ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 149 "Об утверждении Правил организации и деятельности государственной системы гражданской защиты (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11097) следующее изменение:
Правила организации и деятельности государственной системы гражданской защиты, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету по гражданской обороне и воинским частям Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан |
Б. Абдышев |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство юстиции
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство науки
и высшего образования
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство иностранных дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство транспорта
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство обороны
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство торговли и интеграции
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство энергетики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство промышленности и строительства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство экологии и природных ресурсов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
Приложение к приказу Исполняющий обязанности министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 26 декабря 2024 года № 509 |
Утверждены приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 149 |
Правила организации и деятельности государственной системы гражданской защиты
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации и деятельности государственной системы гражданской защиты (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 70-1 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите" (далее - Закон) и определяют основные задачи, структуру и порядок организации деятельности государственной системы гражданской защиты в Республике Казахстан.
2. Государственная система гражданской защиты (далее – ГСГЗ) – совокупность органов управления, сил и средств гражданской защиты, предназначенных для реализации общегосударственного комплекса мероприятий по защите населения, объектов и территории Республики Казахстан от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций социального характера, межнациональных конфликтов, религиозного экстремизма и терроризма в компетенцию ГСГЗ не входят.
3. Основные задачи ГСГЗ определены пунктом 1 статьи 3 Закона.
Глава 2. Структура ГСГЗ
4. ГСГЗ включает в себя территориальные и отраслевые подсистемы и имеет три уровня: республиканский, территориальный и объектовый.
5. Территориальные подсистемы ГСГЗ соответствуют принятому административно-территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для организации и ведения мероприятий гражданской защиты на подведомственной территории и включает:
органы управления гражданской защиты;
пункты управления, дежурно – диспетчерские службы;
консультативно-совещательные органы – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
силы и средства гражданской защиты;
эвакуационные и эвакоприемные комиссии;
системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
6. Отраслевые подсистемы ГСГЗ создаются центральными исполнительными органами для организации работы по выполнению мероприятий гражданской защиты в пределах своей компетенции. Отраслевая подсистема, ее звенья исходя из структуры включают в себя:
органы управления гражданской защиты;
пункты управления;
силы и средства гражданской защиты;
системы связи, оповещения и информационного обеспечения;
дежурно-диспетчерские службы;
службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
7. К республиканскому уровню ГСГЗ относятся:
Правительство Республики Казахстан;
уполномоченный орган в сфере гражданской защиты;
центральные исполнительные органы в пределах компетенции;
дежурно-диспетчерские службы центральных государственных органов;
службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
республиканские службы гражданской защиты.
8. К территориальному уровню ГСГЗ относятся:
местные исполнительные органы;
территориальные подразделения центральных исполнительных органов в отраслевых подсистемах в пределах своей компетенции;
территориальные и подведомственные подразделения уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
дежурно – диспетчерские службы организаций;
силы и средства территориальных служб наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
9. К объектовому уровню ГСГЗ относятся: организации, дежурно-диспетчерские службы организаций (при наличии), силы и средства гражданской защиты на данной территории.
10. Руководство ГСГЗ осуществляют в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона.
11. В целях выработки предложений по формированию и проведению единой государственной политики в сфере гражданской защиты создаются консультативно-совещательные органы, в том числе:
1) на республиканском уровне – межведомственная государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2) на территориальном уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) эвакуационные комиссии – в центральных и местных исполнительных органах, в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
12. Руководители органов управлений гражданской защиты осуществляют управление и контроль за функционированием подсистем и звеньев ГСГЗ.
Размещение органов управления гражданской защиты осуществляется в пунктах управления, которые поддерживаются в постоянной готовности к использованию.
13. Службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера состоят из:
1) подразделений командных центров, в том числе республиканской сети сейсмологических наблюдений, а также служб мониторинга селей, оползней и лавин уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
2) республиканских, областных, городских и районных служб гражданской защиты, а также дежурно-диспетчерских служб местных исполнительных органов;
3) дежурно-диспетчерских служб опасных производственных объектов;
4) служб наблюдения и государственного контроля и надзора за радиационной и ядерной безопасностью уполномоченного органа в области использования атомной энергии;
5) служб контроля и надзора за ведением нефтяных операций на море уполномоченного органа в области промышленной безопасности;
6) служб, осуществляющих контроль за безопасной эксплуатацией транспорта (железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного транспорта, торгового мореплавания, в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации) уполномоченного органа в сфере транспорта;
7) служб осуществляющие архитектурно-строительный контроль и надзор уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства;
8) служб санитарно-эпидемиологического контроля уполномоченного органа в сфере здравоохранения;
9) служб ветеринарии, фитосанитарии, карантина животных и растений уполномоченного органа в области агропромышленного комплекса и земельных ресурсов;
10) служб мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, в том числе в области гидрометеорологии и загрязнению природной среды, а также мониторинга лесных и степных пожаров уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
14. Силы и средства гражданской защиты, привлекаемые на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, состоят из:
воинских частей гражданской обороны, в том числе авиация уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
аварийно-спасательных служб и формирований гражданской защиты (территориальные, объектовые);
подразделений государственной и негосударственной противопожарной службы;
сил и средств привлекаемых от органов внутренних дел, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований;
служб гражданской защиты;
служб наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Силы и средства отраслевых подсистем привлекаются в соответствии с планом действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций глобального и регионального масштаба, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 486.
Глава 3. Порядок организации деятельности ГСГЗ
15. Деятельность ГСГЗ включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по гражданской защите в мирное и военное время.
В зависимости от обстановки различают три режима функционирования системы: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
B зависимости от обстановки допускается одновременное функционирование подсистемы и звеньев ГСГЗ в различных режимах:
1) режим повседневной деятельности – порядок функционирования ГСГЗ, ее территориальных и отраслевых подсистем на подведомственной территории, характеризующейся отсутствием угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.
В режиме повседневной деятельности органами управления гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:
прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и обмен информацией о защите населения, объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
планирование действий органов управления и сил гражданской защиты, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
пропаганда знаний в сфере гражданской защиты;
создание, размещение, хранение и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение в пределах своих полномочий государственного контроля и надзора в сфере гражданской защиты.
2) режим повышенной готовности – порядок функционирования ГСГЗ, ее отдельных подсистем, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
В режиме повышенной готовности органами управления гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:
прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
корректировка планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил гражданской защиты в пунктах управления;
сбор, обработка и передача органам управления и силам гражданской защиты данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование государственных органов и населения о способах защиты от них;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях;
восполнение необходимых резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
3) режим чрезвычайной ситуации – порядок функционирования ГСГЗ, ее отдельных подсистем, вводимый при возникновении чрезвычайной ситуации и ее ликвидации.
В режиме чрезвычайной ситуации органами управления гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:
введение в действие (реализация, исполнение) планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их корректировка;
прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
оповещение руководителей центральных и местных исполнительных органов, организаций, а также населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и их последствий;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, всестороннему обеспечению действий сил и средств гражданской защиты, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан, привлечение сил и средств органов внутренних дел и Национальной гвардии, других войск и воинских формирований, общественных объединений и населения, применение Вооруженных Сил Республики Казахстан для ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
Решения о введении того или иного режима функционирования ГСГЗ, ее подсистем и звеньев принимают руководство уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, руководящие органы ГСГЗ различного уровня по согласованию с территориальными подразделениями (департаментами областей (городов республиканского значения, столицы), управлениями городов областного значения, районными отделами по чрезвычайным ситуациям уполномоченного органа в сфере гражданской защиты) с учетом конкретной обстановки.
Параграф 1. Подготовка и обучение в системе ГСГЗ
16. В целях совершенствования организации ГСГЗ, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в ее подсистемах и звеньях учения и тренировки.
Вид учений и тренировок, их сроки, масштабы определяются в соответствии с Правилами информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан № 494 от 02 июля 2020 года (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 20990) и утверждаются соответствующими первыми руководителями - начальниками гражданской обороны.
17. Обучение руководящего состава и специалистов органов управления гражданской защиты, населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях, а также их подготовка и переподготовка осуществляется в соответствии со статьей 46 Закона.
Обучение и проверка знаний (экзамены) специалистов, работников опасных производственных объектов, а также аттестованных, проектных организаций, привлекаемых для работы на опасных производственных объектах, производятся в учебном центре опасного производственного объекта или учебной организации при наличии у них аттестата, предоставляющего право на подготовку, переподготовку специалистов, работников в области промышленной безопасности, выданного в порядке, установленном статьями 72, 79 Закона.
18. Выполнение мероприятий государственных программ, направленных на обеспечении безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и обеспечения устойчивости функционирования объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях, осуществляется соответствующими центральными и местными исполнительными органами в целях координации финансовой, кредитно-инвестиционной политики для предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения их дестабилизирующего воздействия, а также в целях подготовки к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Параграф 2. Оповещение населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время
19. Порядок оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время осуществляется в соответствии со статьей 5 Закона и Правил организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время, утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 945 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10151).
Параграф 3. Организация ликвидации чрезвычайных ситуаций
20. Непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенный в соответствии со статьей 50 Закона.
21. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами территориальной, отраслевой и объектовой подсистемы ГСГЗ, на территории и объектах, на которых они возникли.
22. Привлечение сил и средств органов внутренних дел, других войск и воинских формирований, общественных объединений и населения, применение Вооруженных Сил Республики Казахстан для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со статьей 52 Закона и планами действия (взаимодействия) по ликвидации чрезвычайных ситуаций.