О внесении изменений в приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 12 августа 2019 года № 193/НҚ "Об утверждении правил разработки, реализации, сопровождения реализации, мониторинга и развития архитектуры государственных органов"

Новый

Приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 28 ноября 2022 года № 464/НҚ. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 ноября 2022 года № 30791

      Примечание ИЗПИ!
      Вводится в действие с 01.01.2023

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 12 августа 2019 года № 193/НҚ "Об утверждении Правил разработки, сопровождения реализации и развития архитектуры государственных органов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19249) следующие изменения:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Об утверждении Правил формирования и мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства"";

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Утвердить прилагаемые Правила формирования и мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства"";

      Правила разработки, сопровождения реализации и развития архитектуры государственных органов, утвержденные указанным приказом изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту цифровой трансформации Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие c 1 января 2023 года.

      Министр цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан
Б. Мусин

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

  Приложение к приказу
Министр цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан
от 28 ноября 2022 года № 464/НҚ
  Утвержден приказом
Министра цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической
промышленности
Республики Казахстан
от 12 августа 2019 года № 93/НҚ

Правила формирования и мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства"

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила формирования и мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства" (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 17) статьи 7 Закона Республики Казахстан "Об информатизации" (далее – Закон) и определяют порядок формирования и мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства".

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) уполномоченный орган в сфере информатизации (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере информатизации и "электронного правительства";

      2) архитектура информационных систем – слой архитектуры "электронного правительства", представляющий собой описание информационных систем государственных органов (прикладного программного обеспечения), автоматизирующих государственные функции и оказываемые вытекающие из них государственные услуги, процессов их взаимодействия и отношений к функциональным возможностям соответствующих отраслей (сфер) государственного управления;

      3) архитектура информационно-коммуникационной инфраструктуры – слой архитектуры "электронного правительства", представляющий собой описание общесистемного программного обеспечения, аппаратно-программных комплексов, сети телекоммуникаций, средств информационной безопасности и инженерной инфраструктуры;

      4) заинтересованная сторона архитектуры "электронного правительства" и проекта в области информационно-коммуникационных технологий (далее – заинтересованная сторона) – юридическое лицо (государственное юридическое лицо, казенное предприятие, государственное предприятие на праве хозяйственного ведения, субъект квазигосударственного сектора), на деятельность которого окажет влияние формирование архитектуры "электронного правительства", имеющее ожидания и интересы в отношении объектов информатизации "электронного правительства";

      5) проект в области информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-проект) – комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию и развитию объектов информатизации "электронного правительства", финансирование которого осуществляются за счет бюджетных средств, в том числе иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Казахстан в сфере информатизации;

      6) информационное взаимодействие – процесс обмена сведениями и информацией между структурными подразделениями ГО, ГО с подведомственными организациями, другими ГО, физическими и юридическими лицами;

      7) контекст архитектуры "электронного правительства" – внутренняя среда и внешние условия функционирования "электронного правительства", в рамках которых осуществляется формирование архитектуры "электронного правительства";

      8) архитектура данных – слой архитектуры "электронного правительства", представляющий собой описание информационных ресурсов, содержащихся в них данных, информационного взаимодействия, в том числе подходов и средств управления данными;

      9) клиентоориентированная архитектура – архитектура, сформированная с применением клиентоориентированного подхода через проектирование множества клиентских путей, возникающих у услугополучателей домена (нескольких доменов), построенная вокруг потребностей услугополучателей;

      10) клиентоориентированный подход – подход, применяющийся при проектировании и реинжиниринге бизнес-процессов в целях их максимальной адаптации для услугополучателя с учетом его персональных характеристик;

      11) архитектура деятельности – слой архитектуры "электронного правительства", представляющий собой описание стратегических приоритетов, целей, задач, функций, бизнес-процессов и услуг в разрезе соответствующих доменов;

      12) государственный орган (далее – ГО) – центральный государственный орган и государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы;

      13) техническая документация – комплект документации на объект информатизации, на основании которого осуществляется создание и развитие объекта информатизации, а также его опытная и промышленная эксплуатация;

      14) информационно-коммуникационной платформа "электронного правительства" (далее – ИКП ЭП) – технологическая платформа, предназначенная для автоматизации деятельности государственного органа, в том числе автоматизации государственных функций и оказания вытекающих из них государственных услуг, а также централизованного сбора, обработки, хранения государственных электронных информационных ресурсов;

      15) архитектура "электронного правительства" – описание объектов информатизации "электронного правительства", включая задачи, функции государственного управления в разрезе соответствующих отраслей (сфер) в цифровой форме;

      16) слой архитектуры "электронного правительства" – составная часть архитектуры "электронного правительства", характеризующая состояние электронного правительства с одной перспективы, описывающей деятельность, данные, информационные системы и информационно-коммуникационную инфраструктуру;

      17) сервисный интегратор "электронного правительства" – юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, на которое возложены функции по методологическому обеспечению развития архитектуры "электронного правительства", а также иные функции, предусмотренные Законом.

      3. Архитектура "электронного правительства" предназначена для формирования целевой клиентоориентированной архитектуры государства на базе доменной модели в целях эффективного управления ИКТ-проектами и их реализации на ИКП ЭП.

Глава 2. Порядок формирования архитектуры "электронного правительства"

      4. Сервисный интегратор "электронного правительства" обеспечивает формирование и развитие архитектуры "электронного правительства".

      5. Планирование расходов на оказание услуг по формированию и мониторингу реализации архитектуры производится уполномоченным органом в соответствии с Инструкцией по составлению, представлению и рассмотрению расчета расходов на государственные закупки товаров, работ, услуг в сфере информатизации, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 16 марта 2016 года № 274 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13631) и Правилами составления и представления бюджетной заявки, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24 ноября 2014 года № 511 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10007).

      6. Развитие архитектуры "электронного правительства" осуществляется в соответствии с Требованиями по развитию архитектуры "электронного правительства", утвержденными приказом Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 239 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17046) (далее – Требования) и едиными требованиями в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832.

      Основаниями развития архитектуры "электронного правительства" являются:

      1) реорганизация органов государственного управления;

      2) принятие новых, внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты и документы, определенные Системой государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 (далее – документы Системы государственного планирования);

      3) реинжиниринг бизнес-процессов ГО, в рамках которого реализация целевого варианта бизнес-процесса предусматривает автоматизацию деятельности государственного органа, в том числе государственных функций и оказания вытекающих из них государственных услуг, в соответствии правилами цифровой трансформации государственного управления, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан в соответствии с пунктом 1 статьи 43-3 Административного процедурно-процессуального кодекса (далее – Правила цифровой трансформации);

      4) несоответствие создаваемых, развиваемых объектов информатизации "электронного правительства" архитектуре "электронного правительства";

      5) определение сервисным интегратором "электронного правительства" в рамках мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства" необходимости внесения изменений и переработки соответствующей архитектуры домена, архитектуры "электронного правительства". Архитектура домена включает архитектуру домена деятельности, архитектуру информационных систем, архитектуру данных и архитектуру информационно-коммуникационной инфраструктуры;

      6) рекомендации сервисного интегратора "электронного правительства" по выводу из эксплуатации объектов информатизации "электронного правительства", сформированные в рамках ревизии объектов информатизации "электронного правительства".

      7. Процесс формирования и развития архитектуры "электронного правительства" включает следующие этапы:

      1) определение текущей архитектуры "электронного правительства";

      2) описание стратегических целей, целевых индикаторов, задач, показателей государственного управления в разрезе отраслей (сфер);

      3) формирование целевой архитектуры "электронного правительства".

      8. В рамках текущей архитектуры "электронного правительства" сервисный интегратор "электронного правительства":

      1) определяет и описывает домены деятельности государственного управления и осуществляемые в рамках их специфичные государственные функции и вытекающие из них государственные услуги с учетом разработанных архитектур ГО и типовой архитектуры "электронного акимата";

      2) анализирует архитектуры ГО, типовую архитектуру "электронного акимата", организационные структуры, положения государственных органов и государственные функции, по результатам группирует государственные функции и услуги в перечень функциональных возможностей государственного управления;

      3) формирует функциональную модель "электронного правительства" из перечня функциональных возможностей;

      4) проводит в рамках масштаба архитектуры "электронного правительства" обследование и описание объектов информатизации "электронного правительства", в том числе с использованием сведений из архитектурного портала "электронного правительства";

      5) формирует и ведет концептуальную модель данных домена на основе каталога данных, формируемого в соответствии с Требованиями по управлению данными, утвержденными приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 14 октября 2022 года № 385/НҚ (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 30186) (далее – Требования по управлению данными), а также описывает потоки информационного взаимодействия между участниками отраслей деятельности;

      6) проводит анализ существующих ИКТ-проектов ГО и зависимости между внутриведомственными, отраслевыми и межведомственными ИКТ-проектами.

      9. В рамках описания стратегических целей, целевых индикаторов, задач и показателей, проблем и возможностей государственного управления в отраслях (сферах) сервисный интегратор "электронного правительства":

      1) описывает перечень целей, задач, целевых индикаторов и показателей ГО, отраженных в законах Республики Казахстан и документах Системы государственного планирования, соответствующих контексту разрабатываемой архитектуры "электронного правительства";

      2) определяет существующие проблемы (недостатки и ограничения) деятельности, выявляет возможные причины их возникновения, в том числе рассматривает возможность их решения посредством проведения реинжиниринга бизнес-процессов и применения информационно-коммуникационных технологий в отраслях (сферах) государственного управления;

      3) обеспечивает формирование и ведение ГО электронного реестра бизнес-процессов, реинжиниринг которых будет осуществляться в соответствии с правилами цифровой трансформации.

      10. В рамках формирования целевой архитектуры "электронного правительства" сервисный интегратор "электронного правительства":

      1) описывает целевое состояние бизнес-процессов государственного управления в регулируемых сферах (отраслях);

      2) определяет эталонные данные на основе паспортов данных, размещенных на архитектурном портале в соответствии с требованиями по управлению данными;

      3) формирует модель информационных систем;

      4) формирует модель информационно-коммуникационной инфраструктуры;

      5) формирует перечень открытого программного обеспечения и информационно-коммуникационных технологий (перечень руководств (набор спецификаций), используемых при создании и развитии объектов информатизации "электронного правительства";

      6) формирует и приоритезирует перечень инициатив по созданию, развитию, приобретению объектов информатизации "электронного правительства" и информационно-коммуникационных услуг в соответствующих доменах деятельности, рекомендации по выводу из эксплуатации, замене, постановке на баланс, миграции на ИКП ЭП, учету и актуализации сведений об объектах информатизации "электронного правительства", в том числе списанию объектов информатизации.

      Построение целевой архитектуры "электронного правительства" на базе доменной модели основано на следующих принципах:

      1) построение архитектуры "электронного правительства" на базе клиентоориентированных процессов, направленных на удовлетворение потребностей граждан и организаций;

      2) дедубликация основных данных в рамках нескольких органов власти, входящих в один домен.

      11. Сервисный интегратор "электронного правительства" в рамках разработки каждого слоя архитектуры "электронного правительства":

      1) обеспечивает сопоставление моделей архитектуры "электронного правительства" для выявления компонентов архитектуры "электронного правительства", в отношении которых отсутствуют рекомендации;

      2) обеспечивает проверку полноты, целостности и эффективности архитектуры "электронного правительства" в целях определения пересечений и конфликтов между компонентами архитектуры "электронного правительства", в том числе упущенных и избыточных компонентов архитектуры "электронного правительства";

      3) выявляет возможности для исключения дублирования объектов информатизации "электронного правительства" и создания возможностей для совместного и повторного использования объектов информатизации "электронного правительства" в отраслях (сферах) государственного управления и на межведомственном уровне.

      12. По завершении работ по всем слоям архитектуры "электронного правительства" результаты работ оформляются сервисным интегратором "электронного правительства" в цифровой форме в соответствии с его методологическим обеспечением и предоставляется уполномоченному органу для согласования.

      Уполномоченный орган не позднее 10 (десять) рабочих дней со дня получения проекта архитектуры "электронного правительства" согласовывает, в случае наличия аргументированных замечаний и предложений отказывает в согласовании.

      Сервисный интегратор "электронного правительства" по замечаниям и предложениям уполномоченного органа дорабатывает и вносит необходимые изменения в проект архитектуры "электронного правительства".

      Доработанная архитектура "электронного правительства" размещается в цифровой форме на архитектурном портале.

      13. Сервисный интегратор "электронного правительства" при формировании архитектуры "электронного правительства" обеспечивает соблюдение законодательства в сфере информатизации.

      14. ГО на основании сформированной архитектуры "электронного правительства" вносит изменения в дорожную карту цифровой трансформации ГО и документы Системы государственного планирования шестого уровня с целью отражения в них целевых ИКТ-проектов архитектуры "электронного правительства", мер и мероприятий по реализации архитектуры "электронного правительства", направленных на достижение целей и задач определенные в отраслях (сферах) государственного управления.

Глава 3. Мониторинг реализации архитектуры "электронного правительства"

Параграф 1. Реализация архитектуры "электронного правительства"

      15. ГО обеспечивает реализацию архитектуры "электронного правительства" в соответствии с подпунктом 2) статьи 9 Закона.

      Автоматизация деятельности ГО, в том числе государственных функций и оказания вытекающих из них государственных услуг, осуществляется путем создания и развития объектов информатизации "электронного правительства" либо путем приобретения объектов информатизации "электронного правительства" и информационно-коммуникационных услуг в соответствии с утвержденной архитектурой "электронного правительства" и с учетом проведенного реинжиниринга.

      16. ГО обеспечивают реализацию архитектуры "электронного правительства" посредством исполнения мероприятий дорожной карты цифровой трансформации ГО и документов Системы государственного планирования шестого уровня, в том числе, через реализацию ИКТ-проектов, рекомендаций по выводу из эксплуатации, постановке на баланс, миграции на ИКП ЭП, учету и актуализации сведений об объектах информатизации "электронного правительства", в том числе по списанию объектов информатизации.

      17. ГО осуществляет реализацию ИКТ-проектов, определенных архитектурой "электронного правительства", в соответствии с правилами создания, развития, эксплуатации, приобретения объектов информатизации "электронного правительства", а также информационно-коммуникационных услуг, утверждаемыми уполномоченным органом в соответствии с подпунктом 4) статьи 7 Закона и Правилами осуществления проектного управления, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2021 года № 358 (далее - Правила осуществления проектного управления).

      18. В целях проведения достоверной и объективной оценки эффективности, результативности и рисков реализации архитектуры "электронного правительства" и отдельных ИКТ-проектов, ГО обеспечивает учет сведений об объектах информатизации "электронного правительства" на архитектурном портале в соответствии с Правилами учета сведений об объектах информатизации "электронного правительства", и размещения электронных копий технической документации объектов информатизации "электронного правительства", утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 25 июля 2019 года №174 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19104).

Параграф 2. Мониторинг реализации архитектуры "электронного правительства"

      19. Мониторинг реализации архитектуры "электронного правительства" осуществляется на постоянной основе в целях выявления, согласования и обоснования изменений требований к создаваемым и развиваемым объектам информатизации "электронного правительства" в архитектуре "электронного правительства".

      20. В рамках мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства" сервисный интегратор "электронного правительства":

      1) проводит оценку соответствия хода реализации ИКТ-проектов и мероприятий по реализации ИКТ-проектов положениям и рекомендациям архитектуры "электронного правительства";

      2) обеспечивает консультационную и методологическую поддержку по вопросам архитектуры "электронного правительства";

      3) определяет необходимость и уровень масштаба изменений в архитектуру "электронного правительства";

      4) формирует рекомендации для ГО и уполномоченного органа по исключению несоответствий, реализуемых ИКТ-проектов и мероприятий, положениям архитектуры "электронного правительства";

      5) проводит корректировку архитектуры "электронного правительства" по итогам проведенного мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства".

      Мониторинг хода реализации архитектуры "электронного правительства" осуществляется сервисным интегратором "электронного правительства" и включает в себя работы по оценке соответствия архитектуре "электронного правительства".

      21. Оценка соответствия архитектуре "электронного правительства" выявляет несоответствия ИКТ-проектов требованиям архитектуры "электронного правительства", на этапах:

      1) планирования ИКТ-проекта;

      2) инвестиционного периода ИКТ-проекта;

      3) постинвестиционного периода ИКТ-проекта.

      22. Оценка соответствия архитектуре "электронного правительства" на этапе планирования ИКТ-проекта осуществляется путем:

      1) экспертизы технической документации, на соответствие Требованиям и утвержденной архитектуре "электронного правительства";

      2) экспертизы расчета расходов на государственные закупки товаров, работ и услуг в сфере информатизации.

      23. Оценка соответствия архитектуре "электронного правительства" в инвестиционном периоде ИКТ-проекта осуществляется путем:

      1) оценки планов государственных закупок ИКТ-проектов, технических спецификаций и фактов проведения государственных закупок на предмет соответствия приобретаемых объектов информатизации архитектуре "электронного правительства";

      2) оценки характеристик, состава и содержания результатов ИКТ-проектов на этапах ввода объектов информатизации в эксплуатацию;

      3) архитектурного контроля, в рамках которого решается целесообразность создания нового объекта информатизации в соответствии с архитектурой "электронного правительства", в том числе проверяется отсутствие дублирующих функций, компонентов, возможности переиспользования элементов объекта информатизации.

      Мероприятия в рамках мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства" являются архитектурным контролем. Архитектурный контроль действует сквозным образом на всех этапах для того, чтобы избежать дублирования схожих, повторяющихся элементов доменов, в том числе компонентов, информационных систем, которые будут разрабатываться в процессе автоматизации домена.

      24. Оценка соответствия архитектуре "электронного правительства" в постинвестиционном периоде ИКТ-проекта осуществляется путем:

      1) оценки соответствия целей и показателей результата ИКТ-проектов существующим целям, задачам и целевым индикаторам Системы государственного планирования;

      2) оценки наличия технологических рисков объектов информатизации, в том числе инновационных перспективных технологий для повышения эффективности деятельности;

      3) оценки состояния функциональных возможностей;

      4) оценки соответствия результатов реализации ИКТ-проекта существующим ожиданиям заинтересованных сторон и заявленным эффектам.

      25. В случае несоответствия и частичного соответствия результатов реализации ИКТ-проекта, архитектуре "электронного правительства" сервисным интегратором "электронного правительства" формулируются рекомендации по доработке результатов реализации ИКТ-проектов.

      26. По результатам оценки соответствия архитектуре "электронного правительства" сервисный интегратор "электронного правительства" выносит заключение об уровне соответствия ИКТ-проекта и архитектурных компонентов, в том числе:

      1) не соответствует архитектуре "электронного правительства";

      2) частично соответствует архитектуре "электронного правительства";

      3) полностью соответствует архитектуре "электронного правительства".

      Результаты мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства" оформляются сервисным интегратором "электронного правительства" в виде отчета о реализации за соответствующий период и предоставляются уполномоченному органу.

      27. Уполномоченный орган осуществляет координацию мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства".

      При мониторинге реализации архитектуры "электронного правительства" применяются методы и подходы проектного управления, определенные правилами осуществления проектного управления.

      28. В целях проведения мониторинга реализации ИКТ-проектов в рамках архитектуры "электронного правительства" уполномоченный орган обеспечивает проведение оценки эффективности, результативности и рисков неисполнения ИКТ-проектов на всех этапах реализации:

      1) несвоевременное/неполноценное проведение работ;

      2) неисполнение рекомендаций;

      3) существенное превышение бюджетов;

      4) не достижение, частичное достижение целей и показателей результата;

      5) несоответствие реализованных ИКТ-проектов функциональным требованиям архитектуры "электронного правительства".

      29. Результаты мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства", оценки степени достижения результатов ИКТ-проектов уполномоченный орган отображает в заключениях по оценке эффективности деятельности ГО по применению информационно-коммуникационных технологий и оценке качества оказания государственных услуг.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.