ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра обороны Республики Казахстан от 8 мая 2019 года № 320 "Об утверждении Правил метеорологического обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18664, опубликован 20 мая 2019 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения и дополнение:
в Правилах метеорологического обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан, утвержденных указанным приказом:
абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:
"Метеорологическое обеспечение является одним из видов боевого обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан, Национальной гвардии Республики Казахстан, Авиационной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, направленное на наиболее полное использование метеорологических условий для эффективного применения авиации и обеспечения безопасности полетов. Оно осуществляется метеорологическим подразделением (далее – метеоподразделения).";
в пункте 2:
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
"2) авиационная часть (обособленные структурные подразделение) – республиканское государственное учреждение, осуществляющее производство полетов ВС истребительной, бомбардировочной, штурмовой, транспортной, армейской и учебной государственной авиации Республики Казахстан, их эксплуатацию, ремонт и хранение, авиационные комендатуры, склады авиационного имущества, структурные подразделения Министерства обороны Республики Казахстан (далее – МО РК), органов внутренних дел Республики Казахстан и Авиационной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, в которые входят подразделения, эксплуатирующие беспилотные летательные аппараты, а также учебные центры по подготовке авиационного персонала, учебные центры боевой подготовки и боевого применения беспилотных летательных аппаратов;";
подпункт 16) исключить;
подпункт 48) изложить в следующей редакции:
"48) дежурный метеоспециалист – должностное лицо, специалист метеорологического обеспечения полетов (авиационный персонал) имеющий специальную подготовку и занимающий должность, связанные с обеспечением полетов воздушных судов, эксплуатацией, обслуживанием и проведением регламентных работ на технических средствах метеорологического подразделения и осуществляющий дежурство в метеоподразделении;";
подпункт 74) изложить в следующей редакции:
"74) дежурный инженер-синоптик метеоподразделения – специалист, имеющий соответствующее образование, обеспечивающий безопасность полетов в метеорологическом отношении, допущенный приказом командира части к метеорологическому обеспечению полетов в соответствующих метеорологических условиях, с применением средств наземного обеспечения общего и специального применения (технических средств метеорологического подразделения);";
пункты 9 и 10 изложить в следующей редакции:
"9. Метеоподразделение, осуществляющее метеорологическое обеспечение полетов государственной авиации на конкретном аэродроме руководствуется должностными инструкциями, разработанными в соответствии с типовой инструкцией дежурного расчета по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме, утвержденными начальником штаба части (лицом, курирующим данное направление).
10. Метеорологическое обеспечение полетов государственной авиации на аэродроме организуется начальником штаба части (лицом, курирующим данное направление). Работу метеоподразделения осуществляют соответствующие начальники метеоподразделения с учетом задач, решаемых воинскими частями.";
пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. К метеоподразделениям, непосредственно участвующим в метеорологическом обеспечении государственной авиации, относятся:
1) метеоцентр;
2) метеорологический отдел;
3) метеорологическая служба;
4) метеорологическое отделение;
5) метеорологическая группа.";
подпункт 5) пункта 25 исключить;
абзац первый пункта 26 изложить в следующей редакции:
"Метеоподразделения государственной авиации обеспечивают:"
пункт 48 изложить в следующей редакции:
"48. Метеорологическое обеспечение учебно – тренировочных полетов организуется начальником штаба воинской части (лицом, курирующим данное направление).";
абзац первый пункта 49 изложить в следующей редакции:
"Начальник штаба части (лицо, курирующее данное направление):";
подпункт 2) пункта 103 изложить в следующей редакции:
"2) типовая инструкция по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме, утверждаемая начальником штаба части (лицом, курирующим данное направление) по форме согласно приложению 1-1 к настоящим Правилам;";
пункт 107 изложить в следующей редакции:
"107. В метеорологических документах, не выходящих за пределы воинской части, указывается местное время, по которому установлен распорядок дня данной воинской части. В документах и сообщениях, выходящих за пределы воинской части, указывается время города Нур-Султан, а за пределы РК – всемирное координированное время (UTC).";
пункт 143 изложить в следующей редакции:
"143. Горизонтальная дальность видимости прогнозируется и указывается в градациях: менее 50 м, 50-100 м, 100-200 м, 200-400 м, 400-800 м, 600-1000 м, 1000-1500 м, 1500-2000 м, 2-3 км, 3-4 км, 4-6 км, 6-10 км и более 10 км.";
абзац первый пункта 144 изложить в следующей редакции:
"Выбор градации следует производить таким образом, чтобы наиболее вероятное прогнозируемое значение горизонтальной видимости заключалось внутри этой градации. Например, по расчетным методам прогноза получаем горизонтальную дальность видимости 900 м, используемая градация будет 600-1000 м, при прогнозировании горизонтальной видимости 1200 м следует употреблять градацию 1000-1500 м.";
абзац второй и третий пункта 216 изложить в следующей редакции:
"Прогнозы погоды разрабатываются ежедневно в метеоцентре к 16.00, а в воинских частях к 17.00 на период с 18.00 текущего дня до 18.00 следующего дня, раздельно на ночь (с 18.00 до 6.00) и на день (с 6.00 до 18.00) по времени города Нур-Султан.
Прогнозы погоды на период с 6.00 до 18.00 следующего дня уточняются в метеоцентре к 5.30 времени города Нур-Султан.";
подпункт 2) пункта 250 изложить в следующей редакции:
"2) время начала (усиления, ослабления, окончания) ОЯП указывается по времени города Нур-Султан четырьмя цифрами: две первые цифры означают часы, а две последние - минуты;";
дополнить приложением 1-1 согласно приложению 1 к настоящему приказу;
приложение 28 настоящих Правил изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Управлению главнокомандующего Силами воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства обороны Республики Казахстан после его первого официального опубликования;
3) направление сведений в Юридический департамент Министерства обороны Республики Казахстан об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителей органов управления государственной авиации Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ довести до должностных лиц в части, их касающейся.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр обороны Республики Казахстан |
Н. Ермекбаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
Типовая инструкция по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме
1. Дежурство в метеоподразделениях организуется круглосуточное (двухсменное), а на аэродромах, где организовано боевое дежурство экипажей ВС - круглосуточное боевое дежурство.
2. Дежурный расчет метеоподразделения подчиняется руководителю полетами, (ДПВС) по вопросам, связанным с обеспечением безопасности полетов в метеорологическом отношении. Дежурный расчет состоит из дежурного инженер–синоптика, дежурного метеоспециалиста (метеонаблюдателя).
3. На КДП в период полетов и перелетов согласно плану работы авиации, выделяется дежурный инженер-синоптик в состав группы обеспечения полетов.
4. Дежурный инженер-синоптик метеорологического подразделения является начальником для личного состава дежурного расчета метеоподразделения. Он подчиняется начальнику метеорологической службы (отделения) воинской части.
5. Смена дежурства производится в 9.00 часов местного времени под руководством начальника метеорологической службы, (ДПВС).
6. Дежурный инженер-синоптик (дежурный метеоспециалист), сдающий дежурство, докладывает, а принимающий уясняет:
1) развитие атмосферных процессов и фактическую погоду по территории (району) базирования и по району (маршрутам) полетов (перелетов);
2) прогноз погоды (штормовые предупреждения) на предстоящий день (ночь) по территории базирования, району аэродрома и полетов (перелетов);
3) влияние метеорологических условий на полеты (кратко рассматриваются случаи срыва полетов, их причины, авиационные события, изменения вариантов полетов за прошедшую смену);
4) план полетов и перелетов, район (маршруты) полетов, их продолжительность и профиль, соответствие фактической и ожидаемой метеорологической обстановки условиям, необходимым для выполнения запланированных полетов;
5) задачи по метеорологическому обеспечению полетов на предстоящую смену, необходимость выполнения дополнительного объема работы;
6) состояние технических средств метеослужбы;
7) недостатки и положительные стороны взаимодействия с другими метеоподразделениями, с расчетами КП, БПРМ и ДПРМ, метеорологического радиолокатора;
8) устойчивость работы средств связи.
7. На дежурного инженер-синоптика возлагается соблюдение качества метеорологического обеспечения полетов и их безопасность, своевременность всей исходящей из метеоподразделения метеорологической информации, четкое выполнение установленного объема работы при поставленной (дополнительной), задаче в реальных условиях и умения качественно спрогнозировать соответствие ожидаемых метеоусловий, строгое соблюдение дежурным расчетом установленного порядка.
8. Дежурный инженер-синоптик:
1) обеспечивает командира, штаб, расчеты командного пункта и центров управления воздушного движения, руководителя полетами и летный состав информацией о фактическом и ожидаемом состоянии метеорологической обстановки по району аэродрома (учебного полигона, площадкам приземления), запасным аэродромам, а также штормовыми предупреждениями и оповещениями об опасных для авиации явлениях погоды;
2) изучает запланированные на летную смену: район (маршруты), время, высоты и профили полетов (перелетов); полигоны и запасные аэродромы; рубежи возврата самолетов; минимумы погоды экипажей и метеорологические условия, необходимые для выполнения полетных заданий;
3) организовывает работу дежурного расчета так, чтобы обеспечить выполнение всех запланированных на смену задач. При необходимости увеличивает установленный для метеорологического подразделения объем работы;
4) организовывает сбор, обработку, нанесение на карты погоды метеорологической информации, основные и дополнительные источники и пути получения метеоинформации и уметь их оперативно использовать;
5) непрерывно анализирует метеорологическую обстановку и прогнозирует их изменение по району аэродрома и полетов;
6) в период полетов осуществляет постоянное взаимодействие с начальником метеослужбы части, находящимся на КДП, передает ему всю необходимую метеорологическую информацию;
7) при полетах в сложных метеорологических условиях организовывает учащенные метеорологические наблюдения (измерения);
8) осуществляет метеорологическое обеспечение экипажей самолетов авиации других ведомств, совершающих посадку на аэродроме или вылет с него;
9) при угрозе возникновения (внезапном возникновении) опасных для авиации явлений погоды, а также при достижении критических значений метеоэлементов и предельных расстояний до зон с опасными явлениями погоды в районе полетов, своего и запасных аэродромов, на полигонах (площадках приземления) выписывает и в соответствии с инструкцией по штормовому оповещению и предупреждению вручает (докладывает) должностным лицам штормовое предупреждение;
10) принимает участие в проведении радиолокационной разведки погоды и разработке задания на воздушную разведку погоды;
11) осуществляет оперативное взаимодействие с метеорологическими подразделениями других ведомств имеющих государственную авиацию;
12) докладывает в метеоцентр: штормовые предупреждения, прогнозы погоды, разработанные на период воздушной разведки погоды и полетов, и все вносимые в них уточнения; данные радиолокационной и воздушной разведки погоды; о соответствии фактических и ожидаемых метеоусловий запланированным полетным заданиям и минимумам погоды экипажей; о резком различии в значениях высоты нижней границы облаков и видимости, измеренных с помощью технических средств метеослужбы и определенных летающими экипажами и по другим вопросам;
13) направляет по запросам метеорологических подразделений других ведомств данные о фактической погоде и прогнозы погоды по своему аэродрому;
14) контролирует соблюдение сроков производства наблюдений, точность измерений метеорологических элементов и своевременность отправки телеграмм в установленные адреса и по запросам;
15) обеспечивает выполнение дежурным расчетом требований руководящих документов.
9. Дежурный метеоспециалист (метеонаблюдатель):
1) производит регулярные и в указанные сроки инженер-синоптиком метеорологические наблюдения, их обработку, составляет телеграммы с результатами наблюдений и передает их в установленные сроки и адреса, а также по запросам;
2) немедленно докладывает дежурному инженер-синоптику поступившие в метеоподразделение штормовые оповещения, в дни отсутствия полетов и перелетов (в выходные и праздничные дни) по согласованию со старшим – офицером метеорологического центра (начальником смены – старшим инженер-синоптиком) выписывает штормовое предупреждение;
3) ведет дневник погоды, журналы входящих и исходящих телеграмм и другие документы метеорологического подразделения;
4) осуществляет прием оперативно-прогностической информации в соответствии с установленным объемом работы и дополнительными указаниями;
5) принимает с абонентского пункта сети общего пользования метеорологическую информацию (карты погоды, штормовые предупреждения, прогнозы погоды, оперативно-прогностическую информацию) от метеоцентра, в соответствии с установленным объемом работы и дополнительными указаниями дежурного инженер-синоптика;
6) наносит метеорологические и аэрологические данные на карты погоды;
7) изучает устройство метеорологических приборов, правила эксплуатации и ухода за ними, уметь находить и устранять простейшие неисправности;
8) содержит в образцовом состоянии помещения метеоподразделения, метеорологическую площадку;
9) контролирует качество и полноту поступающей метеоинформации и сообщать о недостатках дежурному инженер-синоптику;
10) поддерживает в исправном состоянии метеорологические приборы, проводить профилактический осмотр и текущий ремонт.
10. Начальник подвижной метеорологической станции:
1) изучает устройство метеорологических приборов находящихся на станции, правила эксплуатации и ухода за ними, устраняет простейшие неисправности и своевременно проводить регламентные работы на станции;
2) своевременно и правильно заполняет техническую документацию;
3) обеспечивает соблюдение правил мер техники безопасности при работе на станции;
4) по указанию начальника метеоподразделения проводит тренировки с личным составом по развертыванию станции.
5) обеспечивает бесперебойную работу аппаратуры; приема оперативно-прогностической информации в соответствии с установленным объемом работы и дополнительными указаниями инженер-синоптика;
6) в порядке взаимозаменяемости выполняет функции механика-водителя.
11. (Старший специалист) старший метеонаблюдатель - водитель:
1) своевременно производит ежечасные метеорологические наблюдения в установленные сроки, записью их в журналы;
2) бережно эксплуатирует закрепленную за ним автомобильную технику, содержит ее в исправности готовым к выполнению поставленных задач.
3) наносит метеорологические данные на карты погоды;
4) докладывает изменение метеорологических условий, инженер синоптику;
5) при возникновении опасных и особо опасных явлений на аэродроме (в поле зрения) немедленно (лично или по телефону) докладывает инженер–синоптику результаты наблюдений;
6) по указанию инженер-синоптика передает штормовое оповещение в установленные адреса и по запросам;
7) наблюдает за дальнейшим развитием опасных и особо опасных явлений, докладывает инженер-синоптику об их усилении, ослаблении, окончании и по его указанию составляет, записывает в журнал и передает в установленные адреса и по запросам оповещения об усилении, ослаблении и окончании этих явлений;
8) при получении штормового оповещения от других метеоподразделений записывает содержание оповещения в журнал входящих телеграмм (АВ-2)
9) ведет прием оперативно прогностической информации в соответствии с установленным объемом работы и дополнительным указаниями;
10) изучает устройство метеорологических приборов, правила эксплуатации и ухода за ними, уметь находить и устранять простейшие неисправности;
11) содержит в образцовом порядке помещения метеорологической службы и метеорологическую площадку;
12) изучает правила дорожного движения;
13) выполняет работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту;
14) производит специальную обработку автомобиля;
15) изучает сорта и нормы горюче-смазочных материалов, применяемых на закрепленном за ним автомобилем;
16) не допускает перерасхода горюче-смазочных материалов и добиваться их экономии;
17) изучает причины основных эксплуатационных неисправностей, уметь их обнаруживать и устранять;
18) содержит в образцовом порядке автомобильную технику и не допускает поломок;
19) в порядке взаимозаменяемости выполняет функции начальника подвижной метеорологической станции.
Примечание: инструкция уточняется и конкретизируется с учетом особенностей организации и осуществления метеорологического обеспечения полетов и других задач, решаемых воинской частью.
Начальник метеорологической службы (группы) войсковой части 00000
_______________________________________________________________
(воинское звание, подпись, фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Критические значения метеорологических элементов и предельные расстояния до ОЯП на аэродромах СВО ВС РК
Таблица 1 |
Относительная влажность воздуха (%) при различной температуре воздуха (°С) | ||||||||
аэродромы | при облачности менее 7 баллов | при облачности 7-10 баллов | ||||||
<-15 | -15<-5 | 5<+5 | >+5 | <-15 | -15<-5 | -5<+5 | >+5 | |
Нур-Султан | 86 | 93 | 94 | 95 | 87 | 91 | 94 | 96 |
Караганда | 86 | 93 | 94 | 95 | 88 | 93 | 94 | 96 |
Шымкент | 87 | 92 | 94 | 95 | 90 | 94 | 96 | 96 |
Первомайский | 85 | 90 | 92 | 95 | 88 | 94 | 94 | 96 |
Жетыген | 88 | 90 | 93 | 95 | 88 | 94 | 94 | 96 |
Талдыкорган | 86 | 90 | 93 | 93 | 87 | 91 | 94 | 95 |
Балхаш | 84 | 90 | 94 | 96 | 87 | 91 | 96 | 97 |
Учарал | 87 | 91 | 93 | 95 | 90 | 92 | 95 | 97 |
Хлебодаровка | 88 | 91 | 92 | 94 | 89 | 91 | 94 | 96 |
Актобе | 89 | 91 | 93 | 95 | 90 | 92 | 95 | 97 |
Семей | 88 | 92 | 94 | 95 | 90 | 94 | 95 | 96 |
Тараз | 86 | 90 | 92 | 94 | 90 | 93 | 95 | 97 |
Луговая | 86 | 87 | 92 | 94 | 87 | 91 | 94 | 95 |
Сарышаган | 83 | 90 | 93 | 96 | 87 | 90 | 96 | 96 |
Актау | 83 | 89 | 93 | 95 | 86 | 90 | 95 | 96 |
Аягоз | 88 | 92 | 94 | 95 | 90 | 94 | 95 | 96 |
Предельные значения скорости ветра для взлета и посадки воздушных судов
Таблица 2 |
ВЕТЕР | Миг-23УБ МиГ-27 | МиГ-31Су-27 Су-30 | МиГ- 29 | Су-25 | Ан-26 С-295 | Ил-76 | Ту-134 | Ан-12 Ан-72 | Вoеing757 |
Боковой | 10 | 15 | 15 | 10 | 12 | 20 | 20 | 15 | 17 |
Встречный | 20 | 25 | 25 | 20 | 30 | 25 | 20 | 20 | 20 |
Попутный | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Продолжение таблицы
ВЕТЕР | Ту-154 | Ми-35 Ми-26 | Л-39Ми-171,Ми-17 Ми-8 | ЕС145 | UH-2 | Ан-2 | ТЛ 2000 ТЛ 3000 | Zlin42 | БПЛАА |
Боковой | 17 | 10 | 10 | 10 | 10 | 6 | 8 | 10 | 6 |
Встречный | 20 | 25 | 20 | 25 | 15 | 18 | 15 | 18 | 7 |
Попутный | 10 | 10 | 7 | 8 | 5 | 3 | 3 | 3 | 6 |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:
1. Маршрутные полеты ПРЕКРАЩАЮТСЯ при влажности на 3% меньше критической.
2. При полетах при установленном минимуме (УМП) 100Х1000, перелетах ВС при минимуме командира экипажа 100Х1000 и ниже критические значения влажности не учитываются.
3. При наличии ярких засветок на расстоянии 50 км от аэродрома маршрутные полеты ПРЕКРАЩАЮТСЯ.
4. При наличии ярких засветок, смещающиеся в направлении аэродрома или посадочного курса на удалении 30 км полеты ПРЕКРАЩАЮТСЯ.
5. При наличии опасных явлений погоды на расстоянии 20 км от аэродрома и независимо от направления и скорости их перемещения – полеты ПРЕКРАЩАЮТСЯ.
6. НЕ ДОПУСКАЮТСЯ полеты и перелеты боевой авиации при температуре воздуха +35 градусов и более, военно-транспортной, армейской авиации +38 градусов и более, при низких температурах воздуха руководствоваться графиком ветро-холодового эквивалента данного аэродрома (за исключением Boeing-747 и С-295 в соответствии с ТТХ).
7. Воздушную разведку погоды разрешается производить при температуре +37 градусов, при условии устойчивой тенденции ее понижения.
8. В качестве запасного аэродрома использовать только те аэродромы, где температура не превышает +40 градусов.
9. Если в период полетов температура воздуха достигла +30 градусов и есть тенденция на повышении температуры, то продолжительность летной смены ОГРАНИЧИВАЕТСЯ 5-ю часами от фактического начала полетов.
10. Если к началу, в период полетов температура воздуха достигла +30 градусов, но есть тенденция на понижение температуры ниже +30 градусов в течение одного часа полетов, то продолжительность летной смены НЕ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ.
11. Взлет и посадку на мокрую ВПП производить при боковом ветре на 2 м/с меньше допустимого предельного значения боковой скорости ветра.
12. НЕ ДОПУСКАЮТСЯ производить полеты при коэффициенте сцепления: 0.45% и выше - аэродром пригоден для взлета и посадки без ограничения; 0.39-0.41% взлет и посадка Д/Э, 0.35% и выше - взлет дежурных экипажей со своего аэродрома с посадкой на запасном; при 0.32% и выше аэродром пригоден для взлета и посадки ВТА, 0.28% и выше аэродром пригоден для взлета ВТА.
График ветро-холодового эквивалента температуры
Температура (0С)
скорость ветра (м/с) |
При выполнении в условиях, соответствующих на графике опасной зоне стартовое время подготовки авиационной техники к очередному вылету увеличить на 10 минут. При увеличении ветро-холодового эквивалента за пределы опасной зоны, ПОЛЕТЫ ПРЕКРАТИТЬ!
Пример: Т= - 15°С, скорость ветра = 8 м/с.
Температура ветро-холодового эквивалента = - 33°С.
СОГЛАСОВАНО:
Командующий Военно-воздушными силами Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан | Начальник управления безопасности полетов УГК СВО |
___________________________ "__" ________ 20__ года. | ___________________________ "__" ________ 20__ года. |
Председатель врачебно-летной комиссии – начальник медицинского отдела ГУМТО УГК СВО | Начальник метеорологического центра войсковой части 29990 |
___________________________ "__" ________ 20__ года. | ___________________________ "__" ________ 20__ года. |