В соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере металлургической промышленности, относящиеся к системообразующим согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету индустриального развития Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан;
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
М. Карабаев |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
приложение к приказу Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 12 мая 2023 года № 350 |
ИНСТРУКЦИЯ
по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере металлургической промышленности, относящиеся к системообразующим
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере металлургической промышленности, относящиеся к системообразующим (далее – Инструкция), разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" (далее – Закон), Требованиями к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305 (далее - Требования) и определяют организацию антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере металлургической промышленности, относящиеся к системообразующим.
Настоящая Инструкция предназначена для использования в работе первыми руководителями и иными должностными лицами объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере металлургической промышленности, относящиеся к системообразующим (далее - объекты металлургической промышленности), работниками, обеспечивающими проведение мероприятий по антитеррористической защищенности таких объектов, при организации их антитеррористической защиты, а также для контролирующих и исполнительных органов при изучении, проверке и оценке состояния антитеррористической защищенности объектов металлургической промышленности.
2. В настоящих требованиях используются следующие понятия:
1) меры первичного реагирования – комплекс первоочередных мероприятий, предпринимаемый персоналом объекта и сотрудниками субъекта охранной деятельности, направленный на своевременное информирование уполномоченных государственных органов об угрозе или совершении акта терроризма, а также действий по минимизации и ликвидации возможных последствий акта терроризма (оказание помощи в осуществлении первичных и следственных действий силами экстренного (первичного) реагирования, оказание первой медицинской помощи пострадавшим, эвакуация и так далее);
2) система связи – совокупность технических средств и специально выделенных каналов связи, предназначенных для передачи (обмена) информации (информацией), оперативного управления деятельностью служб охраны объекта;
3) контрольно-пропускной пункт – специально оборудованное место, предназначенное для обеспечения контроля, пропуска, досмотра людей и транспортных средств;
4) контрольно-следовая полоса – полоса местности, поверхность которой в естественном состоянии или после специальной обработки обеспечивает фиксацию и сохранение заметных отпечатков следов проникновения нарушителей;
5) система видеонаблюдения – совокупность камер видеонаблюдения, линий передачи данных, программных и технических средств и хранения видеозаписей, а также программных и (или) технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой;
6) инженерно-техническая укрепленность – конструктивные элементы, инженерные, технические средства и (или) их совокупность, обеспечивающие необходимое противодействие несанкционированному проникновению на объект либо его части;
7) система освещения – совокупность технических средств, позволяющих обеспечить необходимый уровень освещенности для системы видеонаблюдения, видимость людей и транспортных средств на объекте в темное время суток;
8) охраняемая зона (участок) – территория, а также выделенные на объекте зоны (участки), части зданий (строения и сооружения), помещения и их конструктивные элементы, подлежащие охране;
9) охраняемые объекты – здания, строения и сооружения, предназначенные для пребывания охраняемых лиц, а также прилегающие к ним территория и акватория;
10) средства ограничения доступа – оборудование и (или) средства, препятствующие несанкционированному доступу на объект, его потенциально опасные участки;
11) система контроля и управления доступом – совокупность технически совместимых аппаратных средств и (или) программного обеспечения, предназначенных для контроля доступа, разграничения прав на вход и (или) выход на объект и (или) его отдельные зоны персонала и посетителей, сбора и хранения информации;
12) система охранной сигнализации – совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для обнаружения несанкционированного проникновения в охраняемую зону (участок), нарушения целостности охраняемой зоны (участка), сбора, обработки, передачи и представления информации в заданном виде о нарушении целостности охраняемой зоны (участка);
13) зоны отторжения – участки местности, расположенные на территории, непосредственно примыкающей к инженерным ограждениям объекта, свободные от построек, деревьев, кустарников и прочего;
14) потенциально опасные участки объекта – территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объекта, где используются, хранятся или эксплуатируются взрывопожароопасные, опасные химические вещества, оружие и боеприпасы, токсичные вещества и препараты, элементы технологических цепочек, систем, оборудования или устройств, критические зоны объекта, а также места возможного массового пребывания людей на объекте, совершение акта терроризма на которых может способствовать причинению ущерба жизни и здоровью, возникновению аварии, угрозы чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, хищению опасных веществ и материалов с целью их дальнейшего использования для совершения акта терроризма;
15) персонал объектов – руководители, работники, сотрудники объекта, в том числе осуществляющие деятельность на его арендуемых площадях;
16) периметр объекта – граница объекта согласно правоустанавливающим документам;
17) учебные (профилактические) мероприятия – превентивные способы обучения персонала и охраны, реализуемые в виде инструктажей и занятий в целях привития навыков первичного реагирования;
18) пропускной режим – совокупность правил, регламентирующих установленный порядок, исключающий возможность несанкционированного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества;
19) критическая зона – помещение, участки и конструктивные элементы, разрушение которых в результате акта терроризма может привести к существенному нарушению нормального функционирования объекта, его существенному повреждению или аварии на нем;
20) противотаранные устройства (заграждения) – инженерно-технические изделия, предназначенные для принудительного замедления и (или) остановки транспортных средств;
21) паспорт антитеррористической защищенности – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения об объекте, отражающие состояние его антитеррористической защищенности, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте, уязвимом в террористическом отношении;
22) система охранная телевизионная – система видеонаблюдения, представляющая собой телевизионную систему замкнутого типа, предназначенную для выявления и фиксирования нарушений;
23) система оповещения – совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и (или) звукового оповещения) находящихся на объекте, уязвимом в террористическом отношении, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действиях в сложившейся обстановке.
Иные понятия, используемые в настоящих требованиях, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области противодействия терроризму.
Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным приказом Министра промышленности и строительства РК от 28.08.2024 № 311 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Целью организации антитеррористической защиты объектов металлургической промышленности, является создание условий, препятствующих совершению акта терроризма (снижение риска совершения акта терроризма на территории объекта), и минимизация и (или) ликвидация последствий возможных террористических угроз.
4. Общие принципы антитеррористической защиты объекта:
1) заблаговременность (превентивность) проводимых мероприятий – комплекс мер, разрабатываемых заранее с учетом характера и специфики террористических угроз;
2) дифференцированный подход – совокупность приемов, направленных на учет отраслевых особенностей функционирования объекта, его дислокации;
3) адекватность – сопоставимость применяемых на объекте антитеррористических мер характеру и специфике вероятных террористических угроз;
4) комплексность – совокупность мер, позволяющих выстроить антитеррористическую защиту объекта исходя из вышеперечисленных принципов и задействовать имеющие силы и средства.
5. Воспрепятствование совершению акта терроризма (снижение риска совершения акта терроризма) на объекте обеспечивается:
1) проведением организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом характера и специфики возможных террористических угроз, определяемых органами национальной безопасности, и их возможных последствий;
2) определением возможных причин и условий, способствующих совершению акта терроризма на объекте и их устранением;
3) оснащением необходимыми инженерно-техническими средствами;
4) обеспечением установленного пропускного режима;
5) организацией подготовки (обучением) персонала объектов и сотрудников субъектов охранной деятельности к первичному реагированию на угрозы совершения акта терроризма (выявление признаков совершения акта терроризма, информирование об этом руководства, правоохранительных и (или) специальных государственных органов);
6) контролем за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности.
6. Минимизация и (или) ликвидация последствий возможных террористических угроз на объекте обеспечиваются:
1) своевременным информированием органов национальной безопасности и (или) внутренних дел Республики Казахстан о совершенном акте терроризма;
2) участием персонала объекта в учениях, тренировках и экспериментах по вопросам реагирования на террористические проявления, а также минимизации и (или) ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма, при проведении их уполномоченными государственными органами и организациями, органами оперативного управления;
3) обучением персонала объекта и сотрудников субъектов охранной деятельности навыкам первичного реагирования на угрозы террористического характера;
4) организацией оповещения и эвакуации персонала и посетителей в случае совершения акта терроризма на объекте;
5) своевременным составлением и поддержанием в актуальном состоянии паспорта антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении, его надлежащим хранением;
6) формированием сил и средств, необходимых для организации мер первичного реагирования, направленных на ликвидацию и минимизацию последствий акта терроризма, за исключением случаев, прямо угрожающих жизни и здоровью людей, до прибытия основных спасательных, аварийных и иных служб;
7) подготовкой и организацией экстренных мер по обеспечению безопасности систем жизнеобеспечения и безопасности объекта (водоснабжения, электроснабжения, газового оборудования, пожаротушения), персонала и посетителей объекта, определением путей эвакуации, обеспечением персонала средствами защиты, определением ответственных лиц за указанные участки деятельности.
7. Приказом первого руководителя объектов металлургической промышленности определяется (определяются) лицо (лица) и (или) подразделение (подразделения), обеспечивающие проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении.
8. Первые руководители или иные должностные лица объектов металлургической промышленности, при размещении в арендуемом здании (помещении) обеспечивают в договоре аренды определение сторон, разрабатывающих паспорт антитеррористической защищенности объекта, осуществляющих охрану объекта, оснащение объекта современными инженерно-техническими средствами, контроль за их бесперебойным функционированием, организацию пропускного режима и финансирование данных мероприятий.
9. При получении информации об угрозе совершения акта терроризма для своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы и предупреждения совершения актов терроризма на объектах металлургической промышленности, первыми руководителями объектов металлургической промышленности осуществляются меры, соответствующие установленному уровню террористической опасности в соответствии с Правилами организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 9 августа 2013 года № 611.
10. Служба государственной охраны Республики Казахстан при необходимости устанавливает дополнительные требования к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, предназначенных для пребывания охраняемых лиц, с учетом настоящих требований, объема и специфики организационных, охранных, режимных и иных мер, обеспечивающих необходимые уровни их безопасности.
Глава 2. Требования к организации пропускного режима
11. Для обеспечения пропускного режима руководитель объекта металлургической промышленности, при необходимости, заключает договор об оказании охранных услуг, в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных статьей 16 Закона Республики Казахстан "Об охранной деятельности" с субъектом охранной деятельности (специализированные охранные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан и (или) с частной охранной организацией, имеющей лицензию на оказание охранных услуг, в том числе охрану объектов, уязвимых в террористическом отношении).
При отсутствии договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности, первым руководителем объекта металлургической промышленности назначаются лица, ответственные за непосредственное выполнение пропускного режима.
12. В соответствии с пунктом 17 Требований, порядок организации пропускного режима определяется первым руководителем объекта металлургической промышленности.
13. Пропускной режим устанавливается для обеспечения:
1) повышения уровня безопасности объекта металлургической промышленности, персонала объекта металлургической промышленности и его посетителей;
2) предотвращения проникновения посторонних лиц на объект металлургической промышленности;
3) организации санкционированного допуска на объект металлургической промышленности персонала объекта металлургической промышленности, посетителей объекта металлургической промышленности, транспортных средств;
4) охраны объекта металлургической промышленности, потенциально опасных участков объекта металлургической промышленности, в том числе исключения бесконтрольного пребывания на них посторонних лиц;
5) предотвращения вноса (выноса), проноса (провоза) на объект металлургической промышленности запрещенных предметов и веществ.
14. Порядок организации пропускного режима для объекта металлургической промышленности предусматривает:
1) график работы персонала объекта металлургической промышленности и порядок их пропуска в рабочее и не рабочее время;
2) организация пропуска на объект металлургической промышленности посетителей;
3) организация вноса (выноса), ввоза (вывоза) материальных ценностей;
4) перечень предметов и веществ, запрещенных к проносу на объекты металлургической промышленности, уязвимых в террористическом отношении, согласно приложению 1 к настоящей Инструкции;
5) перечень потенциально опасных участков объектов металлургической промышленности.
15. На потенциально опасные участки объектов металлургической промышленности допускается только ограниченный круг лиц, обеспечивающий его функционирование и безопасность, другие лица на данные территории допускаются только с письменного разрешения должностного лица, ответственного за организацию пропускного режима на объекте металлургической промышленности.
16. Основными мероприятиями по обеспечению пропускного режима на объектах металлургической промышленности являются:
1) проверка у лиц, прибывших на объект металлургической промышленности, документов, удостоверяющих их личность, а также документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества;
2) проведение досмотра транспортных средств при их въезде (выезде), а также ручной клади лиц, прибывших на объект металлургической промышленности, при их входе (выходе);
3) проведение визуального осмотра охраняемой территории и ограждения на наличие посторонних лиц и неизвестных предметов.
Сноска. Пункт 16 с изменением, внесенным приказом Министра промышленности и строительства РК от 18.03.2024 № 101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).17. На основании порядка организации пропускного и внутриобъектового режимов на объекте металлургической промышленности, с учетом присущих ему особенностей, первый руководитель объекта металлургической промышленности разрабатывает должностную инструкцию по обеспечению безопасности, которая предусматривает:
1) проверку соответствующих документов, удостоверяющих личность, при входе на объекте металлургической промышленности;
2) проверку соответствующих документов и характер ввозимых грузов при пропуске на территорию объекта металлургической промышленности транспортных средств;
3) проверку документов и цели прибытия посетителей на объект металлургической промышленности, ведение списка посетителей объекта металлургической промышленности;
4) регулярный обход территории объектов металлургической промышленности на предмет проверки внутренних помещений, осмотра периметра объекта металлургической промышленности и обследование ограждений на предмет их повреждений, выявления посторонних, взрывоопасных и подозрительных предметов;
5) немедленное уведомление руководителя объекта металлургической промышленности о всех обнаруженных нарушениях.
Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий в объектах металлургической отрасли
18. Цель профилактических мероприятий – создание на объекте металлургической промышленности условий, способствующих минимизации совершения на нем акта терроризма.
19. Учебные мероприятия проводятся для ознакомления сотрудников объектов металлургической промышленности с основными правилами антитеррористической безопасности, выработки навыков грамотного и рационального поведения при угрозе совершения акта терроризма и после его совершения.
20. Профилактические и учебные мероприятия проводятся в виде инструктажей, занятий (практические и теоретические) с:
1) работниками объекта;
2) сотрудниками охраны.
21. Планирование профилактических и учебных мероприятий с работниками и сотрудниками охраны из числа персонала объекта осуществляется лицом, обеспечивающим проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта.
22. Для проведения профилактических и учебных мероприятий привлекаются представители заинтересованных уполномоченных и местных исполнительных органов по согласованию с антитеррористической комиссией административно-территориальной единицы по месту расположения объекта, а также подготовленные работники объекта.
23. Планирование данных мероприятий с сотрудниками охраны из числа работников субъекта охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, организуется руководителем субъекта охранной деятельности.
24. Варианты тематик профилактических и учебных мероприятий по вопросам антитеррористической безопасности приводятся в приложении 3 к настоящей Инструкции.
25. С сотрудниками охраны проводятся дополнительные занятия по приобретению и (или) совершенствованию навыков использованию инженерно-технических средств антитеррористической защиты, технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств.
26. Учебные мероприятия обеспечивают обучение персонала действиям в условиях совершения или угрозы совершения акта (актов) терроризма, способам защиты от его последствий, безопасной и своевременной эвакуации с объекта посетителей и персонала.
27. Практические и теоретические занятия проводятся в соответствии с графиком проведения, утвержденным собственником, владельцем, руководителем объекта, уязвимого в террористическом отношении, (руководителем субъекта охранной деятельности) с периодичностью не реже одного раза в год.
28. Лицо, ответственное за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности составляет графики мероприятий для отдельных групп работников с учетом их деятельности.
29. Теоретические занятия направлены на профилактику распространения идеологии терроризма среди работников, сотрудников охраны объектов металлургической промышленности, формированию неприятия идеологии терроризма в различных ее проявлениях, культуры безопасности.
30. Практические занятия направлены на обеспечение максимальной слаженности и четкости действий работников, сотрудников охраны объектов металлургической промышленности.
31. Практические занятия по действиям при возникновении угрозы совершения акта терроризма в помещениях и на территории объекта с охватом всего коллектива объекта проводится не менее одного раз в год при координации антитеррористической комиссии.
32. Проведению практических занятий с охватом всего коллектива объекта предшествует проведение теоретических занятий, плановых инструктажей с отдельными группами работников, сотрудников охраны, направленных на формирование у них знаний алгоритмов действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера, согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.
33. Проведение инструктажа предназначено для ознакомления сотрудников с основными правилами антитеррористической безопасности, выработки навыков грамотного и рационального поведения.
34. Плановый инструктаж проводится не реже одного раза в год или, в зависимости от метода работы (вахтовый, сменный, сезонный), не реже одного раза в два года.
35. Внеплановый инструктаж проводится при:
1) введении в регионе, где находится объект, одного из уровня террористической опасности, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 9 августа 2013 года № 611 "Об утверждении Правил организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма" (далее – Правила оповещения): умеренный ("желтый"), высокий ("оранжевый"), критический ("красный") при координации лица, обеспечивающего проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта;
2) наличии информации о возможной угрозе совершения акта терроризма на объекте при координации лица, обеспечивающего проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта;
3) подготовке к антитеррористическим учениям, тренировкам, объектовым экспериментам объектов металлургической промышленности при координации оперативного штаба по борьбе с терроризмом;
4) подготовке к проведению охранных мероприятий при координации Службы государственной охраны Республики Казахстан.
36. Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой работников. Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
37. Для проведения профилактических и учебных мероприятий используется вмещающее всех или определенную группу работников помещение, в котором выделяют места для размещения специальной наглядной информации (стендов, плакатов), проектора для демонстрации тематических слайдов, использование аудиотехники или видеотехники.
38. О проведении инструктажей и занятий производится запись в журнале учета учебных мероприятий по антитеррористической защите по форме согласно приложению 5 к настоящий Инструкции.
39. Журнал прошнуровывается и скрепляется печатью, а также подписью первого руководителя. Заполнение журнала производится с соблюдением строгой последовательности.
40. За ведение журнала и проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта первым руководителем объекта металлургической промышленности определяется ответственное лицо.
41. Для объектов с большим количеством персонала (более 20 человек) документирование проведения указанных мероприятий может осуществляться в виде протокола или справки.
Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма
42. Взаимодействие организуется в целях профилактики и предупреждения актов терроризма, обучения и подготовки работников, сотрудников охраны объекта к действиям в случае угрозы или совершения акта терроризма на объекте.
43. Взаимодействие с антитеррористической комиссией устанавливается на этапе планирования профилактических и учебных мероприятий путем уточнения наиболее вероятных для объекта угроз террористического характера.
44. Исходя из наиболее вероятных угроз террористического характера на объекте, особенностей объекта (тип объекта, реализуемые программы обучения, количество работников и сотрудников охраны, расположение объекта), на объекте уточняются алгоритмы действия различного круга лиц объекта на возможные угрозы террористического характера, приведенные в приложении 4 к настоящей Инструкции.
45. Данные алгоритмы, отрабатываются в ходе практических занятий, проводимых с участием уполномоченных государственных органов, а также подготовки и проведения разноуровневых антитеррористических учений, тренировок, оценки антитеррористической защиты объекта (эксперимент), проводимых согласно планам оперативных штабов по борьбе с терроризмом.
46. В случае задействования объекта оперативным штабом по борьбе с терроризмом в проведении антитеррористических учений, тренировок, проведения оценки объекта металлургической промышленности к воспрепятствованию совершения акта терроризма и минимизации (ликвидации) его последствий руководитель объекта, а также руководитель субъекта охранной деятельности, заключивший договор об оказании охранных услуг объекту оказывают содействие, обеспечивают привлечение и участие необходимых групп работников, сотрудников охраны к проведению указанных мероприятий.
47. По итогам проведения антитеррористических учений, тренировок, оценки антитеррористической защиты объекта (эксперимент) в соответствующие планы, графики и алгоритмы вносятся коррективы.
48. Одной из задач взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, является своевременное информирование территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан о фактах и признаках подготовки актов терроризма и реализация мер, направленных на их недопущение.
49. Руководители объектов, руководители субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг объекту, в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта (актов) терроризма разрабатывают алгоритм действий персонала объекта, субъектов охранной деятельности:
1) по незамедлительному информированию территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
2) при получении информации от уполномоченных государственных органов об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
3) по исполнению мероприятий первичного реагирования, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;
50. Руководители, работники объектов металлургической промышленности, сотрудники охраны при совершении акта терроризма или об угрозе его совершения информируют территориальные органы национальной безопасности, подразделения органов внутренних дел и заинтересованных лиц согласно алгоритмам действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера, представленным в приложении 4 к настоящей Инструкции.
При представлении информации указываются полученные сведения о совершении акта терроризма или об угрозе его совершения, наименование и адрес объекта, время происшествия, наличие пострадавших, их местонахождение и состояние, фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, передающего сообщение, и занимаемая им должность.
Отсутствие полных данных не освобождает ответственных лиц от немедленного доклада.
51. В соответствии с установленным уровнем террористической опасности собственниками, владельцами, руководителями или должностными лицами объектов металлургической промышленности, уязвимых в террористическом отношении, в соответствии с Правилами оповещения применяются следующие меры безопасности:
1) при умеренном ("желтом") уровне террористической опасности:
усиление пропускного режима на объекте металлургической промышленности;
усиление режимных мер в ходе проведения досмотровых мероприятий посетителей, персонала и транспортных средств с использованием специальных технических средств;
инструктаж субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, персонала, служащих и работников объектов, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей сфере;
информирование персонала о возможной угрозе совершения акта терроризма и соответствующих действиях;
оценка возможностей объекта по оказанию медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, а также по организации медицинской эвакуации лиц, которым в результате акта терроризма причиняется физический вред;
2) при высоком ("оранжевом") уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении "желтого" уровня террористической опасности):
проверка готовности персонала и подразделений объекта, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, и отработка их возможных действий по пресечению акта терроризма и спасению людей;
усиление охраны объектов субъектом охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, персонала, служащих и работников объектов, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций;
усиление контроля за передвижением транспортных средств по территории объекта, проведение досмотра транспортных средств с применением технических средств обнаружения оружия и взрывчатых веществ;
приведение в состояние режима повышенной готовности объекта к приему лиц, которым в результате акта терроризма причиняется физический и моральный ущерб;
3) при установлении критического ("красного") уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении "желтого" и "оранжевого" уровней террористической опасности):
принятие неотложных мер по спасанию людей, содействие бесперебойной работе спасательных служб и формирований;
перевод объекта в чрезвычайный режим.
Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защищенности объекта металлургической промышленности
52. Паспорт является документом, содержащим информацию с ограниченным доступом.
На объектах металлургической промышленности руководители объектов принимают меры по ограничению доступа к паспорту лицам, не задействованным в его разработке, обеспечении антитеррористической защищенности объекта, контроле состояния антитеррористической защищенности объектов, в деятельности оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
53. Паспорт предназначен для использования заинтересованными органами, осуществляющими противодействие терроризму, при планировании ими мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте.
54. Паспорт антитеррористической защищенности объекта (далее –паспорт) составляется согласно типовому паспорту антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденному cовместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 14 июня 2023 года № 481 и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 26 июня 2023 года № 51/қе (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 32950) (далее – типовой паспорт) в двух экземплярах с одновременной разработкой электронного варианта.
Сноска. Пункт 54 - в редакции приказа Министра промышленности и строительства РК от 18.03.2024 № 101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).55. Руководителем объекта назначается лицо (лица), ответственное (ответственные) за разработку паспорта, его хранение и своевременное обновление данных паспорта.
56. В случаях, когда объект располагается в здании, сооружении (комплексе зданий и сооружений), имеющим несколько правообладателей, составление паспорта осуществляется по письменному соглашению между ними: совместно всеми правообладателями объектов или одним из них.
57. Проект паспорта составляется в течение сорока пяти рабочих дней с момента получения руководителем объекта соответствующего уведомления о включении объекта в перечень объектов металлургической промышленности, уязвимых в террористическом отношении, области, города республиканского значения, столицы (далее – территориальный перечень).
58. В случае невозможности разработать паспорт в сроки, указанные в пункте 57 (с учетом сложности объекта) руководитель объекта направляет в аппарат (отдел) антитеррористической комиссии обоснованное обращение о продлении сроков составления паспорта.
59. Проект паспорта объекта, включенного в территориальный перечень, направляется на согласование должностному лицу, указанному в типовом паспорте, в течение десяти календарных дней после составления.
60. В течение десяти рабочих дней после согласования паспорт утверждается (в том числе при его обновлении) первым руководителем организации, подразделения организации, являющейся правообладателем объекта.
При совместном составлении паспорт подлежит утверждению всеми правообладателями объектов металлургической промышленности.
61. Количество копий (электронных копий) паспорта и их направление другим правообладателям объекта определяется письменным соглашением между их правообладателями.
62. Проект паспорта объекта, включенного в ведомственный перечень, согласовывается должностным лицом, определенным в инструкции, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.
63. Первый экземпляр паспорта (оригинал) хранится согласно требованиям, предъявляемым к организации работы с информацией с ограниченным доступом, у ответственного лица или в подразделении объекта, определенного приказом руководителя организации, являющейся правообладателем объекта.
64. Второй экземпляр паспорта и электронный вариант паспорта (в формате PDF на электронном носителе информации) в срок не позднее десяти календарных со дня его утверждения или корректировки направляются в территориальные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан для хранения.
65. Паспорт корректируется в случаях изменения:
1) прав собственности;
2) руководителя объекта;
3) наименования объекта;
4) основного предназначения объекта;
5) общей площади и периметра объекта, застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем, если были произведены изменения в конструкции;
6) потенциально опасных участков объекта;
7) технических средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта.
66. Внесение корректив в паспорт осуществляется в течение двадцати рабочих дней с момента возникновения причины его изменения. В отдельных случаях по решению антитеррористической комиссии могут устанавливаться иные сроки исходя из сложности объекта и вносимых изменений.
67. В паспорт вносятся изменения, заверенные подписью руководителя организации, являющейся правообладателем объекта, или лица, уполномоченного организацией подписывать паспорт. Замене подлежат только те элементы паспорта, где произошли изменения.
Одновременно информация о соответствующих изменениях за подписью руководителя организации, являющейся правообладателем объекта, направляется в органы внутренних дел Республики Казахстан для приобщения ко второму экземпляру паспорта с одновременной заменой электронного варианта паспорта.
68. Паспорт подлежит полной замене:
1) не реже одного раза в пять лет;
2) в случае внесения корректив в более чем половину пунктов текста паспорта.
69. Утративший силу паспорт подлежит уничтожению в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта.
Акт остается в организации, являющейся правообладателем объекта.
Копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта.
Глава 6. Требования к оснащению объектов металлургической промышленности, уязвимых в террористическом отношении, инженерно-техническим оборудованием
70. Для оснащения объектов могут использоваться следующие инженерно-технические средства:
1) по оборудованию периметра объекта, исключающие несанкционированный доступ и удовлетворяющие режимным условиям объекта: ограждение (физический барьер) периметра, зон и отдельных участков объекта; контрольно-пропускные пункты; противотаранные устройства (в том числе вазоны, элементы архитектуры, ландшафта, болларды и другие); укрепленность стен зданий, сооружений объекта, его оконных проемов; средства контроля и управления доступом, ограничения доступа, системы и средства досмотра, освещения; зоны отторжения, контрольно-следовые полосы; наблюдательные вышки, иные системы контроля внешнего периметра;
2) по контролю за обстановкой на объекте: системы и средства связи, оповещения, охранной и тревожной (в том числе мобильные либо стационарные средства подачи тревоги – "тревожные кнопки") сигнализации, системы охранные телевизионные, системы противодействия беспилотным летательным аппаратам;
3) обеспечивающие работу систем безопасности: системы и средства резервного, бесперебойного электроснабжения.
Допускается оснащение объектов металлургической промышленности иным инженерно-техническим оборудованием, прямо не указанным в настоящем пункте, но выполняющим те же задачи и функции или отвечающие тем же целям.
71. Все объекты металлургической промышленности уязвимые в террористическом отношении, в обязательном порядке оснащаются системами охранными телевизионными и системами оповещения.
Технические требования к системам видеонаблюдения, входящим в систему охранную телевизионную объекта, должны соответствовать минимальным техническим возможностям систем видеонаблюдения, предусмотренным Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № 69-қе (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №21693) (далее – Правила функционирования Национальной системы видеомониторинга).
72. При проектировании строительства, реконструкции, модернизации, капитального ремонта объекта собственнику, владельцу (в том числе потенциальному) объекта необходимо определить соответствие объекта критериям отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении и предусмотреть, в случае необходимости, соответствующее инженерно-техническое оснащение.
73. По решению первого руководителя или иных должностных лиц, на объекте может устанавливаться дополнительное инженерно-техническое оборудование.
74. Для проектирования и оснащения объектов инженерно-техническим оборудованием первые руководители объектов металлургической промышленности определяют его потенциально опасные участки.
На направлениях, ведущим к этим участкам, обеспечивается наибольшая плотность инженерно-технического оснащения.
75. Срок завершения мероприятий по оснащению объекта инженерно-техническим оборудованием составляет не более 6 месяцев с момента:
1) получения уведомления о придании объекту статуса уязвимого в террористическом отношении для объектов, входящих в территориальные перечни;
2) придания объекту статуса уязвимого в террористическом отношении для объектов, входящих в ведомственный перечень.
76. Сроки завершения мероприятий по оснащению охраняемых объектов инженерно-техническим оборудованием устанавливаются Антитеррористической комиссией по согласованию с заинтересованными государственными органами, организациями и владельцами объектов.
При этом, сроки подключения внутриобъектовых систем видеонаблюдения к Национальной системе видеомониторинга определяются Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга.
Иные сроки могут быть установлены:
1) для объектов, состоящих в территориальном перечне, – по согласованию с антитеррористической комиссией при акимате после комиссионного обследования состояния антитеррористической защищенности объекта;
2) для объектов, состоящих в ведомственных перечнях, – после комиссионного обследования состояния антитеррористической защищенности объекта.
77. Срок завершения мероприятий по оснащению объекта инженерно-техническим оборудованием устанавливается исходя из степени потенциальной опасности, угрозы совершения актов терроризма, прогнозного объема расходов средств на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств республиканского и местных бюджетов и средств внебюджетных источников.
78. Инженерно-техническое оборудование объекта должно всегда поддерживаться в рабочем состоянии.
79. Оснащение объектов металлургической промышленности и подлежащих государственной охране, обеспечивается в соответствии с требованиями по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151.
Приложение 1 к Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов металлургической промышленности, уязвимых в террористическом отношении |
Перечень документов в области антитеррористической защиты для объектов металлургической промышленности
1. Приказ о назначении ответственных лиц за организацию и проведение мероприятий антитеррористической защиты в организации (с указанием функциональных обязанностей) либо должностная инструкция, в том числе ответственных за проведение инструктажей по антитеррористической защите.
2. Журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке.
3. Алгоритмы первичного реагирования:
1) по незамедлительному информированию территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
2) при получении информации от уполномоченных государственных органов об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
3) своевременного информирования территориальных органов внутренних дел о ставших известных фактах хищения, незаконного приобретения работниками, сотрудниками охраны оружия, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств, а также о местах их хранения.
4. Алгоритмы действий различного круга лиц объекта на угрозы террористического характера.
5. Журнал приема, сдачи дежурств, обхода территории, помещений подразделениями охраны, сторожами (вахтерами) (при его наличии).
6. Паспорт безопасности учреждения, приказ о назначении ответственного лица за хранение паспорта безопасности.
7. Планы и порядок эвакуации работников и посетителей учреждения при пожаре, в случае получения информации об угрозе совершения акта терроризма, и чрезвычайных ситуаций.
8. Приказ о проведении учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта из зданий (сооружений), с графиком проведения тренировок.
9. Программы, протоколы обучения работников учреждения способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.
10. Договора на охрану учреждения (копии лицензий на осуществление охранной деятельности первого подвида, "все виды охранных услуг, в том числе охрана объектов металлургической промышленности, уязвимых в террористическом отношении"), обслуживание систем охранной сигнализации, видеонаблюдения, кнопок тревожной сигнализации.
11. Инструкция по действиям руководителей (собственников) объектов при установлении уровней террористической опасности.
12. Схема оповещения сотрудников учреждения при установлении уровней террористической опасности.
Приложение 2 к Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов металлургической промышленности, уязвимых в террористическом отношении |
Перечень предметов и веществ, запрещенных к проносу на объекты металлургической промышленности
1. Оружие:
1) огнестрельное;
2) бесствольное с патроном травматического, газового и светозвукового действия;
3) холодное, а также ножи различных видов, не относящиеся к холодному оружию;
4) метательное;
5) пневматическое;
6) газовое;
7) электрическое;
8) сигнальное;
9) оружие и предметы, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологического воздействия;
10) оружие и предметы, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения;
11) предметы, имитирующие вышеперечисленные виды оружия;
12) предметы, которые используются в качестве оружия (предметы ударно-дробящего, метательного и колюще-режущего действия);
13) боеприпасы к оружию и составные части к нему.
3. Вещества:
1) наркотические вещества;
2) психотропные средства;
3) алкогольные продукции.
Приложение 3 к Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов металлургической промышленности, уязвимых в террористическом отношении |
Варианты тематик занятий
1. Варианты тематик учебных занятий (теоретических):
основные требования законодательства по вопросам антитеррористической безопасности;
сущность и общественная опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера;
информирование о возможных источниках террористической угрозы;
назначение алгоритмов действий различного круга лиц объектов металлургической промышленности на возможные угрозы террористического характера и общее ознакомление с ними.
2. Варианты тематик инструктажей:
детализированное ознакомление каждого из сотрудников объекта с порядком персонального поведения и действиями в обстановке совершения акта терроризма или угрозы его совершения в пределах территории объекта;
ознакомление пациентов, обучающихся и посетителей объекта о мерах безопасности при проведении эвакуации.
3. Варианты тематик практических занятий:
отработка практических действия работников объекта металлургической промышленности, сотрудников охраны:
1) по организации осмотров помещений с целью обнаружения бесхозных вещей и подозрительных предметов;
2) действия при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщений о минировании;
3) по порядку информирования органов внутренних дел, уполномоченных органов при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщения о минировании объекта;
4) по организации оповещения персонала и посетителей объекта;
5) по организации эвакуации персонала и посетителей объекта;
6) по организации действий при эвакуации людей.
Приложение 4 к Инструкции |
Алгоритмы действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера
Раздел 1. Алгоритм действий при вооруженном нападении на персонал и посетителей объекта
1. Действия посетителей:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
2. Действия персонала:
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
по возможности провести эвакуацию посетителей;
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка.
3. Действия охраны объекта:
выявить вооруженного злоумышленника;
по возможности блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
информировать любым способом руководство объекта, правоохранительных и (или) специальных государственных органов о факте вооруженного нападения;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и другие);
обеспечить собственную безопасность.
4. Действия руководства объекта:
незамедлительное информирование правоохранительных и (или) специальных государственных органов о фактах и обстоятельствах вооруженного нападения;
организация мер обеспечения безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о внештатной ситуации на объекте и другие);
взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
Раздел 2. Алгоритм действий при захвате заложников
5. Действия посетителей:
защититься: избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или возможности безопасности покинуть здание;
по возможности информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и (или) специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность и другие).
6. Действия персонала объекта:
защититься: избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или возможности безопасности покинуть здание;
по возможности информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и (или) специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность и другие).
7. Действия охраны объекта:
выявить вооруженного (-ых) злоумышленника (-ов);
по возможности блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
информировать любым доступным способом руководство объекта, правоохранительные и (или) специальные государственных органов о фактах и обстоятельствах покушения на захват заложников;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров на пути злоумышленников и другие);
обеспечить собственную безопасность (избежать попадания в заложники и другие).
8. Действия руководства объекта:
незамедлительное информирование правоохранительных, специальных государственных органов и (или) третьих лиц доступным способом о фактах и обстоятельствах попытки захвата заложников;
по возможности организация мер обеспечения безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о внештатной ситуации на объекте и другие);
по возможности организация взаимодействия с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
9. Действия заложника:
успокоиться, не паниковать, разговаривать спокойным голосом;
не смотреть в глаза захватчиков, не вести себя вызывающе. Не допускать действий, которые спровоцируют захватчиков к применению физической силы или оружия;
выполнять требования захватчиков, не противоречить им, не допускать истерик и паники;
не высказывать ненависть и пренебрежение к захватчикам;
с самого начала (особенно в первый час) выполнять все указания захватчиков, спрашивать разрешения у захватчиков на совершение любых действий;
не привлекать внимания захватчиков своим поведением, не оказывать активного сопротивления;
не пытаться бежать, если нет полной уверенности в успехе побега;
запомнить, как можно больше информации о захватчиков (количество, вооружение, как выглядят, особенно внешности, телосложения, акцент, тематика разговора, темперамент, манера поведения);
постараться определить место своего нахождения;
при наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные или специальные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта;
не пренебрегать пищей, какой бы она ни была в целях сохранения силы и здоровья;
при ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую медицинскую помощь;
не паниковать, даже если захватчики перестали себя контролировать;
расположится подальше от окон, дверей и самих захватчиков в целях обеспечения своей безопасности в случае штурма помещения, стрельбы снайперов на поражение захватчиков;
при проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:
лечь на пол лицом вниз, прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;
не бежать навстречу сотрудникам спецподразделений или от них;
по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон;
не возмущаться, если при штурме (до установления личности) поступили некорректно, как с вероятным захватчиком. Освобожденного заложника могут обыскать, заковать в наручники, связать, нанести эмоциональную или физическую травму, подвергнуть допросу. Необходимо к этому отнестись с пониманием, так как в подобных ситуациях такие действия спецподразделений (до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных преступников) оправданы.
Раздел 3. Алгоритм действий при закладке взрывных устройств и взрывчатых веществ
10. Признаки, которые указывают на взрывное устройство:
наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах;
необычное размещение обнаруженного предмета;
установленные на обнаруженном предмете различные виды источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной.
11. Действия посетителей при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета охране, персоналу объекта либо в дежурные части территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и другие);
информирование охраны объекта, правоохранительных и (или) специальных государственных органов о подозрительных лице/ах (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение, возраст, клички, национальность и другие);
покинуть объект, при невозможности – укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
12. Действия персонала при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в охране, персоналу объекта либо в дежурные части территориальных органов национальной безопасности и внутренних дел;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
по возможности организовать с охраной ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;
помочь обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и другие), вести наблюдение;
информирование охраны объекта, правоохранительных и (или) специальных государственных органов в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение, возраст, клички, национальность и другие);
оказать содействие руководству и охране в организации эвакуации посетителей;
покинуть объект, при невозможности – укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
13. Действия охраны при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета охране, персоналу объекта либо в дежурные части территориальных органов национальной безопасности и внутренних дел;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне на необходимом удалении;
обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и другие), вести наблюдение;
информирование охраны объекта, правоохранительных и (или) специальных государственных органов в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение возраст, клички, национальность и другие).
14. Действия руководства:
незамедлительное информирование правоохранительных, специальных государственных органов о выявлении подозрительного человека или об обнаружении бесхозного предмета;
организация оцепления места обнаружения бесхозного подозрительного предмета на необходимом удалении;
организация эвакуации людей с объекта, оповещение о внештатной ситуации на объекте и другие;
обеспечение обхода помещений и осмотра территорий с целью обнаружения подозрительных предметов;
организация взаимодействия с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом, представление необходимой информации.
15. Расстояние удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства (ВУ) или предмета, похожего на ВУ:
граната РГД-5 – 50 м;
граната Ф-1 – 200 м;
тротиловая шашка массой 200 г – 45 м;
тротиловая шашка массой 400 г – 55 м;
пивная банка 0,33 л – 60 м;
дипломат (кейс) – 230 м;
дорожный чемодан – 350 м;
а/машина легковая - 460-580 м;
автобус – 920 м;
грузовая машина (фургон) – 1240 м.
Раздел 4. Алгоритм действий при атаке с применением террористов смертников
16. Действия посетителей:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников органов правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
17. Действия персонала:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
18. Действия охраны:
по возможности блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и (или) специальные государственных органов о выявлении подозрительного лица или группы лиц;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и другие);
при необходимости организовать наблюдение передвижений подозрительного лица или группы лиц по объекту (лично либо через систему видеонаблюдения);
обеспечить собственную безопасность.
19. Действия руководства:
незамедлительная передача (в том числе попытка передачи) информации в правоохранительные и (или) специальные государственные органы о выявлении на объекте подозрительного лица или группы лиц;
предоставление сотрудникам правоохранительных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая сокращает время выявления и задержания злоумышленника;
обеспечение организованной эвакуации людей;
обеспечение собственной безопасности.
Раздел 5. Алгоритм действий при поступлении угрозы по телефону
20. Действия получателя угрозы по телофону (руководитель, сотрудник, сотрудник охранного подразделения):
1) по ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:
голос (громкий или тихий, низкий или высокий);
темп речи (быстрый или медленный);
произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом);
манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
2) обратить внимание на звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-или радиоаппаратуры, голоса, другое), характер звонка (городской, междугородный);
3) зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность;
4) постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
куда, кому, по какому телефону звонит данный человек?
какие конкретные требования он выдвигает?
выдвигает требования лично или выступает в роли посредника и представляет какую-то группу лиц?
на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?
как и когда с ним можно связаться?
кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
5) постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и руководством школы решений или совершения каких-либо действий;
6) в процессе разговора или немедленно после окончания разговора сообщить на канал 102 органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу 112 и руководству организации о телефонной угрозе.
Приложение 5 к Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов металлургической промышленности, уязвимых в террористическом отношении |
|
Форма |
Журнал
учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке.
(титульный лист)
________________________________________________________________
(наименование организации)
Журнал № ___
учета проведения учебных мероприятий по антитеррористической подготовке
Дата начала ведения журнала "___" _____ 20__ г.
Дата окончания ведения журнала "___" _____ 20__ г.
(внутренняя сторона)
1 Раздел. Инструктажи
№ п/п | Дата проведения инструктажа | ФИО (отчество при наличии) и должность инструктируемого | Вид инструктажа | ФИО (отчество при наличии) и должность лица, проводившего инструктаж | Подпись инструктируемого | Подпись лица, проводившего инструктаж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Примечание:
1) в ходе плановых инструктажей до сотрудников доводятся алгоритмы действий при
всех возможных ситуациях в случае акта терроризма, а тематика внеплановых инструктажей
зависит от тематики проводимых учений и тренировок;
2) документальное оформление проводимых плановых инструктажей
антитеррористической направленности допускается осуществлять как рукописным способом,
так и комбинированным – рукописным и печатным. В печатном виде допускается заполнять
графы: 3, 4 и 5 (если инструктаж проводит один и тот же сотрудник), остальные графы
журнала заполняются лично лицом, прослушавшим инструктаж;
3) дата проведения указывается полностью (число, месяц и год);
4) при необходимости проведения внепланового инструктажа с персоналом объекта его
также документируют в данном журнале, а в графе Вид инструктажа допускается ставить
запись: внеплановый по письму исх.: №__, внеплановый по уровню террористической
опасности.
2 Раздел. Занятия.
Дата | Тема занятия | Учебные вопросы | Количество присутствующих работников | Подпись лица, проводившего занятия |