О внесении изменений и дополнений в совместный приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 10 июля 2019 года № 259 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 63 "Об утверждении критериев оценки степени рисков и проверочных листов в области регулирования рынка зерна"

Новый

Совместный приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 февраля 2023 года № 59 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 8 февраля 2023 года № 19. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 февраля 2023 года № 31882

      Примечание ИЗПИ!
Вводится в действие с 01.01.2023.

      ПРИКАЗЫВАЕМ:

      1. Внести в совместный приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 10 июля 2019 года № 259 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 63 "Об утверждении критериев оценки степени рисков и проверочных листов в области регулирования рынка зерна" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 19025) следующие изменения и дополнения:

      преамбулу совместного приказа изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:";

      в пункте 1:

      дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:

      "3-1) проверочный лист в области регулирования рынка зерна на соответствие квалификационным требованиям в отношении хлебоприемных предприятий согласно приложению 3-1 к настоящему совместному приказу;";

      подпункт 4) исключить;

      приложения 1 и 3 к указанному совместному приказу изложить в новой редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему совместному приказу;

      дополнить приложением 3-1 согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу.

      2. Департаменту земледелия Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.

      4. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 1 января 2023 года и подлежит официальному опубликованию.

      Министр национальной
экономики Республики Казахстан
__________А. Куантыров
      Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
__________Е. Карашукеев

      "СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан

  Приложение 1
к совместному приказу
Министра национальной
экономики Республики Казахстан
от 8 февраля 2023 года № 19 и
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 8 февраля 2023 года № 59

  Приложение 1
к совместному приказу
Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 10 июля 2019 года № 259 и
Министра национальной
экономики Республики Казахстан
от 12 июля 2019 года № 63

Критерии
оценки степени рисков в области регулирования рынка зерна

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Критерии оценки степени рисков в области регулирования рынка зерна (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577), и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371), для отнесения субъектов контроля в области регулирования рынка зерна к степеням риска и для отбора субъектов (объектов) контроля при проведении проверок на соответствие квалификационным требованиям по выданным в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" лицензиям (далее – проверка на соответствие квалификационным требованиям) и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

      2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:

      1) субъекты контроля – юридические лица (хлебоприемные предприятия), осуществляющие деятельность, связанную с производством, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией зерна;

      2) незначительное нарушение – нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в области зерна, в части неправильного ведения документации в области зернового рынка;

      3) значительное нарушение – нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в области зерна, в части проведения мероприятий по переводу зерна на зимние условия хранения, несоответствие технологического оборудования, не предоставление информации и документации в области зернового рынка;

      4) грубое нарушение – нарушение требований, установленных законодательством Республики Казахстан о зерне, влекущих административную ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" в части нарушения, которое может привести к ухудшению количественно-качественной сохранности зерна, в том числе к фактам утраты и порчи зерна, несоблюдению условий хранения зерна, неисполнению хлебоприемными предприятиями обязательств по выпущенным ими зерновым распискам.

      3. В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени риска, проводятся проверка на соответствие квалификационным требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.

Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении проверки на соответствие квалификационным требованиям и профилактического контроля субъектов контроля

      4. Критерии оценки степени риска для проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.

Параграф 1. Объективные критерии

      5. По объективным критериям к субъектам (объектам) контроля высокой степени риска относятся юридические лица (хлебоприемные предприятия), осуществляющие деятельность, связанную с производством, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией зерна.

Параграф 2. Субъективные критерии

      6. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

      1) формирование базы данных и сбор информации;

      2) анализ информации и оценка рисков.

      7. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области регулирования рынка зерна.

      Для оценки степени риска по субъективным критериям для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля используются следующие источники информации:

      1) результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;

      2) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектами контроля в государственный электронный реестр держателей зерновых расписок;

      3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений.

      Для оценки степени риска по субъективным критериям для проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям используются следующие источники информации:

      1) результаты предыдущих проверок в отношении субъектов контроля;

      2) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений.

      8. Субъективные критерии оценки степени риска в области регулирования рынка зерна указаны в приложении 1 к настоящим Критериям.

      Субъективные критерии для проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям указаны в приложении 2 к настоящим Критериям.

      9. На основании источников информации, указанных в пункте 7 настоящих Критериев, субъективные критерии подразделены на три степени нарушения: грубые, значительные и незначительные.

      10. В соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям в соответствии с главой 3 настоящих Критериев рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.

      По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится:

      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;

      2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;

      3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.

Параграф 3. Управление рисками

      11. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты (объекты) контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверки на соответствие квалификационным требованиям на период, определяемый пунктами 17 и 18 настоящих Критериев, посредством применения субъективных критериев.

      12. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в области регулирования рынка зерна субъектов контроля в случаях:

      1) если такие субъекты заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед держателями зерновых расписок в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О зерне";

      2) если в законах Республики Казахстан и в настоящих Критериях определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля или проведения проверок на соответствие квалификационным требованиям.

      13. Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих графики или списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.

      При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверка на соответствие квалификационным требованиям, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в области регулирования рынка зерна.

Глава 3. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям

      14. При выявлении одного грубого нарушения субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится проверка на соответствие квалификационным требованиям или профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

      При не выявлении грубых нарушений, определение показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.

      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SPз = (SP2 х 100/SP1) х 0,7,

      где:

      SP3 – показатель значительных нарушений;

      SP1 –требуемое количество значительных нарушений;

      SP2 - количество выявленных значительных нарушений.

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,

      где:

      SРн – показатель незначительных нарушений;

      SР1 –требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 - количество выявленных незначительных нарушений.

      Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

      SР = SРз + SРн,

      где:

      SР - общий показатель степени риска;

      SРз - показатель значительных нарушений;

      SРн - показатель незначительных нарушений.

      Полученное значение общего показателя является основанием отнесения субъекта (объекта) контроля к определенной степени риска в соответствии с пунктом 10 настоящих Критериев.

Глава 4. Заключительные положения

      15. Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение проверки на соответствие квалификационным требованиям и профилактический контроль субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.

      При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 178 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

      16. В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки на соответствие квалификационным требованиям, не допускается включение их при формировании графиков и списков на очередной период государственного контроля.

      17. Кратность проведения проверок на соответствие квалификационным требованиям в отношении субъектов (объектов) контроля высокой степени риска определяется не чаще одного раза в год.

      18. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям, но не чаще двух раз в год.

      19. Проверка на соответствие квалификационным требованиям проводится на основании графика проверок на соответствие квалификационным требованиям, утверждаемого регулирующим государственным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 144 Кодекса.

      Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводится на основании полугодовых списков проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых в соответствии с пунктом 4 статьи 144-2 Кодекса.

  Приложение 1
к Критериям оценки степени
рисков в области регулирования
рынка зерна

Субъективные критерии оценки степени риска в области регулирования рынка зерна

Наименование критериев

Степень нарушения

Результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля

1

Обеспечение сохранности зерна в соответствии с данными реестра зерновых расписок

грубое

2

Оформление зерна, поступающего на хлебоприемные предприятия:
1) ведение журнала регистрации взвешивания грузов на автомобильных весах;
2) ведение журнала регистрации взвешивания грузов на вагонных весах
3) ведение журнала регистрации результатов лабораторных анализов;
4) наличие реестра накладных на принятое автомобильным транспортом зерно с определением качества по среднесуточной пробе;
5) наличие реестра накладных на принятое железнодорожным транспортом зерно;
6) наличие отчета о движении зерна и тары на зернохранилище

грубое

3

Наличие акта на очистку, сушку зерна

грубое

4

Оформление отгрузки зерна:
1)наличие приказов на отгрузку зерна;
2) наличие реестра отгрузки зерна железнодорожным транспортом;
3) наличие реестра накладных на отгруженное автомобильным транспортом зерно;
4) наличие акта-расчета;
5) наличие накладной на перемещение зерна внутри территории зернохранилища

грубое

5

Ведение книги количественно-качественного учета зерна

незначительное

6

Наличие договора на хранение зерна

значительное

7

Соблюдение трехдневного срока регистрации приказа на выпуск зерновой расписки со дня приема зерна от владельца зерна хлебоприемным предприятием (хлебоприемное предприятие не позднее трех рабочих дней со дня приема зерна от владельца зерна регистрирует приказ на выпуск зерновой расписки)

значительное

8

Наличие страхования гражданско-правовой ответственности перед держателями зерновых расписок и ее частей либо участие в системе гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам

значительное

9

Наличие товарно-транспортных накладных на зерно

значительное

10

Наличие реестров накладных на принятое автомобильным транспортом зерно с определением качества по среднесуточной пробе

значительное

11

Наличие журнала наблюдения за хранящимся зерном

незначительное

12

Проведение ежегодного аудита годовой финансовой отчетности

значительное

13

Публикация годового баланса и отчета о прибылях и убытках в средствах массовой информации

значительное

14

Наличие резервной складской емкости в размере 10 % площади зернохранилища (хлебоприемного пункта), на элеваторах – не менее одного свободного силоса на каждый надсилосный транспортер

значительное

Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектами контроля в государственный электронный реестр держателей зерновых расписок

15

Непредставление информации о загруженности хлебоприемных предприятий

значительное

16

Непредставление информации о приобретенных, выписанных, погашенных, испорченных и чистых бланках зерновых расписок

значительное

17

Непредставление информации о количестве и качестве поступающего на хранение зерна на хлебоприемное предприятие с нового урожая

значительное

Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений

18

Наличие одной и более подтвержденной жалобы или обращения по несоблюдению требований законодательства Республики Казахстан о зерне

значительное

  Приложение 2
к Критериям оценки степени
рисков в области регулирования
рынка зерна

Субъективные критерии для проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям

Наименование критериев

Степень нарушения

Результаты предыдущих проверок в отношении субъектов контроля

1

Наличие на праве собственности зернохранилища (элеватора, хлебоприемного пункта)

грубое

2

Наличие технологического оборудования: зерноочистительных машин, зерносушильного оборудования, весового оборудования (поверенного в установленном порядке), погрузочно-разгрузочных устройств, подъемно-транспортного оборудования, передвижного транспортного оборудования, оборудования активного вентилирования, емкостей для хранения зерна, оборудования для контроля температуры и влажности зерна при хранении

значительное

3

Наличие пропускного режима, ограждения территории, асфальтированных площадок

грубое

4

Наличие производственно-технологической лаборатории для определения качества зерна, прошедшей оценку состояния измерений, оснащенной: лабораторным оборудованием и приборами (влагомерами, сушильными шкафами, весами лабораторными, мельницей для размола зерна, комплектами сит, пробоотборниками, пурками, устройствами для определения содержания белка, содержания и качества клейковины, числа падения, оптическими приборами для определения зараженности зерна); стеллажами для хранения образцов зерна

значительное

5

Наличие квалифицированного состава технических руководителей и специалистов, имеющих соответствующее образование (для технических руководителей – высшее техническое, технологическое или агрономическое образование, для специалистов – послесреднее (техническое, технологическое или агрономическое) образование

незначительное

6

Наличие доступа к сети Интернет

значительное

Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений

7

Наличие одной и более подтвержденной жалобы или обращения по несоблюдению требований законодательства Республики Казахстан о зерне

значительное

  Приложение 2
к совместному приказу
Министра национальной
экономики Республики Казахстан
от 8 февраля 2023 года № 19 и
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 8 февраля 2023 года № 59
  Приложение 3
к совместному приказу
Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 10 июля 2019 года № 259 и
Министра национальной
экономики Республики Казахстан
от 12 июля 2019 года № 63

                        Проверочный лист в области регулирования
                        рынка зерна для хлебоприемных предприятий

      В соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении ___________________________________________________________________

      Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль с
посещением субъекта (объекта) контроля ___________________________________________
_______________________________________________________________________________

      Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
                                          №, дата

      Наименование субъекта (объекта) контроля ____________________________________
_______________________________________________________________________________

      Бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта) контроля___________________
_______________________________________________________________________________

      Адрес места нахождения____________________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1

Обеспечение сохранности зерна в соответствии с данными реестра зерновых расписок



2

Оформление зерна, поступающего на хлебоприемные предприятия:
1) ведение журнала регистрации взвешивания грузов на автомобильных весах;
2) ведение журнала регистрации взвешивания грузов на вагонных весах
3) ведение журнала регистрации результатов лабораторных анализов;
4) наличие реестра накладных на принятое автомобильным транспортом зерно с определением качества по среднесуточной пробе;
5) наличие реестра накладных на принятое железнодорожным транспортом зерно;
6) наличие отчета о движении зерна и тары на зернохранилище



3

Наличие акта на очистку, сушку зерна



4

Оформление отгрузки зерна:
1)наличие приказов на отгрузку зерна;
2) наличие реестра отгрузки зерна железнодорожным транспортом;
3) наличие реестра накладных на отгруженное автомобильным транспортом зерно;
4) наличие акта-расчета;
5) наличие накладной на перемещение зерна внутри территории зернохранилища



5

Ведение книги количественно-качественного учета зерна



6

Наличие договора на хранение зерна



7

Соблюдение трехдневного срока регистрации приказа на выпуск зерновой расписки со дня приема зерна от владельца зерна хлебоприемным предприятием (хлебоприемное предприятие не позднее трех рабочих дней со дня приема зерна от владельца зерна регистрирует приказ на выпуск зерновой расписки)



8

Наличие страхования гражданско-правовой ответственности перед держателями зерновых расписок и ее частей либо участие в системе гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам



9

Наличие товарно-транспортных накладных на зерно



10

Наличие реестров накладных на принятое автомобильным транспортом зерно с определением качества по среднесуточной пробе



11

Наличие журнала наблюдения за хранящимся зерном



12

Проведение ежегодного аудита годовой финансовой отчетности



13

Публикация годового баланса и отчета о прибылях и убытках



14

Наличие резервной складской емкости в размере 10 % площади зернохранилища (хлебоприемного пункта), на элеваторах – не менее одного свободного силоса на каждый надсилосный транспортер



      Должностное (ые) лицо (а) ________________________________________________

      ____________ ______________       _________________________________________
должность             подпись             фамилия, имя, отчество (при наличии)

      Руководитель субъекта контроля __________________________________________

      _____________ ____________       _________________________________________
должность             подпись             фамилия, имя, отчество (при наличии)

  Приложение 3
к совместному приказу
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 8 февраля 2023 года № 19 и
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 8 февраля 2023 года № 59
  Приложение 3-1
к совместному приказу
Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 10 июля 2019 года № 259 и
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 12 июля 2019 года № 63

      Проверочный лист в области регулирования рынка зерна на соответствие
      квалификационным требованиям в отношении хлебоприемных предприятий

      В соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении ____________________________________________________________________

      Государственный орган, назначивший проверку на соответствие квалификационным
требованиям_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

      Акт о назначении проверки__________________________________________________
________________________________________________________________________________
                                          №, дата

      Наименование субъекта (объекта) контроля ____________________________________
_______________________________________________________________________________

      Бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта) контроля __________________
________________________________________________________________________________

      Адрес места нахождения___________________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1

Наличие на праве собственности зернохранилища (элеватора, хлебоприемного пункта)



2

Наличие технологического оборудования: зерноочистительных машин, зерносушильного оборудования, весового оборудования (поверенного в установленном порядке), погрузочно-разгрузочных устройств, подъемно-транспортного оборудования, передвижного транспортного оборудования, оборудования активного вентилирования, емкостей для хранения зерна, оборудования для контроля температуры и влажности зерна при хранении



3

Наличие пропускного режима, ограждения территории, асфальтированных площадок



4

Наличие производственно-технологической лаборатории для определения качества зерна, прошедшей оценку состояния измерений, оснащенной: лабораторным оборудованием и приборами (влагомерами, сушильными шкафами, весами лабораторными, мельницей для размола зерна, комплектами сит, пробоотборниками, пурками, устройствами для определения содержания белка, содержания и качества клейковины, числа падения, оптическими приборами для определения зараженности зерна); стеллажами для хранения образцов зерна



5

Наличие квалифицированного состава технических руководителей и специалистов, имеющих соответствующее образование (для технических руководителей – высшее техническое, технологическое или агрономическое образование, для специалистов – послесреднее (техническое, технологическое или агрономическое) образование



6

Наличие доступа к сети Интернет



      Должностное (ые) лицо (а) ________________________________________________

      ____________ ______________       _________________________________________
должность             подпись             фамилия, имя, отчество (при наличии)

      Руководитель субъекта контроля __________________________________________

      _____________ ____________       _________________________________________
должность             подпись             фамилия, имя, отчество (при наличии)

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.