ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 октября 2015 года № 18-02/942 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12351) следующие изменения:
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу;
2. Комитету лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет ресурсе Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан после его официального опубликования.
3) в течении десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр экологии и природных ресурсов Республики Казахстан |
Е. Нысанбаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство транспорта
Республики Казахстан
Правила пожарной безопасности в лесах
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Лесного кодекса Республики Казахстан от 8 июля 2003 года (далее – Кодекс) и определяют порядок пожарной безопасности в лесах.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
1) особо охраняемая природная территория – участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними с природными комплексами и объектами государственного природно-заповедного фонда, для которых установлен режим особой охраны;
2) государственные лесовладельцы – государственные организации, которым участки государственного лесного фонда предоставлены на праве постоянного землепользования;
3) минерализованная полоса – это защитная полоса, обработанная почвообрабатывающими орудиями до минерального слоя почвы и предназначенная для предотвращения распространения лесного пожара, создается по кромке леса и межквартальных просеках;
4) лесной фонд – все леса, находящиеся на территории Республики Казахстан, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд Республики Казахстан;
5) лесная пожарная станция – объект государственного лесовладельца, предназначенный для размещения противопожарной службы и техники, обеспечивающих проведение мер по предотвращению лесных пожаров и их своевременной ликвидации;
6) лесопользователь – физическое или юридическое лицо, которому предоставлено право временного лесопользования в порядке, установленном Кодексом;
7) класс пожарной опасности – это показатель природной пожарной опасности лесов и показатель пожарной опасности в лесах по условиям погоды;
8) пожарные пункты – пункты сосредоточения пожарного оборудования и инвентаря для тушения лесных пожаров, создаваемые лесопользователями и частными лесовладельцами;
9) локализация пожара – действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создания условий для его успешной ликвидации имеющимися силами и средствами;
10) ликвидация пожара – действия, направленные на окончательное прекращение горения, а также на исключение возможности его повторного возникновения;
11) пожароопасный сезон в лесу – часть календарного года, определяемая уполномоченным органом в области лесного хозяйства, областным исполнительным органом исходя из климатических и погодных факторов, в течение которого возможна угроза возникновения лесного пожара;
12) противопожарный разрыв – специально разрубленная в лесу просека шириной 10-20 метров, очищенная от горючих материалов, с противопожарной минерализованной полосой, дорогой с целью организации препятствий на пути распространения лесных пожаров и создающая условия для их тушения;
13) профилактика лесного пожара – комплекс мероприятий, направленных на предотвращения возникновения и распространения лесного пожара;
14) пожарная техника – технические средства для предотвращения, ограничения развития и тушения лесного пожара, защиты людей, техники и материальных ценностей от опасных факторов пожара;
15) пожарно-техническое вооружение — это пожарное оборудование, ручной пожарный инструмент, пожарно-спасательные устройства, средства индивидуальной защиты пожарных от опасных факторов пожара технические устройства, вывозимые на место пожара;
16) распространение пожара – увеличение размера лесного пожара в результате продвижения его кромки;
17) крупный лесной пожар – развитие и распространение пожара на угодьях лесного фонда: лесные покрытые лесом 25 гектаров и выше; лесные непокрытые лесом 50 гектаров и выше; нелесные 100 гектаров и выше на участках государственного лесного фонда;
18) очаг пожара - место возникновения пожара;
19) загорание - возникновение очага горения.
20) Ситуационный центр – программно-аппаратный комплекс, предназначенный для информационно-аналитического и коммуникационного обеспечения решения задач по охране государственного лесного фонда от пожаров и незаконных рубок.
21) водно-сливные устройства (ВСУ) – накопительные емкости для воды предназначенные для транспортировки на внешней подвеске вертолетов и слива на очаги лесных пожаров (заполнение ВСУ водой осуществляется путем окунания его в естественные (искусственные) водоемы).
3. Органом, обеспечивающими пожарную безопасность в лесах являются уполномоченный орган в области лесного хозяйства (далее – уполномоченный орган), его ведомство, территориальные подразделения ведомства, органы местного государственного управления и самоуправления и государственные лесовладельцы в пределах их компетенции, определенной Кодексом.
4. Местные исполнительные органы областей, города республиканского значения, столицы выполняют мероприятия в соответствии со статьей 15 Кодекса:
1) оснащают устройствами системы раннего обнаружения лесных пожаров для организации и обеспечения охраны на территории государственного лесного фонда с передачей информации в режиме реального времени в Ситуационный центр Уполномоченного органа;
2) в целях профилактики и ликвидации последствии лесных пожаров обеспечивают привлеченные для тушения лесных пожаров воздушные судна с водо-сливными устройствами горюче-смазочными материалами.
5. Для обеспечения охраны от пожаров населенных пунктов, расположенных в лесах, местными исполнительными органами и лесовладельцами разрабатываются и выполняются мероприятия, исключающие возможность распространения огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство минерализованных полос шириной не менее четырех метров, удаление в летний период сухой растительности).
Минерализованные полосы и противопожарные разрывы планируются в соответствии с лесоустроительным проектом и планом противопожарного устройства.
6. В государственных учреждениях лесного хозяйства и в природоохранных учреждениях создаются противопожарные службы, в составе которых формируются лесные пожарные станции.
На участках лесного фонда, переданных в лесопользование, а также на участках частных лесов создаются пожарные пункты.
7. Государственный лесовладелец обеспечивает соблюдение требований Положения о лесной пожарной станции, утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 18-02/54 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10408), по обеспечению удовлетворительной работы лесной пожарной станции по оснащению пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта и связи, закрепленных за лесной пожарной станцией, а также ведение паспорта о лесной пожарной станции.
8. Резервными силами для борьбы с лесными пожарами являются работники (рабочие, служащие) государственных лесных учреждений, особо охраняемых природных территорий и лесопользователей.
9. Для патрулирования труднодоступных и наиболее подверженных пожарам ценных участков лесов, а также для пожаротушения привлекаются силы и средства специализированных организаций, учреждений, выполняющие авиационные работы по охране лесов и защите лесного фонда в соответствии с "Правилами осуществления авиационных работ по охране и защите лесного фонда" утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 18-02/64 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10464), в том числе беспилотными летательными аппаратами (собственными или на договорной основе), применением цифровых систем раннего обнаружения пожара и дистанционного зондирования Земли.
Патрулирование беспилотными летательными аппаратами осуществляется ежедневно в дневное время суток в зависимости от погодных условий в период пожароопасного сезона.
10. Для тушения крупных лесных пожаров в соответствии с планами мероприятий, утверждаемыми ежегодно местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы, согласно со статьей 15 Кодекса и Соглашения о порядке привлечения сил и средств государственной противопожарной службы привлекаются подразделения государственной противопожарной службы и службы гражданской защиты, их противопожарная техника, транспортные средства.
11. В охране лесного фонда от пожаров, их предупреждении и тушении участвуют общественные пожарные объединения.
12 Наиболее подверженные грозовым разрядам участки леса оборудуются молниеотводами (молниезащитными устройствами, громоотводами) на основании проектных изысканий.
13. Лесопользователи ежегодно реализуют планы противопожарных мероприятий, разработанные в соответствии с требованиями к планам противопожарных мероприятий, разрабатываемыми лесопользователями по согласованию с государственными лесовладельцами при долгосрочном лесопользовании, согласно приложения 1 к настоящим Правилам с соблюдением требований Норм положенности средств пожаротушения в местах проведения лесопользователями оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских, спортивных и других мероприятий на территории государственного лесного фонда, утвержденных приказом министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 18-02/119 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10727).
Лесопользователи, пользователи участками особо охраняемых природных территорий ежегодно до 15 февраля текущего года утверждают и представляют на согласование лесовладельцам планы противопожарных мероприятий.
14. Государственные лесовладельцы до начала пожароопасного сезона осуществляют подготовку к пожароопасному сезону.
При подготовке к пожароопасному сезону проводится инвентаризация пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта и связи, определяется их соответствие нормам и нормативам по охране, защите, пользованию лесным фондом, воспроизводству лесов и лесоразведению на участках государственного лесного фонда, утвержденным приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 20 июля 2015 года № 18-02/664 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 11995).
Степень готовности государственных лесовладельцев к пожароопасному сезону определяется, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Информация о готовности к пожароопасному сезону направляется территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в организации, в ведении которых находятся государственные лесовладельцы.
Глава 2. Порядок организации пожарной безопасности в лесах
15. Государственные лесовладельцы выполняют, требования пожарной безопасности в лесах и обеспечивают выполнение следующих мероприятий по предупреждению (профилактике) лесных пожаров:
1) обеспечивают противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждают, своевременно обнаруживают и пресекают нарушения настоящих Правил, принимают необходимые меры по тушению лесных пожаров;
2) оказывают содействие лесопользователям при разработке ими планов противопожарных мероприятий;
3) ведут регистрацию лесных пожаров;
16. Класс пожарной опасности определяются в соответствии с приложением 3 к настоящим Правилам.
17. В пожароопасный сезон на территории лесного фонда не допускается:
1) разводить костры в хвойных молодняках, старых гарях, на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом), лесосеках с наличием порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев, а также установка мангалов, очагов для приготовления пищи вне специально установленных и оборудованных мест;
2) бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу, использовать открытый огонь и курить в неотведенных местах;
3) употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся, тлеющих материалов;
4) оставлять пропитанный горюче-смазочными веществами обтирочный материал в непредусмотренных специально для этого местах;
5) заправлять топливные баки при работающих двигателях внутреннего сгорания, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить, пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.
6) применять фейерверки и иные виды огневых эффектов;
7) передвигаться на технике при отсутствии искрогасителей выхлопных труб;
8) заезжать на территорию лесного фонда (кроме транзитных путей) транспортных средств и механизмов, за исключением тех, которые используются для лесохозяйственной цели;
9) посещать населению участки лесного фонда при высокой и чрезвычайной степени пожарной опасности (чрезвычайная опасность) за условиями погоды;
10) бросать стекла, стеклянную тару (стеклянные бутылки, банки и другие).
18. Не допускается проводить отжиги травянистой растительности на всех категориях земель, кроме управляемых отжигов на территории лесного фонда и прилегаемых к нему территориях, проводимых лесовладельцами в целях снижения пожароопасной обстановки.
В остальных местах разведение костров осуществляется на площадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее четырех метров при наличии первичных средств пожаротушения (ранцевые лесные опрыскиватели, хлопушки, штыковые лопаты, емкости с водой). Костер тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления
19. Государственным лесовладельцам и лесопользователям необходимо:
1) при рубке леса, независимо от способа и времени рубок, при строительстве в лесу дорог, газонефтепроводов, линий электропередач, связи, радио и коммуникаций производить очистку мест рубок от порубочных остатков, уборку оставшейся древесины и легковоспламеняющихся материалов в порядке и в сроки, устанавливаемые владельцами участков лесного фонда в разрешительных документах на лесопользование;
2) при работах в лесу хранить горюче-смазочные материалы в стандартной закрытой таре, очищать места их хранения в радиусе пяти метров от растительного покрова, древесных и легковоспламеняющихся остатков, окаймлять минерализованными полосами шириной не менее четырех метров;
3) при использовании в работе взрывчатых веществ заблаговременно уведомлять владельцев участков лесного фонда о месте и времени проведения взрывных работ, прекращать взрывные работы при IV – V классах пожарной опасности по условиям погоды;
4) в местах работ и расположения объектов иметь средства для тушения лесных пожаров, согласно приложениям 4 и 5 к настоящим Правилам, содержать указанные оборудование и средства во время пожароопасного сезона в полной готовности к немедленному использованию в случае возникновения пожара;
5) создавать на пожароопасный сезон в подразделениях, производящих работу в лесу, а также в поселках, расположенных в лесу, подготовленные общественные пожарные объединения из числа рабочих, служащих, граждан для использования при тушении возникающих пожаров;
6) лесопользователями долгосрочного лесопользования по заготовке древесины, на пожароопасный сезон в арендованных лесничествах создаются пожарные пункты сосредоточения пожарного оборудования и инвентаря для тушения лесных пожаров. Количество созданных пожарных пунктов - из расчета на каждый мастерский участок.
20. В лесу засорение бытовыми отходами, свалка мусора, строительными остатками и отбросами не допускается.
21. Сжигание мусора производится вблизи леса только на специально отведенных участках при соблюдении следующих условий:
1) места для сжигания (котлованы, площадки) отводятся на расстоянии не менее пятидесяти метров от стен хвойного леса, отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка, не менее двадцати пяти метров от стен лиственного леса и отдельно растущих лиственных деревьев;
2) территория вокруг мест для сжигания мусора очищается в радиусе двадцать метров от сухостоя, валежника, порубочных остатков, других легковоспламеняющихся материалов и окаймлена минерализованной полосой шириной не менее четырех метров, а на участках вблизи хвойного леса на сухих почвах – не менее пяти метров;
3) в пожароопасный сезон сжигание мусора производится только при I - II классах пожарной опасности в безветренную, дождливую погоду под наблюдением специально выделенных лиц. В засушливые периоды сжигание мусора не производится.
4) места для сжигания (котлованы, площадки) оборудуются первичными средствами пожаротушения.
22. Физические лица, руководители организаций, осуществляющих работы имеющих объекты на территории лесного фонда, перед началом пожароопасного сезона, а лица, ответственные за проведение культурно-массовых мероприятий – перед выездом, выходом отдыхающих в лес проводят инструктаж рабочим, служащим, участникам культурно-массовых мероприятий о соблюдении настоящих Правил, предупреждении возникновения лесных пожаров, а также о способах их тушения.
23. При проведении очистки мест рубок лесозаготовители выполняют следующие мероприятия:
1) производят весеннюю доочистку лесосек в случае заготовки древесины и очистки лесосек в зимнее время;
2) укладывают порубочные остатки в кучи, валы для перегнивания, сжигания с возможностью разбрасывать их в измельченном виде по лесосеке на расстоянии не менее десяти метров от стен леса;
3) сжигание порубочных остатков производится при наличии первичных средств пожаротушения (ранцевый лесной опрыскиватель, хлопушки, штыковые лопаты, емкости с водой) и под наблюдением специально выделенных лиц.
Сжигание порубочных остатков от летней заготовки леса и собранных при весенней доочистке мест рубок производится осенью после окончания пожароопасного периода.
При сжигании порубочных остатков обеспечивается сохранность имеющихся на лесосеках семенников, подроста, несрубленных деревьев, а также полное сгорание порубочных остатков.
Сжигание порубочных остатков на лесосеках сплошным палом не производится.
При трелевке деревьев с кронами сжигание порубочных остатков на верхних складах (пунктах погрузки) производится в течение всего периода заготовки.
Сжигание порубочных остатков производится при наличии первичных средств пожаротушения (огнетушители, емкости с водой, песок) и под наблюдением людей.
24. Срубленные деревья в случае оставления их на лесосеках на пожароопасный сезон очищаются от сучьев и плотно укладываются на землю.
Заготовленная лесная продукция, оставляемая на лесосеках на пожароопасный сезон, собирается в штабеля, поленницы и окаймлена минерализованной полосой шириной не менее четырех метров.
25. Лесосеки в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на пожароопасный сезон заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками окаймляются минерализованной полосой шириной не менее четырех метров. Лесосеки площадью более двадцати пяти гектар, кроме этого, разделяются минерализованными полосами указанной ширины на участки
26. Места складирования и противопожарные разрывы, вокруг них очищаются от легковоспламеняющихся материалов и окаймлены минерализованной полосой не менее четырех метров, а в хвойных насаждениях на сухих почвах – двумя такими полосами на расстоянии десяти метров одна от другой.
27. Лесопользователи, ведущие побочные лесные пользования, заготовку древесных соков и второстепенных лесных ресурсов осуществляют:
1) размещение производственных объектов на расстоянии не менее пятидесяти метров от стен леса в местах, согласованных с государственным лесовладельцем;
2) в пожароопасный сезон в нерабочее время охрану производственных объектов в местах их концентрации;
3) содержание территории в радиусе пятьдесят метров от производственных объектов очищенной от легковоспламеняющихся материалов;
4) по границам этих территорий прокладку минерализованных полос шириной не менее четырех метров, а в хвойных насаждениях на сухих почвах - две минерализованные полосы такой же ширины на расстоянии десять метров одна от другой
5) соблюдение требований, указанных в пункте 17 настоящих Правил.
28. Физические лица при осуществлении ими на безвозмездной основе (без выписки лесного билета) традиционного сбора побочной продукции леса (грибов, ягод, лекарственных растений) руководствуются общими требованиями, указанными в пункте 17 настоящих Правил.
29. Лесопользователи, производящие заготовку живицы, размещают:
1) промежуточные склады для хранения живицы на очищенных от легковоспламеняющихся материалов площадках;
2) по согласованию с государственными лесовладельцами основные склады для хранения живицы на открытых, очищенных от легковоспламеняющихся материалов площадках на расстоянии не менее пятидесяти метров от стен леса;
3) по границам, указанных в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта территорий минерализованную полосу шириной не менее четырех метров и содержат ее в течение пожароопасного сезона в очищенном состоянии;
4) на участках, подготовленных для сбора живицы, оборудованные места для курения.
30. Поисковые, геодезические, геологические, лесоустроительные экспедиции, партии и отряды до начала работ согласовывают с владельцами участков лесного фонда места проведения работ, расположения основных баз, маршруты следования в лесу и перечень мероприятий по предупреждению и тушению пожаров. При этом все участники работ ознакамливаются и соблюдают требования настоящих Правил.
31. По границам мест расположения баз поисковых, геодезических, геологических, лесоустроительных экспедиций, партий и отрядов в лесной зоне в пожароопасный период прокладывается минерализованная полоса шириной не менее четырех метров, которая постоянно очищается от различных сгораемых отходов.
32. Физическим и юридическим лицам, имеющим туристские базы, оздоровительные лагеря, дома отдыха, объекты туризма и отдыха, проводящим на территории лесного фонда культурно-оздоровительные, туристские и спортивные мероприятия, разрешается использовать в пожароопасный сезон в качестве постоянных мест отдыха для устройства туристских стоянок и проведения других массовых мероприятий лесные участки только по согласованию с лесовладельцами при условии оборудования на этих участках мест для разведения костров и сбора мусора, а также минерализованных полос шириной не менее четырех метров и содержания участков в очищенном от сгораемого мусора состоянии. При этом все участники работ ознакамливаются и соблюдают требования с настоящих Правил.
33. Лесопользователи, которым участки лесного фонда переданы в лесопользование, наряду с выполнением требований, предусмотренных главой 2 настоящих Правил, обеспечивают выполнение следующих противопожарных мероприятий:
1) устраивают в лесу противопожарные разрывы и дороги в соответствии с материалами лесоустройства и (или) планами противопожарных мероприятий, защитные противопожарные минерализованные полосы, канавы, водоемы, очищают лес от легковоспламеняющихся материалов и проводят другие лесохозяйственные мероприятия, направленные на повышение пожарной безопасности лесов;
2) оборудуют вдоль проходящих через эти участки широко используемых лесных дорог места (площадки размером 10*10 метров) для отдыха и курения;
3) принимать меры к пресечению нарушений настоящих Правил, обеспечивать в пожароопасный сезон своевременное обнаружение лесных пожаров путем постоянного наблюдения, наземного и авиапатрулирования;
4) вести регистрацию лесных пожаров и последствий от них, обеспечивают точный учет площадей гарей, определяют ущерб, причиненный пожарами лесному фонду и представлять сведения об этом государственному лесовладельцу;
5) поддерживать в постоянной готовности материально-техническую базу, силы и средства пожаротушения;
6) в случае возникновения лесных пожаров немедленно уведомить лесовладельца и государственную противопожарную службу и приступить к тушению собственными силами.
34. Физическим и юридическим лицам, осуществляющим лесопользование на территории лесного фонда, через которую проходят железные и автомобильные дороги (в том числе лесовозные), выполняют следующие требования:
1) содержать полосы отвода вдоль железных и автомобильных дорог очищенными от валежника, легковоспламеняющихся материалов. Ширина очищенных полос вдоль лесовозных дорог составляет не менее пятнадцати метров с каждой стороны;
2) создавать в хвойных насаждениях по границе полос отвода, указанных в подпункте 1) настоящего пункта, две минерализованные полосы шириной четырех метров каждая на расстоянии пяти метров одна от другой, а вдоль лесовозных и других лесных дорог – одну полосу шириной четырех метров с каждой стороны дороги и содержать их в течение пожароопасного сезона в очищенном состоянии;
3) создавать в хвойных насаждениях на сухих почвах вокруг расположенных вблизи дорог штабелей шпал и снегозащитных щитов, а также вокруг деревянных мостов, станционных платформ, жилых домов, будок путевых обходчиков и содержат в очищенном состоянии в течение пожароопасного сезона минерализованную полосу шириной не менее четырех метров;
4) в целях своевременного обнаружения и ликвидации возможных пожаров проводить в пожароопасный период патрулирование не менее трех раз в сутки на проходящих через лесные массивы участках железных дорог с тепловозной тягой;
5) не эксплуатировать тепловозы и автомобильные транспорты на участках леса без исправных искрогасителей на выхлопных трубах;
6) в случае возникновения пожаров в полосе отвода дорог, вблизи нее немедленно организовывают их тушение, сообщают об этом государственным лесовладельцам либо государственным органам управления лесным хозяйством и в государственную противопожарную службу.
35. Юридическим лицам, предприятиям и организациям при проведении работ на территории лесного фонда выполняют следующее:
1) содержат в течение пожароопасного сезона территории, отведенные под буровые скважины, сооружения очищенными от легковоспламеняющихся материалов, создавать по границам этих территорий минерализованную полосу шириной не менее четырех метров и содержать ее в течение пожароопасного сезона в очищенном состоянии;
2) полностью очищают от древостоя и кустарника площади в радиусе пятидесяти метров от пробуриваемых и эксплуатируемых скважин (при эксплуатации нефтяных и газовых скважин по закрытой системе в радиусе двадцати пяти метров);
3) не допускают хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения территории государственного лесного фонда горючими веществами (нефтью, мазутом);
4) согласовывают с владельцами участков лесного фонда порядок и время сжигания нефтяных отходов, если их ликвидация таким путем предусмотрена технологией производства.
36. Физические и юридические лица, имеющие линии электропередач, находящихся на территории лесного фонда, в течение пожароопасного сезона содержат просеки, по которым проходят эти линии, в безопасном в пожарном отношении состоянии и окапывают в сухих местах деревянные мачты и столбы таких линий в радиусе двух метров.
37. Юридические лица, имеющие трубопроводы, в течение пожароопасного сезона содержат полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в безопасном в пожарном отношении состоянии и прокладывают минерализованные полосы шириной пять метров вокруг усадеб линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
38. Физические и юридические лица, земельные угодья которых примыкают, находятся в непосредственной близости от земель лесного фонда и находятся в охранной зоне лесов, не осуществляется повреждение лесов, лесных угодий в результате бесконтрольного сжигания стерни, пожнивных и иных растительных остатков на сельскохозяйственных полях, пастбищах и сенокосах.
Глава 3. Мероприятия по тушению лесных пожаров
39. Лесопользователи, которым предоставлено право временного лесопользования, производящие работы, имеющие в лесах дороги, склады, сооружения и другие объекты, при возникновении лесных пожаров в местах работ, у дорог, складов и объектов принимают меры к ликвидации этих пожаров своими силами и средствами, и сообщают о пожаре владельцу участков лесного фонда, местным исполнительным органам и государственной противопожарной службе.
40. Лица, обнаружившие лесной пожар, сообщают о нем работникам лесного хозяйства государственного лесовладельца, государственной противопожарной службе, местным исполнительным органам.
41. Частные лесовладельцы в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Кодекса, обеспечивают охрану, защиту, улучшение санитарного состояния лесов, находящихся в их собственности, и уход за ними;
42. Руководитель лесного учреждения, особо охраняемой природной территории, получив сообщение о пожаре, принимает меры к его тушению в соответствии с параграфом 6 главы 7 Правил организации тушения пожаров (далее – Правила тушения пожара), утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 26 июня 2017 года № 446 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15430), в том числе силами лесной пожарной станции, за которой закреплена территория, где возник пожар.
43. При поступлении сообщения о пожаре, руководитель противопожарной службы лесоохранного учреждения и особо охраняемой природной территории выполняет следующие мероприятия:
1) исполняет указания руководителя лесного учреждения, руководителя лесничества (по принадлежности);
2) принимает меры к незамедлительному выезду пожарной команды;
3) принимает решения к выезду команды или частной команды;
4) с учетом погодных условий и вида пожара определяет необходимое количество сил и средств в соответствии с приложением 5 Правил организации тушения пожаров утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 26 июня 2017 года № 446 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15430)
44. При возникновении на территории лесничества одновременно нескольких пожаров, при недостатке сил одной лесной пожарной станции для быстрой ликвидации пожара, лесничий сообщает об этом руководителю лесного учреждения для направления на тушение сил и средств лесной пожарной станции соседних лесничеств.
45. При недостатке в лесном учреждении, особо охраняемой природной территории сил и средств для быстрого подавления действующих пожаров и возникновении угрозы распространения пожаров на больших площадях, руководитель лесного учреждения, особо охраняемой природной территории сообщает об этом местным исполнительным органам, государственной противопожарной службе и принимает меры по привлечению на тушение пожаров сил и технических средств местных организаций и населения.
Местные исполнительные органы районного значения в соответствии с параграфом 6 главы 7 Правил тушения пожаров, утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 26 июня 2017 года № 446 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 15430), а также Соглашения о порядке привлечения сил средств государственной противопожарной службы принимают меры по привлечению сил и средств для тушения лесного пожара, проведения оценки лесного пожара, в случае необходимости проводит эвакуацию местного населения.
46. Общее руководство тушением лесных пожаров на территории лесного учреждения и особо охраняемой природной территории возлагается на руководителя лесного учреждения и особо охраняемых природных территорий.
47. Непосредственное руководство работами по тушению каждого лесного пожара в районах наземной охраны на территории лесничества осуществляет лесничий, руководитель противопожарной службы лесоохранного учреждения и особо охраняемой природной территории, либо начальник пункта пожаротушения лесопользователя (при его наличии у лесопользователя, которому соответствующие участки лесного фонда переданы в лесопользование).
До прибытия лесничего и сил противопожарной службы лесоохранного учреждения и особо охраняемой природной территории, руководство тушением лесного пожара осуществляется работником государственной лесной охраны, государственным инспектором по охране особо охраняемой природной территории (помощником лесничего, мастером леса либо инспектором, лесником), закрепленным за соответствующей территорией.
В случае усложнившейся обстановки руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем, по его поручению, заместителем руководителя учреждения лесного учреждения, вышестоящим уполномоченным на то лицом.
48. В районах авиационной охраны лесов в труднодоступных местах руководство тушением лесных пожаров осуществляется старшим по должности работником из числа находящихся на пожаре десантно-пожарных команд.
49. Руководителю по тушению лесного пожара необходимо:
1) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по ликвидации пожара;
2) с помощью беспилотного летательного аппарата (квадрокоптер), вертолета провести аэровизуальную разведку пожара и с учетом природно-климатических условий определить масштабы развития пожара.
В случае увеличения пожара более пяти гектаров, руководитель тушения пожара привлекает силы и средства из других лесничеств, в том числе лесных пожарных станций, а при увеличении пожара до двадцати пяти гектаров покрытой лесом площади привлечь силы и средства местных исполнительных органов и государственной противопожарной службы. Основанием также для привлечения сил и средств местных исполнительных органов и государственной противопожарной службы является возникновение верхового пожара, усиление ветра, угроза населенному пункту вне зависимости от площади пожара;
3) обеспечить защиту людей, принимающих участие в тушении пожара, от возможных травм, отравлений, ожогов;
4) в случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
5) обеспечить строгое выполнение всеми работающими на тушении пожара требований по технике безопасности работ;
6) обеспечить локализацию и полную ликвидацию, а также организовать личным составом окарауливание;
7) принять меры по вызову к месту пожара руководителя, должностного лица объекта организации, выполняющей работы на территории, где возник лесной пожар.
50. Руководитель тушения лесного пожара для обеспечения эффективной организации тушения лесного пожара составляет тактический план тушения лесного пожара на основании данных предварительно проведенной разведки пожара. Разведкой устанавливается вид и сила пожара, наиболее пожароопасные и ценные участки леса, водоемы, преграды, которые остановят распространение огня, послужат опорной линией для отжига, а также места, где такие преграды, опорные полосы нужно создать.
51. Тушение пожара включает стадии:
1) остановки пожара – прекращения пламенного горения по кромке пожара;
2) локализации – предотвращения возможности его дальнейшего распространения;
3) дотушивания – тушения очагов горения внутри пожарища;
4) окарауливания – дежурства рабочих пожарных команд на пройденной пожаром площади в течение определенного времени, достаточного, чтобы убедиться в отсутствии скрытых очагов горения и возможности возобновления пожара;
5) ликвидация пожара – окончательное дотушивание всех очагов горения пожарища и отсутствия возможности возобновления пожара.
При выборе тактики тушения руководитель тушения лесного пожара учитывает особенности местности и погодные условия, вид пожара, наличие сил и средств пожаротушения.
52. Используются следующие основные наземные способы тушения лесных пожаров:
1) захлестывание, забрасывание грунтом кромки низового пожара;
2) прокладка минерализованных полос и канав при помощи почвообрабатывающих орудий и взрывчатых материалов;
3) тушение пожаров водой, растворами огнетушащих химикатов;
4) отжиг и встречный огонь.
53. На труднодоступных территориях и при возникновении крупных лесных пожаров для тушения привлекаются десантники-пожарные и десантно-пожарные команды базы авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства, служб по чрезвычайным ситуациям.
54. Перед началом работ по тушению лесных пожаров все привлекаемые к этим работам ознакамливаются с порядком их проведения и требованиями по технике безопасности.
Приложение 1 к Правилам пожарной безопасности в лесах |
Требования к планам противопожарных мероприятий, разрабатываемым лесопользователями по согласованию с государственными лесовладельцами при долгосрочном лесопользовании
1. Лесопользователи, которым участки лесного фонда переданы на долгосрочное лесопользование ежегодно разрабатывают и утверждают по согласованию с государственными лесовладельцами планы противопожарных мероприятий, а также осуществлять их в установленные сроки за счет собственных средств (далее – План).
План включает:
1) предупредительные противопожарные мероприятия;
2) мероприятия по тушению лесных пожаров.
2. В предупредительных противопожарных мероприятиях предусматриваются конкретные объемы работ и места их проведения, основанные на материалах лесоустройства и планах противопожарного устройства лесов государственного лесовладельца, в границах которого находится (находятся) участок (участки) лесного фонда, переданный (переданные) в лесопользование. Планируемые мероприятия предусматривают последовательность действий, продолжение ранее выполненных работ и увязываются с работами, проводимыми на соседних участках лесного фонда лесовладельцами и лесопользователями.
В предупредительные противопожарные мероприятия также включаются работы по уходу за имеющимися противопожарными разрывами и полосами, ремонту пожарных наблюдательных вышек, противопожарного оборудования и техники, дорог, найму временных пожарных сторожей.
Для всех работ по предупредительным противопожарным мероприятиям устанавливаются календарные сроки выполнения и ответственные за выполнение лица, а также указывается объем работ.
3. Мероприятия по тушению лесных пожаров предусматривают работы по организации тушения пожаров как собственными силами, так и в случаях, когда эти пожары по каким-либо причинам невозможно ликвидировать собственными силами и средствами. В последнем случае по согласованию с государственным лесовладельцем определяются силы и технические средства, которые направляются для тушения лесного пожара, а также силы и технические средства других организаций, базирующихся в населенных пунктах в районе расположения соответствующего участка лесного фонда. Мероприятия по тушению лесных пожаров предусматривает формирование добровольных общественных формирований (команд) для тушения лесных пожаров, организация питания людей, занятых тушением лесных пожаров, и медицинской помощи, связи, а также создание за счет лесопользователя резерва горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон.
4. Создание пожарных пунктов сосредоточения пожарного оборудования и инвентаря для тушения лесных пожаров с обязательным закреплением в каждом – патрульных автомашин (не менее 1 единицы) и тракторов с навесными и прицепным оборудованием (не менее 1 единицы) на пожароопасный сезон с постоянным нахождением на месте дислокации.
5. Обеспечивает наем временных пожарных диспетчеров на пожароопасный сезон на базе арендованного лесничеств, для оперативной связи и пожарных бойцов для обеспечения экстренного реагирования и принятия мер по тушению возгораний и лесных пожаров.
6. Прибытие сил и средств лесопользователя на место возгорания лесного пожара на арендованном участке лесного фонда определить не более 1 часа после поступившего сообщения от государственного лесовладельца.
7. План лесопользователей, которым участки лесного фонда переданы на долгосрочное лесопользование, предоставляются государственным лесовладельцам для согласования не позднее 15 февраля текущего года. План лесопользователя согласовывается государственным лесовладельцем и утверждается самим лесопользователем в соответствии с подпунктом 6) статьи 38 Лесного Кодекса Республики Казахстан.
Приложение 2 к Правилам пожарной безопасности в лесах |
Степень готовности государственных лесовладельцев к пожароопасному сезону*
№ | Наименование показателей | Степень готовности | Баллы |
1 | Наличие лесной пожарной станции** | ||
менее 51 % | неудовлетворительно | 0 | |
51-80 % | удовлетворительно | 5 | |
81-100 % | отлично | 10 | |
2 | Наличие пожарных вышек в соответствии с лесоустроительными материалами | ||
менее 51 % | неудовлетворительно | 0 | |
51-80 % | удовлетворительно | 5 | |
81-100 % | отлично | 10 | |
3 | Наличие пожарной техники** | ||
менее 51 % | неудовлетворительно | 0 | |
51-80 % | удовлетворительно | 5 | |
81-100 % | отлично | 10 | |
4 | Наличие запасов горюче-смазочных материалов | ||
имеется | отлично | 10 | |
не имеется | неудовлетворительно | 0 | |
5 | Наличие планов противопожарных мероприятий | ||
имеется и соответствует требованиям к планам противопожарных мероприятий | отлично | 10 | |
имеется, но не соответствует требованиям к планам противопожарных мероприятий | удовлетворительно | 5 | |
не имеется | неудовлетворительно | 0 | |
6 | Наличие средств радиосвязи** | ||
имеется и 100 % находится в рабочем состоянии | отлично | 10 | |
имеется и более 70 % находится в рабочем состоянии | удовлетворительно | 5 | |
имеется и более 50 % находится в нерабочем состоянии | неудовлетворительно | 0 | |
7 | Наличие шанцевого инструмента, средств защиты и противопожарной одежды** | ||
имеется 100 %, находится в удовлетворительном состоянии | отлично | 10 | |
имеется 100 %, | удовлетворительно | 5 | |
имеется менее 60 % | неудовлетворительно | 0 |
Примечания:
*степень готовности государственных лесовладельцев к пожароопасному сезону, как среднеарифметическое, определяется:
8-10 баллов – удовлетворительная;
5-7 баллов – средняя;
менее 5 баллов – неудовлетворительная;
**процент оснащенности определяется в соответствии с нормами и нормативами по охране, защите, пользованию лесным фондом, воспроизводству лесов и лесоразведению на участках государственного лесного фонда, утвержденными приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 20 июля 2015 года № 18-02/664 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 11995).
Приложение 3 к Правилам пожарной безопасности в лесах |
Класс пожарной опасности
Класс пожарной опасности в лесах по условиям погоды определяет степень вероятности (возможности) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории в зависимости от метеорологических условий, влияющих на пожарную опасность лесов.
Для целей классификации (оценки) применяется комплексный показатель, характеризующий метеорологические (погодные) условия. В зависимости от величины комплексного показателя устанавливается класс пожарной опасности в лесах Республики Казахстан по условиям погоды.
В региональных областях Республики Казахстан действуют местные классы пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды (далее – местные классы), которые определяют:
методику расчета комплексного показателя;
границы классов пожарной опасности;
методику учета осадков.
Решение о применении местных классов оформляется приказом территориального подразделения в области лесного хозяйства и может быть установлено отдельно для разных временных периодов.
Для регионов, в которых не установлены местные шкалы, действуют общий класс пожарной опасности в лесах, в зависимости от условий погоды, указанный в таблице 1.
Определение класса пожарной опасности в лесу
Формула расчета класса пожарной опасности (далее – КПО) в лесах в зависимости от условий погоды определяется по условиям метеоданных на 12-14 часов местного времени, как сумма произведения температуры воздуха (tо) на разность температуры и точки росы (
) за число дней без осадков (n) (считая день выпадения дождя более 3 милимметров первым (L) днем без дождевого периода, при этом учитываются только обложные и фронтальные осадки, ливневые осадки не учитываются):КП – комплексный показатель (миллибар/ градус);
– сумма;
n – число дней без осадков;
tо - температура воздуха (градус/Цельсия);
L – первый день без осадков;
- точка росы (градус);
Таблица 1
Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды
Класс пожарной опасности в лесах | Величина комплексного показателя, миллибарградус | Степень пожарной опасности |
I | 0 – 300 | Отсутствует |
II | 301 – 1000 | Малая |
III | 1001 – 4000 | Средняя |
IV | 4001 – 10000 | Высокая |
V | Более 10001 | Чрезвычайная |
Определение класса пожарной опасности в лесу по регионам (местные классы)
I. Определение класса пожарной опасности для Жамбылской, Алматинской (пойменные леса Прибалхашья), Кызылординской, Туркестанской областей (местная шкала)
Таблица 2
Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды
Класс пожарной опасности в лесах | Величина комплексного показателя, миллибарградус | Степень пожарной опасности |
I | 0 – 300 | Отсутствует |
II | 301 – 500 | Малая |
III | 501 – 1000 | Средняя |
IV | 1001 – 4000 | Высокая |
V | Более 4001 | Чрезвычайная |
Примечание: порядок вычисления КПО производится по общей формуле. После дня выпадения осадков более 5 миллиметров исчисления КПО начинается вновь (при этом учитываются только обложные и фронтальные осадки, ливневые осадки не учитываются).
Определение класса пожарной опасности для Акмолинской, Костанайской областей
Таблица 3
Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды
Класс пожарной опасности в лесах | Величина комплексного показателя, миллибарградус | Степень пожарной опасности |
I | 0 – 200 | Отсутствует |
II | 201 – 800 | Малая |
III | 801 – 1400 | Средняя |
IV | 1401 – 8000 | Высокая |
V | Более 8001 | Чрезвычайная |
Примечание: порядок вычисления КПО производится по общей формуле. После дня выпадения осадков более 3 милимметров исчисления КПО начинается вновь (при этом учитываются только обложные и фронтальные осадки, ливневые осадки не учитываются).
Определение класса пожарной опасности для Павлодарской области (ленточные бора Прииртышья "Ертіс орманы")
Таблица 4
Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды
Класс пожарной опасности в лесах | Величина комплексного показателя, миллибарградус | Степень пожарной опасности | ||
Весенний период | Летний период, с 10 июня | Осенний период, с 1 сентября | ||
I | 0 – 150 | 0 – 550 | 0 – 201 | Отсутствует |
II | 151 – 700 | 551 – 2000 | 201 – 800 | Малая |
III | 701 – 2000 | 2001 – 5500 | 801 – 1400 | Средняя |
IV | 2001 – 10000 | 5501 – 10000 | 1401 – 10000 | Высокая |
V | Более 10001 | Более 10001 | Более 10001 | Чрезвычайная |
Примечание: порядок вычисления КПО производится по общей формуле. После дня выпадения осадков от 3 до 5 миллиметров КПО понижается на единицу. После дня выпадения осадков более 5 миллиметров исчисления КПО начинается вновь (при этом учитываются только обложные и фронтальные осадки, ливневые осадки не учитываются).
Оределение класса пожарной опасности для Павлодарской области (Баянаульский регион)
Таблица 5
Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды
Класс пожарной опасности в лесах | Величина комплексного показателя, миллибарградус | Степень пожарной опасности | ||
Весенний период | Летний период, с 1 июня | Осенний период, с 1 сентября | ||
I | 0 – 150 | 0 – 400 | 0 – 200 | Отсутствует |
II | 151 – 500 | 401 – 1000 | 201 – 500 | Малая |
III | 501 – 1000 | 1001 – 3000 | 501 – 1000 | Средняя |
IV | 1001 – 4000 | 3001 – 5000 | 1001 – 4000 | Высокая |
V | Более 4001 | Более 5001 | Более 4001 | Чрезвычайная |
Примечание: порядок вычисления КПО производится по общей формуле. После дня выпадения осадков более 4 милимметров исчисления КПО начинается вновь (при этом учитываются только обложные и фронтальные осадки, ливневые осадки не учитываются).
Определение класса пожарной опасности для Восточно-Казахстанской области (Горно-таежная зона)
Таблица 6
Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды
Класс пожарной опасности в лесах | Величина комплексного показателя, миллибарградус | Степень пожарной опасности | ||
Весенний период | Летний период, с 10 июня | Осенний период, с 1 сентября | ||
I | 0 – 600 | 0 – 1100 | 0 – 300 | Отсутствует |
II | 601 – 1300 | 1101 – 2500 | 301 – 1100 | Малая |
III | 1301 – 2650 | 2501 – 5400 | 1101 – 3300 | Средняя |
IV | 2651 – 10000 | 5401 – 10000 | 3301 – 10000 | Высокая |
V | Более 10001 | Более 10001 | Более 10001 | Чрезвычайная |
Примечание: порядок вычисления КПО производится по общей формуле. После дня выпадения осадков от 3 до 5 милимметров КПО понижается на единицу. После дня выпадения осадков более 5 милимметров исчисления КПО начинается вновь (при этом учитываются только обложные и фронтальные осадки, ливневые осадки не учитываются).
Определение класса пожарной опасности для Восточно-Казахстанской области и области Абай
(Асу-Булакское и Самарское коммунальное государственные учреждения лесного хозяйства и Республиканское государственное учреждение "Государственный лесной природный резерват "Семей орманы")
Таблица 7
Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды
Класс пожарной опасности в лесах | Величина комплексного показателя, миллибарградус | Степень пожарной опасности | ||
Весенний период | Летний период, с 10 июня | Осенний период, с 1 сентября | ||
I | 0 – 150 | 0 – 550 | 0 – 200 | Отсутствует |
II | 151 – 500 | 551 – 1700 | 201 – 800 | Малая |
III | 501 – 2000 | 1701 – 3500 | 801 – 1400 | Средняя |
IV | 2001 – 10000 | 3501 – 10000 | 1401 – 10000 | Высокая |
V | Более 10001 | Более 10001 | Более 10001 | Чрезвычайная |
Примечание: порядок вычисления КПО производится по общей формуле. После дня выпадения осадков от 3 до 5 милимметров КПО понижается на единицу. После дня выпадения осадков более 5 милимметров исчисления КПО начинается вновь (при этом учитываются только обложные и фронтальные осадки, ливневые осадки не учитываются).
Определение класса пожарной опасности для областей Жетісу и Алматинской (горные районы)
Таблица 8
Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды
Класс пожарной опасности в лесах | Величина комплексного показателя, миллибарградус | Степень пожарной опасности | ||
Весенний период | Летний период, с 10 июня | Осенний период, с 1 сентября | ||
I | 0 – 600 | 0 – 1300 | 0 – 300 | Отсутствует |
II | 601 – 1300 | 1301 – 3500 | 301 – 1100 | Малая |
III | 1301 – 2650 | 3501 – 7400 | 1101 – 3300 | Средняя |
IV | 2651 – 10000 | 7401 – 10000 | 3301 – 10000 | Высокая |
V | Более 10001 | Более 10001 | Более 10001 | Чрезвычайная |
Примечание: порядок вычисления КПО производится по общей формуле. После дня выпадения осадков от 3 до 5 милимметров КПО понижается на единицу. После дня выпадения осадков более 5 милимметров исчисления КПО начинается вновь (при этом учитываются только обложные и фронтальные осадки, ливневые осадки не учитываются).
Определение класса пожарной опасности для областей Ұлытау и Карагандинской
Таблица 9
Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды
Класс пожарной опасности в лесах | Величина комплексного показателя, миллибарградус | Степень пожарной опасности | ||
Весенний период | Летний период, с 10 июня | Осенний период, с 1 сентября | ||
I | 0 – 150 | 0 – 500 | 0 – 200 | Отсутствует |
II | 151 – 450 | 501 – 1000 | 201 – 500 | Малая |
III | 451 – 1000 | 1001 – 3000 | 501 – 1000 | Средняя |
IV | 1001 – 40000 | 3001 – 5500 | 1001 – 4000 | Высокая |
V | Более 40001 | Более 5501 | Более 4001 | Чрезвычайная |
Примечание: порядок вычисления КПО производится по общей формуле. После дня выпадения осадков от 3 до 5 милимметров КПО понижается на единицу. После дня выпадения осадков более 4 милимметров исчисления КПО начинается вновь (при этом учитываются только обложные и фронтальные осадки, ливневые осадки не учитываются).
Приложение 4 к Правилам пожарной безопасности в лесах |
Средства для тушения лесных пожаров
1. Средства для тушения лесных пожаров у лесопользователей, осуществляющих лесозаготовительную деятельность:
1) съемные цистерны, в том числе собственного производства, резиновые емкости для воды объемом 1500 литров – 1 штука;
2) навесные шестеренные насосы – 1 штука;
3) мотопомпы пожарные переносные производительностью 600-800 литров в минуту – 1 штука;
4) лесные плуги и тракторные почвообрабатывающие орудия – 1 штука;
5) лопаты – 20 штук;
6) топоры – 5 штук;
7) грабли – 20 штук;
8) хлопушки – 20 штук;
9) бензопилы – 2 штуки;
10) ранцевые лесные огнетушители-опрыскиватели – 5 штук;
11) ведра, резиновые емкости для воды объемом 12 литров – 2 штуки;
12) кружки для воды – 10 штук;
13) аптечки первой помощи – 2 штуки.
2. Средства для тушения лесных пожаров в лесопожарных пунктах:
1) съемные цистерны, в том числе собственного производства, резиновые емкости для воды объемом 1500 литров – 1 штука;
2) навесные шестеренные насосы – 1 штука;
3) напорные пожарные рукава – 100 погонных метров в том числе: 5 комплектов Д 51 миллиметров;
4) переносные радиостанции (при наличии организованной радиосвязи) – 2 штук;
5) мотопомпы пожарные переносные производительностью 600-800 литров/минуту – 1 штука;
6) зажигательные аппараты – 4 штуки;
7) смачиватели НП-1 и аналогичные смачиватели марок, пенообразователь – 500 килограмм;
8) лопаты – 50 штук;
9) топоры – 5 штук;
10) мотыги – 5 штук;
11) грабли – 20 штук;
12) хлопушки – 20 штук;
13) бензопилы – 1 штука;
14) ранцевые лесные огнетушители-опрыскиватели – 5 штук;
15) бидоны, канистры для питьевой воды емкостью 10 литров – 2 штуки;
16) аптечки первой помощи – 1 штука;
17) дежурная спецодежда (сапоги, брюки, куртка, рукавицы) комплект по числу постоянных членов команды пожаротушения.
Автомашины и тракторные прицепы оборудуются для установки навесных насосов и закрепляются за пожарными пунктами на пожароопасный сезон. Остальное оборудование и пожарный инвентарь находится на пункте постоянно. При протяженности лесовозных автодорог более 50 километров (включая лесовозные усы) количество съемных цистерн увеличивается из расчета одна цистерна на 50 километров дороги.
3. Средства для тушения лесных пожаров в местах заготовки
и складирования древесины (лесосеки, верхние склады):
1) лопаты – 10 штук;
2) топоры – 2 штуки;
3) грабли – 2 штуки;
4) хлопушки – 10 штук;
5) бензопилы – 1 штука;
6) ранцевые лесные огнетушители-опрыскиватели – 5 штук;
7) ведра, резиновые емкости для воды объемом 12 литров – 2 штуки;
8) кружки для воды – 4 штуки.
4. Средства для тушения лесных пожаров в местах по добыче камня, песка, глины на территории лесного фонда:
1) лопаты – 10 штук;
2) топоры – 2 штуки;
3) мотыги – 2 штуки;
4) хлопушки – 10 штук;
5) бензопилы – 2 штуки;
6) ранцевые лесные огнетушители-опрыскиватели – 5 штук;
7) бидоны, канистры для питьевой воды емкостью 12 литров – 5 штук;
8) кружки для воды – 5 штук;
9) рукавицы – 10 пар;
10) аптечка первой помощи – 1 штука.
5. Средства для тушения лесных пожаров у нефтегазодобывающих предприятий, действующих на территории лесного фонда:
1) съемные цистерны, резиновые емкости для воды объемом 1500 литров – 2 штуки (при наличии специальных лесопожарных автоцистерн съемные цистерны иметь необязательно);
2) навесные шестеренные насосы – 2 комплекта;
3) мотопомпы пожарные переносные производительностью 600-800 литров в минуту – 1 штука;
4) напорные пожарные рукава – 500 погонных метров, в том числе: 20 комплектов рукавов Д 66-77 миллиметром (400 погонных метров), 5 комплектов рукавов Д 51 миллиметров (100 погонных метров);
5) бульдозер – 1 штука;
6) автомашина бортовая повышенной проходимости, вездеход (для перевозки людей) – 1 штука;
7) лесной плуг и почвообрабатывающее орудие – 1 штука;
8) зажигательные аппараты – 5 штук;
9) смачиватели НП-1 и аналогичные смачиватели, пенообразователь – 500 килограмм;
10) лопаты – 50 штук;
11) топоры – 10 штук;
12) мотыги – 20 штук;
13) грабли – 10 штук;
14) хлопушки – 20 штук;
15) бензопилы – 5 штук;
16) ранцевые лесные огнетушители-опрыскиватели – 10 штук;
17) переносные радиостанции (при наличии организованной радиосвязи) – 3 штуки;
18) бидоны, канистры для питьевой воды емкостью 10 литров – 6 штук;
19) дежурная спецодежда (сапоги, брюки, куртки, рукавицы), комплект – по числу постоянных членов команды пожаротушения;
20) аптечки первой помощи – 2 штуки.
При площади участка более 30 тысяч гектаров количество пунктов сосредоточения пожарного инвентаря определяется из расчета потребности 1 пункта на каждые 30 тысяч гектаров. Автомашина под съемную цистерну приспосабливается для установки навесного шестеренного насоса и находится при пункте в течение пожароопасного сезона.
6. Средства для тушения лесных пожаров в организациях, имеющих шоссейные дороги, проходящие через лесные массивы (лесопожарный пункт):
1) съемные цистерны, в том числе собственного производства, резиновые емкости для воды объемом 1500 литров – 1 штука;
2) навесные шестеренные насосы – 1 комплект;
3) напорные пожарные рукава – 300 погонных метров, в том числе: 10 комплектов рукавов Д 66-77 миллиметров (200 погонных метров), 5 комплектов рукавов Д 51 миллиметров (100 погонных метров);
4) зажигательные аппараты - 3 штуки;
5) смачиватели НП-1, аналогичные смачиватели других марок, пенообразователь – 500 килограмм;
6) лопаты – 50 штук;
7) топоры – 5 штук;
8) мотыги – 5 штук;
9) грабли – 5 штук;
10) хлопушки – 10 штук;
11) бензопилы – 2 штуки;
12) ранцевые лесные огнетушители-опрыскиватели – 5 штук;
13) бидоны, канистры для питьевой воды емкостью 10 литров – 2 штуки;
14) противодымные респираторы – 10 штук;
15) защитные очки – 10 штук;
16) рукавицы – 20 пар;
17) аптечки первой помощи – 2 штуки.
Лесопожарный пункт организуется на каждые 100 километров шоссейной дороги. На пожароопасный сезон пункт обеспечивается автомашиной для перевозки людей и цистерн с водой, приспособленной для установки навесных шестеренных насосов.
Приложение 5 к Правилам пожарной безопасности в лесах |
Средства для тушения лесных пожаров
Средства тушения лесных пожаров линейных объектов (нефтегазопроводы, линии электропередач, связи и так далее) и прочих организаций (поисковые партии, отряды, экспедиции, бригады по заготовке сена, лекарственных растений, технического сырья, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и лесных пищевых продуктов, занятых пастьбой скота, размещением ульев и пасек), работающих на землях лесного фонда
Средства пожаротушения | При числе работающих до | |||
5 | 6-10 | 11-20 | 21-50 | |
Лопаты, штук | 2 | 5 | 10 | 20 |
Топоры, штук | 2 | 2 | 2 | 2 |
Мотыги, штук | 1 | 1 | 2 | 5 |
Грабли, штук | 2 | 5 | 10 | |
Хлопушки, штук | 2 | 4 | 10 | 20 |
Пилы поперечные бензопилы, штук | 1 | 1 | 2 | 5 |
Ранцевые лесные | 2 | 5 | 5 | |
Ведра, резиновые емкости для воды по 12 литров | 2 | 5 | 10 | 20 |
Рукавицы, пар | 5 | 10 | 20 | 40 |
Аптечка первой помощи, штук | 1 | 1 | 2 | 2 |
Указанные средства для тушения лесных пожаров сосредотачиваются в местах базирования отдельных групп рабочих. В местах жительства линейных обходчиков сосредотачивается пожарный инвентарь в составе и количестве, указанном в последней графе таблицы.