В соответствии с подпунктом 70-13) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года "О гражданской защите" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты.
2. Признать утратившими силу некоторые приказы Министра внутренних дел Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу.
3. Комитету по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Беккер В.Р.) обеспечить в установленном законодательством порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства внутренних дел Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя министра внутренних дел Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр внутренних дел Республики Казахстан |
Е. Тургумбаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство информации и
общественного развития
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство юстиции
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство образования и науки
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство индустрии и инфраструктурного
развития Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития, инноваций и
аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство экологии, геологии и
природных ресурсов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство торговли и интеграции
Республики Казахстан
Утверждены приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 июля 2020 года № 494 |
Правила информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты
Сноска. Правила в редакции приказа и.о. Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 05.09.2024 № 348 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 70-13) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите" (далее – Закон) и определяют порядок информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты.
2. Информирование, пропаганда знаний, обучение населения и специалистов в сфере гражданской защиты проводятся в целях усвоения знаний и умений по организации и выполнению мероприятий гражданской защиты, навыков действий в чрезвычайных ситуациях, ведения аварийно-спасательных и неотложных работ, знания основных приемов и способов самоспасения и взаимопомощи, максимального снижения возможных потерь среди населения и материального ущерба.
3. При обучении населения и специалистов в сфере гражданской защиты комплексно используются теоретические и практические формы обучения, такие как лекция, семинар, классно-групповое занятие, тренировка и интерактивные занятия.
Глава 2. Порядок информирования населения и специалистов в сфере гражданской защиты
4. Уполномоченный орган в сфере гражданской защиты (далее -уполномоченный орган) и его территориальные подразделения обеспечивают информирование населения заблаговременно при наличии прогноза об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, и организует пропаганду знаний в сфере гражданской защиты в соответствии с полномочиями, возложенными на них Законом.
5. Государственные органы, организации и общественные объединения осуществляют информирование в сфере гражданской защиты в соответствии с полномочиями, возложенными на них Законом.
6. Информация о чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, является гласной и открытой и передается населению через систему оповещения гражданской защиты и средства массовой информации.
7. Службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (сейсмологическая служба, системы селевого оповещения, контроля за радиационной безопасностью и другие) в целях предупреждения, при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на территории Республики Казахстан и (или) на приграничной территории сопредельных государств незамедлительно предоставляют необходимую информацию с указанием его характеристик соответствующему территориальному подразделению уполномоченного органа.
8. Информация об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций передается населению через систему оповещения гражданской защиты, по сетям операторов связи и телерадиовещания, в том числе по сетям операторов сотовой связи путем передачи бесплатных текстовых сообщений, а также по средствам оповещения юридических лиц, предоставляющих услуги населению, в местах его массового пребывания и общественном транспорте.
9. Руководители опасных производственных объектов незамедлительно оповещают население попадающего в расчетную зону распространения чрезвычайной ситуации при угрозе или возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера путем приведения в действие локальных систем оповещения.
10. Центральные и местные исполнительные органы информируют население о принятых ими мерах в сфере гражданской защиты в соответствии со статьей 47 Закона.
Глава 3. Порядок пропаганды знаний в сфере гражданской защиты
11. Пропаганда знаний в сфере гражданской защиты осуществляется уполномоченным органом, его территориальными подразделениями, а также государственными органами, организациями и общественными объединениями.
12. Территориальные подразделения уполномоченного органа совместно с местными исполнительными органами осуществляют пропаганду знаний в сфере гражданской защиты в соответствии с планом пропаганды.
13. План пропаганды знаний в сфере гражданской защиты разрабатывается территориальным подразделением уполномоченного органа до 25 декабря ежегодно и утверждается местными исполнительными органами, по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
14. Пропаганда знаний в сфере гражданской защиты включают:
организацию пропаганды населения через средства массовой информации, в том числе путем создания на республиканских и областных (городских) телеканалах специальных программ, о порядке действий при чрезвычайных ситуациях;
организацию регулярных публикаций в печати, на интернет-ресурсах, в социальных сетях, передач по сетям телерадиовещания, пропагандирующих знания в сфере гражданской защиты, правила безопасности в быту и на производстве.
15. Пропаганда знаний в сфере гражданской защиты осуществляется также при обучении населения в сфере гражданской защиты в соответствии настоящими Правилами.
Глава 4. Обучение населения и специалистов в сфере гражданской защиты
Параграф 1. Порядок обучения в организациях и учебных заведениях уполномоченного органа
16. Обучение должностных лиц центральных и местных исполнительных органов в учебных заведениях уполномоченного органа проводится в соответствии с Планом подготовки и переподготовки руководящего состава и специалистов центральных и местных исполнительных органов в сфере гражданской защиты.
17. План подготовки и переподготовки руководящего состава и специалистов центральных и местных исполнительных органов в сфере гражданской защиты разрабатывается уполномоченным органом на основании заявок центральных и местных исполнительных органов и утверждается уполномоченным органом в сфере гражданской защиты.
18. Перечень должностных лиц, подлежащих обучению в организациях и учебных заведениях уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и периодичности обучения определены согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
19. Для лиц, вновь назначенных на должность, которые осуществляют организацию и ведение мероприятий гражданской обороны, обучение в сфере гражданской защиты осуществляется в течение первых шести месяцев с момента назначения.
20. Обучение проводится в соответствии с учебной программой подготовки руководителей, специалистов органов управления и сил гражданской защиты, обучение населения способам защиты и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, утвержденный приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 20 мая 2014 года № 235 "Об утверждении учебной программы подготовки руководителей, специалистов органов управления и сил гражданской защиты, обучения населения способам защиты и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов или вследствие этих конфликтов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9509), (далее – Учебная программа).
21. При проведении обучения с использованием материалов с секретными сведениями необходимо строго соблюдать требования нормативных правовых актов по защите государственных секретов Республики Казахстан.
22. По окончании обучения проводится итоговое тестирование. Содержание итоговых тестов утверждается руководителями организаций и учебных заведений уполномоченного органа, осуществляющим обучение.
23. По итогам прохождения обучения, слушателям не допущенным или показавшим неудовлетворительный уровень знаний при сдаче итогового тестирования сертификаты о прохождении подготовки или переподготовки в сфере гражданской защиты не выдаются.
24. Слушателям, прошедшим обучение и сдавшим итоговое тестирование, выдаются сертификаты о прохождении подготовки или переподготовки в сфере гражданской защиты, утвержденный приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 20 октября 2015 года № 857 "Об установлении сертификата единого образца о прохождении подготовки или переподготовки в сфере гражданской защиты" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12292), (далее – сертификат).
Параграф 2. Порядок организации обучения в территориальных подразделениях уполномоченного органа
25. Обучение в территориальных подразделениях уполномоченного органа проводится в соответствии с Планом комплектования категорий групп слушателями для обучения в сфере гражданской защиты по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
26. План комплектования категорий групп слушателями для обучения в сфере гражданской защиты разрабатывается территориальным подразделением уполномоченного органа и утверждается местным исполнительным органом.
27. Перечень слушателей, подлежащих обучению в территориальных подразделениях уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и периодичности обучения определены согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
28. Для лиц, вновь назначенных на должность, которые осуществляют организацию и ведение мероприятий гражданской обороны, обучение в сфере гражданской защиты осуществляется в течение первых шести месяцев с момента назначения.
29. Учебные группы для проведения обучения комплектуются преимущественно из лиц одной или схожих по своим функциональным обязанностям категорий обучаемых.
30. Продолжительность обучения определяется в соответствии с Учебной программой.
31. За неделю до начала обучающего процесса руководителем территориального подразделения уполномоченного органа, осуществляющего обучение утверждается расписание проведения занятий по гражданской защите по форме, согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
32. При организации занятий по обучению руководителям занятий необходимо предусмотреть максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.
33. Руководители занятий принимают меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливают необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, средствами индивидуальной защиты и приборами на занятиях, своевременно доводить эти требования до слушателей.
34. При проведении обучения с использованием материалов с секретными сведениями необходимо строго соблюдать требования нормативных правовых актов по защите государственных секретов Республики Казахстан.
35. Руководители занятий ведут учет проведения занятий и присутствия на них слушателей в журналах учета обучения слушателей в сфере гражданской защиты и выдачи сертификатов по форме, согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
36. Журналы учета обучения слушателей в сфере гражданской защиты и выдачи сертификатов хранятся в территориальных подразделениях уполномоченного органа в сфере гражданской защиты.
37. По окончанию обучения проводится итоговое тестирование.
38. По итогам прохождения обучения, слушателям не допущенным или показавшим неудовлетворительный уровень знаний при сдаче итогового тестирования сертификаты не выдаются.
39. Слушателям, прошедшим обучение и сдавшим итоговое тестирование, выдаются сертификаты о прохождении обучения.
Параграф 3. Порядок прохождения обучения работников организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне по месту работы
40. Обучение работников организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне, планируется и проводится ежегодно в соответствии с Учебной программой, утвержденной уполномоченным органом в сфере гражданской защиты.
41. Работники организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне, проходят подготовку по месту работы в пределах рабочего времени.
42. По решению руководителей, работники организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне, могут проходить подготовку в организациях и учебных учреждениях уполномоченного органа и других специализированных учебных центрах на договорной основе.
43. Для реализации обучения работников организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне, в зависимости от численности сотрудников, в организациях необходимо иметь:
с численностью работников до 100 человек – комплект средств для проведения занятий по гражданской защите, один уголок по гражданской защите;
комплект средств для проведения занятий по гражданской защите включает в себя: плакаты, схемы и слайды по темам занятий;
уголок по гражданской защите – информационно-справочный стенд с материалами для пропаганды знаний и информирования работников организаций по вопросам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах;
с численностью работников свыше 100 человек – многопрофильный кабинет или по одному уголку гражданской защиты в каждом административном и производственном здании.
44. В состав многопрофильного учебного кабинета входят: рабочее место преподавателя, доска, проектор, рабочие места обучаемых и средства обеспечения учебного процесса, в том числе нормативные правовые документы в сфере гражданской защите, учебная литература.
45. В организациях, отнесенных к категории по гражданской обороне, с численностью работников свыше 1000 человек – допускается проведение обучения работников организации посредством онлайн курсов с последующим тестированием и выдачей справок о прохождении обучения в сфере гражданской защиты.
46. Списки учебных групп, руководителей занятий и расписание проведения занятий утверждаются руководителем организации.
47. Обучение работников организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне, проводят руководители групп занятий по гражданской защите, которые прошли обучение в территориальных подразделениях уполномоченного органа или в организациях и учебных заведениях уполномоченного органа в соответствии с установленными сроками и имеющие соответствующие сертификаты.
48. Занятия проводятся в рабочее время в объеме в соответствии с Учебной программой.
49. Проведение занятий в соответствии с расписанием и присутствие на них обучающихся осуществляются руководителем занятий в журнале учета проведенных занятий, по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам, которые ведутся на каждую учебную группу.
50. Журналы учета проведенных занятий хранятся в организациях в течение года после завершения обучения.
51. По окончании обучения проводится итоговое тестирование. Содержание итоговых тестов утверждается руководителем организации, осуществляющим обучение. Допускается проведение обучения и тестирования работников организации в интерактивном виде с использованием соответствующих компьютерных программ.
52. По итогам прохождения обучения, слушателям не допущенным или показавшим неудовлетворительный уровень знаний при сдаче итогового тестирования справки не выдаются.
53. Слушателям, прошедшим обучение и сдавшим итоговое тестирование, выдается справка о прохождении обучения в сфере гражданской защиты по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам.
Параграф 4. Порядок прохождения обучения личного состава формирований гражданской защиты по месту работы
54. Обучение личного состава формирований гражданской защиты организаций, отнесенных и не отнесенных к категории по гражданской обороне, планируется и проводится ежегодно по месту работы, в соответствии с Учебной программой.
55. По решению руководителя организации командиры и личный состав объектовых формирований гражданской защиты проходят обучение в организациях и учебных учреждениях уполномоченного органа и других специализированных учебных центрах на договорной основе.
56. Обучение личного состава формирований гражданской защиты проводят руководители групп занятий по гражданской защите и командиры формирований гражданской защиты, которые прошли обучение в территориальных подразделениях уполномоченного органа или в организациях и учебных заведениях уполномоченного органа в соответствии с установленными сроками и имеющие соответствующие сертификаты.
57. Теоретический материал изучается в минимальном объеме, для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий обучаемым. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия.
58. Занятия проводятся в рабочее время, в объеме в соответствии с Учебной программой.
59. Проверка индивидуальных знаний личного состава осуществляется в ходе проведения тестирования, а формирования в целом при проведении учений и тренировок, предусмотренных в настоящих Правилах.
60. Проверку знаний личного состава формирований гражданской защиты в обязательном порядке проводит руководитель занятия или командиры формирований гражданской защиты.
61. Практические занятия организуют и проводят командиры формирований гражданской защиты.
62. На учения и тренировки формирования гражданской защиты привлекаются в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов.
63. Руководителю организации создающей формирования гражданской защиты, разрешается исходя из местных условий, с учетом предназначения конкретного формирования гражданской защиты и степени подготовки личного состава уточнять содержание тем Учебной программы и количество часов на их изучение, без уменьшения общего времени на подготовку, а также дополнительно включать темы для совершенствования умений обучаемых, по оказанию первой помощи и повышению психологической устойчивости личного состава формирований гражданской защиты при работе в зоне чрезвычайных ситуаций.
64. Командиры формирований гражданской защиты организуют и проводят практические занятия, а также оценивают качество усвоения учебного материала личным составом в ходе учений и тренировок.
65. Командиры формирований гражданской защиты проводят занятия с личным составом на учебных местах. В ходе занятий контролируют степень усвоения материала и готовность к действиям в составе подразделения.
66. При организации занятий командирам формирований гражданской защиты необходимо предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.
67. В ходе проведения занятий, необходимо уделять постоянное внимание морально-психологической подготовке личного состава, выработке уверенности в надежности и эффективности применения специальной техники, оборудования, снаряжения и инструментов, воспитанию стойкости, готовности выполнять должностные обязанности в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплине.
68. Списки учебных групп, руководителей занятий и расписание проведения занятий по гражданской защите утверждаются руководителем организации.
69. Проведение занятий в соответствии с расписанием, и присутствие на них обучающихся осуществляются руководителем занятий в журнале учета проведенных занятий, по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам, которые ведутся на каждую учебную группу.
70. Журналы учета проведенных занятий хранятся в организациях в течение года, после завершения обучения.
71. Для отработки навыков действий и закрепления полученных знаний личный состав в составе формирования гражданской защиты привлекаются на учения и тренировки, предусмотренных в настоящих Правилах.
72. По окончанию обучения проводится итоговое тестирование. Содержание итоговых тестов утверждается руководителем организации, осуществляющим обучение.
73. По итогам прохождения обучения, слушателям не допущенным или показавшим неудовлетворительный уровень знаний при сдаче итогового тестирования справки не выдаются.
74. Слушателям, прошедшим обучение и сдавшим итоговое тестирование, выдается справка о прохождении обучения в сфере гражданской защите по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам.
Параграф 5. Обучение работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, самозанятого и неработающего населения
75. Обучение работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне самозанятого и неработающего населения осуществляется принятием участия в учениях и тренировках, предусмотренных в настоящих Правилах.
76. Изучение вопросов защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется самостоятельно, прослушиванием радиопередач, просмотром интернет-ресурсов, телепрограмм, изучением памяток, листовок и буклетов, посещением мероприятий, проводимых по тематике предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
77. По запросу организации территориальными подразделениями уполномоченного органа могут организовываться выездные занятия с работниками организаций по определенным тематикам.
78. Работники организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, могут проходить подготовку в организациях и учебных учреждениях уполномоченного органа и других специализированных учебных центрах на договорной основе.
Глава 5. Порядок организации учений и тренировок в сфере гражданской защиты
79. Для отработки навыков действий и закрепления полученных знаний население и специалисты в сфере гражданской защиты привлекаются на учения, тренировки и занятия в соответствии с видами учений, тренировок и занятий в сфере гражданской защиты согласно приложению 9 к настоящим Правилам.
80. План проведения учений и тренировок в сфере гражданской защиты на территориальном уровне разрабатываются территориальным подразделением уполномоченного органа, и утверждается местным исполнительным органом по форме, согласно приложению 10 к настоящим Правилам.
81. Исполнителям, ответственным за проведение учений и тренировок в сфере гражданской защиты на территориальном уровне и в организациях необходимо представлять в территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере гражданской защиты информацию об их проведении с приложением копий организационных документов в течении пяти дней после окончания.
82. Организационные документы по учениям и тренировкам разрабатываются на:
республиканском уровне – уполномоченным органом в сфере гражданской защиты и утверждаются уполномоченным органом в сфере гражданской защиты;
территориальном уровне – территориальным подразделением уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и утверждается начальником гражданской обороны или его заместителем соответствующих административно-территориальных единиц;
объектовом уровне – руководителями организаций по согласованию с территориальными подразделениями уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и утверждается начальником гражданской обороны организации.
83. Все виды учений и тренировок проводятся в целях:
достижения высокой слаженности в работе органов управления, руководящего состава, формирований, рабочих и служащих организаций по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, восстановлению их жизнедеятельности и ведению гражданской обороны;
совершенствования приемов и способов защиты людей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
проверки реальности планов действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и планов гражданской обороны, готовности сил и средств к решению задач;
изучения приемов и способов проведения аварийно-спасательных и неотложных работ, повышения эффективности применения формирований и техники.
Параграф 1. Комплексные учения
84. Комплексные учения являются одной из форм подготовки руководящего состава, органов управления, формирований гражданской защиты, рабочих и служащих, населения, проживающего вблизи организаций.
85. Комплексные учения дают возможность практически отработать весь комплекс мероприятий, связанных с угрозой возникновения и ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а также мероприятий гражданской обороны, с учетом специфики производства, особенностей территориального размещения, сезонности работ и других факторов, присущих данной территории (организации).
86. Комплексные учения проводятся 1 раз в 3 года:
в городах и районах областей (в городах и районах областей, отнесенных к группам по гражданской обороне 1 раз в 2 года);
во всех организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
на объектах, производящих или использующих в производстве пожаро-, взрывоопасные, сильнодействующие ядовитые вещества, радиационно и биологически опасные вещества;
в медицинских, лечебно-оздоровительных учреждениях вместимостью 600 и более больничных коек.
87. На комплексные учения территориального уровня привлекаются все территориальные органы управления, службы и командиры формирований гражданской защиты территориальных подсистем государственной системы гражданской защиты, объектовые формирования гражданской защиты, полностью укомплектованные личным составом, техникой, приборами и имуществом, а также рабочие и служащие, не входящие в состав формирований.
88. На комплексные учения объектового уровня привлекаются объектовые службы и формирования гражданской защиты, укомплектованные личным составом, техникой, средствами и имуществом, а также рабочие и служащие, не входящие в формирования.
89. На основании решения начальника гражданской обороны соответствующего уровня на комплексные учения может привлекаться население соответствующей территории.
90. Для подготовки и проведения комплексного учения территориального уровня назначаются: руководитель учения, его заместители и помощники, а также создается штаб руководства учения.
91. Для подготовки и проведения комплексного учения объектового уровня назначаются руководитель учения, ответственные за оснащение формирований гражданской защиты и технику безопасности.
92. Для проведения комплексных учений территориального уровня разрабатываются следующие организационные документы:
распоряжение акима области (города) – начальника гражданской обороны;
календарный план подготовки комплексного учения;
план проведения комплексного учения;
замысел учения;
план по видам обеспечения.
93. Для проведения комплексного учения объектового уровня разрабатываются следующие организационные документы:
приказ руководителя организации – начальника гражданской обороны;
календарный план подготовки комплексного учения (объектовой тренировки) по форме, согласно приложению 11 к настоящим Правилам;
план проведения комплексного учения по форме, согласно приложению 12 к настоящим Правилам;
замысел проведения комплексного учения по форме, согласно приложению 13 к настоящим Правилам;
план по видам обеспечения по форме, согласно приложению 14 к настоящим Правилам.
94. По завершению комплексного учения составляется отчет с выводами о качестве проведенных мероприятиях и готовности подсистем государственной системы гражданской защиты (в произвольной форме).
Параграф 2. Командно-штабные учения
95. Командно-штабные учения областей, городов и сельских районов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне являются одной из основных форм совместной подготовки начальников гражданской обороны, начальников служб гражданской защиты и командиров формирований гражданской защиты к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выполнение мероприятий по гражданской обороне.
96. На командно-штабные учения привлекаются органы управления территориальных подсистем государственной системы гражданской защиты.
97. Командно-штабные учения проводятся ежегодно. Разрешается проводить командно-штабные учения в рамках республиканских командно-штабных учений "Көктем", "Қыс", "Жер" и "Өрт".
98. Командно-штабные учения проводятся по комплексным темам, обеспечивающим отработку органами управления территориальных подсистем государственной системы гражданской защиты, службами и формированиями гражданской защиты всех мероприятий, предусмотренных планами действий ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планами гражданской обороны.
99. Для отработки учебных вопросов на командно-штабных учениях создается сложная обстановка, максимально приближенная к условиям чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, в зависимости от темы командно-штабных учений. Усложнение обстановки в ходе командно-штабных учений осуществляется путем объявления или вручения вводных, содержащих о дате, времени, месте и возможных событиях (происшествиях, аварийных ситуациях).
100. При этом вся работа основана на подготовку участников учений правильно оформлять распорядительную и отчетную документацию (приказы на выполнение задач, донесения).
101. Для подготовки и проведения командно-штабных учений назначаются руководитель учения, его заместители, а также создается штаб руководства учения.
102. Для проведения командно-штабных учений разрабатываются следующие организационные документы:
распоряжение акима области (города, района) – начальника гражданской обороны;
календарный план подготовки командно-штабного учения по форме, согласно приложению 15 к настоящим Правилам;
план проведения командно-штабного учения по форме, согласно приложению 16 к настоящим Правилам;
замысел проведения командно-штабного учения по форме, согласно приложению 17 к настоящим Правилам;
план по видам обеспечения по форме, согласно приложению 18 к настоящим Правилам.
103. По завершению командно-штабного учения составляется отчет с выводами о качестве проведенных мероприятиях и готовности подсистем государственной системы гражданской защиты (в произвольной форме).
Параграф 3. Тактико-специальные учения
104. Тактико-специальные учения являются основной и наиболее эффективной формой подготовки формирований гражданской защиты для выполнения задач по предназначению в мирное и военное время.
105. Тактико-специальные учения проводятся ежегодно:
территориального уровня – с территориальными формированиями гражданской защиты, отряды экстренного реагирования;
объектового уровня – с объектовыми формированиями гражданской защиты.
106. На тактико-специальных учениях создается обстановка, характерная для данного региона (области, города, объекта), требующая от руководства принятия своевременных и обоснованных решений на проведение аварийно-спасательных и неотложных работ, умелых действий формирований в различных условиях:
на территориальном уровне – характерная для региона в целом;
на объектовом уровне – характерная для конкретного объекта, производства, территории на котором расположен объект.
107. Руководителем тактико-специальных учений с территориальными и объектовыми формированиями гражданской защиты назначается соответствующий начальник гражданской обороны или командир формирования гражданской защиты, а с формированиями служб гражданской защиты соответствующий начальник службы гражданской защиты, которому непосредственно подчинено формирование гражданской защиты, или командир этого формирования гражданской защиты.
108. Для подготовки и проведения тактико-специального учения на территориальном уровне назначаются руководитель учения, его заместители, а также создается штаб руководства учения.
109. Для подготовки и проведения тактико-специального учения на объектовом уровне назначается руководитель учения, ответственный за проведение мероприятий, запланированных в ходе учения (за инструктаж по технике безопасности, за оснащение необходимым имуществом).
110. Руководителем тактико-специальных учений с формированиями гражданской защиты назначаются на:
территориальном уровне заместитель акима административно-территориальной единицы;
объектовом уровне назначается соответствующий начальник оперативного штаба.
111. Для проведения тактико-специальных учений на территориальном и объектовом уровне разрабатываются следующие организационные документы:
распоряжение акима области (города, района) – начальника гражданской обороны (приказ руководителя организации) о подготовке и проведении тактико-специального учения;
календарный план подготовки тактико-специального учения по форме, согласно приложению 19 к настоящим Правилам;
план проведения тактико-специального учения по форме, согласно приложению 20 к настоящим Правилам;
замысел проведения тактико-специального учения по форме, согласно приложению 21 к настоящим Правилам;
план по видам обеспечения по форме, согласно приложению 22 к настоящим Правилам.
112. По завершению тактико-специального учения составляется отчет с выводами о проведенных мероприятиях (в произвольной форме).
Параграф 4. Тренировки по аварийным ситуациям и инцидентам
113. Тренировки по аварийным ситуациям и инцидентам проводятся с сотрудниками организаций, студентами, обучающимися, педагогами организаций образования, воспитателями, детьми и обслуживающим персоналом в организациях дошкольного воспитания и обучения в расположенных в границах зон возможного радиационного, химического, бактериологического (биологического) загрязнения (заражения).
114. Тренировки по аварийным ситуациям и инцидентам проводятся ежеквартально.
115. Для проведения тренировки по аварийным ситуациям и инцидентам, разрабатываются следующие организационные документы:
приказ руководителя организации – начальника гражданской обороны о подготовке и проведении тренировки по аварийным ситуациям и инцидентам;
план подготовки и проведения тренировки по аварийным ситуациям и инцидентам по форме, согласно приложению 23 к настоящим Правилам;
116. По завершению тренировки по аварийным ситуациям и инцидентам составляется отчет с выводами о проведенных мероприятиях (в произвольной форме).
Параграф 5. Объектовые тренировки
117. Объектовая тренировка по отработке элементов вводных возможной обстановки в случае чрезвычайных ситуаций (далее – объектовая тренировка) это упрощенное по организации, сокращенное по объему выполненных мероприятий и времени проведения комплексных учений.
118. Объектовые тренировки проводятся в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне с численностью, работающих менее 300 человек, в высших и средних специальных учебных заведениях, в медицинских лечебно-оздоровительных учреждениях емкостью менее 600 коек – с периодичностью 1 раз в три года.
119. Для проведения объектовой тренировки разрабатываются следующие организационные документы:
приказ руководителя организации – начальника гражданской обороны о подготовке и проведении объектовой тренировки;
календарный план подготовки объектовой тренировки по форме, согласно приложению 24 к настоящим Правилам;
план проведения объектовой тренировки по форме, согласно приложению 25 к настоящим Правилам.
120. По завершению объектовой тренировки составляется отчет с выводами о проведенных мероприятиях (в произвольной форме).
Параграф 6. Сейсмотренировки
121. Сейсмотренировки проводятся с сотрудниками организаций, студентами, обучающимися, педагогами организаций образования, воспитателями, детьми и обслуживающим персоналом в организациях дошкольного воспитания и обучения, расположенными в сейсмоопасных регионах.
122. Сейсмотренировки проводятся ежеквартально. Разрешается объединять сейсмотренировки с тактико-специальными учениями.
123. Для подготовки и проведения сейсмотренировки назначаются руководитель тренировки, его заместители, а также создается штаб руководства тренировки.
124. Для проведения сейсмотренировки разрабатываются следующие организационные документы:
приказ руководителя организации – начальника гражданской обороны о подготовке и проведении общей сейсмотренировки;
план подготовки и проведения общей сейсмотренировки по форме, согласно приложению 26 к настоящим Правилам.
Параграф 7. Селетренировки
125. Селетренировки проводятся с сотрудниками организаций, студентами, обучающимися и педагогами организаций образования, воспитателями, детьми и обслуживающим персоналом в организациях дошкольного воспитания и обучения, расположенными в селеопасных регионах.
126. При проведении селетренировки, также необходимо рассматривать мероприятия по защите от оползней в оползнеопасных регионах.
127. Селетренировки проводятся один раз в год перед началом селеопасного периода. Разрешается объединять селетренировки с тактико-специальными учениями.
128. Для подготовки и проведения селетренировки назначаются руководитель тренировки, его заместители, а также создается штаб руководства тренировки.
129. Для проведения селетренировки разрабатываются следующие организационные документы:
распоряжение акима города (района) – начальника гражданской обороны;
календарный план подготовки и проведения селетренировки по форме, согласно приложению 27 к настоящим Правилам.
Параграф 8. Эвакуационные тренировки в случае пожара
130. Эвакуационные тренировки в случае пожара проводятся с сотрудниками организаций, студентами, обучающимися и педагогами организаций образования, воспитателями, детьми и обслуживающим персоналом в организациях дошкольного воспитания и обучения.
131. Эвакуационные тренировки в случае пожара проводятся ежеквартально.
132. Разрешается объединять эвакуационные тренировки в случае пожара с сейсмотренировками в сейсмоопасных регионах и с селетренировками в селеопасных регионах.
133. Для подготовки и проведения эвакуационные тренировки в случае пожара назначаются руководитель тренировки, его заместители, а также создается штаб руководства тренировки.
134. Для проведения эвакуационных тренировок в случае пожара разрабатываются следующие организационные документы:
приказ руководителя организации образования – начальника гражданской обороны;
план подготовки и проведения эвакуационной тренировки в случае пожара по форме, согласно приложению 28 к настоящим Правилам.
Параграф 9. Штабные тренировки по переводу гражданской защиты с мирного на военное положение
135. Штабные тренировки по переводу гражданской защиты с мирного на военное положение проводятся с организациями, отнесенные к категориям по гражданской обороне.
136. Штабные тренировки по переводу гражданской защиты с мирного на военное положение проводятся один раз в два года. Разрешается объединять штабные тренировки, проводимые организациями с республиканской штабной тренировкой "Қорғау".
137. Для проведения штабной тренировки по переводу гражданской защиты с мирного на военное положение разрабатываются следующие организационные документы:
приказ руководителя организации – начальника гражданской обороны о подготовке и проведении тренировки;
календарный план подготовки штабной тренировки по форме, согласно приложению 29 к настоящим Правилам;
план проведения штабной тренировки по форме, согласно приложению 30 к настоящим Правилам;
план по видам обеспечения по форме, согласно приложению 31 к настоящим Правилам.
План пропаганды в сфере гражданской защиты
Департамента по чрезвычайным ситуациям _____________ области (города) на 20__г.
№ п/п | Мероприятие | Ответственный исполнитель | Сроки проведения | Форма завершения |
1. Устная пропаганда | ||||
2. Печатная пропаганда | ||||
3. Наглядная пропаганда | ||||
4. Пропаганда в средствах массовой информации | ||||
Приложение 2 к Правилам информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты |
ПЕРЕЧЕНЬ должностных лиц, подлежащих обучению в организациях и учебных заведениях уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и периодичности обучения
№ | Категории обучаемых | Периодичности обучения |
1 | 2 | 3 |
1. | Центральные исполнительные органы: | |
заместители первых руководителей | 1 раз в 5 лет | |
председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их заместители | 1 раз в 3 года | |
председатели эвакуационных комиссий и их заместители | 1 раз в 3 года | |
директора департаментов и их заместители | 1 раз в 5 лет | |
руководители управлений и их заместители | 1 раз в 5 лет | |
руководители отделов и их заместители | 1 раз в 5 лет | |
специалисты структурных подразделений (работники) | 1 раз в 3 года | |
2. | Местные исполнительные и представительные органы: | |
акимы городов, районов, руководители аппаратов акимов | 1 раз в 3 года | |
председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (областей, городов и районов) и их заместители | 1 раз в 3 года | |
председатели эвакуационных (эвакоприемных) комиссий (областей, городов и районов) и их заместители | 1 раз в 3 года | |
руководители управлений и их заместители | 1 раз в 5 лет | |
руководители отделов и их заместители | 1 раз в 5 лет | |
специалисты структурных подразделений (работники) | 1 раз в 3 года | |
начальники служб гражданской защиты (областей, городов и районов) и их заместители | 1 раз в 3 года | |
специалисты служб гражданской защиты (областей, городов и районов) | 1 раз в 3 года | |
руководители подразделений по мобилизационной подготовке, их заместители и специалисты | 1 раз в 3 года | |
руководители и специалисты маслихатов | 1 раз в 3 года | |
3. | Руководители организаций образования и средств массовой информации | 1 раз в 5 лет |
4. | Уполномоченный орган в сфере гражданской защиты: | |
руководители структурных подразделений, ведомств, территориальных органов, подведомственных организаций уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и их заместители | 1 раз в 5 лет | |
специалисты структурных подразделений, ведомств, территориальных органов, подведомственных организаций уполномоченного органа в сфере гражданской защиты | 1 раз в 3 года |
Примечание:
1. Для лиц, вновь назначенных на должность, в должностные инструкции которых входит решение задач в сфере гражданской обороны, повышение квалификации осуществляется в течение первого года работы.
2. Слушателям, прошедшим подготовку (переподготовку), выдаются сертификаты единого образца.
План комплектования категорий групп слушателями для обучения
в сфере гражданской защиты в Департаменте по чрезвычайным ситуациям
______________ области (города) на 20__г.
№ | Наименование категорий обучаемых | Объем подготовки | Дата проведения занятий | Количество слушателей (по городам и районам области) | |||||||||||
Всего | город | город | район | район | район | район | район | район | район | район | |||||
Стационарным методом | Выездным методом | ||||||||||||||
1. | |||||||||||||||
2. |
Начальник Департамента
по чрезвычайным ситуациям
_________ области (города)
____________________ ___________ _______
(звание) (подпись) Ф.И.О. (при его наличии)
Приложение 4 | |
к Правилам информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты |
Перечень слушателей, подлежащих обучению в территориальных подразделениях уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и периодичности обучения
№ | Категорий обучаемых | Периодичности обучения |
1 | 2 | 3 |
1. | Акимы районов в городе, городов районного значения, сел, поселков, сельских округов | 1 раз в 5 лет |
2. | Члены комиссии по чрезвычайным ситуациям городов, районов (городских и сельских) | 1 раз в 3года |
3. |
Работники эвакуационных органов областей, городов | 1 раз в 3года |
4. | Члены городских, районных эвакуационных, эвакоприемных комиссий | 1 раз в 5 лет |
5. | Должностные лица городских, районных и сельских акиматов | 1 раз в 5 лет |
6. | Руководители и работники организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне | 1 раз в 3года |
7. | Руководители организаций, предприятий, учебных заведений и их заместители | 1 раз в 5 лет |
8. | Специалисты (работники) организаций, предприятий и учебных заведений, занимающихся вопросами гражданской обороны | 1 раз в 3года |
9. | Специалисты служб гражданской защиты | 1 раз в 3года |
11. | Командиры формирований гражданской защиты (отрядов, команд, звеньев и постов) | 1 раз в 3 года |
12. | Преподаватели учебных заведений по дисциплинам "Физическая культура", "Начальная военная подготовка" и "Основы безопасности жизнедеятельности" | 1 раз в 2 года |
13. | Заведующие и воспитатели дошкольных учреждений | 1 раз в 3 года |
14. | Классные руководители начальных классов общеобразовательных школ всех типов | 1 раз в 5 лет |
15. | Руководители групп занятий с рабочими и служащими, не входящими в формирования гражданской защиты | 1 раз в 3 года |
16. | Работники оздоровительных лагерей труда и отдыха | ежегодно |
17. | Руководители и координаторы волонтерских организаций (групп) | 1 раз в 2 года |
18. | Руководители опасных производственных объектов | 1 раз в 3 года |
19. | Специалисты опасных производственных объектов | 1 раз в 3 года |
20. | Работник медико-социальных учреждений, оказывающих услуги лицам с инвалидностью | 1 раз в 3 года |
Примечание:
1. Для лиц, вновь назначенных на должность, в должностные инструкции которых входит решение задач в сфере гражданской обороны, повышение квалификации осуществляется в течение первого года работы.
2. Слушателям, прошедшим подготовку (переподготовку), выдаются сертификаты единого образца.
Расписание проведения занятий по гражданской защите с __________________
(категория обучаемых)
Дата | Время | Наименование тем | Вид занятия | Место проведения | Ф.И.О (при его наличии) преподавателя | Отметка о проведении занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Приложение 6 к Правилам информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты |
|
Форма |
Департамент по чрезвычайным ситуациям _________________________
Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан Журнал учета обучения слушателей в сфере гражданской защиты и выдачи сертификатов №___
Начало: "__" ____________ 20__ г. Конец: "__" ____________ 20__ г. Количество листов: ___________ Срок хранения: ______________ |
№ п/п | Ф.И.О. | Город, район | Место работы | Должность | Период обучения | № сертификата | Дата выдачи | Подпись в получении сертификата | Примечание | ||||
пн | вт | ср | чт | пт | |||||||||
Приложение 7 к Правилам информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты |
|
Форма |
_________________________________________
(наименование организации)
"УТВЕРЖДАЮ" Руководитель _________________________ (наименование организации) _________________________ Ф.И.О (при его наличии) _________________________ (подпись) "__" _________ 20__г. |
ЖУРНАЛ
учета проведенных занятий на 20__г.
___________________________________
(номер, наименование группы)
Руководитель группы ______________ _________ ________________
(должность) (подпись) Ф.И.О.(при его наличии)
№ |
Ф.И.О. | Дата и номера тем | Наименование темы | Количество часов | Дата посещаемости | Подпись руководителя занятия | ||||
Приложение 8 к Правилам информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты |
|
Форма |
СПРАВКА
о прохождении обучения в сфере гражданской защиты
Выдана ____________________________________________________________
Ф.И.О (при его наличии) наименование организации, должность)
о том, что прошел курс подготовки (переподготовки) в количестве _____ часов.
Руководитель ______________________
М/П
____________________________________________________________
Ф.И.О. (при его наличии) наименование организации) (подпись, дата)
Приложение 9 к Правилам информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты |
Виды учений, тренировок и занятий в сфере гражданской защиты
№ п/п | Мероприятие, тема | Состав обучаемых | Период проведения | Ответственные исполнители | Примечание |
1. На республиканском уровне | |||||
1. | Республиканская штабная тренировка "Қорғау" по теме: "Перевод системы гражданской защиты Республики Казахстан с мирного на военное положение" | Центральные и местные исполнительные органы, их подведомственные организации; республиканские службы гражданской защиты; организации | Ежегодно | Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – МЧС) | |
2. | Республиканские командно-штабные учения "Көктем" по теме: "Подготовка и ведение спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций при неблагоприятном развитии паводковой обстановки весеннего периода" | Центральные и местные исполнительные органы, их подведомственные организации; республиканские службы гражданской защиты; организации | Ежегодно | МЧС | |
3. | Республиканские командно-штабные учения "Қыс" по теме: "Подготовка и ведение спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций зимнего периода" | Центральные и местные исполнительные органы, их подведомственные организации; республиканские службы гражданской защиты; организации | Ежегодно | МЧС | |
4. | Республиканские командно-штабные учения "Жер" по действиям при ликвидации последствий возможного разрушительного землетрясения в Казахстане | Центральные и местные исполнительные органы, их подведомственные организации; республиканские службы гражданской защиты; организации | 1 раз в 3 года | МЧС | |
5. | Республиканское командно-штабное учение "Зымран" | Центральные и местные исполнительные органы, их подведомственные организации; республиканские службы гражданской защиты; организации | 1 раз в 2 года | МЧС | |
6. | Республиканское командно-штабное учение "Теңіз" | Центральные и местные исполнительные органы, их подведомственные организации; республиканские службы гражданской защиты; организации | 1 раз в 3 года | МЧС | |
7 | Республиканское командно-штабное учение "Өрт" | Центральные и местные исполнительные органы, их подведомственные организации; республиканские службы гражданской защиты; организации | 1 раз в 3 года | МЧС | |
2. На территориальном уровне | |||||
8. | Комплексные учения (в областях, городах и сельских районах) по тематике, определяемой начальником гражданской обороны данной территории | Начальник гражданской обороны, члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, службы гражданской защиты, формирования гражданской защиты, организации, эвакуационные органы, население |
1 раз в 3 года |
Местные исполнительные органы областей, городов | |
9. | Командно-штабные учения областей, городов и сельских районов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне | Органы управления территориальных подсистем государственной системы гражданской защиты | Ежегодно | Местные исполнительные органы областей, городов Республиканского значения и столицы | Разрешается проводить в рамках республиканских командно-штабных учений "Көктем", "Қыс", "Жер" и "Өрт" |
10. | Командно–штабные (штабные) тренировки по действиям населения, органов управления, формирований гражданской защиты в случае возникновения землетрясения | Органы управления территориальных подсистем государственной системы гражданской защиты, эвакуационные органы, формирования гражданской защиты | Ежегодно | Местные исполнительные органы сейсмоопасных регионов | Разрешается проводить в рамках республиканского командно-штабного учения "Жер" |
11. | Тактико-специальные учения | Территориальные формирования гражданской защиты, отряды экстренного реагирования | Ежегодно | Местные исполнительные органы областей, городов Республиканского значения и столицы | |
3. В организациях | |||||
12. | Комплексные учения по отработке мероприятий, связанных с угрозой возникновения и ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий гражданской обороны (тема определяется начальником гражданской обороны организации) | Сотрудники организаций | 1 раз в 3 года | Организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне | |
13. | Объектовые тренировки | Сотрудники организаций, Студенты, обучающиеся и педагоги организаций образования, Медицинский персонал | 1 раз в 3 года | Организации не отнесенные к категориям по гражданской обороне, организации образования, медицинские лечебно-профилактические учреждения | |
14. | Штабные тренировки по переводу гражданской защиты с мирного на военное положение | Сотрудники организаций | 1 раз в 2 года | Организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне | |
15. | Тактико-специальные учения по подготовке формирований гражданской защиты для выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороне | Сотрудники организаций | 1 раз в год | Организации, в которых созданы объектовые формирования гражданской защиты | Разрешается проводить в рамках республиканских командно-штабных учений "Көктем", "Қыс", "Жер" и "Өрт" |
16. |
Тренировки: | Сотрудники организаций, студенты, обучающиеся и педагоги организаций образования, воспитатели и дети в организациях дошкольного воспитания и обучения | по пунктам 1, 2 и 5 – ежеквартально по пунктам 3, 4 - один раз в год перед началом селеопасного, паводкоопасного периодов | Организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, организации образования и организации дошкольного воспитания и обучения, расположенные в расчетной зоне распространения чрезвычайной ситуации | Разрешается объединять с тактико-специальными учениями |
17. | Учебные занятия | Руководящий состав организаций, личный состав формирований гражданской защиты | Ежегодно | Организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, а также где имеются территориальные и объектовые формирования гражданской защиты | |
4. Самозанятое и неработающее население | |||||
18. | Посредством привлечения на учения и тренировки. Самостоятельного изучения пособий, памяток, материалов периодической печати, просмотр (прослушивание) теле-, радиопередач и официальных источников интернет ресурсов | Самозанятое и неработающее население | Постоянно | МЧС |
ПЛАН
проведения учений и тренировок в сфере гражданской защиты на территории
_________________ области в 20___г.
1. Комплексные учения
№ п/п | Наименование города, района | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Всего |
1. | город | |||||||||||||
2. | район | |||||||||||||
3. | район |
2. Командно штабные учения
№ п/п | Наименование города, района | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Всего |
1. | город | |||||||||||||
2. | район | |||||||||||||
3. | район |
3. Командно штабные тренировки
№ п/п | Наименование города, района | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Всего |
1. | город | |||||||||||||
2. | район | |||||||||||||
3. | район |
Примечание: для сейсмоопасных регионов
4. Тактико-специальные учения
№ п/п | Наименование города, района | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Всего |
1. | город | |||||||||||||
2. | район | |||||||||||||
3. | район |
5. Комплексные учения в организациях
№ п/п | Наименование города, района | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Всего |
1. | город | |||||||||||||
2. | район | |||||||||||||
3. | район |
6. Объектовые тренировки
№ п/п | Наименование города, района | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Всего |
1. | город | |||||||||||||
2. | район | |||||||||||||
3. | район |
7. Тренировки по аварийным ситуациям и инцидентам
№ п/п | Наименование города, района | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Всего |
1. | город | |||||||||||||
2. | район | |||||||||||||
3. | район |
8. Сейсмотренировки
№ п/п | Наименование города, района | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Всего |
1. | город | |||||||||||||
2. | район | |||||||||||||
3. | район |
Примечание: для сейсмоопасных регионов
9. Селетренировки
№ п/п | Наименование города, района | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Всего |
1. | город | |||||||||||||
2. | район | |||||||||||||
3. | район |
Примечание: для селеопасных регионов
Начальник Департамента
по чрезвычайным ситуациям
_______________________________________
области (города)
______________________ __________ ______
(звание) (подпись) Ф.И.О. (при его наличии)
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
подготовки комплексного учения
___________________________________________________
(наименование организации)
№ п/п | Наименование мероприятий | Срок исполнения | Ответственные исполнители | Отметка о выполнении |
1. Подготовка руководства учения и органов управления:
1) изучение руководящих документов и учебно-методической литературы;
2) проведение комплексного учения;
3) проведение рекогносцировки района;
4) разработка документов по учению.
2. Подготовка формирований:
1) изучение вопросов, подлежащих отработке в ходе учения, тренировки:
с командирами формирований;
с личным составом.
2) изучение инструкции по мерам безопасности и так далее.
3. Подготовка рабочих и служащих, не входящих в формирования:
1) изучение вопросов, подлежащих отработке в ходе учения, тренировки;
2) сдача нормативов;
3) изучение инструкции по мерам безопасности и так далее.
4. Подготовка населения, проживающего вблизи потенциально опасного объекта:
1) отработка вопросов оповещения;
2) теоретическое изучение навыков и умений, подлежащих отработке в ходе учения;
3) изучение инструкции по мерам безопасности и так далее.
5. Мероприятия по (всестороннему обеспечению формирований гражданской защиты) материально-техническому и медицинскому обеспечению и средствами оказания первой медицинской помощи:
1) обеспечение участников учения продуктами питания, водой, предметами первой необходимости;
2) обеспечение горючими и смазочными материалами;
3) обеспечение материально техническим имуществом и организация технического обслуживания техники;
4) обеспечение оснащения личного состава формирований гражданской защиты согласно штатной экипировке участников учения средствами оказания первой медицинской помощи и медикаментами и так далее.
Начальник штаба руководства учением
_______________________________________
(наименование организации)
_______________________ ________________
Ф.И.О.(при его наличии) (подпись)
_________________
ПЛАН
проведения комплексного учения
_____________________________________________________
(наименование организации)
Тема: __________________________________________________________
Учебные цели:
для руководящего состава:
для органов управления:
для командиров и личного состава формирований:
для рабочих и служащих, не входящих в формирования:
для населения, проживающего вблизи потенциально опасного объекта:
Дата: время и общая продолжительность
Состав участников ______________________________________________
Замысел учения ________________________________________________
Этапы учения, учебные вопросы и время на отработку каждого из них:
Ход учения
Время:
Учебные вопросы:
Обстановка с возможным усложнением обстановки на учении
по дополнительным вводным.
Действия руководителя учения.
Действия заместителей и помощников.
Ожидаемые действия от обучаемых.
Первый этап: (название этапа, его содержание, учебная цель, время)
Второй и последующие этапы:
Разбор учения.
Начальник штаба руководства учением
________________________________________
(наименование организации)
______________________ __________________
Ф.И.О.(при его наличии) (подпись)
__________________
Замысел проведения комплексного учения
1. Цель проведения учений;
________________________________________________________________
1) сосредоточения основных усилий на участки аварийно-спасательных
и неотложных работ;
________________________________________________________________
2) последовательность и способы выполнения аварийно-спасательных
и неотложных работ;
________________________________________________________________
3) распределения группировки сил и средств по участкам аварийно-спасательных
и неотложных работ;
________________________________________________________________
2. определения задач всем подразделениям привлеченные для участия в учении
и сроки выполнения;
________________________________________________________________
3. Основные вопросы взаимодействия со службами гражданской защиты
и спасательными формированиями в ходе учения;
________________________________________________________________
4. Всестороннее обеспечение при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
________________________________________________________________
5. Вопросы управления силами и средствами при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ПЛАН по видам обеспечения
Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения | Примечание | |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
подготовки командно-штабного учения
_____________________________________________________
(наименование организации)
Содержание мероприятий | Сроки и время проведения | Исполнители | |
Подготовка исходных данных для планирования учении | |||
Рекогносцировка района учения и другие | |||
Разработка плана проведения | |||
Разработка организационных указаний и другие | |||
Изучение нормативных документов | |||
Методические занятия и другие | |||
Проведение занятий | |||
Изучение норм и правил техники безопасности и другие | |||
Проверка готовности пункта управления, средств связи, оповещения и другие |
Начальник штаба руководства учением
_______________________________________
(наименование организации)
_______________________ ________________
Ф.И.О. (при его наличии) (подпись)
_________________
ПЛАН проведения командно-штабного учения
1. Тема:
______________________________________________________________
2. Учебные цели:
______________________________________________________________
3. Время проведения:
______________________________________________________________
4. Состав участников:
______________________________________________________________
5. Исходная обстановка:
______________________________________________________________
Порядок проведения учения
Учебные вопросы | Обстановка (содержание вводных) | Работа руководителя, заместителей, посредников | Ожидаемые действия обучаемых | ||
Астрономическое | |||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Разбор (место и время)
Начальник штаба руководства учением
________________________________________
(наименование организации)
________________________ _______________
Ф.И.О. (при его наличии) (подпись)
_______________
Замысел проведения командно-штабного учения
1. Цель проведения учений;
________________________________________________________________
1) сосредоточения основных усилий на участки аварийно-спасательных
и неотложных работ;
________________________________________________________________
2) последовательнось и способы выполнения аварийно-спасательных
и неотложных работ;
________________________________________________________________
3) распределения группировки сил и средств по участкам аварийно-спасательных
и неотложных работ;
________________________________________________________________
2. Определения задач всем подразделениям привлеченные для участия в учении
и сроки выполнения;
________________________________________________________________
3. Основные вопросы взаимодействия со службами гражданской защиты
и спасательными формированиями в ходе учения;
________________________________________________________________
4. Всестороннее обеспечение при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
________________________________________________________________
5. Вопросы управления силами и средствами при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ПЛАН по видам обеспечения
Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения | Примечание | |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
подготовки к тактико-специальному учению
с _______________________________________________________
(название формирований)
Начальник штаба руководства учением
______________________________________
(наименование организации)
________________________ ______________
Ф.И.О. (при его наличии) (подпись)
ПЛАН
проведения тактико-специального учения
с _____________________________________________________
(название формирований)
Тема: _________________________________________________________
Учебные цели: _________________________________________________
Время(указывается календарный срок):
Состав обучаемых (указывается перечень привлекаемых формирований):
______________________________________________________________
Материально-техническое обеспечение: ___________________________
Тактическая обстановка: (дается текстуально и, если необходимо,
дополняется схемой): ___________________________________________.
Ход учения
Учебные вопросы | Обстановка (характер вводных) | Действия руководителя | Действия обучаемых | |
Первый этап: Приведение формирований в готовность.
Второй этап: Выдвижение в район аварийно-спасательных и неотложных работ.
Третий этап: Проведение аварийно-спасательных и неотложных работ.
Четвертый этап: Завершение аварийно-спасательных и неотложных работ и вывод
из очага поражения (зоны заражения).
Разбор учения.
Начальник штаба руководства учением
_______________________________________
(наименование организации)
________________________ ______________
Ф.И.О. (при его наличии) (подпись)
Замысел проведения тактико-специального учения
1. Цель проведения учений;
________________________________________________________________
1) сосредоточения основных усилий на участки аварийно-спасательных
и неотложных работ;
________________________________________________________________
2) последовательнось и способы выполнения аварийно-спасательных
и неотложных работ;
________________________________________________________________
3) распределения группировки сил и средств по участкам аварийно-спасательных
и неотложных работ;
________________________________________________________________
2. Определения задач всем подразделениям привлеченные для участия в учении
и сроки выполнения;
________________________________________________________________
3. Основные вопросы взаимодействия со службами гражданской защиты
и спасательными формированиями в ходе учения;
________________________________________________________________
4. Всестороннее обеспечение при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
________________________________________________________________
5. Вопросы управления силами и средствами при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ПЛАН по видам обеспечения
Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения | Примечание | |
ПЛАН проведения тренировки по аварийным ситуациям и инцидентам
1. Тема: ________________________________________________________
2. Учебные цели: ________________________________________________
- для руководящего состава: _______________________________________
- для личного состава формирований: _______________________________
- для рабочих, служащих, студентов и учащихся, не входящих
в формирования: ________________________________________________
- для населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания:
_______________________________________________________________
3. Время проведения: ____________________________________________
4. Состав участников: ____________________________________________
5. Исходная обстановка: __________________________________________
Ход тренировки
Учебные вопросы | Обстановка (характер вводных) | Действия руководителя | Действия обучаемых | |
Разбор тренировки.
Приложение:
1. Перечень и содержание вводных, способы и время их вручения.
2. Схема мест практических действий с нанесенной обстановкой.
Начальник штаба руководства тренировки
_____________________________________
(наименование организации)
________________________ _____________
Ф.И.О. (при его наличии) (подпись)
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
подготовки объектовой тренировки
___________________________________________________
(наименование организации)
Срок исполнения | Ответственные исполнители | Отметка о выполнении | ||
Подготовка руководства тренировки и органов управления | ||||
Подготовка формирований | ||||
Подготовка рабочих и служащих, не входящих в состав формирований | ||||
Подготовка населения, проживающего вблизи потенциально опасного объекта | ||||
Мероприятия по материально-техническому и медицинскому обеспечению |
Начальник штаба руководства тренировки
______________________________________
(наименование организации)
________________________ ______________
Ф.И.О. (при его наличии) (подпись)
________________
ПЛАН
проведения объектовой тренировки
________________________________________________
(наименование организации)
Тема: ___________________________________________________________
Учебные цели:
для руководящего состава: _________________________________________
для органов управления: ___________________________________________
для командиров и личного состава формирований: _____________________
для рабочих и служащих, не входящих в формирования: ________________
для населения, проживающего вблизи потенциально опасного объекта:
_________________________________________________________________
Время: календарные сроки и общая продолжительность
Состав участников: ________________________________________________
Замысел тренировки _______________________________________________
Этапы тренировки, учебные вопросы и время на отработку каждого из них:
_________________________________________________________________
Ход тренировки
Учебные вопросы | Обстановка (характер вводных) | Действия руководителя | Действия обучаемых | |
Первый этап: (название этапа, его содержание, учебная цель, время)
Второй и последующие этапы.
Разбор тренировки.
Начальник штаба руководства тренировки
_______________________________________
(наименование организации)
________________________ ______________
Ф.И.О. (при его наличии) (подпись)
ПЛАН
проведения общей сейсмотренировки
____________________________________________________
(наименование организации)
Тема: "Действия руководящего состава, рабочих и служащих (наименование организации) при землетрясении".
Учебные цели:
Общая – проверить готовность (наименование организации) к выполнению мероприятий защиты при землетрясении.
Для руководящего состава – приобрести практические навыки в организации и проведении мероприятий защиты при землетрясении.
Для личного состава формирований – совершенствовать практические навыки в оповещении, сборе, оснащении и готовности к проведению спасательных работ.
Для рабочих и служащих – выработать навыки практических действий и правильного поведения при землетрясении.
Время: по решению руководителя организации.
Место проведения: производственные и управленческие здания, сооружения, территория организации.
Участники сейсмотренировки: весь коллектив организации.
Учебный вопрос: практические действия руководящего состава, рабочих и служащих (наименование организации) при землетрясении во время нахождения на рабочих местах.
Материальное обеспечение и литература:
1. План защиты от чрезвычайных ситуаций (наименование организации) при землетрясении.
2. Планы действий должностных лиц после землетрясения.
3. Таблица возможного состояния зданий, возможных потерь и ожидаемого ущерба после землетрясения.
4. План-схемы экстренной эвакуации работающего персонала.
5. План-схемы относительно безопасной территории организации.
Начальник штаба руководства тренировки
______________________________________
(наименование организации)
________________________ _____________
Ф.И.О. (при его наличии) (подпись)
Порядок проведения общей сейсмотренировки в организации
Начальник штаба руководства тренировки
_______________________________________
(наименование организации)
________________________ ______________
Ф.И.О. (при его наличии) (подпись)
_______________
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
подготовки и проведения селетренировки
Начальник штаба тренировки
– Начальник Управления (отдела)
по чрезвычайным ситуациям города (района)
_______________________ _______________
Ф.И.О.(при его наличии) (подпись)
___________________
ПЛАН
подготовки и проведения эвакуационной тренировки в случае пожара
Тема: "Действия преподавательского состава и учащихся при возникновении пожара в ______________________".
Учебные цели:
Общая – проверить готовность учебного заведения к выполнению мероприятий гражданской защиты при возникновении пожара в ____________________________.
Для руководящего, преподавательского состава (воспитателей)– приобрести практические навыки в организации и проведении мероприятий гражданской защиты при возникновении пожара в _______________________________.
Для учащихся (детей) – выработать навыки грамотных действий и правильного поведения при возникновении пожара в школе.
Время проведения – _______________.
Место проведения – здание и территория школы.
Участники эвакуационной тренировки в случае пожара: руководящий, преподавательский состав, учащиеся (воспитатели, дети).
Учебный вопрос: практические действия педагогов и учащихся при возникновении пожара в ___________________.
Материальное обеспечение и литература:
Памятки, буклеты по действиям населения при возникновении пожара.
План-схема экстренной эвакуации учащихся (детей) из здания.
План-схема безопасной территории у здания.
Технические средства оповещения.
Средства оснащения формирований гражданской защиты.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИОННОЙ ТРЕНИРОВКИ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА
Начальник штаба руководства тренировки
_____________________________________
(наименование организации)
_________________________ ____________
Ф.И.О. (при его наличии) (подпись)
Календарный план подготовки штабной тренировки (наименование организации)
Начальник штаба руководства учение
_______________ _______________________
Наименование организации Ф.И.О. подпись
План проведения штабной тренировки (наименование организации)
Начальник штаба руководства учение
_____________ _________________________
Наименование организации Ф.И.О. подпись
ПЛАН по видам обеспечения
Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения | Примечание | |
Приложение к приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 июля 2020 года № 494 |
Перечень утративших силу некоторых приказов
Министра внутренних дел Республики Казахстан
1. Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 20 апреля 2015 года № 381 "Об утверждении Правил информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан от 22 мая 2015 года № 11134).
2. Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 14 ноября 2016 года № 1057 "О внесении изменения и дополнения в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 20 апреля 2015 года № 381 "Об утверждении Правил информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан от 23 декабря 2016 года № 14562).
3. Пункт 10 приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан от 13 декабря 2019 года № 1064 "О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра внутренних дел Республики Казахстан и Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан от 18 декабря 2019 года № 19738).