В соответствии с подпунктом 70-1) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года "О гражданской защите" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и деятельности государственной системы гражданской защиты.
2. Комитету по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Петров В.В.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа, его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әдiлет";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан Божко В.К.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | К. Касымов |
Согласован
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
_________________ А. Мамытбеков
2 марта 2015 года
Согласован
Министр здравоохранения и социального развития
Республики Казахстан
_________________ Т. Дуйсенова
1 апреля 2015 года
Согласован
Министр финансов
Республики Казахстан
_________________ Б. Султанов
7 апреля 2015 года
Согласован
Министр иностранных дел
Республики Казахстан
_________________ Е. Идрисов
8 апреля 2015 года
Согласован
Министр энергетики
Республики Казахстан
_________________ В. Школьник
16 марта 2015 года
Согласован
Министр образования и науки
Республики Казахстан
_________________ А. Саринжипов
18 марта 2015 года
Согласован
Министр по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
_________________ А. Исекешев
20 апреля 2015 года
Согласован
Министр обороны
Республики Казахстан
_______________ И. Тасмагамбетов
26 марта 2015 года
Согласован
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
_________________ Е. Досаев
12 марта 2015 года
Утверждены приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 149 |
Правила организации и деятельности государственной системы гражданской защиты
Сноска. Правила - в редакции приказа и.о. Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 26.12.2024 № 509 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации и деятельности государственной системы гражданской защиты (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 70-1 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите" (далее - Закон) и определяют основные задачи, структуру и порядок организации деятельности государственной системы гражданской защиты в Республике Казахстан.
2. Государственная система гражданской защиты (далее – ГСГЗ) – совокупность органов управления, сил и средств гражданской защиты, предназначенных для реализации общегосударственного комплекса мероприятий по защите населения, объектов и территории Республики Казахстан от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций социального характера, межнациональных конфликтов, религиозного экстремизма и терроризма в компетенцию ГСГЗ не входят.
3. Основные задачи ГСГЗ определены пунктом 1 статьи 3 Закона.
Глава 2. Структура ГСГЗ
4. ГСГЗ включает в себя территориальные и отраслевые подсистемы и имеет три уровня: республиканский, территориальный и объектовый.
5. Территориальные подсистемы ГСГЗ соответствуют принятому административно-территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для организации и ведения мероприятий гражданской защиты на подведомственной территории и включает:
органы управления гражданской защиты;
пункты управления, дежурно – диспетчерские службы;
консультативно-совещательные органы – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
силы и средства гражданской защиты;
эвакуационные и эвакоприемные комиссии;
системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
6. Отраслевые подсистемы ГСГЗ создаются центральными исполнительными органами для организации работы по выполнению мероприятий гражданской защиты в пределах своей компетенции. Отраслевая подсистема, ее звенья исходя из структуры включают в себя:
органы управления гражданской защиты;
пункты управления;
силы и средства гражданской защиты;
системы связи, оповещения и информационного обеспечения;
дежурно-диспетчерские службы;
службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
7. К республиканскому уровню ГСГЗ относятся:
Правительство Республики Казахстан;
уполномоченный орган в сфере гражданской защиты;
центральные исполнительные органы в пределах компетенции;
дежурно-диспетчерские службы центральных государственных органов;
службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
республиканские службы гражданской защиты.
8. К территориальному уровню ГСГЗ относятся:
местные исполнительные органы;
территориальные подразделения центральных исполнительных органов в отраслевых подсистемах в пределах своей компетенции;
территориальные и подведомственные подразделения уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
дежурно – диспетчерские службы организаций;
силы и средства территориальных служб наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
9. К объектовому уровню ГСГЗ относятся: организации, дежурно-диспетчерские службы организаций (при наличии), силы и средства гражданской защиты на данной территории.
10. Руководство ГСГЗ осуществляют в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона.
11. В целях выработки предложений по формированию и проведению единой государственной политики в сфере гражданской защиты создаются консультативно-совещательные органы, в том числе:
1) на республиканском уровне – межведомственная государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2) на территориальном уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) эвакуационные комиссии – в центральных и местных исполнительных органах, в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
12. Руководители органов управлений гражданской защиты осуществляют управление и контроль за функционированием подсистем и звеньев ГСГЗ.
Размещение органов управления гражданской защиты осуществляется в пунктах управления, которые поддерживаются в постоянной готовности к использованию.
13. Службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера состоят из:
1) подразделений командных центров, в том числе республиканской сети сейсмологических наблюдений, а также служб мониторинга селей, оползней и лавин уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
2) республиканских, областных, городских и районных служб гражданской защиты, а также дежурно-диспетчерских служб местных исполнительных органов;
3) дежурно-диспетчерских служб опасных производственных объектов;
4) служб наблюдения и государственного контроля и надзора за радиационной и ядерной безопасностью уполномоченного органа в области использования атомной энергии;
5) служб контроля и надзора за ведением нефтяных операций на море уполномоченного органа в области промышленной безопасности;
6) служб, осуществляющих контроль за безопасной эксплуатацией транспорта (железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного транспорта, торгового мореплавания, в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации) уполномоченного органа в сфере транспорта;
7) служб осуществляющие архитектурно-строительный контроль и надзор уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства;
8) служб санитарно-эпидемиологического контроля уполномоченного органа в сфере здравоохранения;
9) служб ветеринарии, фитосанитарии, карантина животных и растений уполномоченного органа в области агропромышленного комплекса и земельных ресурсов;
10) служб мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, в том числе в области гидрометеорологии и загрязнению природной среды, а также мониторинга лесных и степных пожаров уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
14. Силы и средства гражданской защиты, привлекаемые на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, состоят из:
воинских частей гражданской обороны, в том числе авиация уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
аварийно-спасательных служб и формирований гражданской защиты (территориальные, объектовые);
подразделений государственной и негосударственной противопожарной службы;
сил и средств привлекаемых от органов внутренних дел, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований;
служб гражданской защиты;
служб наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Силы и средства отраслевых подсистем привлекаются в соответствии с планом действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций глобального и регионального масштаба, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 486.
Глава 3. Порядок организации деятельности ГСГЗ
15. Деятельность ГСГЗ включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по гражданской защите в мирное и военное время.
В зависимости от обстановки различают три режима функционирования системы: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
B зависимости от обстановки допускается одновременное функционирование подсистемы и звеньев ГСГЗ в различных режимах:
1) режим повседневной деятельности – порядок функционирования ГСГЗ, ее территориальных и отраслевых подсистем на подведомственной территории, характеризующейся отсутствием угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.
В режиме повседневной деятельности органами управления гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:
прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и обмен информацией о защите населения, объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
планирование действий органов управления и сил гражданской защиты, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
пропаганда знаний в сфере гражданской защиты;
создание, размещение, хранение и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение в пределах своих полномочий государственного контроля и надзора в сфере гражданской защиты.
2) режим повышенной готовности – порядок функционирования ГСГЗ, ее отдельных подсистем, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
В режиме повышенной готовности органами управления гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:
прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
корректировка планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил гражданской защиты в пунктах управления;
сбор, обработка и передача органам управления и силам гражданской защиты данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование государственных органов и населения о способах защиты от них;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях;
восполнение необходимых резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
3) режим чрезвычайной ситуации – порядок функционирования ГСГЗ, ее отдельных подсистем, вводимый при возникновении чрезвычайной ситуации и ее ликвидации.
В режиме чрезвычайной ситуации органами управления гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:
введение в действие (реализация, исполнение) планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их корректировка;
прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
оповещение руководителей центральных и местных исполнительных органов, организаций, а также населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и их последствий;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, всестороннему обеспечению действий сил и средств гражданской защиты, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан, привлечение сил и средств органов внутренних дел и Национальной гвардии, других войск и воинских формирований, общественных объединений и населения, применение Вооруженных Сил Республики Казахстан для ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
Решения о введении того или иного режима функционирования ГСГЗ, ее подсистем и звеньев принимают руководство уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, руководящие органы ГСГЗ различного уровня по согласованию с территориальными подразделениями (департаментами областей (городов республиканского значения, столицы), управлениями городов областного значения, районными отделами по чрезвычайным ситуациям уполномоченного органа в сфере гражданской защиты) с учетом конкретной обстановки.
Параграф 1. Подготовка и обучение в системе ГСГЗ
16. В целях совершенствования организации ГСГЗ, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в ее подсистемах и звеньях учения и тренировки.
Вид учений и тренировок, их сроки, масштабы определяются в соответствии с Правилами информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан № 494 от 02 июля 2020 года (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 20990) и утверждаются соответствующими первыми руководителями - начальниками гражданской обороны.
17. Обучение руководящего состава и специалистов органов управления гражданской защиты, населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях, а также их подготовка и переподготовка осуществляется в соответствии со статьей 46 Закона.
Обучение и проверка знаний (экзамены) специалистов, работников опасных производственных объектов, а также аттестованных, проектных организаций, привлекаемых для работы на опасных производственных объектах, производятся в учебном центре опасного производственного объекта или учебной организации при наличии у них аттестата, предоставляющего право на подготовку, переподготовку специалистов, работников в области промышленной безопасности, выданного в порядке, установленном статьями 72, 79 Закона.
18. Выполнение мероприятий государственных программ, направленных на обеспечении безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и обеспечения устойчивости функционирования объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях, осуществляется соответствующими центральными и местными исполнительными органами в целях координации финансовой, кредитно-инвестиционной политики для предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения их дестабилизирующего воздействия, а также в целях подготовки к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Параграф 2. Оповещение населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время
19. Порядок оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время осуществляется в соответствии со статьей 5 Закона и Правил организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время, утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 945 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10151).
Параграф 3. Организация ликвидации чрезвычайных ситуаций
20. Непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенный в соответствии со статьей 50 Закона.
21. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами территориальной, отраслевой и объектовой подсистемы ГСГЗ, на территории и объектах, на которых они возникли.
22. Привлечение сил и средств органов внутренних дел, других войск и воинских формирований, общественных объединений и населения, применение Вооруженных Сил Республики Казахстан для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со статьей 52 Закона и планами действия (взаимодействия) по ликвидации чрезвычайных ситуаций.