ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 835 и Министра энергетики Республики Казахстан от 15 декабря 2015 года № 721 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативно-правовых актов № 12779, опубликован в информационно-правовой системе "Әділет" от 26 января 2016 года) следующие изменения:
приложения 1 и 2 изложить в новой редакции, согласно приложениям 1 и 2 к настоящему совместному приказу.
2. Комитету экологического регулирования и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего совместного приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;
4) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан _____________ Т. Сулейменов |
И.о. министра энергетики Республики Казахстан ___________ М. Досмухамбетов |
"СОГЛАСОВАН"
Председатель Комитета по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
________________Б. Мусин
"___"___________ 2017 года
Критерии оценки степени риска в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов (далее – Критерии) сформированы в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года и Методикой формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки риска, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 722 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12389) (далее - Методика), для отнесения субъектов (объектов) проверки в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов к степеням риска.
2. В Критериях используются следующие понятия:
1) незначительное нарушение – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей среды, несоблюдение которых не создают предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде, но выполнение которых является обязательным для природопользователей при осуществлении своей деятельности; а также нарушения, связанные с наличием одной подтвержденной жалобы либо обращения; наличием по результатам аудита фактов, позволяющих уполномоченному органу в области охраны окружающей среды рекомендовать аудируемому субъекту внести изменения в программу производственного экологического контроля;
2) значительное нарушение – нарушения, установленные нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей среды, создающие предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде; а также нарушения, связанные с ведением учета в области охраны окружающей среды; отсутствием обязательного экологического страхования; предоставлением недостоверной отчетности, непредставлением установленной отчетности; наличием двух подтвержденных жалоб и обращений по подконтрольному субъекту; наличием по результатам аудита фактов, позволяющих внесение изменений в условия разрешения на эмиссий;
3) риск в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов – вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
4) грубое нарушение – нарушения, установленные нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей среды, связанные с несоблюдением запрещающей нормы законодательства (запрещается, не допускается, не разрешается); а также, наличие по результатам аудита фактов, ведущих к приостановлению деятельности аудируемого субъекта; а также наличие трех и более подтвержденных жалоб и обращений; сброс и выброс загрязняющих веществ, а также размещение отходов производства и потребления сверх установленных лимитов, установленные по результатам иных форм контроля, высокое и экстремально высокое загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных, подземных вод и почвенного покрова, неоднократные нарушения природоохранного законодательства (два раза за прошедший год);
5) система оценки риска – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью назначения проверок;
6) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного проверяемого субъекта (объекта);
7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта).
3. Кратность проведения выборочной проверки определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не может быть чаще одного раза в год.
4. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам проводимого анализа и оценки, утвержденных первым руководителем регулирующего государственного органа. Списки выборочных проверок направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
5. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
1) приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;
2) нагрузки на должностных лиц государственного органа, осуществляющих проверки.
Глава 2. Способы для проведения выборочных проверок
6. Критерии оценки степени риска для выборочных проверок в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов формируются посредством объективных и субъективных критериев.
Параграф 1. Объективные критерии
7. В первую очередь отнесение природопользователей к проверяемым субъектам (объектам) по степеням рисков осуществляется на основе объективных критериев оценки степени риска. После определения риска проверяемые субъекты (объекты) распределяются по двум степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).
К объективным критериям высокой степени оценки риска относятся:
1) субъекты (объекты) 1, 2 категории хозяйственной деятельности, согласно статье 40 Экологического кодекса Республики Казахстан;
2) субъекты (объекты) 3, 4 категории хозяйственной деятельности, согласно статье 40 Экологического кодекса Республики Казахстан, по характеру и степени влияния на окружающую среду:
химические производства;
металлургические, машиностроительные объекты;
объекты по разведке и добыче полезных ископаемых;
строительная промышленность (производство цемента, а также местных цементов, производство асбеста и изделий из него, производство магнезита, доломита и шамота с обжигом в шахтных, вращающихся и других печах, производство асфальтобетона, железобетонных изделий на стационарных заводах, а также прием, хранение и реализация строительных материалов), деятельность в строительной сфере с объемом выбросов свыше 50 тонн/в год;
микробиологическая промышленность;
производство электрической и тепловой энергии при сжигании топлива (использующие в качестве топлива уголь, мазут, природный газ);
субъекты квотирования парниковых газов, включенные в Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов;
субъекты, осуществляющие деятельность в пределах границ охранных зон особо охраняемых природных территорий, на землях оздоровительного и рекреационного назначения;
субъекты, осуществляющие прием, утилизацию, переработку, размещение отходов производства и потребления;
субъекты коммунального хозяйства (в том числе, объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, по сбору, хранению и переработке коммунальных отходов), а также субъекты стратегического значения, влияющие на окружающую среду (гидроэлектростанции, накопители, водохранилища и другие);
субъекты, осуществляющие прием, хранение и реализацию нефтепродуктов;
субъекты, осуществляющие выпуск транспортных средств и деятельность в сфере перевозки (грузовыми, легковыми, железнодорожными, воздушными, водными, автобусными) транспортными средствами.
Субъекты (объекты), не вошедшие в подпункты 1), 2) настоящего пункта, после проведения анализа согласно объективных критериев подлежат к отнесению к субъектам, не отнесенным к высокой степени риска согласно объективных критериев.
Субъекты (объекты), отнесенные к высокой степени риска, далее подлежат оценке по субъективным критериям.
Параграф 2. Субъективные критерии
8. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) сбор информации и формирование базы данных;
2) анализ информации и оценка рисков.
9. Сбор информации проводится для выявления проверяемых субъектов (объектов), нарушающих законодательство, с целью формирования базы данных и будет осуществляться из следующих источников информации:
1) результаты мониторинга отчетности, предоставляемой проверяемым субъектом (объектом);
2) результаты предыдущих проверок. При этом, степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;
3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц;
4) результаты проведенного экологического аудита;
5) результаты иных форм контроля;
6) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.
10. На основании имеющихся источников субъективные критерии оценки степени риска подразделяются на три степени показателя: грубые, значительные, незначительные.
Для отнесения проверяемого субъекта к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, проверяемому субъекту приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится выборочная проверка.
В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – общее количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – общее количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений.
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Субъективные критерии оценки степени риска приведены в Приложении к настоящим Критериям.
По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 включительно и в отношении него проводится выборочная проверка;
2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
11. При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
Приложение к Критериям оценки степени риска в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов |
Субъективные критерии оценки степени риска
Источник информации | Критерии | Степень нарушений | |
результаты мониторинга отчетности | Непредставление установленной отчетности уполномоченному органу в области охраны окружающей среды | Значительное | |
Представление уполномоченному органу в области охраны окружающей среды недостоверной отчетности среды | Значительное | ||
Представление в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды отчета с нарушением установленных сроков среды | Незначительное | ||
результаты предыдущих проверок | Учет в области охраны окружающей среды | ||
Нарушение правил учета, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления среды | Значительное | ||
Общие экологические требования | |||
Эксплуатация объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации должна осуществляться с учетом установленных экологических требований и использованием экологически обоснованных технологий, необходимых очистных сооружений и зон санитарной охраны, исключающих загрязнение окружающей среды. При эксплуатации указанных объектов должны внедряться малоотходные и безотходные технологии, обеспечивающие экологическую безопасность | Значительное | ||
Не допускается эксплуатация предприятий, сооружений и иных объектов без установок и оборудования по очистке, обезвреживанию и утилизации опасных отходов, выбросов, сбросов, обеспечивающих соблюдение нормативов качества окружающей среды | Грубое | ||
Отсутствие разрешения на эмиссии в окружающую среду | Грубое | ||
Не выполнение условий природопользования, указанных в разрешении на эмиссии в окружающую среду | Грубое | ||
Наличие специального подразделения либо назначенного работника, ответственного за организацию, проведение производственного экологического контроля и за взаимодействие с контролирующими органами | Незначительное | ||
Осуществление производственного экологического контроля без разработанной программы производственного экологического контроля, в т.ч. без ее реализации и подтверждающих документов | Значительное | ||
Неинформирование уполномоченного органа в области охраны окружающей среды о происшедших авариях с загрязнением окружающей среды в течение двух часов с момента их обнаружения, а также в течение трех рабочих дней о фактах нарушений экологического законодательства Республики Казахстан, установленных в процессе производственного экологического контроля | Значительное | ||
Отсутствие свидетельства об аккредитации или договора с производственными или независимыми лабораториями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании | Значительное | ||
Отсутствие Договора обязательного экологического страхования в соответствии с Законом РК "Об обязательном экологическом страховании" для лиц, осуществляющих экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности | Значительное | ||
Несоблюдение нормативов допустимых выбросов, установленных для автомобилей и иных транспортных средств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду | Значительное | ||
Отсутствие журналов проверки состояния экологической безопасности об обнаруженных недостатках с указанием сроков их устранения | Значительное | ||
Отсутствие плана действий по устранению или локализации аварийной ситуации, возникшей в результате нарушения экологического законодательства РК, стихийных бедствий и природных катаклизмов | Значительное | ||
Неисполнение выданных предписаний об устранении выявленных нарушений в результате проверки | Значительное | ||
Объекты государственной экологической экспертизы | |||
Отсутствие заключения государственной экологической экспертизы на предпроектную и проектную документацию намечаемой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, с сопровождающими ее материалами оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со стадиями | Грубое | ||
Отсутствие заключения государственной экологической экспертизы на проекты нормативов эмиссий в окружающую среду | Грубое | ||
Отсутствие заключения государственной экологической экспертизы на проекты нормативных правовых актов РК, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду | Грубое | ||
Отсутствие заключения государственной экологической экспертизы на проекты естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий, упразднению государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшению их территории | Грубое | ||
Отсутствие заключения государственной экологической экспертизы на биологические обоснования на добычу и использование ресурсов растительного и животного мира | Грубое | ||
Отсутствие заключения государственной экологической экспертизы на проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности | Грубое | ||
Отсутствие заключения государственной экологической экспертизы на материалы обследования территорий, обосновывающие отнесение этих территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации | Грубое | ||
Отсутствие заключения государственной экологической экспертизы на проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов либо которая затрагивает интересы сопредельных государств, в том числе по комплексу "Байконур", определенные международными договорами Республики Казахстан | Грубое | ||
Экологические требования при использовании земель | |||
Загрязнение, захламление, деградация и ухудшение плодородия почв, а также снятие плодородного слоя почвы | Значительное | ||
Экологические требования при проведении операций по недропользованию | |||
Отсутствие инженерной системы организованного сбора и хранения отходов недропользования с гидроизоляцией технологических площадок, предназначенных для исключения миграции токсичных веществ в природные объекты | Значительное | ||
Отсутствие безамбарной технологии, в случаях строительства скважин на особо охраняемых природных территориях | Значительное | ||
Непроведение при недропользовании работ по утилизации шламов и нейтрализации отработанного бурового раствора, буровых, карьерных и шахтных сточных вод для повторного использования в процессе бурения, возврата в окружающую среду в соответствии с установленными требованиями | Значительное | ||
Непринятие хозяйствующими субъектами мер, предотвращающих загрязнение и истощение водных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать вредное воздействие на состояние подземных водных объектов | Значительное | ||
При проведении закачки отработанных вод в поглощающие скважины, силами водопользователя должны быть организованы систематические лабораторные наблюдения за качеством воды в ближайших скважинах, родниках, колодцах по плану, согласованному с уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, использования и охраны водного фонда и государственным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения | Незначительное | ||
Экологические требования при разведке и (или) добыче подземных вод | |||
Несоблюдение условий контракта на разведку и разработку месторождений подземных вод в части выполнения требований, предусмотренных экологическим законодательством Республики Казахстан | Значительное | ||
Не обеспечение проведения комплекса восстановительных работ на земельных участках при проведении разведки и (или) добычи подземных вод | Незначительное | ||
Не обеспечение надежной изоляции, предотвращающей загрязнение вскрытых подземных водоносных горизонтов | Значительное | ||
Экологические требования при использовании водных объектов | |||
Размещение предприятий и других сооружений, влияющих на состояние водных объектов без соблюдения условий и правил охраны окружающей среды, охраны недр, санитарно-эпидемиологической, промышленной безопасности, воспроизводства и рационального использования водных ресурсов, а также без учета экологических последствий деятельности указанных объектов | Значительное | ||
Экологические требования при сбросе сточных вод | |||
Непринятие природопользователями мер по предотвращению воздействия на окружающую среду накопителей сточных вод, а также не осуществление рекультивации земель, занятых этими накопителями после прекращения их эксплуатации | Значительное | ||
Сброс в недра сточных вод, не очищенных до нормативных показателей, за исключением закачки сточных вод в подземные водоносные горизонты, подземные воды которых высокоминерализованы, не используются или не могут быть использованы для питьевых, бальнеологических, технических нужд, в целях ирригации и животноводства, а также за исключением сброса попутно добываемых шахтных и карьерных вод в пруды-накопители и (или) пруды-испарители | Грубое | ||
Сброс сточных вод независимо от степени их очистки в поверхностные водоемы в зонах санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения, курортов, в местах, отведенных для купания | Грубое | ||
Не использование приборов учета объемов воды и учета водопотребления и водоотведения природопользователями, осуществляющими сброс сточных вод в водные объекты, недра, в накопители сточных вод, на рельеф местности или имеющих замкнутый цикл водоотведения | Значительное | ||
Экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря | |||
Отсутствие специального полигона вне государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря для осуществления операции по обезвреживанию и хранению отходов бурения (шламы и растворы), не вовлекаемых в оборот и не закачиваемых в недра | Незначительное | ||
Отсутствие на буровой платформе (баржа) и на обслуживающих ее судах установки для очистки и обеззараживания сточных вод или для сбора, хранения и последующей передачи сточных вод на специализированные суда или береговые приемные устройства. Отсутствие соответствующих устройств для сбора или обработки мусора (измельчения или прессования). Инсинерация медицинских и пищевых отходов на буровых платформах (баржах) без заключения государственной экологической экспертизы | Значительное | ||
Отсутствие на буровых установках двигателей внутреннего сгорания, отвечающих требованиям Международной морской организации по предельным значениям выхлопов угарных газов | Значительное | ||
Отсутствие абсорбентов и материалов, необходимых для ограждения и сбора последствий разливов при проведении нефтяных операций на море, на каждом морском сооружении и на каждом судне, на которых осуществляется перевозка нефти и нефтесодержащих грузов | Значительное | ||
Отсутствие на морских производственных объектах (бурения, добычи, эксплуатации) и обслуживающих их судах установки для очистки и обеззараживания сточных вод или для сбора, хранения и последующей передачи сточных вод на специализированные суда или береговые приемные устройства. | Незначительное | ||
Экологические требования при разведке и добыче на море | |||
Проведение буровых работ с буровой баржи или платформы при наличии ледового покрова на акватории, доступной для судоходства, должно осуществляться при постоянном присутствии корабля ледокольного типа с оборудованием, необходимым для локализации возможного разлива углеводородов | Значительное | ||
Отсутствие мероприятий по предупреждению, ограничению и ликвидации аварийных разливов при проведении нефтяных операций | Значительное | ||
Экологические требования для судоходства | |||
Оснащение судов оборудованием системы закрытой бункеровки топливом, емкостями по сбору загрязненных вод и бытового мусора, снабженным устройствами, не позволяющими сброс и выброс в открытые водоемы | Значительное | ||
Отсутствие закрытых контейнеров и специальных емкостей для перевозки сыпучих материалов, химических реагентов и опасных грузов, исключающих их попадание в окружающую среду, в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о торговом мореплавании | Значительное | ||
Отсутствие систем, исключающих разливы и утечки топлива и горюче-смазочных материалов при заправки судов в море | Значительное | ||
Оснащение оборудованием судов, не допускающим загрязнения палуб судов нефтепродуктами, сброса загрязненных сточных вод в водоемы | Значительное | ||
Мониторинг окружающей среды государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря | |||
Не проведение ежегодного производственного мониторинга (по климатическим сезонам) по всей контрактной территории, за исключением мониторинга в зимний период на акватории моря, покрытой льдами, с целью предотвращения негативного воздействия на морскую среду | Незначительное | ||
При проведении производственного мониторинга недропользователь должен учитывать результаты наблюдений предыдущих лет и использовать показания уже существующих станций, расположенных на площади работ (в пределах контрактной территории и в ее окружении), в целях продолжения долгосрочного ряда наблюдений | Незначительное | ||
В случае возникновения аварийных ситуаций безотлагательно организовывается мониторинг последствий аварийного загрязнения окружающей среды | Незначительное | ||
Общие экологические требования при обращении с отходами производства и потребления | |||
Физические и юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны предусмотреть меры безопасного обращения с ними, соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования и выполнять мероприятия по их утилизации, обезвреживанию и безопасному удалению | Значительное | ||
Смешивание опасных отходов с неопасными отходами, а также различных видов опасных отходов между собой в процессе их производства, транспортировки и хранения, кроме случаев применения неопасных отходов для подсыпки, уплотнения при захоронении отходов | Грубое | ||
Размещение и удаление отходов в местах, не определенных решениями местных исполнительных органов | Значительное | ||
Отсутствие мест временного хранения отходов, предназначенных для безопасного хранения отходов в срок не более трех лет до их восстановления или переработки или не более одного года до их захоронения | Значительное | ||
Отсутствие утвержденной природопользователем I, II категории программы управления отходами; | Незначительное | ||
Отсутствие паспорта опасных отходов | Незначительное | ||
Отсутствие маркировки на упаковках с опасными отходами с указанием опасных свойств. При передаче таких отходов другим лицам на определенный срок собственник отходов информирует их в письменной форме об опасных свойствах этих отходов и о мерах предосторожности при обращении с ними | Значительное | ||
Отсутствие у владельца полигона письменного подтверждения получения каждой партии отходов, принятой на участке, и нехранение данной документации в течение пяти лет | Незначительное | ||
Отсутствие хорошо видимых опознавательных знаков с указанием вида отхода, степени его опасности и даты захоронения на местах размещения опасных отходов | Значительное | ||
Осуществление хозяйственной деятельности без разработанного плана действий при чрезвычайных и аварийных ситуациях на предприятиях, которые осуществляют сбор, утилизацию, транспортировку и размещение опасных отходов | Значительное | ||
Отсутствие на пунктах хранения отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, средств защиты, обеспечивающих предотвращение влияния стойких органических загрязнителей на окружающую среду и здоровье населения | Значительное | ||
Отсутствие специально оборудованных мест для хранения (площадках, складах, хранилищах) на период, установленный проектной документацией для каждого вида отходов в целях последующей утилизации, переработки или окончательного захоронения | Грубое | ||
Отсутствие специально оборудованных полигонов для захоронения отходов | Грубое | ||
Наличие на каждом полигоне ТБО оборудованной системы мониторинга атмосферных выбросов (свалочный газ), фильтрата и сточных вод, образующихся в депонированных отходах, для предупреждения их негативного воздействия на окружающую среду | Значительное | ||
Отсутствие мер по уменьшению образования метана на полигоне путем сокращения объемов захоронения биоразлагаемых отходов и внедрения систем контроля и утилизации свалочного газа | Значительное | ||
Отсутствие плана по приведению участка полигона захоронения отходов в соответствие с экологическими требованиями в срок, согласованный с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды | Незначительное | ||
Отсутствие у собственника полигона ликвидационного фонда для проведения мероприятий по рекультивации земли и мониторинга воздействия на окружающую среду после закрытия полигона | Грубое | ||
Отсутствие документов, подтверждающих процедуры приема и классификации отходов, принимаемых для захоронения, установленых владельцем полигона и согласованных с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды | Незначительное | ||
Отсутствие собственной аккредитованной лаборатории либо договора с аккредитованной лабораторией для ведение контроля, мониторинга и (или) анализа воздействия на окружающую среду | Значительное | ||
Непроведение газового мониторинга для каждой секции полигона твердых бытовых отходов | Незначительное | ||
Параметры, которые будут анализироваться в пробах, взятых из подземных вод, должны быть обусловлены ожидаемым составом фильтрата и качеством подземных вод в данном месте. В процессе выбора параметров для аналитического учета должны быть определены скорость и направление потока подземных вод | Незначительное | ||
Непроведение владельцем полигона рекультивации территории и мониторинга выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса, пяти лет для полигонов 3 класса после закрытия полигона (части полигона) | Значительное | ||
Непроведение работ по рекультивации нарушенных земель; | Значительное | ||
Физические и юридические лица, осуществляющие производство на территории Республики Казахстан и (или) ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров) согласно перечню продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), обязаны обеспечивать сбор, транспортировку, переработку, обезвреживание, использование и (или) утилизацию отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки | Значительное | ||
Производители (импортеры), имеющие собственную систему сбора, переработки и утилизации отходов, в качестве подтверждения исполнения обязательств по расширенным обязательствам производителей (импортеров) в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, представляют оператору расширенных обязательств производителей (импортеров) документы, подтверждающие сбор, переработку и (или) утилизацию отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки | Значительное | ||
Экологические требования к пунктам хранения и (или) захоронения радиоактивных отходов | |||
Расчет распространения радиоактивного загрязнения поверхностных, грунтовых и подземных вод выполняется на основе проведения специальных гидрологических и гидрогеологических исследований, выполняемых для определения скорости фильтрации растворов и загрязнений, их миграционных способностей и сорбционных возможностей водовмещающих пород | Значительное | ||
Государственное регулирование в сфере выбросов и поглощений парниковых газов | |||
Не допускается эксплуатация установки без получения квот на выбросы парниковых газов оператором установки, выбросы которой превышают эквивалент двадцати тысяч тонн двуокиси углерода в год, в следующих регулируемых сферах деятельности: нефтегазовой, электроэнергетической, горнодобывающей, металлургической, химической, обрабатывающей в части производства стройматериалов: цемента, извести, гипса и кирпича. Природопользователям запрещается превышать квоту, установленную сертификатом на выбросы парниковых газов в соответствующем периоде | Грубое | ||
Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, допускающей выбросы парниковых газов и озоноразрушающих веществ | |||
Отсутствие разрешения на производство работ с использованием озоноразрушающих веществ, ремонт, монтаж, обслуживание оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества, выдаваемого уполномоченным органом в области охраны окружающей среды | Значительное | ||
наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений | Наличие трех и более подтвержденных жалоб либо обращений, не носящих одинаковый характер | Грубое | |
Наличие двух подтвержденных жалоб либо обращений, не носящих одинаковый характер | Значительное | ||
Наличие одной подтвержденной жалобы либо обращения | Незначительное | ||
результаты проведенного экологического аудита | По результатам рассмотрения отчета экологического аудита имеются факты, позволяющие уполномоченному органу в области охраны окружающей среды обратиться в суд с иском о приостановлении деятельности аудируемого субъекта | Грубое | |
По результатам рассмотрения отчета экологического аудита имеются факты, позволяющие уполномоченному органу в области охраны окружающей среды внести изменения в условия экологического разрешения или обратиться в специально уполномоченные государственные органы с предложением об изменении условий договоров (контрактов) на использование и изъятие природных ресурсов, разрешений на эмиссии в окружающую среду и иных разрешений на природопользование | Значительное | ||
По результатам рассмотрения отчета экологического аудита имеются факты, позволяющие уполномоченному органу в области охраны окружающей среды рекомендовать аудируемому субъекту внести изменения в программу производственного экологического контроля | Незначительное | ||
результаты иных форм контроля | Несоблюдение природопользователями нормативов качества окружающей среды за пределами санитарно-защитной зоны, выявленных по результатам аналитического контроля проведенного лабораторией, входящей в состав уполномоченного органа в области охраны окружающей среды | Грубое | |
результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями | Высокое загрязнение и экстремально высокое загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных, подземных вод и почвенного покрова | Грубое | |
Наличие неблагоприятных происшествий, аварий и пожаров | Грубое | ||
Допущение повторных нарушений (повторяющиеся нарушения норм законодательства 2 раза за последний год) природоохранного законодательства | Грубое |
Проверочный лист
в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных
ресурсов
В отношении____________________________________________________________________
(наименование однородной группы проверяемых субъектов)
Государственный орган, назначивший проверку ______________________________________
________________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ________________________________________________________
(№, дата)
Наименование проверяемого субъекта (объекта) ______________________________________
________________________________________________________________________________
Индивидуальный идентификационный номер/ бизнес идентификационный номер
проверяемого субъекта (объекта) ___________________________________________________
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения __________________________________________________________
№ | Перечень требований | Требуется | Не требуется | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Учет и отчетность в области охраны окружающей среды | |||||
1. | Наличие и ведение отчетов по результатам производственного экологического контроля | ||||
2. | Наличие ежегодного отчета в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о проведении мониторинга воздействия на окружающую среду на полигонах | ||||
3. | Наличие и исполнение ежеквартальных отчетов о выполнении условий природопользования, включенных в экологическое разрешение, в орган, его выдавший | ||||
4. |
Наличие и ведение журнала учета отходов; | ||||
5. | Наличие и исполнение ежегодного отчета по инвентаризации отходов | ||||
6. | Наличие и ведение кадастрового дела по объекту размещения отходов | ||||
7. | Наличие и ведение отчета об инвентаризации парниковых газов или о фактическом объеме выбросов и поглощений парниковых газов за отчетный период, предоставление его в уполномоченый орган в области охраны окружающей среды | ||||
Общие экологические требования | |||||
8. | Эксплуатация объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации должна осуществляться с учетом установленных экологических требований и использованием экологически обоснованных технологий, необходимых очистных сооружений и зон санитарной охраны, исключающих загрязнение окружающей среды. При эксплуатации указанных объектов должны внедряться малоотходные и безотходные технологии, обеспечивающие экологическую безопасность | ||||
9. | Наличие установок и оборудования по очистке, обезвреживанию и утилизации опасных отходов, выбросов, сбросов, обеспечивающих соблюдение нормативов качества окружающей среды | ||||
10. | Наличие специального подразделения либо приказа на работника ответственного за организацию, проведение производственного экологического контроля и за взаимодействие с контролирующими органами | ||||
11. | Наличие и исполнение утвержденной природопользователем Программы производственного экологического контроля | ||||
12. | Информирование уполномоченного органа в области охраны окружающей среды о происшедших авариях с загрязнением окружающей среды в течение двух часов с момента их обнаружения, а также в течении трех рабочих дней о фактах нарушений экологического законодательства Республики Казахстан, установленных в процессе производственного экологического контроля | ||||
13. | Наличие свидетельства об аккредитации или договора с производственными или независимыми лабораториями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании | ||||
14. | Наличие Договора обязательного экологического страхования в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном экологическом страховании" для лиц осуществляющие экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности. | ||||
15. | Наличие разрешения на эмиссии в окружающую среду | ||||
16. | Соблюдение нормативов допустимых выбросов установленных для автомобилей и иных транспортных средств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду | ||||
17. | Выполнение условий природопользования, указанных в разрешении на эмиссии в окружающую среду | ||||
18. | Наличие и ведение журналов проверки состояния экологической безопасности, в которых ответственные должностные лица природопользователя должны записывать обнаруженные недостатки с указанием сроков их устранения | ||||
19. | Наличие плана действий по устранению или локализации аварийной ситуации, возникшей в результате нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, стихийных бедствий и природных катаклизмов | ||||
20. | Исполнение выданных предписаний об устранении выявленных нарушений в результате проверки | ||||
Объекты государственной экологической экспертизы | |||||
21. | Наличие и соблюдение требований заключения государственной экологической экспертизы на предпроектную и проектную документацию намечаемой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, с сопровождающими ее материалами оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со стадиями | ||||
22. | Наличие и соблюдение требований заключения государственной экологической экспертизы на проекты нормативов эмиссий в окружающую среду | ||||
23. | Наличие заключения государственной экологической экспертизы на проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативно-технических и инструктивно-методических, документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду | ||||
24. | Наличие заключения государственной экологической экспертизы на проекты естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий, упразднению государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшению их территории | ||||
25. | Наличие и соблюдение требований заключения государственной экологической экспертизы на биологические обоснования на добычу и использование ресурсов растительного и животного мира | ||||
26. | Наличие и соблюдение требований заключения государственной экологической экспертизы на проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности | ||||
27. | Наличие и соблюдение требований заключения государственной экологической экспертизы на материалы обследования территорий, обосновывающие отнесение этих территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации | ||||
28. | Наличие и соблюдение требований заключения государственной экологической экспертизы на проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов либо которая затрагивает интересы сопредельных государств, в том числе по комплексу "Байконур", определенные международными договорами Республики Казахстан | ||||
Экологические требования при использовании земель | |||||
29. | Не допущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв, а также снятия плодородного слоя почвы | ||||
Экологические требования при проведении операций по недропользованию | |||||
30. | Наличие и применение инженерной системы организованного сбора и хранения отходов недропользования с гидроизоляцией технологических площадок предназначенных для исключения миграции токсичных веществ в природные объекты | ||||
31. | Наличие и применение безамбарной технологии (в случаях строительства скважин на особо охраняемых природных территориях) | ||||
32. | Утилизация шламов и нейтрализация отработанного бурового раствора, буровых, карьерных и шахтных сточных вод для повторного использования в процессе бурения, возврата в окружающую среду | ||||
33. | Физические и юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказывать вредное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение и истощение водных объектов | ||||
34. | Наличие и исполнение плана, согласованного с уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды по организации систематических лабораторных наблюдений за качеством воды в ближайших скважинах где производится закачка отработанных вод в поглощающие скважины | ||||
Экологические требования при разведке и (или) добыче подземных вод | |||||
35. | Соблюдение условий контракта и разрешения на специальное водопользование, а также при соблюдении норм и требований, предусмотренных экологическим законодательством Республики Казахстан | ||||
36. | Проведение комплекса восстановительных работ на земельных участках, приведенных в негодность в процессе разведки и (или) добычи подземных вод | ||||
37. | Обеспечение надежной изоляции, предотвращающей загрязнение вскрытых подземных водоносных горизонтов | ||||
Экологические требования при использовании водных объектов | |||||
38. | Размещение предприятий и других сооружений, влияющих на состояние водных объектов, производится с соблюдением условий и правил охраны окружающей среды, охраны недр, санитарно-эпидемиологической, промышленной безопасности, воспроизводства и рационального использования водных ресурсов, а также с учетом экологических последствий деятельности указанных объектов | ||||
Экологические требования при сбросе сточных вод | |||||
39. | Природопользователи, имеющие накопители сточных вод, обязаны принимать необходимые меры по предотвращению их воздействия на окружающую среду | ||||
40. | Не допускается сброс в недра сточных вод, не очищенных до нормативных показателей, за исключением закачки сточных вод в подземные водоносные горизонты, подземные воды которых высокоминерализованы, не используются или не могут быть использованы для питьевых, бальнеологических, технических нужд, в целях ирригации и животноводства, а также за исключением сброса попутно добываемых шахтных и карьерных вод в пруды-накопители и (или) пруды-испарители | ||||
41. | Не допускается сброс сточных вод независимо от степени их очистки в поверхностные водоемы в зонах санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения, курортов, в местах, отведенных для купания | ||||
42. | Наличие приборов учета объемов воды и ведение журнала учета водоотведения для природопользователей, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты, недра, в накопители сточных вод, на рельеф местности или имеющих замкнутый цикл водоотведения | ||||
Экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря | |||||
43. | Наличие специального полигона вне государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря для осуществления операции по обезвреживанию и хранению отходов бурения (шламы и растворы), не вовлекаемых в оборот и не закачиваемых в недра | ||||
44. | Наличие на морских производственных объектах (бурения, добычи, эксплуатации) и обслуживающих их судах установки для очистки и обеззараживания сточных вод или для сбора, хранения и последующей передачи сточных вод на специализированные суда или береговые приемные устройства. Наличие устройств для сбора или обработки мусора (измельчения или прессования) | ||||
45. | Наличие и применение на буровых установках двигателей внутреннего сгорания, отвечающих требованиям Международной морской организации по предельным значениям выхлопов угарных газов | ||||
46. | Размещение абсорбентов и материалов, необходимых для ограждения и сбора последствий разливов при проведении нефтяных операций на море, на каждом морском сооружении и на каждом судне, на которых осуществляется перевозка нефти и нефтесодержащих грузов | ||||
Экологические требования при разведке и добыче на море | |||||
47. | Проведение буровых работ с буровой баржи или платформы при наличии ледового покрова на акватории, доступной для судоходства, должно осуществляться при постоянном присутствии корабля ледокольного типа с оборудованием, необходимым для локализации возможного разлива углеводородов | ||||
48. | При проведении нефтяных операций недропользователь должен обеспечить мероприятия по предупреждению, ограничению и ликвидации аварийных разливов | ||||
Экологические требования для судоходства | |||||
49. | Оснащенность и применение суднами закрытой системой бункеровки топлива, емкостями по сбору загрязненных вод и бытового мусора, снабженным устройствами, не позволяющими сброс и выброс в открытые водоемы | ||||
50. | Наличие и применение закрытых контейнеров и специальных емкостей для перевозки сыпучих материалов, химических реагентов и опасных грузов, исключающих их попадание в окружающую среду, в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о торговом мореплавании | ||||
51. | Наличие и применение систем, исключающих разливы и утечки топлива и горюче-смазочных материалов при заправки судов в море | ||||
52. | Оснащенность и применение суднами оборудованиями, не допускающих загрязнения палуб судов нефтепродуктами, сброса загрязненных сточных вод в водоемы | ||||
Мониторинг окружающей среды государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря | |||||
53. | Ведение ежегодного производственного мониторинга окружающей среды (по климатическим сезонам) по всей контрактной территории, за исключением мониторинга в зимний период на акватории моря, покрытой льдами, с целью предотвращения негативного воздействия на морскую среду | ||||
54. | При проведении производственного мониторинга недропользователь должен учитывать результаты наблюдений предыдущих лет и использовать показания уже существующих станций, расположенных на площади работ (в пределах контрактной территории и в ее окружении), в целях продолжения долгосрочного ряда наблюдений | ||||
55. | В случае возникновения аварийных ситуаций безотлагательно организовывается мониторинг последствий аварийного загрязнения окружающей среды | ||||
Общие экологические требования при обращении с отходами производства и потребления | |||||
56. | Физические и юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны предусмотреть меры безопасного обращения с ними, соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования и выполнять мероприятия по их утилизации, переработке, обезвреживанию и безопасному удалению | ||||
57. | Не допускается смешивание опасных отходов с неопасными отходами, а также различных видов опасных отходов между собой в процессе их производства, транспортировки и хранения, кроме случаев применения неопасных отходов для подсыпки, уплотнения при захоронении отходов | ||||
58. | Наличие мест, определенных решениями местных исполнительных органов по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и государственным органом санитарно-эпидемиологической службы и иными специально уполномоченными государственными органами | ||||
59. | Наличие мест хранения отходов предназначенный для безопасного хранения отходов в срок не более трех лет до их восстановления или переработки или не более одного года до их захоронения | ||||
60. | Наличие программы управления отходами утвержденной природопользователем I, II категории и лиц, осуществляющих утилизацию и переработку отходов или иные способы уменьшения их объемов и опасных свойств, а также осуществляющих деятельность, связанную с размещением отходов производства и потребления в зависимости от категории объекта | ||||
61. | Наличие паспорта опасных отходов представленного в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды | ||||
62. |
Проведение работ по рекультивации нарушенных земель; | ||||
63. | Наличие маркировки на упаковках с опасными отходами с указанием опасных свойств. При передаче таких отходов другим лицам на определенный срок собственник отходов информирует их в письменной форме об опасных свойствах этих отходов и о мерах предосторожности при обращении с ними | ||||
64. | Наличие у владельца полигона письменного подтверждения получения каждой партии отходов, принятой на участке, и хранение данной документации в течение пяти лет | ||||
65. | Наличие хорошо видимых опознавательных знаков с указанием вида отхода, степени его опасности и даты захоронения на местах размещения опасных отходов | ||||
66. | Наличие планов действий при чрезвычайных и аварийных ситуациях у предприятий, которые осуществляют сбор, утилизацию, транспортировку и размещение опасных отходов | ||||
67. | Наличие на пунктах хранения отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, средств защиты, обеспечивающие предотвращение влияния стойких органических загрязнителей на окружающую среду и здоровье населения | ||||
68. | Наличие специально оборудованных мест (площадках, складах, хранилищах) на период, установленный проектной документацией для каждого вида отходов в целях последующей утилизации, переработки или окончательного захоронения | ||||
69. | Наличие специально оборудованных полигонов для захоронения отходов | ||||
70. | Наличие на каждом полигоне ТБО оборудованной системы мониторинга атмосферных выбросов (свалочный газ), фильтрата и сточных вод, образующихся в депонированных отходах, для предупреждения их негативного воздействия на окружающую среду | ||||
71. | Владелец полигона должен принять меры по уменьшению образования метана на полигоне путем сокращения объемов захоронения биоразлагаемых отходов и внедрения систем контроля и утилизации свалочного газа | ||||
72. | Наличие плана по приведению участка полигона захоронения отходов в соответствие с экологическими требованиями в срок, согласованный с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды | ||||
73. | Наличие ликвидационного фонда для проведения мероприятий по рекультивации земли и мониторинга воздействия на окружающую среду после закрытия полигона | ||||
74. | Наличие документов подтверждающие процедуры приема и классификации отходов, принимаемых для захоронения, устанавливаются владельцем полигона и согласовываются с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды | ||||
75. | Наличие аккредитованной лаборатории либо договора с аккредитованной лабораторией для ведение контроля, мониторинга и (или) анализа воздействия на окружающую среду | ||||
76. | Проведение газового мониторинга для каждой секции полигона твердых бытовых отходов | ||||
77. | Параметры, которые будут анализироваться в пробах, взятых из подземных вод, должны быть обусловлены ожидаемым составом фильтрата и качеством подземных вод в данном месте. В процессе выбора параметров для аналитического учета должны быть определены скорость и направление потока подземных вод | ||||
78. | После закрытия полигона (части полигона) владелец полигона осуществляет рекультивацию территории и проводит мониторинг выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса, пяти лет для полигонов 3 класса. | ||||
79. | Физические и юридические лица, осуществляющие производство на территории Республики Казахстан и (или) ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров) согласно перечню продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), обязаны обеспечивать сбор, транспортировку, переработку, обезвреживание, использование и (или) утилизацию отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки | ||||
80. | Производители (импортеры), имеющие собственную систему сбора, переработки и утилизации отходов, в качестве подтверждения исполнения обязательств по расширенным обязательствам производителей (импортеров) в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, представляют оператору расширенных обязательств производителей (импортеров) документы, подтверждающие сбор, переработку и (или) утилизацию отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки | ||||
Экологические требования к пунктам хранения и (или) захоронения радиоактивных отходов | |||||
81. | Расчет распространения радиоактивного загрязнения поверхностных, грунтовых и подземных вод выполняется на основе проведения специальных гидрологических и гидрогеологических исследований, выполняемых для определения скорости фильтрации растворов и загрязнений, их миграционных способностей и сорбционных возможностей водовмещающих пород | ||||
Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, допускающей выбросы парниковых газов и озоноразрушающих веществ | |||||
82. | Наличие разрешения на производство работ с использованием озоноразрушающих веществ, ремонт, монтаж, обслуживание оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества, выдаваемого уполномоченным органом в области охраны окружающей среды | ||||
Государственное регулирование в сфере выбросов и поглощений парниковых газов | |||||
83. | Наличие квот на выбросы парниковых газов оператором установки, выбросы которой превышают эквивалент двадцати тысяч тонн двуокиси углерода в год, в следующих регулируемых сферах деятельности: нефтегазовой, электроэнергетической, горнодобывающей, металлургической, химической, обрабатывающей в части производства стройматериалов: цемента, извести, гипса и кирпича |
Должностное (ые) лицо (а) ___________________ _____________ _________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О. (при его наличии)
___________________ _____________ _________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О. (при его наличии)
Руководитель
проверяемого субъекта ___________________ _____________ _________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О. (при его наличии)