Сноска. Утратило силу решением Тупкараганского районного маслихата Мангистауской области от 29.03.2018 № 18/150 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ.
В тексте документа сохранена пунктуация и орфография оригинала.
В соответствии с Законами Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", от 29 декабря 2008 года "О специальных социальных услугах", от 30 ноября 2015 года "О республиканском бюджете на 2016-2018 годы", постановлениями Правительства Республики Казахстан от 21 мая 2013 года № 504 "Об утверждении Типовых правил оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан", от 4 марта 2016 года № 133 "Об утверждении Правил использования целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета на 2016 год областными бюджетами, бюджетами городов Астаны и Алматы на внедрение обусловленной денежной помощи по проекту "Өрлеу"" и на основании представления департамента юстиции Мангистауской области от 11 августа 2016 года № 10-15-2940, Тупкараганский районный маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемые Правила определения порядка и размера оказания обусловленной денежной помощи для активизации семьи (граждан) по проекту "Өрлеу".
2. Признать утратившим силу решение районного маслихата от 29 июня 2015 года № 31/212 "Об утверждении Правил определения размера и порядка оказания социальной помощи на основании контракта для активизации семьи (граждан)" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 2772, опубликовано в информационно - правовой системе "Әділет" 24 июля 2015 года).
3. Руководителю аппарата Тупкараганского районного маслихата (Избен А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего решения в органах юстиции, его официальное опубликование в информационно - правовой системе "Әділет" и в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по социальным вопросам Тупкараганского районного маслихата (председатель комиссии Беришбаева А.).
5. Настоящее решение вступает в силу со дня государственной регистрации в органах юстиции и вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель сессии | Б.Конакбаев |
Секретарь районного маслихата | А.Досанова |
"СОГЛАСОВАНО"
Руководитель государственного
учреждения "Тупкараганский
районный отдел занятости,
социальных программ и
регистрации актов гражданского
состояния"
Г.Беришбаева
21 октября 2016 года
"СОГЛАСОВАНО"
Исполняющая обязанности
руководителя государственного
учреждения "Тупкараганский
районный отдел экономики
и финансов"
А.Исатаева
21 октября 2016 года
Утверждено | |
решением Тупкараганского | |
районного маслихата от | |
21 октября 2016 года № 6/46 |
Правила определения порядка и размера оказания обусловленной денежной помощи для активации семьи (граждан) по проекту "Өрлеу"
"Настоящие правила определения порядка и размера оказания обусловленной денежной помощи для активации семьи (граждан) по проекту "Өрлеу" (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законами Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", 29 декабря 2008 года "О специальных социальных услугах", 30 ноября 2015 года "О республиканском бюджете на 2016-2018 годы", 6 апреля 2016 года "О занятости населения" и постановлениями Правительства Республики Казахстан от 21 мая 2013 года № 504 "Об утверждении Типовых правил оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан", 4 марта 2016 года № 133 "Об утверждении Правил использования целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета на 2016 год областными бюджетами, бюджетами городов Астаны и Алматы на внедрение обусловленной денежной помощи по проекту "Өрлеу".
Сноска. Преамбула в редакции решения Тупкараганского районного маслихата Мангистауской области от 30.11.2017 № 14/115 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Общие положения
1. В Правилах используются следующие основные понятия:
1) специальные социальные услуги - комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, условия для преодоления возникших социальных проблем и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;
2) государственная адресная социальная помощь (далее - адресная социальная помощь) - выплата в денежной форме, предоставляемая государством физическим лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в Мангистауской области;
3) активные меры содействия занятости - меры государственной поддержки граждан Республики Казахстан и оралманов из числа самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения, осуществляемые государством в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) социальный контракт - соглашение, определяющее права и обязанности сторон, об участии в активных мерах содействия занятости между гражданином Республики Казахстан либо оралманом из числа безработных, самостоятельно занятых, а также иных лиц в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года "О занятости населения", и центром занятости населения, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, с физическими и юридическими лицами, вовлеченными в организацию активных мер содействия занятости, а также об оказании государственной адресной социальной помощи;
5) участковая комиссия - специальная комиссия, создаваемая решением акимов соответствующих административно - территориальных единиц для проведения обследования материального положения лиц (семей), обратившихся за адресной социальной помощью;
6) индивидуальный план помощи семье (далее - индивидуальный план) - комплекс разработанных уполномоченным органом совместно с претендентом мероприятий по содействию занятости и (или) социальной адаптации;
7) проект "Өрлеу" - комплекс мероприятий по предоставлению обусловленной денежной помощи семье (лицу) при условии участия трудоспособных членов семьи (лица) в государственных мерах содействия занятости и прохождения, в случае необходимости, социальной адаптации членов семьи (лица), включая трудоспособных;
8) обусловленная денежная помощь (далее - ОДП) - выплата в денежной форме, предоставляемая государством физическим лицам или семьям с месячным среднедушевым доходом ниже 60 процентов от величины прожиточного минимума на условиях социального контракта активизации семьи;
9) центральный исполнительный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере занятости и социальной защиты населения, а также межотраслевую координацию, в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
10) уполномоченный орган, финансируемый за счет местного бюджета, осуществляющий назначение обусловленной денежной помощи, разработку, заключение и сопровождение социального контракта активизации семьи - государственное учреждение "Тупкараганский районный отдел занятости, социальных программ и регистрации актов гражданского состояния" (далее -уполномоченный орган);
11) социальный контракт активизации семьи - соглашение между трудоспособным физическим лицом, выступающим от имени семьи для участия в проекте "Өрлеу", и уполномоченным органом, определяющее права и обязанности сторон;
12) заявитель (претендент) - лицо, обращающееся от своего имени и от имени семьи для участия в проекте "Өрлеу";
13) ассистенты - лица, привлекаемые уполномоченным органом на договорной основе для проведения консультаций, собеседований с претендентом, обратившимся к акиму поселка, села, сельского округа (далее – аким сельского округа) для получения обусловленной денежной помощи, сопровождения лица (семьи) в период реализации социального контракта активизации семьи, мониторинга и составления отчета о проделанной работе;
14) консультанты по социальной работе - лица, привлекаемые уполномоченным органом на договорной основе для проведения консультаций, собеседований с претендентом, обратившимся в уполномоченный орган для получения обусловленной денежной помощи, сопровождения лица (семьи) в период реализации социального контракта активизации семьи, проведения мониторинга и составления отчета о проделанной работе, взаимодействующие со специалистами органов и организаций социальной защиты населения и иных организаций;
15) совокупный доход семьи - общая сумма доходов, полученных как в денежной, так и натуральной форме, за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением обусловленной денежной помощи, рассчитываемая в соответствии с Правилами исчисления совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение государственной адресной социальной помощи, утвержденными приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 28 июля 2009 года № 237-п "Об утверждении Правил исчисления совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение государственной адресной социальной помощи";
16) среднедушевой доход - доля совокупного дохода семьи, приходящаяся на каждого члена семьи в месяц;
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными решением Тупкараганского районного маслихата Мангистауской области от 30.11.2017 № 14/115 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. ОДП предоставляется семье (лицу) при условии участия трудоспособных членов семьи (лица) в государственных мерах содействия занятости и прохождения, в случае необходимости, социальной адаптации членов семьи (лица).
Социальная адаптация членов семьи (лица) предусматривает предоставление специальных социальных услуг в зависимости от их индивидуальной потребности в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года "О специальных социальных услугах", а также иные меры социальной поддержки, оказываемые в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
На период действия социального контракта активизации семьи и выплаты ОДП приостанавливается выплата адресной социальной помощи.
3. Размер ОДП на каждого члена семьи (лицо) определяется как разница между среднедушевым доходом семьи (лица) и 60 процентами от величины прожиточного минимума, установленной в Мангистауской области.
Среднедушевой доход исчисляется путем деления совокупного дохода, полученного за три месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением ОДП, на число членов семьи и на три месяца и не пересматривается в течение срока действия социального контракта активизации семьи.
Размер ОДП пересчитывается в случае изменения состава семьи с момента наступления указанных обстоятельств, но не ранее момента его назначения.
4. ОДП предоставляется на срок действия социального контракта активизации семьи и выплачивается ежемесячно или единовременно за три месяца по заявлению претендента.
5. Единовременная сумма ОДП должна быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту активизации семьи, в том числе на развитие личного подсобного хозяйства (покупка домашнего скота, птицы и другое), организацию индивидуальной предпринимательской деятельности, кроме затрат на погашение предыдущих займов, приобретение жилой недвижимости.
2. Порядок назначения обусловленной денежной помощи
6. Претендент для участия в проекте "Өрлеу" от себя лично или от имени семьи обращается в уполномоченный орган по месту жительства или, при его отсутствии, к акиму сельского округа.
7. Уполномоченный орган, аким сельского округа либо ассистент консультируют в день обращения претендента об условиях участия в проекте "Өрлеу". При согласии претендента на участие в проекте "Өрлеу" уполномоченный орган, аким сельского округа либо ассистент проводят собеседование.
8. При проведении собеседования определяются:
1) основания получения ОДП;
2) нуждаемость в государственных мерах содействия занятости;
3) меры социальной адаптации членам семьи с учетом их индивидуальных потребностей.
9. По результатам собеседования оформляется лист собеседования по форме, утверждаемой центральным исполнительным органом.
Претендент, подписавший лист собеседования, заполняет заявление на участие в проекте "Өрлеу" и анкету о семейном и материальном положении согласно формам, утверждаемым центральным исполнительным органом, с приложением следующих документов:
1) документа, удостоверяющего личность;
2) сведений о составе семьи по форме, утверждаемой центральным исполнительным органом;
3) документа, подтверждающего установление опеки (попечительства) над членом семьи (при необходимости);
4) документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства, или адресной справки или справки акима сельского округа;
5) сведений о наличии личного подсобного хозяйства по форме, утверждаемой центральным исполнительным органом.
10. Предоставление документов, указанных в подпунктах 3), 4) пункта 9 настоящих Правил, не требуется в случае, если заявитель в момент обращения является получателем государственной адресной социальной помощи и (или) ежемесячного государственного пособия, назначаемого и выплачиваемого на детей до восемнадцати лет, а также при наличии возможности получения информации, содержащейся в них, из государственных информационных систем.
11.Исключен решением Тупкараганского районного маслихата Мангистауской области от 30.11.2017 № 14/115 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).12. Документы, указанные в подпунктах 1), 3) и 4) пункта 9 настоящих Правил, предоставляются:
1) при обращении к акиму сельского округа - в подлинниках и копиях для сверки, после чего подлинники документов возвращаются заявителю;
2) при обращении в уполномоченный орган - в подлинниках, которые сканируются и возвращаются заявителю, а электронные документы удостоверяются электронной цифровой подписью сотрудника уполномоченного органа.
Документы, заполняемые претендентом, указанные в подпунктах 2), 5) пункта 9 настоящих Правил, предоставляются в подлинниках.
Уполномоченный орган обеспечивает качество и соответствие электронных копий документов и сведений оригиналам, предоставленным заявителем.
13. После предоставления заявителем соответствующих документов в его присутствии сотрудник уполномоченного органа формирует запрос по индивидуальному идентификационному номеру претендента и членов семьи в государственные информационные системы по форме, утверждаемой центральным исполнительным органом.
При представлении государственными органами и (или) организациями электронных документов, подтверждающих запрашиваемые сведения, уполномоченный орган регистрирует заявление в журнале по форме, утверждаемой центральным исполнительным органом, после чего заявителю выдается отрывной талон с отметкой о принятии документов.
14. Уполномоченный орган или аким сельского округа в течение двух рабочих дней со дня получения документов формирует макет дела и передает участковым комиссиям для проведения обследования материального положения заявителя, претендующего на участие в проекте "Өрлеу".
15. Участковые комиссии в течение трех рабочих дней со дня поступления документов проводят обследование материального положения заявителя, составляют акт обследования и заключение участковой комиссии по формам, утверждаемым центральным исполнительным органом, и передают заключение участковой комиссии в уполномоченный орган ли акиму сельского округа.
16. Аким сельского округа передает документы заявителей с приложением заключения участковой комиссии в уполномоченный орган не позднее десяти рабочих дней со дня их принятия.
17. Уполномоченный орган:
1) после получения документов от акима сельского округа или участковой комиссии в течение одного рабочего дня формирует электронный макет дела заявителя, включающий электронные копии заявления, документов, представленных заявителем, определяет месячный размер ОДП на каждого члена семьи;
2) после определения права на ОДП в течение одного рабочего дня направляет заявителя и (или) членов семьи, отнесенных к категории самозанятых, безработных, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил, и инвалидов первой, второй группы, учащихся, студентов, слушателей, курсантов и магистрантов очной формы обучения, для участия в государственных мерах содействия занятости в центр занятости для заключения социального контракта либо предоставляет направление на иные меры содействия занятости, реализуемые за счет средств местного бюджета в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года "О занятости населения".
При этом уполномоченный орган передает список направленных лиц в центр занятости. Центр занятости не позднее трех рабочих дней со дня получения списка претендентов заключает с ними социальные контракты и направляет копии социальных контрактов в уполномоченный орган;
3) после получения копий социальных контрактов в течение двух рабочих дней приглашает заявителя и (или) членов его семьи для разработки индивидуального плана и заключения социального контракта активизации семьи согласно формам, утверждаемым центральным исполнительным органом;
4) в день заключения социального контракта активизации семьи принимает решение о назначении (отказе в назначении ОДП), форма которого утверждается центральным исполнительным органом, и в случае принятия решения об отказе в назначении ОДП направляет заявителю уведомление об отказе (с указанием причины) по форме, утверждаемой центральным исполнительным органом.
Сноска. Пункт 17 с изменениями, внесенными решением Тупкараганского районного маслихата Мангистауской области от 30.11.2017 № 14/115 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18. Индивидуальный план разрабатывается совместно с заявителем и членами его семьи, который включает в себя мероприятия по содействию занятости и социальной адаптации (в случае присутствия в составе семьи лиц, нуждающихся в такой адаптации) и является приложением к социальному контракту активизации семьи.
Социальный контракт активизации семьи содержит обязательства по участию в государственных мерах содействия занятости, а также обязательства по прохождению скрининговых осмотров, приверженности к лечению при наличии социально значимых заболеваний (алкоголизм, наркомания, туберкулез), постановке на учет в женской консультации до двенадцати недель беременности и наблюдению в течение всего периода беременности.
19. Социальный контракт активизации семьи заключается на шесть месяцев с возможностью его пролонгации дополнительно до шести месяцев при условии необходимости продления социальной адаптации членов семьи и (или) незавершения трудоспособными членами семьи профессионального обучения и (или) прохождения молодежной практики и (или) занятости в социальных рабочих местах.
При пролонгации социального контракта активизации семьи размер ОДП не пересматривается.
20. Социальный контракт активизации семьи заключается в двух экземплярах, один из которых выдается заявителю под роспись в журнале регистрации, форма которого утверждается центральным исполнительным органом, второй - хранится в отделе занятости, социальных программ и регистрации актов гражданского состояния.
21. Участие в государственных мерах содействия занятости является обязательным условием получения ОДП для трудоспособных членов семьи, за исключением следующих случаев:
1) на период стационарного, амбулаторного (санаторного) лечения (при предоставлении подтверждающих документов от соответствующих медицинских организаций);
2) осуществления ухода трудоспособным членом семьи за ребенком в возрасте до семи лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой или второй группы, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, при наличии в семье других трудоспособных членов, участвующих в государственных мерах содействия занятости.
22. Уполномоченный орган на основании решений о назначении ОДП осуществляет выплату ОДП получателю.
23. Уведомление о назначении ОДП выдается заявителю при его личном обращении в уполномоченный орган или к акиму сельского округа.
3. Порядок выплаты обусловленной денежной помощи
24. Выплата ОДП осуществляется уполномоченным органом путем перечисления на банковские счета получателей.
25. В целях обеспечения освоения, целевого использования и эффективности целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета:
1) уполномоченный орган осуществляет:
ежемесячную сверку списков умерших и объявленных умершими,
электронную сверку зарегистрированных умершими в Государственной базе данных "Физические лица", представляемых органами по регистрации актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Казахстан, акимами сельских округов, и списков, выехавших на постоянное местожительство за пределы Республики Казахстан, представляемых органами юстиции не позднее 25 числа текущего месяца;
ежеквартальную сверку списков получателей ОДП, на банковских счетах
которых нет движения три и более месяцев, с указанием даты последней операции;
в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представление по формам, утверждаемым центральным исполнительным органом, в уполномоченный орган области отчетов о: заключенных социальных контрактах активизации семьи и социальных контрактах; назначении и выплате ОДП; получателях ОДП;
2) ассистент осуществляет:
информирование потенциальных заявителей, в том числе с выездом в сельские населенные пункты (не менее 5 раз в месяц или 60 раз за период действия договора (январь-декабрь) об условиях участия в проекте "Өрлеу" (за три месяца не менее 100 человек);
содействие вовлечению населения в проект "Өрлеу";
проведение по согласованию с уполномоченным органом и акимом сельского округа собеседования с лицом (семьей), обращающейся (имся) для участия в проекте "Өрлеу" о возможных вариантах выхода из тяжелой жизненной ситуации и заполнение листа собеседования;
сопровождение участника проекта "Өрлеу" с момента обращения за ОДП и до окончательного завершения срока социального контракта активизации семьи путем проведения собеседования, содействия заполнению необходимых документов, поиска работы, выполнения обязательств по социальному контракту активизации семьи;
мониторинг выполнения условий социального контракта активизации семьи, посещение семьи и отметку о выполнении предусмотренных в нем обязательств;
ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представление в уполномоченный орган отчета о сопровождении социального контракта активизации семьи по форме, утверждаемой центральным исполнительным органом;
3) консультант по социальной работе осуществляет:
проведение собеседования с претендентами, обратившимися в уполномоченный орган для получения ОДП в рамках реализации проекта "Өрлеу";
сопровождение лица (семьи) в период реализации социального контракта активизации семьи путем проведения собеседования, содействия заполнению необходимых документов, поиска работы, выполнения обязательств по социальному контракту активизации семьи;
мониторинг и составление отчета о проделанной работе;
взаимодействие со специалистами органов и организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, а также других организаций, уполномоченных для работы с лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации;
оказание консультативных услуг претендентам, обратившимся
в уполномоченный орган для получения ОДП по вопросам социальной защиты, реабилитации инвалидов, предоставления специальных социальных услуг;
содействие решению вопросов, связанных с оказанием разносторонней помощи контингенту, находящемуся в трудной жизненной ситуации;
содействие созданию необходимых условий для преодоления трудной жизненной ситуации, социализации и интеграции нуждающихся лиц и их семей, защиту их прав и интересов в получении необходимых мер социальной поддержки;
координацию деятельности по оказанию социальной помощи нуждающимся лицам и работы ассистентов.
4. Порядок прекращения выплаты обусловленной денежной помощи
26. Уполномоченный орган принимает решение о прекращении выплаты ОДП, форма которого утверждается центральным исполнительным органом, в случаях:
1) невыполнения участником проекта "Өрлеу" обязательств по социальному контракту активизации семьи и социальному контракту;
2) расторжения социального контракта активизации семьи в связи с предоставлением недостоверных сведений;
3) отсутствия движений по банковскому счету получателя более трех месяцев;
4) выявления сведений о факте выезда получателей ОДП на постоянное местожительство за пределы Республики Казахстан, в том числе из Государственной базы данных "Физические лица";
5) поступления сведений об умерших или объявленных умершими, в том числе из Государственной базы данных "Физические лица";
6) истечения срока действия документа, удостоверяющего личность;
7) выявления факта без вести пропавших лиц, находящихся в розыске, представляемых Генеральной прокуратурой Республики Казахстан, в том числе из Государственной базы данных "Физические лица";
8) поступления сведений об освобожденных и отстраненных опекунах (попечителях).
При этом в случае выявления предоставления недостоверных сведений, повлекших за собой незаконное назначение ОДП, выплата ОДП лицу (семье) прекращается на период ее назначения. Уполномоченный орган принимает меры по возврату излишне выплаченных сумм в установленном законодательством порядке.