В соответствии с подпунктом 2-2) статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила и сроки проведения национальных переписей.
2. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент административно-правового обеспечения Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан |
А. Иргалиев |
Приложение к приказу Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 20 июня 2023 года № 3 |
Правила и сроки проведения национальных переписей
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила и сроки проведения национальных переписей (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 2-2) статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике" и определяют порядок и сроки проведения национальных переписей.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) первичные статистические данные – данные, полученные или зарегистрированные в статистических формах;
2) специально созданная комиссия – комиссия, созданная для решения организационных и инструктивных вопросов, связанных с подготовкой и проведением национальной переписи;
3) сельскохозяйственная перепись – статистическое наблюдение, включающее в себя процесс сбора, обработки данных о структуре и состоянии сельского хозяйства, анализа и распространения агрегированных данных;
4) уполномоченный орган в области государственной статистики (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий руководство, а также межотраслевую координацию в области государственной статистики в пределах своей компетенции;
5) инструктор-контролер – лицо, осуществляющее контроль за полнотой охвата переписных участков;
6) респондент – физическое или юридическое лицо и его структурные и обособленные подразделения, представляющие данные по объекту статистического наблюдения в соответствии со статистической методологией;
7) переписной персонал – лица, привлекаемые уполномоченным органом к проведению национальной переписи в порядке, установленном настоящими Правилами;
8) статистическая форма – формуляр статистического документа (бланк, форма отчетности, вопросник, анкета, переписной лист и другие формуляры) на бумажном или электронном носителе, предназначенный для получения или регистрации в установленном порядке первичных статистических данных;
9) интервьюер – лицо, осуществляющее опрос респондентов и домашних хозяйств при проведении общегосударственных статистических наблюдений и национальных переписей;
10) национальная перепись – специально организованное статистическое наблюдение, включающее в себя перепись населения и сельскохозяйственную перепись, проводимое уполномоченным органом вне плана статистических работ по решению Правительства Республики Казахстан;
11) перепись населения – статистическое наблюдение, включающее в себя процесс сбора, обработки демографических, экономических и социальных данных, характеризующих респондента по состоянию на определенный момент времени, анализа и распространения агрегированных данных.
Глава 2. Порядок проведения национальных переписей
3. Национальные переписи включают в себя перепись населения и сельскохозяйственную перепись.
4. Национальные переписи проводятся путем:
1) заполнения переписных листов посредством опроса респондентов интервьюером с использованием планшета или бумажного носителя (в случае отсутствия возможности использования планшетов), без или с предварительным заполнением переписных листов на основе статистических регистров и/или административных данных;
2) заполнения респондентами переписных листов в электронном виде посредством сети интернет в онлайн режиме, без или с предварительным заполнением переписных листов на основе статистических регистров и/или административных данных.
5. Национальная перепись включает подготовительный, основной и заключительный периоды.
6. Подготовительный период осуществляется в течение 2 (двух) лет.
7. В подготовительный период уполномоченным органом реализуются следующие мероприятия:
1) разработка плана мероприятий по проведению национальной переписи;
2) разработка и утверждение порядка проведения пилотной переписи, переписных листов, методологического инструментария по проведению национальной переписи, а также разработка и утверждение совместных актов о взаимодействии с государственными органами;
3) организация работ по развитию объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовке обучающих программ для проведения национальной переписи, а также организация проведения обучающих семинаров для переписного персонала;
4) проведение совместно с соответствующими государственными органами, комиссиями, переписным персоналом массово-разъяснительной работы среди населения о целях и порядке проведения национальной переписи;
5) подбор переписного персонала и заключение с ним договоров на участие в национальной переписи в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
6) утверждение расчета численности интервьюеров и стоимости их услуг при проведении национальных переписей по договору возмездного оказания услуг в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;
7) определение порядка привлечения лиц в качестве интервьюеров при проведении национальных переписей.
В целях эффективного проведения национальных переписей могут проводиться дополнительные мероприятия: испытание переписных листов, апробация организации проведения и обработки полученных данных, формирование, уточнение, а также представление уполномоченному органу списков субъектов сельскохозяйственной переписи акиматами областей и городов республиканского значения путем проведения пилотной переписи по решению уполномоченного органа.
8. В основной период уполномоченным органом реализуются следующие мероприятия:
1) опрос интервьюерами респондентов с занесением в переписные листы полученных сведений;
2) организация переписным персоналом по окончании опроса выборочного контрольного обхода респондентов с охватом не менее 10 % для определения достоверности данных переписных листов и полноты охвата респондентов;
3) организация передачи полученных первичных статистических данных от респондента интервьюером уполномоченному органу;
4) организация ввода данных переписных листов в информационную систему по мере их поступления.
9. Заключительный период осуществляется в течение 2 (двух) лет. В заключительный период уполномоченным органом реализуются следующие мероприятия:
1) подведение итогов национальной переписи;
2) формирование и публикация итогов национальной переписи в виде сводных данных.
10. В переписные листы могут быть включены помимо основных вопросов дополнительные, необходимые для изучения социально-экономического положения региона, страны.
Не допускается включение в переписные листы вопросов, ответы на которые содержат информацию, относящуюся к государственным секретам, коммерческой или иной охраняемой законодательством тайне, ущемляющую либо нарушающую права и свободы человека и гражданина.
11. Переписные листы заполняются на государственном или русском языках по формам, утвержденным уполномоченным органом.
12. Обработка сведений, содержащихся в переписных листах, осуществляется в условиях, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа и предотвращение их хищения, утраты, подделки или иного искажения.
13. Записи в переписных листах производятся на основе сведений, которые устно или письменно сообщаются респондентами без их документального подтверждения.
14. Первичные статистические данные, полученные от респондента в переписных листах, не подлежат распространению без его согласия и используются лишь для статистических целей в сводном обезличенном виде.
15. Сбор первичных статистических данных, не предусмотренных переписными листами, не допускается.
16. При проведении национальных переписей координация деятельности центральных и местных исполнительных органов может быть возложена Правительством Республики Казахстан, как на уполномоченный орган, так и на специально созданную комиссию, с определением их полномочий.
Глава 3. Периодичность и сроки проведения национальных переписей
17. Сельскохозяйственная перепись проводится не реже одного раза в десять лет, а перепись населения – в сроки, приуроченные к очередному раунду мировых переписей.
18. Решение о проведении национальных переписей, с указанием сроков и особенностей по их проведению, в том числе в течение какого времени будет проводиться перепись, принимается Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа.
Глава 4. Подведение итогов национальных переписей и их опубликование
19. Полученные первичные статистические данные при проведении национальных переписей обрабатываются уполномоченным органом.
Первичные статистические данные, полученные при проведении национальных переписей на бумажных носителях, хранятся не менее года с момента официального опубликования итогов национальных переписей. Электронные носители, содержащие первичные статистические данные, хранятся не менее пятидесяти лет.
Итоги национальных переписей подлежат официальному опубликованию на электронных и бумажных носителях.