Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Инструкцию по организации антитеррористической защиты расчетно-кассовых отделений банков второго уровня, уязвимых в террористическом отношении, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Департаменту банковского регулирования в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) совместно с Юридическим департаментом государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.
4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка |
М. Абылкасымова |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
Приложение к постановлению Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 30 апреля 2024 года № 21 |
Инструкция по организации антитеррористической защиты расчетно-кассовых отделений банков второго уровня, уязвимых в террористическом отношении
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция по организации антитеррористической защиты расчетно-кассовых отделений банков второго уровня, уязвимых в террористическом отношении, (далее – Инструкция) разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму".
2. Инструкция детализирует требования к организации антитеррористической защиты расчетно-кассовых отделений банков второго уровня (далее – рассчетно-кассовые отделения), уязвимых в террористическом отношении, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305 "Об утверждении требований к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении" и устанавливает обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности расчетно-кассовых отделений, уязвимых в террористическом отношении.
3. Инструкция в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2021 года № 234 "Об утверждении Правил и критериев отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении" распространяется на расчетно-кассовые отделения, рассчитанные на одновременное пребывание (вместимостью) 200 (двести) и более человек.
4. Инструкция предназначена для использования руководителями, собственниками, владельцами расчетно-кассовых отделений и сотрудниками, обеспечивающими проведение мероприятий по антитеррористической защищенности расчетно-кассовых отделений, сотрудниками органов внутренних дел Республики Казахстан, органов национальной безопасности Республики Казахстан, членами антитеррористических комиссий при осуществлении контроля, оценки антитеррористической защиты рассчетно-кассовых отделений, а также изучении состояния антитеррористической защищенности расчетно-кассовых отделений.
5. В Инструкции используются понятия, предусмотренные Законом Республики Казахстан "О противодействии терроризму", Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № 69-қе, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21693, (далее – Правила функционирования Национальной системы видеомониторинга), Требованиями к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305, а также следующие понятия:
1) расчетно-кассовые отделения – специально оборудованные помещения банков второго уровня, предназначенные для проведения кассовых операций и операций по инкассации банкнот, монет и ценностей;
2) частная охранная организация – коммерческая организация, оказывающая охранные услуги в качестве предпринимательской деятельности;
3) субъект охранной деятельности – специализированные охранные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан и частные охранные организации;
4) оценка антитеррористической защиты расчетно-кассового отделения – мероприятие, направленное на оценивание пропускного режима, готовности расчетно-кассового отделения, а также субъектов, осуществляющих охранную деятельность на них, к воспрепятствованию совершению акта терроризма, обеспечению минимизации и ликвидации последствий;
5) периметр расчетно-кассового отделения – граница расчетно-кассового отделения согласно правоустанавливающим документам;
6) эвакуация при угрозе акта терроризма (далее – эвакуация) – организованное перемещение персонала, посетителей расчетно-кассового отделения в безопасные места (помещения, участки местности);
7) паспорт антитеррористической защищенности (далее – паспорт) – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения о расчетно-кассовом отделении, отражающие состояние его антитеррористической защищенности, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма в расчетно-кассовом отделении, уязвимом в террористическом отношении.
6. Целью организации антитеррористической защиты расчетно-кассовых отделений является разработка и внедрение комплекса мероприятий по противодействию терроризму и обеспечению безопасности расчетно-кассовых отделений посредством создания условий, препятствующих совершению акта терроризма, и направленных на предотвращение потерь среди персонала и посетителей, минимизацию возможного материального ущерба, а также ликвидацию последствий возможных террористических угроз в расчетно-кассовых отделениях.
7. Общие принципы антитеррористической защиты расчетно-кассовых отделений:
1) заблаговременность (превентивность) проводимых мероприятий – планирование в расчетно-кассовых отделениях мероприятий по подготовке работников и сотрудников охраны к действиям по предотвращению и реагированию на угрозы террористического характера, оказанию помощи работникам и посетителям, а также восстановлению работы расчетно-кассовых отделений после завершения ситуации, вызванной угрозой террористического характера;
2) дифференцированный подход – совокупность мероприятий, направленных на учет особенностей функционирования расчетно-кассовых отделений, хранения и использования соответствующих материалов и веществ (потенциально опасных химических и биологических веществ, источников ионизирующего и радиологического излучения), дислокации расчетно-кассовых отделений;
3) адекватность – сопоставимость разрабатываемых и применяемых в расчетно-кассовых отделениях антитеррористических мероприятий характеру и специфике вероятных террористических угроз условиям (направлению) деятельности расчетно-кассовых отделений;
4) комплексность – совокупность мер, основанных на вышеперечисленных принципах и направленных на создание условий и реализацию мероприятий, позволяющих обеспечить антитеррористическую защищенность расчетно-кассовых отделений, задействовав все заинтересованные стороны, включая территориальные подразделения органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан, в том числе антитеррористические комиссии, оперативные штабы по борьбе с терроризмом, работников службы охраны расчетно-кассовых отделений.
8. Антитеррористическая защищенность расчетно-кассового отделения обеспечивается созданием условий, направленных на:
1) воспрепятствование неправомерному проникновению в расчетно-кассовое отделение, которое достигается принятием мер по:
установлению пропускного режима в расчетно-кассовом отделении и его неукоснительному соблюдению;
укреплению расчетно-кассового отделения в инженерно-техническом отношении средствами, позволяющими выявить неправомерное проникновение в расчетно-кассовое отделение;
2) обнаружение признаков подготовки и (или) совершения актов терроризма, которое достигается принятием мер по:
контролю за обстановкой в расчетно-кассовом отделении и на близлежащей территории на предмет выявления подозрительных лиц и (или) предметов;
охране мест хранения и использования источников, ионизирующих излучения, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, опасных предметов и веществ и организации контроля за направлениями, ведущими к таким местам;
постоянному анализу и оценке морально-психологического климата коллектива расчетно-кассового отделения;
улучшению материально-технической базы в плане инженерно-технического оснащения расчетно-кассового отделения;
3) пресечение попыток совершения актов терроризма в расчетно-кассовом отделении, которое достигается принятием мер по:
моделированию возможных для расчетно-кассового отделения угроз террористического характера и разработке соответствующих алгоритмов реагирования на них;
определению потенциально опасных участков расчетно-кассового отделения (критических зон, мест возможного массового пребывания людей расчетно-кассового отделения);
осуществлению охраны расчетно-кассового отделения силами подготовленных работников расчетно-кассового отделения или заключением договора с субъектами охранной деятельности;
организации постоянного контроля за установленным порядком доступа в расчетно-кассовые отделения посетителей и транспортных средств;
формированию у коллектива антитеррористического сознания;
контролю всех мероприятий, которыми обеспечивается антитеррористическая безопасность расчетно-кассового отделения;
4) минимизацию и ликвидацию последствий возможных террористических угроз в расчетно-кассовом отделении, которые достигаются принятием мер по:
разработке алгоритмов реагирования на возможные угрозы террористического характера, адекватных особенностям расчетно-кассового отделения, и обеспечению необходимыми для реализации алгоритмов силами и средствами;
соответствующей подготовке сотрудников охраны, работников рассчетно-кассового отделения в отношении их действий при совершении акта терроризма и после него;
организации своевременного оповещения работников органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан в случае совершения акта терроризма;
своевременному составлению и поддержанию в актуальном состоянии паспорта, его надлежащему хранению.
9. Антитеррористическую защищенность расчетно-кассового отделения организует руководитель рассчетно-кассового отделения либо уполномоченное лицо банка (далее – руководитель рассчетно-кассового отделения).
10. Приказом руководителя расчетно-кассового отделения определяется лицо, обеспечивающее проведение мероприятий по антитеррористической защищенности расчетно-кассового отделения и лицо, его замещающее, либо структурное подразделение расчетно-кассового отделения. Выбор и назначение ответственного работника за обеспечение проведения мероприятий по антитеррористической защищенности рассчетно-кассового отделения производится с учетом компетенции и должностных обязанностей последнего, соответствующих специфике антитеррористической деятельности рассчетно-кассового отделения. Руководителем расчетно-кассового отделения издается соответствующий акт, а новая функция включается в список служебных обязанностей либо предусматривается в положении о структурном подразделении расчетно-кассового отделения в случае определения его обеспечивающим проведение мероприятий по антитеррористической защищенности рассчетно-кассового отделения.
11. Собственники, владельцы, руководители или должностные лица при размещении расчетно-кассового отделения в арендуемом здании (помещении) обеспечивают в договоре аренды охрану расчетно-кассового отделения, оснащение расчетно-кассового отделения современными инженерно-техническими средствами, контроль за их бесперебойным функционированием, организацию пропускного режима и финансирование данных мероприятий.
12. Перечень документов в области антитеррористической защиты расчетно-кассового отделения, уязвимого в террористическом отношении, приведен в приложении 1 к Инструкции.
Глава 2. Требования к организации пропускного режима в рассчетно-кассовых отделениях
13. Пропускной режим в расчетно-кассовом отделении осуществляется согласно порядку организации пропускного режима, разрабатываемому в расчетно-кассовом отделении и утвержденному руководителем рассчетно-кассового отделения.
14. Пропускной режим предназначен для того, чтобы исключить:
1) проникновение в расчетно-кассовое отделение или его части (зоны) посторонних лиц с противоправными намерениями;
2) пронос (ввоз) и вынос (вывоз) с территории расчетно-кассового отделения предметов и веществ легковоспламеняющихся, отравляющих веществ, огнестрельного оружия и предметов, использование которых представляет опасность для расчетно-кассового отделения и находящихся лиц. Перечень предметов, запрещенных к проносу в расчетно-кассовое отделение, уязвимое в террористическом отношении, определен в приложении 2 к Инструкции.
15. Пропускной режим предусматривает:
1) организацию пункта и (или) поста охраны и (или) пропуска с функцией контроля на входах (выходах) в расчетно-кассовое отделение;
2) порядок пропуска в расчетно-кассовое отделение и (или) его части (зоны) работников и посетителей;
3) зонирование расчетно-кассового отделения (устанавливается не менее двух основных зон: первая зона – здания, территории, помещения, доступ в которые работникам, посетителям не ограничен; вторая зона – здания и (или) помещения доступ в которые разрешен работникам и посетителям согласно порядку организации пропускного режима рассчетно-кассового отделения);
4) определение перечня лиц актом руководителя расчетно-кассового отделения, имеющих право беспрепятственного допуска в расчетно-кассовое отделение;
5) определение перечня лиц актом руководителя расчетно-кассового отделения, допускаемых в зоны ограниченного доступа в расчетно-кассовое отделение;
6) введение и (или) организацию пропускной системы, способной обеспечить контроль управления допуском работников и посетителей в расчетно-кассовое отделение и отдельные зоны согласно порядку организации пропускного режима в рассчетно-кассовом отделении;
7) определение перечня предметов, запрещенных к проносу в расчетно-кассовое отделение;
8) охрану критических зон расчетно-кассового отделения;
9) контроль за местами возможного массового пребывания людей в расчетно-кассовом отделении.
16. В случае заключения договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности собственник, владелец, руководитель расчетно-кассового отделения указывает в договоре об оказании охранных услуг мероприятия, реализуемые субъектом охранной деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности расчетно-кассового отделения и должного уровня безопасности, к которым относятся:
1) организация допуска работников и посетителей в расчетно-кассовое отделение или его части (зоны);
2) организация пропуска транспортных средств на территорию расчетно-кассового отделения;
3) выявление на территории расчетно-кассового отделения лиц с противоправными намерениями, а также предметов и веществ, использование которых представляет опасность для рассчетно-кассового отделения и находящихся в рассчетно-кассовом отделении лиц;
4) охрана расчетно-кассового отделения, защита критических зон, в том числе исключение бесконтрольного пребывания на них посторонних лиц;
5) контроль за местами возможного массового пребывания людей в расчетно-кассовом отделении;
6) организация учебных мероприятий с сотрудниками охраны по исполнению мероприятий первичного реагирования, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;
7) надлежащее использование технических средств защиты, установленных в расчетно-кассовом отделении.
17. В случае отсутствия договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности руководитель расчетно-кассового отделения определяет структурное подразделение расчетно-кассового отделения, ответственное за организацию порядка пропускного режима, за его деятельность и контроль, а также назначает лиц, ответственных за непосредственное выполнение пропускного режима.
18. В целях исключения проноса в расчетно-кассовое отделение взрывчатых, легковоспламеняющихся, отравляющих веществ, огнестрельного оружия и предметов, использование которых представляет опасность, в рассчетно-кассовом отделении проводится досмотр работников, посетителей и транспортных средств расчетно-кассового отделения с использованием специальных технических средств на наличие у них указанных веществ, оружия и предметов. Досмотр осуществляется путем предъявления требования на визуальный осмотр предметов, предназначенных для проноса, а также прохождение через стационарный металлодетектор и обследование ручным металлодетектором.
При выявлении визуальным осмотром и (или) в результате реагирования металлодетектора запрещенных к проносу предметов, предусмотренных приложением 2 к Инструкции, информируются территориальные органы внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан.
19. На основании порядка организации пропускного режима расчетно-кассового отделения субъект охранной деятельности разрабатывает должностную инструкцию сотрудника охраны, которая в обязательном порядке предусматривает:
1) проверку документов и характер ввозимых (вывозимых) грузов при пропуске на территорию (с территории) расчетно-кассового отделения;
2) проверку документов и цели прибытия лиц из организаций, посещающих расчетно-кассовое отделение по служебным делам, а также осуществление соответствующих записей в книге посетителей расчетно-кассового отделения;
3) регулярный обход (согласно графику обхода) территории на предмет проверки внутренних помещений, осмотра периметра расчетно-кассового отделения и обследование ограждений на предмет их повреждений, выявления посторонних, взрывоопасных и подозрительных предметов;
4) немедленный доклад руководителю расчетно-кассового отделения и своему непосредственному руководителю субъекта охранной деятельности обо всех обнаруженных нарушениях;
5) действия сотрудников охраны расчетно-кассового отделения исходя из оснащенности расчетно-кассового отделения при выявлении лиц, пытающихся в нарушение порядка пропускного режима, установленного в рассчетно-кассовом отделении, проникнуть на территорию расчетно-кассового отделения и (или) совершить противоправные действия в отношении работников расчетно-кассового отделения, при обнаружении неизвестного автотранспорта, длительное время припаркованного в непосредственной близости у периметра расчетно-кассового отделения.
20. Должностная инструкция сотрудника охраны рассчетно-кассового отделения разрабатывается в каждом расчетно-кассовом отделении с учетом его особенностей лицами, ответственными за безопасность в данном рассчетно-кассовом отделении.
21. Уведомления об основных правилах пропускного режима, ограничивающих права граждан, разъясняющих правомерность требований сотрудников охраны расчетно-кассового отделения, размещается администрацией расчетно-кассового отделения в местах, доступных для обозрения, при входе в расчетно-кассовое отделение.
Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий в рассчетно-кассовом отделении
22. Целью профилактических мероприятий в рассчетно-кассовом отделении является создание в расчетно-кассовом отделении условий, способствующих минимизации совершения в нем акта терроризма.
23.. Целью проведения учебных мероприятий является обеспечение мер, направленных на предупреждение и пресечение возможностей совершения актов терроризма в рассчетно-кассовом отделении, а также обучение сотрудников действиям в условиях совершения или угрозы совершения актов терроризма, способами защиты от его последствий, безопасной и своевременной эвакуации сотрудников и работников из расчетно-кассового отделения.
24. Профилактические и учебные мероприятия проводятся в виде инструктажа и занятий (практические и теоретические) с:
1) работниками расчетно-кассового отделения;
2) сотрудниками охраны.
25. Планирование профилактических и учебных мероприятий с работниками и сотрудниками охраны из числа персонала расчетно-кассового отделения осуществляется лицом, обеспечивающим проведение мероприятий по антитеррористической защищенности расчетно-кассового отделения.
26. К проведению профилактических и учебных мероприятий привлекаются представители заинтересованных уполномоченных и местных исполнительных органов по согласованию с антитеррористической комиссией административно-территориальной единицы по месту расположения расчетно-кассового отделения, а также подготовленные работники расчетно-кассового отделения.
27. Варианты тематик профилактических и учебных мероприятий по вопросам антитеррористической безопасности приводятся в приложении 3 к Инструкции.
28. Планирование профилактических и учебных мероприятий организуется руководителем субъекта охранной деятельности.
29. С сотрудниками охраны проводятся дополнительные занятия по приобретению и (или) совершенствованию навыков по использованию инженерно-технических средств антитеррористической защиты, технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств.
30. Занятия (практические и теоретические) проводятся в соответствии с графиками проведения, утвержденными руководителем расчетно-кассового отделения или руководителем субъекта охранной деятельности.
31. Лицо, ответственное за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности, составляет графики мероприятий для отдельных групп работников с учетом их деятельности.
32. Теоретические занятия направлены на профилактику распространения идеологии терроризма среди работников, сотрудников охраны расчетно-кассового отделения, формированию неприятия идеологии терроризма в различных ее проявлениях, культуры безопасности.
33. Практические занятия направлены на обеспечение максимальной слаженности и четкости действий работников и сотрудников охраны расчетно-кассового отделения.
34. Практические занятия по действиям при возникновении угрозы совершения акта терроризма в помещениях и на территории расчетно-кассового отделения с охватом всего коллектива проводится не менее одного раз в год при координации антитеррористической комиссии.
35. Проведению практических занятий с охватом всего коллектива расчетно-кассового отделения предшествует проведение теоретических занятий, плановых инструктажей с отдельными группами работников, сотрудников охраны, направленных на формирование у них знаний алгоритмов действий различного круга лиц расчетно-кассового отделения на возможные угрозы террористического характера, согласно приложению 4 к Инструкции.
36. Проведение инструктажа предназначено для ознакомления сотрудников расчетно-кассового отделения с основными правилами антитеррористической безопасности, выработки навыков грамотного и рационального поведения.
37. Плановый инструктаж проводится не реже двух раз в год для каждой из групп коллектива расчетно-кассового отделения (работников, сотрудников охраны).
38. Внеплановый инструктаж проводится при:
1) введении в регионе, где находится расчетно-кассовое отделение, одного из уровней террористической опасности в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 9 августа 2013 года № 611 "Об утверждении Правил организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма" (далее – Правила оповещения): умеренный ("желтый"), высокий ("оранжевый"), критический ("красный") при координации лица, обеспечивающего проведение мероприятий по антитеррористической защищенности расчетно-кассового отделения;
2) наличии информации о возможной угрозе совершения акта терроризма в расчетно-кассовом отделении при координации лица, обеспечивающего проведение мероприятий по антитеррористической защищенности расчетно-кассового отделения;
3) подготовке к антитеррористическим учениям, тренировкам, оценке антитеррористической защиты расчетно-кассового отделения при координации оперативного штаба по борьбе с терроризмом;
4) подготовке к проведению охранных мероприятий при координации Службы государственной охраны Республики Казахстан.
39. Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
40. Допускается ведение инструктажа для группы сотрудников, работающих в рассчетно-кассовом отделении или индивидуально (для лиц, поступивших на работу).
41. Для проведения профилактических и учебных мероприятий используется вмещающее всех или определенную группу работников помещение, в котором выделяют места для размещения специальной наглядной информации (стендов, плакатов), проектора для демонстрации тематических слайдов, использование аудиотехники или видеотехники.
42. После завершения мероприятия его результаты заносятся в журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке (далее – журнал) по форме согласно приложению 5 к Инструкции.
43. Журнал прошнуровывается и скрепляется печатью, а также подписью руководителя рассчетно-кассового отделения.
44. Планирование профилактических и учебных мероприятий с работниками расчетно-кассового отделения и сотрудниками охраны осуществляется лицом, обеспечивающим проведение мероприятий по антитеррористической защищенности расчетно-кассового отделения.
45. При проведении инструктажа или занятия документирование указанного мероприятия осуществляется в виде протокола.
Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма
46. Взаимодействие организуется в целях профилактики и предупреждения актов терроризма, обучения и подготовки работников, сотрудников охраны расчетно-кассового отделения к действиям в случае угрозы или совершения акта терроризма в расчетно-кассовом отделении.
47. Взаимодействие с антитеррористической комиссией устанавливается на этапе планирования профилактических и учебных мероприятий путем уточнения наиболее вероятных для расчетно-кассового отделения угроз террористического характера.
48. Исходя из наиболее вероятных угроз террористического характера расчетно-кассового отделения, особенностей рассчетно-кассового отделения в расчетно-кассовом отделении создаются алгоритмы действий различного круга лиц расчетно-кассового отделения на возможные угрозы террористического характера, приведенные в приложении 4 к Инструкции.
49. Алгоритмы действий различного круга лиц расчетно-кассового отделения на возможные угрозы террористического характера отрабатываются в ходе практических занятий, проводимых с участием уполномоченных государственных органов, а также подготовки и проведения разноуровневых антитеррористических учений, тренировок, оценки антитеррористической защиты расчетно-кассового отделения, проводимых в рассчетно-кассовом отделении согласно планам оперативных штабов по борьбе с терроризмом.
50. В случае задействования расчетно-кассового отделения оперативным штабом по борьбе с терроризмом в проведении антитеррористических учений, тренировок, проведения оценки антитеррористической защиты расчетно-кассового отделения руководитель расчетно-кассового отделения, а также руководитель субъекта охранной деятельности, заключивший договор об оказании охранных услуг расчетно-кассовому отделению оказывают содействие, обеспечивают привлечение и участие необходимых групп работников, сотрудников охраны к проведению указанных мероприятий.
51. По итогам проведения антитеррористических учений, тренировок, оценки антитеррористической защиты расчетно-кассового отделения в соответствующие планы, графики и алгоритмы вносятся коррективы.
52. Одной из задач взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления является своевременное информирование территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан о фактах и признаках подготовки актов терроризма и реализация мер, направленных на их недопущение.
53. Руководитель расчетно-кассового отделения, руководитель субъекта охранной деятельности, заключившего договор об оказании охранных услуг, в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозу совершения или совершение акта (актов) терроризма разрабатывают алгоритмы первичного реагирования:
1) по незамедлительному информированию территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
2) при получении информации от органов национальной безопасности и внутренних дел Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
3) по своевременному информированию территориальных органов внутренних дел Республики Казахстан о ставших известными фактах хищения, незаконного приобретения работниками, сотрудниками охраны рассчетно-кассового отделения оружия, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств, а также местах их хранения.
54. Руководитель, работники расчетно-кассового отделения, сотрудники охраны при совершении акта терроризма или в случае угрозы его совершения информируют территориальные органы национальной безопасности, подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан и заинтересованных лиц согласно алгоритмам действий различного круга лиц расчетно-кассового отделения на возможные угрозы террористического характера, приведенным в приложении 4 к Инструкции.
При представлении информации указываются полученные сведения о совершении акта терроризма или об угрозе его совершения, наименование и адрес расчетно-кассового отделения, время происшествия, наличие пострадавших, их место нахождения и состояние, фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, передающего сообщение, и занимаемая им должность.
Отсутствие полных данных не освобождает ответственных лиц от немедленного доклада.
55. В соответствии с установленным уровнем террористической опасности руководителями или должностными лицами расчетно-кассового отделения в соответствии с Правилами оповещения применяются следующие меры безопасности:
1) при умеренном ("желтом") уровне террористической опасности:
усиление пропускного режима в расчетно-кассовом отделении;
усиление режимных мер в ходе проведения досмотровых мероприятий посетителей, персонала и транспортных средств с использованием специальных технических средств;
инструктаж субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, персонала, служащих и работников расчетно-кассового отделения, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей сфере;
информирование персонала о возможной угрозе совершения акта терроризма и соответствующих действиях;
оценка возможностей расчетно-кассового отделения по оказанию медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, а также по организации медицинской эвакуации лиц, которым в результате акта терроризма причиняется физический вред;
2) при высоком ("оранжевом") уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении "желтого" уровня террористической опасности):
проверка готовности персонала и подразделений расчетно-кассового отделения, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, и отработка их возможных действий по пресечению акта терроризма и спасению людей;
усиление охраны расчетно-кассового отделения субъектом охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, персонала, служащих и работников расчетно-кассового отделения, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций;
усиление контроля за передвижением транспортных средств по территории расчетно-кассового отделения, проведение досмотра транспортных средств с применением технических средств обнаружения оружия и взрывчатых веществ;
приведение в состояние режима повышенной готовности расчетно-кассового отделения к приему лиц, которым в результате акта терроризма причиняется физический и моральный ущерб;
3) при установлении критического ("красного") уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении "желтого" и "оранжевого" уровней террористической опасности):
принятие неотложных мер по спасанию людей, содействие бесперебойной работе спасательных служб и формирований;
перевод расчетно-кассового отделения в чрезвычайный режим.
Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта
56. Паспорт предназначен для использования заинтересованными органами, осуществляющими противодействие терроризму, при планировании ими мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма в расчетно-кассовом отделении.
57. Паспорт является документом, содержащим информацию с ограниченным доступом.
Руководитель расчетно-кассового отделения принимает меры по ограничению доступа к паспорту лицам, не задействованным в его разработке, обеспечению антитеррористической защищенности рассчетно-кассового отделения, контролю состояния антитеррористической защищенности рассчетно-кассового отделения в деятельности оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
58. Руководителем расчетно-кассового отделения назначается лицо (лица), ответственное (ответственные) за разработку паспорта, его учет, хранение и своевременное обновление данных паспорта.
59. Паспорт разрабатывается согласно типовому паспорту антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденному совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 14 июня 2023 года № 481 и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 26 июня 2023 года № 51/қе, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 32950, в двух экземплярах с одновременной разработкой электронного варианта паспорта.
60. В случаях, когда расчетно-кассовое отделение располагается в здании, сооружении (комплексе зданий и сооружений), имеющим несколько правообладателей, составление паспорта осуществляется по письменному соглашению между ними совместно всеми правообладателями расчетно-кассового отделения или одним из них.
61. Проект паспорта составляется в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с момента получения руководителем расчетно-кассового отделения соответствующего уведомления о включении расчетно-кассового отделения в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, области, городов республиканского значения, столицы (далее – территориальный перечень).
62. В случае невозможности разработки паспорта в срок, указанный в пункте 61 Инструкции (с учетом сложности расчетно-кассового отделения) руководитель расчетно-кассового отделения направляет в аппарат (отдел) антитеррористической комиссии обоснованное обращение о продлении сроков составления паспорта.
63. Разработанный проект паспорта согласовывается с руководителями территориального подразделения органов внутренних дел по месту нахождения расчетно-кассового отделения в течение 10 (десяти) календарных дней после составления.
Срок согласования проекта паспорта с территориальными подразделениями органов внутренних дел не превышает 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня поступления паспорта должностному лицу, указанному в паспорте.
При наличии замечаний от согласующего лица к проекту паспорта, срок доработки не превышает более 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня возврата, а при повторном возврате – 7 (семь) рабочих дней.
64. В течение 10 (десяти) рабочих дней после согласования паспорт утверждается (в том числе при его обновлении) руководителем расчетно-кассового отделения.
При совместном составлении паспорта паспорт утверждается всеми правообладателями объекта расчетно-кассового отделения.
65. Учет паспортов осуществляется в формате номенклатурных дел.
66. После разработки и утверждения оригинал паспорта подлежит хранению у лица, ответственного за его учет, хранение и своевременное обновление паспорта. В расчетно-кассовом отделении назначается лицо или группа сотрудников, ответственных за учет, хранение и обновление паспорта.
67. Паспорт корректируется в случае изменения:
1) прав собственности;
2) руководителя расчетно-кассового отделения;
3) наименования расчетно-кассового отделения;
4) основного предназначения расчетно-кассового отделения;
5) общей площади и периметра расчетно-кассового отделения, застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем, если были произведены изменения в конструкции;
6) потенциально опасных участков расчетно-кассового отделения;
7) технических средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности расчетно-кассового отделения.
68. Внесение корректировок в паспорт осуществляется в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента возникновения причины его изменения.
В случае увеличения сроков разработки паспорта, внесения изменений и (или) дополнений в паспорт руководитель расчетно-кассового отделения обращается в антитеррористическую комиссию с соответствующим обращением.
В паспорте сотрудником, ответственным за учет, хранение, делаются отметки о внесенных изменениях и (или) дополнениях с указанием причин и дат изменений и (или) дополнений, заверенных подписью руководителя расчетно-кассового отделения или лица, уполномоченного подписывать паспорт.
Паспорт подлежит полной замене:
1) не реже одного раза в 5 (пять) лет;
2) в случае внесения корректив в более чем половину пунктов текста паспорта.
69. Утративший силу паспорт подлежит уничтожению в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта.
Акт остается в расчетно-кассовом отделении.
Копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта.
Глава 6. Требования к оснащению расчетно-кассового отделения инженерно-техническим оборудованием
70. Расчетно-кассовое отделение оснащается охранными видео и системами оповещения.
71. Для оснащения расчетно-кассового отделения используются следующие инженерно-технические средства:
1) по оборудованию периметра расчетно-кассового отделения:
контрольно-пропускные пункты (при наличии);
укрепленность зданий и сооружений (укрепленность стен зданий, сооружений расчетно-кассового отделения, его оконных проемов);
системы контроля и управления доступом;
2) по контролю за обстановкой в расчетно-кассовом отделении:
системы связи;
системы охранной и тревожной сигнализации (в том числе средства подачи тревоги (тревожные кнопки));
технические средства досмотра;
3) обеспечивающие работу системы безопасности:
системы и средства резервного, бесперебойного электроснабжения.
72. Система видеонаблюдения устанавливается с целью наблюдения за обстановкой в расчетно-кассовом отделении с целью визуального подтверждения несанкционированного проникновения, оценки ситуации и фиксации действий нарушителей.
73. Для отдельно стоящих зданий (комплекса зданий) системой видеонаблюдения оборудуются:
1) периметр территории, прилегающий к расчетно-кассовому отделению;
2) контрольно-пропускные пункты (при наличии);
3) главный и запасные входы;
4) места возможного массового пребывания людей в расчетно-кассовом отделении;
5) помещения по усмотрению руководителя расчетно-кассового отделения.
Для встроенно-пристроенных зданий системой видеонаблюдения охватываются:
1) места возможного массового пребывания людей в расчетно-кассовом отделении;
2) главный и запасные входы (при наличии).
74. Технические требования к системам видеонаблюдения расчетно-кассового отделения соответствуют минимальным техническим условиям систем видеонаблюдения, предусмотренным Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга.
75. Система видеонаблюдения обеспечивает:
1) передачу визуальной информация с камер видеонаблюдения на пост управления видеонаблюдением, где осуществляется передача на техническое средство, или совокупность технических средств для сбора, обработки, отображения и регистрации полученной информации, установленных на посте сотрудника охраны, обеспечивая оперативный контроль;
2) работу в автоматизированном режиме;
3) возможность оценки ситуации в расчетно-кассовом отделении в режиме реального времени;
4) срок хранения информации не менее 30 (тридцати) суток;
5) подключение к национальной системе видеомониторинга в порядке и на условиях, определенных Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга.
76. Видеокамеры охватывают весь периметр рассчетно-кассового отделения, в обзор камер наблюдения попадают все входы и выходы расчетно-кассового отделения и прилегающая территория. Изображение камер четко распознаваемо.
77. Пульт централизованного наблюдения размещается в служебных помещениях подразделений охраны или специально оборудованных для этих целей помещениях рассчетно-кассового отделения.
78. Расчетно-кассовое отделение оснащается системами и средствами оповещения в целях оперативного информирования работников и посетителей о возникновении внештатной ситуации (об угрозе совершения или совершении акта терроризма и возникших последствиях) и координации их действий.
79. Оповещение работников, посетителей рассчетно-кассового отделения осуществляется по внутренним линиям связи с помощью технических и подвижных средств связи (сигнализации) в соответствии с заранее разработанным планом, который обеспечивает:
1) подачу звуковых (световых сигналов) в здания, помещения, на участки территории расчетно-кассового отделения с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляцию речевой информации как в автоматическом режиме (чтение ранее записанного текста), так и при помощи микрофона о характере опасности, необходимости и порядке осуществления эвакуации или блокировании в помещении (помещениях) расчетно-кассового отделения, других действиях, направленных на обеспечение безопасности персонала и посетителей рассчетно-кассового отделения. Система оповещения об эвакуации и блокировании помещений рассчетно-кассового отделения отличаются сигналами.
80. В случае проведения эвакуации действовать в течение расчетного времени, необходимого для ее проведения, количество оповещателей и их мощность обеспечивают необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
81. Средство подачи тревоги (тревожная кнопка), установленное в рассчетно-кассовом отделении, позволяет скрыто подавать сигнал на пульт централизованного наблюдения субъектов охранной деятельности.
Средство подачи тревоги (тревожная кнопка) устанавливается в целях своевременного оповещения уполномоченных органов Республики Казахстан об угрозе совершения акта терроризма в расчетно-кассовом отделении.
82. Средством подачи тревоги (тревожной кнопкой) в обязательном порядке оснащаются пост сотрудника охраны расчетно-кассового отделения и вход (входы) в расчетно-кассовое отделение.
83. Средство подачи тревоги (тревожная кнопка) обеспечивает возможность скрыто подавать сигнал в дежурные части территориальных органов полиции либо на пульт централизованного наблюдения субъектов охранной деятельности.
84. Система контроля и управления доступом обеспечивает допуск на территорию расчетно-кассового отделения и его части работников, посетителей расчетно-кассового отделения с учетом зон доступа, определенных порядком организации пропускного режима.
85. В целях обнаружения предметов, запрещенных к несанкционированному проносу в расчетно-кассовое отделение, посты охраны оснащаются техническими средствами досмотра.
86. К техническим средствам досмотра относятся стационарные и ручные металлодетекторы, а также технические средства, способствующие выявлению запрещенных предметов.
87. По решению руководителя расчетно-кассового отделения в рассчетно-кассовом отделении устанавливается дополнительное инженерно-техническое оборудование, способствующее повышению уровня антитеррористической защищенности расчетно-кассового отделения.
88. Инженерно-техническое оборудование расчетно-кассового отделения поддерживается в рабочем состоянии.
Приложение 1 к Инструкции по организации антитеррористической защиты расчетно-кассовых отделений банков второго уровня, уязвимых в террористическом отношении |
Перечень документов в области антитеррористической защиты расчетно-кассового отделения, уязвимого в террористическом отношении
1. Приказ о назначении ответственных лиц за организацию и проведение мероприятий антитеррористической защиты в рассчетно-кассовом отделении (с указанием функциональных обязанностей) либо должностная инструкция, в том числе ответственных за проведение инструктажей по антитеррористической защите рассчетно-кассового отделения.
2. Журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке.
3. Алгоритмы первичного реагирования:
1) по незамедлительному информированию территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
2) при получении информации от уполномоченных государственных органов об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
3) по своевременному информированию территориальных органов внутренних дел о ставших известных фактах хищения, незаконного приобретения работниками, сотрудниками охраны оружия, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств, а также о местах их хранения.
4. Алгоритмы действий различного круга лиц расчетно-кассового отделения на угрозы террористического характера.
5. Журнал приема, сдачи дежурств, обхода территории, помещений подразделениями охраны, сторожами (вахтерами) (при его наличии).
6. Паспорт антитеррористической защищенности рассчетно-кассового отделения, приказ о назначении ответственного лица за учет, хранение паспорта антитеррористической защищенности рассчетно-кассового отделения.
7. Планы и порядок эвакуации работников и посетителей рассчетно-кассового отделения при пожаре, в случае получения информации об угрозе совершения акта терроризма, и чрезвычайных ситуаций.
8. Приказ о проведении учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей расчетно-кассового отделения из зданий (сооружений), с графиком проведения тренировок.
9. Программы, протоколы обучения работников рассчетно-кассового отделения способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.
10. Договоры об оказании охранных услуг (копии лицензий на осуществление охранной деятельности первого подвида, "все виды охранных услуг, в том числе охрана расчетно-кассового отделения, уязвимых в террористическом отношении"), обслуживание систем охранной сигнализации, видеонаблюдения, кнопок тревожной сигнализации.
11. Инструкция по действиям руководителя расчетно-кассового отделения при установлении уровней террористической опасности.
12. Схема оповещения сотрудников расчетно-кассового отделения при установлении уровней террористической опасности.
Приложение 2 к Инструкции по организации антитеррористической защиты расчетно-кассовых отделений банков второго уровня, уязвимых в террористическом отношении |
Перечень предметов, запрещенных к проносу в расчетно-кассовое отделение, уязвимое в террористическом отношении
1. Оружие:
1) огнестрельное;
2) бесствольное с патроном травматического, газового и светозвукового действия;
3) холодное, а также ножи различных видов, не относящиеся к холодному оружию;
4) метательное;
5) пневматическое;
6) газовое;
7) электрическое;
8) сигнальное;
9) оружие и предметы, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологического воздействия;
10) оружие и предметы, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения;
11) предметы, имитирующие вышеперечисленные виды оружия;
12) предметы, которые используются в качестве оружия (предметы ударно-дробящего, метательного и колюще-режущего действия);
13) боеприпасы к оружию и составные части к нему.
2. Механические и аэрозольные распылители и устройства, снаряженные слезоточивым, раздражающим и негативным воздействием на организм человека.
3. Вещества:
1) взрывчатые;
2) ядовитые;
3) отравляющие;
4) радиоактивные;
5) едкие;
6) пиротехнические;
7) легковоспламеняющиеся.
Приложение 3 к Инструкции по организации антитеррористической защиты расчетно-кассовых отделений банков второго уровня, уязвимых в террористическом отношении |
Варианты тематик профилактических и учебных мероприятий по вопросам антитеррористической безопасности
1. Варианты тематик учебных занятий (теоретических):
основные требования законодательства Республики Казахстан по вопросам антитеррористической безопасности;
сущность и общественная опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера;
информирование о возможных источниках террористической угрозы;
назначение алгоритмов действий различного круга лиц расчетно-кассовых отделений на возможные угрозы террористического характера и общее ознакомление с ними.
2. Варианты тематик инструктажей:
детализированное ознакомление каждого из сотрудников расчетно-кассового отделения с порядком персонального поведения и действиями в обстановке совершения акта терроризма или угрозы его совершения в пределах территории расчетно-кассового отделения;
ознакомление обучающихся и посетителей расчетно-кассовых отделений о мерах безопасности при проведении эвакуации.
3. Варианты тематик практических занятий:
отработка практических действия работников расчетно-кассовых отделений, сотрудников охраны:
1) по организации осмотров помещений с целью обнаружения бесхозных вещей и подозрительных предметов;
2) действия при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщений о минировании;
3) по порядку информирования органов внутренних дел, уполномоченных органов при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщения о минировании расчетно-кассового отделения;
4) по организации оповещения персонала и посетителей расчетно-кассового отделения;
5) по организации эвакуации персонала и посетителей расчетно-кассового отделения;
6) по организации действий при эвакуации людей.
Приложение 4 к Инструкции по организации антитеррористической защиты расчетно-кассовых отделений банков второго уровня, уязвимых в террористическом отношении |
Алгоритмы действий различного круга лиц расчетно-кассового отделения на возможные угрозы террористического характера
Раздел 1. Алгоритм действий при вооруженном нападении на посетителей и персонал расчетно-кассового отделения
1. Действия посетителей:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство расчетно-кассового отделения о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
2. Действия персонала:
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство расчетно-кассового отделения о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
по возможности провести эвакуацию посетителей;
нетранспортабельных посетителей перенести в безопасное место на носилках;
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка.
3. Действия охраны расчетно-кассового отделения:
выявить вооруженного злоумышленника;
по возможности блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей в расчетно-кассовом отделении;
информировать любым способом руководство расчетно-кассового отделения, правоохранительных и (или) специальных государственных органов о факте вооруженного нападения;
принять меры к обеспечению безопасности людей в расчетно-кассовом отделении (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и другие);
обеспечить собственную безопасность.
4. Действия руководства расчетно-кассового отделения:
незамедлительное информирование правоохранительных и (или) специальных государственных органов о фактах и обстоятельствах вооруженного нападения;
организация мер обеспечения безопасности людей в расчетно-кассовом отделении (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о внештатной ситуации расчетно-кассовом отделении и другие);
взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
Раздел 2. Алгоритм действий при захвате заложников
5. Действия посетителей и потребителей финансовых услуг:
защититься: избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или возможности безопасности покинуть здание;
по возможности информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и (или) специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность и другие).
6. Действия персонала расчетно-кассового отделения:
защититься: избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или возможности безопасности покинуть здание;
по возможности информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и (или) специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность и другие).
7. Действия охраны расчетно-кассового отделения:
выявить вооруженного (-ых) злоумышленника (-ов);
по возможности блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей в расчетно-кассовом отделении;
информировать любым доступным способом руководство расчетно-кассового отделения, правоохранительные и (или) специальные государственные органы о фактах и обстоятельствах покушения на захват заложников;
принять меры к обеспечению безопасности людей в расчетно-кассовом отделении (эвакуация, блокирование внутренних барьеров на пути злоумышленников и другие);
обеспечить собственную безопасность (избежать попадания в заложники и другие).
8. Действия руководства расчетно-кассового отделения:
незамедлительное информирование правоохранительных, специальных государственных органов и (или) третьих лиц доступным способом о фактах и обстоятельствах попытки захвата заложников;
по возможности организация мер обеспечения безопасности людей в расчетно-кассовом отделении (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о внештатной ситуации и другие);
по возможности организация взаимодействия с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
9. Действия при захвате в заложники:
успокоится, не паниковать. Разговаривать спокойным голосом;
не смотреть в глаза захватчиков, не вести себя вызывающе. Не допускать действий, которые спровоцируют захватчиков к применению физической силы или оружия;
выполнять требования захватчиков, не противоречить им, не допускать истерик и паники;
подготовится физически и морально к суровому испытанию;
не высказывать ненависть и пренебрежение к захватчикам;
с самого начала (особенно в первый час) выполнять все указания захватчиков. Спрашивать разрешения у захватчиков на совершение любых действий;
не привлекать внимания захватчиков своим поведением, не оказывать активного сопротивления. Это может усугубить положение;
не пытаться бежать, если нет полной уверенности в успехе побега;
запомнить, как можно больше информации о захватчиках (количество, вооружение, внешность, телосложения, акцент, тематика разговора, темперамент, манера поведения);
постараться определить место своего нахождения (заточения);
при наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные или специальные органы, подразделение безопасности или службу охраны расчетно-кассового отделения;
не пренебрегать пищей, какой бы она ни была. Это поможет сохранить силы и здоровье;
при ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую медицинскую помощь;
главное не паниковать, даже если захватчики перестали себя контролировать;
расположится подальше от окон, дверей и самих захватчиков. Это необходимо для обеспечения безопасности в случае штурма помещения, стрельбы снайперов на поражение захватчиков;
при проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:
лечь на пол лицом вниз, прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;
не бежать навстречу сотрудникам спецподразделений или от них;
если есть возможность, необходимо держаться подальше от проҰмов дверей и окон;
не возмущаться, если при штурме и захвате с заложниками (до установления личности) поступают несколько некорректно, как с вероятным захватчиком. Освобожденного заложника могут обыскать, заковать в наручники, связать, нанести эмоциональную или физическую травму, подвергнуть допросу. Необходимо к этому отнестись с пониманием, так как в подобных ситуациях такие действия спецподразделений (до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных преступников) оправданы.
Раздел 3. Алгоритм действий при закладке взрывных устройств и взрывчатых веществ
10. Признаки, которые указывают на взрывное устройство:
наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах;
необычное размещение обнаруженного предмета;
установленные на обнаруженном предмете различных видов источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной.
11. Действия посетителей при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета охране, персоналу расчетно-кассового отделения либо в дежурные части территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и другие);
информирование охраны расчетно-кассового отделения, правоохранительных и (или) специальных государственных органов о подозрительных лице/ах (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение, возраст, клички, национальность и другие);
покинуть расчетно-кассовое отделение, при невозможности – укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
12. Действия персонала при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в охране, персоналу расчетно-кассового отделения либо в дежурные части территориальных органов национальной безопасности и внутренних дел;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
по возможности организовать с охраной ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;
помочь обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и другие), вести наблюдение;
информирование охраны расчетно-кассового отделения, правоохранительных и (или) специальных государственных органов в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение, возраст, клички, национальность и другие);
оказать содействие руководству и охране в организации эвакуации посетителей;
покинуть расчетно-кассовое отделение, при невозможности – укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
13. Действия охраны при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета охране, персоналу расчетно-кассового отделения либо в дежурные части территориальных органов национальной безопасности и внутренних дел;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне на необходимом удалении;
обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и другие), вести наблюдение;
информирование охраны расчетно-кассового отделения, правоохранительных и (или) специальных государственных органов в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение возраст, клички, национальность и другие).
14. Действия руководства:
незамедлительное информирование правоохранительных, специальных государственных органов о выявлении подозрительного человека или об обнаружении бесхозного предмета;
организация оцепления места обнаружения бесхозного подозрительного предмета на необходимом удалении;
организация эвакуации людей из расчетно-кассового отделения, оповещение о внештатной ситуации и другие;
обеспечение обхода помещений и осмотра территорий с целью обнаружения подозрительных предметов;
организация взаимодействия с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом, представление необходимой информации.
15. Расстояние удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства (ВУ) или предмета, похожего на ВУ:
граната РГД-5 – 50 м;
граната Ф-1 – 200 м;
тротиловая шашка массой 200 г – 45 м;
тротиловая шашка массой 400 г – 55 м;
пивная банка 0,33 л – 60 м;
дипломат (кейс) – 230 м;
дорожный чемодан – 350 м;
а/машина "легковая" - 460-580 м;
автобус – 920 м;
грузовая машина (фургон) – 1240 м.
Раздел 4. Алгоритм действий при атаке с применением террористов-смертников
16. Действия посетителей и потребителей финансовых услуг:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство расчетно-кассового отделения о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
17. Действия персонала:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство расчетно-кассового отделения о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
18. Действия охраны:
по возможности блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей в расчетно-кассовом отделении;
информировать любым способом руководство расчетно-кассового отделения, правоохранительные и (или) специальные государственных органов о выявлении подозрительного лица или группы лиц;
принять меры к обеспечению безопасности людей в расчетно-кассовом отделении (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и другие);
при необходимости организовать наблюдение передвижений подозрительного лица или группы лиц по расчетно-кассовому отделению (лично либо через систему видеонаблюдения);
обеспечить собственную безопасность.
19. Действия руководства:
незамедлительная передача (в том числе добросовестная попытка) информации в правоохранительные и (или) специальные государственные органы о выявлении в расчетно-кассовом отделении подозрительного лица или группы лиц;
предоставление сотрудникам правоохранительных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая сокращает время выявления и задержания злоумышленника;
обеспечение организованной эвакуации людей;
обеспечение собственной безопасности.
Раздел 5. Алгоритм действий при поступлении угрозы по телефону
20. Действия получателя угрозы по телефону (руководитель, сотрудник, сотрудник дежурного подразделения):
1) по ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:
голос (громкий или тихий, низкий или высокий);
темп речи (быстрый или медленный);
произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом);
манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
2) обратить внимание на звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-или радиоаппаратуры, голоса, другое), характер звонка (городской, междугородный);
3) зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность;
4) постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
куда, кому, по какому телефону звонит данный человек?
какие конкретные требования он выдвигает?
выдвигает требования лично или выступает в роли посредника и представляет какую-то группу лиц?
на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?
как и когда с ним можно связаться?
кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
5) постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и руководством школы решений или совершения каких-либо действий;
6) в процессе разговора или немедленно после окончания разговора сообщить на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112" и руководству организации о телефонной угрозе.
Приложение 5 к Инструкции по организации антитеррористической защиты расчетно-кассовых отделений банков второго уровня, уязвимых в террористическом отношении |
|
Форма |
Журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке
_______________________________________________
(наименование рассчетно-кассового отделения)
(титульный лист)
Дата начала ведения журнала "__"_____ 20__ г.
Дата окончания ведения журнала "__"_____ 20__ г.
(внутренняя сторона)
Раздел 1. Инструктажи
п/п | Дата проведения инструктажа | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность инструктируемого | Вид инструктажа | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица, проводившего инструктаж | Подпись инструктируемого | Подпись лица, проводившего инструктаж |
Примечание:
1) в ходе плановых инструктажей до сотрудников доводятся алгоритмы действий при всех возможных ситуациях в случае акта терроризма, а тематика внеплановых инструктажей зависит от тематики проводимых учений и тренировок;
2) документальное оформление проводимых плановых инструктажей антитеррористической направленности допускается осуществлять как рукописным способом, так и комбинированным – рукописным и печатным. В печатном виде допускается заполнять графы: 3, 4 и 5 (если инструктаж проводит один и тот же сотрудник), остальные графы журнала заполняются лично лицом, прослушавшим инструктаж;
3) дата проведения указывается полностью (число, месяц и год);
4) при необходимости проведения внепланового инструктажа с персоналом расчетно-кассового отделения его также документируют в данном журнале, а в графе "Вид инструктажа" допускается ставить запись: "Внеплановый по письму исх.: №", "Внеплановый по уровню террористической опасности".
Раздел 2. Занятия
Дата | Тема занятия | Учебные вопросы | Количество присутствовавших работников | Подпись лица, проводившего занятия |
Примечание: Тема занятий и учебные вопросы четко конкретизируются и не носит общий характер.