляет квалификационный отбор в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента окончания срока предоставления документов.
Потенциальный частный партнер, прошедший квалификационный отбор, признается участником прямых переговоров;
3) экспертиза концепции проекта ГЧП государственным партнером.
На данном этапе уполномоченное лицо (организатор прямых переговоров) создает комиссию по проведению прямых переговоров по определению частного партнера.
Председателем комиссии по проведению прямых переговоров по определению частного партнера является первый руководитель организатора прямых переговоров либо лицо, уполномоченное им (в случае если организатором прямых переговоров является местный исполнительный орган – не ниже заместителя акима области, города республиканского значения и столицы).
Секретарем комиссии по проведению прямых переговоров по определению частного партнера является представитель организатора прямых переговоров не ниже заместителя руководителя структурного подразделения.
В состав комиссии по проведению прямых переговоров по определению частного партнера включаются представители центральных либо местных уполномоченных органов соответствующей отрасли, по государственному планированию.
В состав комиссии по проведению прямых переговоров по определению частного партнера могут включаться представители иных государственных органов, организаций.
В рамках экспертизы концепции проекта ГЧП Комиссия по проведению прямых переговоров по определению частного партнера принимает решение о необходимости доработки или одобрения концепции проекта ГЧП по результатам экспертизы.
При проведении экспертизы концепции проекта ГЧП уполномоченным лицом проводится анализ заявки потенциального частного партнера в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней по следующим критериям:
1) соответствие документам Системы государственного планирования, поручениям либо актам Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, а также задачам и принципам ГЧП;
2) наличие ресурсной обеспеченности для реализации инициированного проекта ГЧП;
3) возможность реализации планируемого проекта ГЧП в рамках лимита государственных обязательств по проектам ГЧП (если инициируемый проект ГЧП предусматривает выплаты из бюджета и (или) меры государственной поддержки).
По итогам анализа концепции проекта ГЧП организатор прямых переговоров обеспечивает все согласования и экспертизы, предусмотренные настоящими Правилами, для концепции проекта ГЧП.
В случае, когда уполномоченное лицо, которому внесена заявка на проведение прямых переговоров является уполномоченным органом соответствующей отрасли, отраслевая экспертиза концепции проекта ГЧП проводится в рамках экспертизы концепции проекта ГЧП уполномоченным лицом.
После получения всех необходимых согласований и экспертиз, организатор прямых переговоров в течение 3 (трех) рабочих дней уведомляет об этом потенциального частного партнера, инициировавшего проект ГЧП.
Потенциальный частный партнер, инициировавший проект ГЧП в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения уведомления представляет уполномоченному лицу проект договора ГЧП.
Решение о продлении срока представления проекта договора ГЧП принимается Комиссией по проведению прямых переговоров по определению частного партнера;
4) проведение переговоров между потенциальными сторонами договора ГЧП об условиях договора ГЧП.
Результаты переговоров оформляются протоколом, подписываемым уполномоченными представителями сторон и утверждаемым комиссией по проведению прямых переговоров по определению частного партнера. В случае согласования условий договора ГЧП потенциальными сторонами к протоколу прилагается проект договора ГЧП.
Организатор прямых переговоров направляет на согласование проект договора ГЧП, с приложением копий протокола переговоров, а также по проектам, предусматривающим предоставление поручительства государства и государственной гарантии, копию решения бюджетной комиссии, в следующие центральные либо местные уполномоченные органы:
уполномоченный орган по государственному планированию согласовывает проект договора ГЧП в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения результатов экспертизы Центра развития ГЧП либо юридического лица, определяемого местным исполнительным органом области, города республиканского значения и столицы, уполномоченные на проведение экспертизы, в случае, если проект местный.
Экспертиза проекта договора ГЧП осуществляется в течение 20 (двадцати) рабочих дней по проектам, являющимся технически сложными и (или) уникальными, по остальным проектам – в течение 10 (десяти) рабочих дней;
уполномоченный орган по исполнению бюджета согласовывает проект договора ГЧП в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления;
уполномоченный государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках согласовывает проект договора ГЧП в части порядка формирования и утверждения тарифов (цен, ставок сборов) на услуги (товары, работы), в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня его представления.
Организатор прямых переговоров направляет в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию и исполнению бюджета (по республиканским проектам) или местный уполномоченный орган по государственному планированию (по местным проектам) заявку с приложением результатов экспертиз и согласований проекта договора ГЧП для вынесения на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии вопроса принятия государственных обязательств по проекту ГЧП;
5) заключение договора ГЧП.";
пункт 139 изложить в следующей редакции:
"139. Местные уполномоченные органы по государственному планированию уведомляют центральный уполномоченный орган по государственному планированию о заключенных договорах ГЧП по местным проектам ГЧП не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента их заключения.";
дополнить приложением 1-1 в редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу;
в Структуре концепции проекта государственно-частного партнерства согласно приложению 2 к настоящим Правилам:
раздел 3.5. "Технико-технологический раздел" дополнить подпунктом 9) следующего содержания:
"9) описание производственного цикла производства товаров, работ и услуг, развития тепловых и электрических сетей, газораспределительных систем, а также сетей водоснабжения и канализации, в случае принадлежности проекта к сферам естественных монополий.";
Перечень документов, представляемых потенциальными частными партнерами в подтверждение их соответствия квалификационным требованиям согласно приложению 3 к настоящим Правилам, изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему приказу.
3. Утратил силу приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 03.10.2024 № 84 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Перечень документов, представляемых частным партнером при приеме объектов государственно-частного партнерства в государственную собственность
№ п/п | Наименование документа |
1. | Договор ГЧП |
2. | Акт приемки объекта в эксплуатацию |
3. | Копии учредительных документов частного партнера, документов, подтверждающих государственную регистрацию частного партнера в органах юстиции, налоговых и статистических органах |
4. | Документ, подтверждающий балансовую стоимость объекта ГЧП, подлежащего приему в государственную собственность, подписанный первым руководителем и главным бухгалтером частного партнера |
5. | Отчет о техническом состоянии объекта ГЧП |
Приложение 2 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 ноября 2016 года № 480 |
|
Приложение 1-1 к Правилам планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства |
Расчет стоимости создания и (или) реконструкции объекта государственно-частного партнерства, суммарной стоимости государственной поддержки и источников возмещения затрат субъектов государственно-частного партнерства
Глава 1. Общие положения
1. Расчет стоимости создания и (или) реконструкции объекта государственно-частного партнерства, суммарной стоимости государственной поддержки и источников возмещения затрат субъектов государственно-частного партнерства является методической инструкцией (далее - Инструкция), которая:
1) обеспечивает соблюдение единых требований к расчету стоимости создания и (или) реконструкции объекта государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) и суммарной стоимости государственной поддержки и источников возмещения затрат субъектов ГЧП;
2) распространяется на все проекты ГЧП, по которым осуществляется расчет стоимости создания и (или) реконструкции объекта ГЧП, и суммарной стоимости государственной поддержки и источников возмещения затрат субъектов ГЧП.
2. Инструкция разработана для руководства физическими, юридическими и должностными лицами, участвующими в определении стоимости создания и (или) реконструкции объекта ГЧП и суммарной стоимости государственной поддержки и источников возмещения затрат субъектов ГЧП.
3. В Инструкции используются следующие понятия:
государственная поддержка – виды государственной поддержки ГЧП, предусмотренные подпунктами 1-6) пункта 2 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 31 октября 2015 года "О государственно-частном партнерстве" (далее - Закон);
источники возмещения затрат субъектов ГЧП – денежные выплаты за счет бюджетных средств, предусмотренные подпунктами 4), 9), 10) статьи 1 и пунктом 2 статьи 9 Закона.
В настоящей Инструкции под субъектами ГЧП понимаются частный партнер, компания ГЧП (созданная в рамках институционального ГЧП).
Иные термины и определения, используемые в настоящей Инструкции, применяются в соответствии с действующим законодательством.
4. Суммарная стоимость государственной поддержки и источников возмещения затрат субъектов ГЧП – это совокупная стоимость всех видов государственной поддержки и источников возмещения затрат субъектов ГЧП.
Глава 2. Определение стоимости создания и (или) реконструкции объекта ГЧП
5. Стоимость объекта соответствует понятию первоначальная стоимость актива/основных средств, используемому в Международных стандартах финансовой отчетности 16 (далее – МСФО). Первоначальная стоимость основных средств согласно МСФО складывается из всех затрат, необходимых для приведения актива в рабочее состояние для его использования по назначению. Фактически для основных средств собственного изготовления она определяется как сумма произведенных компанией затрат, включая расходы на привлечение заемных средств (МСФО 23).
6. Стоимость создания и (или) реконструкции объекта ГЧП определяется в целях определения объема государственной поддержки и источников возмещения затрат субъектов ГЧП.
7. На этапе формирования предложения о возможности передачи объекта в ГЧП стоимость объекта определяется методом оценки в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности.
8. На стадии планирования проекта ГЧП стоимость создания и (или) реконструкции объекта ГЧП определяется как сумма всех расходов субъектов ГЧП, произведенных с целью создания новых и (или) изменения существующих объектов по проектам ГЧП:
Pt = Pt nсд +Pt mру + Pt ayn + Pt фn + Pt смрах + Pt аморm +Pt прочие ,
где:
СО – стоимость объекта;
N – длительность этапа создания и (или) реконструкции объекта ГЧП в годах;
Рt – суммарный размер всех затрат субъектов ГЧП на создания и (или) реконструкции объекта ГЧП в период t создания и (или) реконструкции объекта ГЧП;
Pt nсд – расходы в период t на:
разработку проектно-сметной документации, определяемые в соответствии со сборником сметных норм и расценок соответствующей отрасли, сборником цен на проектные работы соответствующей отрасли, Сводом правил по проектированию и строительству;
проведение необходимых экспертиз (комплексная вневедомственная экспертиза, технический надзор, авторский надзор и другие), согласно нормативам соответствующей отрасли;
получение лицензий, патентов, разрешений и иных документов, предусмотренных в соответствии с действующим законодательством до момента введения объекта ГЧП в эксплуатацию;
Pt mру – расходы в период t на сырье и материалы, работы и услуги, используемые в создании (строительстве) объекта ГЧП согласно соответствующим стандартам, нормам и правилам;
Pt ayn – расходы в период t на управление компанией в период создания (строительства) объекта ГЧП, включая технические и административные расходы в пределах нормативных значений в период создания и (или) реконструкции объекта ГЧП, согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Трудовому кодексу Республики Казахстан;
Pt фn – расходы в период t на:
выплату начисляемых вознаграждений по привлекаемым краткосрочным и долгосрочным займам, рассчитываемые по рыночной ставке вознаграждения, установившейся на рынке заемного капитала. В случае привлечения инвестиций на рынке заемного капитала Республики Казахстан расходы на выплату вознаграждений по займам определяются на основе данных статистики Национального Банка Республики Казахстан по ставкам вознаграждения (средневзвешенные) по выданным кредитам, размещаемых в статистическом бюллетене в разделе "Статистика" на сайте Национального Банка Республики Казахстан (http://www.nationalbank.kz), при привлечении иностранного капитала - расходы по выплате вознаграждений рассчитываются с учетом ставки LIBOR и маржи в размере 3 %;
выплату начисляемых вознаграждений по инфраструктурным облигациям в период создания и (или) реконструкции объекта ГЧП, которые определяются как уровень инфляции (потребительских цен), прогнозируемый в финансово-экономической модели на момент расчетов согласно соответствующему одобренному Прогнозу социально-экономического развития и бюджетных параметров, размещенному на официальном интернет - ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан (http://economy.gov.kz/kz/) + фиксированная маржа, действующая на протяжении всего срока обращения облигаций;
курсовые разницы по кредитам в иностранной валюте согласно соответствующему одобренному Прогнозу социально-экономического развития и бюджетных параметров, размещенному на сайте Министерства национальной экономики Республики Казахстан (http://economy.gov.kz/kz/);
Pt смрах – расходы в период t на все виды страхования, связанные с созданием и (или) реконструкцией объекта ГЧП, включая страхование по поручительству государства по инфраструктурным облигациям, согласно рыночным ценам на услуги страхования по результатам обследования рынка страховых услуг;
Pt аморm – амортизация, начисляемая в период t на основные средства и нематериальные активы, используемые непосредственно в создании (строительстве) нового объекта в пределах норм, предусмотренных налоговым законодательством;
Pt прочие – прочие расходы в период t, включающие в себя расходы по:
привлечению займов, которые определяются как средние тарифы на услуги банков-участников Соглашения KASE о формировании индикатора KazPrime. Тарифы являются публичной информацией и размещены на сайтах соответствующих финансовых организаций;
организации выпуска инфраструктурных облигаций, согласно рыночным ценам на соответствующие услуги по результатам обследования рынка;
платным банковским услугам и комиссиям по банковским гарантиям, согласно рыночным ценам на услуги банковского гарантирования по результатам обследования рынка услуг банковского гарантирования;
обязательным сборам и платежам, взимаемым уполномоченными государственными органами;
аудиторским проверкам, согласно ценовым предложениям аудиторских компаний;
иным расходам, связанным с созданием и (или) реконструкцией объекта ГЧП, в объеме не превышающем 1 % от суммы всех вышеперечисленных расходов на создание и (или) реконструкцию объекта ГЧП.
9. При реконструкции существующего объекта ГЧП стоимость объекта ГЧП равна стоимости, определенной в соответствии со статьями 116, 117, 118, 119, 120, 121 и 122 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" от 10 декабря 2008 года.
Глава 3. Расчет суммарной стоимости государственной поддержки и источников возмещения затрат субъектов ГЧП
10. Расчет суммарной стоимости государственной поддержки и источников возмещения затрат субъектов ГЧП производится с использованием финансово-экономической модели (далее – ФЭМ). В целях определения оптимального уровня государственной поддержки и источников возмещения затрат разрабатывается два варианта ФЭМ, а именно базовая ФЭМ и расширенная ФЭМ.
11. При разработке базовой ФЭМ используется предположение, что проект осуществляется при отсутствии государственной поддержки и источников возмещения затрат. В рамках базовой ФЭМ вычисляется чистая приведенная стоимость проекта без учета мер финансовой поддержки (далее –базовая NPV).
12. При расчете базовой NPV соблюдаются следующие требования и предположения:
1) проект финансируется только из коммерческих источников по рыночной стоимости заимствования (процентной ставке);
2) меры финансовой поддержки не предоставляются;
3) допускается наличие отрицательной базовой NPV.
13. Расширенная ФЭМ разрабатывается на основе базовой ФЭМ в случае предоставления государственной поддержки и источников возмещения затрат. Расширенная ФЭМ разрабатывается путем включения в базовую ФЭМ мер государственной поддержки и источников возмещения затрат.
14. При разработке расширенной ФЭМ в целях определения оптимальной схемы реализации проекта ГЧП разработчиком рассматривается возможность применения различных видов государственной поддержки и источников возмещения затрат субъектов ГЧП с соблюдением требований Закона, с учетом установленных лимитов государственных обязательств по проектам ГЧП, в том числе государственных концессионных обязательств, соотношения выгод и затрат, институциональной схемы и других особенностей проекта ГЧП.
15. В соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года оценка государственных натурных грантов осуществляется по их рыночной стоимости в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности.
16. Стоимость исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащих государству является стоимостью, определенной согласно законодательству Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности и оценочной деятельности.
17. Стоимость поручительства государства по инфраструктурным облигациям в рамках договоров ГЧП является стоимостью исполнения поручительства и рассчитывается как сумма основного долга по облигационному займу, обеспеченного поручительством, и вознаграждения по нему по наиболее высокой процентной ставке, прогнозируемой на период реализации проекта ГЧП, начисленного за 1 период начисления и 6 месяцев:
где:
P – стоимость государственной поддержки в рамках поручительства государства по инфраструктурным облигациям;
D – сумма основного долга;
r – процентная ставка, определяемая как максимальный уровень инфляции, прогнозируемый в ФЭМ, + (плюс) фиксированная маржа, действующая на протяжении всего срока обращения облигаций;
p – количество периодов начисления купонного вознаграждения в календарном году.
18. Стоимость государственной гарантии по негосударственным займам рассчитывается как сумма основного долга по займу, обеспеченного государственной гарантией, и вознаграждения по нему по наиболее высокой процентной ставке, прогнозируемой на период реализации проекта ГЧП, начисленного за 1 период начисления и 1 месяц, либо за период в соответствии с условиями договора:
где:
G – стоимость государственных гарантий;
L – сумма основного долга по займу, гарантируемому государством;
s – наиболее высокая прогнозируемая на период реализации проекта ГЧП годовая ставка вознаграждения по займу, гарантируемому государством, в соответствии с условиями договора о займе или конкурсной заявки. На этапе разработки концепции проекта и конкурсной документации определяется как ставка LIBOR + (плюс) 1 %;
t – количество периодов начисления вознаграждения по займу, гарантируемому государством, в календарном году.
19. Сумма софинансирования проекта ГЧП равна совокупной величине расходов, производимых из государственного бюджета в течение периода строительства, создания, реконструкции, модернизации объекта ГЧП.
20. Сумма компенсации инвестиционных затрат по проекту ГЧП (далее – КИЗ) равна совокупной величине платежей в течение периода эксплуатации объекта ГЧП.
Суммарный объем КИЗ не должен превышать будущую стоимость объекта ГЧП на последний год выплаты КИЗ с учетом инфляции. Будущая стоимость объекта ГЧП рассчитывается по следующей формуле:
где:
Cn – стоимость объекта ГЧП на последний год выплаты КИЗ;
n – последний год выплаты КИЗ;
C1 – стоимость объекта ГЧП на момент заключения договора ГЧП;
i – прогнозная ставка инфляции, согласно Прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан, одобренного Правительством Республики Казахстан или местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, который подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
При этом, если проект ГЧП предполагает наличие иных источников возмещения затрат субъектов ГЧП кроме КИЗ, не допускается индексация КИЗ на уровень инфляции.
21. При расчете суммы компенсации операционных затрат по проекту ГЧП учитываются следующие группы операционных затрат:
1) затраты на содержание и эксплуатацию инженерного и технологического оборудования объекта ГЧП;
2) затраты на содержание зданий (сооружений) и территорий объекта ГЧП;
3) административные затраты (оплату труда административно-управленческого персонала; расходы по страхованию; текущие расходы субъекта ГЧП (банковские услуги, услуги связи, охранные услуги);
4) расходы по налогам;
5) расходы по страхованию;
6) расходы по обслуживанию займов;
7) прочие операционные затраты, в том числе: текущий ремонт; средний ремонт; материальные расходы (сырье необходимое для эксплуатации объекта ГЧП, такие как топливо, запасные части оборудований, мелкий ремонт оборудования и т.п.); натуральные нормы или материальные запасы, необходимые для функционирования объекта ГЧП, такие отраслевые расходы, как: спецодежда; стоимость питания, на объектах ГЧП, финансируемые из республиканского и местного бюджетов; необходимое инвентарное имущество на объектах ГЧП.
22. Расходы по капитальному ремонту объекта ГЧП учитываются в рамках одного из следующих источников возмещения затрат и получения доходов субъектов ГЧП:
1) вознаграждение за осуществление управления объектом ГЧП, находящимся в государственной собственности, а также арендная плата за пользование объектом ГЧП;
2) плата за доступность;
3) субсидии от государства в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан.
23. Плата за доступность состоит из:
суммы компенсации операционных затрат;
суммы вознаграждения частному партнеру за обеспечение им качественных характеристик объекта ГЧП, а также доступности объекта ГЧП исходя из индивидуальных технико-экономических параметров объекта ГЧП.
Совместно с платой за доступность возможно выделение других мер государственной поддержки и выплат из государственного бюджета, указанные в пункте 3 настоящих Инструкций.
Приложение 3 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 ноября 2016 года № 480 |
|
Приложение 3 к Правилам планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства |
Перечень документов, представляемых потенциальными частными партнерами в подтверждение их соответствия квалификационным требованиям:
1) оригиналы или нотариально засвидетельствованные копии документов, подтверждающих наличие денег на счетах, права собственности потенциального частного партнера и стоимость на недвижимое и движимое имущество;
2) оригинал финансовой отчетности за два полных предыдущих финансовых года, составленной в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности либо международными стандартами финансовой отчетности. Организации, имеющие дочерние организации, в дополнение к финансовой отчетности по деятельности основной организации составляют и представляют консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности либо международными стандартами финансовой отчетности. В отношении проектов ГЧП особой значимости, если потенциальный частный партнер является новым юридическим лицом, учрежденным в целях реализации проекта ГЧП физическими и (или) юридическими лицами, такая документация представляется физическими и (или) юридическими лицами, выступающими учредителями такого потенциального частного партнера;
3) расшифровки статьи бухгалтерского баланса "Основные средства" на последнюю отчетную дату (за последний финансовый год), подписанные первым руководителем или уполномоченным представителем потенциального частного партнера и заверенные печатью потенциального частного партнера;
4) расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату (за последний финансовый год), подписанные первым руководителем или уполномоченным представителем потенциального частного партнера и заверенные печатью потенциального частного партнера, с указанием даты их образования и предполагаемого погашения, а также цели задолженности (за что образовалась задолженность), суммы начисленных резервов по их обесценению. В случае наличия банковских займов необходимо приложить копии договоров банковского займа с графиками погашения основного долга и процентов;
5) письмо-гарантия потенциального частного партнера о том, что он является платежеспособным, не подлежит ликвидации, на его имущество не наложен арест, его финансово-хозяйственная деятельность не приостановлена, что он не привлекался к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по заключенным договорам ГЧП в течение последних трех лет на основании решения суда, вступившего в законную силу;
6) юридические лица, для которых законодательными актами Республики Казахстан установлено обязательное проведение аудита, представляют также аудиторский отчет за последний финансовый год;
7) юридическое лицо представляет нотариально засвидетельствованную копию устава за исключением случаев, когда юридическое лицо осуществляет деятельность на основании типового устава. Нерезиденты Республики Казахстан представляют нотариально засвидетельствованную с переводом на государственный и (или) русский языки легализованную выписку из торгового реестра;
8) справка о зарегистрированном юридическом лице, филиале или представительстве;
9) физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, предоставляет нотариально засвидетельствованную копию документа, предоставляющего право на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица, выданного соответствующим государственным органом, нотариально засвидетельствованную копию удостоверения личности (паспорта) с указанием индивидуального идентификационного номера;
10) оригинал справки банка или филиала банка с подписью и печатью, в котором обслуживается потенциальный частный партнер, об отсутствии просроченной задолженности по всем видам обязательств потенциального частного партнера, длящейся более трех месяцев, предшествующих дате выдачи справки, перед банком или филиалом банка согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня и ипотечных компаниях, утвержденному постановлением правления Национального Банка Республики Казахстан. Если потенциальный частный партнер является клиентом нескольких банков второго уровня или филиалов, а также иностранного банка, данная справка представляется от каждого из таких банков.
Допускается предоставление кредитного отчета, предоставляемого кредитным бюро в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан".
Справка банка (либо кредитный отчет) выдается не ранее двух месяцев, предшествующих дате представления организатору конкурса документов.
В случае участия в конкурсе объединений физических и (или) юридических лиц в форме простого товарищества, его участники, помимо документов, установленных настоящими Правилами для подтверждения своих квалификационных требований, дополнительно представляют следующие документы:
нотариально засвидетельствованную копию договора о совместной деятельности;
нотариально засвидетельствованную копию договора о солидарной ответственности, заключенного между членами простого товарищества;
нотариально засвидетельствованную копию доверенности на представителя простого товарищества, выступающего от его имени, осуществлять переговоры и другие мероприятия в рамках конкурса.
Потенциальные частные партнеры предоставляют по своему усмотрению и иные документы, подтверждающие их соответствия квалификационным требованиям.
Потенциальный частный партнер-нерезидент Республики Казахстан в подтверждение его соответствия квалификационным требованиям, представляет те же документы, что и резиденты Республики Казахстан, либо документы, содержащие аналогичные сведения о квалификации потенциального частного партнера-нерезидента Республики Казахстан с нотариально засвидетельствованным переводом на языки конкурсной документации, а также апостилированный сертификат резидентства (если международным договором не предусмотрено иное).
В случае, когда объектом ГЧП выступают информационные ресурсы и (или) информационные системы потенциальный частный партнер представляет документы о праве собственности и (или) владения на информационные ресурсы и (или) информационные системы.