В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:
Сноска. Преамбула - в редакции cовместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 05.06.2023 № 608 и Министра национальной экономики РК от 06.06.2023 № 100 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска в области оценочной деятельности в отношении палат оценщиков согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист в области оценочной деятельности в отношении палат оценщиков согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
2. Комитету внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра финансов Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
__________А. Куантыров |
Министр финансов Республики Казахстан |
__________Е. Жамаубаев |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Приложение 1 к совместному приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 января 2022 года № 5 и Министра финансов Республики Казахстан от 19 января 2022 года № 54 |
Критерии оценки степени риска в области оценочной деятельности в отношении палат оценщиков
Сноска. Приложение 1 - в редакции cовместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 05.06.2023 № 608 и Министра национальной экономики РК от 06.06.2023 № 100 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области оценочной деятельности в отношении палат оценщиков (далее – Критерии) разработаны в соответствии со статьей 141 и статьей 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 "Об утверждении Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками и о внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577) и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17371), для отнесения субъектов контроля, осуществляющих оценочную деятельность, к степеням риска.
2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:
1) балл – количественная мера исчисления риска;
2) субъект контроля – саморегулируемая организация в сфере профессиональной деятельности, созданная в целях осуществления контроля качества оценочной деятельности ее членов, защиты прав и законных интересов оценщиков;
3) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;
4) значительное нарушение – нарушение требований, установленных Законом, нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области оценочной деятельности, принятыми в целях реализации указанного Закона, которые приводят к существенным нарушениям прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
5) незначительное нарушение – нарушение требований, установленных Законом, нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области оценочной деятельности, принятыми в целях реализации указанного Закона;
6) грубое нарушение – нарушение требований, установленных Законом, нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области оценочной деятельности, принятыми в целях реализации указанного Закона, влекущих административную ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", а также нарушение условий создания саморегулируемой организацией, основанной на обязательном членстве;
7) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
8) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта контроля и (или) освобождения такого субъекта контроля от профилактического контроля с посещением субъекта контроля;
9) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска в оценочной деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта контроля;
10) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;
11) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты контроля к различным степеням риска.
Глава 2. Объективные критерии
3. По объективным критериям к субъектам контроля высокой степени риска относятся саморегулируемые организации в области оценочной деятельности.
4. Для сфер деятельности субъектов контроля, отнесенных к высокой степени риска по объективным критериям, проводятся профилактический контроль с посещением субъекта контроля и внеплановая проверка.
Глава 3. Субъективные критерии
5. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
6. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих Закон, нормативные правовые акты Республики Казахстан в области оценочной деятельности, принятые в целях реализации указанного Закона.
Процессы сбора и обработки информации в полной мере автоматизируются и допускают возможность проверки корректности полученных данных.
Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты проводимого государственным органом мониторинга отчетности и сведений, представленных субъектами контроля;
2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля.
7. На основании имеющихся источников информации, регулирующий государственный орган формирует субъективные критерии, подлежащие оценке.
8. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.
Степень нарушения требований к оценке степени риска деятельности субъектов контроля (грубое, значительное, незначительное) присваивается в соответствии с установленными определениями грубых, значительных, незначительных нарушений по субъективным критериям согласно приложению 1 к настоящим Критериям.
При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
Уполномоченный орган в области оценочной деятельности по субъективным критериям относит субъекты контроля к одной из следующих степеней риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
При показателе степени риска по субъективным критериям от 71 до 100 включительно субъект (объект) контроля относится к высокой степени риска.
9. Исходя из приоритетности применяемых источников информации согласно критериям оценки степени риска регулирующего государственного органа в соответствии с главой 5 Критериев, рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
Приоритетность применяемых источников информации и значимость показателей субъективных критериев устанавливаются по перечню субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям в области оценочной деятельности согласно приложению 2 к настоящим Критериям.
Глава 4. Управление рисками
10. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля на период, определяемый субъективными критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа.
11. Освобождение от профилактического контроля с посещением субъекта контроля возможно на основании применяемых альтернативных (независимых) систем оценки и анализа рисков, аудита, экспертиз в соответствии с критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа, если такие основания предусмотрены в международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан.
Глава 5. Порядок расчета степени риска по субъективным критериям
12. Государственный орган собирает информацию и формирует базу данных по субъективным критериям из источников согласно пункту 6 Критериев.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 9 (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,
SР – показатель степени риска по нарушениям,
SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 9.
Расчет производится по каждому субъекту контроля однородной группы субъектов контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов контроля, относимых к однородной группе субъектов контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.
13. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.
При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 6 Критериев, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где:
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
Приложение 1 к Критериям оценки степени риска в области оценочной деятельности в отношении палат оценщиков |
Степени нарушения требований к оценке степени риска деятельности субъектов контроля
№ | Требования | Степень нарушения |
1. | Предоставление в уполномоченный орган в области оценочной деятельности достоверной информации о деятельности палаты оценщиков и деятельности своих членов по форме, установленной законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, с использованием информационной системы депозитария финансовой отчетности | Грубое |
2. | Размещение копии отчетов об оценке имущества, являющегося обеспечением при заключении ипотечного договора, а также при реализации заложенного имущества, в электронном формате "PDF (Portabe Dokument Format)" в информационной системе депозитария финансовой отчетности до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом | Грубое |
3. | Наличие в составе палаты оценщиков не менее трехсот оценщиков | Значительное |
4. | Соблюдение требований о членстве оценщика только в одной палате оценщиков | Значительное |
5. | Установление палатой оценщиков мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов | Значительное |
6. | Наличие положения о членстве в палате оценщиков, утвержденного общим собранием членов палаты оценщиков | Значительное |
7. | Наличие Специализированных органов палаты оценщиков, положений о них и правил осуществления ими деятельности | Незначительное |
8. | Наличие утвержденных общим собранием членов палаты оценщиков отчетов коллегиального и исполнительного органов, контрольного органа (ревизионной комиссии) и специализированных органов в порядке и сроки, установленные уставом палаты оценщиков | Незначительное |
9. | Наличие кодекса деловой и профессиональной этики оценщиков | Значительное |
10. | Наличие Положения о деятельности Экспертного Совета палаты оценщиков, утвержденного общим собранием членов палаты оценщиков | Незначительное |
11. | Наличие в составе Экспертного Совета палаты оценщиков не менее пяти экспертов | Значительное |
12. | Соблюдение сроков избрания членов Экспертного Совета палаты оценщиков | Незначительное |
13. | Соблюдение требования о сроке пребывания эксперта на должности Председателя Экспертного Совета палаты оценщиков | Незначительное |
14. | Соблюдение сроков проведения экспертизы отчета об оценке | Значительное |
15. |
Соответствие документов, представляемых физическим лицом для вступления в члены палаты оценщиков, следующему списку: | Значительное |
16. | Наличие информации о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор, а также сведений о любых изменениях этой информации, предоставляемой оценщиком в течение десяти календарных дней с даты заключения трудового договора и (или) возникновения изменений | Незначительное |
17. | Наличие информации, о подписанных в указанный период отчетах об оценке, с указанием даты составления отчета и его порядкового номера, объекта оценки, вида определенной стоимости, ежеквартально предоставляемой оценщиком | Незначительное |
18. | Наличие согласованных с уполномоченным органом в области оценочной деятельности тестовых заданий для проведения квалификационного экзамена оценщиков, экспертов, разработанных палатой оценщиков | Значительное |
19. | Наличие правил выдачи свидетельств о присвоении квалификаций "оценщик", "эксперт" | Значительное |
20. |
Наличие программы обучения, профессиональной переподготовки кандидатов в оценщики и соответствие типовой программе, включающей дисциплины в следующем объеме часов: | Значительное |
21. | Наличие правил выдачи сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации и переподготовки оценщиков и экспертов, утвержденных палатой оценщиков | Незначительное |
22. | Наличие протокола о проведении заседания Квалификационной комиссии | Незначительное |
23. | Наличие порядка организации, проведения проверок и рассмотрения обращений в отношении членов палаты оценщиков | Значительное |
24. | Наличие у палаты оценщиков интернет-ресурса | Значительное |
25. | Своевременное размещение на интернет-ресурсе палаты оценщиков ежеквартальной информации о своей деятельности и деятельности своих членов, предоставляемой в уполномоченный орган в области оценочной деятельности | Значительное |
26. | Размещение на интернет-ресурсе палаты оценщиков ежегодного отчета о поступлении и расходовании денег | Незначительное |
27. | Размещение на интернет-ресурсе палаты оценщиков решений о присвоении квалификаций "оценщик", "эксперт" | Значительное |
28. | Ведение и размещение на интернет-ресурсе палаты оценщиков реестров членов палаты оценщиков, членов экспертного совета, а также своевременное внесение изменений (дополнений) в сведения. | Значительное |
29. | Своевременное внесение в реестр членов экспертного совета информации с указанием даты и времени о прекращении действия свидетельства о присвоении квалификации "эксперт" | Значительное |
Приложение 2 к Критериям оценки степени риска в области оценочной деятельности в отношении палат оценщиков |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям в области оценочной деятельности
____________________________________________________________________
в соответствии со статьей 138
____________________________________________________________________
Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении палат оценщиков
____________________________________________________________________
Показатель субъективного критерия | Источник информации по показателю субъективного критерия | Удельный вес по значимости, балл (в сумме не превышает 100 баллов), wi | Условия /значения, xi |
условие 1/значение | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Несвоевременное предоставление или непредоставление, а равно предоставление недостоверной информации по форме, установленной законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности, за один квартал | Результаты проводимого государственным органом мониторинга отчетности и сведений, представленных субъектами контроля | 100 | 1 факт |
100 % |
где:
xi – условие учета и числовое значение показателя субъективного критерия,
wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi
Приложение 2 к совместному приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 января 2022 года № 5 и Министра финансов Республики Казахстан от 19 января 2022 года № 54 |
Проверочный лист в области оценочной деятельности в отношении палат оценщиков
Сноска. Приложение 2 - в редакции cовместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 05.06.2023 № 608 и Министра национальной экономики РК от 06.06.2023 № 100 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
____________________________________________________________________
в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса
____________________________________________________________________
Республики Казахстан в отношении палат оценщиков
____________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов контроля
____________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку
____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта контроля
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
дата и №
Наименование субъекта контроля
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Бизнес-идентификационный номер субъекта контроля
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Адрес места нахождения
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1. | Предоставление в уполномоченный орган в области оценочной деятельности достоверной информации о деятельности палаты оценщиков и деятельности своих членов по форме, установленной законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, с использованием информационной системы депозитария финансовой отчетности | ||
2. | Размещение копии отчетов об оценке имущества, являющегося обеспечением при заключении ипотечного договора, а также при реализации заложенного имущества, в электронном формате "PDF (Portabe Dokument Format)" в информационной системе депозитария финансовой отчетности до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом | ||
3. | Наличие в составе палаты оценщиков не менее трехсот оценщиков | ||
4. | Соблюдение требований о членстве оценщика только в одной палате оценщиков | ||
5. | Установление палатой оценщиков мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов | ||
6. | Наличие положения о членстве в палате оценщиков, утвержденного общим собранием членов палаты оценщиков | ||
7. | Наличие Специализированных органов палаты оценщиков, положений о них и правил осуществления ими деятельности | ||
8. | Наличие утвержденных общим собранием членов палаты оценщиков отчетов коллегиального и исполнительного органов, контрольного органа (ревизионной комиссии) и специализированных органов в порядке и сроки, установленные уставом палаты оценщиков | ||
9. | Наличие кодекса деловой и профессиональной этики оценщиков | ||
10. | Наличие Положения о деятельности Экспертного Совета палаты оценщиков, утвержденного общим собранием членов палаты оценщиков | ||
11. | Наличие в составе Экспертного Совета палаты оценщиков не менее пяти экспертов | ||
12. | Соблюдение сроков избрания членов Экспертного Совета палаты оценщиков | ||
13. | Соблюдение требования о сроке пребывания эксперта на должности Председателя Экспертного Совета палаты оценщиков | ||
14. | Соблюдение сроков проведения экспертизы отчета об оценке | ||
15. |
Соответствие документов, представляемых физическим лицом для вступления в члены палаты оценщиков, следующему списку: | ||
16. | Наличие информации о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор, а также сведений о любых изменениях этой информации, предоставляемой оценщиком в течение десяти календарных дней с даты заключения трудового договора и (или) возникновения изменений | ||
17. | Наличие информации, о подписанных в указанный период отчетах об оценке, с указанием даты составления отчета и его порядкового номера, объекта оценки, вида определенной стоимости, ежеквартально предоставляемой оценщиком | ||
18. | Наличие согласованных с уполномоченным органом в области оценочной деятельности тестовых заданий для проведения квалификационного экзамена оценщиков, экспертов, разработанных палатой оценщиков | ||
19. | Наличие правил выдачи свидетельств о присвоении квалификаций "оценщик", "эксперт" | ||
20. |
Наличие программы обучения, профессиональной переподготовки кандидатов в оценщики и соответствие типовой программе, включающей дисциплины в следующем объеме часов: | ||
21. | Наличие правил выдачи сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации и переподготовки оценщиков и экспертов, утвержденных палатой оценщиков | ||
22. | Наличие протокола о проведении заседания Квалификационной комиссии | ||
23. | Наличие порядка организации, проведения проверок и рассмотрения обращений в отношении членов палаты оценщиков | ||
24. | Наличие у палаты оценщиков интернет-ресурса | ||
25. | Своевременное размещение на интернет-ресурсе палаты оценщиков ежеквартальной информации о своей деятельности и деятельности своих членов, предоставляемой в уполномоченный орган в области оценочной деятельности | ||
26. | Размещение на интернет-ресурсе палаты оценщиков ежегодного отчета о поступлении и расходовании денег | ||
27. | Размещение на интернет-ресурсе палаты оценщиков решений о присвоении квалификаций "оценщик", "эксперт" | ||
28. | Ведение и размещение на интернет-ресурсе палаты оценщиков реестров членов палаты оценщиков, членов экспертного совета, а также своевременное внесение изменений (дополнений) в сведения | ||
29. | Своевременное внесение в реестр членов экспертного совета информации с указанием даты и времени о прекращении действия свидетельства о присвоении квалификации "эксперт" |
Должностное (ые) лицо (а) ________________________________________
должность подпись
________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля
________________________________________________________________
должность подпись
_________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)