О внесении изменений и дополнений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года № 691 "Об утверждении Правил оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг"

Новый

Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 18 ноября 2019 года № 376. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 ноября 2019 года № 19630

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года № 691 "Об утверждении Правил оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12562, опубликован в информационно-правовой системе "Әділет" от 13 января 2016 года) следующие изменения и дополнения:

      в Правилах оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг, утвержденных указанным приказом:

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. В Правилах используются следующие основные понятия и определения:

      1) веб-сайт — система электронных документов (файлов данных и кода) частного лица или организации в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IP-адресом);

      2) веб-интерфейс — это совокупность средств, при помощи которых пользователь взаимодействует с веб-сайтом или любым другим приложением через браузер;

      3) диспетчер – работник, уполномоченный от имени диспетчерского центра отдавать команды и распоряжения диспетчеру нижестоящего диспетчерского центра или оперативному персоналу субъектов электроэнергетики по управлению электроэнергетическим режимом и эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей в операционной зоне соответствующего диспетчерского центра;

      4) диспетчерская команда - указание совершить (воздержаться от совершения) конкретное действие (действия) по управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей, выдаваемое диспетчером вышестоящего диспетчерского центра по каналам связи диспетчеру нижестоящего диспетчерского центра или оперативному персоналу субъектов электроэнергетики;

      5) оперативное управление - организация управления эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей, при котором эксплуатационное состояние указанного оборудования, устройств и электрических сетей изменяется только по команде диспетчера соответствующего диспетчерского центра;

      6) оперативное ведение - организация управления эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей, при котором выполнение операций с указанным оборудованием, устройствами и электрическими сетями производится с разрешения диспетчера вышестоящего уровня оперативно-диспетчерского управления, в ведении которого находятся указанное оборудование и устройства;

      7) система планирования – совокупность программно-технических средств, предназначенная для передачи субъектами оптового рынка электрической энергии заявок по производству-потреблению электрической энергии за день вперед, формированию суточного графика производства-потребления электрической энергии, а также передаче заявок день в день (корректировка утвержденного суточного графика);

      8) системные ограничения - предельно допустимые значения технологических параметров функционирования ЕЭС Казахстана;

      9) нормальный режим работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан (ЕЭС Казахстан) - установившийся режим работы, при котором работают все элементы электроэнергетической системы, предусмотренные при планировании режима, и обеспечивается электроснабжение всех потребителей электрической энергии в соответствии с условиями заключенных договоров;

      10) послеаварийный режим работы ЕЭС Казахстана - установившийся режим, возникающий после аварийного отключения поврежденного элемента электроэнергетической системы и продолжающийся до восстановления нормального режима работы;

      11) резерв электрической мощности ЕЭС Республики Казахстана - электрическая мощность агрегатов энергопроизводящих организаций, имеющих требуемую структуру, величину, а также степень готовности к диспетчеризации, соответствующих требованиям, предусмотренным договором;

      12) фактический баланс производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан (далее – фактический баланс) – составленный системным оператором документ, устанавливающий адресное распределение объемов произведенной, поставленной и потребленной электрической энергии на рынках децентрализованной и централизованной торговли, балансирующем рынке электрической энергии за расчетный период. Фактический баланс является основанием для проведения взаиморасчетов между субъектами оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан;

      13) централизованное оперативно-диспетчерское управление - осуществляемый системным оператором процесс непрерывного управления технически согласованной работой энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, обеспечивающий нормативный уровень надежности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и соблюдение нормативного качества электрической энергии;

      14) договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, заключаемое между субъектами оптового рынка электрической энергии на покупку(продажу) электрической энергии с их физической поставкой в определенный период;

      15) ограничение электроснабжения - прекращение подачи электрической энергии потребителю полностью или частично;

      16) суточный график производства-потребления электрической энергии - утвержденный системным оператором документ, регламентирующий почасовые величины производства и потребления электрической энергии на каждые календарные сутки в соответствии с договорами по купле-продаже электрической энергии, заключенными участниками оптового рынка на рынках децентрализованной купли-продажи электрической энергии и централизованной торговли электрической энергией (далее – суточный график).

      Иные понятия и термины, используемые в Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.";

      пункт 5 изложить в следующей редакции:

      "5. Услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети предоставляются:

      1) субъектам оптового рынка, заключившим двухсторонние сделки купли-продажи электрической энергии с ее поставкой в определенный период времени (неделя, месяц, квартал, год);

      2) субъектам оптового рынка, приобретающим электрическую энергию из электроэнергетической системы Республики Казахстан через территорию сопредельных государств.

      В этих случаях, оплата услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети осуществляется данными субъектами оптового рынка электрической энергии однократно в объеме полученной электрической энергии.";

      пункт 8 изложить в следующей редакции:

      "8. Услуги по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии оказываются системным оператором энергопроизводящим организациям, а также энергоснабжающим, энергопередающим организациям и потребителям, осуществляющим поставку (импорт) электроэнергии из-за пределов Республики Казахстан, в том числе поставки электрической энергии из электроэнергетической системы Республики Казахстан через территорию сопредельных государств.";

      подпункт 4) пункта 9 изложить в следующей редакции:

      "4) обеспечение коммерческого учета электрической энергии, отвечающего требованиям, установленным действующим законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.";

      подпункт 3) пункта 11 изложить в следующей редакции:

      "3) разработки мероприятий по вводу ограничений субъектов оптового рынка электрической энергии, нарушающих условия договоров, заключенных на оптовом рынке электрической энергии, а также нарушающих условия договора на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;";

      пункт 14 изложить в следующей редакции:

      "14. Системный оператор при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления определяет структуру построения, развития и организации эксплуатации средств технологической связи, релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, телемеханики и автоматизированных систем управления объектами, контроля режимов их работы, учета электрической энергии и управления потреблением электрической энергии.";

      пункт 28 изложить в следующей редакции:

      "28. Субъекты оперативного диспетчерского управления в процессе централизованного диспетчерского управления, в соответствии с требованиями, установленным действующим законодательством Республики Казахстан, обеспечивают:

      1) соблюдение норм системы централизованно-диспетчерского управления, наличия связи по двум независимым направлениям с региональным диспетчерским центром;

      2) соблюдение режимов, задаваемых системным оператором по заключенным договорам на электроснабжение;

      3) системного оператора достоверной и своевременной информацией, необходимой для составления фактических балансов электрической энергии;

      4) соблюдение графиков ремонта оборудования электростанций Республики Казахстан, находящихся в оперативном управлении системного оператора в соответствии с Законом;

      5) соблюдение режимов работы и схем устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, находящихся в оперативном управлении, ведении системного оператора;

      6) выполнение заданных уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан попусков воды из водохранилищ;

      7) выполнение указаний системного оператора по размещению и установке систем и приборов противоаварийной автоматики, средств автоматизированной системы диспетчерского управления, релейной защиты и автоматики и их надлежащую эксплуатацию;

      8) наличие средств диспетчерского технологического управления, в том числе средств связи с диспетчерскими центрами системного оператора, оперативно-информационного комплекса диспетчерского управления, унифицированного с оперативно-информационным комплексом системного оператора.";

      пункт 31 изложить в следующей редакции:

      "31. Суточный график формируется и размещается системным оператором на веб-интерфейсе на основе заявок:

      1) по производству-потреблению электрической энергии на каждый час предстоящих суток, сформированных в соответствии с договорами, заключенными на рынке децентрализованной купли-продажи электрической энергии, и сделками, совершаемыми на рынке централизованной торговли, и представленных субъектами оптового рынка электрической энергии в систему планирования с учетом договоров на оказание услуг по поддержанию готовности электрической мощности, заключенных между энергопроизводящими организациями и единым закупщиком;

      2) от энергопроизводящих, энергоснабжающих, энергопередающих организаций, потребителей электрической энергии и энергосистем других государств.";

      пункты 34, 35 и 36 изложить в следующей редакции:

      "34. Для подтверждения обоснованности заявленных поставок системный оператор сверяет принятые системой планирования заявки с объемами, указанными в договорах:

      1) на оказание вспомогательных услуг;

      2) на оказание услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети;

      3) на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии;

      4) на оказание услуг по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии (при необходимости);

      5) о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности, заключенными между энергопроизводящими организациями и единым закупщиком;

      6) на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, заключенными между потребителями рынка мощности и единым закупщиком на рынке электрической мощности;

      Системный оператор осуществляет техническую экспертизу поданных заявок произвольной форме на предмет технической реализуемости в соответствии с критериями устойчивости и надежности работы ЕЭС Казахстана.

      35. Заявка по производству-потреблению электрической энергии отклоняется системным оператором при:

      1) отсутствии зарегистрированных системным оператором договоров на оказание системных услуг;

      2) отсутствии договоров на оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки у оптового потребителя с единым закупщиком;

      3) нарушении срока подачи заявки, установленного пунктом 41 настоящих Правил;

      4) несоответствии заявки критериям устойчивости и надежности работы ЕЭС Казахстана;

      5) несоответствии заявки на поставку электрической энергии субъектам оптового рынка Южной зоны Казахстана объемам пропускной способности транзита Север-Юг Казахстана, распределенной в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил.

      36. В случае несоответствия объемов поставки в заявках оптового потребителя и энергопроизводящей организации, системный оператор, в суточном графике, учитывает наименьший из заявленных объемов.

      При этом учитывается техническая возможность генерации энергопроизводящей организации согласно ведомости рабочих электрических мощностей генерации, технологических и технических минимумов энергопроизводящей организации.";

      дополнить пунктом 38-1 следующего содержания:

      "38-1. Энергопроизводящая организация обеспечивает почасовое планирование режима генерации в соответствии с заявками потребителей в пределах технической возможности, определяемой по информации о значениях рабочих электрических мощностей, технологических и технических минимумов электрических станций, входящих в состав энергопроизводящей организации, предоставленной Системному оператору на соответствующие сутки планирования.";

      подпункт 10) пункта 39 исключить;

      пункт 41 изложить в следующей редакции:

      "41.Заявки по договорам, заключенным на рынке децентрализованной торговли, направляются ежесуточно до 11 часов суток (здесь и далее время города Нур-Султана), предшествующих операционным. Заявки подаются в виде XML – файла путем загрузки через веб–интерфейс системы планирования или путем отправки по электронной почте (e-mail) и обрабатываются в соответствии с разработанным и утвержденным системным оператором Инструкцией по формированию, передаче, обработке заявок на поставку электрической энергии (далее – Инструкция), размещенной на веб – сайте системного оператора. При технологических сбоях при обращении к веб – интерфейсу системы планирования подача заявок осуществляется по электронной почте на согласованный с системным оператором электронный адрес. Заявки на субботу, воскресенье и понедельник подаются в пятницу, на праздничные дни - в рабочий день, предшествующий праздничному дню.";

      пункт 46 изложить в следующей редакции:

      "46. Допускается внесение корректировок в утвержденный суточный график не позднее, чем за 2 часа до начала операционного часа.

      Корректировка инициируется энергопередающими, энергоснабжающими организациями и потребителями, являющимися субъектами оптового рынка по согласованию с соответствующими энергопроизводящими организациями, у которых осуществляется покупка электрической энергии.

      Подача корректировок производится посредством оперативных переговоров с диспетчерским персоналом системного оператора.

      При наличии технической возможности энергопроизводящих организаций, соответствия договорам купли-продажи, технической реализуемости предполагаемых корректировок системный оператор вводит корректировки в систему планирования, присваивает корректировке признак согласования и вносит в суточный график.";

      подпункт 3) пункта 53 изложить в следующей редакции:

      "3) обеспечивают коммерческий учет электрической энергии, отвечающий требованиям, установленным действующим законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики;";

      пункт 58 изложить в следующей редакции:

      "58.При оказании системному оператору вспомогательных услуг по регулированию мощности (частоты) поставщики данных услуг:

      1) представляют системному оператору информацию, требуемую для формирования регулировочного диапазона в ЕЭС Казахстана;

      2) обеспечивают надлежащее техническое состояние своего оборудования, систем регулирования в соответствии с Законом;

      3) обеспечивают выполнение распоряжений системного оператора на изменение величины генерации(потребления) электрической энергии в соответствии с установленными договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками;

      4) обеспечивают реализацию сигналов системы автоматического регулирования частоты и мощности на изменение величины генерации электрической энергии в соответствии с установленными договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками.

      При этом для оказания вспомогательных услуг по регулированию мощности (частоты) в первую очередь привлекаются поставщики услуг, задействованные в автоматическом регулировании частоты и мощности и отвечающим требованиям, предъявляемым к электростанциям по регулированию частоты и сальдо перетоков мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан в соответствии с Электросетевыми правилами Республики Казахстан, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 18 декабря 2014 года № 210 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10899).";

      подпункт 2) пункта 59 изложить в следующей редакции:

      "2) отдает распоряжения на изменение величины генерации (потребления) электрической энергии, в том числе в автоматическом режиме, в соответствии с установленными договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками. Фактический объем оказанных услуг по регулированию мощности (частоты) подлежит оплате в порядке, установленном договором.";

      подпункт 2) пункта 60 изложить в следующей редакции:

      "2) гарантированный диапазон регулирования (в МВт) и порядок его предоставления.".

      2. Департаменту развития электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр К. Бозумбаев

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.