В соответствии с подпунктом 9-28) статьи 4 Закона Республики Казахстан "Об особом статусе города Алматы" акимат города Алматы ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Правила по осуществлению замеров выбросов от автомобильных транспортных средств, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Управлению экологии и окружающей среды города Алматы в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего постановления в Департаменте юстиции города Алматы;
2) размещение настоящего постановления на интернет–ресурсе акимата города Алматы после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя акима города Алматы Абдыкадырова А.Е.
4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Аким города Алматы | Е. Досаев |
Приложение к постановлению акимата города Алматы от 1 февраля 2023 года № 1/56 |
Правила по осуществлению замеров выбросов от автомобильных
транспортных средств
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие правила по осуществлению замеров выбросов от автомобильных транспортных средств (далее - Правила) разработаны в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан, подпунктом 9-28) статьи 4 Закона Республики Казахстан "Об особом статусе города Алматы", Законом Республики Казахстан "О дорожном движении" (далее - Закон) и определяют порядок и условия замеров выбросов от автомобильных транспортных средств.
Правила распространяются на следующие автотранспортные средства, эксплуатируемые в городе Алматы: легковые автомобили категорий М1, автобусы категорий М2 и М3, грузовые автомобили категорий N1, N2 и N3, мотоциклы категории L, в соответствии с приложением 1 к настоящим Правилам.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) испытательная лаборатория – юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, действующее от его имени, осуществляющее исследования, испытания;
2) газоанализатор - прибор для непрерывного анализа химического состава отработавших газов двигателя;
3) дымность - видимая дисперсия жидких и (или) твердых частиц в отработавших газах, образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и испарившегося масла в цилиндрах двигателя, нормируемый показатель, характеризующий степень поглощения светового потока, просвечивающего столб отработавших газов определенной длины;
4) нормы содержания загрязняющих веществ в отработавших газах двигателя (далее – нормы содержания загрязняющих веществ) - нормы дымности отработавших газов для автотранспортных средств, оснащенных двигателями с принудительной системой зажигания и нормы содержания монооксида углерода (СО), углеводородов (СН) в отработавших газах двигателя с принудительным зажиганием для автотранспортных средств, работающих на бензине и на газовом топливе, утверждаемые настоящими Правилами;
5) монооксид углерода (СО) – нормируемый компонент, загрязняющее вещество в виде газа без цвета, запаха и вкуса;
6) измеритель дымности - прибор для измерения степени поглощения светового потока, просвечивающего столб отработавших газов двигателя внутреннего сгорания определенной длины;
7) отработавшие газы - смесь газов, удаляемая из цилиндров или камер сгорания двигателя через выхлопную трубу автотранспортного средства;
8) передвижной пост – автотранспортное средство, оснащенное необходимыми приборами и оборудованием для проведения измерений;
9) специалист по измерениям – сотрудник испытательной лаборатории, осуществляющий измерения;
10) сертификат о поверке – документ о прохождении метрологической поверки прибора, выданный поверочной аккредитованной лабораторией в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений;
11) стационарный пост – стационарный объект, оснащенный необходимыми приборами и оборудованием для проведения измерений;
12) уполномоченный орган - структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере государственной экологической политики на территории города Алматы;
13) углеводороды (СН) - нормируемый компонент, загрязняющее вещество, углеводородная группа соединений (парафины, олефины, нафтены, ароматические углеводороды).
Глава 2. Порядок осуществления измерений
3. Измерения осуществляются на стационарных и передвижных постах.
4. Стационарные посты города Алматы работают круглосуточно, в том числе в выходные и праздничные дни.
5. Количество измерений на стационарных и передвижных постах устанавливается в договорах, заключенных между уполномоченным органом и испытательной лабораторией.
6. Испытательная лаборатория обеспечивает:
1) стационарные и передвижные посты специалистами по измерениям в соответствии с условиями заключенных договоров;
2) стационарные и передвижные посты необходимыми приборами и оборудованием для осуществления измерений;
3) техническое обслуживание приборов согласно инструкциям к ним;
4) своевременное прохождение поверки приборов в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обеспечении единства измерений;
5) проведение измерений в соответствии с настоящими Правилами;
6) ведение документации в соответствии с настоящими Правилами;
7) сбор, обработку и передачу уполномоченному органу результатов измерений.
7. Специалистом по измерениям выполняется измерение в соответствии с настоящими Правилами, по итогам чего формируется электронный протокол измерений, который хранится в электронном виде, а также заполняется журнал учета автотранспортных средств в электронном формате.
8. На основании протокола измерений специалист по измерениям сравнивает показания измерений с нормами содержания загрязняющих веществ.
9. Выбросы в окружающую среду, производимые автотранспортными средствами при их эксплуатации, не должны превышать допустимый уровень, установленный техническими регламентами в сфере охраны окружающей среды.
10. Нормы содержания загрязняющих веществ должны соответствовать показателям, предусмотренным в приложении 2 и 3 к настоящим Правилам.
11. В случае соответствия отработавших газов двигателя автотранспортного средства нормам содержания загрязняющих веществ автотранспортное средство продолжает движение.
12. В случае установления, в результате измерения, превышения норм содержания загрязняющих веществ, в отношении владельца автотранспортного средства принимаются меры в соответствии с частью первой статьи 334 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
13. В случае, если превышение норм содержания загрязняющих веществ автотранспортного средства установлено повторно в течение года, в отношении владельца автотранспортного средства принимаются меры в соответствии со статьей 797 Кодекса, статьей 51 Закона и постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196 "Об утверждении Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам".
14. Устранение причин превышения норм содержания загрязняющих веществ автотранспортного средства подтверждается протоколом измерений испытательной лаборатории, оформленным по итогам измерений, проведенных в соответствии с настоящими Правилами.
Глава 3. Общие требования к проведению измерений
15. Содержание монооксида углерода (СО), углеводородов (СН) в отработавших газах автотранспортных средств с бензиновыми и (или) газовыми двигателями в режиме холостого хода на минимальных частотах вращения коленчатого вала двигателя не должно превышать значений, указанных в приложении 2 к настоящим Правилам.
Проведение измерений выполняется при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, установленной изготовителем транспортного средства.
16. Дымность отработавших газов для автотранспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, не должна превышать значений, указанных в приложении 3 к настоящим Правилам.
17. При проведении измерения пробег транспортного средства должен быть не менее 3 000 километров. При меньшем пробеге проверка не проводится.
18. У автотранспортного средства система выпуска отработавших газов должна быть герметична и комплектна (не должно быть видимого отсутствия и повреждений элементов выпускной системы). В случае видимого нарушения целостности и герметичности выпускной системы автотранспортного средства, измерения не проводятся.
19. Определение экологического класса автотранспортного средства осуществляется в зависимости от страны производителя и от года выпуска автотранспортного средства в соответствии с приложением 4 к настоящим Правилам.
20. Атмосферные условия (температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность) в месте расположения прибора при проведении измерений определяются эксплуатационными характеристиками применяемых приборов. При атмосферном давлении ниже 86,6 килопаскаль (650 миллиметров ртутного столба) до 80 килопаскаль (600 миллиметров ртутного столба), в горных условиях, применяется коэффициент повышения норм равный К = 1,1.
21. При измерениях следует применять газоанализаторы, измерители дымности и иные приборы и оборудование соответствующие требованиям ГОСТ 33997-2016 и СТ РК 1433-2017 и имеющие действующие сертификаты о поверке в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обеспечении единства измерений.
22. Перед выполнением измерения необходимо убедиться, что двигатель автотранспортного средства прогрет до температуры не ниже 60 °С по штатному датчику автотранспортного средства.
Глава 4. Особенности подготовки и проведения измерений автотранспортных
средств, оснащенных двигателем с принудительным зажиганием,
работающих на бензине и (или) газовом топливе
23. После прогрева двигателя, при осуществлении измерений без использования программного обеспечения, проводятся следующие операции:
1) устанавливается рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автотранспортного средства с автоматической коробкой передач устанавливает в положение "нейтраль" или "паркинг";
2) затормаживается автотранспортное средство стояночным тормозом;
3) вводится пробозаборник газоанализатора в выпускную трубу автотранспортного средства на глубину не менее 300 миллиметров от наиболее заглубленной точки среза трубы и проводятся измерения в течение не менее 30 секунд;
4) регистрируются полученные данные на бумажном носителе.
24. Проведение измерений с использованием программного обеспечения включает в себя следующее:
1) перед проведением измерений проверяются и устанавливаются нулевые показания газоанализатора на всех шкалах измерения, кроме О2. Содержание О2 должно быть в пределах, установленных в инструкции (руководстве) по эксплуатации газоанализатора;
2) устанавливается минимальная частота вращения вала двигателя;
3) подключается газоанализатор к компьютеру;
4) запускается программное обеспечение на компьютере;
5) вводятся в программное обеспечение необходимые данные об автотранспортном средстве;
6) запускается в программном обеспечении режим измерения и по завершению процедуры измерения программное обеспечение формирует протокол испытаний с результатами измерений;
7) результаты измерений сообщаются сотруднику полиции для принятия соответствующих мер реагирования согласно Кодексу.
25. При наличии раздельных выпускных систем у автотранспортного средства измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения нормируемых компонентов.
26. При наличии комбинированной системы топлива (бензин и газ), измерение следует проводить на каждый вид топлива.
Глава 5. Особенности подготовки и проведения измерений автотранспортных
средств, оснащенных двигателем с воспламенением от сжатия
27. После прогрева двигателя, при осуществлении замеров без использования программного обеспечения, проводятся следующие операции:
1) устанавливается рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автотранспортного средства с автоматической коробкой передач устанавливается в положение "нейтраль" или "паркинг";
2) затормаживается автотранспортное средство стояночным тормозом;
3) вводится изогнутая трубка измерителя дымности в выпускную трубу автотранспортного средства;
4) измерение дымности проводится в режиме свободного ускорения;
5) при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальных частотах вращения коленчатого вала равномерно перемещается педаль за 0,5-1,0 секунд до упора. Держится педаль в этом положении 2-3 секунды. После отображения результатов первого замера на датчике приборного блока и готовности измерителя дымности к следующему измерению приступают к выполнению следующего цикла;
6) циклы свободного ускорения повторяются не менее шести раз;
4) регистрируется среднеарифметическое значение дымности четырех последних измерений, которое принимается за результат измерения и формируется протокол испытаний с результатами измерений на бумажном носителе.
28. Проведение измерений с использованием программного обеспечения включает в себя следующее:
1) измерение дымности проводится в режиме свободного ускорения;
2) при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальных частотах вращения коленчатого вала равномерно перемещается педаль за 0,5-1,0 секунд до упора. Держится педаль в этом положении 2-3 секунды. После отображения результатов первого замера на датчике приборного блока, и готовности измерителя дымности к следующему измерению приступают к выполнению следующего цикла;
3) циклы свободного ускорения повторяются не менее шести раз;
4) подсоединяются измеритель дымности к компьютеру;
5) запускается программное обеспечение на компьютере;
6) вводятся в программное обеспечение необходимые данные об автотранспортном средстве;
7) скачивается среднеарифметическое значение дымности четырех последних измерений, которое принимается за результат измерения и формируется электронный протокол испытаний с результатами измерений;
8) результаты измерений сообщаются сотруднику полиции для принятия соответствующих мер реагирования согласно Кодексу.
Приложение 1 к Правилам по осуществлению замеров выбросов от автомобильных транспортных средств |
Классификация автотранспортных средств по категории
Категория | Разрешенная максимальная масса*, т | Характеристика автотранспортного средства |
M1 | – | Легковые автомобили (имеющие не более восьми мест для сидения, кроме водителя) |
М2 | До 5** | Автобусы (имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя) |
М3 | Свыше 5** | |
N1 | До 3,5*** | Грузовые автомобили |
N2 | Свыше 3,5 до 12,0*** | |
N3 | Свыше 12,0*** | |
L | - | Мотоциклы |
* Специальное оборудование, устанавливаемое на специальных автотранспортных средствах, рассматривают как эквивалент груза. |
Приложение 2 к Правилам по осуществлению замеров выбросов от автомобильных транспортных средств |
Нормы содержания монооксида углерода (СО), углеводородов (СН) в отработавших газах двигателя с принудительным зажиганием для автотранспортных средств, работающих на бензине и (или) на газовом топливе
Категории и комплектация транспортных средств | Частота вращения коленчатого вала двигателя | СО, объемная доля, % | СН, объемная доля, млн-1 |
M и N, не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов | минимальная | 3,5 | 1200 |
M и N, экологического класса 2 и ниже, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов | минимальная | 0,5 | 400 |
M и N, экологического класса 3 и выше, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов | минимальная | 0,3 | 100 |
L, не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов | минимальная | 4,5 |
* под системой нейтрализации отработавших газов двигателя понимается совокупность компонентов, обеспечивающих снижение выбросов вредных веществ с отработавших газов при работе двигателя;
** под экологическим классом автотранспортного средства понимается классификационный код, характеризующий конструкцию транспортного средства или двигателя внутреннего сгорания в зависимости от уровня выбросов, а также уровня требований к системам бортовой диагностики.
Приложение 3 к Правилам по осуществлению замеров выбросов от автомобильных транспортных средств |
Нормы дымности отработавших газов для автотранспортных средств,
оснащенных двигателями с принудительной системой зажигания
Категория транспортного средства, экологический класс | Тип двигателя | Дымность, коэффициент поглощения светового потока (k), м-1 |
М, N, экологические классы | Без наддува | 2,5 |
С наддувом | 3,0 | |
М, N, экологические классы | - | 1,5 |
* под экологическим классом автотранспортного средства понимается классификационный код, характеризующий конструкцию транспортного средства или двигателя внутреннего сгорания в зависимости от уровня выбросов, а также уровня требований к системам бортовой диагностики.
Приложение 4 к Правилам по осуществлению замеров выбросов от автомобильных транспортных средств |
Экологические классы автотранспортного средства в зависимости
от страны производителя и года выпуска
Страна производитель АТС | Тип двигателя | Экологический класс | |||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 и 6 | ||
год выпуска | |||||||
Россия, СНГ, Казахстан | С принудительным зажиганием | до 2005 | - | 2006 – 2007 | 2008 – 2012 | 2013 – 2015 | с 2016 |
Дизельный | до 2005 | - | 2006 –2007 | 2008 – 2012 | 2013 – 2015 | с 2016 | |
Страны | С принудительным зажиганием | до 1991 | 1992 -1995 | 1996 – 1999 | 2000 – 2004 | 2005 – 2009 | с 2010 |
Дизельный | до 1991 | 1992 -1995 | 1996 – 1999 | 2000 – 2004 | 2005 – 2009 | с 2010 | |
Япония | С принудительным зажиганием | до 1996 | до 1997 | 1998-2004 | 2005-2010 | с 2011 | |
Дизельный | до 1996 | до 1997 | 1998-2004 | 2005-2010 | с 2011 | ||
Корея | С принудительным зажиганием | до 2000 | до 2000 | 2001-2002 | 2003-2005 | с 2006 | с 2010 |
Дизельный | до 2000 | до 2000 | 2001-2002 | 2003-2005 | с 2006 | с 2010 | |
США | С принудительным зажиганием | до 1990 | до 1995 | 1996-2000 | 2001-2003 | с 2004 | с 2010 |
Дизельный | до 1990 | до 1995 | 1996-2000 | 2001-2003 | с 2004 | с 2010 | |
Китай | С принудительным зажиганием | до 2003 | до 2003 | 2004-2007 | 2008- 2010 | с 2011 | с 2013 |
Дизельный | до 2003 | до 2003 | 2004-2007 | с 2008 | с 2011 | с 2011 |