Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие настоящего постановления см. п. 4.
В соответствии с подпунктом 8) пункта 2 статьи 3, пунктом 1 статьи 6, пунктом 1 статьи 36, статьей 56, пунктом 4 статьи 61, пунктом 1 статьи 78, пунктом 5 статьи 80 Закона Республики Казахстан от 2 июля 2003 года "О рынке ценных бумаг", статьей 12, пунктом 3 статьи 13-4 Закона Республики Казахстан 4 июля 2003 года "О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций" Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Перечень нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам регулирования рынка ценных бумаг (далее - Перечень), в которые вносятся изменения и дополнения, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Департаменту рынка ценных бумаг в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) совместно с Юридическим департаментом государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.
4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением абзацев третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого, восьмого, девятого, десятого, двенадцатого, тринадцатого, четырнадцатого, пятнадцатого, шестнадцатого, семнадцатого, восемнадцатого, девятнадцатого, двадцатого, двадцать первого, двадцать второго, двадцать третьего, двадцать четвертого, двадцать пятого, двадцать шестого, двадцать седьмого, сорок восьмого, сорок девятого, пятидесятого, пятьдесят первого, пятьдесят второго, шестьдесят пятого, шестьдесят шестого, шестьдесят седьмого, шестьдесят восьмого, шестьдесят девятого, семидесятого, семьдесят первого, семьдесят второго, семьдесят третьего, семьдесят четвертого, семьдесят пятого пункта 1, седьмого, восьмого, девятого, десятого, одиннадцатого, двенадцатого, тринадцатого, четырнадцатого, пятнадцатого, шестнадцатого, семнадцатого, восемнадцатого, девятнадцатого, двадцатого, двадцать первого, двадцать второго, двадцать третьего, двадцать четвертого, двадцать пятого, двадцать шестого, двадцать седьмого, двадцать восьмого, двадцать девятого, тридцатого, тридцать первого, тридцать второго, тридцать третьего, тридцать четвертого, тридцать пятого, тридцать шестого, тридцать седьмого, тридцать восьмого, тридцать девятого, сорокового, сорок первого, сорок второго, шестьдесят шестого, шестьдесят седьмого, шестьдесят восьмого, шестьдесят девятого пункта 4 Перечня, которые вводятся в действие с 1 июля 2021 года.
Председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка |
М. Абылкасымова |
"СОГЛАСОВАНО"
Национальный Банк
Республики Казахстан
Приложение к постановлению Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 24 февраля 2021 года № 37 |
Перечень нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, в которые вносятся изменения и дополнения
1. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 22 октября 2014 года № 210 "Об утверждении Правил регистрации сделок с эмиссионными ценными бумагами, уступки прав требования по обязательствам эмитентов по эмиссионным ценным бумагам в системе учета центрального депозитария, предоставления выписки с лицевого счета зарегистрированного лица в системе учета центрального депозитария и (или) в системе учета номинального держания и предоставления номинальным держателем информации о клиентах, ценные бумаги которых находятся в его номинальном держании, по требованию центрального депозитария и эмитента" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9876, опубликовано 28 ноября 2014 года в информационно-правовой системе "Әділет") следующие изменения и дополнение:
в Правилах регистрации сделок с эмиссионными ценными бумагами, уступки прав требования по обязательствам эмитентов по эмиссионным ценным бумагам в системе учета центрального депозитария, предоставления выписки с лицевого счета зарегистрированного лица в системе учета центрального депозитария и (или) в системе учета номинального держания и предоставления номинальным держателем информации о клиентах, ценные бумаги которых находятся в его номинальном держании, по требованию центрального депозитария и эмитента, утвержденных указанным постановлением:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Номинальный держатель после заключения договора о номинальном держании с клиентом открывает клиенту лицевой счет в своей системе учета номинального держания, а также лицевой счет и (или) субсчет клиента (клиентов) в системе учета центрального депозитария и (или) иностранной расчетной организации.
Для открытия субсчета в системе учета центрального депозитария номинальный держатель предоставляет центральному депозитарию сведения о клиенте с указанием всех реквизитов, необходимых для его открытия, в соответствии с требованиями пункта 5 Правил.
Открытие анонимных лицевых счетов и субсчетов, а также лицевых счетов и субсчетов на вымышленные имена не допускается, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 5) пункта 18 Правил осуществления деятельности центрального депозитария, утвержденных постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 ноября 2018 года № 307, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17920 (далее – Правила № 307).
Для целей настоящих Правил под иностранной расчетной организацией понимается:
банк-нерезидент Республики Казахстан, имеющий долгосрочную кредитную рейтинговую оценку не ниже "ВВВ-" по международной шкале агентства Standard & Poor's (Стандард энд Пурс) или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств;
иностранная организация, осуществляющая функции, аналогичные функциям номинального держателя, установленным пунктом 1 статьи 59 Закона о рынке ценных бумаг, имеющая долгосрочную кредитную рейтинговую оценку не ниже "ВВВ" по международной шкале агентства Standard & Poor's (Стандард энд Пурс) или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств;
организация-нерезидент Республики Казахстан, являющаяся членом Международной ассоциации по вопросам обслуживания ценных бумаг (International Securities Services Association).";
пункты 5 и 6 изложить в следующей редакции:
"5. Лицевому счету присваивается номинальным держателем индивидуальный номер. Лицевой счет в системе учета номинального держания и субсчет клиента в центральном депозитарии содержат следующие сведения о (об):
1) зарегистрированном лице (фамилия, имя, отчество (при его наличии) или наименование держателя ценных бумаг, признаки резидентства клиента, сведения о гражданстве физического лица, сектор экономики (в соответствии с Правилами применения кодов секторов экономики и назначения платежей, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 203, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14365), сведения о документе, подтверждающем регистрацию юридического лица или сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица, индивидуальный идентификационный номер (далее – ИИН) физического лица или бизнес-идентификационный номер (далее – БИН) юридического лица (при наличии), почтовый и юридический адреса, банковские реквизиты (при необходимости банковские реквизиты, предназначенные для перечисления вознаграждения и сумм в погашение по ценным бумагам, и банковские реквизиты, предназначенные для осуществления расчетов по сделкам с ценными бумагами), сведения о налоговых льготах и информация, необходимая центральному депозитарию и (или) номинальному держателю в соответствии со сводом правил или внутренним документом номинального держателя для открытия субсчета и (или) лицевого счета, соответственно);
2) количестве, виде и идентификационном номере ценных бумаг, зарегистрированных на данном лицевом счете (субсчете);
3) количестве и идентификаторе прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам;
4) количестве обремененных ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам);
5) лицах, в пользу которых осуществлено обременение ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам);
6) количестве блокированных ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам);
7) количестве ценных бумаг, являющихся предметом операции "репо";
8) сделках, зарегистрированных по данному лицевому счету, и операциях, отраженных в системе учета номинального держания:
вид сделки (операции);
дата и время ее регистрации;
основание проведения сделки (операции);
номера лицевых счетов, участвовавших в операции;
количество, вид, идентификационный номер ценных бумаг (количество и идентификатор прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам), в отношении которых зарегистрирована сделка;
9) сведения, необходимые для определенных видов операций (сделок).
Требования к содержанию субсчета клиента в центральном депозитарии, установленные подпунктом 1) настоящего пункта, применяются с учетом положений пункта 18-1 Правил № 307.
6. На лицевых счетах открываются следующие разделы:
1) "основной" - предназначен для учета ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам), на которые не установлены ограничения на проведение сделок;
2) "блокирование" - предназначен для учета ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам), на которые на основании решения государственного органа, уполномоченного в соответствии с законами Республики Казахстан на принятие такого решения, наложен временный запрет на регистрацию гражданско-правовых сделок с ценными бумагами (правами требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам), осуществляемый с целью гарантирования сохранности ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам);
3) "репо" - предназначен для учета ценных бумаг, являющихся предметом операции "репо", заключенных автоматическим способом и без использования услуг Центрального контрагента;
4) "обременение" - предназначен для учета ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам), на которые наложены ограничения на осуществление сделок для обеспечения обязательств держателя ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) перед другими лицами, возникших на основании гражданско-правовой сделки;
5) "разделы клиринговой организации (центрального контрагента)" - предназначены для учета финансовых инструментов, являющихся взносами в гарантийные фонды клиринговой организации (центрального контрагента), маржевыми взносами, полным и (или) частичным обеспечением исполнения обязательств по сделкам, заключенным в торговой системе фондовой биржи методом открытых торгов и (или) с участием центрального контрагента, операции по данным разделам совершаются только при наличии соответствующего распоряжения клиринговой организации (центрального контрагента) после исполнения клиринговым участником всех своих обязательств по заключенным сделкам и (или) проведения процедур по урегулированию дефолта.
Номинальный держатель в случае необходимости открывает на лицевом счете дополнительные разделы для учета ценных бумаг.";
пункты 15 и 16 изложить в следующей редакции:
"15. Приказ на открытие лицевого счета подписывается представителем юридического лица (физическим лицом или его представителем) за исключением приказов, предоставляемых в порядке, предусмотренном частью четвертой пункта 39 Правил, и содержит следующие сведения:
1) наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица);
2) наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица;
3) дата рождения физического лица;
4) дата и номер справки или свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
5) место нахождения юридического лица (место жительства физического лица), почтовый адрес;
6) ИИН физического лица или БИН юридического лица (при наличии), сведения о распространяющихся на него налоговых льготах в отношении ценных бумаг;
7) сведения о месте регистрации юридического лица (гражданстве физического лица);
8) сектор экономики;
9) банковские реквизиты (при наличии);
10) сведения, необходимые номинальному держателю в соответствии внутренним документом номинального держателя.
Приказ на открытие лицевого счета в системе учета центрального депозитария подписывается представителем юридического лица (физическим лицом или его представителем) и содержит сведения, предусмотренные сводом правил центрального депозитария.
16. Номинальный держатель в порядке, установленном сводом правил центрального депозитария, ежедневно не позднее 16:00 часов по времени города Нур-Султана рабочего дня, следующего за отчетным днем, осуществляет предоставление следующих электронных данных по субсчету номинального держателя, открытому в системе учета центрального депозитария на имя номинального держателя и предназначенному для агрегированного учета финансовых инструментов, принадлежащих его клиентам, об:
остатках финансовых инструментов, числящихся на данном субсчете на начало и конец отчетного дня;
операциях с финансовыми инструментами, зарегистрированных по лицевым счетам клиентов номинального держателя и совершенных по данному субсчету в течение отчетного дня.
Требование части первой настоящего пункта не распространяется на номинальных держателей, не имеющих на дату предоставления сведений в системе учета центрального депозитария субсчета номинального держателя, открытого на имя данного номинального держателя и предназначенного для агрегированного учета финансовых инструментов, принадлежащих его клиентам.";
пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. Регистрация сделок с эмиссионными ценными бумагами, переданными в номинальное держание (правами требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам), заключенных на организованном и неорганизованном рынке, в системе учета номинального держания производится путем проведения соответствующих операций по лицевым счетам.
При отсутствии оснований для отказа в исполнении приказа на регистрацию сделки с ценными бумагами, указанных в пункте 27 Правил, исполнение приказа на регистрацию сделки с ценными бумагами осуществляется номинальным держателем в срок не более двух рабочих дней после даты получения встречного приказа, если Правилами и (или) сводом правил центрального депозитария не предусмотрен иной срок исполнения приказа.
Учет прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам, срок обращения которых истек и эмитентом не исполнены обязательства по их погашению, осуществляется номинальным держателем по идентификаторам, присваиваемым центральным депозитарием в порядке, установленном сводом правил центрального депозитария, с указанием на международный идентификационный номер (код ISIN) данных эмиссионных ценных бумаг.
Количественное выражение прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам на лицевых счетах зарегистрированных лиц определяется в соответствии с количеством эмиссионных ценных бумаг, по которым возникли данные права требования (за исключением эмиссионных ценных бумаг, по которым были проведены операции по их блокированию на основании актов государственных органов, обладающих таким правом в соответствии с законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей).
Количественное выражение прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам на лицевых счетах зарегистрированных лиц определяется в соответствии с количеством эмиссионных ценных бумаг, по которым возникли данные права требования (за исключением эмиссионных ценных бумаг, по которым были проведены операции по их блокированию на основании актов государственных органов, обладающих таким правом в соответствии с законодательством Республики Казахстан).";
пункты 21 и 22 изложить в следующей редакции:
"21. Номинальный держатель осуществляет в порядке, установленном внутренним документом, достоверный и актуальный учет путем ведения журналов регистрации:
1) принятых приказов клиентов на регистрацию операций по лицевым счетам и информационных операций и их исполнения (неисполнения);
2) операций по лицевым счетам;
3) доверенностей на подписание документов на регистрацию операций по лицевым счетам и информационных операций;
4) письменных инструкций, полученных от клиентов, с указанием порядка голосования на общих собраниях акционеров.
22. При проведении операции между клиентами одного номинального держателя регистрация перехода прав по ценным бумагам осуществляется номинальным держателем и отражается в системе учета центрального депозитария. Номинальный держатель направляет соответствующий приказ по субсчету клиента в системе учета центрального депозитария в день проведения операции по лицевым счетам в системе учета номинального держания. Операции между клиентами одного номинального держателя в системе учета центрального депозитария отражаются днем проведения операции в системе номинального держания. Номинальный держатель направляет отчет клиенту об исполнении его приказа не позднее следующего рабочего дня после получения подтверждения от центрального депозитария о проведенной операции.
Требования, указанные в части первой настоящего пункта, не применяются в случаях проведения операций по субсчету номинального держателя, открытому на имя номинального держателя и предназначенному для агрегированного учета финансовых инструментов, принадлежащих клиентам номинального держателя.
В случаях проведения операций по субсчету номинального держателя, открытому на имя номинального держателя и предназначенному для агрегированного учета финансовых инструментов, принадлежащих клиентам номинального держателя, регистрация перехода прав по ценным бумагам осуществляется номинальным держателем, которым направляется отчет клиенту об исполнении его приказа не позднее следующего рабочего дня после проведения операции.
Отчет об исполнении приказа направляется клиенту по почте либо выдается на руки клиенту или его законному представителю, либо составляется и выдается в форме электронного документа с использованием информационных систем номинального держателя.
Отчет об исполнении приказа клиенту депонента направляется центральным депозитарием в форме электронного документа с использованием информационных систем в порядке и на условиях, предусмотренных внутренними документами центрального депозитария, в день подтверждения центральным депозитарием проведенной операции.
Отчет об исполнении приказа клиенту организации, осуществляющей брокерскую и дилерскую деятельность с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя, направляется кастодианом по иностранным ценным бумагам, хранение и учет которых осуществляет данный кастодиан, в форме электронного документа с использованием информационных систем в порядке и на условиях, предусмотренных внутренними документами кастодиана, в день регистрации кастодианом проведенной операции.
При проведении операции между клиентами разных номинальных держателей регистрация перехода прав по ценным бумагам осуществляется по их лицевым счетам в центральном депозитарии с последующим отражением в системе учета номинальных держателей. Номинальные держатели направляют приказы о регистрации сделки по субсчетам своих клиентов в системе учета центрального депозитария в день регистрации соответствующего приказа клиента в системе номинального держания.
В день получения подтверждения от центрального депозитария о проведении операции по лицевым счетам номинальный держатель отражает данную операцию в системе учета номинального держания.
При проведении операции на неорганизованном рынке ценных бумаг между клиентом центрального депозитария и клиентом номинального держателя регистрацию перехода прав по ценным бумагам осуществляет центральный депозитарий на основании встречных приказов участников сделки по лицевым счетам клиента центрального депозитария и номинального держателя.
Регистрация изменения или прекращения прав по ценным бумагам по решению суда осуществляется номинальным держателем на основании полученного номинальным держателем решения суда, вступившего в законную силу, оформленного в соответствии со статьей 226 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года (далее – Гражданский процессуальный кодекс), и отражается в системе учета центрального депозитария. Изменение или прекращение прав по ценным бумагам по решению суда, зарегистрированное номинальным держателем, отражается в системе учета центрального депозитария в день проведения операции по лицевому счету в системе учета номинального держания.
Регистрация изменения или прекращения прав по ценным бумагам по решению суда осуществляется центральным депозитарием на основании полученного центральным депозитарием решения суда, вступившего в законную силу, оформленного в соответствии со статьей 226 Гражданского процессуального кодекса, и отражается в системе учета номинального держателя. Изменение или прекращение прав по ценным бумагам по решению суда, зарегистрированное центральным депозитарием, отражается в системе учета номинального держания в день проведения операции по лицевому счету в системе учета центрального депозитария.";
подпункт 5) пункта 27 изложить в следующей редакции:
"5) несоответствия содержания сделки законодательству Республики Казахстан о рынке ценных бумаг;
пункт 40 изложить в следующей редакции:
"40. Операции по обременению ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) проводятся номинальным держателем на основании встречных приказов держателя, чьи ценные бумаги (права требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) обременяются, и зарегистрированного лица, в пользу которого производится их обременение, за исключением случаев, установленных пунктом 40-1 Правил. При обременении ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) на лицевом счете держателя ценных бумаг делается запись о лице, в пользу которого осуществляется обременение, а ценные бумаги (права требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) с раздела "основной" зачисляются на раздел "обременение" данного лицевого счета. На лицевой счет зарегистрированного лица, в пользу которого произведено обременение, вносится запись о виде, количестве обремененных ценных бумаг, их международном идентификационном номере (код ISIN) (идентификаторе прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам), а также о держателе, чьи ценные бумаги (права требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) обременены.
Операции по снятию обременения ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) проводятся номинальным держателем на основании встречных приказов о снятии обременения лиц, участвовавших в сделке. При снятии обременения ценные бумаги (права требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) с раздела "обременение" переводятся на раздел "основной" лицевого счета держателя ценных бумаг. На лицевом счете зарегистрированного лица запись об обременении ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) аннулируется.
При проведении операций по списанию (зачислению) ценных бумаг с (на) лицевых (лицевые) счетов (счета) зарегистрированных лиц при реорганизации банков в форме присоединения, в отношении одного из которых была проведена реструктуризация в соответствии с Законом о банках, операции обременения и снятия обременения, проводятся в порядке, установленном статьей 37-1 Закона о рынке ценных бумаг, на основании выписки с лицевого счета (субсчета) в системе учета центрального депозитария.
Особенности порядка регистрации операций по обременению или снятию обременения ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) в системе учета центрального депозитария устанавливается сводом правил центрального депозитария.
дополнить пунктом 40-1 следующего содержания:
"40-1. При неисполнении или ненадлежащем исполнении залогодателем обязательств, обеспеченных залогом прав по эмиссионным ценным бумагам (правам требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам), операция по регистрации перехода прав на заложенные ценные бумаги (права требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) в результате их внесудебной реализации осуществляется номинальным держателем на основании следующих документов:
приказ залогодержателя (доверенного лица залогодержателя) на снятие обременения; и
встречные приказы залогодержателя (доверенного лица залогодержателя) на списание с лицевого счета (субсчета) залогодателя ценных бумаг (прав требований по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) и приобретателя на зачисление на его лицевой счет (субсчет) ценных бумаг (прав требований по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) в случае признания торгов состоявшимися; или
приказ залогодержателя (доверенного лица залогодержателя) на зачисление на лицевой счет (субсчет) залогодержателя ценных бумаг (прав требований по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) при обращении в собственность залогодержателя ценных бумаг (прав требований по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам), являющихся предметом залога, в случае признания торгов несостоявшимися.
К приказам, указанным в части первой настоящего пункта, прилагаются:
копия документа, подтверждающего публикацию объявления о торгах в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории Республики Казахстан;
копии документов, подтверждающих вручение залогодателю уведомлений, предусмотренных гражданским законодательством Республики Казахстан, или направление их заказными письмами по адресу, указанному в договоре залога;
копии документа об итогах проведения торгов (о признании торгов несостоявшимися).
Количество ценных бумаг (прав требований по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам), указанных в приказах (приказе) на проведение операций (операции), предусмотренных (предусмотренной) в части первой настоящего пункта, не превышает количество заложенных ценных бумаг (прав требований по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) на дату подачи таких приказов (такого приказа).".
2. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2018 года № 201 "Об утверждении Правил ведения Государственного реестра эмиссионных ценных бумаг" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17419, опубликовано 8 октября 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Об утверждении Правил формирования Государственного реестра эмиссионных ценных бумаг";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемые Правила формирования Государственного реестра эмиссионных ценных бумаг.";
в Правилах ведения Государственного реестра эмиссионных ценных бумаг, утвержденных указанным постановлением:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Правила формирования Государственного реестра эмиссионных ценных бумаг";
пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящие Правила формирования Государственного реестра эмиссионных ценных бумаг (далее − Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 2 июля 2003 года "О рынке ценных бумаг" и определяют условия и порядок ведения Государственного реестра эмиссионных ценных бумаг (далее - Государственный реестр).
2. Формирование Государственного реестра осуществляется уполномоченным органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций (далее - уполномоченный орган), в электронной форме и формируется на основании сведений о зарегистрированных эмиссионных ценных бумагах и их эмитентах, внесенных уполномоченным органом, и баз данных центральных государственных органов, а также Государственной корпорации "Правительство для граждан".";
в приложении 1:
текст в правом верхнем углу изложить в следующей редакции:
"Приложение 1 к Правилам формирования Государственного реестра эмиссионных ценных бумаг"; |
в приложении 2:
текст в правом верхнем углу изложить в следующей редакции:
"Приложение 2 к Правилам формирования Государственного реестра эмиссионных ценных бумаг"; |
в приложении 3:
текст в правом верхнем углу изложить в следующей редакции:
"Приложение 3 к Правилам формирования Государственного реестра эмиссионных ценных бумаг"; |
в приложении 4:
текст в правом верхнем углу изложить в следующей редакции:
"Приложение 4 к Правилам формирования Государственного реестра эмиссионных ценных бумаг"; |
в приложении 5:
текст в правом верхнем углу изложить в следующей редакции:
"Приложение 5 к Правилам формирования Государственного реестра эмиссионных ценных бумаг". |
3. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 октября 2018 года № 249 "Об утверждении Правил осуществления деятельности по ведению системы реестра держателей ценных бумаг" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17803, опубликовано 6 декабря 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения:
в Правилах осуществления деятельности по ведению системы реестра держателей ценных бумаг, утвержденных указанным постановлением:
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Центральный депозитарий принимает на обслуживание паи паевого инвестиционного фонда на основании следующих документов, представленных управляющей компанией паевого инвестиционного фонда:
копии свидетельства о государственной регистрации выпуска паев;
копии правил паевого инвестиционного фонда;
документы, содержащие нотариально засвидетельствованные образцы подписей представителей управляющей компании, обладающих правом подписывать документы на проведение операций по лицевым счетам и информационных операций, включающие следующие сведения:
наименование паевого инвестиционного фонда;
наименование управляющей компании, предоставляющей право на подписание документа;
должность, фамилия, имя, отчество (при его наличии) представителя управляющей компании, данные документа, удостоверяющего личность;
указание на то, что образцы подписей, содержащиеся в данном документе, считаются обязательными при осуществлении операций по лицевому счету зарегистрированного лица, открытому в системе реестров, и информационных операций;
документы, содержащие нотариально засвидетельствованные образцы подписей представителей кастодиана, обладающих правом подтверждать документы на проведение операций по лицевым счетам и информационных операций, включающие следующие сведения:
наименование паевого инвестиционного фонда;
наименование управляющей компании;
наименование кастодиана, осуществляющего учет активов паевого инвестиционного фонда;
должность, фамилия, имя, отчество (при его наличии) представителя кастодиана, данные документа, удостоверяющего личность;
указание на то, что образцы подписей, содержащиеся в данном документе, считаются обязательными при подтверждении операций по лицевому счету зарегистрированного лица, открытому в системе реестров, и информационных операций.";
пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17. Приказ на открытие (закрытие) лицевого счета подписывается физическим лицом или его представителем либо представителем юридического лица, в том числе управляющей компании паевого инвестиционного фонда и содержит сведения, предусмотренные сводом правил центрального депозитария.";
пункт 18 исключить;
пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. Лицевому счету присваивается индивидуальный номер. Лицевой счет содержит следующие сведения о (об):
1) зарегистрированном лице;
2) количестве, виде и международном идентификационном номере (коде ISIN) ценных бумаг;
3) правах требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам;
4) количестве обремененных ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам);
5) лицах, в пользу которых осуществлено обременение ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам), и кому принадлежат права по обремененным ценным бумагам;
6) количестве блокированных ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам);
7) операциях, проведенных по данному лицевому счету;
8) доверительном управляющем в объеме, установленном сводом правил центрального депозитария;
9) количестве ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам), переданных в доверительное управление;
10) сведения, предусмотренные сводом правил центрального депозитария.";
пункт 37 изложить в следующей редакции:
"37. К информационным операциям относятся:
1) составление и выдача реестра держателей ценных бумаг (списка акционеров) на определенную дату и время;
2) составление и выдача выписки с лицевого счета;
3) составление и выдача справки о держателях ценных бумаг на определенную дату и время;
4) подготовка и выдача информации на основании соответствующего приказа или запроса зарегистрированного лица (его представителя).
Информация и документы, предоставляемые центральным депозитарием на дату ведения системы реестров организацией, ранее осуществлявшей ведение системы реестров, составляются в соответствии с документами, переданными организацией, ранее осуществлявшей ведение системы реестров, и по ним вносятся изменения только на основании соответствующего решения суда.";
пункт 45 изложить в следующей редакции:
"45. Операции по списанию (зачислению) ценных бумаг (прав требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) с (на) лицевых (лицевые) счетов (счета) зарегистрированных лиц проводятся центральным депозитарием при получении встречных приказов о регистрации сделки с эмиссионными ценными бумагами (правами требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам) и иных документов, необходимых для проведения данной операции в соответствии с Правилами и законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, за исключением случаев, установленных пунктами 47, 49, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 73, 74 и 77 Правил.
Если в соответствии со статьей 72-1 Закона о рынке ценных бумаг, статьей 17-1 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", статьей 26 Закона Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года "О страховой деятельности" одной из сторон сделки, для ее заключения требуется согласие (разрешение) государственного органа, уполномоченного на выдачу такого согласия (разрешения), центральный депозитарий запрашивает документ, подтверждающий наличие такого согласия (разрешения).
Требование части второй настоящего пункта также распространяется на операции, проводимые центральным депозитарием в системе реестров при передаче ценных бумаг в доверительное управление.";
пункт 49 изложить в следующей редакции:
"49. Операция по внесению записей о конвертировании ценных бумаг и иных денежных обязательств перед кредиторами эмитента в его простые акции проводится центральным депозитарием при представлении эмитентом копии уведомления уполномоченного органа о произведенном эмитентом конвертировании, и копии одного из следующих документов:
1) проспекта выпуска ценных бумаг эмитента, конвертируемых в простые акции эмитента;
2) плана реструктуризации банка, принятого в порядке, предусмотренном банковским законодательством Республики Казахстан;
3) плана реабилитации, если эмитент является несостоятельным должником, принятого в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве.
Операцию по внесению записей о конвертировании ценных бумаг эмитента, принадлежащих зарегистрированным лицам, в его простые акции центральный депозитарий проводит путем списания ценных бумаг с лицевых счетов зарегистрированных лиц и их зачислению на лицевой счет эмитента для учета выкупленных ценных бумаг, и по списанию простых акций с лицевого счета эмитента для учета объявленных ценных бумаг и их зачислению на лицевые счета зарегистрированных лиц на основании приказа эмитента на внесение записей о конвертировании ценных бумаг.
Операцию по внесению записей о конвертировании денежных обязательств перед кредиторами эмитента в его простые акции центральный депозитарий проводит путем списания простых акций с лицевого счета эмитента для учета объявленных или выкупленных ценных бумаг и их зачисления на лицевые счета, открытые кредиторам эмитента в соответствии с пунктами 12 и 13 Правил, на основании приказа эмитента на внесение записей о конвертировании денежных обязательств.
После проведения операций по лицевому счету, связанных с конвертированием ценных бумаг и денежных обязательств перед кредиторами эмитента в его простые акции, центральный депозитарий в течение 1 (одного) рабочего дня направляет ему уведомление об этом.
Облигации, зачисленные на лицевой счет эмитента для учета выкупленных ценных бумаг в связи с их конвертированием, центральный депозитарий аннулирует на основании копии свидетельства об аннулировании выпуска облигаций.";
пункт 52 изложить в следующей редакции:
"52. Операция по внесению записей об обмене размещенных акций эмитента одного вида на акции данного эмитента другого вида проводится центральным депозитарием на основании представленных эмитентом копии решения общего собрания акционеров эмитента об обмене размещенных акций одного вида на акции другого вида, копии изменений и (или) дополнений в проспект выпуска акций, в которых определены условия, срок и порядок обмена, копии нового свидетельства о государственной регистрации выпуска объявленных акций и приказа эмитента на внесение записей об обмене размещенных акций путем:
1) списания акций, подлежащих обмену, с лицевых счетов зарегистрированных лиц и с лицевого счета эмитента для учета выкупленных ценных бумаг и зачисления их на лицевой счет эмитента для учета объявленных ценных бумаг;
2) списания акций, на которые производится обмен размещенных акций, в пропорции, согласно которой осуществляется обмен, с лицевого счета эмитента для учета объявленных ценных бумаг и (или) с лицевого для учета выкупленных ценных бумаг на лицевые счета зарегистрированных лиц, акции которых подлежат обмену, а также списания акций, на которые производится обмен выкупленных эмитентом акций, в пропорции, согласно которой осуществляется обмен, с лицевого счета эмитента для учета объявленных ценных бумаг и зачисления их на лицевой счет эмитента для учета выкупленных ценных бумаг.
После проведения операций по лицевому счету, связанных с обменом размещенных акций эмитента одного вида на акции данного эмитента другого вида, центральный депозитарий в течение 1 (одного) рабочего дня направляет эмитенту уведомление об этом.";
пункт 57 исключить;
подпункты 1) и 2) пункта 66 изложить в следующей редакции:
"1) приказ залогодержателя на регистрацию уступки прав требования по ценным бумагам (правам требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам);
2) приказ нового залогодержателя на регистрацию уступки прав требования по ценным бумагам (правам требования по обязательствам эмитента по эмиссионным ценным бумагам);";
пункт 78 изложить в следующей редакции:
"78. В течение 3 (трех) календарных дней после даты проведения всех операций, указанных в пункте 77 Правил, центральный депозитарий направляет соответствующие уведомления (отчеты) эмитенту, доверительным управляющим, а также лицам, в пользу которых было осуществлено обременение ценных бумаг, срок обращения которых истек и по которым эмитентом не исполнены обязательства по их погашению.
Уведомление держателей о проведенных операциях, указанных в пункте 77 Правил, осуществляется центральным депозитарием посредством размещения соответствующей информации на своем интернет-ресурсе в сроки, установленные частью первой настоящего пункта.";
пункт 91 изложить в следующей редакции:
"91. Срок проведения операции в системе реестров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации центральным депозитарием, представленных документов (в том числе документов, полученных от организации, оказывающей услуги трансфер-агента).
Регистрация документов, указанных в настоящем пункте, осуществляется в день их получения центральным депозитарием. В случае одновременного приема документов для проведения нескольких операций в рамках одного лицевого счета держателя ценных бумаг, подлежащих исполнению в строгой последовательности (при которых исполнение одной операции не возможно без предварительного проведения другой операции), срок проведения последующей операции исчисляется с момента исполнения предыдущей операции.";
пункт 96 изложить в следующей редакции:
"96. Центральный депозитарий в течение 2 (двух) рабочих дней после даты получения приказа оформляет письменный отказ с указанием причин его неисполнения в случаях:
1) несоответствия подписей на приказах образцам подписей, указанным в документе, содержащем нотариально засвидетельствованные образцы подписей представителей юридического лица, обладающих правом подписывать документы на регистрацию операций по лицевым счетам и информационных операций, или документе, удостоверяющем личность физического лица;
2) непредставления в течение 2 (двух) календарных дней с даты получения приказа на совершение операции встречного приказа;
3) непредставления в порядке, установленном пунктом 38 Правил, подтверждения кастодиана, обеспечивающего учет активов паевого инвестиционного фонда, одновременно (в течение одного рабочего дня) с приказом управляющей компании на списание (зачисление) паев;
4) несоответствия реквизитов приказов реквизитам, установленным сводом правил центрального депозитария, или реквизитам лицевого счета;
5) отсутствия необходимого количества ценных бумаг на лицевом счете;
6) нарушения законодательства Республики Казахстан в результате заключения сделки, исходя из данных системы реестров;
7) непредставления клиентом в срок, установленный для регистрации сделки, документа, подтверждающего согласие (разрешение) на совершение такой сделки, выданное государственным органом, уполномоченным на выдачу такого согласия (разрешения), в случаях предусмотренных Правилами;
8) наличия решения соответствующих государственных органов либо суда о приостановлении или прекращении обращения ценных бумаг;
9) если ценные бумаги и (или) лицевой счет, указанные в приказе, заблокированы, за исключением, случаев, указанных в пункте 6-1 статьи 65 Закона об исполнительном производстве;
10) если ценные бумаги, указанные в приказе, обременены, за исключением проведения операций, предусмотренных пунктами 47, 66, 67 и 77 Правил;
11) предусмотренных статьей 13 Закона о противодействии отмыванию доходов;
12) предусмотренных сводом правил центрального депозитария.
Центральный депозитарий отказывает в исполнении приказа эмитента в случаях и порядке, предусмотренных статьей 13 Закона о противодействии отмыванию доходов.
Отказ от исполнения приказа подписывается уполномоченными лицами, определенными сводом правил центрального депозитария, и заверяется штампом центрального депозитария со своим наименованием на казахском и русском языках, либо составляется и выдается в форме электронного документа с использованием информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи.
При подготовке отказа от исполнения приказа на осуществление операций, условия совершения которых требуют дополнительной проверки, подготовка такого отказа осуществляется в срок до 6 (шести) рабочих дней.".
4. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 ноября 2018 года № 307 "Об утверждении Правил осуществления деятельности центрального депозитария" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17920, опубликовано 20 декабря 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения и дополнения:
в Правилах осуществления деятельности центрального депозитария, утвержденных указанным постановлением:
дополнить пунктами 7-1 и 7-2 следующего содержания:
"7-1. Оказание услуг по покупке или продаже безналичной иностранной валюты клиенту осуществляется центральным депозитарием в порядке, предусмотренном постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 марта 2019 года № 40 "Об утверждении Правил осуществления валютных операций в Республике Казахстан", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18512, договором банковского счета и сводом правил центрального депозитария.
Центральный депозитарий, признаваемый в качестве уполномоченного банка, выполняющего функции агента валютного контроля, направляет отчеты о проведенных валютных операциях в соответствии с постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 10 апреля 2019 года № 64 "Об утверждении Правил мониторинга валютных операций в Республике Казахстан", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18544.
7-2. Оказание центральным депозитарием услуг по хранению финансовых инструментов, выпущенных в документарной форме, осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года, Законом Республики Казахстан от 31 августа 1995 года "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" и сводом правил центрального депозитария.";
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. В целях регистрации сделок, ведения учета и подтверждения прав по эмиссионным ценным бумагам и финансовым инструментам своих клиентов центральный депозитарий открывает лицевые счета (субсчета) и ведет учет операций по лицевым счетам (субсчетам) с указанием дат, времени и оснований для их проведения.";
пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18. Для обеспечения раздельного учета финансовых инструментов депонентов и их клиентов на лицевом счете депонента открываются в порядке, определенном сводом правил центрального депозитария, следующие субсчета:
1) субсчет депонента, открываемый на имя депонента и предназначенный для учета финансовых инструментов, принадлежащих депоненту;
2) субсчет депонента для учета выкупленных собственных ценных бумаг, открываемый на имя депонента и предназначенный для учета финансовых инструментов, выкупленных депонентом на вторичном рынке ценных бумаг;
3) субсчет депонента для учета объявленных ценных бумаг, открываемый на имя депонента и предназначенный для учета неразмещенных финансовых инструментов данного депонента;
4) субсчет держателя, открываемый на имя клиента депонента с раскрытием всех необходимых реквизитов клиента депонента и предназначенный для учета финансовых инструментов, принадлежащих определенному клиенту депонента;
5) субсчет держателя, открываемый клиенту депонента по его уникальному коду, присвоенному данному клиенту центральным депозитарием в порядке, установленном сводом правил центрального депозитария, на основании представленных депонентом сведений, указанных в пункте 18-1 Правил, и предназначенный для учета финансовых инструментов, принадлежащих такому клиенту депонента.
Клиенту депонента в рамках лицевого счета депонента в системе учета центрального депозитария открывается только один субсчет держателя, предназначенный для учета финансовых инструментов, принадлежащих данному клиенту депонента.
Субсчет держателя, открываемый на лицевом счете юридического лица, указанного в подпунктах 6) и 7) пункта 16 Правил, открывается клиенту данного юридического лица на основании его обращения с указанием реквизитов клиента либо без таковых (с отметкой о принадлежности данного счета клиенту юридического лица);
6) субсчет номинального держателя, открываемый на имя номинального держателя и предназначенный для учета финансовых инструментов, переданных в номинальное держание.
Субсчет номинального держателя открывается:
для агрегированного учета финансовых инструментов, принадлежащих клиентам номинального держателя, в целях осуществления операций и сделок с ценными бумагами;
иностранному депозитарию или иностранному кастодиану на их лицевом счете для учета финансовых инструментов, принадлежащих их клиентам;
номинальному держателю – нерезиденту Республики Казахстан, являющемуся клиентом депонента;
номинальному держателю – резиденту Республики Казахстан, являющемуся клиентом кастодиана, для учета финансовых инструментов, выпущенных в соответствии с законодательством других государств;
организации, осуществляющей регистрацию сделок с ценными бумагами на территории Международного финансового центра "Астана", для учета финансовых инструментов, находящихся в листинге фондовой биржи, функционирующей на территории Международного финансового центра "Астана";
7) субсчет эмитента для учета выкупленных ценных бумаг, открываемый на имя эмитента и предназначенный для учета финансовых инструментов, выкупленных эмитентом на вторичном рынке ценных бумаг;
8) субсчет эмитента для учета объявленных ценных бумаг, открываемый на имя эмитента и предназначенный для учета неразмещенных финансовых инструментов данного эмитента.";
дополнить пунктами 18-1 и 18-2 следующего содержания:
"18-1. Центральный депозитарий в порядке, установленном сводом правил центрального депозитария, осуществляет присвоение уникального кода клиенту депонента на основании представленных депонентом сведений о (об):
индивидуальном идентификационном номере клиента депонента физического лица – резидента Республики Казахстан;
бизнес идентификационном номере клиента депонента юридического лица – резидента Республики Казахстан;
документе, удостоверяющем личность клиента депонента физического лица – нерезидента Республики Казахстан;
документе, подтверждающем регистрацию клиента депонента юридического лица – нерезидента Республики Казахстан.
18-2 Центральный депозитарий в порядке, установленном сводом правил центрального депозитария, направляет организатору торгов информацию о присвоенном уникальном коде клиенту депонента.";
пункты 19 и 20 изложить в следующей редакции:
"19. При совмещении депонентом центрального депозитария кастодиальной, брокерской и (или) дилерской деятельности с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя:
1) субсчета, указанные в подпунктах 4), 5), 6), 7) и 8) пункта 18 Правил, открываются на основании приказа на открытие субсчета, представленного депонентом в соответствии с договором об оказании брокерских услуг с оказанием услуг номинального держания;
2) субсчета, указанные в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 18 Правил, открываются на основании приказа на открытие субсчета, представленного депонентом в соответствии с договором кастодиального обслуживания на имя:
резидентов Республики Казахстан для учета принадлежащих им финансовых инструментов, переданных на кастодиальное обслуживание;
номинальных держателей – резидентов Республики Казахстан для учета финансовых инструментов, выпущенных в соответствии с законодательством других государств;
номинальных держателей – нерезидентов Республики Казахстан.
20. Порядок открытия и ведения лицевых счетов (субсчетов) клиентов центрального депозитария в системе учета номинального держания устанавливается статьями 36, 57, 58, 59, 60, 61, 78, 80, 81 и 82 Закона о рынке ценных бумаг, Правилами регистрации сделок с эмиссионными ценными бумагами, уступки прав требования по обязательствам эмитентов по эмиссионным ценным бумагам в системе учета центрального депозитария, предоставления выписки с лицевого счета зарегистрированного лица в системе учета центрального депозитария и (или) в системе учета номинального держания и предоставления номинальным держателем информации о клиентах, ценные бумаги которых находятся в его номинальном держании, по требованию центрального депозитария и эмитента, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 22 октября 2014 года № 210, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9876, настоящими Правилами и сводом правил центрального депозитария.
Открытие анонимных лицевых счетов и субсчетов, а также лицевых счетов и субсчетов на вымышленные имена не допускается, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 5) пункта 18 Правил.";
дополнить пунктом 21-1 следующего содержания:
"21-1. Регистрация сделки с эмиссионными ценными бумагами в системе учета центрального депозитария включает:
1) проверку полномочий лица, отдавшего приказ на регистрацию сделки с ценными бумагами, и соответствия формы данного приказа установленным требованиям;
2) регистрацию приказа на регистрацию сделки с ценными бумагами;
3) осуществление действий, указанных в приказе на регистрацию сделки с ценными бумагами, при отсутствии оснований для отказа в его исполнении;
4) направление отчета клиенту об исполнении его приказа на регистрацию сделки с ценными бумагами.
При отсутствии оснований для отказа в исполнении приказа на регистрацию сделки с ценными бумагами, указанных в пункте 22 Правил, исполнение приказа на регистрацию сделки с ценными бумагами осуществляется центральным депозитарием в срок не более двух рабочих дней после даты получения встречного приказа, если Правилами и (или) сводом правил центрального депозитария не предусмотрен иной срок исполнения приказа.";
пункт 22 изложить в следующей редакции:
"22. Центральный депозитарий в течение 3 (трех) календарных дней с даты получения приказа оформляет письменный отказ с указанием причин его неисполнения в случаях:
1) приостановления действия или лишения (отзыва) лицензии и (или) приложения к лицензии клиента центрального депозитария на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (за исключением операций по переводу финансовых инструментов в номинальное держание к другим депонентам или вывода финансовых инструментов из номинального держания центрального депозитария и информационных операций);
2) приостановления или прекращения обращения ценных бумаг уполномоченным органом или государственными органами, уполномоченными на приостановление или прекращение обращения ценных бумаг (за исключением информационных операций);
3) приостановления или прекращения обращения ценных бумаг в соответствии с условиями выпуска ценных бумаг (за исключением информационных операций, операций, необходимых при смене номинального держателя, или проводимых при погашении таких ценных бумаг, а также операций по списанию ценных бумаг с субсчетов, открытых добровольным накопительным пенсионным фондам, и зачислению на субсчет, открытый единому накопительному пенсионному фонду);
4) несоответствия приказа форме, установленной сводом правил центрального депозитария;
5) отсутствия реквизитов приказа, обязательных для заполнения, а также наличия исправлений или помарок;
6) несоответствия образцов подписей на приказах образцам, засвидетельствованным нотариально;
7) ценные бумаги и (или) лицевой счет (субсчет), указанные в приказе, заблокированы, за исключением случаев, указанных в пункте 6-1 статьи 65 Закона Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей";
8) обременения финансовых инструментов, указанных в приказе, за исключением проведения операций по списанию (зачислению) финансовых инструментов с (на) лицевых (лицевые) счетов (счета) (субсчетов (субсчета) зарегистрированных лиц при реорганизации банков в форме присоединения, в отношении одного из которых была проведена реструктуризация в соответствии с Законом Республики Казахстан от 31 августа 1995 года "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан";
9) отсутствия необходимого количества финансовых инструментов и (или) денег на счетах (субсчетах) клиентов центрального депозитария;
10) отсутствия встречного приказа, если необходимость его предоставления установлена законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг;
11) получения уведомления о неисполнении учетной организацией приказа центрального депозитария на ввод (вывод) финансовых инструментов в (из) номинального держания;
12) несоответствия сделки законодательству Республики Казахстан о рынке ценных бумаг;
13) в случаях, установленных сводом правил центрального депозитария.
Письменный отказ направляется почтой и (или) нарочно, и (или) электронной почтой, и (или) факсимильным или видами связи, предусмотренными сводом правил центрального депозитария.";
дополнить пунктом 28-1 следующего содержания:
"28-1. Центральный депозитарий в порядке, установленном сводом правил центрального депозитария, осуществляет ежедневный прием и хранение следующих электронных данных из системы учета номинального держателя по субсчету номинального держателя, предназначенному для агрегированного учета финансовых инструментов, принадлежащих клиентам номинального держателя, об:
остатках финансовых инструментов, числящихся на данном субсчете на начало и на конец отчетного дня;
операциях с финансовыми инструментами, зарегистрированных по лицевым счетам клиентов номинального держателя и совершенных по данному субсчету в течение отчетного дня.";
пункт 33 изложить в следующей редакции:
"33. Центральный депозитарий в порядке, установленном сводом правил центрального депозитария, отчитывается перед клиентами и (или) держателями ценных бумаг о состоянии их лицевых счетов (субсчетов), банковских счетов и операциях, проводимых по указанным счетам, сведения о которых имеются в системе учета центрального депозитария.
Сроки представления выписок с лицевых счетов (субсчетов) и банковских счетов клиентов и (или) держателей ценных бумаг устанавливаются сводом правил центрального депозитария.";
пункт 40 изложить в следующей редакции:
"40. Открытие и ведение корреспондентских счетов банков, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также переводные операции по выполнению поручений физических и юридических лиц по платежам и переводам денег осуществляются центральным депозитарием в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан от 26 июля 2016 года "О платежах и платежных системах", Правилами установления корреспондентских отношений между банками, а также банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 210, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14335, и сводом правил центрального депозитария.";
пункты 40-1 и 40-2 изложить в следующей редакции:
"40-1. В случае отсутствия сведений об актуальных реквизитах акционера в системе реестров держателей ценных бумаг и (или) системе учета номинального держания, деньги, предназначенные для оплаты голосующих акций общества, приобретенных крупным акционером у остальных акционеров, перечисляются на счет для учета невостребованных денег, открытый в системе учета центрального депозитария.
В случае отсутствия сведений об актуальных реквизитах акционера у общества, в системе реестров держателей ценных бумаг и (или) системе учета номинального держания, выплата дивидендов по простым акциям общества осуществляется в течение пяти рабочих дней после истечения девяноста календарных дней с даты, следующей за датой принятия общим собранием акционеров решения о выплате дивидендов по простым акциям общества, на счет для учета невостребованных денег, открытый в системе учета центрального депозитария.
В случае отсутствия сведений об актуальных реквизитах акционера у общества, в системе реестров держателей ценных бумаг и (или) системе учета номинального держания, выплата дивидендов по привилегированным акциям общества осуществляется в течение пяти рабочих дней после истечения девяноста календарных дней после даты составления списка акционеров, имеющих право получения дивидендов, на счет для учета невостребованных денег, открытый в системе учета центрального депозитария.
Выплата дивидендов по акциям общества, принадлежащим акционеру – клиенту номинального держателя, сведения о котором не раскрыты в системе учета центрального депозитария, осуществляется на счет номинального держателя, который самостоятельно осуществляет перевод своему клиенту денег, предназначенных для выплаты дивидендов.
40-2. Учет денег, предназначенных для оплаты голосующих акций общества, приобретенных крупным акционером у остальных акционеров согласно статье 25-1 Закона об акционерных обществах, и денег, предназначенных для выплаты дивидендов акционерам, о которых отсутствуют актуальные сведения у общества и (или) в системе реестров держателей ценных бумаг и (или) системе учета номинального держания, осуществляется в системе учета центрального депозитария раздельно по каждому лицу.";
пункт 41 изложить в следующей редакции:
"41. Деятельность по формированию и ведению системы реестров сделок с производными финансовыми инструментами, заключенных на организованном и неорганизованном рынках (далее – реестр) заключается в приеме, введении и хранении информации, представленной банками второго уровня, филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан, организациями, осуществляющими брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, организациями, осуществляющими деятельность по управлению инвестиционным портфелем, и страховыми (перестраховочными) организациями (далее – субъекты) по сделкам с производными финансовыми инструментами, заключенным на организованном и неорганизованном рынках ценных бумаг.
Требование настоящего пункта не распространяется на Национальный Банк Республики Казахстан.";
пункт 44 изложить в следующей редакции:
"44. Уполномоченный орган и Национальный Банк Республики Казахстан имеют доступ к базе данных центрального депозитария, формируемой в рамках ведения реестра.";
в приложении 1:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Информация о сделках с производными финансовыми инструментами (фьючерсами)
_______________________________________________________________________________
(наименование банка второго уровня, филиала банка-нерезидента Республики Казахстан, брокера и (или) дилера, управляющего инвестиционным портфелем, страховой (перестраховочной) организации)
за период с ______________ по _________________";
в приложении 2:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Информация о сделках с производными финансовыми инструментами (опционами)
__________________________________________________________________________________
(наименование банка второго уровня, филиала банка-нерезидента Республики Казахстан, брокера и (или) дилера, управляющего инвестиционным портфелем, страховой (перестраховочной) организации)
за период с _____________ по ________________";
в приложении 3:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Информация о сделках с производными финансовыми инструментами (форвардами)
___________________________________________________________________________________
(наименование банка второго уровня, филиала банка-нерезидента Республики Казахстан, брокера и (или) дилера, управляющего инвестиционным портфелем, страховой (перестраховочной) организации)
за период с ______________ по __________________";
в приложении 4:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Информация о сделках с производными финансовыми инструментами (свопами)
_______________________________________________________________________________________
(наименование банка второго уровня, филиала банка-нерезидента Республики Казахстан, брокера и (или) дилера, страховой (перестраховочной) организации)
за период с _______________ по ___________________".
5. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года № 319 "Об утверждении Правил признания сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, заключенных на организованном и неорганизованном рынках ценных бумаг, как совершенных в целях манипулирования, создания и работы экспертного комитета, а также его количественного состава" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18169, опубликовано 21 января 2019 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения:
в Правилах признания сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, заключенных на организованном и неорганизованном рынках ценных бумаг, как совершенных в целях манипулирования, создания и работы экспертного комитета, а также его количественном составе, утвержденных указанным постановлением:
пункты 15 и 16 изложить в следующей редакции:
"15. Экспертный комитет создается при уполномоченном органе в составе не менее восьми членов:
не менее пяти представителей уполномоченного органа;
не менее одного представителя Национального Банка Республики Казахстан;
не менее одного представителя фондовой биржи;
не менее одного независимого эксперта.
Независимый эксперт (независимые эксперты) включается (включаются) в состав экспертного комитета на основании предложения объединения юридических лиц, консолидировано выражающего интересы финансового сектора Казахстана, после согласования с уполномоченным органом.
16. Заседания экспертного комитета проводятся в очной, заочной либо смешанной формах по мере необходимости.
Кворум для проведения заседания экспертного комитета составляет не менее двух третей его членов. Каждый член экспертного комитета имеет один голос. При равенстве голосов, голос председателя экспертного комитета является решающим.
Решения экспертного комитета принимаются простым большинством голосов членов экспертного комитета, участвовавших на заседании.
Решение посредством заочного голосования признается принятым при наличии кворума в полученных в установленный срок бюллетенях, если за принятие решения проголосовало простое большинство голосов членов экспертного комитета.
Заочное голосование в случае необходимости применяется вместе с голосованием членов экспертного комитета, присутствующих на заседании (смешанное голосование). При определении кворума, решения которого принимаются посредством смешанного голосования, учитываются бюллетени членов экспертного комитета, проголосовавших заочно, представленные до начала проведения заседания экспертного комитета.
Решения экспертного комитета оформляются протоколом, подписываемым председателем и секретарем экспертного комитета в срок не позднее пятого рабочего дня после проведения заседания экспертного комитета, и экспертным заключением, подписываемым всеми членами экспертного комитета, принимавшими участие в голосовании.
Стороны рассматриваемых подозрительных сделок по изъявлению желания принимают участие на заседании экспертного комитета с целью предоставления разъяснений обстоятельств совершения указанных сделок. При изъявлении сторонами рассматриваемых подозрительных сделок желания принять участие на заседании экспертного комитета заседание экспертного комитета проводится в очной либо смешанной форме. В случае невозможности принятия участия на заседании экспертного комитета стороны рассматриваемых подозрительных сделок предоставляют экспертному комитету письменные разъяснения обстоятельств совершения данных сделок.
Вопросы, касающиеся подозрительных сделок с иностранной валютой, рассматриваются на заседании экспертного комитета, если на данном заседании принимает участие представитель Национального Банка Республики Казахстан.".
6. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 декабря 2019 года № 235 "Об утверждении критериев отбора и Правил рассмотрения документов для заключения договора об осуществлении деятельности в рамках особого режима регулирования" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19773, опубликовано 30 декабря 2019 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующее изменение:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить следующие критерии отбора для участия в особом режиме регулирования:
1) заявитель является финансовой организацией-резидентом Республики Казахстан и (или) юридическим лицом-резидентом Республики Казахстан, осуществляющим деятельность в финансовой сфере, деятельность, связанную с концентрацией финансовых ресурсов и (или) с платежными услугами, не менее 2 (двух) лет;
2) обязательства заявителя на дату подачи заявления для участия в рамках особого режима регулирования не превышают его активы;
3) у заявителя отсутствуют убытки по результатам 2 (двух) завершенных финансовых лет;
4) у учредителя - физического лица либо первого руководителя исполнительного органа или органа управления учредителя - юридического лица заявителя отсутствует неснятая или непогашенная судимость и (или) в отношении них не осуществлялось уголовное преследование за уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности;
5) у заявителя отсутствуют на дату подачи заявления для участия в рамках особого режима регулирования действующие меры надзорного реагирования и санкции, примененные уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в пределах их компетенции;
6) деятельность заявителя, планируемая к осуществлению в рамках особого режима регулирования, соответствует одному или нескольким из нижеперечисленных условий:
способствует повышению конкуренции на рынке финансовых услуг;
способствует развитию финансового рынка и соответствует интересам потребителей;
способствует повышению географической и финансовой доступности;
предусматривает внедрение новых технологий и инноваций на финансовом рынке;
направлена на снижение издержек и рисков для потребителей финансовых услуг и участников финансового рынка;
7) представленный заявителем для участия в особом режиме регулирования бизнес-план соответствует целям особого режима регулирования.
Требования подпункта 3) настоящего пункта не распространяются на заявителя, планирующего свою деятельность в рамках особого режима регулирования на рынке ценных бумаг.".