ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 14 июня 2016 года № 162 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 23 июня 2016 года № 277 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13979) следующие изменения и дополнение:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия для осуществления контроля уполномоченным органом согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;
3) проверочный лист в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия для осуществления контроля местным исполнительным органом согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу;
4) проверочный лист к лицензируемому виду деятельности в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия согласно приложению 4 к настоящему совместному приказу.";
приложения 1, 2 и 3 к указанному совместному приказу изложить в новой редакции согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящему совместному приказу;
дополнить приложением 4 к указанному совместному приказу согласно приложению 4 к настоящему совместному приказу.
2. Комитету культуры Министерства культуры и спорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение трех рабочих дней после введения в действие настоящего совместного приказа размещение его на интернет-ресурсе Министерства культуры и спорта Республики Казахстан;
3) в течение трех рабочих дней после исполнения мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, представление в Департамент юридической службы Министерства культуры и спорта Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра культуры и спорта Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.
И.о. министра национальной экономики Республики Казахстан __________ Т. Жаксылыков |
Исполняющий обязанности Министра культуры и спорта Республики Казахстан __________ С. Жарасбаев |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Критерии оценки степени риска в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия
Глава 1. Общие положения
1. Критерии оценки степени риска в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, а также в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17371) и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 "Об утверждении Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками и о внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актах под № 28577) и предназначены для отбора субъектов (объектов) контроля в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия и отнесения их к степеням риска при проведении уполномоченным органом в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия (далее – уполномоченный орган) и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы (далее – местные исполнительные органы) профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
2. В настоящих Критериях используются следующие основные понятия:
1) субъекты (объекты) контроля – физические и юридические лица, в том числе местные исполнительные органы, за деятельностью которых осуществляются контроль в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия;
2) незначительные нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия, касающихся режима использования земель в пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта памятников истории и культуры местного значения;
3) значительные нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия, касающихся вопросов установления сооружений монументального искусства, режима использования земель в пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта памятников истории и культуры международного и республиканского значения, условий содержания памятника истории и культуры, прописанных в охранных обязательствах, а также допущение мер, оказывающих вредное воздействие на сохранность памятников истории и культуры;
4) грубые нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия, касающихся соблюдения условий проведения научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры, условий осуществления археологических работ и лицензирования данной деятельности, законного перемещения и изменения памятника истории и культуры, а также допущение мер, оказывающих вредное воздействие на сохранность объектов историко-культурного наследия и памятников истории и культуры, влекущих к ухудшению их состояния вплоть до полного уничтожения;
5) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
6) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;
7) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
8) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
9) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям;
10) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой законным интересам физических и юридических лиц, государства.
3. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям, но не чаще одного раза в год.
4. Основанием для назначения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля является полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, утвержденный первым руководителем государственного органа.
5. Списки профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля составляются с учетом приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.
6. Критерии для профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении проверки на соответствие квалификационным требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля.
7. При осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверки на соответствие требованиям относит субъекты (объекты) контроля к одной из следующих степеням риска (далее – степени риска):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
8. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям в соответствии с главой 3 настоящих Критериев рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.
Для субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой и средней степени риска, проводятся проверка на соответствие требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
Для субъектов (объектов) контроля, отнесенных к низкой степени риска, проводятся проверка на соответствие требованиям, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
9. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и не значительное.
При этом определение грубых, значительных и незначительных нарушений устанавливаются в критериях оценки степени риска уполномоченного органа по охране и использованию объектов историко-культурного наследия с учетом специфики сферы в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия.
При формировании субъективных критериев степень нарушения (грубое, значительное, незначительное) присваивается в соответствии с установленными определениями грубых, значительных, незначительных нарушений.
10. Критерии оценки степени риска для проведения проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки на соответствие требованиям, не допускается включение их при формировании графиков и списков на очередной период государственного контроля.
11. Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих графики или списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на информационных инструментах.
При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверка на соответствие требованиям, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля.
Параграф 1. Объективные критерии
12. В сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия к высокой степени риска для осуществления контроля уполномоченным органом относятся:
1) местные исполнительные органы;
2) лицензиаты, имеющие лицензию на деятельность по осуществлению научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и (или) археологических работ;
3) физические и юридические лица, являющиеся пользователями и/или собственниками памятников истории и культуры.
К высокой степени риска для осуществления контроля местным исполнительным органом относятся:
1) структурные подразделения местных исполнительных органов, осуществляющие деятельность по охране и использованию объектов историко-культурного наследия;
2) физические и юридические лица, являющиеся пользователями и/или собственниками памятников истории и культуры.
К средней и низкой степени риска относятся физические и юридические лица, являющиеся пользователями и/или собственниками памятников истории и культуры.
Параграф 2. Субъективные критерии
13. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации о нарушении требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия;
2) анализ информации и оценка рисков.
14. Для оценки степени рисков по субъективным критериям используются следующие источники информации:
1) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;
2) результаты предыдущих проверок на соответствие квалификационным требованиям;
3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений о нарушении требований в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия;
4) результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля);
5) анализ официальных интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации;
6) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями.
15. Оценка степени риска субъектов контроля и отнесение их к грубой, значительной и незначительной группе степени риска осуществляется в соответствии с приложениями 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 к настоящим Критериям.
16. Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение проверки на соответствие требованиям и профилактический контроль субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.
При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 3. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям
17. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктом 7 настоящих Критериев применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится проверка на соответствие требованиям или профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение общего показателя является основанием отнесения субъекта предпринимательства к определенной степени риска в соответствии с пунктом 8 настоящих Критериев.
Приложение 1 к Критериям оценки степени риска в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия |
Субъективные критерии по информационному источнику "результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля" для уполномоченного органа
№ | Критерии | Степень нарушения |
1 | Отсутствие лицензии на деятельность по осуществлению научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и (или) археологических работ | грубое |
2 | Наличие фактов незаконного перемещение и изменение памятника истории и культуры международного и республиканского значения | грубое |
3 | Наличие фактов нарушений режима использования земель в пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта памятников истории и культуры международного и республиканского значения | значительное |
4 | Наличие фактов нарушения правил установления сооружений монументального искусства | значительное |
5 | Наличие фактов нарушения условий содержания памятника истории и культуры международного и республиканского значения, прописанных в охранных обязательствах | значительное |
6 | Наличие фактов нарушения правил и условий проведения научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры международного и республиканского значения и правил и условий осуществления археологических работ | грубое |
Приложение 2 к Критериям оценки степени риска в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия |
Субъективные критерии по информационному источнику "результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля" для местных исполнительных органов
№ | Критерии | Степень нарушения |
1 | Наличие фактов незаконного перемещение и изменение памятника истории и культуры местного значения | грубое |
2 | Отсутствие фактов проведения археологических работ по выявлению объектов историко-культурного наследия при освоении территорий до отвода земельных участков | значительное |
3 | Наличие фактов нарушений режима использования земель в пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта памятников истории и культуры местного значения | незначительное |
4 | Наличие фактов нарушения условий содержания памятника истории и культуры местного значения, прописанных в охранных обязательствах | значительное |
5 | Наличие фактов проведения работ, которые могут создавать угрозу существованию объектов историко-культурного наследия | грубое |
6 | Наличие фактов нарушения правил и условий проведения научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры местного значения и правил и условий осуществления археологических работ | грубое |
Приложение 3 к Критериям оценки степени риска в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия |
Субъективные критерии по информационному источнику "результаты предыдущих проверок на соответствие квалификационным требованиям"
Приложение 4 к Критериям оценки степени риска в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия |
Субъективные критерии по информационному источнику "наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений о нарушении требований в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия"
№ | Критерии | Степень нарушения |
1 | Наличие одной подтвержденной жалобы или обращения в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия | значительное |
2 | Наличие двух или более подтвержденных жалоб или обращений в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия | грубое |
Приложение 5 к Критериям оценки степени риска в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия |
Субъективные критерии по информационному источнику "результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля"
№ | Критерии | Степень нарушения |
1 | Неисполнение в установленный срок рекомендаций об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля | грубое |
Приложение 6 к Критериям оценки степени риска в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия |
Субъективные критерии по информационному источнику "анализ официальных интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации"
№ | Критерии | Степень нарушения |
1 | Наличие информации с подтверждающими фактами о нарушениях в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия | значительное/ грубое |
Приложение 7 к Критериям оценки степени риска в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия |
Субъективные критерии по информационному источнику "результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями"
№ | Критерии | Степень нарушения |
1 | Наличие одной подтвержденной жалобы или обращения в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия | значительное |
2 | Наличие двух или более подтвержденных жалоб или обращений в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия | грубое |
Проверочный лист в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия для осуществления контроля уполномоченным органом
Государственный орган, назначивший проверку / профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки / профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
№, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля ______________________________________________
_______________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта) контроля _______________________________________________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
№ п/п | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Отсутствие лицензии на деятельность по осуществлению научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и (или) археологических работ | ||
2 | Наличие фактов незаконного перемещение и изменение памятника истории и культуры международного и республиканского значения | ||
3 | Наличие фактов нарушений режима использования земель в пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта памятников истории и культуры международного и республиканского значения | ||
4 | Наличие фактов нарушения правил установления сооружений монументального искусства | ||
5 | Наличие фактов нарушения условий содержания памятника истории и культуры международного и республиканского значения, прописанных в охранных обязательствах | ||
6 | Наличие фактов нарушения правил и условий проведения научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры международного и республиканского значения и правил и условий осуществления археологических работ |
должность подпись
_______________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля ______________________________________ _____________
должность подпись
_______________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Проверочный лист в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия для осуществления контроля местным исполнительным органом
Государственный орган, назначивший проверку / профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки / профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
№, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта) контроля ________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
№ п/п | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Наличие фактов незаконного перемещение и изменение памятника истории и культуры местного значения | ||
2 | Отсутствие фактов проведения археологических работ по выявлению объектов историко-культурного наследия при освоении территорий до отвода земельных участков | ||
3 | Наличие фактов нарушений режима использования земель в пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта памятников истории и культуры местного значения | ||
4 | Наличие фактов нарушения условий содержания памятника истории и культуры местного значения, прописанных в охранных обязательствах | ||
5 | Наличие фактов проведения работ, которые могут создавать угрозу существованию объектов историко-культурного наследия | ||
6 | Наличие фактов нарушения правил и условий проведения научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры местного значения и правил и условий осуществления археологических работ |
должность подпись
__________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля _____________________________ ___________
должность подпись
__________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Проверочный лист к лицензируемому виду деятельности в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия
Государственный орган, назначивший проверку _____________________________________________
________________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
№, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля ________________________________________________
________________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта) контроля ________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Должностное (ые) лицо (а) _________________________________ _____________
должность подпись
___________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля ____________________________ _____________
должность подпись
___________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)