В соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую инструкцию по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере телерадиовещания (объекты технических сооружений (радиотелевизионные станции), согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету информации Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, представить в Юридический департамент Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан сведения об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра информации и общественного развития Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр информации и общественного развития Республики Казахстан |
Д. Қыдырәлі |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
Утверждена приказом Министр информации и общественного развития Республики Казахстан от 6 декабря 2022 года № 538 |
Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере телерадиовещания (объекты технических сооружений (радиотелевизионные станции)
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере телерадиовещания (объекты технических сооружений (радиотелевизионные станции) (далее – Инструкция), разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму", а также требованиями к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305 "Об утверждении требований к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении" (далее – Требования).
2. В соответствии с Правилами отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении и подпунктом 8) пункта 3 Критериев отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении (далее – Критерия), утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2021 года № 234, объекты телерадиовещания (объекты технических сооружений (радиотелевизионные станции) отнесены к объектам, уязвимым в террористическом отношении.
Под объектами, уязвимыми в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере телерадиовещания понимаются здания, сооружения, отдельные помещения административного и технического назначения (объекты технических сооружений (радиотелевизионные станции), аппаратно-студийные комплексы), осуществляющие деятельность в сфере телерадиовещания, и включенные в установленном законодательством порядке в перечни объектов, уязвимых в террористическом отношении, области, города республиканского значения, столицы, утверждаемые акиматами областей, городов республиканского значения, столицы (далее – объекты телерадиовещания).
3. Настоящая Инструкция распространяется на объекты телерадиовещания и предназначена для использования руководителями и работниками объектов телерадиовещания, обеспечивающими проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов телерадиовещания, руководителями и работниками субъектов охранной деятельности, оказывающих охранные услуги в объектах телерадиовещания, а также работниками уполномоченных органов при осуществлении контроля, оценки и изучения состояния антитеррористической защищенности объектов телерадиовещания.
При эксплуатации объектов телерадиовещания, вне зависимости от формы собственности, обеспечивается соблюдение Требований, а также настоящей Инструкции.
4. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:
1) меры первичного реагирования – комплекс первоочередных мероприятий, предпринимаемый персоналом объекта и работниками субъекта охранной деятельности, направленный на своевременное информирование уполномоченных государственных органов об угрозе или совершении акта терроризма, а также действий по минимизации и ликвидации возможных последствий акта терроризма (оказание помощи в осуществлении первичных и следственных действий силами экстренного (первичного) реагирования, оказание первой медицинской помощи пострадавшим, эвакуация и так далее);
2) система видеонаблюдения – совокупность камер видеонаблюдения, линий передачи данных, программных и технических средств и хранения видеозаписей, а также программных и (или) технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой;
3) система освещения – совокупность технических средств, позволяющих обеспечить необходимый уровень освещенности для системы видеонаблюдения, видимость людей и транспортных средств на объекте телерадиовещания в темное время суток;
4) субъекты охранной деятельности – это специализированные охранные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан и частные охранные организации;
5) потенциально опасные участки объекта телерадиовещания – техническое здание аппаратно-студийного комплекса, радиотелевизионная станция, антенно-мачтовое сооружение, дизельное-генераторное устройство;
6) персонал объекта телерадиовещания – руководители, работники, сотрудники объекта телерадиовещания, в том числе осуществляющие деятельность на его арендуемых площадях;
7) периметр объекта телерадиовещания – граница объекта телерадиовещания согласно правоустанавливающим документам;
8) паспорт антитеррористической защищенности объекта телерадиовещания – информационно-справочный документ, отражающий состояние антитеррористической защищенности объекта телерадиовещания, и содержащий перечень мероприятий по предупреждению (пресечению) совершения акта терроризма на объекте телерадиовещания и минимизации (ликвидации) последствий совершения акта терроризма на нем;
Иные понятия, используемые в настоящей Инструкции, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в областях противодействия терроризму и телерадиовещания.
Сноска. Пункт 4 с изменением, внесенным приказом Министра культуры и информации РК от 15.07.2024 № 311-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов телерадиовещания направлены на создание условий, препятствующих совершению актов терроризма (снижение риска их совершения) на территории объектов телерадиовещания, минимизацию и (или) ликвидацию последствий возможных террористических угроз.
Организация мер защиты объектов телерадиовещания строится на принципах заблаговременности, дифференцированного подхода, адекватности и комплексности.
6. Антитеррористическая защищенность объектов телерадиовещания обеспечивается созданием условий, направленных на:
1) воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты телерадиовещания, что достигается принятием мер по:
установлению пропускного режима на объектах телерадиовещания и его неукоснительного соблюдения;
укреплению объекта телерадиовещания в инженерно-техническом отношении средствами, позволяющими выявить неправомерное проникновение на объект телерадиовещания;
2) обнаружение признаков подготовки и (или) совершения актов терроризма, что достигается принятием мер по:
контролю за обстановкой на объектах телерадиовещания на предмет выявления подозрительных лиц и предметов;
улучшению материально-технической базы (инженерно-техническое оснащение) объектов телерадиовещания;
3) предупреждение и пресечение попыток совершения актов терроризма на объектах телерадиовещания, что достигается принятием мер по:
уточнению характера и специфике возможных для объекта телерадиовещания угроз террористического характера;
моделированию наиболее вероятных для объекта телерадиовещания сценариев террористических угроз и разработке соответствующих алгоритмов реагирования на них;
определению возможных причин и условий, способствующих совершению акта терроризма на объекте телерадиовещания и их устранению;
осуществлению охраны объекта телерадиовещания, в том числе потенциально опасных участков объекта телерадиовещания;
организации постоянного контроля за установленным порядком доступа на объекты телерадиовещания посетителей и транспортных средств;
формированию у персонала объекта телерадиовещания культуры безопасности, антитеррористического сознания;
контролю всех мероприятий, которыми обеспечивается антитеррористическая безопасность объектов телерадиовещания;
4) минимизацию и ликвидацию последствий возможных террористических угроз на объектах телерадиовещания, что достигается принятием мер по:
разработке алгоритмов реагирования на угрозы террористического характера, адекватных особенностям объектов телерадиовещания;
соответствующей подготовке работников субъектов охранной деятельности, персонала объекта телерадиовещания в отношении их действий при совершении акта терроризма и после него;
организации своевременного оповещения уполномоченных органов, персонала объекта телерадиовещания по их действиям при совершении акта терроризма на объекте телерадиовещания;
своевременному составлению и поддержанию в актуальном состоянии паспорта антитеррористической защищенности объекта телерадиовещания, его надлежащим хранением;
проведению учений и практической отработки возможных ситуаций по угрозе террористического акта.
7. Антитеррористическую защищенность объектов телерадиовещания организует первый руководитель объекта телерадиовещания.
8. Приказом первого руководителя объекта телерадиовещания (либо лица, исполняющего его обязанности) определяется лицо, обеспечивающее проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта телерадиовещания.
Выбор и назначение ответственного работника за обеспечение проведения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта телерадиовещания производится с учетом компетенции и должностных обязанностей последнего.
Руководителем объекта телерадиовещания издается соответствующий приказ, функция работника включается в должностные обязанности.
Глава 2. Требования к организации пропускного режима
9. Для обеспечения пропускного режима руководитель объекта телерадиовещания, при необходимости, заключает договор об оказании охранных услуг, в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Законом Республики Казахстан "Об охранной деятельности" с субъектом охранной деятельности (специализированные охранные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан и (или) с частной охранной организацией, имеющей лицензию на оказание охранных услуг, в том числе охрану объектов, уязвимых в террористическом отношении).
При отсутствии договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности, руководителем объекта телерадиовещания назначаются лица, ответственные за непосредственное выполнение пропускного режима.
10. В соответствии с пунктом 15 Требований, порядок организации пропускного режима определяется руководителем объекта телерадиовещания.
11. Пропускной режим устанавливается для обеспечения:
1) повышения уровня безопасности объекта телерадиовещания, персонала объекта телерадиовещания и его посетителей;
2) предотвращения проникновения посторонних лиц на объект телерадиовещания;
3) организации санкционированного допуска на объект телерадиовещания персонала объекта телерадиовещания, посетителей объекта телерадиовещания, транспортных средств;
4) охраны объекта телерадиовещания, потенциально опасных участков объекта телерадиовещания, в том числе исключения бесконтрольного пребывания на них посторонних лиц;
5) предотвращения вноса (выноса), проноса (провоза) на объект телерадиовещания запрещенных предметов и веществ.
12. Порядок организации пропускного режима для объекта телерадиовещания предусматривает:
1) график работы персонала объекта телерадиовещания и порядок их пропуска в рабочее и не рабочее время;
2) порядок пропуска на объект телерадиовещания посетителей;
3) порядок вноса (выноса), ввоза (вывоза) материальных ценностей;
4) перечень предметов и веществ, запрещенных к проносу на объекты телерадиовещания, уязвимых в террористическом отношении, согласно приложению 1 к настоящей Инструкции;
5) перечень потенциально опасных участков объектов телерадиовещания.
13. На потенциально опасные участки объектов телерадиовещания допускается только ограниченный круг лиц, обеспечивающий его функционирование и безопасность, другие лица на данные территории допускаются только с письменного разрешения должностного лица, ответственного за организацию пропускного режима на объекте телерадиовещания.
14. Основными мероприятиями по обеспечению пропускного режима на объектах телерадиовещания являются:
1) проверка у лиц, прибывших на объект телерадиовещания, документов, удостоверяющих их личность, а также документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества;
2) проведение досмотра транспортных средств при их въезде (выезде);
3) проведение визуального осмотра охраняемой территории и ограждения на наличие посторонних лиц и неизвестных предметов.
15. На основании порядка организации пропускного и внутриобъектового режимов на объекте телерадиовещания, с учетом присущих ему особенностей, руководитель объекта телерадиовещания разрабатывает должностную инструкцию по обеспечению безопасности, которая предусматривает:
1) проверку соответствующих документов, удостоверяющих личность, при входе на объекте телерадиовещания;
2) проверку соответствующих документов и характер ввозимых грузов при пропуске на территорию объекта телерадиовещания транспортных средств;
3) проверку документов и цели прибытия посетителей на объект телерадиовещания, ведение списка посетителей объекта телерадиовещания;
4) регулярный обход территории объектов телерадиовещания на предмет проверки внутренних помещений, осмотра периметра объекта телерадиовещания и обследование ограждений на предмет их повреждений, выявления посторонних, взрывоопасных и подозрительных предметов;
5) немедленное уведомление руководителя объекта телерадиовещания о всех обнаруженных нарушениях.
Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий
16. Профилактические и учебные мероприятия проводятся с целью доведения до персонала объекта телерадиовещания и работников субъектов охранной деятельности, по охране объекта телерадиовещания об основных особенностях объекта телерадиовещания, возможных последствиях при совершении акта терроризма, порядка проведения мероприятий по предотвращению актов терроризма и недопущения проникновения на территорию объекта телерадиовещания посторонних лиц.
17. Профилактические и учебные мероприятия (далее – занятия) организуются руководителями с персоналом объектов телерадиовещания, а также руководителями субъектов охранной деятельности с привлекаемыми к охране объекта телерадиовещания работниками.
Занятия проводятся индивидуально или с группой персонала в виде лекции, инструктажа, тренировок с выполнением практических действий.
Представителями оперативного штаба по борьбе с терроризмом на объектах телерадиовещания проводятся эксперименты.
18. Занятия обеспечивают обучение персонала объекта телерадиовещания действиям по выявлению подозрительных лиц и предметов, действиям в условиях совершения или угрозы совершения акта (актов) терроризма по предотвращению или минимизации ущерба, способам защиты от его последствий, безопасной и своевременной эвакуации с объекта телерадиовещания посетителей и персонала объекта телерадиовещания.
19. В ходе теоретических занятий (лекций) доводится информация о требованиях, регламентирующих нормативных правовых актов, инструкций, алгоритмов действий, об особенностях охраняемого объекта телерадиовещания.
В ходе практических занятий отрабатываются действия персонала объекта телерадиовещания:
1) по проведению безопасной и беспрепятственной эвакуации;
2) при угрозе акта терроризма;
3) при обнаружении на объекте телерадиовещания подозрительных лиц и предметов, а также иных сценариев совершения актов терроризма, характерных для объекта телерадиовещания.
Практические и теоретические занятия проводятся с периодичностью не реже одного раза в год по темам согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.
20. По характеру и времени проведения инструктаж подразделяется на плановый и внеплановый.
Плановый инструктаж проводится не реже одного раза в год.
Внеплановый инструктаж проводится руководителями или иными должностными лицами объектов телерадиовещания, руководителями субъектов охранной деятельности либо представителями государственных органов, задействованных в проводимых учениях, тренировках и экспериментах в случаях:
1) когда объект телерадиовещания находится на территории, где введен уровень террористической опасности;
2) наличия информации о возможной угрозе совершения акта терроризма;
3) подготовки к учениям, тренировкам, экспериментам;
4) подготовки к проведению охранных мероприятий.
Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой персонала объекта телерадиовещания. Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Практические и теоретические занятия, плановые инструктажи проводятся в соответствии с графиками проведения, утвержденным руководителем объекта телерадиовещания с персоналом данного объекта телерадиовещания, а также руководителем субъекта охранной деятельности – с работниками охраны.
При проведении занятий по действиям при совершении или угрозы совершения акта терроризма с охватом всего коллектива объекта телерадиовещания не позднее, чем за 5 рабочих дней информируются территориальные подразделения органов внутренних дел и национальной безопасности.
21. Эксперименты на объектах телерадиовещания проводятся по решению руководителя оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
Проведение экспериментов направлено на оценку пропускного режима, готовности объектов телерадиовещания, а также субъектов, осуществляющих охранную деятельность на них, к воспрепятствованию совершения акта терроризма, обеспечению минимизации и ликвидации последствий.
22. О проведении инструктажа и занятий производится запись в журнале учета учебных мероприятий по антитеррористической защите, согласно приложению 3 к настоящей Инструкции либо составляется протокол или справка (при значительном количестве (более 20 (двадцати) человек) присутствующих).
Факт проведения эксперимента на объекте телерадиовещания подтверждается актом о результатах проведения эксперимента, который хранится у руководителя объекта.
23. На объекте телерадиовещания основными отчетными документами о проведении занятий являются:
1) журнал учета проведения мероприятий по антитеррористической подготовке;
2) график проведения инструктажа антитеррористической направленности согласно приложению 4 к настоящей Инструкции;
3) график проведения тренировок, согласно приложению 5 к настоящей Инструкции.
Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма
24. Взаимодействие с антитеррористической комиссией организуется для профилактики и предупреждения акта (актов) терроризма, обучения и подготовки персонала объектов телерадиовещания, лиц, обеспечивающих безопасность объекта телерадиовещания, определения готовности объекта телерадиовещания к действиям при угрозе или совершении акта (актов) терроризма на объекте телерадиовещания.
Взаимодействие персонала объектов телерадиовещания, субъектов охранной деятельности с антитеррористической комиссией организуется на постоянной основе в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта (актов) терроризма, подготовки и проведения разноуровневых антитеррористических учений, тренировок, экспериментов, а также антитеррористических операций.
25. Взаимодействие с антитеррористической комиссией устанавливается на этапе планирования профилактических и учебных мероприятий путем уточнения наиболее вероятных для объекта телерадиовещания угроз террористического характера.
26. Исходя из наиболее вероятных угроз террористического характера на объекте телерадиовещания, особенностей объекта телерадиовещания, на объекте телерадиовещания разрабатываются алгоритмы действий различного круга лиц объекта телерадиовещания на угрозы террористического характера, приведенные в приложении 6 к настоящей Инструкции "Алгоритмы действий для различного круга лиц объекта телерадиовещания на угрозы террористического характера".
27. Данные алгоритмы, отрабатываются в ходе практических занятий, проводимых с участием уполномоченных государственных органов, а также подготовки и проведения разноуровневых антитеррористических занятий, тренировочных мероприятий, оценки действий подразделений охраны и персонала объекта телерадиовещания.
28. По итогам проведения разноуровневых антитеррористических занятий, тренировочных мероприятий, оценки действий подразделений охраны и персонала объекта телерадиовещания в соответствующие планы, графики и алгоритмы вносятся изменения и дополнения.
29. Одной из задач взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, является своевременное информирование территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан о фактах и признаках подготовки актов терроризма и реализация мер, направленных на их недопущение.
30. Руководители телерадиовещания, руководители субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг объекту, в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта (актов) терроризма разрабатывают алгоритмы первичного реагирования:
1) по незамедлительному информированию территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
2) при получении информации от уполномоченных государственных органов об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма.
31. Руководители объектов телерадиовещания при получении информации об угрозе совершения или о совершении акта терроризма на объекте телерадиовещания (в том числе, анонимного характера), незамедлительно лично или через уполномоченное ими лицом посредством имеющихся в его распоряжении средств связи доводит (дублирует) информацию в территориальные органы национальной безопасности Республики Казахстан, внутренних дел Республики Казахстан, а также государственному органу (организации), в ведении которого находится объект телерадиовещания.
При представлении информации указываются полученные сведения о совершении акта терроризма или об угрозе его совершения, наименование и адрес объекта телерадиовещания, время происшествия, наличие пострадавших, их местонахождение и состояние, фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, передающего сообщение, и занимаемая им должность.
32. В соответствии с установленным уровнем террористической опасности, руководителем или иными должностными лицами объектов телерадиовещания применяются следующие меры безопасности:
усиление пропускного режима на объекте телерадиовещания;
проверка и обеспечение работоспособности систем безопасности;
проведение инструктажей с персоналом объекта телерадиовещания по действиям при совершении или угрозе совершения акта (актов) терроризма;
отработка вопросов экстренной эвакуации;
отработка совместных действий с уполномоченными государственными органами и организациями, оперативными штабами по борьбе с терроризмом по вопросам реагирования на акты терроризма, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма.
Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защищенности объекта телерадиовещания, уязвимого в террористическом отношении
33. При первичном отнесении объекта телерадиовещания к уязвимым в террористическом отношении, его руководитель принимает меры по разработке паспорта антитеррористической защищенности объекта телерадиовещания (далее – Паспорт) в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней после получения соответствующего уведомления о включении объекта телерадиовещания в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, области, города республиканского значения, столицы.
Паспорт разрабатывается согласно типовому паспорту антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2013 года № 1217 "Об утверждении типового паспорта антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении", в двух экземплярах с одновременной разработкой электронного варианта.
34. Паспорт является документом, содержащим информацию с ограниченным доступом и при его разработке необходимо соблюдать требования Правил отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июня 2022 года № 429, предъявляемыми к информации с ограниченным доступом.
35. Руководителем объекта телерадиовещания назначается лицо (лица), ответственное (ответственные) за разработку Паспорта, его хранение и своевременное обновление данных Паспорта.
36. Разработанный проект Паспорта согласовывается с руководителями территориального органа внутренних дел по месту нахождения объекта телерадиовещания в течение 10 (десяти) календарных дней после составления.
Срок согласования проекта Паспорта не превышает 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня поступления Паспорта должностному лицу, указанному в типовом Паспорте.
При наличии замечаний от согласующего лица к проекту Паспорта, срок доработки не превышает 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня возврата, а при повторном возврате не превышает 7 (семи) рабочих дней.
37. В течение 10 (десяти) рабочих дней после согласования Паспорт утверждается (в том числе, при его обновлении) руководителем объекта телерадиовещания.
38. После разработки и утверждения первый экземпляр Паспорта (оригинал) подлежит хранению у лица, ответственного за его хранение и своевременное обновление данных Паспорта.
Паспорт подлежит обязательной регистрации в служебном делопроизводстве. В первом экземпляре документа записывается информация о направлении копии документов.
39. Для обеспечения своевременной выдачи Паспорта органам, задействованным в ликвидации и минимизации последствий актов терроризма, на Паспорт составляется акт временной передачи документов в 2 (двух) экземплярах.
40. Один экземпляр акта временной передачи документов вместе с Паспортом передается в оперативный штаб по борьбе с терроризмом. Второй экземпляр акта временной передачи документов остается у руководителя объекта телерадиовещания, ответственного за хранение Паспорта.
41. Второй экземпляр и электронный вариант Паспорта (в формате PDF на электронном носителе информации) в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней со дня его утверждения или корректировки направляются в территориальные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан для хранения.
42. Паспорт подлежит корректировке при изменении:
1) прав собственности;
2) руководителя объекта телерадиовещания;
3) наименования объекта телерадиовещания;
4) основного предназначения объекта телерадиовещания;
5) общей площади и периметра объекта телерадиовещания, застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем, если были произведены изменения в конструкции;
6) потенциально опасных участков объекта телерадиовещания;
7) технических средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта телерадиовещания.
43. Изменения вносятся в течение 20 (двадцати) рабочих дней после возникновения оснований для корректировки.
При увеличении сроков разработки Паспорта, внесения корректив в него руководитель объекта телерадиовещания обращается в антитеррористическую комиссию с соответствующим обращением.
В Паспорте работником, ответственным за хранение, вносятся отметки о внесенных изменениях и дополнениях с указанием причин и дат изменения, заверенные подписью руководителя объекта телерадиовещания или лица, уполномоченного подписывать Паспорт. Замене подлежат только те элементы Паспорта, где произошли изменения.
Одновременно информация о соответствующих изменениях за подписью руководителя объекта телерадиовещания направляется в органы внутренних дел Республики Казахстан для приобщения ко второму экземпляру Паспорта с одновременной заменой электронного варианта Паспорта.
44. Паспорт подлежит полной замене:
1) не реже одного раза в 5 (пять) лет;
2) при внесении корректив в более чем половину пунктов текста Паспорта.
45. Паспорт подлежит уничтожению в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта.
Акт остается в организации, являющейся правообладателем объекта телерадиовещания.
Копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра Паспорта.
Глава 6. Требования, предъявляемые к оснащению объектов телерадиовещания, уязвимых в террористическом отношении, инженерно-техническим оборудованием
46. Инженерно-техническая укрепленность объектов телерадиовещания, подлежащих государственной охране, осуществляется в соответствии с требованиями по инженерно-технической укрепленноти объектов, подлежащих государственной охране, определенных постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151 "Некоторые вопросы объектов, подлежащих государственной охране".
47. На иных объектах телерадиовещания, уязвимых в террористическом отношении, инженерно-техническим оборудованием оснащаются только потенциально опасные участки.
К потенциально опасным участкам объекта телерадиовещания относятся: техническое здание радиотелевизионных станций, антенно-мачтовых сооружений, дизельно-генераторных устройств.
Территория, на которой они расположены, оснащаются:
1) системой охранной телевизионной;
2) системой оповещения;
3) ограждением периметра;
4) системой освещения;
5) контрольно-пропускным пунктом;
5-1) системой охранной и (или) тревожной сигнализации;
5-2) системой и средствами резервного электроснабжения;
6) системой связи.
48. Основное ограждение имеет:
1) высоту и заглубленность в грунт, исключающие свободное преодоление и удовлетворяющие режимным условиям объекта телерадиовещания;
2) простоту в конструкции, высокую прочность и долговечность;
3) отсутствие узлов и конструкций, облегчающих его преодоление.
49. Ограждение периметра соответствуют следующим характеристикам:
1) устойчивость к внешним климатическим факторам всех сезонов и соответствующих климатических зон;
2) защищенность от индустриальных помех и помех, вызываемых транспортными средствами, воздействия птиц и животных.
50. Структура системы охранной сигнализации определяется исходя из:
1) режима работы объекта телерадиовещания;
2) особенностей расположения помещений внутри зданий;
3) количества охраняемых зон.
Потенциально опасные участки объекта телерадиовещания оснащаются системами и средствами охранной и тревожной сигнализации для выявления и выдачи извещений о несанкционированном проникновении или попытки проникновения на объект телерадиовещания и (или) охраняемую зону объекта телерадиовещания.
51. Все объекты телерадиовещания, на которых установлен пропускной режим или планируется его применение, оснащаются контрольно-пропускным пунктом.
Контрольно-пропускной пункт обеспечивает необходимую пропускную способность людей и транспортных средств. Наружные ограждающие конструкции (стены и перекрытия) зданий (сооружений) контрольно-пропускного пункта устойчивы к внешним воздействиям, включая действия противоправного характера, и имеют полный обзор и обеспечивают защиту работника охраны от нападения.
В зависимости от пропускного режима на контрольно-пропускном пункте предусматривается специальное помещение для хранения пропусков или автоматических карточек. Главный автотранспортный контрольно-пропускной пункт объекта телерадиовещания располагается вблизи центрального контрольно-пропускного пункта для прохода персонала.
Потенциально опасный участок, на котором расположено техническое здание радиотелевизионных станций, антенно-мачтовых сооружений, дизельно-генераторных устройств, находится компактно на одном участке, который должен оснащаться в соответствии с настоящей Инструкцией, допуск на него осуществляется через контрольно-пропускной пункт.
52. Сеть охранного освещения по периметру выполняется отдельно от сети наружного освещения и разделяется на самостоятельные участки.
Охранное освещение обеспечивается:
1) возможностью автоматического включения освещения на одном участке или по всему периметру при срабатывании системы телевизионной сигнализации;
2) возможностью управления освещением – включения освещения любого участка или всего периметра.
Светильники охранного освещения устанавливаются в непосредственной близости к линии ограждения внутри территории, в местах, удобных и безопасных для обслуживания.
Охраняемые (контролируемые) зоны размещают таким образом, чтобы с любой стороны нарушение было зафиксировано не менее чем двумя рубежами охраны.
53. Технические требования к системам видеонаблюдения, входящих в систему охранную телевизионную объекта, соответствуют минимальным техническим возможностям систем видеонаблюдения, предусмотренным Правилами функционирования Национальной системы видео мониторинга, утверждаемыми Председателем Комитета национальной безопасности Республики Казахстан № 69-қе от 27 октября 2020 года (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21693).
Телевизионная система видеонаблюдения обеспечивает возможность выполнения следующих функциональных требований (характеристик):
1) визуального контроля объектов охраны и прилегающих к ним территорий;
2) визуального контроля над действиями персонала службы безопасности (подразделения) и предоставления необходимой информации для координации этих действий;
3) сохранения видеоинформации для последующего анализа событий (срок хранения информации должен составлять не менее 30 (тридцати) суток);
4) видео документирования событий в автоматическом режиме или по команде оператора;
5) программирования режимов работы;
6) функционирования под управлением системы управления доступом и охранной сигнализации;
7) автоматического вывода изображений с телекамер, по сигналу срабатывания средств обнаружения;
8) разграничения полномочий доступа к управлению и видеоинформации с целью предотвращения несанкционированных действий;
9) воспроизведения ранее записанной информации;
10) оперативного доступа к видеозаписи путем использования времени, даты и идентификатора телекамеры.
54. На объекте телевизионной системы видеонаблюдения оборудуются:
1) периметр территории;
2) контрольно-пропускные пункты;
3) досмотровые помещения (комнаты), зоны досмотра транспорта;
4) главные и запасные входы;
5) другие помещения по усмотрению руководителя объекта телерадиовещания или структурного подразделения, обеспечивающее проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта телерадиовещания.
55. Видеокамеры, предназначенные для контроля территории объекта телерадиовещания или ее периметра, работают при условиях воздействия климатических факторов для наружных установок в соответствии с климатической зоной либо размещаются в герметичных термокожухах, обеспечивающих работоспособность при воздействии климатических факторов.
В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны, ниже чувствительности телекамер, включается охранное освещение видимого или инфракрасного диапазона света.
Зона охранного освещения совпадает с зоной обзора телекамер.
Для наблюдения с помощью одной телекамеры больших территорий объекта применятся объективы с переменным фокусным расстоянием и поворотные устройства с дистанционным управлением.
В помещениях объекта следует использовать телекамеры с электронным затвором, укомплектованные объективом с ручной регулировкой диафрагмы. Вне помещений объекта (на улице) необходимо оснастить телекамеры объективом с автоматической регулировкой диафрагмы.
Телевизионная система видеонаблюдения обеспечивает выдачу сигнала тревоги на пункт централизованной охраны при обнаружении движущихся объектов.
Время реагирования телевизионной системы видеонаблюдения не более времени, достаточного на преодоление нарушителем половины зоны наблюдения.
Вся видеоинформация записывается на видеонакопители: специальные видеомагнитофоны с длительным временем записи или цифровые видеонакопители информации.
56. Конструктивно телевизионная система видеонаблюдения строится по модульному принципу и обеспечивает:
1) взаимозаменяемость сменных однотипных технических средств;
2) удобство технического обслуживания, ремонта и эксплуатации;
3) исключение несанкционированного доступа к элементам управления;
4) санкционированный доступ ко всем элементам, узлам и блокам, требующим регулирования, обслуживания или замены в процессе эксплуатации.
57. Автономные резервные источники электрического питания обеспечивают работу системы телевизионной сигнализации, системы контроля управления доступа, телевизионной системы видеонаблюдения, охранного и дежурного освещения:
1) в городах и поселках городского типа – не менее 24 (двадцати четырех) часов;
2) в сельских районах – не менее 48 (сорока восьми) часов;
3) в труднодоступных районах – не менее 72 (семидесяти двух) часов.
58. Система оповещения – совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и (или) звукового оповещения) находящихся на объекте телерадиовещания лиц о тревоге при чрезвычайных проишествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действиях в сложившейся обстановке.
Оповещение персонала и посетителей объекта осуществляется с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:
1) подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляцию речевой ииформации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности персонала и посетителей объекта.
Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
По решению руководителя объекта телерадиовещания на нем устанавливается дополнительное инженерно-техническое оборудование.
59. При невозможности оснастить объект телерадиовещания инженерно-техническим оборудованием в течение 6 месяцев после включения его в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, руководством объекта телерадиовещания принимаются меры для планирования бюджетных средств на оснащение объекта, а в антитеррористическую комиссию на согласование представляется проект плана мероприятий по инженерно-техническому оснащению объекта.
Перечень предметов и веществ, запрещенных к проносу на объекты телерадиовещания, уязвимых в террористическом отношении
1. Взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные:
1) порох в любой упаковке и в любом количестве;
2) патроны боевые (в том числе, малокалиберные);
3) патроны к газовому оружию;
4) капсюли (пистоны) охотничьи;
5) пиротехнические средства: сигнальные и осветительные ракеты, патроны сигнальные, посадочные шашки, дымовые патроны (шашки), спички подрывника, бенгальские огни, петарды железнодорожные;
6) тротил, динамит, тол, аммонал и другие взрывчатые вещества;
7) капсюли-детонаторы, электродетонаторы, электровоспламенители, детонирующий и огнепроводный шнур.
2. Сжатые и сжиженные газы:
1) газы для бытового пользования (бутан-пропан) и другие газы;
2) газовые баллончики с наполнением нервнопаралитического и слезоточивого воздействия.
3. Воспламеняющиеся твердые вещества:
1) вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию;
2) вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой: калий, натрий, кальций металлический и их сплавы, кальций фосфористый;
3) фосфор белый, желтый и красный и все другие вещества, относящиеся к категории воспламеняющихся твердых веществ.
4. Едкие и коррозирующие вещества:
1) сильные неорганические кислоты: соляная, серная, азотная и другие;
2) фтористоводородная (плавиковая) кислота и другие сильные кислоты и коррозирующие вещества;
5. Ядовитые и отравляющие вещества:
1) любые ядовитые сильнодействующие и отравляющие вещества в жидком или твердом состоянии, упакованные в любую тару;
2) все соли синильной кислоты и цианистые препараты;
3) циклон, цианплав, мышьяковистый ангидрид;
4) другие опасные вещества, предметы, крупногабаритную ручную кладь (чемоданы, рюкзаки, сумки, коробки размером более 40х80х30 сантиметров и грузы, которые используются в качестве орудия нападения на работников объекта, а также создающие угрозу для объекта;
6. Огнестрельное, в том числе короткоствольное и длинноствольное нарезное и гладкоствольное огнестрельное оружие, газовое, пневматическое и электрошоковые устройства, холодное оружие (ножи, кортики, стилеты и так далее).
Варианты тематик занятий
П/п | Наименование тем | Всего часов | В том числе | ||
Лекции | Практические занятия | Тренировки | |||
Для всех работников объекта телерадиовещания | |||||
1. | Особенности объектов телерадиовещания, уязвимых в террористическом отношении, последствия при совершении акта терроризма | ||||
2. | Распознавание взрывчатых веществ и правила поведения при угрозе взрыва | ||||
3. | Обеспечение безопасности при возникновении общественных беспорядков вблизи телерадиовещания и угрозе захвата заложников | ||||
4. | Обеспечение безопасности при угрозе совершения террористического акта | ||||
5. | Действия руководителей при совершенном теракте | ||||
6. | Порядок действий при получении анонимного звонка о минировании объекта телерадиовещания | ||||
7. | Порядок действий при получении устного сообщения о минировании объекта телерадиовещания | ||||
8. | Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета на объекте телерадиовещания | ||||
9. | Порядок действий при поступлении угрозы по телефону на объект телерадиовещания, а также угрозы в письменной форме | ||||
10. | Порядок действий при вооруженном нападении на объект телерадиовещания | ||||
11. | Порядок действий при захвате заложников объекта телерадиовещания | ||||
12. | Порядок действий при стрельбе на объекте телерадиовещании | ||||
13. | Порядок действий при взрыве здания объекта телерадиовещания | ||||
14. | Порядок действий при атаке объекта телерадиовещания террористами | ||||
15. | Порядок действий при возникновении пожара (взрыва) на объекте телерадиовещания, обрушении зданий и сооружений объекта телерадиовещания | ||||
Дополнительные темы для работников, привлекаемым к мероприятиям по обеспечению пропускного режима | |||||
16. | Правила использования инженерно-технических средств антитеррористической защиты | ||||
17. | Порядок проведения осмотра и досмотра транспортных средств и людей на контрольно-пропускном пункте | ||||
18. | Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета на объекте телерадиовещания | ||||
19. | Порядок действий при поступлении угрозы по телефону на объект телерадиовещания, а также угрозы в письменной форме | ||||
20. | Порядок действий при вооруженном нападении на объект телерадиовещания | ||||
21. | Порядок действий при захвате заложников объекта телерадиовещания | ||||
22. | Порядок действий при стрельбе на объекте телерадиовещании | ||||
23. | Порядок действий при взрыве здания объекта телерадиовещания | ||||
24. | Порядок действий при атаке объекта телерадиовещания террористами | ||||
25. | Порядок действий при возникновении пожара (взрыва) на объекте телерадиовещания, обрушении зданий и сооружений объекта телерадиовещания | ||||
Для работников, впервые принятых на работу | |||||
26. | Основные требования мер безопасности на объекте телерадиовещания | ||||
27. | Потенциальные опасности объектов телерадиовещания при совершении на нее террористического акта | ||||
28. | Порядок действия при нападении на объект телерадиовещания |
ЖУРНАЛ
учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке
________________________________
(наименование организации)
(титульный лист)
Журнал № ___
учета проведения учебных мероприятий
по антитеррористической подготовке
Дата начала ведения журнала "____" ____________ 20____ год
Дата окончания ведения журнала "____" ____________ 20____ год
(внутренняя сторона)
Раздел 1. Инструктажи
№ п/п | Дата проведения инструктажа | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность инструктируемого | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица, проводившего инструктаж | Подпись инструктируемого | Подпись лица, проводившего инструктаж | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Примечание:
1) в ходе плановых инструктажей до работников доводятся алгоритмы действий при всех возможных ситуациях при возникновении акта терроризма, а тематика внеплановых инструктажей зависит от тематики проводимых учений, тренировок и экспериментов;
2) документальное оформление проводимых плановых инструктажей антитеррористической направленности допускается осуществлять как рукописным способом, так и комбинированным – рукописным и печатным. В печатном виде допускается заполнять графы: 3, 4 и 5 (если инструктаж проводит один и тот же работник), остальные графы журнала заполняются лично лицом, прослушавшим инструктаж;
3) дата проведения указывается полностью (число, месяц и год);
4) при необходимости проведения внепланового инструктажа с персоналом объекта телерадиовещания его также документируют в данном журнале, а в графе "Вид инструктажа" допускается ставить запись – "внеплановый", "по телефонограмме №___", "по уровню террористической опасности".
Раздел 2. Занятия
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема занятия | Учебные вопросы | Количество присутствовавших работников | Подпись лица, проводившего занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Примечание: Тема занятий и учебные вопросы четко конкретизируются, а не несут общий характер.
График проведения инструктажа с работниками, привлекаемыми к мероприятиям по обеспечению пропускного режима (наименование объекта в соответствии с учредительными документами) на 20__ год
№ п/п | Наименование темы | Тренирующая смена | Дата проведения | Примечание |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. |
Должность лица, назначенного ответственным за антитеррористическую деятельность в организации ______________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Примечание:
Если работник учреждения по каким-либо причинам (болезнь, отпуск) отсутствовал при проведении инструктажа, изучение тематики с ним проводится индивидуально, в любой из дней до окончания текущего квартала.
График проведения тренировок с работниками, привлекаемыми к мероприятиям по обеспечению пропускного режима (наименование объекта в соответствии с учредительными документами) на 20__ год
№ п/п | Наименование темы | Тренирующая смена | Дата проведения | Примечание |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. |
Должность лица, назначенного ответственным за антитеррористическую деятельность в организации _____________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Примечание:
Если работник учреждения по каким–либо причинам (болезнь, отпуск) отсутствовал при проведении инструктажа, изучение темы с ним проводится индивидуально, в любой день до окончания текущего квартала.
Алгоритмы действий различного круга лиц объекта телерадиовещания на угрозы террористического характера
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий алгоритм действий различного круга лиц объекта телерадиовещания на угрозы террористического характера (далее – Алгоритм), разработан с целью управления мероприятиями по повышению устойчивости функционирования объектов телерадиовещания в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и угрозы совершения акта терроризма и направлен на их предупреждение и ликвидацию.
Предупреждением террористических угроз является комплекс мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья людей, максимально уменьшение риска осуществления террористической угрозы и минимизацию совершения акта терроризма.
Принятие комплекса мероприятий по подготовке к проведению аварийно-спасательных и неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций техногенного характера направлено на обеспечение устойчивости функционирования объектов телерадиовещания.
2. При совершении акта терроризма персонал объекта телерадиовещания незамедлительно информируют правоохранительные и специальные органы о совершенном акте терроризма, руководители объекта телерадиовещания обеспечивают эвакуацию персонала объекта телерадиовещания.
При организации работы по предупреждению возникновения угрозы совершения акта терроризма, важно особое внимание уделить предотвращению свободного проникновения на объекты телерадиовещания и к уязвимым участкам (участкам, оборудованию) посторонних лиц, что, исключит возможность доставки террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, средств связи.
Основными признаками возможной подготовки и осуществления террористической деятельности являются:
появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки в близлежащем окружении объекта телерадиовещания возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к определенным аспектам в его деятельности;
неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов телерадиовещания и проведение ими фото - и видеосъемки;
необоснованное вступление в контакт с персоналом и с лицами, обеспечивающими безопасность объекта телерадиовещания, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности;
проникновение в подвалы и на чердаки лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;
наличие у посторонних посетителей (лиц, вызывающих подозрение) документов, проверка которых охраной на входе в здание объекта телерадиовещания не дает информации, о личности предъявителя;
сообщение администрации и персоналу объекта телерадиовещания ложной информации;
изучение уязвимых участков и порядка доступа к ним, порядка системы пропускного режима и охраны объекта телерадиовещания.
На основе заблаговременного анализа типовых сценариев террористической атаки важно с целью их изменения в благоприятную, положительную сторону в каждой фазе развития чрезвычайных ситуаций разработать и в режиме реального времени реализовать комплекс мероприятий, позволяющих эффективно влиять на конкретные исходную, промежуточную и заключительную ситуации.
Предварительные проработки различных ситуаций позволят сформировать Алгоритм действий различного круга лиц объекта телерадиовещания на угрозы террористического характера, в том числе адресных инструкций и памяток, регулирующих действия в экстремальных ситуациях.
Руководство мероприятиями по обеспечению антитеррористической защищенности объектов телерадиовещания осуществляется их руководителями в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.
3. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера проводятся с учетом вероятности их возникновения и возможного ущерба от них.
Выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера возлагается на руководителей объекта телерадиовещания в пределах их компетенции, установленной действующим законодательством.
Глава 2. Порядок действий персонала объекта телерадиовещания при возникновении угрозы совершения акта терроризма в здании и на ее территории
4. Порядок систематизирует и синхронизирует действия персонала объекта телерадиовещания при возникновении угрозы совершения акта терроризма в организации образования и на ее территории.
Данный порядок руководителем объекта телерадиовещания доводится до каждого работника.
5. Основанием для принятия немедленных действий при возникновении угрозы совершения акта терроризма на объекте телерадиовещания являются:
обнаружение подозрительного предмета;
поступление угрозы по телефону или в письменном виде на объекта телерадиовещания;
вооруженное нападение на персонал и посетителей объекта телерадиовещания;
захват террористами в заложники работников и посетителей объекта телерадиовещания;
атака организации объекта телерадиовещания.
6. В вышеперечисленных случаях руководство объекта телерадиовещания незамедлительно сообщает о случившемся:
на канал "102" органов внутренних дел, единую дежурно-диспетчерскую службу "112";
уполномоченному органу в области телерадиовещания.
Параграф 1. Обнаружение подозрительного предмета на объекте телерадиовещания
7. Под подозрительным предметом понимаются бесхозная сумка, пакет, ящик, коробка, игрушка с торчащими проводами, издающая подозрительные звуки (щелчки, тикание) и необычные запахи (миндаля, хлора, аммиака).
Данный предмет может оказаться взрывным устройством, или начиненным отравляющими химическими веществами, биологическими агентами (возбудителями опасных инфекций, типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии) пакетом.
8. Лица, обнаружившие опасный или подозрительный предмет незамедлительно сообщают об этом на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112".
Лицу, обнаружившему опасный или подозрительный предмет до прибытия служб экстренного реагирования необходимо находится на безопасном расстоянии от предмета и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося.
9. Действия руководителя объекта телерадиовещания при обнаружении подозрительного предмета:
выставить оцепление из числа постоянных работников объекта телерадиовещания;
обеспечить беспрепятственный подъезд к месту обнаружения опасного или подозрительного предмета служб экстренного реагирования (подразделения органов внутренних дел, службы скорой медицинской помощи, пожарные расчеты, оперативно–спасательные службы);
принять меры по эвакуации персонала и посетителей объекта телерадиовещания.
10. Действия персонала объекта телерадиовещания при обнаружение подозрительного предмета:
сообщить руководителю объекта телерадиовещания об обнаружении подозрительного предмета;
перевести посетителей объекта телерадиовещания на безопасное расстояние от подозрительного предмета (не ближе 100 метров), не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку;
лицам, обнаружившим подозрительный предмет, до прибытия служб экстренного реагирования находиться на безопасном расстоянии и быть готовыми дать показания, касающиеся случившегося;
опросить окружающих с целью установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе сотового телефона, вблизи обнаружения подозрительного предмета;
зафиксировать время и место обнаружения;
оказать содействие в организации эвакуации посетителей объекта телерадиовещания с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, дерево, автомашина), вести наблюдение;
покинуть объект телерадиовещания, при невозможности – укрыться за предметами, обеспечивающими защиту и на необходимом удалении.
11. Действия посетителей объекта телерадиовещания:
не паниковать, во всем слушать персонал объекта телерадиовещания;
не трогать, не вскрывать и не передвигать подозрительный предмет;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, дерево, автомашина);
покинуть объект телерадиовещания, при невозможности – укрыться за предметами, обеспечивающими защиту и на необходимом удалении.
12. Действия лиц, обеспечивающих безопасность объекта телерадиовещания:
не трогать, не подходить, не передвигать подозрительный предмет;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе сотового телефона, вблизи обнаружения подозрительного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112";
быть готовым описать внешний вид подозрительного предмета, и обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;
обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, дерево, автомашина), вести наблюдение.
Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство:
граната– 50 метров;
тротиловая шашка массой 200 грамм – 45 метров;
взрывное устройство – не менее 200 метров;
пивная банка 0,33 литра – 60 метров;
дипломат (кейс) – 230 метров;
дорожный чемодан – 350 метров;
легковая автомашина – не менее 600 метров;
микроавтобус – 920 метров;
грузовая машина (фургон) – 1240 метров.
Параграф 2. Поступление угрозы по телефону на объект телерадиовещания
13. Телефон является каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.
Не оставлять без внимания ни одного подобного сигнала. Запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
Не распространять о факте разговора и его содержании, максимально ограничить число людей, владеющих информацией.
14. Действия получателя угрозы по телефону (персонала объекта телерадиовещания):
По ходу разговора отметить пол, возраст звонившего и особенности его речи:
голос (громкий или тихий, низкий или высокий);
темп речи (быстрый или медленный);
произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом);
манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями).
Важно обратить внимание на звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса), характер звонка (городской, междугородный).
Необходимо зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность.
В любом случае постараться в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
куда, кому, по какому телефону звонит данный человек?
какие конкретные требования он выдвигает?
выдвигает требования лично или выступает в роли посредника и представляет какую-то группу лиц?
на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?
как и когда с ним можно связаться?
кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и руководством объекта телерадиовещания решений или совершения каких-либо действий.
По возможности в процессе разговора или немедленно после окончания разговора сообщите на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112" и руководству объекта телерадиовещания о телефонной угрозе.
Параграф 3. Поступление угрозы в письменной форме на объект телерадиовещания
15. Действия получателя при поступлении угрозы в письменной форме (руководитель, работник объекта телерадиовещания):
После получения такого документа обращаться с ним максимально осторожно. По возможности убрать его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку.
Не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.
Если документ поступил в конверте – его вскрытие производить только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.
При этом сохранять все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку – ничего не выбрасывать.
Не расширять круг лиц, знакомых с содержанием документа.
Незамедлительно сообщить на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112".
Параграф 4. Вооруженное нападение на объект телерадиовещания
16. При вооруженном нападении на объект телерадиовещания необходимо принять меры для самоизоляции, немедленно покинуть опасную зону, а также сообщить на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112".
Спрятавшись, дождитесь ухода террористов, и при первой возможности покиньте здание.
17. Действия руководителя объекта телерадиовещания:
незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
организация работы по обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте);
взаимодействие с прибывающими представителями оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
18. Действия персонала объекта телерадиовещания:
оцените ситуацию, продумайте четкий план, как вы будете вместе с посетителями объекта телерадиовещания покидать объект телерадиовещания;
при возможности безопасно эвакуироваться вместе с посетителями объекта телерадиовещания, покинуть объект телерадиовещания;
оставить вещи и сумки;
не прятать руки, держать их на виду.
При отсутствии возможности покинуть объект телерадиовещания следует:
быстро выглянуть из помещения (кабинета, комнаты), где вы находитесь и направить всех, посетителей объекта телерадиовещания, в данное помещение (кабинет, комнату) при условии надежности внешних стен;
плотно закрыть дверь, желательно на ключ;
закрыть окна, опустить или закрыть все жалюзи;
важно расположиться у стен так, чтобы вас не могли видеть;
найти наиболее безопасное место в данном помещении (кабинете, комнате);
выключить свет и мониторы компьютеров, сотовые телефоны поставить на беззвучный сигнал;
обеспечить тишину;
по возможности узнать фамилии и имена работников и посетителей объекта телерадиовещания, которых находится в данном помещении (кабинете, комнате).
все, кто находится в коридоре, немедленно проходят в ближайшее помещение (кабинет, комнату) и выключают свет;
19. Действия посетителей объекта телерадиовещания:
не паниковать, во всем слушать работников объекта телерадиовещания;
незаметно покинуть объект телерадиовещания, при невозможности – укрыться в безопасном месте;
заблокировать дверь, дождаться прибытия работников правоохранительных и/или специальных государственных органов;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
20. Действия лиц, обеспечивающих безопасность объекта телерадиовещания:
выявить вооруженное лицо;
по возможности блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте телерадиовещания;
информировать любым способом руководство объекта телерадиовещания, правоохранительные и/или специальные государственные органы о факте вооруженного нападения;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте телерадиовещания (эвакуация, блокирование внутренних барьеров).
Параграф 5. Захват заложников объекта телерадиовещания
21. Действия руководителя объекта телерадиовещания:
организовать условия для безопасности людей;
незамедлительно информировать правоохранительные и/или специальные государственные органы о захвате заложников;
выяснить требования лиц, захвативших заложников;
обеспечить взаимодействие с прибывающими представителями оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
22. Действия персонала объекта телерадиовещания:
незаметно покинуть объект телерадиовещания;
вывести с объекта телерадиовещания людей или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия работников правоохранительных и/или специальных государственных органов;
информировать любым доступным способом и при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и/или специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и лицах, захвативших заложников (количество, вооружение, возраст, имена).
23. Действия посетителей объекта телерадиовещания:
не паниковать, сохранять выдержку и самообладание;
найти безопасное место;
помнить, что получив сообщение о вашем захвате, правоохранительные и/или специальные государственные органы уже начали действовать и предпримут все необходимое для освобождения;
не допускать действий, которые могут спровоцировать лиц, захвативших заложников к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
переносить лишения, оскорбления и унижения, не смотреть в глаза лицам, захвативших заложников, не вести себя вызывающе;
на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивать разрешение;
при ранении, постараться не двигаться, этим сократить потерю крови;
во время проведения операции по освобождению неукоснительно соблюдать следующие требования:
лежать на полу лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться;
не бежать навстречу работникам правоохранительных и/или специальных государственных органов или от них, так как они могут принять вас за преступника;
держаться подальше от проемов дверей и окон.
24. Действия лиц, обеспечивающих безопасность объекта телерадиовещания:
не вступать в переговоры по собственной инициативе;
быть внимательным, запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров.
25. Порядок действий при захвате в заложников:
Не допускать действий, которые могут спровоцировать лиц, захвативших заложников к применению физической силы или оружия.
Не привлекать внимания своим поведением.
Не пытаться бежать, если нет полной уверенности в успехе побега.
Запомнить как можно больше информации о лицах, захвативших заложников (количество, вооружение, как выглядят, особенно внешности, телосложения, акцент, тематика разговора, темперамент, манера поведения).
Постараться определить место своего нахождения (заточения).
При наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, сообщить о произошедшем в правоохранительные и/или специальные государственные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта телерадиовещания.
При ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую помощь.
Расположиться подальше от окон, дверей.
При проведении операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:
лечь на пол лицом вниз, по возможности прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;
не бежать навстречу работникам правоохранительных и/или специальных государственных органов или от них, так как они могут принять вас за преступника;
если есть возможность, необходимо держаться подальше от проемов дверей и окон.
Параграф 6. При стрельбе на объекте телерадиовещании
26. Действия руководителя объекта телерадиовещания:
организовать условия для безопасности людей;
незамедлительно информировать правоохранительные и/или специальные государственные органы о стрельбе.
27. Действия персонала и посетителей объекта телерадиовещания:
при стрельбе на улице не стоять у окна, даже если оно закрыто занавеской;
не подниматься выше уровня подоконника;
При стрельбе на улице, ложиться на землю и отползти за укрытие (угол здания, клумба, остановка), если такого поблизости нет, закрыть голову руками и лежать смирно.
Когда все утихнет, вы сможете подняться, изменив маршрут, добраться до места назначения.
Параграф 7. При взрыве здания объекта телерадиовещания
28. Действия руководителя объекта телерадиовещания:
организовать условия для безопасности людей;
незамедлительно информировать правоохранительные и/или специальные государственные органы о взрыве.
29. Действия персонала и посетителей объекта телерадиовещания:
лечь на пол, стараясь не оказаться вблизи стеклянных шкафов, витрин и окон;
укрыться под главными стенами, так как большую опасность, как правило, несут перегородки, потолки, люстры;
не выходить на лестничные клетки, касаться включенных электроприборов;
оказавшись в темноте, не стоит пользоваться зажигательными вещами – может возникнуть утечка газа;
выходить из здания объекта телерадиовещания прижавшись спиной к стене, особенно при спуске по лестнице. В связи с риском обрушения обломком - пригнуться, прикрыть голову руками.
Оказавшись на улице, отойти от здания объекта телерадиовещания, следить за карнизами и стенами, которые могут рухнуть. Ориентироваться надо быстро и осторожно, так как при обрушении здания объекта телерадиовещания поднимается густая туча пыли, вызывающая панику.
Параграф 8. При атаке объекта телерадиовещания террористами
30. Действия руководителя объекта телерадиовещания:
организовать условия для безопасности людей;
незамедлительно передать информацию в правоохранительные и/или специальные государственные органы о выявлении на объекте телерадиовещания подозрительного лица или группы лиц;
предоставить работникам правоохранительных и/или специальных государственных органов максимально полную информацию о подозрительном лице, которая может сократить время выявления и задержания;
обеспечить организованную эвакуацию людей и собственную безопасность.
31. Действия персонала и посетителей объекта телерадиовещания:
незаметно выйти из здания или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия работников правоохранительных и/или специальных государственных органов;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
32. Внешние признаки террориста:
одежда, не соответствующая погоде, просторная, призванная скрыть элементы самодельного взрывного устройства;
торчащие из-под одежды элементы самодельного взрывного устройства, провода, тумблеры, выключатели;
наличие в руках больших сумок, в которых можно скрыть оружие или взрывное устройство;
осторожное обращение к переносимым вещам, прижимание их к телу и периодическое их непроизвольное ощупывание;
использование камуфлированной форменной одежды, в которой могут присутствовать различные нарушения (отсутствие шевронов, несоответствие цвета нижних и верхних частей формы, головного убора).
Параграф 9. Возникновение пожара (взрыва) на объекте телерадиовещания
33. Действия руководителя объекта телерадиовещания:
немедленно сообщить об этом по телефону в государственную противопожарную службу по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112;
принять меры по спасению и эвакуации людей, тушению пожара первичными средствами пожаротушения и сохранности материальных ценностей,
проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей при пожаре);
при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), остановить работу систем вентиляции;
выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развитию пожара и задымления помещений здания;
осуществлять общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта телерадиовещания) до прибытия подразделения государственной противопожарной службы;
обеспечить соблюдение требования безопасности персонала объекта телерадиовещания, принимающего участие в тушении пожара;
организовать встречу подразделений государственной противопожарной службы и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара и противопожарного водоснабжения.
По прибытии пожарного подразделения руководитель объекта телерадиовещания информирует руководителя тушения пожара о конструктивных особенностях объекта телерадиовещания, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых веществ – и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара, безопасности.
34. Действия персонала объекта телерадиовещания:
немедленно сообщить руководству, а также по телефону в государственную противопожарную службу по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112, назвав адрес объекта телерадиовещания, место возникновения пожара, свою фамилию и имя, должность;
обесточить электрические приборы и оборудование;
соблюдая выдержку и спокойствие, не допуская паники, выйти, а также по мере возможности вывести других людей из задания объекта телерадиовещания согласно утвержденному плану эвакуации при пожаре;
по мере возможности оказать первую помощь пострадавшим;
организовать встречу пожарных и спасателей, показать им места подъезда к объекту телерадиовещания, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место возгорания на плане;
по мере возможности осуществить перекличку людей, покинувших объект телерадиовещания вместе с вами и доложить о ее результатах руководителю объекта телерадиовещания;
35. Действия посетителей объекта телерадиовещания:
услышав тревогу о пожаре, по указанию персонала объекта телерадиовещания, покинуть здание объекта телерадиовещания, согласно плану эвакуации;
в ходе эвакуации не поднимать панику и не толкаться;
при сильном задымлении обязательно использовать средства защиты органов дыхания;
не разбегаясь собраться в одном месте сбора, указанного в плане эвакуации.
36. Действия лиц, обеспечивающих безопасность объекта телерадиовещания:
немедленно сообщить руководству объекта телерадиовещания, а также по телефону в государственную противопожарную службу по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112, назвав адрес объекта телерадиовещания, место возникновения пожара, свою фамилию, имя и должность;
задействовать системы оповещения объекта телерадиовещания и проинформировать о возникновении возгорания;
начать своевременную эвакуацию людей с объекта телерадиовещания, проверив наличие лиц в каждой части объекта телерадиовещания;
принять меры по локализации и тушению пожара первичными средствами пожаротушения;
по мере возможности оказать первую помощь пострадавшим;
организовать встречу пожарных и спасателей, показать им места подъезда к объекту телерадиовещания, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место возгорания на плане;
после приезда пожарных необходимо оцепить территорию до прибытия работников органов внутренних дел и запретить вход на нее лицам, не задействованным в тушении.
Параграф 10. Обрушение зданий и сооружений объекта телерадиовещания
37. Действия руководителя объекта телерадиовещания:
немедленно сообщить в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру 112;
организовать немедленную эвакуацию людей;
в ходе проведения эвакуации пресекать панику и давку в проходах;
по мере возможности оказать первую помощь пострадавшим;
определить место сбора на безопасном расстоянии от здания объекта телерадиовещания;
организовать перекличку эвакуированных людей.
38. Действия персонала и посетителей объекта телерадиовещания:
как можно быстрее покинуть здание объекта телерадиовещания;
покидая здание объекта телерадиовещания спускаться по лестнице;
не создавать панику и давку при эвакуации;
оказать первую помощь пострадавшим;
оказавшись на улице не стоять вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство и в места эвакуаций;
при отсутствии возможности покинуть здание, займите самое безопасное место: проемы и углы стен, под балками каркаса;
если возможно, спрячьтесь под стол – он защитит от падающих предметов и обломков;
держитесь подальше от окон и электроприборов.
39. Действия лиц, обеспечивающих безопасность объекта телерадиовещания:
немедленно сообщить в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру 112, назвав адрес объекта телерадиовещания, место обрушения;
задействовать системы оповещения объекта телерадиовещания и проинформировать об обрушении и порядке действия;
начать своевременную эвакуацию людей с объекта телерадиовещания, проверив наличие лиц в каждой части объекта;
принять меры по локализации и тушению пожара первичными средствами пожаротушения, возникших в результате обрушения;
оказать первую помощь пострадавшим;
организовать встречу пожарных и спасателей, показать им места подъезда к объекту телерадиовещания, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место обрушения на плане;
после приезда пожарных необходимо оцепить территорию до прибытия работников органов внутренних дел и запретить вход на нее лицам, не задействованным в проведение аварийно-спасательных работ.
40. Действия лиц, оказанных под завалом:
дышать глубоко, не поддаваться панике и страху;
перевернуться лицом вниз и постараться перебраться в более безопасное место (углы завала);
осмотреть себя и по возможности оказать себе первую помощь;
с осторожностью максимально расширить пространство вокруг;
подать сигнал, с помощью ритмичного стука металлическими предметами;
обнаружив узкий выход протиснуться через него, расслабив мышцы и прижав локти к телу;
не впадать в отчаяние и ждать помощи.