Об утверждении профессионального стандарта в сфере социальной защиты

Новый

Приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 262. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 июня 2023 года № 32943

      Примечание. Вводится в действие с 01.07.2023 в соответствии с пунктом 4 настоящего приказа.

      В соответствии с пунктом 7 статьи 64 Социального кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить профессиональный стандарт в сфере социальной защиты согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту социальных услуг в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 июля 2023 года и подлежит официальному опубликованию.

      Заместитель Премьер-Министра -
Министр труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
Т. Дуйсенова
      "СОГЛАСОВАН"
Министерство просвещения
Республики Казахстан

  Приложение к приказу
Заместитель Премьер-Министра -
Министр труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
от 29 июня 2023 года № 262

Профессиональный стандарт в сфере социальной защиты

Глава 1. Общие положения

      1. Профессиональный стандарт в сфере социальной защиты предназначен для определения требований к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда.

      Настоящий профессиональный стандарт позволит создать образовательные программы, в том числе для обучения персонала на предприятиях, для сертификации работников и выпускников образовательных учреждений, для решения широкого круга задач в области управления персоналом.

      2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:

      1) специальные социальные услуги – комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье) условия для преодоления оснований, объективно нарушающих жизнедеятельность человека и направленных на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;

      2) пробация (ресоциализация) – система видов деятельности и индивидуально определяемых мер контрольного и социально-правового характера, направленных на коррекцию поведения лиц, категории которых определены законом, для предупреждения совершения ими уголовных правонарушений;

      3) социальная работа – деятельность по оказанию помощи отдельным лицам, семьям в реализации их социальных прав и гарантий компенсацией нарушенных или утраченных функций, препятствующих их полноценному социальному функционированию;

      4) социальный работник – работник, оказывающий специальные социальные услуги и (или) осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, имеющий необходимую квалификацию, соответствующую установленным требованиям;

      5) квалификация – степень профессиональной подготовленности работника, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной степени сложности работы;

      6) уровень квалификации – совокупность требований к уровню подготовки и компетенции работника, дифференцируемой по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;

      7) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящихся к сфере обучения или работы; компонент квалификации, который обязательно должен подвергаться оценке;

      8) навыки – качество, развиваемое через обучение или проведение определенных исследований, работ и характеризует способность к выполнению определенных интеллектуальных или физических действий, как на рабочем месте, так и в обыденной жизни;

      9) трудовая функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда;

      10) умения – способность применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления);

      11) профессия – степень профессиональной подготовленности работника, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной степени сложности работы;

      12) профессиональная подгруппа – совокупность профессий, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;

      13) профессиональная группа – совокупность профессиональных подгрупп, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;

      14) индивидуальная программа абилитации и реабилитации лица с инвалидностью (далее – индивидуальная программа) – документ, определяющий конкретные объемы, виды и сроки проведения абилитации и реабилитации лица с инвалидностью на основе его индивидуальных потребностей;

      15) компетенция – способность работника применять знания, умения и опыт в профессиональной и трудовой деятельности;

      16) Отраслевые рамки квалификаций (ОРК) – составная часть (подсистема) национальной системы квалификаций, рамочная структура дифференцированных уровней квалификации, признаваемых в отрасли;

      17) Национальная рамка квалификаций (НРК) – системное и структурированное описание уровней квалификаций, признаваемых на рынке труда.

Глава 2. Паспорт профессионального стандарта

      3. Цель разработки профессионального стандарта: представить по профессии системное и структурированного описания трудовых функций, соответствующих требований к знаниям, умениям, навыкам и личностным компетенциям работников.

      4. Стандарт определяет основы программ подготовки, повышения квалификации работника и возможности для непрерывного профессионального развития.

Глава 3. Карточки профессий

      5. Наименование профессий:

      1) начальник структурного подразделения (отдела, сектора, группы) организации социальной защиты – 7 уровень квалификации по ОРК;

      2) специалист по социальной работе (социальный работник) – 4-6 уровни квалификации по ОРК;

      3) социальный работник – 4-5 уровни квалификации по ОРК;

      4) социальный работник по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах – 6 уровень квалификации по ОРК;

      5) консультант по социальной работе (общий профиль) (Супервизор) - 6 уровень квалификации по ОРК;

      6) социальный психолог – 6 уровень квалификации по ОРК;

      7) социальный работник с осужденными в пенитенциарной системе – 6-7 уровни квалификации по ОРК.

      Карточки профессий приводятся в приложении к настоящему профессиональному стандарту.

  Приложение
к профессиональному стандарту
в сфере социальной защиты

Карточка профессии

"Начальник структурного подразделения (отдела, сектора, группы) организации социальной защиты"

Код профессии

1344-0-004

Наименование профессии

Начальник структурного подразделения (отдела, сектора, группы) организации социальной защиты

Уровень квалификации по ОРК

7

Другие возможные наименования профессии:

Заведующий отделом (отделением) социальной помощи на дому

Уровень квалификации для профессии согласно типовым квалификационным характеристикам должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций, социальной защиты и занятости населения

Приказ исполняющего обязанности Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 25 октября 2017 года № 360 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16057) (далее - типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения).
Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование (социальное, экономическое, юридическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы на должностях в организациях социальной защиты населения или соответствующего профиля не менее 3 лет.

Уровень профессионального образования

Вышее Послевузовское образование (социальное, экономическое, юридическое, педагогическое, медицинское)

Трудовые функции:

Обязательные трудовые функции:

1. Управление структурным подразделением (отдела, сектора, группы) организации социальной защиты.
2. Организация и предоставление специальных социальных услуг
3. Управление кадровыми ресурсами подразделения.

Трудовая функция 1:
Управление структурным подразделением (отдела, сектора, группы) организации социальной защиты

Задача:
Планирование и контроль деятельности структурного подразделения

Умения и навыки:
1. Руководство работой структурного подразделения.
2. Осуществление подготовки планов работы, определение конкретных направлений деятельности работников структурного подразделения.
3. Проведение анализа работы и принимает меры по улучшению эффективности деятельности структурного подразделения.
4. Обеспечение контроля по ведению структурным подразделением внутренней документации
5. Участие в разработке учебно-методической документации.
6. Изучение и применение передового отечественного и зарубежного опыта по вопросам социальной работы.
7. Осуществление работы по взаимосвязи и эффективному сотрудничеству с организациями.

Знания:
1. Конституция Республики Казахстан;
2. Кодекс Республики Казахстан "Социальный кодекс Республики Казахстан" (далее – Социальный кодекс).
3. Кодекс Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения).
4. Кодекс Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье" (далее – Кодекс о браке и семье).
5. Кодекс Республики Казахстан "Трудовой кодекс Республики Казахстан" (далее – Трудовой кодекс);
6. Закон Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" (далее – Закон о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями);
7. Закон Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан" (далее – Закон о правах ребенка);
8. Закон Республики Казахстан "О противодействии коррупции" (далее – Закон о противодействии коррупции);
9. Закон Республики Казахстан "О государственных закупках";
10. Закон Республики Казахстан "О языках в Республике Казахстан" (далее – Закон о языках);
11. Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 21 февраля 2022 года № 55 "Об утверждении Правил пожарной безопасности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 26867) (далее – Правила пожарной безопасности).

Трудовая функция 2:
Организация и предоставление специальных социальных услуг

Задача:
Проведение мероприятий по профилактике возникновения нуждаемости в специальных социальных услугах

Умения и навыки:
1. Обеспечение проведения работы по выявлению и учету лиц (семьи), нуждающихся в специальных социальных услугах (далее – контингент).
2. Формирование и ведение банка данных нуждающихся в социальной поддержке граждан.
3. Определение числа обслуживаемых и объем работы специалистов отделения в соответствии со стандартом оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения;
4. Анализ результатов качества предоставляемых социальных услуг и соответствие их потребностям контингента.
5. Рассмотрение и принятие мер по заявлениям и предложениям контингента.
6. Осуществление взаимодействия с организациями по оказанию услуг, в том числе медицинских, педагогических, психологических, социально-бытовых с учетом индивидуальных потребностей контингента.
7. Внесение предложений по совершенствованию форм и методов оказания специальных социальных услуг.
Знание законодательства по профилю, специализации и особенностям организации обслуживания детей, детей с инвалидностью, престарелых и лиц с инвалидностью;
по основам социологии, психопатологии, психосоциальные аспекты помощи детям, лицам пенсионного возраста и лицам с инвалидностью;
по основам психопрофилактики;
передовой отечественный и зарубежный опыт в области оказанию социальных услуг;
специфику работы в различной социальной среде;
формы и методы воспитательной и социальной работы;
способы сбора и анализа информации;
методы выявления экстремальных ситуаций.

Трудовая функция 3:
Управление кадровыми ресурсами структурного подразделения

Задача:
Формирование и регулирование кадрового состава

Умения и навыки:
Организация работы по взаимосвязи и эффективному сотрудничеству с организациями с целью обучения, обмена опытом, повышения квалификации работников структурного подразделения;
Участие в разработке учебно-методической документации;
Изучение и применение передового отечественного и зарубежного опыта по вопросам социальной работы;
Применение новейших технологий в работе структурного подразделения;
Обеспечение представления необходимой отчетности и достоверности статистических сведений;
Обеспечение соблюдения правил охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм.
Знания:
1. Трудовой кодекс.
2. Законодательство по вопросам управления персоналом.
3. Правила пожарной безопасности

Требования к личностным компетенциям

Ответственность, самостоятельное управление и контроль процессами трудовой деятельности, умение принимать самостоятельные решения, добросовестность. Аналитический склад ума. Терпение и коммуникабельность, доброжелательность, добропорядочность, бескорыстность, этичность,

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

8 уровень

Первые руководители учреждений, организаций и предприятий

Связь с КС

Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения.

Начальник структурного подразделения (отдела, сектора, группы) организации социальной защиты

Условия (содержания и качества) труда

Место выполнения работы, режим рабочего времени, времени отдыха, продолжительность трудовых отпусков, условия оплаты труда и иные условия труда устанавливаются в трудовых и коллективных договорах в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

Карточка профессии

"Специалист по социальной работе"

Код профессии

2635-3-001

Наименование профессии

Специалист по социальной работе (социальный работник)

Уровень квалификации по ОРК

4

Другие возможные наименования профессии

Специалист по социальной работе (оказание социально-медицинских услуг)

Уровень квалификации для профессии согласно типовым квалификационным характеристикам должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций, социальной защиты и занятости населения

Специалист среднего уровня квалификации:
высшей категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) образование и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации первой категории не менее 3 лет;
первой категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации второй категории не менее 2 лет;
второй категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации без категории не менее 1 года;
без категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) без предъявления требований к стажу работы.

Уровень профессионального образования

Техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) социальное, педагогическое, медицинское, образование

Трудовые функции:

Обязательные трудовые функции:

Организация и предоставление специальных социальных услуг

Организация и предоставление специальных социальных услуг

Задача:
Проведение мероприятий по профилактике возникновения нуждаемости в специальных социальных услугах

Умения и навыки:
1. Организация мер по предоставлению необходимых специальных социальных услуг нуждающемуся лицу (семье) для преодоления трудной жизненной ситуации, либо предупреждения ее возникновения.
2. Координация работы по разработке индивидуального плана работы и журнала/электронной картотеки, осуществление контроля за их качественным заполнением и исполнением, проведение ежемесячного мониторинга выявления больных, которым требуются услуги паллиативной помощи и сестринского ухода.
3. Анализ качества и виды оказываемых услуг.
прогнозирование перспективы их развития, динамику нуждающихся в социальном обслуживании.
4. Оказание содействия в поддержании гражданами контактов с родными и близкими, написании писем, составления заявлений, ознакомление с печатными изданиями.
5. Разработка предложении по совершенствованию специальных социальных услуг.
6. Осуществление методического руководства и контроль за деятельностью работников, оказывающих специальные социальные услуги и качеством их предоставления.
7. Содействие в привлечении лиц, оказывающих благотворительную и спонсорскую помощь для оказания социальной помощи подопечным.
8. Повышение квалификации на постоянной основе.
9. Обеспечение качественного ведения установленных документов, своевременная отчетность (ведомственную и статистическую).
10. Обеспечение выполнения Правил пожарной безопасности

Знания:
1. Конституция Республики Казахстан;
2. Социальный кодекс.
3. Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения.
4. Кодекс о браке и семье.
5. Трудовой кодекс.
6.Закон о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями).
7. Закон о правах ребенка.
8. Закон о противодействии коррупции.
9. Закон о языках;
теорию и практику социальной работы;
особенности психологии личности и отдельных категорий граждан;
основы психологии, педагогики, геронтологии, этики;
программно-методическую литературу по социальной работе;
системы социальных гарантий и преимуществ, установленные для лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда;
формы и методы воспитательной и социальной работы;
специфику работы в различной социальной среде;
организацию социальной работы, социально-психологические аспекты помощи лицам пенсионного возраста и лицам с инвалидностью, жертвам бытового насилия, жертвам торговли людьми;
отечественную и международную практику оказания социальных услуг;
особенности быта и семейного воспитания;
Правила пожарной безопасности.

Требования к личностным компетенциям

Навыки коммуникации, эмоциональная отзывчивость, работа в команде, ответственность, исполнительность, бескорыстность.

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

5 уровень

Специалист в организациях социальной защиты населения

Связь с КС

Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения.

Специалист по социальной работе

Условия (содержания и качества) труда

Место выполнения работы, режим рабочего времени, времени отдыха, продолжительность трудовых отпусков, условия оплаты труда и иные условия труда устанавливаются в трудовых и коллективных договорах в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

Карточка профессии

Специалист по социальной работе

Код профессии

2635-3-001

Наименование профессии

Специалист по социальной работе (социальный работник)

Другие возможные наименования профессии

3350-0-009 Специалист в организациях социальной защиты населения
3412-0-005 Работник по социальной работе (Кейс менеджер социальный работник по сопровождению семьи)
2635-3-003 Специалист по социальной работе, приют для престарелых
2635-8-003 Специалист по социальной работе, уход за детьми с инвалидностью и лицами с инвалидностью старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями
2635-8-004 Специалист по социальной работе, уход за престарелыми и лицами с инвалидностью
2635-3-001 Специалист по социальной работе (оказание социально-медицинских услуг)

Уровень квалификации по ОРК

5

Уровень квалификации для профессии согласно типовым квалификационным характеристикам должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций, социальной защиты и занятости населения

Специалист высшей категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) образование и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации первой категории не менее 3 лет;
первой категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации второй категории не менее 2 лет;
второй категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации без категории не менее 1 года;
без категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) без предъявления требований к стажу работы.

Уровень профессионального образования

Техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) образование

Трудовые функции:

Обязательные трудовые функции:

Организация и предоставление специальных социальных услуг

Организация и предоставление специальных социальных услуг

Задача:
Проведение мероприятий по профилактике возникновения нуждаемости в специальных социальных услугах

Умения и навыки:
1. Организация мер по предоставлению необходимых специальных социальных услуг нуждающемуся лицу (семье) для преодоления трудной жизненной ситуации, либо предупреждения ее возникновения.
2. Координация работы по разработке индивидуального плана работы и журнала/электронной картотеки, осуществление контроля за их качественным заполнением и исполнением, проведение ежемесячного мониторинга выявления больных, которым требуются услуги паллиативной помощи и сестринского ухода
3. Анализ качества и виды оказываемых услуг;
прогнозирование перспективы их развития, динамику нуждающихся в социальном обслуживании;
4. Оказание содействия в поддержании гражданами контактов с родными и близкими, написании писем, составления заявлений, ознакомление с печатными изданиями;
5. Разработка предложении по совершенствованию специальных социальных услуг;
6. Осуществление методического руководства и контроль за деятельностью работников, оказывающих специальные социальные услуги и качеством их предоставления;
7. Содействие в привлечении лиц, оказывающих благотворительную и спонсорскую помощь для оказания социальной помощи подопечным;
8. Повышение квалификации на постоянной основе;
9. Обеспечение качественного ведения установленных документов, своевременная отчетность (ведомственную и статистическую);
10. Обеспечение выполнения Правил пожарной безопасности

Знания:
1. Конституция Республики Казахстан;
2. Социальный кодекс.
3. Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения.
4. Кодекс о браке и семье.
5. Трудовой кодекс.
6.Закон о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями).
7. Закон о правах ребенка.
8. Закон о противодействии коррупции.
9. Закон о языках.
10. Закон Республики Казахстан "О профилактике бытового насилия" (далее - Закон о профилактике бытового насилия);
безопасность и охрану труда на рабочем месте;
теорию и практику социальной работы;
особенности психологии личности и отдельных категорий граждан;
основы психологии, педагогики, геронтологии, этики;
программно-методическую литературу по социальной работе;
системы социальных гарантий и преимуществ, установленные для лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда;
формы и методы воспитательной и социальной работы;
специфику работы в различной социальной среде;
организацию социальной работы, социально-психологические аспекты помощи лицам пенсионного возраста и лицам с инвалидностью, жертвам бытового насилия, жертвам торговли людьми;
отечественную и международную практику оказания социальных услуг;
особенности быта и семейного воспитания.

Требования к личностным компетенциям

Навыки коммуникации, эмоциональная отзывчивость, работа в команде, ответственность, исполнительность, бескорыстность.

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

6 уровень

Специалист по социальной работе

Связь с КС

Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения

Специалист по социальной работе

Условия (содержания и качества) труда

Место выполнения работы, режим рабочего времени, времени отдыха, продолжительность трудовых отпусков, условия оплаты труда и иные условия труда устанавливаются в трудовых и коллективных договорах в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

Карточка профессии

Специалист по социальной работе

Код профессии

2635-3-001

Наименование профессии

Специалист по социальной работе

Другие возможные наименования профессии:

2635-8-003 - Специалист по социальной работе, уход за детьми с инвалидностью и лицами с инвалидностью старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями
2635-8-004 - Специалист по социальной работе, уход за престарелыми и лицами с инвалидностью
2635-3-003 Специалист по социальной работе, приют для престарелых
2635-3-004 Специалист службы социальной защиты населения

Уровень квалификации по ОРК

6

Уровень квалификации для профессии согласно типовым квалификационным характеристикам должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций, социальной защиты и занятости населения

Специалист высшего уровня квалификации:
высшей категории – высшее (или послевузовское) социальное, психологическое, педагогическое, медицинское образование и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее 3 лет;
первой категории – высшее (или послевузовское) социальное, психологическое, педагогическое, медицинское образование и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее 2 лет;
второй категории – высшее (или послевузовское) социальное, психологическое, педагогическое, медицинское образование и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее 2 лет;
без категории – высшее (или послевузовское) социальное, психологическое, педагогическое, медицинское образование без требований к стажу работы по специальности

Уровень профессионального образования

Высшее (или послевузовское) социальное, психологическое, педагогическое, медицинское образование

Трудовые функции:

Обязательные трудовые функции:

Организация и предоставление специальных социальных услуг

Организация и предоставление специальных социальных услуг

Задача:
Проведение мероприятий по профилактике возникновения нуждаемости в специальных социальных услугах

Умения и навыки:
1. Организация мер по предоставлению необходимых специальных социальных услуг нуждающемуся лицу (семье) для преодоления трудной жизненной ситуации, либо предупреждения ее возникновения.
2. Координация работы по разработке индивидуального плана работы и журнала/электронной картотеки, осуществление контроля за их качественным заполнением и исполнением, проведение ежемесячного мониторинга выявления больных, которым требуются услуги паллиативной помощи и сестринского ухода
3. Анализ качества и виды оказываемых услуг;
прогнозирование перспективы их развития, динамику нуждающихся в социальном обслуживании;
4. Оказание содействия в поддержании гражданами контактов с родными и близкими, написании писем, составления заявлений, ознакомление с печатными изданиями;
5. Разработка предложении по совершенствованию специальных социальных услуг;
6. Осуществление методического руководства и контроль за деятельностью работников, оказывающих специальные социальные услуги и качеством их предоставления;
7. Содействие в привлечении лиц, оказывающих благотворительную и спонсорскую помощь для оказания социальной помощи подопечным;
8. Повышение квалификации на постоянной основе;
9. Обеспечение качественного ведения установленных документов, своевременная отчетность (ведомственную и статистическую);
10. Обеспечение выполнения Правил пожарной безопасности

Знания:
1. Конституция Республики Казахстан;
2. Социальный кодекс.
3. Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения.
4. Кодекс о браке и семье.
5. Трудовой кодекс.
6.Закон о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями).
7. Закон о правах ребенка.
8. Закон о противодействии коррупции.
9. Закон о языках.
10. Закон о профилактике бытового насилия; безопасность и охрану труда на рабочем месте;
теорию и практику социальной работы;
особенности психологии личности и отдельных категорий граждан;
основы психологии, педагогики, геронтологии, этики;
программно-методическую литературу по социальной работе;
системы социальных гарантий и преимуществ, установленные для лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда;
формы и методы воспитательной и социальной работы;
специфику работы в различной социальной среде;
организацию социальной работы, социально-психологические аспекты помощи лицам пенсионного возраста и лицам с инвалидностью, жертвам бытового насилия, жертвам торговли людьми;
отечественную и международную практику оказания социальных услуг;
особенности быта и семейного воспитания;
Правила пожарной безопасности.

Требования к личностным компетенциям

Навыки коммуникации, стрессоустойчивость, работа в команде, ответственность, исполнительность, умение работать с большим объемом информации.

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

7 уровень

Заведующий отделом (отделением) социальной помощи на дому.
Руководитель структурного подразделения (отдела, сектора, группы) организации социальной защиты.

Связь с КС

Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения.

Специалист по социальной работе

Условия (содержания и качества) труда

Место выполнения работы, режим рабочего времени, времени отдыха, продолжительность трудовых отпусков, условия оплаты труда и иные условия труда устанавливаются в трудовых и коллективных договорах в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

Карточка профессии

Социальный работник

Код профессии

3412-0-008

Наименование профессии

Социальный работник

Другие возможные наименования профессии:

3412-0-005 Работник по социальной работе

Уровень квалификации по ОРК

4

Уровень квалификации для профессии согласно типовым квалификационным характеристикам должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций, социальной защиты и занятости населения

Специалист среднего уровня квалификации:
высшей категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) социальное, экономическое, педагогическое, медицинское, психологическое и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации первой категории не менее 2 лет;
первой категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) социальное, педагогическое, медицинское, психологическое и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации второй категории не менее 1 года;
второй категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) социальное, экономическое, педагогическое, медицинское, психологическое и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации без категории не менее 1 года;
без категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) социальное, экономическое, педагогическое, медицинское, психологическое или основное среднее образование и сертификат по социальной подготовке.

Уровень профессионального образования

Техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) социальное, экономическое, педагогическое, медицинское, психологическое образование, или основное среднее образование и сертификат по социальной подготовке.

Трудовые функции:

Обязательные трудовые функции:

Организация и предоставление специальных социальных услуг

Организация и предоставление специальных социальных услуг

Задача:
Проведение мероприятий по профилактике возникновения нуждаемости в специальных социальных услугах
.

Умения и навыки:
1. Выявляет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в посторонней помощи; детей с инвалидностью и лиц с инвалидностью старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в посторонней помощи;
2. Покупать за счет средств получателя социальных услуг и доставлять на дом продукты питания, промышленные товары первой необходимости, средства санитарии и гигиены, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, средства ухода, книг, газет, журналов.
3. Осуществлять помощь в приготовлении пищи.
4. Проводить уборку жилых помещений, в том числе с помощью специальных моющих и подручных средств.
5. Снимать показания счетчиков электро-, газо- и водоснабжения, заполнять квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг.
6. Взаимодействовать с организациями, предоставляющими услуги населению по стирке, ремонту, химчистке вещей, уборке помещений, ремонту жилых помещений.
7. Оформлять необходимую документацию по направлениям своей деятельности.
8. Использовать в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, в том числе интернет-ресурсы.
9. Проводит обучение детей и лиц старше 18 лет навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля и общения;
10. Организует досуг ребенка и лиц старше 18 лет (игры, чтение книг, организация библиотечного обслуживания и другое);
11. Проводит работу с родителями и членами их семьи по реализации реабилитационных мероприятий и адаптации ребенка и лиц старше 18 лет в семье, посещение обслуживаемых детей и лиц старше 18 лет в больнице (в случае госпитализации);
12. Проводит обучение родителей ребенка и лиц старше 18 лет практическим навыкам общего ухода за больным ребенком и лицом старше 18 лет, методам и приемам, способствующим развитию ребенка и лиц старше 18 лет, двигательным и социальным навыкам;
13. Привлекает специалистов для оказания психологической помощи детям и лицам старше 18 лет и родителям;
14. Содействует в оформлении документов для установления опеки, попечительства, назначения пособий, определения в дома-интернаты или территориальные центры;
15. Содействует в выделении семьям, воспитывающим детей и лиц старше 18 лет, из числа малообеспеченных, адресной социальной помощи, другой гуманитарной помощи за счет средств благотворительных фондов, спонсоров, источников, не противоречащих законодательству;
16. Обеспечивает взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, социального обслуживания, организациями в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам.

Знания:
1. Конституция Республики Казахстан;
2. Социальный кодекс.
3. Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения.
4. Закон о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями).
5. Закон о правах ребенка.
6. Правила пожарной безопасности;
основные принципы по организации социально-бытового обслуживания одиноких нетрудоспособных граждан;
психологические и физиологические особенности пожилых людей;
организацию коммунально-бытового обслуживания;
санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми, нетрудоспособными гражданами в домашних условиях;
приемы оказания неотложной доврачебной помощи;
основы трудового законодательства.

Требования к личностным компетенциям

Навыки коммуникации, эмоциональная отзывчивость, работа в команде, ответственность, исполнительность, бескорыстность.

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

5 уровень

Социальный работник

Связь с КС

Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения

Социальный работник по уходу за престарелыми и лицами с инвалидностью
Социальный работник по уходу за детьми с инвалидностью и лицами с инвалидностью старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями

Условия (содержания и качества) труда

Место выполнения работы, режим рабочего времени, времени отдыха, продолжительность трудовых отпусков, условия оплаты труда и иные условия труда устанавливаются в трудовых и коллективных договорах в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

Карточка профессии

Социальный работник

Код профессии

3412-0-008

Наименование профессии

Социальный работник

Другие возможные наименования профессии:

3412-0-005 Работник по социальной работе (Кейс менеджер социальный работник по сопровождению семьи)

Уровень квалификации по ОРК

5

Уровень квалификации для профессии согласно типовым квалификационным характеристикам должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций, социальной защиты и занятости населения

Специалист высшего уровня квалификации:
высшей категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее 2 лет;
первой категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее 1 года;
второй категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее 1 года;
без категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) без предъявления требований к стажу работы;
специалист среднего уровня квалификации:
высшей категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации первой категории не менее 2 лет;
первой категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации второй категории не менее 1 года;
второй категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации без категории не менее 1 года;
без категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) или основное среднее образование и сертификат по социальной подготовке.

Уровень профессионального образования

Высшее социальное, экономическое, педагогическое, медицинское, психологическое образование, техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское)

Трудовые функции:

Обязательные трудовые функции:

Организация и предоставление специальных социальных услуг

Организация и предоставление специальных социальных услуг

Задача:
Проведение мероприятий по профилактике возникновения нуждаемости в специальных социальных услугах

Умения и навыки:
1. Выполняет работу по графику (плану), утвержденному заведующим отделением;
2. Выявляет детей с инвалидностью и лиц с инвалидностью старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями (далее – дети и лица старше 18 лет), проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в посторонней помощи;
3. Проводит обучение детей и лиц старше 18 лет навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля и общения;
4. Организует досуг ребенка и лиц старше 18 лет (игры, чтение книг, организация библиотечного обслуживания и другое);
5. Проводит работу с родителями и членами их семьи по реализации реабилитационных мероприятий и адаптации ребенка и лиц старше 18 лет в семье, посещение обслуживаемых детей и лиц старше 18 лет в больнице (в случае госпитализации);
6. Проводит обучение родителей ребенка и лиц старше 18 лет практическим навыкам общего ухода за больным ребенком и лицом старше 18 лет, методам и приемам, способствующим развитию ребенка и лиц старше 18 лет, двигательным и социальным навыкам;
7. Привлекает специалистов для оказания психологической помощи детям и лицам старше 18 лет и родителям;
8. Содействует в оформлении документов для установления опеки, попечительства, назначения пособий, определения в дома-интернаты или территориальные центры;
9. Содействует в выделении семьям, воспитывающим детей и лиц старше 18 лет, из числа малообеспеченных, адресной социальной помощи, другой гуманитарной помощи за счет средств благотворительных фондов, спонсоров, источников, не противоречащих законодательству;
10. Обеспечивает взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, социального обслуживания, организациями в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам;
11. Проводит анализ работы, представляет отчеты в установленные сроки;
12. Обеспечивает выполнение Правил пожарной безопасности.

Знания:
1. Конституция Республики Казахстан;
2. Социальный кодекс.
3. Закон о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями).
4. Закон о правах ребенка.
5. Правила пожарной безопасности.
Основные принципы по организации социально-бытового обслуживания детей и лиц старше 18 лет;
организацию коммунально-бытового обслуживания;
санитарно-гигиенические требования по уходу за детьми и лицом старше 18 лет в домашних условиях;
приемы оказания неотложной доврачебной помощи; основы трудового законодательства.

Требования к личностным компетенциям

Навыки коммуникации, эмоциональная отзывчивость, работа в команде, ответственность, исполнительность, бескорыстность.

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

6 уровень

Социальный работник по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах

Связь с КС

Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения.

Социальный работник по уходу за престарелыми и лицами с инвалидностью
Социальный работник по уходу за детьми с инвалидностью и лицами с инвалидностью старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями

Условия (содержания и качества) труда

Место выполнения работы, режим рабочего времени, времени отдыха, продолжительность трудовых отпусков, условия оплаты труда и иные условия труда устанавливаются в трудовых и коллективных договорах в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

Карточка профессии:

Социальный работник по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах

Код профессии

3412-0-009

Наименование профессии

Социальный работник по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах

Другие возможные наименования профессии:

2635-3-004 Специалист службы социальной защиты населения

Уровень квалификации по ОРК

6

Уровень квалификации для профессии согласно типовым квалификационным характеристикам должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций, социальной защиты и занятости населения

Специалист высшего уровня квалификации:
высшей категории – высшее (или послевузовское) социальное, психологическое, педагогическое, медицинское образование и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее 3 лет;
первой категории – высшее (или послевузовское) социальное, психологическое, педагогическое, медицинское образование и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее 2 лет;
второй категории – высшее (или послевузовское) социальное, психологическое, педагогическое, медицинское образование и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее 2 лет;
без категории – высшее (или послевузовское) социальное, психологическое, педагогическое, медицинское образование без требований к стажу работы по специальности.

Уровень профессионального образования

Высшее (или послевузовское) социальное, психологическое, педагогическое, медицинское образование

Трудовые функции:

Обязательные трудовые функции:

1. Организация участия в проведении оценки и определении потребности в специальных социальных услугах.
2. Осуществление оценки и определения потребности в специальных социальных услугах.
3. Оказание медико-социальных и правовых услуг.

Трудовая функция 1:
Организация участия в проведении оценки и определении потребности в специальных социальных услугах

Задача:
Организация проведения оценки и определения потребностей, нуждающихся в специальных социальных условиях.

Умения и навыки:
1. Владеть соответствующими теоретическими и практическими знаниями.
2. Постоянно совершенствовать профессиональное мастерство.
3. Обеспечивать качества предоставляемых специальных социальных услуг.
4. Оформлять опеку, попечительству, определять в дома - интернаты, территориальные центры.
5. Обладать навыками психологической работы/поддержки.

Знания:
1. Конституция Республики Казахстан;
2. Социальный кодекс.
3. Кодекс о браке и семье.
4.Закон о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с инвалидностью.
5. Закон о правах ребенка,
6. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 165 "Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11038);
7. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 2 июня 2023 года № 200 "Об утверждении Правил оценки и определения потребности в специальных социальных услугах" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 32697).

Трудовая функция 2:
Осуществление оценки и определения потребности в специальных социальных услугах.

Задача 1:
Анализ потребности в специальных социальных услугах.

Умения и навыки:
1. Качественно проводить оценку и определять потребности в специальных социальных услугах лица (семье), находящегося в трудной жизненной ситуации.
2. Не допускать дискриминации в отношении лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации.
3. Не разглашать конфиденциальной информации о лице (семье), находящемся в трудной жизненной ситуации.
4. Соблюдать этикет во взаимоотношениях со всеми субъектами социально-трудовых отношений.
5. Проявлять способность самостоятельно выбирать методы и средства по реализации социальных задач.

Знания:
1. Правила оказания социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан.
Нормативные правовые акты, регулирующие порядок оформления опеки, попечительства, определения в дома -интернаты.
2. Виды государственных пособий семьям, имеющим детей и порядок предоставления государственной адресной социальной помощи.
3. Правила оказания социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан и иные нормативные правовые акты.
4. Требования правил и норм по безопасности и охране труда.
5. Требования к ведению документооборота.

Задача 2:
Ведение учета граждан, нуждающихся специальных социальных услугах.

Умения и навыки:
1. Проводить учет потребности в специальных социальных услугах лица (семье), находящегося в трудной жизненной ситуации.
2. Проводить работу по подаче заявлений и жалоб, в том числе с помощью электронных средств связи, на действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления в случае нарушения законных прав пациента.
3. Решать проблемы путем предоставления клиенту компетентной информации и разъяснений по конкретному запросу.

Знания:
1. Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения.
2. Закон о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями).
3. Социальный кодекс.
2. Конвенция о правах инвалидов.
3. Методы социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Порядок предоставления государственной адресной социальной помощи
Виды государственных пособий семьям, имеющим детей, а также иные нормативные правовые акты по организации социальной помощи населению.

Трудовая функция 3:
Оказание медико-социальных и правовых услуг

Задача:
Проведение консультирования клиентов в вопросах оказания специально-социальных услуг

Умения и навыки:
1. Консультировать по правовым, социально-правовым вопросам, медицинского обслуживания и защиты прав пациентов в области охраны здоровья.
2. Оказывать помощь в написании и оформлении различных документов по социально-правовым вопросам медицинского обслуживания, прав в области охраны здоровья.
3. Участвовать в реализации программ и мероприятий по повышению правовой культуры, правовому просвещению населения в области охраны здоровья.
4. Участвовать в мероприятиях поддержки гражданских инициатив, направленных на решение социальных, правовых и иных общественно значимых проблем.
5. Оказывать методическую помощь социальным работникам организации/подразделения в выявлении проблем и мер содействия в оказании социально-правовых услуг у курируемого лица (семьи).

Знания:
1. Права гражданина, личности на жилье, работу, социальную поддержку, медицинскую помощь, образование, личную неприкосновенность.
2. Основные правила оформления документов для реализации прав личности на жилье, работу, социальную поддержку, медицинскую помощь, образование.

Требования к личностным компетенциям

Организация работы, навыки коммуникации, стрессоустойчивость, работа в команде, ответственность, нацеленность на результат.

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

7 уровень

Заведующий отделом (отделением) социальной помощи на дому.
Руководитель структурного подразделения (отдела, сектора, группы) организации социальной защиты.

Связь с КС

Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения.

Социальный работник по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах

Условия (содержания и качества) труда

Место выполнения работы, режим рабочего времени, времени отдыха, продолжительность трудовых отпусков, условия оплаты труда и иные условия труда устанавливаются в трудовых и коллективных договорах в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

Карточка профессии

Консультант по социальной работе (общий профиль) (Супервизор)

Код профессии

2635-9-001

Наименование профессии

Консультант по социальной работе (общий профиль) (Супервизор)

Другие возможные наименования профессии:

2635-3-004 Специалист службы социальной защиты населения;
Супервизор по социальной работе

Уровень квалификации по ОРК

6

Уровень квалификации для профессии согласно типовым квалификационным характеристикам должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций, социальной защиты и занятости населения

Приказ исполняющего обязанности Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 25 октября 2017 года № 360 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16057).
специалист высшего уровня квалификации:
высшей категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее 3 лет;
первой категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее 2 лет;
второй категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее 1 года;
без категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) без предъявления требований к стажу работы.

Уровень профессионального образования

Высшее (или послевузовское) профессиональное образование

Трудовые функции:

Обязательные трудовые функции:

Осуществление деятельности в отделениях социальной помощи на дому, в организациях, оказывающих специальные социальные услуги в условиях временного пребывания и проживания жертвам бытового насилия, жертвам торговли людьми;

Взаимодействует со специалистами органов и организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, организаций, уполномоченных для работы с лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации;

Дополнительные трудовые функции:

Наставничество молодых и менее опытных социальных работников

Трудовая функция 1: Осуществление деятельности в отделениях социальной помощи на дому, в организациях, оказывающих специальные социальные услуги в условиях временного пребывания и проживания жертвам бытового насилия, жертвам торговли людьми;
Трудовая функция 2:
взаимодействие со специалистами органов и организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, организаций, уполномоченных для работы с лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации;

Задача:
1. Консультативная помощь лицам оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
2. Способствовать созданию необходимых условий для преодоления трудной жизненной ситуации, социализации и интеграции нуждающихся лиц и их семьям, защита их права и интересы в получении необходимых специальных социальных услуг;

Умения и навыки:
1. Оказывает консультативные услуги детям с ограниченными возможностями, их законным представителям, лицам преклонного возраста и лицам с инвалидностью, жертвам бытового насилия, жертвам торговли людьми по вопросам:
2. Социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке, правах ребенка, социальной защиты и реабилитации лиц с инвалидностью;
3. Предоставления государственных социальных пособий, специальных государственных пособий, пособий по потере кормильца, адресной социальной помощи и различных видов социальных выплат;
4. Оформления опеки, попечительства, определения в организации образования, учреждения социальной защиты населения;
5. Гражданского, жилищного, семейного, трудового, пенсионного, уголовного законодательства, по вопросам жертв бытового насилия, жертв торговли людьми;
6. Оказывает содействие по обеспечению контингента техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами и специальными средствами передвижения;
7. Обеспечивает предоставление контингенту консультаций специалистов органов здравоохранения, образования, социальной защиты населения, юридических служб и других специалистов;
8. Проводит учебу со специалистами и социальными работниками по разъяснению законодательства по социальным вопросам;
9. Участвует в деятельности по созданию центров социальной помощи семье, приютов, молодежных, подростковых и детских центров, клубов, работающих в условиях дневного пребывания и ухода на дому;
10. Содействует решению вопросов, связанных с оказанием разносторонней помощи контингенту, находящемуся в трудной жизненной ситуации;
11. Способствует созданию необходимых условий для преодоления трудной жизненной ситуации, социализации и интеграции нуждающихся лиц и их семьям, защищает их права и интересы в получении необходимых специальных социальных услуг;
12. Координирует деятельность по предоставлению специальных социальных услуг нуждающимся лицам, привлекает к реализации специальных социальных услуг необходимых специалистов;
13. Обеспечивает разработку и реализацию индивидуального плана работы с получателями специальных социальных услуг субъектом, оказывающим услуги в условиях ухода на дому;
14. Проводит регулярный мониторинг оказываемых услуг в условиях ухода на дому, ведет базу данных и представляет отчеты в установленном порядке;
15. Применяет в организации передовой отечественный и международный опыт в сфере социальной защиты;
16. Обеспечивает выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Знания:
1. Основы психологии, правоведения, политологии, педагогики;
2. Социально-психологические аспекты помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
3. Основы трудового, жилищного, уголовного, гражданского и пенсионного законодательства, правовую основу охраны материнства и детства;
4. Права несовершеннолетних и пенсионеров;
5. Основы социальных гарантий и преимуществ, установленные для лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда;
6. передовой и международный опыт по социальной работе;
7. Этические нормы деятельности консультанта;
8. Методы оказания психологической поддержки;
9. Методические материалы по вопросам надомного обслуживания;
10. Основные направления в проводимой политике социальной защиты населения;
11. Отечественный и зарубежный опыт по вопросам социального обслуживания;
12. Правила пожарной безопасности.

Требования к личностным компетенциям

Аналитический склад ума, умение работать с большим объемом информации.
Терпение и коммуникабельность, доброжелательность, добропорядочность, бескорыстность, этичность, развитое чувство интуиции, наблюдательность и трудолюбие, эмоционально-волевая устойчивость.

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

7 уровень

Заведующий отделом (отделением)

Связь с КС

Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения.

Консультант по социальной работе

Условия (содержания и качества) труда

Место выполнения работы, режим рабочего времени, времени отдыха, продолжительность трудовых отпусков, условия оплаты труда и иные условия труда устанавливаются в трудовых и коллективных договорах в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

Карточка профессии

Социальный психолог

Код профессии

2634-9-004

Наименование профессии

Социальный психолог

Уровень квалификации по ОРК

6

Уровень квалификации для профессии согласно КС

Психолог I категории: высшее (или послевузовское) образование по соответствующей специальности и стаж работы в должности психолога II категории не менее 2 лет.
Психолог II категории: высшее (или послевузовское) образование по соответствующей специальности и стаж работы в должности психолога без категории не менее 3 лет.
Психолог: высшее (или послевузовское) образование по соответствующей специальности без предъявления требований к стажу работы.

Уровень профессионального образования

Высшее профессиональное (или послевузовское) образование

Трудовые функции:

Обязательные трудовые функции:

1. Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2. Подготовка межведомственных групп по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам).
3. Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам).
4. Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы.

Трудовая функция 1:
Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию

Задача 1:
Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов.
Задача 2:
Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, и проведение группового и индивидуального консультирования.

Умения и навыки:
1. Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам.
2. Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи.
3. Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций.
4. Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм.
5. Применять конкретные психологические технологии для преодоления клиентами трудностей социализации.
6. Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения.
7. Осуществлять взаимодействие с иными работниками органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.
8. Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами.
9. Разрабатывать программы групповой работы с клиентами.
10. Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию.
11. Вести базу данных клиентов.
12. Вести делопроизводство и обеспечивать конфиденциальность полученных сведений о клиенте.

Знания:
1. Современные направления, актуальные проблемы и методы работы в социальной психологии.
2. Психология кризисных состояний, горя, потери и утраты.
3. Психология экстремальных ситуаций.
4. Психология личности и малых групп.
5. Психология семьи и семейных отношений.
6. Психология зависимости, аддикций, девиантология.
7. Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни.
8. Проблемы социализации.
9. Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации.
10. Технология, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации.
11. Основы психологического консультирования.
12. Основы организации и проведения социально психологического тренинга.

Трудовая функция 2:
Подготовка межведомственных групп по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам)

Задача 1:
Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия.
Задача 2:
Обучение специалистов и их психологическая подготовка

Умения и навыки:
1. Подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной группы.
2. Осуществлять психологическую подготовку специалистов межведомственной группы.
3. Разрабатывать программы подготовки специалистов по оказанию психологической помощи.
4. Консультировать отдельных специалистов по работе в группе.
5. Вести документацию и служебную переписку.
6. Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации.

Знания:
1. Социальную психологию, психологию личности и малых групп.
2. Методологию командной работы.
3. Психологию управления, организационную и промышленную психологию.
4. Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств.
5. Технологию работы в команде.
6. Методы активизации социальных, психологических и иных ресурсов.
7. Технику эффективной коммуникации со специалистами.
8. Конфликтологию и технологии разрешения конфликтов.

Трудовая функция 3:
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам).

Задача 1:
Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи.
Задача2:
Оказание индивидуальной психологической помощи.
Задача3:
Проведение психологических тренингов, занятий и консультирования.

Умения и навыки:
1. Проводить анализ заявок и обращений органов и организаций социальной сферы в целях получения психологической помощи.
2. Анализировать и оценивать результативность деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере.
3. Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы.
4. Составлять документацию по оказанию психологических услуг в социальной сфере.
5. Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности.
6. Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуальной и групповой работы.
7. Оценивать эффективность оказания психологической помощи.
8. Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг.
9. Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере.
10. Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам.

Знания:
1. Социальной психологии, психологии личности и малых групп.
2. Методологию индивидуальных консультаций и тренингов.
3. Организационную психологию.
4. Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров.
5. Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций.
6. Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере.
7. Современные стандартные требования к качеству и условиям оказания услуг в психологии.
8. Хранить и оперировать персональными личными данными.

Трудовая функция 4:
Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы

Задача1:
Разработка плана психологического просвещения.
Задача2:
Подготовка перечня психологических услуг и возможности их получения.
Задача3:
Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению.
Задача4:
Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг.

Умения и навыки:
1. Осуществлять сбор обращений и запросов населения, органов и организаций социальной сферы для разработки плана, и программ психологического просвещения.
2. Разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы.
3. Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций.
4. Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы.
5. Грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах.
6. Создавать наглядные материалы для психологического просвещения.
7. Преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и иные барьеры в проведении психологического просвещения.
8. Оценивать результативность психологического просвещения.
9. Владеть современными технологиями работы.
10. Вести документацию и служебную переписку.

Знания:
1. Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы.
2. Социальную психологию, психологию личности и малых групп.
3. Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания.
4. Психологию семьи, консультирование семьи, семейные кризисы.
5. Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды.
6. Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды.
7. Психологию экстремальных ситуаций, психологию горя, потери, утраты.

Требования к личностным компетенциям

Организация работы, навыки коммуникации, стрессоустойчивость, работа в команде, ответственность, нацеленность на результат

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

7 уровень

Начальник отдела социального развития

Связь с КС

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

психолог

Условия (содержания и качества) труда

Место выполнения работы, режим рабочего времени, времени отдыха, продолжительность трудовых отпусков, условия оплаты труда и иные условия труда устанавливаются в трудовых и коллективных договорах в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

Карточка профессии

Социальный работник с осужденными в пенитенциарной системе

Код профессии

2634-4-001

Наименование профессии

Социальный работник с осужденными в пенитенциарной системе

Уровень квалификации по ОРК

6

Уровень квалификации для профессии согласно КС, типовым квалификационным характеристикам должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций внутренних дел

Отсутствует

Уровень профессионального образования

Высшее (или послевузовское) социальное, психологическое, педагогическое образование

Трудовые функции:

Обязательные трудовые функции:

Оказание социальной помощи, поддержки и защиты осужденным в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации в обществе после освобождения.

Оказание социальной помощи, поддержки и защиты осужденным в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации в обществе после освобождения.

Задача:
Рекомендации и оказание помощи реабилитанту в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении социо-психологических барьеров.

Умения и навыки:
1. Определять оптимальный перечень мероприятий социально-психологической реабилитации и очередность их выполнения.
2. Оценивать результаты реабилитационных мероприятий в соответствии с возможностями самого реабилитанта, его ближайшего окружения и средовых ресурсов.
3. Проявлять позитивное отношение, терпимость, выражать эмоциональную поддержку реабилитанту, его законным представителям.
4. Соблюдать правовое положение осужденных.
5. Самостоятельно выдвигать варианты решения профессиональных задач.

Знания:
1. Социальный кодекс.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Закон Республики Казахстан "Об образовании".
4. Закон о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями.
5. Основные методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций.

Требования к личностным компетенциям

Организация работы, навыки коммуникации, стрессоустойчивость, работа в команде, ответственность, нацеленность на результат.

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

7 уровень

Консультант учреждения уголовно-исполнительной системы.
Руководитель структурного подразделения.

Связь с КС

Отсутствует

Консультант учреждения уголовно-исполнительной системы.
Руководитель структурного подразделения.

Условия (содержания и качества) труда

Место выполнения работы, режим рабочего времени, времени отдыха, продолжительность трудовых отпусков, условия оплаты труда и иные условия труда устанавливаются в трудовых и коллективных договорах в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

Карточка профессии

Социальный работник с осужденными в пенитенциарной системе

Код профессии

2634-4-001

Наименование профессии

Консультант учреждения уголовно-исполнительной системы

Уровень квалификации по ОРК

7

Уровень квалификации для профессии согласно КС

Профконсультант: высшее (или послевузовское) образование по соответствующей специальности и стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Уровень профессионального образования

Высшее (или послевузовское) социальное, психологическое, педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Трудовые функции:

Обязательные трудовые функции:

1. Программирование и планирование. Осуществление длительных диагностических наблюдений за пациентами.
2. Проведение социально-психологического- обследования.
3. Консультационная работа с осужденными в пенитенциарной системе.

Трудовая функция 1:
Программирование и планирование. Осуществление длительных диагностических наблюдений за пациентами.

Задача 1:
Постановка целей и задач психологического и социального исследования, проведение наблюдений.

Умения и навыки:
1. Разрабатывать программы ресоциализации и плана действий (совместное с осужденными определение целей, задач будущей работы, методов, средств, форм и этапов деятельности).
2. Формировать обстановку доверия осужденных и специалистов социальной службы.
3. Проводить психологическое и социальное исследование, согласовывать действия социальной службы.
4. Оформлять и готовить на утверждение документы с обязательным участием самого осужденного, иных заинтересованных в его судьбе лиц.
5. Проводить наблюдение.
6. Способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению.

Знания:
1. Кодекс Республики Казахстан "Уголовный кодекс Республики Казахстан" (далее – Уголовный кодекс).
2. Специфики проведения длительного социального, психологического исследования.
3. Методика проведения клинического наблюдения.
4. Клинико-психологических, социально - психологических и педагогических аспектов взаимодействия.

Задача 2:
Организационно-исполнительская

Умения и навыки:
1. Проводить обучение-инструктаж, консультирование, организацию конкретных действий.
2. Оказывать помощь, поддержку, стимулирование, коррекцию, организацию общения, общественно полезных видов деятельности.
3. Обеспечивать взаимодействие осужденных, специалистов, координацию сотрудничества, контроль и оценку результативности отдельных действий и этапов работы.

Знания:
1. Нормативные правовые акты:
Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения".
Уголовный кодекс.
Закон Республики Казахстан "О социальной защите лиц с инвалидностью в Республике Казахстан".
2. Принципы построения психологического, педагогического и социологического заключения.

Трудовая функция 2:
Проведение социально-психологического- обследования.

Задача 1:
Подбор соответствующих методов для проведения психолого-социологического обследования.

Умения и навыки:
1. Проводить социальную и психологическую поддержку лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
2. Проводить специальную систему мер:
подкрепление, сохранение, либо восстановление условий жизнедеятельности наиболее "слабых" осужденных и их групп риска, испытывающих вследствие этой слабости особые, отличные от иных объективные или субъективные нужды, затрудняющие нормальное содержание в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
подготовка к жизни на свободе и постпенитенциарную реабилитацию.

Знания:
1. Нормативные правовые акты:
Конституция Республики Казахстан.
Уголовный кодекс.
2. Принципы подбора экспериментально – психологических педагогических методик.
3. Концепции развития личности, особенностей психопатологии.

Задача 2:
Диагностика жизненной ситуации

Умения и навыки:
1. Выявлять причины (факторов – детерминант), приведшие к трудной жизненной ситуации, совершению уголовного преступления, осуждению и содержанию в местах лишения свободы, условий, обстоятельств и причин появления новых пенитенциарно-социальных проблем;
2. Определять степень влияния на осужденного, а также иных особенностей конкретной личности, общности, среды учреждения уголовно-исполнительной системы.

Знания:
1. Нормативные правовые акты:
Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения".
Уголовный кодекс.
Закон Республики Казахстан "О социальной защите лиц с инвалидностью в Республике Казахстан".
2. Международный кодекс этики социальной работы и иные нормативные документы по организации социальных услуг осужденным.

Трудовая функция 3:
Консультационная работа с осужденными в пенитенциарной системе.

Задача 1:
Консультирование, формирование группы социальной поддержки.

Умения и навыки:
1. Владеть методами профессионального консультирования.
2. Владеть методами семейного консультирования, направленного на мобилизацию поддерживающих ресурсов семьи.
3. Проявлять позитивное отношение к гражданину, терпимость, выражать эмоциональную поддержку.
4. Управлять и контролировать процессами профессиональной деятельности, аргументировать и грамотно оперировать информацией.

Знания:
1. Социальный кодекс.
2. Трудовой кодекс.
3.Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения.
4. Методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций.

Требования к личностным компетенциям

Организация работы, навыки коммуникации, стрессоустойчивость, работа в команде, ответственность, нацеленность на результат.

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

8 уровень

Руководитель учреждения (организации)

Связь с КС

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

Руководитель учреждения (организации)

Условия (содержания и качества) труда

Место выполнения работы, режим рабочего времени, времени отдыха, продолжительность трудовых отпусков, условия оплаты труда и иные условия труда устанавливаются в трудовых и коллективных договорах в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.