В соответствии с подпунктом 5) статьи 99 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику осуществления анализа эффективности нефинансовых мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой.
2. Департаменту государственной поддержки и защиты предпринимательства Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
А. Куантыров |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство индустрии и инфраструктурного развития
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры и спорта
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство торговли и интеграции
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство иностранных дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство экологии и природных ресурсов
Республики Казахстан
Утверждена приказом Министр национальной экономики Республики Казахстан от 20 июня 2023 года № 119 |
Методика осуществления анализа эффективности нефинансовых мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика осуществления анализа эффективности нефинансовых мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 5) статьи 99 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, определяет единый подход анализа эффективности нефинансовых мер поддержки и применяется для ее оценки.
2. Анализ эффективности нефинансовых мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой осуществляется уполномоченным органом по предпринимательству.
При этом методологическое сопровождение анализа осуществляется подведомственной организацией уполномоченного органа по предпринимательству.
3. Анализ эффективности нефинансовых мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой проводится по получателям мер поддержки по итогам предыдущего календарного года посредством количественного и качественного методов.
4. Объектами анализа эффективности нефинансовых мер поддержки является информация, официально представленная уполномоченному органу по предпринимательству по результатам деятельности заинтересованных центральных государственных органов, операторов нефинансовой поддержки.
5. В настоящей Методике используются следующие основные понятия:
1) уполномоченный орган по предпринимательству – государственный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области развития и поддержки частного предпринимательства;
2) субъекты предпринимательства (далее – субъекты частного предпринимательства) – граждане, кандасы и негосударственные коммерческие юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
3) оператор нефинансовой поддержки – юридическое лицо, филиал или представительство, реализующее меры государственной поддержки в сфере предпринимательства, установленное законодательством Республики Казахстан, и (или) созданное по решению Правительства Республики Казахстан, а также в рамках гражданско-правовых отношений;
4) нефинансовые меры поддержки – меры поддержки, оказываемые субъектам частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой за счет средств государственного бюджета в целях создания благоприятной и конкурентной бизнес-среды, стимулирования развития предпринимательской инициативы и предпринимательства путем предоставления информационных, консультационных, консалтинговых, аналитических, учебно-методологических, организационных услуг;
5) получатели нефинансовых мер поддержки – субъекты частного предпринимательства и население с предпринимательской инициативой;
6) уполномоченный орган в области государственной статистики – государственный орган, осуществляющий руководство, а также межотраслевую координацию в области государственной статистики в пределах своей компетенции.
Глава 2. Меры нефинансовой поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой
6. К мерам нефинансовой поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой относятся информационные, консультативные, аналитические, консалтинговые, учебно-методологические, организационные услуги.
7. Информационные услуги предоставляются субъектам частного предпринимательства и населению с предпринимательской инициативой в целях повышения осведомленности о предпринимательстве посредством размещения информации в электронном виде, распространения видеоматериалов и печатной продукции разъяснительного характера, в том числе методических пособий и информационных бюллетеней.
8. Консультативные услуги предоставляются субъектам частного предпринимательства и населению с предпринимательской инициативой в виде разъяснений, рекомендаций, советов и иных форм консультаций профессионального уровня по широкому кругу вопросов получателей мер поддержки.
9. Аналитические услуги предоставляются субъектам частного предпринимательства и населению с предпринимательской инициативой в целях осуществления самостоятельного анализа и определения состояния развития предпринимательства на основе представленных справочников, статистических сборников, аналитических справок, информационных писем, отчетов, докладов и иных материалов, размещенных на официальных сайтах операторов, предоставляющих нефинансовые поддержки.
10. Консалтинговые услуги предоставляются субъектам частного предпринимательства и населению с предпринимательской инициативой в целях разрешения управленческих, финансовых, юридических, кадровых, технологических и иных вопросов посредством оказания экспертной практической помощи от специалистов различных сфер.
11. Учебно-методологические услуги предоставляются субъектам частного предпринимательства и населению с предпринимательской инициативой в целях обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации получателей мер поддержки в очной и (или) онлайн формах с использованием соответствующих учебно-методических материалов.
12. Организационные услуги предоставляются субъектам частного предпринимательства и населению с предпринимательской инициативой в целях обеспечения содействия в организации или продвижении собственного дела на внутренних или внешних рынках с использованием материально-технических ресурсов на безвозмездной основе.
Глава 3. Проведение анализа эффективности нефинансовых мер поддержки качественным методом
13. Анализ эффективности качественным методом посредством проведения выборочного обследования, в рамках которого в случайном порядке отбираются до 30 (тридцать) процентов получателей в разрезе нефинансовых мер поддержки.
14. Анализ уровня личной и (или) командной эффективности каждой из выборочной совокупности проводится для подтверждения и (или) опровержения выдвинутых гипотез путем телефонного и (или) онлайн-опроса. Гипотезы и основной перечень вопросов представлены в приложении 1 к настоящей Методике. При этом допускается использование дополнительных гипотез/вопросов, прямо относящихся к реализации конкретного инструмента нефинансовой поддержки.
15. Полученные результаты экстраполируются (распространяются) на всех субъектов частного предпринимательства и население с предпринимательской инициативой, получивших нефинансовые меры поддержки.
Глава 4. Проведение анализа эффективности нефинансовых мер поддержки количественным методом
16. Анализ эффективности нефинансовых мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой количественным методом осуществляется по показателям, способным охарактеризовать повышение эффективности деятельности получателей мер поддержки, а также по показателю расходования бюджетных средств.
17. В целях анализа эффективности предоставления нефинансовых мер поддержки используются следующие основные показатели для расчета:
удельный вес субъектов частного предпринимательства, зарегистрировавшихся в результате получения нефинансовой поддержки, к общему количеству населения с предпринимательской инициативой, получивших нефинансовые меры поддержки;
удельный вес субъектов частного предпринимательства, получивших финансовую и имущественную, инфраструктурную, институциональную государственную поддержку в результате получения нефинансовой поддержки, к общему количеству субъектов предпринимательства, получивших нефинансовую поддержку;
удельный вес субъектов частного предпринимательства, получивших разрешительные документы в результате получения нефинансовой поддержки к общему количеству субъектов предпринимательства, получивших нефинансовые меры поддержки/получивших нефинансовые меры поддержки по соответствующему вопросу;
удельный вес субъектов частного предпринимательства, вышедших на внешние рынки в результате получения нефинансовой поддержки к общему количеству субъектов предпринимательства, получивших нефинансовые меры поддержки/получивших нефинансовые меры поддержки по соответствующему вопросу;
удельный вес субъектов частного предпринимательства, осуществляющих инвестиции в результате получения нефинансовой поддержки к общему количеству субъектов предпринимательства, получивших нефинансовые меры поддержки/получивших нефинансовые меры поддержки по соответствующему вопросу;
рост налоговых поступлений субъектов частного предпринимательства, получивших меры нефинансовой поддержки, за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом;
рост производительности труда субъектов частного предпринимательства, получивших меры нефинансовой поддержки, за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом;
рост доходов субъектов частного предпринимательства, получивших меры нефинансовой поддержки, за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом;
рост количества работников субъектов частного предпринимательства, получивших меры нефинансовой поддержки, за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом.
18. Для расчета показателя "удельный вес субъектов частного предпринимательства, зарегистрировавшихся в результате получения нефинансовой поддержки, к общему количеству населения с предпринимательской инициативой, получивших нефинансовые меры поддержки" используется следующая формула:
– удельный вес субъектов частного предпринимательства, зарегистрировавшихся в результате получения нефинансовой поддержки;
– количество зарегистрированных субъектов предпринимательства за отчетный период в результате получения нефинансовой поддержки;
– общее количество населения с предпринимательской инициативой, получивших нефинансовые меры поддержки.
19. Для расчета показателя "удельный вес субъектов частного предпринимательства, получивших финансовую и имущественную, инфраструктурную, институциональную государственную поддержку в результате получения нефинансовой поддержки к общему количеству субъектов предпринимательства, получивших нефинансовую поддержку" используется следующая формула:
– удельный вес субъектов частного предпринимательства, получивших финансовую и имущественную, инфраструктурную, институциональную государственную поддержку в результате получения нефинансовой поддержки;
– количество субъектов предпринимательства, получивших финансовую и имущественную, инфраструктурную, институциональную государственную поддержку за отчетный период;
– общее количество субъектов предпринимательства, получивших нефинансовую поддержку за отчетный период.
20. Для расчета показателя "удельный вес субъектов частного предпринимательства, получивших разрешительные документы в результате получения нефинансовой поддержки к общему количеству субъектов предпринимательства, получивших нефинансовые меры поддержки/получивших нефинансовые меры поддержки по соответствующему вопросу" используется следующая формула:
– удельный вес субъектов частного предпринимательства, получивших разрешительные документы в результате получения нефинансовой поддержки;
– количество субъектов предпринимательства, получивших разрешительные документы в результате получения нефинансовой поддержки за отчетный период;
– общее количество субъектов предпринимательства, получивших нефинансовые меры поддержки по соответствующему вопросу за отчетный период.
21. Для расчета показателя "удельный вес субъектов частного предпринимательства, вышедших на внешние рынки в результате получения нефинансовой поддержки к общему количеству субъектов предпринимательства, получивших нефинансовые меры поддержки/ получивших нефинансовые меры поддержки по соответствующему вопросу за отчетный период" используется следующая формула:
– удельный вес субъектов частного предпринимательства, вышедших на внешние рынки в результате получения нефинансовой поддержки;
– количество субъектов предпринимательства, вышедших на внешние рынки в результате получения нефинансовой поддержки за отчетный период;
– общее количество субъектов предпринимательства, получивших нефинансовые меры поддержки за отчетный период/получивших нефинансовые меры поддержки по соответствующему вопросу за отчетный период.
22. Для расчета показателя "удельный вес субъектов частного предпринимательства, осуществляющих инвестиции в результате получения нефинансовой поддержки к общему количеству субъектов предпринимательства, получивших нефинансовые меры поддержки/ получивших нефинансовые меры поддержки по соответствующему вопросу за отчетный период" используется следующая формула:
– удельный вес субъектов частного предпринимательства, осуществляющих инвестиции в результате получения нефинансовой поддержки;
– количество субъектов предпринимательства, осуществляющие инвестиции в результате получения нефинансовой поддержки за отчетный период;
– общее количество субъектов предпринимательства, получивших нефинансовые меры поддержки за отчетный период/получивших нефинансовые меры поддержки по соответствующему вопросу за отчетный период.
23. Для расчета показателя "рост налоговых поступлений субъектов частного предпринимательства, получивших меры нефинансовой поддержки, за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом" используется следующая формула:
– рост налоговых поступлений;
– налоговые поступления за отчетный период;
– налоговые поступления за предыдущий период.
24. Для расчета показателя "рост производительности труда субъектов частного предпринимательства, получивших меры нефинансовой поддержки, за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом" используется следующая формула:
Vр – рост производительности труда;
– производительность труда за отчетный период;
– производительность труда за предыдущий период.
25. Для расчета показателя "рост доходов субъектов частного предпринимательства, получивших меры нефинансовой поддержки, за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом" используется следующая формула:
VD – рост доходов;
– доход за отчетный период;
– доход за предыдущий период.
26. Для расчета показателя "рост количества работников субъектов частного предпринимательства, получивших меры нефинансовой поддержки, за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом" используется следующая формула:
VC – рост количества работников;
– количество работников за отчетный период;
– количество работников за предыдущий период.
27. Для расчета основных показателей используются статистические данные, размещенные на официальных сайтах уполномоченного органа в области государственной статистики и открытые данные, размещенные на официальных сайтах операторов нефинансовой поддержки и организаций, предоставляющих нефинансовые меры поддержки.
28. В случае отсутствия явных встречных обязательств по нефинансовой мере поддержки или необходимости подтверждения эффективности предоставления меры поддержки уполномоченный орган по предпринимательству использует сравнительный анализ, способный определить абсолютные отклонения сравниваемых аналогичных групп. Подлежат сравнению сопоставимые выборки получателей мер поддержки (группа А) и лиц со схожими с представителями группы А характеристиками, не получавших поддержку (группа Б).
Полученные результаты экстраполируются на всех участвовавших субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой, получивших меры поддержки.
29. Для сопоставления значений сравниваемых групп между собой используется следующая формула:
a= (А | S=1)-(А | S=0), где:
А количество субъектов предпринимательства/населения с предпринимательской инициативой;
S нефинансовые меры поддержки;
1- да, 0- нет
30. В целях анализа эффективности расходования бюджетных средств используется следующая формула:
Эф р/б = % ПР/% ОС х 100 %, где:
Эф р/б – эффективность расходования бюджетных средств;
% ПР – процент достижения прямого результата;
% ОС – процент освоения бюджетных средств.
Глава 5. Отчетность по итогам проведенного анализа эффективности нефинансовых мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой
31. Отчет по итогам анализа эффективности нефинансовых мер поддержки представляется уполномоченным органом по предпринимательству в Правительство Республики Казахстан не позднее 15 ноября года, следующего за отчетным годом по форме согласно приложению 2 к настоящей Методике.
32. Отчет по итогам анализа эффективности нефинансовых мер поддержки размещается на официальном сайте уполномоченного органа по предпринимательству.
33. Уполномоченный орган по предпринимательству направляет информацию по итогам анализа эффективности нефинансовых мер поддержки в заинтересованные государственные органы по форме согласно приложению 3 к настоящей Методике.
34. Результаты по итогам проведения анализа эффективности нефинансовых мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой могут служить источником для корректировки условий оказания мер нефинансовой поддержки предпринимательства.
Приложение 1 к Методике осуществления анализа эффективности нефинансовых мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой |
Перечень вопросов для телефонного и (или) онлайн опроса, проводимого в рамках анализа эффективности нефинансовых мер поддержки
1. Консультационные услуги.
Тестируемая гипотеза № 1: "Если человек изначально хотел открыть бизнес, он начнет ведение собственного дела после получения нефинансовых мер поддержки".
Тестируемая гипотеза № 2: "Субъект частного предпринимательства после получения консультационные услуги нефинансовых мер поддержки должен улучшить свою деятельность".
2. Информационные услуги.
Тестируемая гипотеза № 3: "Информационные услуги (информация в электронном виде, видеоматериалы и печатная продукция разъяснительного характера, в том числе методические пособия и информационные бюллетени) должны мотивировать людей к открытию бизнеса".
Тестируемая гипотеза № 4: "Большая часть населения не осведомлена о наличии информационных услуг".
3. Учебно-методологические услуги.
Тестируемая гипотеза № 1: "Если человек изначально хотел открыть бизнес, он начнет ведение собственного дела после получения нефинансовых мер поддержки".
Тестируемая гипотеза № 5: "Учебно-методологические услуги предоставляются всему желающему населению, в том числе не способному вести бизнес".
Тестируемая гипотеза № 6: "Учебно-методологические услуги являются способом получения доступа к финансированию".
4. Консалтинговые услуги.
4-1. Предоставление сервисной поддержки ведения предпринимательской деятельности.
Тестируемая гипотеза № 7: "Сервисная поддержка непосредственно влияет на сокращение издержек субъектов частного предпринимательства".
4-2. Привлечение внешних консультантов на предприятие по вопросам внедрения новых методов управления, технологий производства.
Тестируемая гипотеза № 8: "Привлечение внешних консультантов влияет на повышение эффективности предприятий".
4-3. Сервисная поддержка инвесторов.
Тестируемая гипотеза № 9: "Если потенциальный инвестор изначально хотел вложить средства в проект, он осуществит инвестиции после получения консультаций".
5. Аналитические услуги.
Тестируемая гипотеза № 10: "Публикуемые аналитические материалы способны повысить осведомленность и эффективность деятельности субъектов предпринимательства".
Тестируемая гипотеза № 11: "Публикуемые аналитические материалы способны повысить осведомленность и желание населения с предпринимательской инициативой к открытию бизнеса".
Тестируемая гипотеза № 12: "Большая часть субъектов предпринимательства и населения не осведомлена о наличии аналитических услуг".
6. Организационные услуги.
6-1. Расширение деловых связей.
Тестируемая гипотеза № 13: "Зарубежная стажировка влияет на повышение эффективности предприятий".
6-2. Организация и проведение конкурсов.
Тестируемая гипотеза № 14: "Проведение конкурсов способно повысить узнаваемость бренда предприятия".
Примечание:
* БВУ – банк второго уровня;
* МСП – малое и среднее предпринимательство;
* ЭЦП – электронная цифровая подпись.
Приложение 2 к Методике осуществления анализа эффективности нефинансовых мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой |
|
Форма |
Отчет по итогам анализа эффективности нефинансовых мер поддержки
1. Общая информация: анализ системы нефинансовой поддержки за отчетный период.
2. Отчетная информация по выборочной совокупности: анализ субъектов предпринимательства (с указанием категории предпринимательства, отраслевой и региональной принадлежности) и населения с предпринимательской инициативой (с указанием возраста, пола, региона), попавших в выборочную совокупность путем случайного отбора.
3. Информация по анализу эффективности качественным методом, проводимый путем телефонного и (или) онлайн опроса части получателей мер поддержки по следующим критериям:
эффективность полученных услуг и (или) консультаций;
изначальная готовность получателей нефинансовых мер поддержки в открытии/развитии бизнеса/ инвестировании;
способность субъектов предпринимательства к дальнейшему развитию.
4. Информация по анализу эффективности количественным методом: поиск и обработка необходимых статистических показателей для расчета основных показателей, вытекающих из условий предоставления нефинансовых мер поддержки в разрезе инструментов.
Образец:
Наименование инструмента нефинансовой поддержки _____________________
Анализ подходящего ключевого индикатора.
5. Анализ по эффективности расходования бюджетных средств осуществляется по следующей информации: анализ соотношения удельного веса фактического значения прямого результата от планового к удельному весу аналогичного соотношения бюджетных средств.
По итогам оценки расходования бюджетных средств методом сравнения согласно принципу эффективности, будут выработаны рекомендации по дальнейшему повышению эффективности расходования бюджета.
6. Заключение: ключевые выводы и рекомендации.
Ключевые выводы в части:
уровня эффективности нефинансовых мер поддержки, предоставляемых субъектам частного предпринимательства и населению с предпринимательской инициативой;
качества предоставления нефинансовых мер поддержки операторами;
уровня эффективности расходования бюджетных средств.
Рекомендации в части дальнейшего совершенствования условий предоставления нефинансовых мер поддержки, предоставляемых субъектам частного предпринимательства и населению с предпринимательской инициативой.
Приложение 3 к Методике осуществления анализа эффективности нефинансовых мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой |
|
Форма |
Отчетная информация для государственных органов,
предоставляющих нефинансовые меры поддержки
1. Общая информация:
Наименование государственного органа: ___________________________.
Наименование инструментов нефинансовой поддержки, подвергнутые анализу
эффективности: ______________________________________________.
(перечислить)
Наименование операторов нефинансовой поддержки:
___________________________________________________________________.
(перечислить)
Количество получателей нефинансовых мер поддержки в разрезе каждого
инструмента за отчетный период.
Период, охваченный анализом эффективности: 20__ год.
2. Краткая характеристика проведенного анализа эффективности уполномоченным
органом по предпринимательству.
Краткое описание методов, использованных при анализе эффективности.
Количество получателей нефинансовых мер поддержки, вошедших в контрольную
группу по результатам случайной выборки в разрезе каждого инструмента.
3. Результаты анализа эффективности предоставленных нефинансовых мер
поддержки.
Наименование инструмента нефинансовой поддержки
_______________________________________________________________________________
Информация по анализу эффективности качественным методом: описание
результатов телефонного и (или) онлайн опросов получателей, результаты эффективности
нефинансовой меры поддержки с учетом экстраполяции результатов опроса выборочной
группы.
Информация по анализу эффективности количественным методом: описание
результатов анализа ключевого индикатора, итоговые результаты эффективности
нефинансовой меры поддержки с учетом экстраполяции результатов опроса выборочной
группы.
Информация по анализу по эффективности расходования бюджетных средств:
описание результатов анализа соотношения удельного веса фактического значения прямого
результата от планового к удельному весу аналогичного соотношения бюджетных средств.
Дополнительная информация по анализу эффективности с применением
сравнительного анализа: описание результатов сравнения двух сопоставимых групп,
получателей мер поддержки (группа А) и лиц со схожими характеристиками, не получавших
поддержку (группа Б), итоговые результаты эффективности нефинансовой меры поддержки
с учетом экстраполяции результатов опроса выборочной группы*.
4. Заключение: основные выводы, полученные по результатам анализа эффективности
и рекомендации для повышения результативности и эффективности нефинансовой меры
поддержки.
Примечание:
*не обязательная часть, так как данный метод применятся уполномоченным органом
по предпринимательству в случае необходимости.