В соответствии с подпунктом 7-2) пункта 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 11 февраля 1999 года "О карантине растений" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения анализа фитосанитарного риска.
2. Департаменту ветеринарной, фитосанитарной и пищевой безопасности Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр сельского хозяйства Республики Казахстан |
С. Омаров |
Утверждены приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 3 марта 2020 года № 72 |
Правила проведения анализа фитосанитарного риска
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения анализа фитосанитарного риска (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7-2) пункта 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 11 февраля 1999 года "О карантине растений" и определяют порядок проведения анализа фитосанитарного риска.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) чужеродный вид – вид насекомого, возбудителя болезни растения и сорняка, отсутствующий во флоре и фауне Республики Казахстан, который в случае проникновения может нанести значительный экономический и экологический ущерб;
2) подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) (далее – подкарантинная продукция) – растения, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению, включенные в перечень подкарантинной продукции и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер;
3) перечень подкарантинной продукции – перечень подкарантинной продукции, подлежащей государственному карантинному фитосанитарному контролю и надзору;
4) карантинный объект – вредитель, возбудитель болезни растений или сорняк, который может причинить значительный вред растениям и растительной продукции, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Республики Казахстан, включенный в единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза и (или) перечень карантинных объектов и чужеродных видов, по отношению к которым устанавливаются и осуществляются мероприятия по карантину растений;
5) уполномоченный орган по карантину растений (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области карантина растений;
6) живой модифицированный организм (далее – ЖМО) – любой живой организм, обладающий новой комбинацией генетического материала, полученной благодаря использованию современной биотехнологии и генной инженерии;
7) оценка фитосанитарного риска – научно-обоснованная оценка вероятности проникновения, укоренения или распространения карантинных объектов с учетом карантинных фитосанитарных мер, которые могли быть применены, и связанных с этим потенциальных биологических и экономических последствий;
8) анализ фитосанитарного риска (далее – АФР) – процесс изучения, исследования и оценки биологических, научных и экономических данных с целью определения карантинных объектов и чужеродных видов и способов управления фитосанитарным риском, для принятия по ним соответствующих карантинных фитосанитарных мер и мероприятий по карантину растений.
3. АФР осуществляется республиканским государственным учреждением "Республиканский центр карантина растений" Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (далее – уполномоченная организация).
4. Целью проведения АФР является определение целесообразности включения в перечень карантинных объектов и чужеродных видов, по отношению к которым устанавливаются и осуществляются мероприятия по карантину растений, и перечень особо опасных вредных организмов, утвержденный приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 4-4/282 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 11739) (далее – Перечень), новых вредителей, видов насекомых, возбудителей болезней растений и сорняков, в том числе ЖМО (далее – объекты) или исключения из Перечня, а также определение методов регулирования для предотвращения распространения объекта, принятия карантинных фитосанитарных мер путем оценки биологических, научных, экономических и карантинных фитосанитарных данных.
5. Основными задачами АФР является изучение объекта и путей его проникновения и распространения, оценки фитосанитарного риска, а также определение зон, подверженных опасности и способов управления фитосанитарным риском.
6. Результаты АФР учитываются при:
1) разработке карантинных фитосанитарных требований;
2) принятии решения о введении карантинного фитосанитарного режима;
3) введении временных карантинных фитосанитарных мер;
4) осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля и надзора;
5) в иных случаях, определенных законодательством Республики Казахстан в области карантина растений.
Глава 2. Стадии анализа фитосанитарного риска
7. АФР представляет собой процесс, состоящий из трех этапов:
стадия 1 (подготовительный этап) заключается в определении объекта и путей его распространения в определенной зоне АФР для территории республики;
стадия 2 (этап оценки фитосанитарного риска) предусматривает оценку вероятности проникновения, акклиматизации и распространения объекта и потенциальных экономических и экологических последствий;
стадия 3 (управления фитосанитарным риском) предусматривает определение способов управления фитосанитарным риском, выявленным на стадии оценки фитосанитарного риска, для его снижения или предотвращения, а также оценку потенциальной эффективности и осуществимости и воздействия для отбора подходящих способов.
Параграф 1. Подготовительный этап
8. Основанием для начала проведения уполномоченной организацией АФР является получение (поступление) информации от официальных источников, баз данных, научной литературы и (или) опроса экспертов о выявлении ранее неизвестного объекта или новой информации об известном объекте, содержащей сведения об идентичности природно-климатических условий в стране происхождения объекта с природно-климатическими условиями на территории республики или в отдельных регионах республики, достаточной для его вероятного проникновения, акклиматизации, распространения на территории республики и нанесения значительного вреда растениям и растительной продукции.
9. Перечень вопросов, по которым необходимо собрать информацию для проведения АФР:
1) по таксономии (видовой/систематической принадлежности) анализируемого объекта с целью установления возможности его идентификации;
2) о географическом распространении анализируемого объекта в мире;
3) о категоризации анализируемого объекта на уровне региональных и (или) национальных организаций по карантину и защите растений;
4) о перечне растений-хозяев анализируемого объекта или подходящих местах произрастания или обитания (в зависимости от систематического положения анализируемого объекта);
5) о биологических особенностях анализируемого объекта, имеющих фитосанитарное значение;
6) о вероятных путях распространения анализируемого объекта, включая естественные пути распространения;
7) об экологическом и экономическом воздействии анализируемого объекта на сельскохозяйственные, лесные и другие растения, человека, животных, состояние экологических систем, биологическое разнообразие;
8) по эффективности существующих методов локализации и ликвидации очагов анализируемого объекта.
10. Необходимость нового или пересмотра прежнего АФР для конкретного пути распространения возникает в следующих случаях:
1) начата международная торговля товаром, который ранее не импортировался в страну (обычно растения или растительного продукта, включая генетически измененные растения) или товаром из новой зоны или новой страны происхождения;
2) начало импорта новых видов растений в целях селекции и для научных исследований;
3) выявление пути распространения помимо импорта товара (естественное распространение, с упаковочным материалом, почтовыми отправлениями, мусором, багажом пассажиров).
11. Потребность в новом или пересмотре прежнего АФР в отношении конкретного объекта возникает в следующих случаях:
1) обнаружение длительного заражения или очага нового объекта на территории республики;
2) выявление нового объекта в импортируемой подкарантинной продукции;
3) новый риск, связанный с объектом, который выявлен в результате научного исследования;
4) объект интродукцирован в зону;
5) поступление сведений, что какой-то зоне данный объект наносит больший ущерб, чем в зоне своего происхождения;
6) неоднократное выявление объекта в подкарантинной продукции;
7) сделан запрос об импорте объекта;
8) определение объекта в качестве переносчика для других карантинных объектов;
9) генетическое изменение, которым подвергся объект, что он может стать вредным для растений объектом;
10) решение о пересмотре фитосанитарных регламентаций, требований или процедур;
11) рассмотрение предложений, поступившее от другой страны или от международной организации;
12) новая обработка или отказ от системы обработок, новый процесс или новая информация влияют на ранее принятое решение;
13) возникновение спора по поводу карантинных фитосанитарных мер;
14) изменение фитосанитарной обстановки в стране или изменение границ распространения объекта.
12. Идентификация объекта и путей его распространения в определенной зоне фитосанитарного риска осуществляется на основе собранной информации в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
13. Результаты подготовительного этапа оформляются в виде заключения с выводом о ясном таксономическом положении анализируемого объекта и необходимости проведения дальнейших этапов АФР или завершении проведения АФР в связи с невозможностью точной идентификации объекта и (или) его неясного таксономического статуса или вследствии наличия предшествующего АФР, подходящего для зоны АФР.
Параграф 2. Этап оценки фитосанитарного риска
14. На этапе оценки фитосанитарного риска анализируемый объект рассматривается индивидуально (в процессе категоризации) с целью оценки вероятности его проникновения, акклиматизации и распростронения, а также потенциальных, экономических и экологических последствий (включая воздействие на окружающую среду) в зоне АФР с учетом информации и заключения, составленного по итогам подготовительного этапа.
15. Оценка фитосанитарного риска предусматривает категоризацию объекта, в процессе которого для каждого объекта устанавливается, соответствует ли он критериям определяющим его как карантинный объект или чужеродный вид.
16. Оценка вероятности проникновения и акклиматизации требует анализа каждого из путей распространения, с которым связан объект от места происхождения до его акклиматизации в зоне АФР.
17. Оценка фитосанитарного риска объекта включает определение и описание прямого воздействия и косвенного воздействия рассматриваемого объекта на растения, подкарантинную продукцию, выращиваемую и производимую на территории республики.
18. Виды прямого воздействия рассматриваемого объекта на растения, подкарантинную продукцию, выращиваемую и производимую на территории республики включают:
1) воздействие на растения в полевых условиях, защищенном грунте или в дикой природе;
2) типы, количество и частота повреждений нанесения ущерба;
3) потери урожая по объемам и качеству;
4) биотические факторы, влияющие на повреждения и потери;
5) абиотические факторы, влияющие на повреждения и потери;
6) скорость распространения;
7) скорость размножения;
8) меры борьбы;
9) воздействие на существующие технологии возделывания;
10) воздействие на окружающую среду.
Прямое воздействие рассматриваемого объекта следует оценить на всю зону, занимаемую культурой и зону, потенциально подверженную опасности.
19. При анализе рисков для окружающей среды следует учитывать следующие виды прямого воздействия объектов на растения и (или) их экологические последствия:
1) уменьшение количества ключевых видов растений;
2) уменьшение количества видов растений, являющихся основными компонентами экологических систем с точки зрения их обилия или размера, а также находящихся под угрозой исчезновения местных видов растений, включая воздействие ниже видового уровня, если имеются данные о том, что такое воздействие носит существенный характер;
3) значительное сокращение численности, замещение или уничтожение других видов растений.
20. Виды косвенного воздействия рассматриваемого объекта на растения, подкарантинную продукцию, выращиваемую и производимую на территории республики включают:
1) воздействие на внутренние и экспортные рынки, включая, в частности, доступ к экспортному рынку. Необходимо произвести оценку потенциальных последствий для доступа к рынку, которые будут иметь место в случае акклиматизации рассматриваемого вредного объекта, а также оценку карантинных фитосанитарных мер, которые введены или будут введены торговыми партнерами;
2) изменение себестоимости или объема необходимых денежных вложений, включая расходы на ведение борьбы;
3) изменение потребительского спроса на продукт во внутренних рынках или за рубежом в результате изменения его качества;
4) неблагоприятное воздействие на окружающую среду и иные нежелательные результаты мер борьбы;
5) осуществимость и стоимость проведения мероприятий по локализации и ликвидации;
6) способность выступать в качестве переносчика других карантинных объектов;
7) ресурсы, требуемые для проведения дополнительных исследований и подготовки рекомендаций;
8) социальные и иные виды воздействий.
21. При анализе рисков для окружающей среды необходимо рассмотреть следующие виды косвенного воздействия объектов на растения и (или) их экологические последствия:
1) значительное воздействие на флору республики;
2) значительное воздействие на определенные экологически чувствительные или защищенные зоны;
3) значительное изменение экологических процессов и структуры, стабильности или процессов, происходящих в экологической системе;
4) воздействие на качество воды, рекреационное использование, туризм, выпас животных, охота, рыболовство, а также затраты на восстановление окружающей среды.
22. В результате оценки фитосанитарного риска все или некоторые из разделенных по категориям объектов будут рассмотрены на предмет оценки управления фитосанитарным риском. В отношении каждого объекта вся или часть зоны АФР будет определена в качестве зоны подверженной опасности. Количественная или качественная оценка вероятности проникновении объекта, а также соответствующая количественная или качественная оценка экономических последствий (включая последствия для окружающей среды) должны быть получены и документально обоснованы или установлена их общая средняя оценка.
23. Результаты этапа оценки фитосанитарного риска оформляются в виде заключения с выводом о вероятности проникновения, акклиматизации, потенциальной экономической вредоносности и потенциального ущерба.
Параграф 3. Этап управления фитосанитарным риском
24. Этап управления фитосанитарным риском предусматривает определение карантинных фитосанитарных мер и карантинных фитосанитарных мероприятий для снижения или предотвращения фитосанитарного риска, а также оценку потенциальной эффективности карантинных фитосанитарных мер и карантинных мероприятий. Заключения, полученные при оценке управления фитосанитарным риском, используются для принятия решения о применении карантинных фитосанитарных мер и проведения карантинных фитосанитарных мероприятий, и их ужесточению.
25. Способы управления фитосанитарным риском различаются в зависимости от пути проникновения анализируемого объекта:
1) меры, предотвращающие ввоз зараженной объектом растительной продукции, упаковочных материалов и других товаров, обладающих фитосанитарным риском;
2) меры, предотвращающие естественное распространение и перемещение или проникновение другими путями распространения;
3) меры, направленные на профилактику проникновения, акклиматизации и распространения объекта.
В отношении выбранных способов управления фитосанитарным риском проводится оценка степени их эффективности.
26. Наибольший риск проникновения, акклиматизации и распространения объекта представляют импортируемая подкарантинная продукция, однако необходимо учитывать риск проникновении с другими типами путей их распространения.
27. Для снижения фитосанитарного риска проникновения, акклиматизации и распространения объекта с импортируемой подкарантинной продукцией до приемлемого уровня потребуется сочетание двух или более карантинных фитосанитарных мер. Карантинные фитосанитарные меры разделяются на категории в соответствии с фитосанитарным статусом рассматриваемого пути распространения в стране происхождения и включают карантинные фитосанитарные меры и карантинные фитосанитарные мероприятия:
1) применяемые в отношении подкарантинной продукции;
2) применяемые с целью предотвращения или уменьшения естественного заражения культуры;
3) обеспечивающие свободу зоны или места выращивания от рассматриваемого вредного объекта;
4) касающиеся запрета на ввоз подкарантинной продукции.
28. При выборе карантинных фитосанитарных мер снижения фитосанитарного риска учитываются следующие факторы:
1) отсутствие или наличие анализируемого объекта на территории республики;
2) пути проникновения анализируемого объекта на территорию республики.
29. Приемлемый уровень риска выражается следующими способами:
1) целесообразности сохранения или изменения существующих карантинных фитосанитарных требований;
2) указание на предположительные экономические потери;
3) выражение по шкале рискоустойчивости;
4) сравнение с уровнем риска, принятым другими странами.
30. Результаты этапа по управлению фитосанитарным риском используется для принятия карантинных фитосанитарных мер по предотвращению проникновения, акклиматизации и распространения анализируемого объекта, которые можно применить:
1) в месте происхождения и (или) в экспортирующей стране (страна вывоза продукции);
2) в пункте ввоза на территорию республики;
3) на территории республики.
31. По итогам этапа определения способов управления фитосанитарным риском составляется перечень предлагаемых карантинных фитосанитарных мер и карантинных фитосанитарных мероприятий.
Глава 3. Оформление результатов АФР
32. Уполномоченная организация подготавливает заключение АФР и вносит на рассмотрение в Комитет государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан с одним из следующих выводов:
1) о включении анализируемого объекта в Перечень;
2) об исключении анализируемого объекта из Перечня.
Заключение должно содержать следующие сведения:
1) цель проведения АФР;
2) объект, перечень объектов, пути распространения, зона АФР и зона подверженная опасности;
3) перечень объектов по категориям;
4) заключения по оценке фитосанитарного риска;
5) вероятность проникновении объекта;
6) последствия, связанные с проникновением и распространением объекта для территории республики;
7) обоснования о необходимости включения объекта в Перечень или исключения из Перечня объектов, не представляющих фитосанитарный риск;
8) рекомендации по управлению фитосанитарным риском;
9) источники информации.