В соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "подпунктом 5)" и подпунктом 258) пункта 17 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить прилагаемую Методику оценки объемов незаконной деятельности.
2.Управлению национальных счетов совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Керимханова Г.М.).
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан |
Н. Айдапкелов |
"СОГЛАСОВАН"
Министр здравоохранения
Республики Казахстан
______________ Е. Биртанов
14 сентября 2017 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр финансов
Республики Казахстан
______________ Б. Султанов
18 сентября 2017 года
Утверждена приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 8 сентября 2017 года № 125 |
Методика оценки объемов незаконной деятельности
Глава 1. Общие положения
1. Методика оценки объемов незаконной деятельности (далее – Методика) относится к статистической методологии, формируемой в соответствии с международными стандартами и утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике".
2. Настоящая Методика применяется Комитетом по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – Комитет) при оценке объемов незаконной деятельности согласно международным стандартам и для целей Системы национальных счетов (далее – СНС).
3. Целью настоящей Методики является оценка влияния незаконных видов деятельности на отрасли экономики.
4. В качестве методологической основы использована СНС 2008 года, подготовленная Международным Валютным Фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития, Статистическим бюро Европейских сообществ, Организацией Объединенных Наций и Всемирным банком, и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденная Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54.
5. В настоящей Методике используются следующие определения:
1) промежуточное потребление – стоимость товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде;
2) валовая добавленная стоимость (далее – ВДС) – характеризует конечный результат производственной деятельности и представляет собой ценность, добавленную обработкой в данном производственном процессе. Исчисляется на уровне отраслей как разность между выпуском продукции и промежуточным потреблением, включает потребленную в процессе производства стоимость основного капитала;
3) валовой внутренний продукт (далее – ВВП) – один из важнейших показателей системы национальных счетов, характеризующий конечный результат экономической деятельности страны;
4) институциональная единица - экономическая единица, которая способна от своего имени владеть активами, принимать обязательства, участвовать в экономической деятельности и вступать в операции с другими единицами;
5) СНС – представляет собой систему статистических показателей, построенную в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны.
6. Информационной базой при оценке объемов незаконной деятельности являются:
1) официальная статистическая информация;
2) административные данные административных источников.
Глава 2. Методологический подход к оценке объемов незаконной деятельности в соответствии с Системой национальных счетов 2008 года
7. Ненаблюдаемые виды деятельности включают виды производственной деятельности, которые не охватываются при сборе информации из основных источников, используемых при составлении национальных счетов.
8. Ненаблюдаемые виды деятельности подразделяются на следующие группы: скрытые (теневые), незаконные, неформальные.
9. К незаконной деятельности относится производство товаров и услуг, запрещенных законом или которые являются незаконными, при их осуществлении производителями, не имеющими соответствующей лицензии (разрешения).
10. Критериями незаконной деятельности выступают общие критерии отнесения вида деятельности в расчеты ВВП. Критериями отнесения видов деятельности к незаконным являются следующие:
1) охват вида деятельности границами сферы производства СНС:
производство индивидуальных или коллективных товаров и услуг, предоставляемых институциональным единицам, не являющимся их производителями, или предназначенных для предоставления, включая производство товаров и услуг, используемых в процессе производства товаров и услуг;
производство для собственного конечного использования товаров, удерживаемых их производителями для собственного конечного потребления или валового накопления капитала;
производство для собственного конечного потребления жилищных услуг лицами, проживающими в собственном жилье, а также домашние и личные услуги, предоставляемые наемной оплачиваемой прислугой;
2) нарушение законодательства Республики Казахстан.
11. Незаконная деятельность классифицируется по следующим двум категориям:
1) производство товаров и услуг, продажа или владение которыми запрещено законодательством Республики Казахстан;
2) производство товаров и услуг производителями, не имеющими соответствующей лицензии (разрешения) или не зарегистрированными в порядке, установленным законодательством Республики Казахстан.
Глава 3. Оценка объемов незаконной деятельности
Параграф 1. Расчет показателей производства товаров и услуг, продажа или владение которыми запрещено законодательством Республики Казахстан
12. В настоящей Методике рассматриваются следующие виды производства товаров и услуг, продажа или владение которыми запрещено законодательством Республики Казахстан:
наркобизнес (производство и распространение героина, каннабиноидов, опиума);
проституция.
13. Незаконная деятельность, связанная с наркотиками, включает производство наркотиков внутри страны, экспорт и импорт, а также деятельность по их доставке и продаже потребителям.
14. Расчет объемов потребления героина:
, (1)
где:
– потребление наркотиков всеми наркозависимыми в год (грамм);
– число наркозависимых (человек);
– среднее потребляемое количество наркотических средств в год одним наркозависимым (грамм).
Далее оценивается объем импорта в страну:
, (2)
где:
– импорт (грамм);
– потребление героина (грамм);
– уличная чистота героина (%);
– оптовая чистота героина (%).
Основным результирующим показателем, который сопоставляется с ВВП, является ВДС:
, (3)
где:
GVA – ВДС (миллион тенге);
TM – торговая наценка (миллион тенге);
IC – промежуточное потребление (миллион тенге).
Промежуточное потребление в наркобизнесе незначительное и оценено в 10% от торговой наценки.
Для определения торговой наценки проводится пересчет потребления и импорта наркотиков в стоимостном выражении. Импорт наркотиков оценивается в оптовых ценах, потребление оценивается в розничных ценах.
, (4)
где:
TM – торговая наценка (тенге);
C – потребление (грамм);
I – импорт героина (грамм);
Pr – розничная цена (тенге за грамм);
Pw – оптовая цена (тенге за грамм);
15. Расчет выпуска каннабиноидов формируется с условием, что все внутреннее потребление каннабиноидов удовлетворяется за счет внутреннего производства.
, (5)
где:
– внутреннее производство марихуаны и анаши (тенге);
– число наркозависимых (человек);
– среднее потребляемое количество наркотических средств в год одним наркозависимым (грамм);
– оптовая цена марихуаны и анаши (тенге за грамм).
, (6)
где:
– ВДС (миллион тенге);
– внутреннее производство (миллион тенге);
– торговая наценка (миллион тенге);
– промежуточное потребление (миллион тенге).
, (7)
где:
TM – торговая наценка (тенге);
C – потребление (грамм);
Pr – розничная цена (тенге за грамм);
Pw – оптовая цена (тенге за грамм);
16. Расчет выпуска опиума формируется с условием, что объем потребляемых наркотиков полностью импортируется.
, (8)
где:
– импорт опиума (тенге);
– число наркозависимых (человек);
– среднее потребляемое количество наркотических средств в год одним наркозависимым (грамм);
– оптовая цена (тенге за грамм).
Подход к определению ВДС и торговой наценки аналогичен, как и в других видах наркотиков.
, (9)
где:
– ВДС (миллион тенге);
– торговая наценка (миллион тенге);
– промежуточное потребление (миллион тенге).
, (10)
где:
TM – торговая наценка (тенге);
– импорт (грамм);
– розничная цена (тенге за грамм);
– оптовая цена (тенге за грамм).
17. Незаконная деятельность, связанная с проституцией, рассчитывается на основе показателей: валовой выпуск, промежуточное потребление, ВДС.
Расчеты производятся снизу-вверх ввиду разницы в ценах на данный вид услуг между различными регионами.
Основным способом определения выпуска услуг проституции является его определение со стороны предложения (ресурсов) на основе данных о численности работников и их среднем заработке.
Выпуск услуг проституции определяется в размере выручки за оказанные услуги.
, (11)
где:
– выпуск услуг проституции (тенге);
– численность работников (человек);
– средняя цена за услугу (тенге);
– число визитов в год (единиц).
В расчетах используются официальные данные о зарегистрированных и стоящих на учете работников и досчеты по численности людей, которые с наибольшей вероятностью заняты в данном виде деятельности.
К промежуточному потреблению проституции относятся:
1) арендная плата за снимаемую квартиру, используемую при обслуживании клиентов;
2) арендная плата за помещения, которую платят держатели интим-салонов, саун, массажных салонов;
3) расходы на одежду, косметику, контрацептивы и специальное оборудование;
4) расходы на транспорт, оборудование и рекламу (объявления в газетах, ведение сайтов).
Доля промежуточного потребления оценена по данному виду услуг в 30% от выпуска. ВДС определяется путем вычитания из выпуска промежуточного потребления. Расчет производства наркотических товаров и услуг проституции приведен в приложении 1 к настоящей Методике.
Параграф 2. Расчет показателей производства товаров и услуг производителями, не имеющими на это лицензии (разрешения) или не зарегистрированными в порядке, установленным законодательством Республики Казахстан
18. В настоящей Методике рассматриваются следующие виды производства товаров и услуг производителями, не имеющими соответствующей лицензии (разрешения) или не зарегистрированными в установленном порядке:
браконьерство;
производство нелегальной алкогольной продукции;
производство неавторизованных копий творческих оригиналов;
контрабанда.
19. Браконьерство. Данный вид деятельности распределен по следующим подвидам:
1) незаконная вырубка древесины;
2) незаконная охота;
3) незаконный отлов рыбы.
На основе данных об изъятой продукции (древесина, животные) с учетом рыночных цен оценивается выпуск по незаконной вырубке древесины и незаконной охоте.
, (12)
где:
– выпуск (тенге);
– объем конфискованной продукции (м3 или штук);
– средняя цена (тенге за 1 м3 или штуку).
В качестве доли промежуточного потребления используются данные промежуточного потребления в легальном производстве соответствующей отрасли. ВДС рассчитывается как разность между выпуском и промежуточным потреблением.
Оценка незаконного отлова рыбы производится на основе данных о производстве, экспорте, импорте и потреблении рыбы в стране. Путем соотношения потребления с одной стороны (использование) и сальдо экспорта и производства внутри страны с другой стороны (ресурсы) рассчитываются данные о незаконном отлове рыбы.
К рассматриваемой продукции относятся следующие товарные позиции: "Живая рыба", "Рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы", "Рыба мороженая, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы", "Филе рыбное и прочее мясо рыбы (включая фарш), свежие, охлажденные или мороженые", "Рыба сушеная, соленая или в рассоле; рыба горячего или холодного копчения; рыбная мука тонкого и грубого помола и гранулы из рыбы, пригодные для употребления в пищу".
При определении производства используются данные по производству продукции в обрабатывающей промышленности по позиции "Рыба, свежая, охлажденная или мороженая".
При расчете объема незаконного отлова рыбы определяется объем легального производства рыбной продукции:
, (13)
где:
– легальное производство рыбной продукции в стране (тысяч тонн);
– внутреннее производство (тысяч тонн);
– импорт (тысяч тонн);
– экспорт (тысяч тонн);
– улов рыбы (тысяч тонн).
Общее потребление рыбной продукции в стране определяется на основе данных о потреблении рыбы на душу населения.
, (14)
где:
– незаконный отлов рыбы (тысяч тонн);
– общее потребление рыбы в стране (тысяч тонн);
– легальное производство рыбной продукции в стране (тысяч тонн).
При распределении незаконного отлова рыбы по регионам используется структура потребления рыбы, полученная в результате обследований домашних хозяйств.
При оценке незаконного отлова рыбы в стоимостном выражении используется экспертная оценка стоимости рыбы. При расчете промежуточного потребления используется доля промежуточного потребления по виду деятельности "Рыболовство и аквакультура". ВДС определяется как разница между валовым выпуском и промежуточным потреблением.
20. Производство нелегальной алкогольной продукции. Оценка нелегального производства алкогольной продукции производится на основе данных о производстве, экспорте, импорте и потреблении алкогольной продукции в стране. Путем соотношения потребления с одной стороны (использование) и сальдо экспорта и производства внутри страны с другой стороны (ресурсы) рассчитываются данные о нелегальном производстве алкогольной продукции.
При оценке нелегального производства алкогольной продукции рассматриваются следующие товарные позиции: "Виски", "Ром и тафия", "Джин и можжевеловая настойка", "Прочие спиртные напитки".
Физический объем алкогольной продукции переводится в алкоголь с 40% содержанием спирта.
При расчете объема нелегального производства алкогольной продукции определяется объем легального производства алкогольной продукции:
, (15)
где:
– легальное производство алкогольной продукции в стране (тысяч литров);
– внутреннее производство (тысяч литров);
– импорт (тысяч литров);
– экспорт (тысяч литров).
, (16)
где:
– нелегальное производство (тысяч литров);
– общее потребление (тысяч литров);
– легальное производство (тысяч литров).
При распределении нелегального производства алкогольной продукции по регионам используется структура расходов домашних хозяйств на алкоголь, полученная в результате обследований домашних хозяйств.
В стоимостном выражении нелегальное производство алкогольной продукции оценивается в разрезе регионов в ценах на водку ниже рыночных. При расчете промежуточного потребления используется доля промежуточного потребления по виду деятельности "Производство напитков". ВДС определяется как разница между валовым выпуском и промежуточным потреблением. Расчет показателей производства товаров и услуг производителями, не имеющими на это лицензии (разрешения) или незарегистрированными в установленном порядке приведен в приложении 2 к настоящей Методике.
21. Производство неавторизованных копий творческих оригиналов. В СНС отражается нелегальное копирование материалов, защищенных авторскими правами, осуществляемое в целях последующей продажи. Выпуском является стоимость изъятой контрафактной продукции, изъятой в соответствии с законодательством Республики Казахстан. При расчете промежуточного потребления применяются доли промежуточного потребления из легального производства по отрасли "Информация и связь". ВДС определяется разницей между выпуском и промежуточным потреблением.
22. Контрабанда. В качестве выпуска используются данные по сумме изъятых товаров. Промежуточное потребление торговли контрабандными товарами оценивается как доля от выпуска, а соответствующая величина ВДС как разность между выпуском и промежуточным потреблением. При расчете промежуточного потребления контрабанды применяется доля промежуточного потребления из отрасли "Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов". Расчет показателей изъятых поддельных товаров и неавторизованных копий творческих оригиналов и изъятой контрабанды приведен в приложении 3 к настоящей Методике.
Приложение 1 к Методике оценки объемов незаконной деятельности |
Расчет производства наркотических товаров и услуг проституции
1) Героин
Героин | Число наркозависимых | Доза | Среднее потребляемое количество наркотического средства в год одним наркозависимым | Потребление | Чистота уличная | Чистота оптовая | Цена оптовая | Цена розничная |
человек | грамм | грамм | грамм | % | % | тенге | тенге | |
1 | 2 | 3=365 дней×2 | 4=1×3 | 5 | 6 | 7 | 8 |
продолжение
Героин | Объем импорта | Импорт | Торговая наценка | Конечное потребление | Расходы на промежуточное потребление | ВДС |
грамм | миллион тенге | миллион тенге | миллион тенге | миллион тенге | миллион тенге | |
9=4×(5/6) | 10=9×7/1000000 | 11=(4×8-7×9)/ 1000000 | 12=4×8/1000000 | 13=11×0,1 | 14=11-13 |
2) Каннабиноиды (гашиш, марихуана)
Каннабиноиды (гашиш, марихуана) | Население в возрасте 7-55 лет | 1,4% от населения в возрасте 7-55 лет | Численность наркозависимых, употребляющих каннабиноиды интенсивно | Численность наркозависимых, употребляющих каннабиноиды регулярно | Доза для наркозависимых, употребляющих каннабиноиды интенсивно | Доза для наркозависимых, употребляющих каннабиноиды регулярно | Среднее потребляемое количество наркотика в год одним наркозависимым (интенсивно) | Среднее потребляемое количество наркотика в год одним наркозависимым (регулярно) |
человек | человек | человек | человек | грамм | грамм |
грамм |
грамм | |
1 | 2 | 3 | 4=2-3 | 5 | 6 | 7=312 дней×5 | 8=52 дня×6 |
продолжение
Потребление | Цена оптовая | Цена розничная | Внутреннее производство | Торговая наценка | Конечное потребление | Расходы на промежуточное потребление | ВДС |
грамм | тенге | тенге | миллион тенге | миллион тенге | миллион тенге | миллион тенге | миллион тенге |
9=3×7+4×8 | 10 | 11 | 12=9×10/1000000 | 13=9×(11-10)/ 1000000 | 14=9×11/1000000 | 15=13×0,1 | 16=12+13-15 |
3) Опий
Опий | Число наркозависимых | Доза | Среднее потребляемое количество наркотика в год одним наркозависимым | Потребление | Цена оптовая | Цена розничная |
человек | грамм | грамм | грамм | тенге | тенге | |
1 | 2 | 3=365 дней×2 | 4=1×3 | 5 | 6 |
продолжение
Опий | Импорт | Торговая наценка | Конечное потребление | Расходы на ПП | ВДС |
миллион тенге | миллион тенге | миллион тенге | миллион тенге | миллион тенге | |
7=4×5/1000000 | 8=4×(6-5)/1000000 | 9=4×6/1000000 | 10=9×0,1 | 11=8-10 |
4) Проституция
Проституция | Лица, занимающиеся проституцией | Средняя цена за услугу | Число визитов в год (экспертно) | Выпуск | Промежуточное потребление | ВДС |
человек | тенге | единиц | миллион тенге | миллион тенге | миллион тенге | |
1 | 2 | 3= 300 дней×3 визита в день | 4=1×2×3/1000000 | 5=4×30% | 6=4-5 |
приложение 2 к Методике оценки объемов незаконной деятельности |
Расчет показателей производства товаров и услуг производителями, не имеющими на это лицензии (разрешения) или незарегистрированными в установленном порядке
Браконьерство
1) Незаконная вырубка древесины
Незаконная вырубка древесины | Объем изъятой древесины | Средняя цена за м3 древесины | Стоимость изъятой древесины | Доля промежуточного потребления | Промежуточное потребление | ВДС |
м3 | тенге | тенге | % | тенге | миллион тенге | |
1 | 2 | 3=1×2 | 4 | 5=3×4% | 6=(5-3)/1000000 |
2) Незаконная охота
Незаконная охота | Количество изъятых рогов сайги | Средняя цена за 1 штуку | Стоимость изъятых рогов сайги | Доля промежуточного потребления | Промежуточное потребление | ВДС |
штук | тенге | тенге | % | тенге | миллион тенге | |
1 | 2 | 3=1×2 | 4 | 5=3×4% | 6=(5-3)/1000000 |
3) Незаконный отлов рыбы
Незаконный отлов рыбы | Производство рыбы | Экспорт рыбы | Импорт рыбы | Улов рыбы | Легальное производство рыбы | Потребление рыбы в стране | Незаконный отлов рыбы |
тысяч тонн | тысяч тонн | тысяч тонн | тысяч тонн | тысяч тонн | тысяч тонн | тысяч тонн | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5=1-2+3+4 | 6 | 7=6-5 |
продолжение
Незаконный отлов рыбы | Средняя цена за 1 кг рыбы | Структура потребления рыбы по регионам | Нелегальное производство | Нелегальное производство | Доля промежуточного потребления (% из легального производства) | Промежуточное потребление | ВДС |
тенге | % | тысяч тонн | миллион тенге | % | миллион тенге | миллион тенге | |
8 | 9 | 10=7×9% | 11=10×8×1000/1000000 | 12 | 13=11×12% | 14=11-13 |
Производство нелегальной алкогольной продукции
Производство нелегальной алкогольной продукции | Производство 40%-ного алкоголя | Экспорт 40%-ного алкоголя | Импорт 40%-ного алкоголя | Легальное производство 40%-ного алкоголя | Потребление 40%-ного алкоголя на душу населения | Численность населения в возрасте от 15 лет и старше | Потребление алкоголя | Нелегальное производство |
тысяч литр | тысяч литр | тысяч литр | тысяч литр | литр | человек | тысяч литр | тысяч литр | |
1 | 2 | 3 | 4=1-2+3 | 5 | 6 | 7=5×6/1000 | 8=7-4 |
продолжение
Производство нелегальной алкогольной продукции | Средняя цена за 1 л водки | Средняя цена за 1 л водки (экспертная оценка) | Структура расходов домашних хозяйств на алкоголь по регионам от общих расходов по республике | Нелегальное производство | Нелегальное производство | Доля промежуточного потребления (% из легального производства) | Промежуточное потребление | ВДС |
тенге | тенге | % | тысяч литр | миллион тенге | % | миллион тенге | миллион тенге | |
9 | 10=9×0,9 | 11 | 12=11×8% | 13=10×12×1000/1000000 | 14 | 15=14×13% | 16=13-15 |
Приложение 3 к Методике оценки объемов незаконной деятельности |
Расчет изъятых поддельных товаров и неавторизованных копий творческих оригиналов и изъятой контрабанды
Изъятые поддельные товары и неавторизованные копии творческих оригиналов | Стоимость изъятой контрафактной продукции | Доля промежуточного потребления | Промежуточное потребление | ВДС |
миллион тенге | % | миллион тенге | миллион тенге | |
1 | 2 | 3=1×2% | 4=1-3 |
Изъятая контрабанда | Стоимость изъятой продукции | Доля промежуточного потребления | Промежуточное потребление | ВДС |
миллион тенге | % | миллион тенге | миллион тенге | |
1 | 2 | 3=1×2% | 4=1-3 |