В соответствии с подпунктом 4-2) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", маслихат города Астаны РЕШИЛ:
1. Утвердить Правила благоустройства территории города Астаны согласно приложению к настоящему решению.
2. Признать утратившими силу:
1) решение маслихата города Астаны от 20 июля 2017 года № 166/21-VI "О Правилах благоустройства территории города Астаны" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 1125);
2) решение маслихата города Астаны от 22 ноября 2017 года № 200/24 -VI "О внесении изменений и дополнений в решение маслихата города Астаны от 20 июля 2017 года № 166/21-VI "О Правилах благоустройства территории города Астаны" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 1146).
3. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель маслихата города Астаны | Е. Каналимов |
Приложение к решению маслихата маслихата города Астаны от 2 октября 2024 года № 229/28-VIII |
Правила благоустройства территории города Астаны
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила благоустройства территории города Астаны (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 4-2) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", Типовыми правилами благоустройства территорий городов и населенных пунктов, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 235 (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10886) и иными нормативными правовыми актами.
2. Правила определяют порядок благоустройства территории города Астаны для всех юридических лиц независимо от их правового статуса и форм хозяйственной деятельности, физических лиц, а также должностных лиц, ответственных за благоустройство дворовых и общественных территорий.
3. Основные понятия, используемые в Правилах:
1) благоустройство – комплекс мероприятий, направленных на повышение комфорта проживания граждан путем надлежащего содержания санитарным, экологическим и эстетическим состоянием прилегающей территории и мест общего пользования городов и населенных пунктов, предусматривающие совокупность работ по инженерной подготовке и обеспечению безопасности территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружений водоснабжения, канализаций, энергоснабжения, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, снижению уровня шума, улучшению микроклимата, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы, расчистке, уборке, санитарной очистке и озеленению территории;
2) содержание объекта благоустройства – поддержание в надлежащем техническом, физическом, эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов;
3) элементы благоустройства – декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории;
4) объекты благоустройства территории – территории населенного пункта, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории районов города, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории населенного пункта;
5) участники благоустройства территорий – физическое или юридическое лицо, на основании договора осуществляющее деятельность в области благоустройства на территории населенного пункта;
6) здание – искусственное строение, состоящее из несущих и ограждающих конструкций, образующих обязательный наземный замкнутый объем, в зависимости от функционального назначения используемое для проживания или пребывания людей, выполнения производственных процессов, а также размещения и хранения материальных ценностей. Здание может иметь подземную часть;
7) цветник – участок геометрической или свободной формы с высаженными одно-, двух- или многолетними растениями;
8) летняя площадка – это элемент благоустройства на прилегающей территории, не являющийся объектом капитального строительства, из легковозводимой временной конструкции (терраса, веранда, выносные столики), неотапливаемый и предназначенный для дополнительного обслуживания питанием и организации отдыха потребителей (или без него), непосредственно примыкающий к объекту общественного питания;
9) индивидуальный жилой дом – дом, предназначенный для личного (семейного) проживания, расположенный на усадебном участке и находящийся в собственности гражданина вместе с хозяйственными и другими строениями и зелеными насаждениями;
10) земляные работы – комплекс строительных работ, включающий выемку (разработку) грунта, его перемещение, укладку с разравниванием и уплотнением грунта, а также подготовительные работы, связанные с расчисткой территории, сопутствующие работы (в том числе планировка площадей, откосов, полотна выемок и насыпей, отделка полотна, устройство уступов по откосам (в основании) насыпей, бурение ям бурильно-крановыми машинами, засыпка пазух котлованов);
11) бункер-накопитель – стандартная емкость для сбора крупногабаритных отходов и других отходов производства и потребления объемом в соответствии с нормативами;
12) дорога – вся полоса отвода земли либо поверхность искусственного сооружения, обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
13) прилегающая территория – территория (в границах пяти метров по периметру), непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадки, к объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц;
14) контейнер – универсальное транспортное оборудование многократного применения, предназначенное для перевозки грузов;
15) контейнерные площадки – специальные площадки для накопления отходов, на которых размещаются контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, с наличием подъездных путей для специализированного транспорта, осуществляющего транспортировку твердых бытовых отходов;
16) газон – элемент благоустройства (участок земли), включающий в себя травянистый покров и другие растения, огражденный от тротуара, парковочных карманов, стоянок и иных элементов дороги бордюрным камнем и (или) декоративным ограждением;
17) озеленительные насаждения – парки, скверы, бульвары, линейные посадки, придомовые посадки, газоны, цветники, расположенные в границах населенных пунктов на землях общего пользования;
18) заглубленный контейнер – площадка подземного накопления твердых бытовых отходов;
19) придомовой земельный участок многоквартирного жилого дома (далее – придомовой земельный участок) – земельный участок, прилегающий к многоквартирному жилому дому и предназначенный для благоустройства, озеленения, размещения спортивных, игровых площадок, подъездных дорог, парковок, тротуаров, малых архитектурных форм;
20) улица – территория, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, включающая проезжую часть, обочины, кюветы и укрепляющие бермы;
21) фасад – внешняя (лицевая) сторона зданий (сооружений);
22) строительные отходы – отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций;
23) контейнер для строительных отходов – емкость для сбора строительных отходов;
24) строительный объект – здание, сооружение и их комплексы, коммуникации, являющиеся конечным результатом строительной деятельности;
25) места общего пользования – территории, объекты, которые доступны или открыты для населения;
26) проезд – элемент дороги, обеспечивающий подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям, объектам застройки внутри микрорайонов, кварталов, населенных пунктов;
27) пандус – наклонная плоская коммуникационная конструкция, связывающая поверхности, расположенные на различных уровнях, либо сооружение, имеющее продольный уклон, повышающий уровень доступности и удобства при вертикальном перемещении;
28) терраса – огражденная открытая пристройка (площадка) к зданию или эксплуатируемая кровля нижележащих помещений в виде площадки для отдыха, которая может иметь крышу (навес) или перголу;
29) тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном или арычной системой;
30) временные сооружения – жилые, культурно-бытовые и другие здания и сооружения для обслуживания строителей; подъездные пути, дороги, склады, насосные, подстанции, бетонорастворные узлы, инженерные сети и сооружения производственного назначения, необходимые для выполнения строительно-монтажных работ, обычно ликвидируемые по окончании строительства;
31) маломобильные группы населения – лица пожилого возраста, лица с инвалидностью, лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, информации или ориентировании в пространстве, в том числе использующие детские коляски и (или) кресла-коляски;
32) малые архитектурные формы – объекты декоративного характера и практического использования (скульптуры, фонтаны, барельефы, вазы для цветов, павильоны, беседки, скамьи, урны, оборудование и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения).
Глава 2. Элементы комплексной и организационной работы по благоустройству территории города Астаны
4. К элементам благоустройства территории относятся:
1) информационные указатели – аншлаги (указатели наименований улиц, площадей, набережных, мостов), номерные знаки домов, информационные стенды, щиты со схемами адресации застройки кварталов, микрорайонов;
2) мемориальные и информационные доски (знаки);
3) виды покрытий;
4) коммунальное оборудование – устройства для уличного освещения, урны и контейнеры для мусора, стоянки велосипедов;
5) элементы озеленения;
6) ограждения;
7) элементы праздничного оформления;
8) произведения монументально-декоративного искусства –скульптуры, декоративные композиции, обелиски, стелы, произведения монументальной живописи;
9) знаки охраны памятников истории и культуры, зон особо охраняемых территорий;
10) малые архитектурные формы.
5. Наличие элементов благоустройства территории, являющихся неотъемлемыми компонентами объектов благоустройства территории, разрабатывается и предусматривается в проектной документации на создание, изменение (реконструкцию) объектов благоустройства территории городской среды. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, обеспечивает качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов и нормативов градостроительного проектирования.
6. Основными требованиями к малым архитектурным формам являются:
1) соответствие характеру архитектурного и ландшафтного окружения элементов благоустройства территории;
2) прочность, надежность, безопасность конструкции;
3) высокие декоративные и эксплуатационные качества материалов, сохранение их на протяжении длительного периода с учетом воздействия внешней среды.
7. Основные требования к скамейкам:
1) наличие спинок и поручней для скамеек дворовых зон;
2) наличие спинок для скамеек рекреационных зон;
3) отсутствие спинок и поручней для скамеек транзитных зон.
Установку скамей необходимо предусматривать на твердые виды покрытия или фундамент. В зонах отдыха, лесопарках, на детских площадках может допускаться установка скамей на мягкие виды покрытия. При наличии фундамента его части выполняются не выступающими над поверхностью земли. Поверхности скамьи для отдыха выполняются из дерева, с различными видами водоустойчивой обработки.
8. Основные требования к цветочницам (вазонам), в том числе к навесным:
1) кашпо выставляют только на существующих объектах;
2) цветочницы (вазоны) имеют достаточную высоту – для предотвращения случайного наезда автомобилей и попадания мусора;
3) цветочницы и кашпо зимой хранят в помещении или заменять в них цветы хвойными растениями или иными растительными декорациями.
9. Основные требования к ограждениям:
1) светоотражающие элементы там, где возможен случайный наезд автомобиля;
2) достаточная прочность для защиты пешеходов от наезда автомобилей;
3) модульность, возможность создания конструкции любой формы.
10. Организация благоустройства включает в себя разработку проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству и содержание объектов благоустройства.
11. Участниками деятельности по благоустройству являются, в том числе:
1) аппараты акимов районов города Астаны, формирующие техническое задание, выбирающие подрядчика (генерального подрядчика) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках и обеспечивающие финансирование;
2) физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории города Астаны, которые соучаствуют в формировании запроса на благоустройство, а также в финансировании мероприятий по благоустройству;
3) подрядчики (генеральные подрядчики), в том числе строительно-монтажные организации (предприятия/компании), производители малых архитектурных форм и другие субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
12. Инфраструктура и благоустройство территории города разрабатывается с учетом приоритета пешеходов, общественного и велосипедного транспорта, арычных систем.
13. Проектирование, строительство и эксплуатация объектов благоустройства, зданий, строительных объектов различного функционального назначения обеспечивают соблюдение требований по охране и поддержанию здоровья человека, охране исторической и природной среды, создают технические возможности беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения, обеспечения пожарной безопасности, работы арычной системы.
14. Благоустройство, содержание и уборка территории города Астаны осуществляется собственниками земельных участков, объектов кондоминиума, либо участниками благоустройства территорий на основании договоров, если иное не предусмотрено гражданским законодательством Республики Казахстан или договором.
15. Участники благоустройства территорий производят работы по благоустройству, содержанию и уборке территорий города Астаны, а также организуют уборку прилегающих территорий, за исключением земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве собственности.
16. Благоустройство территорий города Астаны обеспечивается:
1) структурными подразделениями акимата города Астаны (далее – акимат), осуществляющими организацию благоустройства, содержание и эксплуатацию прилегающих территорий;
2) участниками благоустройства территорий;
3) физическими и юридическими лицами, осуществляющими благоустройство, содержание и эксплуатацию территорий, принадлежащих им на праве собственности или ином праве, дворовых, придомовых территорий и участвующими в благоустройстве прилегающих территорий, если иное не предусмотрено гражданским законодательством Республики Казахстан или договором.
17. Координацию деятельности физических и юридических лиц по вопросам благоустройства и организации уборки территории города Астаны осуществляет акимат.
18. Для выгула домашних животных на территории города Астаны определяются специальные территории, обозначенные табличками.
19. Владельцы домашних животных осуществляют уборку экскрементов домашних животных.
20. Физические и юридические лица, осуществляющие на территории города Астаны хозяйственную деятельность, связанную с организацией рынков (складов), организацией похоронного дела (на кладбищах), со строительством (на строительных площадках на период строительства), с проведением публично-массовых мероприятий, посещением населением стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания и сезонных (летних) кафе (площадок), объектов социального и коммунально-бытового назначения, автозаправочных станций, автостоянок, автомоек, станций технического обслуживания автомобилей, временных аттракционов, передвижных зоопарков, парков культуры и отдыха, зон отдыха и пляжей, маршрутных перевозок на конечных пунктах маршрутов регулярных перевозок в городском сообщении, а также гаражные кооперативы, объекты религиозного значения обеспечивают наличие и функционирование по предназначению общественных стационарных туалетов, при отсутствии канализации, переносных биотуалетов как для сотрудников, так и для посетителей. Устройство и использование выгребных ям на данных объектах не допускается.
21. Общественные стационарные туалеты содержатся в надлежащем состоянии в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Санитарное и техническое состояние туалетов обеспечивают собственники, владельцы, арендаторы или специализированные организации, на обслуживании которых они находятся.
22. На всех площадях и улицах, в скверах и парках, стадионах, вокзалах, на рынках, остановочных пунктах, у предприятий, торговых объектов, кинотеатров, киосков и других объектах устанавливаются урны в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
23. Очистка урн производится по мере их заполнения, а в местах массового движения и большого скопления граждан – не реже одного раза в сутки. Ремонт урн выполняется по мере необходимости, покраска не реже одного раза в год. Урны содержатся в исправном состоянии и в окрашенном виде. Не допускается переполнение урн.
24. Организаторы массовых мероприятий обеспечивают уборку места проведения мероприятия, прилегающих к нему территорий и восстановление нарушенного ими благоустройства.
25. Физические, юридические лица, являющиеся собственниками зданий (помещений в них), строений, сооружений, включая временные сооружения, а также владеющие земельным участком на праве собственности, либо включенном в состав объекта кондоминиума, либо ином праве, праве аренды, осуществляют содержание (благоустройство) прилегающей территории самостоятельно или посредством привлечения организаций за счет собственных средств.
26. Установка, текущий ремонт и замена малых архитектурных форм при благоустройстве дворовых территорий города Астаны и обустройство подъездных путей к социальным объектам осуществляется без утвержденной проектно-сметной документации.
Глава 3. Содержание по благоустройству территории города Астаны
Параграф 1. Организация мероприятий по содержанию территорий
27. Содержание территорий включает в себя:
1) ежедневную уборку от мусора, листвы, снега и льда (наледи);
2) обработку противогололедными материалами покрытий проезжей части дорог, мостов, улиц, тротуаров, проездов, пешеходных территорий;
3) сгребание и подметание снега;
4) вывоз снега и льда (снежно-ледяных образований);
5) содержание и уборку дорог и других объектов улично-дорожной сети;
6) установку и содержание в чистоте и технически исправном состоянии контейнерных площадок, бункер-накопителей, контейнеров для всех видов отходов, урн для мусора, скамеек, малых архитектурных форм и прочего;
7) уборку, мойку и дезинфекцию мусороприемных камер, контейнеров, бункер-накопителей и контейнерных площадок;
8) установку и содержание в чистоте и технически исправном состоянии общественных стационарных туалетов и их функционирование по назначению;
9) отвод дождевых и талых вод;
10) сбор и вывоз мусора, отходов, в том числе твердых бытовых отходов;
11) незамедлительное удаление трупов животных с объектов транспортной инфраструктуры, тротуаров и пешеходных территорий;
12) полив территории для уменьшения пылеобразования и увлажнения воздуха, включая подъездные пути, дороги, тротуары;
13) обеспечение сохранности зеленых насаждений и уход за ними;
14) восстановление территорий после проведения строительных, ремонтных, земляных и иных работ;
15) восстановление нарушенных элементов благоустройства после проведения строительства, реконструкции и ремонта объектов коммунального назначения, коммуникаций (сооружений), дорог, железнодорожных путей, мостов, пешеходных переходов, проведения реставрационных и археологических работ и других земляных работ;
16) очистку водоотводных канав (арычная система) на прилегающих территориях частных домовладений, мест общего пользования;
17) содержание в надлежащем состоянии объектов незавершенного строительства, заборов, ограждающих строительные площадки. Объекты незавершенного строительства, на которых не ведутся работы, закрываются строительными сетками либо декоративными баннерами или баннерами рекламы.
Параграф 2. Организация мероприятий по содержанию улиц и дорог
28. Содержание улиц и дорог, внутриквартальных проездов, подъездных путей к дворовым территориям, тротуаров (пешеходных территорий), мостов и путепроводов включает в себя комплекс работ (мероприятий) сезонного характера, обеспечивающих чистоту проезжей части улиц и дорог, тротуаров и других дорожных сооружений, а также безопасные условия движения транспорта и пешеходов. Содержание дорог включает в себя комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организация и безопасность дорожного движения, отвечающих требованиям Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам, утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 534 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 33003).
29. Содержание территорий дорог включает в себя:
1) текущий ремонт дорог, тротуаров, искусственных сооружений;
2) ежедневную уборку грязи, мусора, снега и льда (наледи) с тротуаров (пешеходных территорий) и проезжей части дорог, улиц и мостов;
3) мойку и полив дорожных покрытий;
4) уход за газонами и зелеными насаждениями;
5) текущий ремонт опор уличного освещения и контактной сети;
6) ремонт и окраску малых архитектурных форм;
7) ремонт и очистку смотровых колодцев, дождеприемных колодцев, ливневых канализаций, нагорных канав и открытых лотков, входящих в состав искусственных сооружений.
30. Смотровые и дождеприемные колодцы, колодцы подземных коммуникаций, люки (решетки) содержатся в закрытом и исправном состоянии, обеспечивающем безопасное движение транспорта и пешеходов.
Содержание, очистку и поддержание в исправном техническом состоянии приемных, тупиковых, смотровых и других колодцев и камер обеспечивают их собственники.
31. Разрушенные крышки и решетки колодцев, открытые колодцы в течении одного часа ограждаются собственниками инженерных сетей, а также организациями (предприятиями) осуществляющими строительно-монтажные работы, если иное не установлено гражданским законодательством, соответствующими предупреждающими знаками и заменяются в срок не более пяти часов. Наличие открытых люков, а также выбоин, просадок и провалов дорожного покрытия по внешнему краю колодца в радиусе одного метра от внешнего края крышки (решетки) колодца не допускается.
Параграф 3. Организация мероприятий по содержанию индивидуальных жилых домов
32. Собственники индивидуальных жилых домов:
1) обеспечивают надлежащее состояние фасадов зданий, заборов и ограждений, а также прочих сооружений в пределах землепользования. Своевременно производят их ремонт и окраску;
2) имеют на жилом доме номерной знак и поддерживают его в исправном состоянии;
3) содержат в порядке земельный участок в пределах установленных границ и обеспечивают надлежащее санитарное состояние прилегающей территории, производят уборку ее от мусора, скос сорной и карантинной растительности;
4) содержат расположенные на них зеленые насаждения в здоровом состоянии и обеспечивают их сохранность, защиту и работы по уходу за счет собственных средств в пределах землепользования, не допускают посадок деревьев в охранной зоне газопроводов, кабельных и воздушных линий электропередачи и других инженерных сетей;
5) не допускают захламления прилегающей территории отходами производства и потребления;
6) оборудуют в соответствии с санитарными нормами в пределах землепользования при отсутствии центральной канализации местную канализацию, помойную яму, туалет, содержат их в чистоте и порядке, регулярно производят их очистку и дезинфекцию.
33. Собственникам индивидуальных жилых домов не допускается складировать на прилегающей территории строительные материалы, топливо, удобрения, хранение навоза и навозной жижи и иные движимые вещи.
34. В период проведения противопаводковых мероприятий, собственники индивидуальных жилых домов проводят своевременную уборку снега во дворах, производят отчистку верхних частей колодцев инженерных сетей, к чьей зоне ответственности они отнесены или закреплены, за исключением людей с ограниченными возможностями.
Параграф 4. Организация мероприятий по содержанию фасадов зданий, сооружений и ограждений
35. Собственники зданий, сооружений обеспечивают надлежащее их содержание, эксплуатацию, в том числе своевременное производство работ по ремонту и покраске зданий, сооружений, их фасадов, а также поддерживают в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах памятные доски, указатели улиц (в том числе переулков, площадей), номерные знаки, вывески и информационные таблички.
36. К зданиям и сооружениям, фасады которых определяют архитектурный облик сложившейся застройки относятся все расположенные на территории города Астаны (эксплуатируемые, строящиеся, реконструируемые или капитально ремонтируемые):
1) здания административного и общественно-культурного назначения;
2) многоквартирные жилые дома и жилые здания;
3) здания и сооружения производственного назначения;
4) постройки облегченного типа (торговые павильоны, киоски, летние площадки, террасы, гаражи и прочие аналогичные объекты);
5) ограды и другие стационарные архитектурные формы, размещенные на прилегающих к зданиям земельных участках.
37. В состав элементов фасадов зданий, подлежащих содержанию, входят:
1) приямки, входы в подвальные помещения и мусорокамеры;
2) входные узлы, группы (в том числе ступени, площадки, перила, козырьки над входом, ограждения, стены, двери);
3) цоколь и отмостка;
4) плоскости стен;
5) выступающие элементы фасадов (в том числе балконы, лоджии, эркеры, карнизы);
6) кровли, включая вентиляционные и дымовые трубы, в том числе ограждающие решетки, выходы на кровлю;
7) архитектурные детали и облицовка;
8) водосточные трубы, воронки;
9) ограждения балконов, лоджий;
10) парапетные и оконные ограждения, решетки;
11) металлическая отделка окон, балконов, поясков, выступов цоколя, свесов;
12) навесные металлические конструкции (в том числе флагодержатели, анкеры, пожарные лестницы, вентиляционное оборудование);
13) горизонтальные и вертикальные швы между панелями и блоками (фасады крупнопанельных и крупноблочных зданий);
14) стекла, рамы, балконные двери;
15) стационарные ограждения, прилегающие к зданиям.
38. Фасады магазинов и офисов содержатся в чистоте и в исправном состоянии, отдельные элементы, летние площадки, террасы по мере необходимости ремонтируются и окрашиваются собственниками имущества, балансодержателями.
39. Выявленные при эксплуатации фасадов зданий и сооружений нарушения устраняются в соответствии с установленными нормами Технического регламента "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий", утвержденного приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 9 июня 2023 года № 435 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 32783), и государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства.
40. Собственники жилых, административных, производственных и общественных зданий вывешивают указатели и номера домов установленных образцов, которые содержатся в чистоте и исправном состоянии.
41. Собственники информационных указателей, вывесок, рекламных конструкций, декоративных панно, входных групп, не входящих в состав общего имущества объекта кондоминиума, принимают необходимые меры по сохранности вышеперечисленных конструкций при очистке кровли дома в зимний период.
42. Собственники памятников и объектов монументального искусства, зданий, являющихся памятниками архитектуры, истории и культуры, содержат их в надлежащем состоянии.
43. На территории города Астаны не допускается:
1) ломать и повреждать элементы обустройства зданий и сооружений, памятники, мемориальные доски, деревья, кустарники, малые архитектурные формы и другие элементы внешнего благоустройства на территориях общего пользования, а также производить их самовольную переделку, перестройку и перестановку;
2) наносить надписи, рисунки, расклеивать и развешивать какие-либо объявления и другие информационные сообщения на остановочных пунктах, стенах, столбах, заборах (ограждениях) и иных, не предусмотренных для этих целей объектах. Организацию работ по удалению надписей, рисунков, объявлений и других информационных сообщений обеспечивают собственники указанных объектов;
3) складировать и хранить движимое имущество за пределами границ и ограждений своих земельных участков, находящихся в собственности;
4) размещать и складировать тару, промышленные товары и иные предметы торговли и объекты (ларьки), на тротуарах, газонах, дорогах, на контейнерных площадках и прилегающих к ним территориях, помещать на контейнерные площадки и прилегающую к ним территорию мусор, не относящийся к категории коммунальных отходов (строительный мусор и мусор природного происхождения);
5) строительство, в том числе временных, хозяйственных, бытовых строений и сооружений, изменение фасадов зданий, реконструкция, а также возведение пристроек в нарушение требований Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" и государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства.
44. Собственники зданий и сооружений за двадцать четыре часа до наступления работ по уборке снега, наледи с крыш оповещают собственников нежилых, жилых помещений путем информирования посредством средств массовой информации, социальных сетей или мобильной связи.
45. Уборка и содержание прилегающих, отведенных территорий, подъездов к ним от городских улиц в радиусе пяти метров обеспечиваются юридическими и физическими лицами, в собственности и пользовании которых находятся строения, самостоятельно или по договору оказания услуг.
Уборка территорий, прилегающих к отдельно стоящим эксплуатируемым, строящимся, реконструируемым или капитально ремонтируемым объектам в радиусе пяти метров обеспечивается собственниками и организациями, осуществляющими уборку по договору.
46. Текущее содержание тротуарных газонов на прилегающих территориях осуществляется юридическими или физическими лицами, за которыми закреплены данные территории.
47. Расклейка газет, плакатов, афиш, различного рода объявлений, реклам, предвыборных агитационных материалов разрешается только на специально установленных щитах и рекламных тумбах.
Агитационные печатные материалы вывешиваются в специально отведенных местах, а также на зданиях, сооружениях и других объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов.
Расклейка афиш, объявлений, агитационных печатных материалов на стенах, цоколях и дверях зданий, столбах, деревьях, опорах наружного освещения и контактной сети, других объектах, не предназначенных для этой цели, координирует заказчик указанной продукции.
48. Для безопасности жителей города Астаны при проектировании и строительстве зданий и сооружений предусматриваются ограждения строительных площадок в соответствии с государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства.
Параграф 5. Организация мероприятий по содержанию объектов (средств) наружного освещения
49. Все устройства уличного, придомового и другого наружного освещения содержатся в исправном состоянии.
50. Содержание и ремонт уличного и придомового освещения, подключенного к единой системе уличного освещения, осуществляет собственник (балансодержатель) устройств освещения. Содержание придомового освещения, подключенного к вводным распределительным устройствам жилых домов, осуществляют организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества объекта кондоминиума или управляющие организации.
51. Наружное освещение подразделяется на уличное, придомовое.
52. К элементам наружного освещения относятся: светильники, кронштейны, опоры, провода, кабель, источники питания (в том числе сборки, питательные пункты, ящики управления).
53. Улицы, дороги, площади, пешеходные аллеи (парки, скверы), жилые кварталы, дворы, территории предприятий, учреждений, организаций, а также номерные знаки общественных и жилых зданий, дорожные знаки и указатели, элементы городской информации и витрины освещаются в темное время суток.
54. Размещение уличных фонарей, торшеров, других источников наружного освещения в сочетании с застройкой и озеленением города способствуют созданию безопасной среды, не создают помех участникам дорожного движения, проживанию граждан.
55. Организации, в ведении которых находятся устройства наружного освещения, обеспечивают их технически исправное состояние, при котором количественные и качественные показатели соответствуют заданным параметрам по освещенности таких мест, своевременное включение и отключение и бесперебойную работу устройств наружного освещения в ночное время.
56. Собственники объектов наружного освещения или объектов, оборудованных средствами наружного освещения, а также организации, обслуживающие объекты (средства) наружного освещения:
1) следят за надлежащим освещением улиц, дорог, качеством опор и светильников, осветительных установок. При нарушении или повреждении производят своевременный ремонт и покраску;
2) следят за включением и отключением освещения в соответствии с установленным порядком в городе Астане;
3) своевременно производят замену фонарей наружного освещения;
4) обеспечивают устройства автоматического включения и/или отключения исходя из потребности в освещении мест общего пользования;
5) обеспечивают в темное время суток наружное освещение указателей строений и улиц, номеров домов, фасадов, подъездов, пожарных выходов, каждой площадки лестничной клетки (лестницы, не имеющие естественного освещения, освещаются в течение суток).
57. Количество неработающих светильников на улицах в местах общего пользования не должно превышать десять процентов от их общего количества, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, одного за другим.
58. Включение и отключение устройств наружного освещения подъездов жилых домов, систем архитектурно-художественной подсветки, рекламы производятся в режиме работы наружного освещения улиц.
59. Нарушения в работе устройств наружного освещения, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения в течение двадцати четырех часов. В случае повреждения опор в результате преднамеренного и/или аварийного нарушения, восстановление производится за счет виновной стороны, допустившей нарушение в работе уличного освещения.
60. В случае повреждения, нарушения работы уличного освещения в результате чрезвычайной ситуации (штормовой ветер, снегопад, другие чрезвычайные ситуации природного характера) восстановление осуществляется немедленно после обнаружения в течение двадцати четырех часов, за счет организации (предприятия), осуществляющей содержание и/или эксплуатацию уличного освещения.
61. Вывоз сбитых опор освещения осуществляется лицом, эксплуатирующим линейные сооружения, за счет организации (предприятия), осуществляющей содержание и/или эксплуатацию уличного освещения в течение трех суток с момента обнаружения (демонтажа).
Параграф 6. Содержание сетей ливневой канализации, смотровых и ливневых колодцев, водоотводящих сооружений
62. В пределах охранной зоны коллекторов ливневой канализации без письменного согласования с эксплуатирующей организацией и иными органами не допускается:
1) производить земляные работы;
2) повреждать сети ливневой канализации, взламывать или разрушать водоприемные люки;
3) осуществлять строительство, устанавливать торговые, хозяйственные и бытовые сооружения;
4) сбрасывать промышленные, коммунальные, жидкие отходы, мусор и иные материалы.
63. Эксплуатация магистральных и внутриквартальных сетей ливневой канализации в городе осуществляется на основании договоров, заключенных со специализированными организациями.
64. Эксплуатация ведомственных сетей ливневой канализации производится за счет средств соответствующих организаций.
65. Не допускается подтопление улиц, зданий, сооружений, образование наледей от утечки воды из-за неисправности водопроводных, канализационных, ливневых устройств, систем, сетей и сооружений, а также сброс, откачка или слив воды на газоны, тротуары, улицы и дворовые территории.
66. Балансодержателем сетей ежеквартально проводится мониторинг сетей в целях недопущения подтопления улиц.
67. Решетки дождеприемных колодцев постоянно находятся в очищенном состоянии. Не допускаются засорение, заливание решеток и колодцев, ограничивающие их пропускную способность. Профилактическое обследование смотровых и дождеприемных колодцев ливневой канализации и их очистка производятся не реже двух раз в год.
68. При плановых работах на инженерных сетях сброс канализационных стоков производится в ближайшие колодцы фекальной канализации, водопроводной воды и воды из тепловых сетей – в ливневую канализацию (при ее наличии). Сброс воды на дорогу не допускается.
69. Ликвидация последствий утечек выполняется силами и за счет владельцев поврежденных инженерных сетей.
70. Исправное техническое состояние сетей ливневой канализации (в том числе своевременное закрытие люков, решеток) обеспечивает эксплуатирующая организация.
Параграф 7. Содержание садово-парковой мебели, садово-паркового оборудования, скульптур и малых архитектурных форм
71. Объекты садово-парковой мебели, садово-паркового оборудования, скульптуры и малые архитектурные формы, в том числе фонтаны, парковые павильоны, беседки, мостики, ограды, ворота, навесы, вазоны находятся в чистом и исправном состоянии и должны функционировать в соответствии со своим предназначением.
72. В весенне-летний период производится плановый осмотр малых архитектурных форм, их очистка от старой краски, ржавчины, промывка, окраска, а также замена сломанных элементов.
73. Для содержания цветочных ваз и урн в надлежащем состоянии обеспечивается:
1) ремонт поврежденных элементов;
2) удаление подтеков и грязи;
3) удаление мусора, отцветших соцветий и цветов, засохших листьев.
74. Ограждения (металлические решетки) содержат в надлежащем техническом состоянии, при наличии дефектов раз в год очищаются от старого покрытия и производится окраска.
75. В зимний период элементы садово-парковой мебели, садово- паркового оборудования, скульптуры и малые архитектурные формы, а также подходы к ним очищают от снега и наледи.
76. В период работы фонтанов очистка водной поверхности от мусора производится ежедневно.
77. Не допускается купание в фонтанах.
78. В осенне-зимний период работа фонтанов приостанавливается и производятся консервация путем покрытия его поверхности, ревизия запорной арматуры, демонтаж насосного оборудования и прочие работы, в целях сокращения времени при запуске фонтана для его стабильной работы в весенне-летний период.
Параграф 8. Содержание временных строений
79. Установка и эксплуатация временных строений осуществляется в соответствии с государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства.
80. После уборки временного строения его владелец восстанавливает и благоустраивает занимаемый ранее временным строением земельный участок. В случае необходимости расчищает от мусора и производит рекультивацию ранее занимаемого участка.
81. Юридические и физические лица, которые являются собственниками временных строений:
1) производят их ремонт и окраску. Ремонт производится с учетом сохранения внешнего вида и цветового решения, определенных проектной документацией;
2) следят за сохранностью зеленых насаждений, газонов, бордюрного камня на прилегающей территории;
3) устанавливают урны возле временных строений, очищают урны от отходов в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки.
82. Юридическим и физическим лицам, которые являются собственниками временных строений, не допускается:
1) возводить к временным строениям козырьки, навесы и прочие конструкции, не предусмотренные проектами;
2) складировать тару, товары, детали, иные предметы бытового и производственного характера у некапитальных объектов и на их крышах, а также использовать некапитальные объекты, где осуществляется торговля, оказываются бытовые услуги и услуги общественного питания, под складские цели;
3) загромождать противопожарные разрывы между временными строениями оборудованием, отходами;
4) при производстве строительно-монтажных работ необходимо обеспечить места прохода предупредительными знаками.
Параграф 9. Содержание мест производства строительных работ
83. Содержание строительных площадок в части соблюдения норм и требований в сфере благоустройства территории населенного пункта, восстановление благоустройства после окончания строительных работ обеспечивает заказчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда.
84. При содержании строительных площадок в части соблюдения норм и требований в сфере благоустройства территории необходимо:
1) содержать ограждение строительной площадки в чистом и исправном состоянии, обеспечивать отсутствие помятостей, вмятин, сколов;
2) оборудовать подъездные пути с твердым покрытием от строительной площадки до дороги с асфальтобетонным покрытием;
3) в случае использования территории общего пользования, прилегающей к строительной площадке, обеспечивать сохранность дорожного покрытия, тротуаров, действующих сетей наружного освещения, зеленых насаждений и малых архитектурных форм, расположенных на данной территории.
85. По окончании строительных работ дорожные покрытия, тротуары, элементы благоустройства, нарушенные в результате проведения строительных работ и расположенные в местах общего пользования, подлежат восстановлению заказчиком, если иное не предусмотрено договором строительного подряда.
Не позднее трех календарных дней до начала, и после окончания земляных работ, в том числе при прокладке инженерных коммуникаций, производитель работ письменно извещает соответствующий аппарат акима района города Астаны о начале работ по вскрытию городской территории, и окончании строительных работ.
86. Не допускается перевозка грунта, мусора, сыпучих строительных материалов, легкой тары, листвы, сена, спила деревьев без покрытия брезентом или другим материалом, исключающим загрязнение дорог, а также транспортировка строительных смесей и растворов (в том числе цементно-песчаного раствора, известковых, бетонных смесей) без принятия мер, исключающих возможность пролива на дорогу, тротуар, обочину или прилегающую к дороге полосу газона.
Параграф 10. Содержание бельевых, детских и спортивных площадок
87. Детские и спортивные площадки:
1) имеют планировку поверхности с засыпкой песком неровностей в летнее время;
2) регулярно подметаются;
3) очищаются от снега в зимнее время;
4) содержатся в надлежащем техническом состоянии и окрашиваются.
88. Окраску ограждений и строений на детской и спортивной площадке следует производить не реже одного раза в год.
89. После завершения работ по благоустройству дворов, многоквартирных жилых домов в течение пяти лет сохранность обеспечивается председателем объединения собственников имущества или доверенным лицом простого товарищества, либо на основании доверенности управляющим многоквартирным жилым домом или управляющей компанией самостоятельно, и осуществляется дальнейшее текущее содержание, а также ежегодный ремонт в весенне-летний период бельевых, спортивных и детских площадок, малых архитектурных форм (скамеек, урн и т.д.).
90. Содержание детских и спортивных площадок, входящих в состав объекта кондоминиума, и обеспечение безопасности на них, осуществляют собственники имущества объекта кондоминиума.
91. При реконструкции детских площадок во избежание травматизма необходимо незамедлительно удалять выступающие корни или нависающие низкие ветки на территории площадки, остатки старого, срезанного оборудования (стойки, фундаменты), находящиеся над поверхностью земли, незаглубленных в землю металлических перемычек (как правило у турников и качелей).
При реконструкции, замене, ремонте допускается замена на аналогичное оборудование. При реконструкции прилегающих территорий детские площадки изолируются от мест ведения работ и складирования строительных материалов.
92. Орган управления объектом кондоминиума или иной орган управления жилого дома в период с 15 апреля по 15 октября осуществляет заполнение песочниц детских площадок свежим песком не реже одного раза в период, по согласованию с собственниками имущества здания, объекта кондоминиума и исполнительного органа действующей формы управления.
Параграф 11. Содержание контейнерных площадок
93. Контейнерные площадки – специальные площадки для накопления отходов, на которых размещаются контейнеры для сбора твердых бытовых и коммунальных отходов. Заглубленные контейнеры с наличием подъездных путей для специализированного транспорта, осуществляющего транспортировку твердых бытовых отходов, планируются и устанавливаются таким образом, чтобы не допускать разлета мусора по территории.
94. Контейнерные площадки – эстетически выполнены и имеют сведения о сроках удаления отходов, наименование организации, выполняющей данную работу, и контакты лица, ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию площадки и своевременное удаление твердых бытовых отходов.
95. Юридические лица и индивидуальные предприниматели располагают контейнерные площадки в соответствии с эскизным проектом, утвержденным в рамках законодательства Республики Казахстан.
96. Содержание и санитарное состояние площадок для контейнеров и заглубленных контейнеров для сбора твердых бытовых отходов обеспечивается с учетом прилегающей территории обслуживающей организацией по вывозу твердых бытовых отходов, мусоровывозящими компаниями.
97. Мусоровывозящие организации, осуществляющие сбор и транспортировку коммунальных отходов:
1) производят их своевременный ремонт и замену непригодных к дальнейшему использованию контейнеров;
2) обеспечивают надлежащее санитарное содержание контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий, которые необходимо производить не реже одного раза в десять календарных дней (в летний период еженедельно);
3) оборудуют места обработки контейнеров установками для чистки, мойки и дезинфекции с подводкой горячей и холодной воды, организованным стоком;
4) обеспечивают раздельный сбор мусора по "сухой" и "мокрой" фракции (наклейки на наружных стенках контейнеров с описанием принимаемого сырья (желтые – бумага, картон, стекло, пластик; зеленые – пищевые отходы; металлические – по согласованию с государственным учреждением в сфере охраны окружающей среды и природопользования);
5) удаляют с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходы производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в мусоровозный транспорт в радиусе двух метров.
98. Юридические лица и иные хозяйствующие субъекты на прилегающей территории осуществляют следующие требования:
1) обеспечивают контейнерные площадки, подходы и подъездные пути к ним твердым покрытием;
2) обеспечивают контейнерные площадки сплошным ограждением, исключающим распространение мусора на прилегающие территории;
3) не допускают сжигание бытовых отходов в контейнерах;
4) обеспечивают в зимнее время года очистку от снега и наледи подходов и подъездов к контейнерным площадкам с целью создания нормальных условий для работы специализированного автотранспорта и пользования населением.
Параграф 12. Содержание площадок для выгула домашних животных
99. Площадки для выгула домашних животных размещаются на территориях мест общего пользования микрорайона и жилого района, свободных от зеленых насаждений.
100. Перечень элементов благоустройства на территории площадки для выгула домашних животных включают: различные виды покрытия, ограждения (высотой не менее 1,8 метров), скамьи, урны, осветительное и информационное оборудование.
101. На территории площадки предусматривается информационный стенд с правилами пользования площадкой.
Параграф 13. Содержание территории автостоянок
102. На территории города Астаны предусматриваются следующие виды автостоянок: кратковременного и длительного нахождения автомобилей, уличных (в виде парковок на проезжей части, обозначенных разметкой), внеуличных (в виде "карманов" и отступов от проезжей части).
103. При планировке мест общего пользования и дворовых территорий необходимо предусматривать физические барьеры (болларды), делающие невозможной парковку транспортных средств, по согласованию с уполномоченным органом, регулирующим вопросы обеспечения безопасности движения.
104. Самовольная установка железобетонных блоков, столбов, ограждений и других сооружений во внутриквартальных и внутридворовых проездах не допускается.
105. На придомовых территориях не допускается:
1) остановка и стоянка транспортных средств в непредусмотренных для этих целей местах, а также на тротуарах, детских игровых площадках, местах благоустройства и участках с зелеными насаждениями, на контейнерных площадках и территориях, прилегающих к ним;
2) стоянка разукомплектованных транспортных средств.
106. На придомовых территориях следует размещать парковочные места, обозначенные знаками согласно нормам для маломобильных групп населения.
Параграф 14. Проведение работ по благоустройству инженерных коммуникаций
107. Все повреждения конструктивных элементов и покрытий автомобильных дорог, элементов и объектов обустройства автомобильных дорог, технических средств организации дорожного движения, озеленения и элементов благоустройства, осуществленные по вине подрядчика (генерального подрядчика), ликвидируются в полном объеме им же.
108. Подрядчик (генеральный подрядчик) ограждает место производства работ, устанавливает информационные щиты, на которых указываются сведения об объекте строительства (реконструкции, ремонта, капитального ремонта), наименование заказчика и подрядчика, фамилия должностного лица, ответственного за проведение работ, номер его служебного телефона, сроки проведения работ.
109. После окончания работ по реконструкции и ремонту инженерных коммуникаций или работ, связанных со вскрытием грунтов и твердых покрытий, а также аварийных работ все элементы благоустройства, нарушенные при их проведении, подлежат восстановлению подрядчиком (генеральным подрядчиком).
110. Дорожное покрытие автомобильных дорог восстанавливается в соответствии с требованиями нормативно-технических документов в области автомобильных дорог, утверждаемыми уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.
111. В случае повреждения конструктивных элементов благоустройства восстановление осуществляется за счет стороны повредившей конструкцию, включая малые архитектурные формы, инженерные коммуникации. Период устранения не более семидесяти двух часов, за исключением инженерных коммуникаций срок восстановления, которых составляет двенадцать часов.
Глава 4. Порядок работ по благоустройству территорий города Астаны
Параграф 1. Организация мероприятий по уборке территории города Астаны
112. На протяжении всего календарного года направление работ по содержанию и уборке территорий города Астаны носит сезонный характер в зависимости от климатических условий региона.
113. Физические и юридические лица, являющиеся собственниками зданий (помещений в них), сооружений, включая временные сооружения, а также владеющие земельными участками на праве собственности, или зарегистрированного земельного участка объекта кондоминиума осуществляют уборку придомовой и прилегающей территории самостоятельно или посредством привлечения участников благоустройства территорий за счет собственных средств.
114. Физические лица, проживающие в жилых домах, оплачивают услуги за транспортировку отходов, согласно утвержденным тарифам.
115. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в жилых домах или отдельно стоящих зданиях (сооружениях), заключают договор на транспортировку твердых бытовых отходов с субъектами предпринимательства в сфере управления отходами, определяемыми местным исполнительным органом города Астаны, включенными в реестр разрешений и уведомлений в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях".
116. На территории города Астаны не допускается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.
117. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, за свой счет производят уборку и очистку данной территории, а при необходимости – рекультивацию земельного участка.
118. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивация территорий свалок производится за счет лиц, обеспечивающих уборку данной территорий.
119. Сбор и вывоз отходов потребления осуществляется в соответствии с Правилами управления коммунальными отходами, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 508 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 26341).
120. На территории мест общего пользования города Астаны не допускается сжигание отходов производства и потребления, а именно твердых бытовых отходов, тары, производственных, бытовых и опасных отходов.
121. Вывоз коммунальных отходов из многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений осуществляется собственниками, указанными организациями или по договору с организацией, осуществляющей вывоз отходов согласно экологическому законодательству Республики Казахстан.
122. Местный исполнительный орган, в лице уполномоченного органа в сфере природопользования:
1) осуществляет контроль, организацию и координацию деятельности подрядных организаций по ремонту и/или обслуживанию контейнеров организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан и Правилами;
2) осуществляет контроль за установкой и обслуживанием контейнеров для ртутьсодержащих отходов, устанавливаемых для сбора отходов, образовывающихся у населения;
3) принимает меры по исключению повреждения, самовольной установки (реконструкции), переноса площадок или контейнеров органами управления жилых домов;
4) при фактах вандализма в отношении площадки и контейнеров (повреждение, кража и т.д.), а также при участии представителя управляющей компании, обеспечивает прибытие на место сотрудников правоохранительных органов для осмотра места происшествия, фиксации противоправного деяния, установления суммы ущерба. Лишь после этого, организовываются ремонтно-восстановительные работы собственником площадки и/или контейнеров;
5) устанавливает минимальную стоимость операций по управлению коммунальными отходами и их опасными составляющими согласно утвержденным тарифам в соответствии с законодательством;
6) организует осуществление централизованного вывоза, раздельного сбора, переработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов, взаимодействие заинтересованных сторон, мероприятия по строительству (реконструкции), обустройству площадок и т.д. в соответствии с законодательством Республики Казахстан и Правилами.
123. Вывоз и утилизация отходов (производственные, строительные), образовавшихся во время строительно-монтажных работ, осуществляется в специально отведенные для этого места лицами, производившими этот ремонт, самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.
124. Вывоз коммунальных отходов осуществляется мусоровывозящими организациями в сроки, согласно утвержденному графику, установленному структурным подразделением местного исполнительного органа в сфере регулирования природопользования. Графики вывешиваются на контейнерных площадках.
125. Не допускается складирование отходов, образовавшихся во время ремонта, в места временного хранения отходов и на контейнерные площадки.
126. В случае если производитель отходов, осуществляющий свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке, в жилом или нежилом помещении на основании договора аренды или иного соглашения с собственником, не организовал сбор, вывоз и утилизацию отходов самостоятельно, обязанности по сбору, вывозу и утилизации отходов данного производителя отходов осуществляет собственник вышеперечисленных объектов недвижимости.
127. Для предотвращения засорения улиц, площадей, скверов и других общественных мест отходами производства и потребления устанавливаются специально предназначенные для временного хранения отходов емкости малого размера (урны, баки).
128. Установку емкостей для временного хранения отходов производства и потребления, их содержание и очистку осуществляют лица, осуществляющие уборку соответствующих территорий.
129. Урны (баки) содержат в исправном состоянии, очищают по мере накопления мусора, но не реже одного раза в месяц промывают и дезинфицируют.
130. Удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в мусоровозный транспорт, производится незамедлительно работником организации, осуществляющей сбор и вывоз отходов.
131. Уборка и очистка автобусных остановок производится организациями, в обязанность которых входит уборка территорий улиц и дорог, на которых расположены эти остановки.
132. Уборка и очистка конечных автобусных остановок, территорий диспетчерских пунктов обеспечивается организациями, эксплуатирующими данные объекты.
133. Уборка и очистка остановок, на которых расположены торговые объекты, осуществляется владельцами торговых объектов в границах прилегающих территорий, если иное не установлено договором.
134. Эксплуатацию и содержание в надлежащем санитарно-техническом состоянии водоразборных колонок, в том числе их очистка от мусора, льда и снега, а также обеспечение безопасных подходов к ним осуществляет организация, в чьей собственности находятся колонки. В случае отсутствия собственника такой водоразборной колонки, работы по устранению наледи осуществляют коммунальные службы города Астаны.
135. Организация работы по очистке и уборке территории рынков и прилегающих к ним территорий ведется в соответствии с Санитарными правилами "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам оптовой и розничной торговли пищевой продукцией", утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 августа 2021 года № ҚР ДСМ-73 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 23856).
136. Уборка мостов, путепроводов, пешеходных переходов, виадуков, прилегающих к ним территорий, а также содержание коллекторов, труб ливневой канализации и дождеприемных колодцев производится организациями, обслуживающими данные объекты.
137. Не допускается установка устройств наливных помоек, разлив помоев и нечистот за территорией домов и улиц, вынос отходов производства и потребления на уличные проезды.
138. Жидкие бытовые отходы необходимо вывозить по договору организациями, имеющими специальный транспорт.
139. Очистка и уборка водосточных канав, лотков, труб, дренажей, предназначенных для отвода поверхностных и грунтовых вод из дворов, производится участниками благоустройства территорий, ответственными за уборку соответствующих территорий.
140. Слив воды на тротуары, газоны, проезжую часть дороги не допускается, а при производстве аварийных работ слив воды разрешается только по специальным отводам или шлангам в близлежащие колодцы фекальной или ливневой канализации по согласованию с владельцами коммуникаций и с возмещением затрат на работы по водоотведению сброшенных стоков.
141. Железнодорожные пути, проходящие в черте населенного пункта в пределах полосы отчуждения (откосы выемок и насыпей, переезды, переходы через пути), убираются и содержатся силами и средствами железнодорожных организаций, эксплуатирующих данные сооружения.
142. Уборка и очистка территорий, отведенных для размещения и эксплуатации линий электропередач, газовых, водопроводных и тепловых сетей, осуществляется силами и средствами организаций, эксплуатирующих указанные сети и линии электропередач.
143. При очистке смотровых колодцев, подземных коммуникаций грунт, мусор, нечистоты складируются в специальную тару с немедленной вывозкой силами организаций, занимающихся очистными работами.
144. Сбор брошенных на улицах предметов, создающих помехи дорожному движению, осуществляется участниками благоустройства территорий, ответственные за уборку соответствующих территорий.
Параграф 2. Организация мероприятий по проведению уборки уличных территорий
145. Уборка территории города производится ежедневно с поддержанием чистоты и порядка в течение дня исходя из технических и санитарных требований.
146. Уборка придомовых территорий производится преимущественно в ранние утренние и поздние вечерние часы, когда количество пешеходов незначительно, в соответствии с утвержденным графиком уборки.
147. При проведении уборки не допускается перемещать на дорогу мусор, счищаемый с придомовых территорий, тротуаров и внутриквартальных проездов.
148. Пришедшие в негодность вследствие пожара либо истечения срока их эксплуатации жилые постройки, сараи и другие сооружения огораживаются забором, разбираются и очищаются от мусора их собственниками в соответствии с Правилами выдачи решения на проведение комплекса работ по постутилизации объектов (снос зданий и сооружений), утвержденными приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 29 апреля 2021 года № 202 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 22672).
149. Уборка таких сооружений производится собственниками в течение шести месяцев с момента определения их непригодными специальной комиссией.
Параграф 3. Организация мероприятий по проведению уборки территории города Астаны в зимний период
150. Уборка в зимний период дорог и проездов осуществляется в соответствии с требованиями Правил.
151. Убираемый снег вывозится в специально отведенные для этих целей места, определяемые аппаратами акимов районов города Астаны.
152. Технология и режимы производства уборочных работ на улицах и придомовых территориях обеспечивают беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов независимо от погодных условий.
153. К первоочередным мероприятиям зимней уборки территории населенного пункта относятся:
1) сгребание и подметание снега;
2) обработка проезжей части дорог, территорий общего пользования противогололедными материалами;
3) формирование снежного вала для последующего вывоза;
4) выполнение разрывов в валах снега на перекрестках, у остановок общественного пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов с внутриквартальных территорий.
154. К мероприятиям второй очереди относятся:
1) удаление (вывоз) снега;
2) зачистка прилотковой части дороги после удаления снега с проезжей части;
3) скалывание льда и уборка снежно-ледяных образований.
155. Снегоуборочные работы на проезжей части дорог необходимо начинать немедленно с началом снегопада. При длительных снегопадах и метелях циклы снегоочистки и обработки противогололедными материалами повторяются, обеспечивая безопасность движения пешеходов и транспортных средств.
156. Улицы, дороги, тротуары полностью убираются от снега и снежного наката в течение семидесяти двух часов после окончания снегопада.
157. В зимнее время собственникам зданий, строительных объектов, пандусов, террас и арендаторам зданий (паркингов), нежилых помещений необходимо организовывать своевременную уборку собственных и прилегающих территорий от снега и наледи, обеспечить их вывоз на снежный полигон самостоятельно или по договору с организациями.
158. Вывоз снега с дорог, улиц и проездов осуществляется в первую очередь от остановочных пунктов, наземных пешеходных переходов, с мостов и путепроводов, мест массового посещения людей (в том числе крупных магазинов, рынков, гостиниц, вокзалов, театров), въездов на территории медицинских учреждений и других объектов социального назначения в течение трех суток после окончания снегопада.
159. На дорогах, улицах и проездах с односторонним движением транспорта прилотковая часть дороги в течение всего зимнего периода постоянно очищается от снега и наледи до бортового камня.
160. Места временного складирования снега после снеготаяния очищаются от мусора.
161. В период снегопадов и гололеда места общего пользования тротуары и другие пешеходные зоны на территории города Астаны убираются от снега, обрабатываются противогололедными материалами. Время на обработку всей площади тротуаров не превышает шести часов с начала снегопада.
Малые архитектурные формы, а также пространство вокруг них и подходы к ним очищаются от снега и наледи.
162. Снегоуборочные работы (механизированное подметание и ручная зачистка) на тротуарах, пешеходных дорожках и остановочных пунктах начинаются сразу по окончании снегопада. При длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки противогололедными средствами повторяются, обеспечивая безопасность для пешеходов.
163. Тротуары и лестничные сходы мостовых сооружений очищаются на всю ширину до покрытия от свежевыпавшего или уплотненного снега (снежно-ледяных образований).
164. В период снегопада тротуары и лестничные сходы мостовых сооружений обрабатываются противогололедными материалами и расчищаются проходы для движения пешеходов.
165. Крышки люков, водопроводных и канализационных колодцев полностью очищаются от снега, льда и содержатся в состоянии, обеспечивающем возможность быстрого использования пожарных гидрантов.
166. Мосты, путепроводы, спуски, подъемы, перекрестки, пешеходные переходы, заездные карманы остановочных пунктов общественного транспорта, выездные автодороги посыпаются пескосоляной смесью.
167. При применении химических реагентов необходимо придерживаться установленных норм их распределения.
168. Очистка кровель и козырьков жилых домов, зданий, сооружений, строений от снега и наледи производится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц путем сбрасывания на землю. Удаление снежных и ледяных наростов на карнизах, крышах, козырьках, балконах, водосточных трубах и иных выступающих конструкциях жилых домов, зданий, сооружений, строений производится своевременно, по мере возникновения угрозы пешеходам, жилым домам, зданиям, сооружениям, строениям с вывозом сброшенных снега и ледяных наростов с пешеходных дорожек, проездов, тротуаров в течение суток в специально отведенные для этих целей места.
169. При наступлении оттепели сбрасывание снега следует производить незамедлительно.
170. Организация очистки крыш от снега и наледи, удаление снежных и ледяных наростов многоквартирных жилых домов осуществляются председателем объединения собственников имущества или доверенным лицом простого товарищества, либо на основании доверенности управляющим многоквартирным жилым домом или управляющей компанией самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
171. Организация очистки крыш, террас от снега и наледи, удаление снежных и ледяных наростов, а также уборка снега с закрытых территорий и вывоз снега и наледи осуществляются собственниками многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, зданий, строительных объектов, сооружений самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
Перед проведением работ по очистке крыш от снега и наледи необходимо провести охранные мероприятия (ограждение, дежурство), обеспечивающие безопасность граждан, лиц, осуществляющих данные работы, и транспортных средств, а также сохранность деревьев, кустарников, воздушных линий уличного электроосвещения, средств размещения информации, светофорных объектов, дорожных знаков, линий связи и других объектов, в том случае, если эти объекты установлены в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
172. При уборке территорий общего пользования допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии обеспечения сохранности зеленых насаждений и оттока талых вод.
173. Не допускается:
1) выдвигать или перемещать на проезжую часть дорог, улиц и проездов снег, счищаемый с внутриквартальных, придомовых территорий, территорий организаций, предприятий, учреждений, строительных площадок;
2) осуществлять переброску и перемещение загрязненного снега, а также сколов льда на газоны, цветники, кустарники и другие участки с зелеными насаждениями;
3) складировать снег к стенам зданий и на трассах тепловых сетей.
174. При уборке внутриквартальных проездов и придомовых территорий в первую очередь расчищаются пешеходные дорожки, проезды во дворы и подъезды к местам размещения контейнеров для сбора отходов производства и потребления.
Внутриквартальная уборка территорий жилых домов производится согласно графику.
Руководители подрядных организаций уведомляют о графике уборки внутриквартальных территорий жилых домов руководителей обслуживающих организаций, председателей объединения собственников имущества или доверенных лиц простого товарищества либо на основании доверенности управляющих многоквартирными жилыми домами или управляющие компании и иных смежных землепользователей самостоятельно.
175. Собираемый из дворов и внутриквартальных проездов снег складируется на придомовой и внутриквартальной территориях таким образом, чтобы оставались свободные места для проезда транспортных средств и прохода граждан, не допуская при этом повреждения зеленых насаждений. Площадки для складирования снега подготавливаются заблаговременно. С этих участков обеспечивается отвод талых вод в сеть ливневой канализации. При отсутствии возможности организации таких площадок снег вывозится.
176. После таяния снега производится очистка тротуаров, внутриквартальных, придомовых и прилегающих территорий, территорий мест общего пользования от загрязнений, образовавшихся в зимний период.
177. Период осенне-зимней уборки устанавливается ежегодно в зависимости от климатических условий по решению уполномоченного государственного учреждения акимата города Астаны в сфере коммунального хозяйства. При этом сроки проведения осенне-зимней уборки могут изменяться.
Параграф 4. Организация мероприятий по проведению уборки территории города Астаны в летний период
178. Периодичность выполнения основных мероприятий по уборке регулируется с учетом погодных условий и значимости (категорий) улиц.
179. В летний период уборки производятся следующие виды работ:
1) подметание, мойка и поливка проезжей части дорог, тротуаров, придомовых территорий;
2) очистка от грязи, мойка, покраска ограждений и бордюрного камня;
3) зачистка прилотковой части дороги;
4) очистка газонов, цветников и клумб от мусора, веток, листьев, сухой травы, отцветших соцветий и песка;
5) вывоз мусора в места санкционированного складирования, обезвреживания и утилизации;
6) уборка мусора с придомовых территорий, включая территории, прилегающие к домам частной застройки;
7) скашивание травы.
180. В период листопада производится сгребание и вывоз опавших листьев с проезжей части дорог, мест общего пользования, прилегающих, придомовых территорий. Сгребание листвы к комлевой части деревьев и кустарников не допускается.
181. Подметание городских территорий производится:
1) тротуаров – ежедневно в течение дня по мере накопления загрязнений;
2) придомовых территорий – ежедневно в течение дня по мере необходимости;
3) иных территорий, в том числе территорий мест общего пользования, прилегающих территорий – по мере накопления загрязнений с учетом необходимости обеспечения чистоты.
182. Полив проезжей части, тротуаров, подъездных путей, придомовой территории производится:
1) для улучшения микроклимата в жаркую погоду при температуре воздуха выше 25-ти градусов (по Цельсию);
2) для снижения запыленности, по мере необходимости.
183. Остановочные пункты полностью очищаются от грунтово-песчаных наносов, различного мусора и промываются. Уборка проводится в часы наименьшего движения пешеходов и минимального скопления пассажиров.
184. Разделительные полосы, выполненные из железобетонных блоков, очищаются от песка, грязи и мелкого мусора по всей поверхности. Разделительные полосы, выполненные в виде газонов, очищаются от мусора.
185. Металлические ограждения, дорожные знаки и указатели промываются.
186. Для исключения застоев дождевой воды крышки люков и патрубки дождеприемных колодцев постоянно очищаются от сметы и других загрязнений.
187. Скос травы производится с последующим вывозом.
188. В период листопада опавшие листья своевременно убирают и вывозят на специально отведенные участки или на поля компостирования.
189. При производстве летней уборки не допускается:
1) сбрасывать мусор на зеленые насаждения, в смотровые колодцы инженерных сетей, реки и водоемы, на проезжую часть дорог и тротуары;
2) выбивать струей воды смет и мусор на тротуары и газоны при мойке проезжей части;
3) разводить костры и сжигать мусор, листву, тару, отходы производства и потребления, за исключением срезания и организованного сжигания частей растений, зараженных карантинными вредителями и болезнями;
4) откачивать воду на проезжую часть при ликвидации аварий на водопроводных, канализационных и тепловых сетях.