Об утверждении положений о клинической базе, клинике организации образования в области здравоохранения, университетской больнице, базе резидентуры, интегрированном академическом медицинском центре и требований, предъявляемых к ним

Обновленный

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-304/2020. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 декабря 2020 года № 21848.

      В соответствии с пунктом 4 статьи 220 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" и пунктом 5 статьи 40 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 14.04.2023 № 69 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить:

      1) положение о клинической базе и требования, предъявляемые к ней согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) положение о клинике организации образования в области здравоохранения и требования, предъявляемые к ней согласно приложению 2 к настоящему приказу;

      3) положение об университетской больнице и требования, предъявляемые к ней согласно приложению 3 к настоящему приказу;

      4) положение о базе резидентуры и требования, предъявляемые к ней согласно приложению 4 к настоящему приказу;

      5) положение об интегрированном академическом медицинском центре и требования, предъявляемые к нему согласно приложению 5 к настоящему приказу.

      2. Признать утратившими силу приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 сентября 2012 года № 628 "Об утверждении Положения о клинических базах медицинских организаций образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8010, опубликован 15 октября 2012 года в информационно-правовой системе "Әділет".

      3. Департаменту науки и человеческих ресурсов Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр здравоохранения Республики Казахстан А. Цой

 

      СОГЛАСОВАН
Министр образования и науки
Республики Казахстан
"___"______________2020 год

  Приложение 1
к приказу Министр
здравоохранения
Республики Казахстан
от 21 декабря 2020 года
№ ҚР ДСМ-304/2020

Положение о клинической базе и требования, предъявляемые к ней

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящее положение о клинической базе и требования, предъявляемые к ней разработаны (далее – Положение) в соответствии с пунктом 4 статьи 220 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", пунктом 5 статьи 40 Закона Республики Казахстан "Об образовании".

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 14.04.2023 № 69 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      2. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:

      1) профильный специалист – медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат в области здравоохранения;

      2) обучающиеся – студенты, слушатели программ дополнительного образования организации образования в области здравоохранения;

      3) организация образования в области здравоохранения – организация образования, реализующая образовательные программы по направлениям подготовки "Здравоохранение" и (или) "Междисциплинарные программы, связанные со здравоохранением и социальным обеспечением (медицина)";

      4) дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося;

      5) оборудование – медицинские изделия, учебное оборудование (муляжи), используемые организацией образования в области здравоохранения и клинической базой в лечебном и (или) образовательном процессах;

      6) клиническая база – организация здравоохранения, которая используется организацией образования для подготовки и повышения квалификации кадров в области здравоохранения по договору о совместной деятельности;

      7) врач-резидент – врач, обучающийся в рамках образовательной программы резидентуры и работающий в медицинской организации под надзором наставника;

      8) наставник – медицинский работник со стажем не менее пяти лет, назначаемый руководителем медицинской организации или организации медицинского образования для оказания практической помощи в профессиональной адаптации обучающихся по программам медицинского образования и молодых специалистов, осуществляющий деятельность на основе триединства образования, науки и практики.

Глава 2. Основные задачи и функции клинических баз

      3. Основными задачами клинических баз являются:

      1) создание необходимых условий для практикоориентированной клинической подготовки обучающихся организаций образования в области здравоохранения в рамках оказания медицинских услуг согласно профилю клинической базы;

      2) использование возможностей сотрудничества с организацией образования в области здравоохранения для непрерывного профессионального развития работников клинической базы, внедрения результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности в работу клинической базы.

      4. Для решения поставленных задач клинические базы осуществляют следующие функции:

      1) создание необходимых условий для проведения учебного процесса и научно-исследовательских работ профильными подразделениями организаций образования в области здравоохранения, включая:

      предоставление организациям образования в области здравоохранения необходимых учебных и вспомогательных помещений;

      предоставление научно-педагогическим кадрам и обучающимся организации образования в области здравоохранения доступа к интернету;

      обеспечение допуска научно-педагогических кадров, специалистов клинических кафедр и обучающихся организации образования в области здравоохранения к осуществлению образовательного, научного, лечебно-диагностического процесса консультативной работы в медицинской организации, в том числе в специализированные отделения медицинской организации, включая операционный блок, отделение реанимации и интенсивной терапии, в соответствии с потребностями образовательного и лечебного процессов и порядком, установленным внутренними организационно-распорядительными документами медицинской организации, за исключением случаев, когда допуск обучающихся к лечебному процессу не допускается действующим законодательством и (или) требованиями пациентов;

      предоставление организации образования в области здравоохранения доступа к медицинской документации, статистическим данным и архивным документам, с соблюдением условий конфиденциальности, предусмотренных действующим законодательством в отношении информации о физических лицах (пациентах);

      обеспечение работникам и обучающимся организаций образования в области здравоохранения здоровых и безопасных условий труда в соответствии с действующим законодательством при выполнении работы на территории клинической базы;

      проведение организационно-технических мероприятий по безопасности и охране труда;

      предоставление научно-педагогическим работникам и обучающимся организаций образования в области здравоохранения (интернам, резидентам) средств индивидуальной защиты, необходимых для работы в специализированных отделениях клинической базы;

      ознакомление медицинских и научно-педагогических работников с должностными инструкциями и правилами внутреннего распорядка, внутренними организационными и распорядительными актами клинической базы, касающимися порядка осуществления медицинской деятельности;

      участие в формировании содержания практического обучения и его методик, в составлении рабочих программ, в процессе проведения различного вида практик;

      предоставление достаточного объема самостоятельной работы при проведении профессиональной практики, с целью закрепления теоретических знаний и овладения профессиональными компетенциями;

      внедрение дуального обучения, которое предусматривает сочетание теоретического обучения с практическим обучением на клинических базах, с обязательным закреплением наставника из числа медицинского персонала клинической базы: для организаций высшего и (или) послевузовского медицинского – в расчете не более пяти обучающихся на одного наставника, для медицинских колледжей – не более трех обучающихся на одного наставника, что позволяет решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций, включающие эффективные механизмы последующего трудоустройства выпускников;

      2) обеспечение непрерывного профессионального развития медицинских работников клинической базы, в том числе на базе организаций образования в области здравоохранения, для которых организация здравоохранения является клинической базой;

      3) предоставление медицинских услуг пациентам.

Глава 3. Требования, предъявляемые к клиническим базам

      5. Требованиями к клиническим базам организаций образования в области здравоохранения являются:

      1) наличие аккредитации на соответствие оказываемых медицинских услуг установленным требованиям и стандартам в области здравоохранения;

      2) наличие аккредитации на соответствие требованиям, предъявляемым к клиническим базам;

      3) наличие договора о совместной деятельности между организацией здравоохранения и организацией образования в области здравоохранения;

      4) предоставление возможности привлечения квалифицированных медицинских работников клинической базы в качестве наставников в период подготовки обучающихся на клинических базах.

      6. Медицинская организация, являющаяся клинической базой, регистрирует преподавателей клинических кафедр в портале "Система управления ресурсами" в качестве совместителей путем создания отдельного домена внештатных сотрудников, присвоив логин и пароль для доступа к Комплексной медицинской информационной системе организации с целью осуществления лечебно-диагностической деятельности.

      7. Наставники, привлекаемые к подготовке обучающихся на клинических базах, способствуют закреплению у обучающихся теории и практических навыков в условиях клинической базы, способствуют повышению качества клинической подготовки и соответствуют следующим критериям:

      1) квалифицированный профильный специалист со стажем работы не менее пяти лет по основной деятельности;

      2) прошедший подготовку в качестве наставника для реализации образовательной программы соответствующего уровня медицинского образования (технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского (резидентура) медицинского образования).

  Приложение 2
к приказу Министр
здравоохранения
Республики Казахстан
от 21 декабря 2020 года
№ ҚР ДСМ-304/2020

Положение о клинике организации образования в области здравоохранения и требования, предъявляемые к ней

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящее положение о клинике организации образования в области здравоохранения и требования, предъявляемые к ней (далее – Положение) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 220 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", пунктом 5 статьи 40 Закона Республики Казахстан "Об образовании".

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 14.04.2023 № 69 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      2. В настоящем положении используются следующие термины и определения:

      1) профильный специалист – медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат в области здравоохранения;

      2) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан Республики Казахстан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, качества оказания медицинских услуг (помощи);

      3) организация образования в области здравоохранения – организация образования, реализующая образовательные программы по направлениям подготовки "Здравоохранение" и (или) "Междисциплинарные программы, связанные со здравоохранением и социальным обеспечением (медицина)";

      4) клиника организации образования в области здравоохранения (далее – КОООЗ) – структурное подразделение организации образования или организация здравоохранения, на базе которой реализуются образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского образования на основе современных достижений науки и практики;

      5) дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося;

      6) врач-резидент – врач, обучающийся в рамках образовательной программы резидентуры и работающий в медицинской организации под надзором наставника;

      7) наставник – медицинский работник со стажем не менее пяти лет, назначаемый руководителем медицинской организации или организации медицинского образования для оказания практической помощи в профессиональной адаптации обучающихся по программам медицинского образования и молодых специалистов, осуществляющий деятельность на основе триединства образования, науки и практики.

      Сноска. Пункт 2 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 14.04.2023 № 69 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      3. Статус КОООЗ получают:

      1) лечебно-профилактическое структурное подразделение организации образования в области здравоохранения;

      2) организация здравоохранения, оказывающая медицинскую помощь, на основании решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы при наличии согласия собственника и уполномоченного органа.

      Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным приказом Министра здравоохранения РК от 14.04.2023 № 69 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      4. В КОООЗ создаются подразделения организации образования в области здравоохранения (профильные клиники, клинические кафедры). Доля подразделений организации образовании в области здравоохранения (профильных клиник, клинических кафедр) не превышает 50 % от всех клинических подразделений КОООЗ, в которых оказываются медицинские услуги.

      В штатной структуре подразделений организации образования в области здравоохранения (в профильных клиниках, клинических кафедр) врачами работает не меньше 50 % преподавателей организации образования в области здравоохранения (совместители).

      5. За медицинские услуги, которые оказаны в клинических подразделениях КОООЗ, на базе которых размещены структурные подразделения организации образования в области здравоохранения, устанавливается дополнительный коэффициент финансирования.

      6. Взаимоотношения между организацией образования в области здравоохранения и организацией здравоохранения, являющейся КОООЗ, осуществляются на основе двусторонних соглашений, предусматривающих, в том числе, наличие на базе КОООЗ структурных подразделений организации образования в области здравоохранения, и регулируются настоящим Положением.

Глава 2. Основные задачи и функции клиники организации образования в области здравоохранения

      7. Основными задачами КОООЗ являются:

      1) создание необходимых условий для практикоориентированной клинической подготовки обучающихся организаций образования в области здравоохранения в рамках оказания медицинских услуг согласно профилю КОООЗ;

      2) создание необходимых условий для повышения качества и расширения спектра оказываемых услуг, непрерывного профессионального развития работников КОООЗ на основе использования преимуществ от нахождения подразделений организации образования в области здравоохранения на своей базе;

      3) обеспечение необходимой поддержки и создание условий для научно-исследовательской и инновационной деятельности профильных подразделений организации образования в области здравоохранения;

      4) создание необходимых условий для внедрения результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности в работу КОООЗ.

      8. Для решения поставленных задач КОООЗ осуществляет следующие функции:

      1) обеспечение совместной работы клинических отделений, лабораторий и вспомогательных подразделений КОООЗ с профильными кафедрами научными подразделениями организации образования в области здравоохранения;

      2) создание необходимых условий для проведения учебного процесса и научно-исследовательских работ профильными подразделениями организаций образования в области здравоохранения, включая:

      предоставление организациям образования в области здравоохранения учебных (лекционные аудитории, учебные комнаты, лаборатории, симуляционные классы) и вспомогательных (гардероб для обучающихся, лаборантские комнаты, условия для питания) помещений;

      предоставление научно-педагогическим кадрам и обучающимся организации образования в области здравоохранения доступа к интернету;

      обеспечение допуска научно-педагогических кадров, специалистов клинических кафедр и обучающихся организации образования в области здравоохранения к осуществлению образовательного, научного, лечебно-диагностического процесса консультативной работы в КОООЗ, в том числе в специализированные отделения КОООЗ, включая операционный блок, отделение реанимации и интенсивной терапии, в соответствии с потребностями образовательного и лечебного процессов и порядком, установленным внутренними организационными и распорядительными документами КОООЗ, за исключением случаев, когда допуск обучающихся к лечебному процессу не разрешен действующим законодательством и (или) требованиями пациентов;

      предоставление права ведения медицинской и (или) сестринской документации научно-педагогическими работниками (преподавателями) организации образования в области здравоохранения при выполнении ими лечебно-диагностической работы, а также возможности обучающимся выполнять записи в медицинской и (или) сестринской документации под контролем и под ответственность преподавателей, в целях формирования и развития у обучающихся навыков и компетенций практической (клинической) работы, ориентированных на высокое качество оказываемых медицинских услуг и индивидуальный подход к каждому пациенту;

      предоставление организации образования в области здравоохранения доступа к медицинской документации, статистическим данным и архивным документам, с соблюдением условий конфиденциальности, предусмотренных действующим законодательством в отношении информации о физических лицах (пациентах);

      материально-техническое обеспечение учебно-производственного процесса и совместных научно-исследовательских работ;

      обеспечение работникам и обучающимся организаций образования в области здравоохранения здоровых и безопасных условий труда в соответствии с действующим законодательством при выполнении работы на территории КОООЗ;

      проведение организационно-технических мероприятий по безопасности и охране труда;

      предоставление научно-педагогическим работникам и обучающимся организаций образования в области здравоохранения средств индивидуальной защиты, необходимых для работы в специализированных отделениях КОООЗ;

      ознакомление медицинских и научно-педагогических работников с должностными инструкциями и правилами внутреннего распорядка, внутренними организационными и распорядительными актами КОООЗ, касающимися порядка осуществления медицинской деятельности;

      участие в формировании содержания практического обучения и его методик, в составлении рабочих программ, в процессе проведения различного вида практик;

      предоставление достаточного объема самостоятельной работы при проведении профессиональной практики с целью закрепления теоретических знаний и овладения профессиональными компетенциями;

      внедрение дуального обучения, которое предусматривает сочетание теоретического обучения с практическим обучением на клинических базах, с обязательным закреплением наставника из числа медицинского персонала КОООЗ: для организаций высшего и (или) послевузовского медицинского – в расчете не более пяти обучающихся на одного наставника, для медицинских колледжей – не более трех обучающихся на одного наставника, что позволяет решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций, включающие эффективные механизмы последующего трудоустройства выпускников.

      3) обеспечение непрерывного профессионального развития медицинских работников КОООЗ с участием организации образования в области здравоохранения;

      4) предоставление медицинских услуг пациентам;

      5) выполнение научно-исследовательских работ совместно с профильными подразделениями организаций образования в области здравоохранения;

      6) обеспечение разработок и проведение в установленном порядке клинических испытаний, новых эффективных методов диагностики, лечения, реабилитации пациентов;

      7) проведение клинических, научно-практических и патолого-анатомических конференций, семинаров, мастер-классов, консилиумов, клинических разборов;

      8) опубликование совместных научных трудов и научно-медицинских разработок, методических пособий и рекомендаций;

      9) организация и совершенствование работы по совместному использованию медицинских изделий КОООЗ и организации образования в области здравоохранения, используемых в лечебной, образовательной или научной деятельности на территории КОООЗ.

Глава 3. Требования, предъявляемые к клиникам организации образования в области здравоохранения

      9. Требованиями к КОООЗ являются:

      1) оказание медицинских услуг;

      2) наличие аккредитации на соответствие оказываемых медицинских услуг установленным требованиям и стандартам в области здравоохранения;

      3) наличие аккредитации на соответствие требованиям, предъявляемым к КОООЗ;

      4) наличие решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы, согласования собственника и уполномоченного органа об определении лечебно-профилактического структурного подразделения организации образования в области здравоохранения или организация здравоохранения в качестве КОООЗ для организации образования в области здравоохранения;

      5) наличие в КОООЗ подразделений организации образования в области здравоохранения (профильные клиники, клинические кафедры);

      6) предоставление возможности привлечения квалифицированных медицинских работников клиники организации образования в области здравоохранения в качестве наставников на период подготовки обучающихся в клиниках организаций образования в области здравоохранения.

      Сноска. Пункт 9 с изменением, внесенным приказом Министра здравоохранения РК от 14.04.2023 № 69 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      10. Медицинская организация, являющаяся клиникой организации образования в области здравоохранения, регистрирует преподавателей клинических кафедр на портале "Система управления ресурсами" в качестве совместителей по профилю или путем создания отдельного домена внештатных сотрудников, присваивает логин и пароль для доступа к Комплексной медицинской информационной системе организации с целью осуществления лечебно-диагностической деятельности.

      11. Требованием к лицам, назначаемым на должности руководителей подразделений организации образования (профильные клиники, клинические кафедры) в КОООЗ является опыт работы по клинической специальности не менее пяти лет и наличие достижений в медицинской практике.

      12. Наставники, привлекаемые к подготовке обучающихся в КОООЗ, способствуют закреплению у обучающихся теории и практики в условиях КОООЗ, осуществляют контроль качества клинической подготовки и соответствует следующим требованиям:

      1) квалифицированный профильный специалист со стажем работы не менее пяти лет по основной деятельности;

      2) прошедший подготовку (сертификационный курс повышения квалификации) в качестве наставника для реализации образовательной программы соответствующего уровня медицинского образования (технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского (резидентура) медицинского образования).

  Приложение 3
к приказу Министр
здравоохранения
Республики Казахстан
от 21 декабря 2020 года
№ ҚР ДСМ-304/2020

Положение об университетской больнице и требованиях, предъявляемых к ней

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящее положение об университетской больнице и требования, предъявляемые к ней (далее – Положение) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 220 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", пунктом 5 статьи 40 Закона Республики Казахстан "Об образовании".

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 14.04.2023 № 69 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      2. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:

      1) профильный специалист – медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат в области здравоохранения;

      2) обучающиеся – студенты, слушатели программ дополнительного образования организации образования в области здравоохранения;

      3) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан Республики Казахстан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, качества оказания медицинских услуг (помощи);

      4) дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося;

      5) врач-резидент – врач, обучающийся в рамках образовательной программы резидентуры и работающий в медицинской организации под надзором наставника;

      6) наставник – медицинский работник со стажем не менее пяти лет, назначаемый руководителем медицинской организации или организации медицинского образования для оказания практической помощи в профессиональной адаптации обучающихся по программам медицинского образования и молодых специалистов, осуществляющий деятельность на основе триединства образования, науки и практики;

      6) университетская больница – многопрофильное лечебно-профилактическое структурное подразделение организации высшего и послевузовского образования или многопрофильная лечебно-профилактическая организация, на базе которой реализуются образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного медицинского образования на основе современных достижений науки и практики.

      3. Университетские больницы имеют одну из следующих форм взаимодействия с организацией высшего и (или) послевузовского медицинского образования:

      1) являются многопрофильным структурным подразделением организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования, оказывающим медицинскую помощь третичного уровня;

      2) являются многопрофильной организацией здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь:

      находящейся в доверительном управлении организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования;

      являющейся дочерней организацией организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования.

      Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным приказом Министра здравоохранения РК от 14.04.2023 № 69 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      4. Статус университетской больницы присваивается уполномоченным органом в сфере здравоохранения Республики Казахстан по представлению органа корпоративного управления (совета директоров и (или) наблюдательного совета) организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования при наличии согласия собственника.

      5. В университетских больницах не менее чем в 90 % от всех структурных подразделений университетской больницы, в которых оказываются медицинские услуги, создаются профильные клиники (клинические кафедры).

      В штатной структуре университетской больницы предоставляется не менее двух третей тарифных ставок (окладов) штатного расписания врачей и медицинских сестер высшей квалификации профессорско-преподавательскому составу организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования.

      6. За медицинские услуги, которые оказаны в клинических подразделениях университетской больницы, на базе которых размещены структурные подразделения организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования, устанавливается дополнительный коэффициент финансирования.

Глава 2. Основные задачи и функции университетской больницы

      7. Основными задачами университетской больницы являются:

      1) создание необходимых условий для практикоориентированной клинической подготовки обучающихся организаций образования в области здравоохранения в рамках оказания медицинской помощи всех уровней, а также с использованием современных форм и методов обучения, достижений медицинской науки и практического здравоохранения;

      2) создание необходимых условий для повышения качества и расширения спектра оказываемых услуг, непрерывного профессионального развития работников университетской больницы и организации образования в области здравоохранения;

      3) осуществление научно-исследовательской деятельности в области здравоохранения совместно с профильными подразделениями организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования;

      4) создание необходимых условий для внедрения результатов научно-исследовательской деятельности в практическое здравоохранение, а также в процесс клинической подготовки обучающихся;

      5) воспитание социально ответственных лидеров медицины будущего, прежде всего заботящихся о жизни и здоровье своих пациентов.

      8. Для решения поставленных задач университетские больницы осуществляют следующие функции:

      1) обеспечение совместной работы клинических отделений, лабораторий и вспомогательных подразделений университетской больницы с профильными кафедрами и (или) цикловыми методическими комиссиями и (или) курсами и (или) модулями, научными подразделениями организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования;

      2) создание необходимых условий для проведения учебного процесса и научно-исследовательских работ профильными подразделениями организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования, включая:

      предоставление организациям высшего и (или) послевузовского медицинского образования учебных и вспомогательных помещений;

      обеспечение учебных и вспомогательных помещений минимальным перечнем оборудования и мебели учебных и вспомогательных помещений университетских больниц;

      обеспечение допуска научно-педагогических кадров, специалистов клинических кафедр и обучающихся организации образования в области здравоохранения к осуществлению образовательного, научного, лечебно-диагностического процесса консультативной работы в университетской больнице, в том числе в специализированные отделения университетской больницы и (или) клиники, в соответствии с потребностями образовательного и лечебного процессов и порядком, установленным внутренними организационно-распорядительными документами университетской больницы и (или) клиники, за исключением случаев, когда допуск обучающихся к лечебному процессу не допускается действующим законодательством и (или) требованиями пациентов;

      работа с медицинской и (или ) сестринской документации научно-педагогическими работниками (преподавателями) организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования при выполнении ими лечебно-диагностической работы, а также возможности обучающимся выполнять записи в медицинской и (или) сестринской документации под контролем и под ответственность преподавателей, в целях формирования и развития у обучающихся компетенций практической (клинической) работы, ориентированных на высокое качество оказываемых медицинских услуг и индивидуальный подход к каждому пациенту;

      предоставление организациям высшего и (или) послевузовского медицинского образования доступа к медицинской документации, статистическим данным и архивным документам, с соблюдением условий конфиденциальности;

      материально-техническое обеспечение учебно-производственного процесса и совместных научно-исследовательских работ;

      обеспечение работникам и обучающимся организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования здоровых и безопасных условий труда при выполнении работы на территории клинической базы;

      проведение организационно-технических мероприятий по безопасности и охране труда;

      предоставление научно-педагогическим работникам и обучающимся организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования средств индивидуальной защиты, необходимых для работы в специализированных отделениях университетской больницы;

      участие в формировании содержания практического обучения и его методик, в составлении рабочих программ, в процессе проведения различного вида практик;

      предоставление достаточного объема самостоятельной работы при проведении профессиональной практики, с целью закрепления теоретических знаний и овладения профессиональными компетенциями;

      внедрение дуального обучения, которое предусматривает сочетание теоретического обучения с практическим обучением в университетской больнице, с закреплением наставника из числа медицинского персонала университетской больницы в расчете не более пяти обучающихся на одного наставника, для подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций, включающие эффективные механизмы последующего трудоустройства выпускников;

      3) обеспечение повышения квалификации медицинских работников университетской больницы, в том числе на базе организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования;

      4) предоставление медицинских услуг пациентам;

      5) выполнение научно-исследовательских работ совместно с профильными подразделениями организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования;

      6) обеспечение разработок и проведение в установленном порядке клинических испытаний, новых эффективных методов диагностики, лечения, реабилитации пациентов;

      7) проведение клинических, научно-практических и патолого-анатомических конференций, семинаров, мастер-классов, консилиумов, клинических разборов;

      8) опубликование совместных научно-технических трудов и научно-медицинских разработок, пособий;

      9) организация и совершенствование работы по совместному использованию медицинских изделий университетской больницы и организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования, используемых в лечебной, образовательной или научной деятельности на территории университетской больницы.

Глава 3. Требования, предъявляемые к университетским больницам

      9. Требованиями к университетским больницам являются:

      1) оказание медицинских услуг;

      2) наличие статуса многопрофильного лечебно-профилактического структурного подразделения организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования и (или) многопрофильной лечебно-профилактической организации;

      3) наличие аккредитации на соответствие оказываемых медицинских услуг установленным требованиям и стандартам в области здравоохранения;

      4) наличие аккредитации на соответствие требованиям, предъявляемым к университетским больницам;

      5) создание профильных клиник (клинических кафедр) не менее чем в 90 % от всех структурных подразделений университетской больницы, в которых оказываются медицинские услуги;

      6) предоставление не менее двух третей тарифных ставок (окладов) штатного расписания врачей, медицинских сестер высшей квалификации профессорско-преподавательскому составу организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования.

      Сноска. Пункт 9 с изменением, внесенным приказом Министра здравоохранения РК от 14.04.2023 № 69 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      10. Медицинская организация, являющаяся университетской больницей, регистрирует преподавателей клинических кафедр в портале "Система управления ресурсами" в качестве совместителей путем создания отдельного домена внештатных сотрудников, присвоив логин и пароль для доступа к Комплексной медицинской информационной системе организации с целью осуществления лечебно-диагностической деятельности.

      11. Требованием к лицам, назначаемым на должности руководителей подразделений организаций высшего и (или) послевузовского медицинского образования в университетских больницах является наличие опыта работы по клинической специальности не менее пяти лет.

      12. Наставники, привлекаемые к подготовке обучающихся в университетской больнице, способствуют закреплению у обучающихся теории и практики в условиях университетской больницы, способствуют повышению качества клинической подготовки и соответствует следующим требованиям:

      1) квалифицированный профильный специалист со стажем работы не менее пяти лет по основной деятельности;

      2) прошедший подготовку (сертификационный курс повышения квалификации) в качестве наставника для реализации образовательной программы соответствующего уровня медицинского образования (технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского (резидентура) медицинского образования).

  Приложение 4
к приказу Министр
здравоохранения
Республики Казахстан
от 21 декабря 2020 года
№ ҚР ДСМ-304/2020

Положение о базе резидентуры и требования, предъявляемые к ней

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящее положение о базе резидентуры и требования, предъявляемые к ней (далее – Положение) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 220 и подпунктом 217) пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", пунктом 5 статьи 40 Закона Республики Казахстан "Об образовании".

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 14.04.2023 № 69 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      2. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:

      1) профильный специалист – медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат в области здравоохранения;

      2) клиника организации образования в области здравоохранения – структурное подразделение организации образования или организация здравоохранения, на базе которой реализуются образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского образования на основе современных достижений науки и практики;

      3) дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося;

      4) организация высшего и (или) послевузовского образования – высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования и осуществляющее научно-исследовательскую деятельность;

      5) оборудование – медицинские изделия, учебное оборудование (муляжи), используемые организацией образования в области здравоохранения и базой резидентуры в лечебном и (или) образовательном процессах;

      6) организация медицинского образования – организация образования, реализующая образовательные программы по направлениям подготовки "Здравоохранение";

      7) база резидентуры – клиника организации образования в области здравоохранения, университетская больница, национальный центр, научный центр или научно-исследовательский институт, аккредитованные как медицинская организация, на базе которой реализуются программы резидентуры в порядке, установленном уполномоченным органом;

      8) врач-резидент – врач, обучающийся в рамках образовательной программы резидентуры и работающий в медицинской организации под надзором наставника;

      9) наставник – медицинский работник со стажем не менее пяти лет, назначаемый руководителем медицинской организации или организации медицинского образования для оказания практической помощи в профессиональной адаптации обучающихся по программам медицинского образования и молодых специалистов, осуществляющий деятельность на основе триединства образования, науки и практики;

      10) университетская больница – многопрофильное лечебно-профилактическое структурное подразделение организации высшего и послевузовского образования или многопрофильная лечебно-профилактическая организация, на базе которой реализуются образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного медицинского образования на основе современных достижений науки и практики.

Глава 2. Особенности деятельности баз резидентуры

      3. Реализация программ резидентуры осуществляется организациями высшего и (или) послевузовского медицинского образования в аккредитованных клиниках организаций образования в области здравоохранения, университетских больницах, а также национальными и (или) научными центрами, научно-исследовательскими институтами, аккредитованными в качестве баз резидентуры.

      4. Размещение врачей-резидентов на клинических базах организаций высшего и послевузовского медицинского образования, в национальных и (или) научных центрах, научно-исследовательских институтах осуществляется по согласованию с уполномоченным органом в области здравоохранения на основании представления организаций высшего и послевузовского медицинского образования, национального и (или) научного центра, научно-исследовательского института.

      5. Руководитель базы резидентуры предусматривает введение должностей врачей-резидентов в штатной структуре подразделений, оказывающих медицинские услуги, и обеспечивает предоставление рабочих мест врачам-резидентам на период обучения на клинической базе.

      6. Для обучения врача-резидента и привлечения к предоставлению услуг заключается:

      1) договор об обучении, заключаемый между организацией высшего и (или) послевузовского образования, базой резидентуры и врачом-резидентом для организации высшего и (или) послевузовского образования;

      2) договор об обучении, заключаемый между национальным и (или) научным центром, научно-исследовательским институтом и врачом-резидентом для национальных и (или) научных центров, научно-исследовательских институтов, аккредитованных в качестве баз резидентуры.

      7. База резидентуры предоставляет рабочее место врачу-резиденту на основании договора базы резидентуры с организацией высшего и (или) послевузовского образования, а также национального и (или) научного центра, научно-исследовательского института.

      8. Руководство базы резидентуры в организационной структуре определяется должностное лицо, осуществляющее контроль за обучающимися, осуществляющее деятельность по управлению качеством оказания медицинских услуг врачами-резидентами.

      9. Руководство базы резидентуры обеспечивает доступ врачей-резидентов к информации о действующих процедурах организации, определяет уровни доступа персонала, в том числе врачей-резидентов, к конфиденциальной информации.

      10. База резидентуры предоставляет (или обеспечивает) резидентам идентификационные бейджи, необходимую защитную одежду, средства индивидуальной защиты и защитное оборудование (включая средства для радиационной безопасности).

      11. База резидентуры проводит мониторинг рабочей нагрузки резидентов, оказывает психологическую поддержку резидентам для минимизации стресса и его контроля.

      12. На базе резидентуры проводится выборочный клинический аудит листов назначений, сделанных резидентами, в текущих и закрытых медицинских картах на предмет соблюдения процедур организации и безопасности пациента.

      13. В период обучения на врача-резидента распространяются права и обязанности штатных работников базы резидентуры, правила трудового распорядка, требования по безопасности и охране труда базы резидентуры организации высшего и (или) послевузовского образования, национального и (или) научного центра, научно-исследовательского института.

      14. В процессе обучения на базе резидентуры врачам-резидентам старших курсов обучения предоставляется возможность выполнять роль наставников для интернов и врачей-резидентов младших курсов обучения.

Глава 3. Требования, предъявляемые к базам резидентуры

      15. Требованиями к базам резидентуры являются:

      1) наличие статуса клиники организации образования в области здравоохранения и (или) университетской больницы и (или) национального центра и (или) научного центра и (или) научно-исследовательского института;

      2) наличие аккредитации на соответствие оказываемых медицинских услуг установленным требованиям и стандартам в области здравоохранения;

      3) наличие аккредитации на соответствие требованиям, предъявляемым к базам резидентуры;

      4) наличие в штатном расписании базы резидентуры рабочих мест для врачей-резидентов.

  Приложение 5
к приказу Министр
здравоохранения
Республики Казахстан
от 21 декабря 2020 года
№ ҚР ДСМ-304/2020

Положение об интегрированном академическом медицинском центре и требования, предъявляемые к нему

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящее положение об интегрированном академическом медицинском центре и требования, предъявляемые к нему (далее – Положение) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 220 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", пунктом 5 статьи 40 Закона Республики Казахстан "Об образовании".

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 14.04.2023 № 69 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      2. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:

      1) организация образования в области здравоохранения – организация образования, реализующая образовательные программы по направлениям подготовки "Здравоохранение" и (или) "Междисциплинарные программы, связанные со здравоохранением и социальным обеспечением (медицина)";

      2) клиника организации образования в области здравоохранения – структурное подразделение организации образования или организация здравоохранения, на базе которой реализуются образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского образования на основе современных достижений науки и практики;

      3) организация высшего и (или) послевузовского образования – высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования и осуществляющее научно-исследовательскую деятельность;

      4) интегрированный академический медицинский центр – объединение организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования с научными организациями в области здравоохранения и организациями здравоохранения с целью совместного использования ресурсов для улучшения качества медицинских услуг путем интеграции образования, исследований и клинической практики;

      5) оборудование – медицинские изделия, учебное оборудование (муляжи), используемые организацией образования в области здравоохранения медицинской организацией в лечебном и (или) образовательном процессах;

      6) организация медицинского образования – организация образования, реализующая программы образования по направлению подготовки "Здравоохранение";

      7) университетская больница – многопрофильное лечебно-профилактическое структурное подразделение организации высшего и послевузовского образования или многопрофильная лечебно-профилактическая организация, на базе которой реализуются образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного медицинского образования на основе современных достижений науки и практики.

      3. Интегрированный академический медицинский центр формируется на основе функционального или организационного объединения организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования, научных организаций, клинических баз, клиник организации образования в области здравоохранения, университетской больницы по принципу полного цикла медицинских услуг, разработки и внедрения новых технологий и подготовки кадров.

      3-1. За медицинские услуги, которые оказаны в клинических подразделениях интегрированного академического медицинского центра, на базе которых размещены подразделения организаций образования в области здравоохранения (профильные клиники, клинические кафедры), устанавливается дополнительный коэффициент финансирования в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования.

      Сноска. Глава 1 дополнена пунктом 3-1 в соответствии с приказом Министра здравоохранения РК от 14.04.2023 № 69 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Основные задачи и функции, интегрированных академических медицинских центров

      4. Основными задачами интегрированного академического медицинского центра являются:

      1) формирование эффективного управления академическими и производственными процессами на основе единства стратегических целей и задач;

      2) формирование и развитие качественного медицинского образования на основе получения современных теоретических знаний и реальных практических навыков в условиях университетских клиник и клинических баз;

      3) устойчивое повышение качества медицинской помощи на основе доступа к передовым технологиям и научным разработкам;

      4) развитие широких клинических и лабораторных баз для проведения актуальных научных исследований с немедленным трансфертом их результатов в практическое здравоохранение;

      5) повышение финансовой устойчивости и эффективности деятельности всех членов объединения на основе интеграции и совместного использования ресурсов.

      5. Для решения поставленных задач интегрированный академический медицинский центр осуществляет следующие функции:

      1) обеспечение интеграции образования, науки и практики за счет использования результатов научных исследований в учебном и клиническом процессе, установления тесных связей между организацией высшего и (или) послевузовского медицинского образования, научными организациями и клиническими базами;

      2) совместное использование ресурсов для повышения эффективности научной, образовательной и клинической деятельности;

      3) создание единой информационной среды для обеспечения образовательной, научной и клинической деятельности;

      4) реализация на базе объединения единой системы подготовки непрерывного профессионального развития работников здравоохранения;

      5) обеспечение эффективного переноса результатов научных исследований в образовательный процесс и практику;

      6) создание современной базы для подготовки специалистов по приоритетным направлениям здравоохранения;

      7) формирование эффективной корпоративной системы управления путем повышения транспарентности при обмене информацией и принимаемых решений, распределения полномочий и обязанностей, обеспечение ответственности за условия труда и окружающей среды;

      8) анализ, апробацию, внедрение и реализацию протоколов диагностики и лечения на основе лучшей международной практики с последующей трансляцией их в практическое здравоохранение республики, в том числе с применением лекарственных препаратов и медицинских изделий, не зарегистрированных в республике и имеющих сертификат (FDA) (Соединенные штаты Америки), сертификат (CE) (Европейский союз);

      9) анализ, апробацию, внедрение и использование международно-признанными санитарно-эпидемиологическими стандартами;

      10) реализация собственных программ повышения квалификации и специализации;

      11) разработка и внедрение в клиническую практику инновационных медицинских технологий;

      12) внедрение передовых мировых образовательных технологий для обеспечения развития системы медицинского образования Республики Казахстан в рамках действующего законодательства;

      13) разработка и реализация образовательных программ в соответствии с потребностью практического здравоохранения республики на основе международных подходов в рамках действующего законодательства Республики Казахстан;

      14) трансляция в систему здравоохранения апробированных инновационных медицинских технологий, образовательных программ, программ повышения квалификации и специализации, международных стандартов.

      Сноска. Пункт 5 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 14.04.2023 № 69 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. Требования, предъявляемые к интегрированному академическому медицинскому центру

      6. Требованиями к интегрированному академическому медицинскому центру являются:

      1) наличие договора о совместной деятельности, заключенном между организациями, входящими в состав интегрированного академического медицинского центра;

      2) наличие коллегиального органа управления и исполнительного органа;

      3) наличие стратегии развития, утвержденной коллегиальным органом управления, интегрированного академического медицинского центра;

      4) доля иностранного профессорско-преподавательского состава Университета, входящего в состав интегрированного академического медицинского центра составляет не менее пяти процентов от штатной численности;

      5) наличие собственной многопрофильной университетской больницы, имеющей свидетельство о прохождении аккредитации по стандартам Международной объединенной комиссии (JCI, Соединенные штаты Америки);

      6) наличие собственной научной лаборатории соответствующей стандартам надлежащей лабораторной практики (GLP) и (или) надлежащей клинической практики (GCP).

      Сноска. Пункт 6 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 14.04.2023 № 69 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.