Об утверждении Правил организации и деятельности государственной системы гражданской защиты

Обновленный

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 149. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 мая 2015 года № 11097.

      В соответствии с подпунктом 70-1) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года "О гражданской защите" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации и деятельности государственной системы гражданской защиты.

      2. Комитету по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Петров В.В.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа, его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әдiлет";

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан Божко В.К.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

К. Касымов


      Согласован

      Министр сельского хозяйства

      Республики Казахстан

      _________________ А. Мамытбеков

      2 марта 2015 года


      Согласован

      Министр здравоохранения и социального развития

      Республики Казахстан

      _________________ Т. Дуйсенова

      1 апреля 2015 года


      Согласован

      Министр финансов

      Республики Казахстан

      _________________ Б. Султанов

      7 апреля 2015 года


      Согласован

      Министр иностранных дел

      Республики Казахстан

      _________________ Е. Идрисов

      8 апреля 2015 года


      Согласован

      Министр энергетики

      Республики Казахстан

      _________________ В. Школьник

      16 марта 2015 года


      Согласован

      Министр образования и науки

      Республики Казахстан

      _________________ А. Саринжипов

      18 марта 2015 года


      Согласован

      Министр по инвестициям и развитию

      Республики Казахстан

      _________________ А. Исекешев

      20 апреля 2015 года


      Согласован

      Министр обороны

      Республики Казахстан

      _______________ И. Тасмагамбетов

      26 марта 2015 года


      Согласован

      Министр национальной экономики

      Республики Казахстан

      _________________ Е. Досаев

      12 марта 2015 года


  Утверждены
приказом Министра
внутренних дел
Республики Казахстан
от 24 февраля 2015 года № 149

Правила организации и деятельности государственной системы гражданской защиты

      Сноска. Правила - в редакции приказа и.о. Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 26.12.2024 № 509 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и деятельности государственной системы гражданской защиты (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 70-1 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите" (далее - Закон) и определяют основные задачи, структуру и порядок организации деятельности государственной системы гражданской защиты в Республике Казахстан.

      2. Государственная система гражданской защиты (далее – ГСГЗ) – совокупность органов управления, сил и средств гражданской защиты, предназначенных для реализации общегосударственного комплекса мероприятий по защите населения, объектов и территории Республики Казахстан от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

      Предупреждение чрезвычайных ситуаций социального характера, межнациональных конфликтов, религиозного экстремизма и терроризма в компетенцию ГСГЗ не входят.

      3. Основные задачи ГСГЗ определены пунктом 1 статьи 3 Закона.

Глава 2. Структура ГСГЗ

      4. ГСГЗ включает в себя территориальные и отраслевые подсистемы и имеет три уровня: республиканский, территориальный и объектовый.

      5. Территориальные подсистемы ГСГЗ соответствуют принятому административно-территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для организации и ведения мероприятий гражданской защиты на подведомственной территории и включает:

      органы управления гражданской защиты;

      пункты управления, дежурно – диспетчерские службы;

      консультативно-совещательные органы – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

      силы и средства гражданской защиты;

      эвакуационные и эвакоприемные комиссии;

      системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

      6. Отраслевые подсистемы ГСГЗ создаются центральными исполнительными органами для организации работы по выполнению мероприятий гражданской защиты в пределах своей компетенции. Отраслевая подсистема, ее звенья исходя из структуры включают в себя:

      органы управления гражданской защиты;

      пункты управления;

      силы и средства гражданской защиты;

      системы связи, оповещения и информационного обеспечения;

      дежурно-диспетчерские службы;

      службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

      7. К республиканскому уровню ГСГЗ относятся:

      Правительство Республики Казахстан;

      уполномоченный орган в сфере гражданской защиты;

      центральные исполнительные органы в пределах компетенции;

      дежурно-диспетчерские службы центральных государственных органов;

      службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

      республиканские службы гражданской защиты.

      8. К территориальному уровню ГСГЗ относятся:

      местные исполнительные органы;

      территориальные подразделения центральных исполнительных органов в отраслевых подсистемах в пределах своей компетенции;

      территориальные и подведомственные подразделения уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;

      дежурно – диспетчерские службы организаций;

      силы и средства территориальных служб наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

      9. К объектовому уровню ГСГЗ относятся: организации, дежурно-диспетчерские службы организаций (при наличии), силы и средства гражданской защиты на данной территории.

      10. Руководство ГСГЗ осуществляют в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона.

      11. В целях выработки предложений по формированию и проведению единой государственной политики в сфере гражданской защиты создаются консультативно-совещательные органы, в том числе:

      1) на республиканском уровне – межведомственная государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

      2) на территориальном уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

      3) эвакуационные комиссии – в центральных и местных исполнительных органах, в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

      12. Руководители органов управлений гражданской защиты осуществляют управление и контроль за функционированием подсистем и звеньев ГСГЗ.

      Размещение органов управления гражданской защиты осуществляется в пунктах управления, которые поддерживаются в постоянной готовности к использованию.

      13. Службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера состоят из:

      1) подразделений командных центров, в том числе республиканской сети сейсмологических наблюдений, а также служб мониторинга селей, оползней и лавин уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;

      2) республиканских, областных, городских и районных служб гражданской защиты, а также дежурно-диспетчерских служб местных исполнительных органов;

      3) дежурно-диспетчерских служб опасных производственных объектов;

      4) служб наблюдения и государственного контроля и надзора за радиационной и ядерной безопасностью уполномоченного органа в области использования атомной энергии;

      5) служб контроля и надзора за ведением нефтяных операций на море уполномоченного органа в области промышленной безопасности;

      6) служб, осуществляющих контроль за безопасной эксплуатацией транспорта (железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного транспорта, торгового мореплавания, в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации) уполномоченного органа в сфере транспорта;

      7) служб осуществляющие архитектурно-строительный контроль и надзор уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства;

      8) служб санитарно-эпидемиологического контроля уполномоченного органа в сфере здравоохранения;

      9) служб ветеринарии, фитосанитарии, карантина животных и растений уполномоченного органа в области агропромышленного комплекса и земельных ресурсов;

      10) служб мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, в том числе в области гидрометеорологии и загрязнению природной среды, а также мониторинга лесных и степных пожаров уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.

      14. Силы и средства гражданской защиты, привлекаемые на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, состоят из:

      воинских частей гражданской обороны, в том числе авиация уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;

      аварийно-спасательных служб и формирований гражданской защиты (территориальные, объектовые);

      подразделений государственной и негосударственной противопожарной службы;

      сил и средств привлекаемых от органов внутренних дел, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований;

      служб гражданской защиты;

      служб наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      Силы и средства отраслевых подсистем привлекаются в соответствии с планом действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций глобального и регионального масштаба, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 486.

Глава 3. Порядок организации деятельности ГСГЗ

      15. Деятельность ГСГЗ включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по гражданской защите в мирное и военное время.

      В зависимости от обстановки различают три режима функционирования системы: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.

      B зависимости от обстановки допускается одновременное функционирование подсистемы и звеньев ГСГЗ в различных режимах:

      1) режим повседневной деятельности – порядок функционирования ГСГЗ, ее территориальных и отраслевых подсистем на подведомственной территории, характеризующейся отсутствием угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

      В режиме повседневной деятельности органами управления гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:

      прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

      сбор, обработка и обмен информацией о защите населения, объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций;

      разработка планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

      разработка и реализация мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

      планирование действий органов управления и сил гражданской защиты, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

      подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

      пропаганда знаний в сфере гражданской защиты;

      создание, размещение, хранение и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

      проведение в пределах своих полномочий государственного контроля и надзора в сфере гражданской защиты.

      2) режим повышенной готовности – порядок функционирования ГСГЗ, ее отдельных подсистем, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

      В режиме повышенной готовности органами управления гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:

      прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

      корректировка планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

      введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил гражданской защиты в пунктах управления;

      сбор, обработка и передача органам управления и силам гражданской защиты данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование государственных органов и населения о способах защиты от них;

      принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях;

      восполнение необходимых резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

      проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

      3) режим чрезвычайной ситуации – порядок функционирования ГСГЗ, ее отдельных подсистем, вводимый при возникновении чрезвычайной ситуации и ее ликвидации.

      В режиме чрезвычайной ситуации органами управления гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:

      введение в действие (реализация, исполнение) планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их корректировка;

      прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

      оповещение руководителей центральных и местных исполнительных органов, организаций, а также населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и их последствий;

      организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, всестороннему обеспечению действий сил и средств гражданской защиты, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан, привлечение сил и средств органов внутренних дел и Национальной гвардии, других войск и воинских формирований, общественных объединений и населения, применение Вооруженных Сил Республики Казахстан для ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

      сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и ходе проведения работ по ее ликвидации;

      организация и поддержание взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

      проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

      Решения о введении того или иного режима функционирования ГСГЗ, ее подсистем и звеньев принимают руководство уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, руководящие органы ГСГЗ различного уровня по согласованию с территориальными подразделениями (департаментами областей (городов республиканского значения, столицы), управлениями городов областного значения, районными отделами по чрезвычайным ситуациям уполномоченного органа в сфере гражданской защиты) с учетом конкретной обстановки.

Параграф 1. Подготовка и обучение в системе ГСГЗ

      16. В целях совершенствования организации ГСГЗ, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в ее подсистемах и звеньях учения и тренировки.

      Вид учений и тренировок, их сроки, масштабы определяются в соответствии с Правилами информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан № 494 от 02 июля 2020 года (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 20990) и утверждаются соответствующими первыми руководителями - начальниками гражданской обороны.

      17. Обучение руководящего состава и специалистов органов управления гражданской защиты, населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях, а также их подготовка и переподготовка осуществляется в соответствии со статьей 46 Закона.

      Обучение и проверка знаний (экзамены) специалистов, работников опасных производственных объектов, а также аттестованных, проектных организаций, привлекаемых для работы на опасных производственных объектах, производятся в учебном центре опасного производственного объекта или учебной организации при наличии у них аттестата, предоставляющего право на подготовку, переподготовку специалистов, работников в области промышленной безопасности, выданного в порядке, установленном статьями 72, 79 Закона.

      18. Выполнение мероприятий государственных программ, направленных на обеспечении безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и обеспечения устойчивости функционирования объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях, осуществляется соответствующими центральными и местными исполнительными органами в целях координации финансовой, кредитно-инвестиционной политики для предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения их дестабилизирующего воздействия, а также в целях подготовки к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Параграф 2. Оповещение населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время

      19. Порядок оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время осуществляется в соответствии со статьей 5 Закона и Правил организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время, утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 945 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10151).

Параграф 3. Организация ликвидации чрезвычайных ситуаций

      20. Непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенный в соответствии со статьей 50 Закона.

      21. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами территориальной, отраслевой и объектовой подсистемы ГСГЗ, на территории и объектах, на которых они возникли.

      22. Привлечение сил и средств органов внутренних дел, других войск и воинских формирований, общественных объединений и населения, применение Вооруженных Сил Республики Казахстан для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со статьей 52 Закона и планами действия (взаимодействия) по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.