ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 15 декабря 2015 года № 1206 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 814 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов, применяемых для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области промышленной безопасности и проверок на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12687) следующие изменения и дополнения:
в критериях оценки степени риска, применяемые для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области промышленной безопасности и проверок на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям, утвержденных указанным совместным приказом:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В Критериях используются следующие понятия:
1) балл – количественная мера исчисления риска;
2) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;
3) незначительные нарушения – несоблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере государственного контроля и надзора в области промышленной безопасности, не влекущих к возникновению аварий, инцидентов на опасных производственных объектах;
4) значительные нарушения – несоблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере государственного контроля и надзора в области промышленной безопасности, влекущих к возможному возникновению инцидентов на опасных производственных объектах;
5) грубые нарушения – несоблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере государственного контроля и надзора в области промышленной безопасности, влекущих к возможному возникновению аварий на опасных производственных объектах;
6) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля и надзора жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
7) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля и надзора, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля и надзора к различным степеням риска;
8) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля и надзора;
9) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора;
10) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля и надзора по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверок на соответствие требованиям с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля и надзора от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверок на соответствие требованиям;
11) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
12) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов (объектов), относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля и надзора в сфере государственного контроля и надзора в области промышленной безопасности, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса.";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области промышленной безопасности и проверок на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области промышленной безопасности и проверок на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям формируются посредством объективных и субъективных критериев.
Пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. После проведения анализа возможных рисков субъекты (объекты) контроля и надзора распределяются по трем степеням риска по объективным критериям (высокая, средняя и низкая).";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. В отношении субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к высокой и средней степени риска по объективным критериям, проводится проверка на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и внеплановые проверки.
В отношении субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к низкой степени риска по объективным критериям, проводится проверка на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям и внеплановые проверки.";
в пункте 12:
подпункт 3) исключить;
подпункт 5) исключить;
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.
Степени нарушения требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора в области промышленной безопасности при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора изложены в соответствии с приложением 1 к настоящим критериям.
Степени нарушения требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора в области промышленной безопасности при проведении проверок, проводимых на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям изложены в соответствии с приложением 2 к настоящим критериям.";
пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев, в соответствии с порядком расчета показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в главе 6 настоящих критериев, рассчитывается показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100 баллов.
По показателям степени риска по субъективным критериям субъект (объект) контроля и надзора относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.";
дополнить главами 5 и 6 следующего содержания:
"Глава 5. Формирование системы оценки и управления рисками при использовании информационных систем с учетом специфики и конфиденциальности, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан
21. Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля и надзора к конкретным степеням риска и формирующих графики или списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.
22. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, а также показатели степени риска, в соответствии с которыми субъект контроля и надзора относится к высокой, средней или низкой степеням риска, установлены согласно приложению 3 к настоящим критериям.
Глава 6. Порядок расчета степени риска по субъективным критериям
23. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля и надзора (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 15 настоящих критериев (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,
SР – показатель степени риска по нарушениям,
SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 15 настоящих критериев.
Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля и надзора однородной группы субъектов (объектов) контроля и надзора в сфере государственного контроля и надзора в области промышленной безопасности. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля и надзора, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля и надзора в сфере государственного контроля и надзора в области промышленной безопасности, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.
24. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля и надзора, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.
При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 12 настоящих критериев, субъекту контроля и надзора в области промышленной безопасности приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области промышленной безопасности и проверка на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям.
При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где:
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
25. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 15 настоящих критериев, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
xi – показатель субъективного критерия,
wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi,
n – количество показателей.
Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 15 настоящих критериев, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
26. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля и надзора,
Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),
Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 23 настоящих критериев.";
в приложении 1 к критериям оценки степени риска, применяемым для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области промышленной безопасности и проверок на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям, утвержденным указанным совместным приказом:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Степени нарушения требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора в области промышленной безопасности при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора";
заголовок раздела Результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля и надзора, исключить;
в разделе 14:
строку, порядковый номер 2831, изложить в следующей редакции:
"
";
строку, порядковый номер 2936, изложить в следующей редакции:
"
2936. | Наличие проекта организации работ (далее - ПОР) на проходку, углубку, армирование и крепление стволов шахт | грубое |
";
разделы Наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъекта контроля и надзора (инциденты, аварии и несчастные случаи), Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений, Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями, Результаты проведения расследования органами государственного контроля и надзора в соответствии с основаниями, предусмотренными статьей 144-4 Кодекса, исключить;
в приложении 2 к критериям оценки степени риска, применяемым для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области промышленной безопасности и проверок на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям, утвержденным указанным совместным приказом:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Степени нарушения требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора в области промышленной безопасности при проведении проверок, проводимых на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям";
заголовок раздела Результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля и надзора, исключить;
разделы Наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъекта контроля и надзора, Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений, Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями, Результаты проведения расследования органами государственного контроля и надзора в соответствии с основаниями, предусмотренными статьей 144-4 Кодекса, Результаты аттестации, экзаменов сотрудников субъектов контроля и надзора, исключить;
дополнить приложением 3 согласно приложению к настоящему совместному приказу.
2. Комитету промышленной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
|
|
"СОГЛАСОВАН" Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан |
Приложение к совместному приказу Исполняющий обязанности министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 марта 2023 года № 38 и Исполняющий обязанности министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 29 марта 2023 года № 166 |
Приложение 3 к критериям оценки степени риска, применяемые для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области промышленной безопасности и проверок на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям в сфере государственного контроля и надзора в области промышленной безопасности в отношении субъектов (объектов) контроля и надзора в области промышленной безопасности
№ п/п | Показатель субъективного критерия | Источник информации по показателю субъективного критерия |
Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), | Условия /значения, xi | |||||
условие 1/значение | условие 2/значение | условие 3/значение | условие 4/значение | условие 5/значение | условие 6/значение | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
Для профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области промышленной безопасности | |||||||||
1 | Количество инцидентов | наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъекта (объекта) контроля и надзора (инциденты, аварии и несчастные случаи) | 20 | 0 | 1 | 2 - 5 | 6 и более | ||
0 % | 25% | 75% | 100% | ||||||
2 | Количество аварий | наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъекта (объекта) контроля и надзора (инциденты, аварии и несчастные случаи) | 20 | 0 | 1 | 2 и более | |||
0 % | 75 % | 100% | |||||||
3 | Количество несчастных случаев | наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъекта (объекта) контроля и надзора (инциденты, аварии и несчастные случаи) | 20 | 0 | 1 | 2 - 3 | 4 и более | ||
0 % | 25% | 75% | 100% | ||||||
4 | Количество опасных технических устройств, состоящих на учете в территориальном подразделении уполномоченного органа в области промышленной безопасности | результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 20 | 0 | 1 – 5 | 6 – 15 | 16- 50 | 51-99 | 100 и более |
0 % | 10 % | 20 % | 50 % | 75% | 100% | ||||
5 | Количество зарегистрированных декларации промышленной безопасности | результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 20 | 0 | 1-3 | 3 и более | |||
0 % | 75 % | 100 % | |||||||
Для проверок на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям | |||||||||
1 | Наличие административного взыскания за нарушение законодательства Республики Казахстан при проведении аттестуемых видов работ в области промышленной безопасности, предусмотренного статьей 299 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях | результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 20 | 1 | |||||
100 % | |||||||||
2 | Наличие аттестата на право проведения работ в области промышленной безопасности | результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 40 | 0 | 1 | ||||
0 % | 100 % | ||||||||
3 | Наличие свидетельства на право проведения на опасном производственном объекте горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных работ | результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 40 | 0 | 1 | ||||
0 % | 100 % |