В соответствии с подпунктом 41) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации учебного процесса в форме онлайн-обучения в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования.
2. Департаменту технического и профессионального образования Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр просвещения Республики Казахстан | Г. Бейсембаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической
промышленности Республики
Казахстан
Утверждены приказом Министр просвещения Республики Казахстан от 25 июля 2023 года № 225 |
Правила организации учебного процесса в форме онлайн-обучения в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации учебного процесса в форме онлайн-обучения в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяет порядок предоставления технического и профессионального, послесреднего образования в форме онлайн-обучения в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования (далее – организации ТиППО).
2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
1) асинхронный формат обучения – дистанционное обучение или онлайн-обучение, предполагающее взаимодействие участников образовательного процесса, в том числе посредством информационных систем и других средств связи, не привязанное к определенному месту и времени;
2) объекты информатизации – электронные информационные ресурсы, программное обеспечение, интернет-ресурс и информационно-коммуникационная инфраструктура;
3) цифровой след обучающегося – это набор верифицированных данных о результатах образовательной деятельности, зафиксированных на LMS (ЛМС) (система управления обучением) и (или) иных платформах или информационной системе (далее – ИС);
4) образовательная программа – единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения;
5) система управления обучением (Learning management system – LMS (Ленинг менеджмент систем – ЛМС) – объект информатизации для автоматизации управления учебным процессом;
6) онлайн прокторинг – система верификации личности и подтверждения результатов прохождения онлайн-экзаменов, которая обеспечивает сохранение записи, распознавание и идентификацию личности, анализ движений головы и тела, с определением уровня шума, распознаванием мультифейса, запроса на запись комнаты в режиме 360 градусов, логирование подозрительных событий;
7) синхронный формат обучения – дистанционное обучение или онлайн-обучение, предполагающее прямую связь (стриминг) участников образовательного процесса в реальном времени, с использованием возможностей ИС и других средств связи, в котором обучающиеся получают информацию, работают с ней самостоятельно или в группах, обсуждают с другими участниками и преподавателями из любого места в единый для всех период времени;
8) цифровой образовательный ресурс – дидактические материалы по изучаемым дисциплинам и (или) модулям, обеспечивающие обучение в интерактивной форме: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, звукозаписи и иные цифровые учебные материалы.
Глава 2. Правила организации учебного процесса в форме онлайн-обучения
3. Прием обучающихся на онлайн-обучение осуществляется организациями ТиППО в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 октября 2018 года № 578 "Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17705).
4. Образовательные программы онлайн-обучения разрабатываются организациями ТиППО в соответствии с приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031).
5. Образовательные программы онлайн-обучения вносятся в Реестр образовательных программ в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра просвещения Республики Казахстан от 7 октября 2022 года № 417 "Об утверждении Правил введения реестра образовательных программ, реализующих организациями технического и профессионального, послесреднего образования, а также основания включения в реестр образовательных программм и сключения из него" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 30099).
6. Рабочие учебные планы и рабочие учебные программы онлайн-обучения разрабатываются организациями ТиППО на основе образовательных программ.
7. Рабочие учебные планы и рабочие учебные программы онлайн-обучения отражают соотношение асинхронного и синхронного формата обучения, соотношение синхронных занятий составляет не менее тридцати процентов от академических часов/кредитов за весь период обучения, за исключением академических часов/кредитов, предусмотренных на организацию производственного обучения и профессиональную практику.
8. Производственное обучение и профессиональная практика, лабораторные работы и практические занятия проводятся полностью или частично на базе предприятия или организации образования (в зависимости от специфики образовательной программы).
При проведении практических занятий в организации ТиППО, предусматривается использование виртуальных лабораторий, симуляторов, тренажеров, позволяющих обучающимся осваивать профессиональные компетенции.
9. Организациями ТиППО проводится текущий контроль успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в соответствии приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 "Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5191).
Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации определяется организацией ТиППО самостоятельно. При проведении промежуточной и итоговой аттестации в форме онлайн-обучения применяется онлайн прокторинг.
10. Организациями ТиППО при предоставлении онлайн-обучения необходимо соблюдение минимальных требований к объектам информатизации в области образования в соответствии с приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 14 ноября 2022 года № 456 "Об утверждении минимальных требований к объектам информатизации в области образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 30534).
11. Организация ТиППО обеспечивает наличие телекоммуникационных каналов, средств оперативного доступа к информационным, цифровым образовательным ресурсам, системы управления обучением с подключением к сети Интернет.
12. Педагоги организации ТиППО каждые три года проходят курсы повышения квалификации в области IT-компетенции, методики и технологии онлайн-обучения.
13. Мониторинг и анализ эффективности образовательного процесса производится организацией образования путем отслеживания цифрового следа обучающегося и педагога.
Мониторинг за соблюдением дисциплины в процессе освоения образовательной программы, посещаемости, логирования, контроль за ходом изучения материалов, своевременного выполнения заданий и оценивания осуществляется через цифровой след обучающегося.
14. Организация ТиППО проводит анкетирование и (или) опрос среди обучающихся на предмет соответствия качества системы управления обучением (LMS) (ЛМС), образовательных программ и (или) дисциплин/модулей, цифрового контента и педагогического состава, привлеченного к онлайн-обучению.
15. Для технического сопровождения лиц, поступающих на онлайн-обучение и обучающихся с момента приема до выпуска организация ТиППО обеспечивает:
1) доступность и бесперебойную работу цифровой инфраструктуры и объектов информатизации, мобильных приложений, задействованных в онлайн-обучении;
2) функционирование программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего студийное производство онлайн-курсов, цифровых образовательных ресурсов, с лицензионным программным обеспечением и выделенным помещением;
3) информационную безопасность цифровой инфраструктуры и объектов информатизации, задействованных в онлайн-обучении.
16. Для методического сопровождения лиц, поступающих на онлайн-обучение и обучающихся с момента приема до выпуска организация ТиППО обеспечивает:
1) применение современных цифровых образовательных технологий (смешанного обучения, микро и адаптивного обучения, виртуальной/дополненной реальности, геймификации и других цифровых образовательных технологии);
2) разработку методических материалов по организации онлайн-обучения;
3) разработку и размещение учебно-методических материалов по дисциплинам и (или) модулям онлайн-обучения в объекте информатизации организации ТиППО.