ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916) следующие изменения и дополнение:
Государственный общеобязательный стандарт высшего образования, утвержденный указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;
в Государственном общеобязательном стандарте послевузовского образования, утвержденном указанным приказом:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования (далее – ГОСО) разработан в соответствии с подпунктом 12) пункта 15 Положения о Министерстве науки и высшего образования Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2022 года № 580 "О некоторых вопросах Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан" (далее – Положение).
ГОСО определяет требования к содержанию образования с ориентиром на результаты обучения, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, уровню подготовки обучающихся и сроку обучения в организациях высшего и (или) послевузовского образования (далее - ОВПО), в том числе в военных специальных учебных заведениях (далее – ВСУЗ), независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности.
В организациях образования при Президенте Республики Казахстан, при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан содержание образования и технологии обучения определяются самостоятельно в соответствии с особым статусом, в том числе для обучающихся в рамках государственного образовательного заказа.";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Подготовка кадров в магистратуре осуществляется на базе образовательных программ по двум направлениям:
1) научно-педагогическому;
2) профильному.";
дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
"3-1. Содержание образовательной программы магистратуры состоит из:
1) теоретического обучения, включающее изучение циклов базовых и профилирующих дисциплин;
2) практической подготовки магистрантов: профессиональная практика;
3) научно-исследовательской работы, включающую выполнение магистерской диссертации, – для научно-педагогической магистратуры, или экспериментально-исследовательской работы, включающую выполнение магистерского проекта, – для профильной магистратуры.
Для ВСУЗов – выполнение магистерской диссертации или магистерского проекта;
4) итоговой аттестации.";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Перечень дисциплин ВК и КВ определяется ОВПО самостоятельно. При этом учитываются потребности рынка труда и магистрантов.
ВК цикла БД образовательных программ магистратуры научно-педагогического направления включает дисциплины, предусматривающие формирование компетенций в области истории и философии науки, владения профессиональным иностранным языком, психолого-педагогического цикла, включающие методику и методы преподавания и технологию обучения, для профильного направления – дисциплины, предусматривающие формирование компетенций в области владения профессиональным иностранным языком, управленческие компетенции и навыки руководства, за исключением ВСУЗов.
ОВПО разрабатывают междисциплинарные программы по дисциплинам ВК цикла БД.";
пункт 16 исключить;
пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17. Образовательная программа научно-педагогической магистратуры включает два вида практик, которые проводятся параллельно с теоретическим обучением или в отдельный период:
1) педагогическую в цикле БД– в ОВПО (во ВСУЗах в цикле БД или ДВО);
2) исследовательскую в цикле ПД – по месту выполнения диссертации (во ВСУЗах в рамках НИР или цикле ПД).";
пункт 22 изложить в следующей редакции:
"22. В рамках научно-исследовательских (экспериментально-исследовательских) работы магистранта (далее – НИРМ (ЭИРМ) индивидуальным планом работы магистранта для ознакомления с инновационными технологиями и новыми видами производств предусматривается обязательное прохождение научной стажировки в научных организациях и (или) организациях соответствующих отраслей или сфер деятельности.
Место прохождения научной стажировки соответствует научному направлению образовательной программы и тематике исследования.
Продолжительность стажировки составляет не менее 14 календарных дней.
ОВПО совместно с организацией, на базе которой проходит стажировка, утверждает программу стажировки и понедельный план.
НИРМ (ЭИРМ) планируется параллельно с другими видами учебной работы или в отдельный период.
В ВСУЗах научная стажировка осуществляется в рамках НИРМ, порядок прохождения стажировки определяется в соответствии с подпунктом 11) статьи 5-1 Закона.";
пункт 28 изложить в следующей редакции:
"28. Основные результаты магистерской диссертации (проекта) представляются не менее, чем в одной публикации и (или) одном выступлении на научно-практической конференции.";
пункт 30 изложить в следующей редакции:
"30. В течение двух месяцев после зачисления магистранта приказом руководителя ОВПО на основании решения ученого совета утверждается тема магистерской диссертации (проекта) и назначается научный руководитель. С учетом результатов НИРМ (ЭИРМ) допускается корректировка темы магистерской диссертации (проекта).";
пункты 48, 49, 50 и 51 изложить в следующей редакции:
"48. Подготовка кадров в магистратуре осуществляется на базе образовательных программ высшего образования. При поступлении в случае несовпадения профиля образовательной программы магистратуры с образовательной программой высшего образования магистранту устанавливаются пререквизиты для освоения.
Перечень необходимых пререквизитов и сроки их освоения определяются ОВПО самостоятельно. Пререквизиты осваиваются на платной основе.
В качестве пререквизитов магистрант представляет результаты обучения неформального образования соответствующего уровня, признание которых осуществляется ОВПО в соответствии с Правилами признания результатов обучения, полученных через неформальное образование, а также результатов признания профессиональной квалификации, утвержденных совместным приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 24 октября 2023 года № 544 и Министра просвещения Республики Казахстан от 24 октября 2023 года № 322 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33580).
Результаты обучения по программам высшего специального образования приравниваются к результатам обучения по соответствующим программам магистратуры по профильному направлению.
Для ВСУЗов результаты обучения по программам высшего специального образования приравниваются к результатам обучения по соответствующим программам магистратуры профильного направления при наличии образования видовой академии.
49. Лицам, завершившим обучение по образовательной программе МВА/ЕМВА и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присуждается степень "магистр делового администрирования" и выдается диплом о послевузовском образовании с приложением (транскрипт) бесплатно.
50. Учебная нагрузка измеряется временем, требуемым магистранту для изучения учебной дисциплины, модуля или всей образовательной программы магистратуры и необходимыми для достижения ее результатов обучения.
51. Учебная нагрузка включает всю учебную деятельность магистранта – лекции, семинары, групповые занятия, групповые упражнения, практические занятия, курсовые работы (проекты), практическую и лабораторные работу, студийные занятия, практику, научно-исследовательскую работу (экспериментально-исследовательскую работу), выполнение магистерской диссертации (проекта), самостоятельную работу, в том числе под руководством преподавателя.";
пункты 54 и 55 изложить в следующей редакции:
"54. При определении учебной нагрузки магистранта исходят из того, что учебный год состоит из академических периодов, формы которого (семестр – 15 недель, триместр – 10 недель, квартал – 7-8 недель) определяются ОВПО самостоятельно или научной организацией, периода итоговой аттестации (на выпускном курсе).
Допускается использование комбинированных форм организации академических периодов.
55. Полная учебная нагрузка одного учебного года соответствует не менее 60 академическим кредитам и соответствует не менее 1800 академическим часам за один учебный год.";
пункт 63 изложить в следующей редакции:
"63. Срок обучения в магистратуре определяется объемом освоенных академических кредитов. При освоении установленного объема академических кредитов и достижении ожидаемых результатов обучения образовательная программа магистратуры считается полностью завершенной.";
пункт 64 исключить;
пункт 67 изложить в следующей редакции:
"67. Подготовка кадров в докторантуре осуществляется по двум направлениям:
1) научно-педагогическому (докторантура PhD) – на базе образовательной программы магистратуры;
2) профильному, включая программу индустриального PhD и программу DBA – на базе образовательной программы магистратуры или высшего специального образования, приравненной к профильной магистратуре.
При этом программа индустриального PhD реализуется в таких областях образования, как "Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли", "Естественные науки, математика и статистика" (техническая физика), "Информационно-коммуникационные технологии".
При поступлении в случае несовпадения профиля образовательной программы докторантуры с программой магистратуры докторанту устанавливаются пререквизиты для освоения (в ВСУЗах пререквизиты не устанавливается), которые должны покрыть основные результаты обучения профиля программы предыдущего уровня образования.
Перечень и объем необходимых пререквизитов и сроки их освоения определяются ОВПО самостоятельно.
При поступлении магистра профильного направления магистратуры в докторантуру PhD ему дополнительно устанавливаются в качестве пререквизитов образовательная программа педагогического профиля, за исключением ВСУЗов.
Пререквизиты осваиваются на платной основе, за исключением ВСУЗов.
В качестве пререквизитов докторант представляет результаты обучения неформального образования соответствующего уровня, признание которых осуществляется ОВПО в установленном порядке.";
пункт 69 изложить в следующей редакции:
"69. Образовательная программа подготовки доктора по профилю предполагает фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку, экспериментально-исследовательскую работу в соответствующей сфере профессиональной деятельности по соответствующим направлениям науки для отраслей национальной экономики, социальной сферы: образования, медицины, права, искусства, экономики, бизнес-администрирования, инженерии, естествознания, информационных технологий и в области национальной безопасности и военного дела.";
пункты 71, 72, и 73 изложить в следующей редакции:
"71. Практика проводится с целью формирования практических навыков научной, научно-педагогической и профессиональной деятельности.
Образовательная программа докторантуры включает:
1) педагогическую и исследовательскую практику – для обучающихся по программе доктора философии;
2) производственную практику – для обучающихся по программе профильной докторантуры.
В период педагогической практики докторанты привлекаются к проведению занятий в бакалавриате и магистратуре.
Исследовательская практика докторанта проводится с целью изучения новейших теоретических, методологических и технологических достижений отечественной и зарубежной науки, а также закрепления практических навыков, применения современных методов научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных в диссертационном исследовании.
Производственная практика докторанта проводится с целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, и повышения профессионального уровня.
Практика докторанта по программе профильной докторантуры в областях образования "Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли", "Естественные науки, математика и статистика", "Информационно-коммуникационные технологии" проводится на базе предприятия-партнера с целью формирования у докторантов фундаментальных интегрированных научных знаний и профессиональных компетенций, стратегического видения развития индустрии, умения создания научных прикладных инноваций, генерации новых инженерных решений.
Содержание исследовательской и производственной практик определяется темой докторской диссертации.
72. Научная составляющая образовательной программы докторантуры формируется из научно-исследовательской (далее – НИРД) или экспериментально-исследовательской работы (далее – ЭИРД) докторанта, научных публикаций, написания и защиты докторской диссертации.
Объем научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы докторанта составляет 123 академических кредита в общем объеме образовательной программы докторантуры.
ОВПО самостоятельно определяет форму, место и сроки организации НИРД (ЭИРД).
В ВСУЗах объем научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы докторанта составляет не более 123 академических кредитов.
73. В рамках НИРД (ЭИРД) индивидуальным планом работы докторанта для ознакомления с инновационными технологиями и новыми видами производств предусматривается обязательное прохождение стажировки в научных организациях и (или) организациях соответствующих отраслей или сфер деятельности, в том числе за рубежом.
ОВПО самостоятельно определяет место и сроки прохождения стажировки докторанта, при этом продолжительность стажировки составляет не менее 30 календарных дней.
Содержание программы стажировки соответствует профилю исследования докторанта.
Программа стажировки утверждается ОВПО совместно с организацией, на базе которой организована стажировка.
Стажировка осуществляется лицами, имеющими предварительные результаты исследований и (или) публикации по теме исследования.
Результаты стажировки рассматриваются на научном семинаре ОВПО.
В ВСУЗах порядок прохождения научной стажировки определяется в соответствии с подпунктом 11) статьи 5-1 Закона.";
пункты 75 и 76 изложить в следующей редакции:
"75. Требования к ЭИРД обучающегося по программе доктора по профилю:
1) соответствие основной проблематике образовательной программы докторантуры, по которой защищается докторская диссертация;
2) актуальна и содержит научную новизну и практическую значимость;
3) основывается на современных достижениях науки, техники и производства и содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач комплексного, межфункционального характера;
4) выполняется с применением передовых информационных технологий;
5) содержит экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.
ЭИРД по программам доктора по профилю в областях образования "Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли", "Естественные науки, математика и статистика", "Информационно-коммуникационные технологии" проводится на базе предприятия-партнера и направлена на проведение прикладных исследований, выработку рационализаторского предложения в виде технического решения, признаваемого в соответствии с Методикой определения уровней готовности технологий и технологической готовности организаций, утвержденной приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 10 января 2025 года № 8 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 35634).
76. Ежегодно по завершении учебного года докторант проходит аттестацию на предмет выполнения индивидуального плана работы. Процедура проведения аттестации докторанта определяется ОВПО самостоятельно.";
пункты 80 и 81 изложить в следующей редакции:
"80. Тема докторской диссертации определяется в течение первого семестра и утверждается решением ученого совета. С учетом результатов НИРД (ЭИРД) и (или) полученных научных (экспериментальных) результатов или повторного утверждения научного обоснования диссертационного исследования (research proposal (ресорч пропозал)) допускается корректировка темы докторской диссертации.
При включении в содержание диссертационного исследования сведения для служебного пользования или материалов, содержащих государственные секреты, а также составляющих коммерческую тайну, теме и диссертационному исследованию присваивается соответствующий гриф в установленном законодательством порядке.
81. Содержание диссертационного исследования направлено на реализацию национальных приоритетов, фундаментальных или прикладных исследований.";
пункт 83 изложить в следующей редакции:
"83. Структура образовательной программы докторантуры по научно – педагогическому направлению приведена согласно приложению 7 к настоящему ГОСО.
Структура образовательной программы профильной докторантуры приведена согласно приложению 10 к настоящему ГОСО, для ВСУЗов - согласно приложению 11 к настоящему ГОСО.
Для ВСУЗов структура образовательной программы докторантуры по научно-педагогическому направлению приведена согласно приложению 8 к настоящему ГОСО.
Образовательные программы докторантуры структурируются по принципу модульного обучения.";
пункт 85 изложить в следующей редакции:
"85. Целью итоговой аттестации является оценка научно-теоретического и исследовательско-аналитического уровня докторанта, сформированных профессиональных и управленческих компетенций, готовности к самостоятельному выполнению профессиональных задач и соответствие его подготовки требованиям профессионального стандарта и образовательной программы докторантуры.
Целью итоговой аттестации образовательных программ профильной докторантуры в областях образования "Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли", "Естественные науки, математика и статистика", "Информационно-коммуникационные технологии" является оценка вклада докторанта в исследовательское и (или) инновационное развитие предприятия-партнера, инженерно-технического решения и уровня сформированности профессиональных и управленческих компетенций, готовности к самостоятельному выполнению профессиональных задач и соответствие его подготовки требованиям профессионального стандарта и образовательной программы докторантуры.";
пункт 91 изложить в следующей редакции:
"91. Результаты исследований докторанта образовательной программы DBA публикуются не менее чем в 7 (семи) научных изданиях, журналах, в том числе не менее 3 (трех) в научных изданиях дальнего зарубежья и представленных на международных научных конференциях.
Результаты исследований докторанта проходят публичное обсуждение.";
пункт 93 изложить в следующей редакции:
"93. Преподавание на программах DBA обеспечивается профессорско-преподавательским составом, имеющими ученую степень или степень доктора философии PhD/доктора по профилю, или степень DBA или лицами с опытом управленческой, консалтинговой работы, обладающими профессиональными знаниями и навыками по направлению подготовки.";
пункты 96 и 97 изложить в следующей редакции:
"96. Учебная нагрузка измеряется временем, требуемым докторанту для изучения учебной дисциплины, модуля или всей образовательной программы докторантуры и необходимым для достижения ее результатов обучения.
97. Учебная нагрузка включает учебную деятельность докторанта, научно-исследовательскую работу (экспериментально-исследовательскую работу), написание и защиту докторской диссертации.
При этом, обучающийся профильной докторантуры в областях образования "Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли", "Естественные науки, математика и статистика", "Информационно-коммуникационные технологии" совмещает работу с обучением на основе трехстороннего договора между докторантом, ОВПО и предприятии, в рамках которого докторант решает реальные производственные задачи в производственных условиях предприятия-партнера.";
пункты 100 и 101 изложить в следующей редакции:
"100. При определении учебной нагрузки докторанта исходят из того, что учебный год состоит из академических периодов, формы которого (семестр – 15 недель, триместр – 10 недель, квартал – 7-8 недель) определяются ОВПО или научной организацией, периода итоговой аттестации (на выпускном курсе).
Допускается использование комбинированных форм организации академических периодов.
101. Полная учебная нагрузка одного учебного года соответствует 60 академическим кредитам и соответствует 1800 академическим часам за один учебный год.";
пункт 108 изложить в следующей редакции:
"108. Лица, получившие степень доктора PhD, по профилю для углубления научных знаний, решения научных и прикладных задач по специализированной теме выполняет постдокторскую программу или проводить научные (экспериментальные) исследования под руководством ведущего ученого выбранной ОВПО или высококвалифицированного специалиста соответствующей отрасли или сферы деятельности.";
пункты 111 и 112 изложить в следующей редакции:
"111. Срок обучения в докторантуре определяется объемом освоенных академических кредитов. При освоении установленного объема академических кредитов и достижении ожидаемых результатов обучения для получения степени доктора философии (PhD) или по профилю образовательная программа докторантуры считается полностью завершенной.
112. Подготовка кадров в докторантуре осуществляется на базе образовательных программ магистратуры по двум направлениям:
1) научно-педагогическому со сроком обучения не менее трех лет;
2) профильному, включая программу индустриального PhD и программу DBA со сроком обучения не менее трех лет.";
пункт 113 исключить;
приложения 1, 3, 5, 6 и 11 к Государственному общеобязательному стандарту послевузовского образования изложить в новой редакции согласно приложениям 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему приказу.
2. Комитету высшего и послевузовского образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его размещение на интернет-ресурсе Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра науки и высшего образования Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министрдің міндеттін атқарушы | Т. Ешенкулов |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Генеральная прокуратура
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Аппарат Высшего Судебного Совета
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство обороны
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры и информации
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
Приложение 1 от 4 марта 2025 года № 90 |
|
Приложение 1 к приказу Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 |
Государственный общеобязательный стандарт высшего образования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования (далее – ГОСО) разработан в соответствии с подпунктом 12) пункта 15 Положения о Министерстве науки и высшего образования Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2022 года № 580 "О некоторых вопросах Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан" (далее – Положение).
ГОСО определяет требования к содержанию образования с ориентиром на результаты обучения, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, уровню подготовки обучающихся и сроку обучения в организациях высшего и (или) послевузовского образования (далее - ОВПО), в том числе в военных специальных учебных заведениях (далее – ВСУЗ), независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности.
2. В ГОСО применяются следующие термины и определения:
1) квалификационные характеристики в ВСУЗах – знания, умения и навыки, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности в сфере обороны Республики Казахстан и соответствующей должности;
2) профессиональные компетенции в ВСУЗах – знания, умения и навыки, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности в системе национальной безопасности и правоохранительных органов в соответствующей должности;
3) бакалавриат – высшее образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров с присуждением степени "бакалавр" по соответствующей специальности;
4) срез знаний, обучающихся – оценка учебных достижений, обучающихся за академический период обучения;
5) дескрипторы (descriptors (дескрипторс)) – описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных обучающимися по завершению изучения образовательной программы соответствующего уровня (ступени) высшего и послевузовского образования, базирующиеся на результатах обучения, сформированных компетенциях и академических кредитах;
6) дипломный проект – выпускная работа студента, представляющая собой самостоятельное решение прикладных задач, соответствующих профилю образовательной программы, выполненное с применением проектных подходов и (или) в виде подготовки бизнес-проектов, модели, а также проектов творческого характера и других проектов;
6-1) дипломная работа – выпускная работа, представляющая собой обобщение результатов самостоятельного изучения студентом актуальной проблемы соответствующей профилю образовательной программы;
7) Европейская система трансферта (перевода) и накопления кредитов (ECTS (еситиэс)) – способ перевода кредитов, полученных студентом за рубежом, в кредиты, которые засчитываются для получения ими степени по возвращении в свою организацию образования, а также накопления кредитов в рамках образовательных программ;
8) индивидуальный учебный план (далее – ИУП) – учебный план студента, самостоятельно формируемый им на каждый учебный год с помощью эдвайзера на основании образовательной программы и каталога элективных дисциплин;
9) высшее специальное образование (специалитет) – уровень высшего образования, направленный на подготовку кадров с присвоением квалификации специалиста по соответствующей образовательной программе с обязательным освоением не менее 300 академических кредитов;
10) вузовский компонент (далее – ВК) - перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов академических кредитов, определяемых ОВПО самостоятельно для освоения образовательной программы;
11) наращиваемые степени (Stackable degree (стакэбл дегри)) – совокупность навыков и компетенций из различных областей или сфер профессиональной деятельности, полученных через формальное и неформальное образование;
12) компетенции – способность практического использования приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;
13) микроквалификация – объем знаний, навыков и компетенций, достаточный для выполнения одной отдельной трудовой функции по профессиональному стандарту (или в рамках соответствующей профессии), полученный за период краткосрочного обучения;
14) обязательный компонент – перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов академических кредитов, установленных ГОСО, и изучаемых студентами в обязательном порядке по программе обучения;
15) нано-кредит – унифицированная единица измерения маленького объема учебного материала, имеющая самостоятельный и завершенный характер;
16) рабочий учебный план (далее – РУП) – учебный документ, разрабатываемый ОВПО самостоятельно на основе образовательной программы и индивидуальных учебных планов студентов;
17) компонент по выбору – перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов академических кредитов, предлагаемых ОВПО, самостоятельно выбираемых студентами в любом академическом периоде с учетом их пререквизитов и постреквизитов;
в ВСУЗах РУП – учебный документ, разрабатываемый ВСУЗам самостоятельно на основе образовательной программы и квалификационных требований, характеристик;
18) типовая учебная программа (далее – ТУПр) – учебный документ дисциплины обязательного компонента образовательной программы, который определяет содержание, объем, рекомендуемую литературу в соответствии с подпунктом 13) пункта 15 Положения;
19) результаты обучения – подтвержденный оценкой объем знаний, умений, навыков, приобретенных, демонстрируемых обучающимся по освоению образовательной программы, и сформированные ценности и отношения.
Глава 2. Требования к содержанию высшего образования с ориентиром на результаты обучения
3. Образовательные программы высшего образования разрабатываются с учетом результатов обучения, при формулировании которых ОВПО руководствуется Европейской системой трансферта (перевода) и накопления кредитов (ECTS):
1) результаты обучения адекватно отражают контекст, уровень, объем и содержание программы;
2) формулировка результатов обучения является лаконичной и не слишком детализированной;
3) результаты обучения характеризуются взаимосвязанностью;
4) результаты обучения являются понятными и верифицируются с приобретенными в процессе обучения обучающегося компетенциями;
5) результаты обучения являются достижимыми в соответствии с установленным объемом учебной нагрузки;
6) результаты обучения, связанные с соответствующей учебной деятельностью, методами и критериями оценки;
7) количество результатов обучения рекомендуемое к овладению обучающимся соответствуют дескрипторам, представленным в пункте 35 настоящего ГОСО.
3-1. Структура образовательной программы высшего образования состоит из дисциплин трех циклов – общеобразовательные дисциплины (далее – ООД), базовые дисциплины (далее – БД) и профилирующие дисциплины (далее – ПД) и приведено в приложениях 1 и 2 к настоящему ГОСО.
Цикл ООД включает дисциплины обязательного компонента (далее – ОК), вузовского компонента (далее – ВК) и (или) компонента по выбору (далее – КВ).
Циклы БД и ПД включают дисциплины ВК и КВ.
В ВСУЗах цикл ООД состоит из дисциплин обязательного и вузовского компонентов, циклы БД и ПД из дисциплин вузовского компонента, структура которых приведена в приложении 3 к настоящему ГОСО.
4. ОВПО не сокращает объем дисциплин обязательного компонента в перечне цикла ООД, содержание которых определяется ТУПр. Исключение составляют сокращенные образовательные программы высшего образования с ускоренным сроком обучения на базе технического и профессионального, послесреднего или высшего образования.
Содержание учебных дисциплин "История Казахстана" и "Философия" цикла ООД определяется ТУПр, за исключением образовательных программ соответствующего профиля.
Для повышения качества профессиональной подготовки и учета специфики направлений подготовки кадров ОВПО самостоятельно вносит изменения в содержание дисциплин "Иностранный язык", "Русский язык", "Информационно-коммуникационные технологии", "Физическая культура", определяемые ТУПр.
В содержание дисциплины "Казахский язык" и модуля социально-политических знаний ОВПО самостоятельно вносит изменения до 50%, определяемое ТУПр.
Филиалы зарубежных ОВПО и (или) иностранные ОВПО, созданные на территории Республики Казахстан в соответствии с пунктом 4 статьи 65 Закона Республики Казахстан "Об образовании" (далее-Закон), самостоятельно вносят изменения в содержание дисциплин цикла ООД, определяемое ТУПр, и (или) заменяют дисциплины цикла ООД, за исключением дисциплин "История Казахстана", "Казахский язык" и "Философия".
ОВПО осуществляет признание ранее освоенных результатов обучения по учебным дисциплинам цикла ООД лицам, обучающимся по образовательным программам, предусматривающие сокращенные сроки обучения на базе технического и профессионального, послесреднего или высшего образования. При этом, лица, обучающиеся по сокращенным образовательным программам на базе технического и профессионального, послесреднего образования изучают дисциплину "История Казахстана".
В ВСУЗах содержание учебных дисциплин цикла ООД определяется ВСУЗами самостоятельно.
5. ВК и КВ определяются ОВПО самостоятельно и учитывают потребности рынка труда, ожидания работодателей и индивидуальные интересы обучающегося.
В ВСУЗах вузовский компонент учитывает специфику требований ВСУЗ к квалификационным характеристикам, квалификационным требованиям, сложившиеся научные школы в конкретном ВСУЗ.
6. Объем цикла ООД составляет 56 академических кредитов. Из них 51 академический кредит отводится на дисциплины обязательного компонента: История Казахстана, Философия, Казахский (русский) язык, Иностранный язык, Информационно-коммуникационные технологии, Физическая культура, Модуль социально-политических знаний (политология, социология, культурология, психология).
При этом обучающиеся ОВПО всех образовательных программ и (или) направлений подготовки кадров на уровне бакалавриата по дисциплине "История Казахстана" сдают государственный экзамен по ее завершению в том же академическом периоде.
Дисциплины обязательного компонента цикла ООД:
1) направлены на формирование мировоззренческой, гражданской и нравственной позиций будущего специалиста, конкурентоспособного на основе владения информационно-коммуникационными технологиями, выстраивания программ коммуникации на казахском, русском и иностранном языках, ориентации на здоровый образ жизни, самосовершенствование и профессиональный успех;
2) формируют систему ключевых компетенций, обеспечивающих социально-культурное развитие личности будущего специалиста на основе сформированности его мировоззренческой, гражданской и нравственной позиций;
3) развивают способности к межличностному социальному и профессиональному общению на казахском, русском и иностранном языках;
4) способствуют развитию цифровой грамотности через овладение и использование современных информационно-коммуникационных технологий во всех сферах своей жизни и деятельности;
5) формируют навыки саморазвития и образования в течение всей жизни;
6) формируют личность, способную к мобильности в современном мире, критическому мышлению и физическому самосовершенствованию.
В период прохождения ОВПО государственного контроля, обучающиеся подтверждают достигнутые результаты обучения по дисциплинам обязательного компонента цикла ООД по итогам среза знаний обучающихся.
7. По завершению изучения обязательных дисциплин цикла ООД обучающийся:
1) оценивает окружающую действительность на основе мировоззренческих позиций, сформированных знанием основ философии, которые обеспечивают научное осмысление и изучение природного и социального мира методами научного и философского познания;
2) интерпретирует содержание и специфические особенности мифологического, религиозного и научного мировоззрения;
3) аргументирует собственную оценку всему происходящему в социальной и производственной сферах;
4) проявляет гражданскую позицию на основе глубокого понимания и научного анализа основных этапов, закономерностей и своеобразия исторического развития Казахстана;
5) использует методы и приемы исторического описания для анализа причин и следствий событий истории Казахстана;
6) оценивает ситуации в различных сферах межличностной, социальной и профессиональной коммуникации с учетом базового знания социологии, политологии, культурологи и психологии;
7) синтезирует знания данных наук как современного продукта интегративных процессов;
8) использует научные методы и приемы исследования конкретной науки, а также всего социально-политического кластера;
9) вырабатывает собственную нравственную и гражданскую позицию;
10) оперирует общественными, деловыми, культурными, правовыми и этическими нормами казахстанского общества;
11) демонстрирует личностную и профессиональную конкурентоспособность;
12) применяет на практике знания в области общественно-гуманитарных наук, имеющего мировое признание;
13) осуществляет выбор методологии и анализа;
14) обобщает результаты исследования;
15) синтезирует новое знание и презентовать его в виде гуманитарной общественно значимой продукции;
16) вступает в коммуникацию в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранном языках для решения задач межличностного, межкультурного и производственного (профессионального) общения;
17) осуществляет использование языковых и речевых средств на основе системы грамматического знания; анализировать информацию в соответствии с ситуацией общения;
18) оценивает действия и поступки участников коммуникации;
19) использует в личной деятельности различные виды информационно-коммуникационных технологий: интернет-ресурсы, облачные и мобильные сервисы по поиску, хранению, обработке, защите и распространению информации;
20) выстраивает личную образовательную траекторию в течение всей жизни для саморазвития и карьерного роста, ориентироваться на здоровый образ жизни для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности посредством методов и средств физической культуры;
21) знает и понимает основные закономерности истории Казахстана, основы философских, социально-политических, экономических и правовых знаний, коммуникации в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранном языках;
22) применяет освоенные знания для эффективной социализации и адаптации в изменяющихся социокультурных условиях;
23) владеет навыками количественного и качественного анализа социальных явлений, процессов и проблем.
8. Дисциплины ВК и (или) КВ цикла ООД составляют 5 академических кредитов.
9. ОВПО разрабатывают междисциплинарные учебные программы по дисциплинам цикла ООД и направленные на формирование у обучающихся компетенций в области экономики и права, предпринимательства и финансовой грамотности.
10. Для ВСУЗов объем цикла ООД составляет 56 академических кредитов. Из них 51 академический кредит отводится на дисциплины обязательного компонента: История Казахстана, Философия, Казахский (русский) язык, Иностранный язык, Информационно-коммуникационные технологии, Физическая подготовка, Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология).
В ВСУЗах дисциплины ВК цикла ООД составляют 5 академических кредитов.
11. Цикл БД и ПД включает изучение учебных дисциплин, виды профессиональных практик и составляет не менее 176 академических кредитов.
Для ВСУЗов циклы БД и ПД включают изучение учебных дисциплин, все виды практик и составляют не менее 178 академических кредитов.
В ВСУЗах виды практик определяются в соответствии с подпунктом 11) статьи 5-1 Закона.
12. Обучающийся при формировании индивидуального учебного плана в рамках вузовского компонента и (или) компонента по выбору выбирает дисциплины по основной образовательной программе (Major (мейджер)) и (или) по дополнительной образовательной программе (Minor (майнор)).
13. Итоговая аттестация составляет не менее 8 академических кредитов в общем объеме образовательной программы высшего образования.
ОВПО самостоятельно определяет форму и процедуру проведения итоговой аттестации.
14. В ВСУЗах итоговая аттестация составляет не менее 6 академических кредитов в общем объеме образовательной программы высшего образования.
Формы проведения итоговой аттестации определяются Правилами текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утверждаемых государственными органами, в ведении которых находятся ВСУЗы.
15. Целью итоговой аттестации является оценка результатов обучения, достигнутых по завершению изучения образовательной программы высшего образования.
16. ОВПО и ВСУЗы самостоятельно определяют дополнительные виды обучения.
17. Военная подготовка обеспечивается в пределах государственного образовательного заказа или на платной основе в рамках дополнительных видов обучения.
Освоение других видов дополнительного обучения обеспечивается на платной основе, за исключением ВСУЗов.
18. ОВПО, внедряющие программы трехъязычного образования, осуществляют планирование и организацию образовательной деятельности на трех языках: языке обучения, втором и английском языках.
ОВПО самостоятельно определяет процентное соотношение дисциплин, преподаваемых на языке обучения, втором и английском языках.
ВСУЗы, внедряющие программы трехъязычного образования, осуществляют обучение на трех языках: казахском, русском и английском языках. ВСУЗы, внедряющие программы двуязычного образования, осуществляют обучение на двух языках: казахском и русском. Процентное соотношение дисциплин, преподаваемых на разных языках, определяется ВСУЗом самостоятельно.
19. ОВПО, внедряющие элементы дуальной системы обучения, осуществляют планирование и организацию образовательной деятельности на основе сочетания теоретического обучения с практической подготовкой на производстве в соответствии с Правилами организации дуального обучения в организациях высшего и (или) послевузовского образования, утвержденными приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 27 июля 2023 года № 361, (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33206).
20. ОВПО самостоятельно разрабатывают образовательные программы высшего образования в соответствии с требованиями ГОСО и профессиональными стандартами (при наличии), направленные на формирование ценностей инклюзии, устойчивого развития, антикоррупционной культуры, а также развития навыков научных исследований, обеспечение безопасности жизнедеятельности и экологии.
ОВПО разрабатывают и реализуют образовательные программы, направленные на освоение компетенций по применению искусственного интеллекта.
Разработкой образовательных программ в ОВПО занимаются академические комитеты, создаваемые приказом руководителя ОВПО, в состав которых включаются представители академического персонала, работодателей, обучающихся.
На основании образовательных программ формируются учебные планы (индивидуальные учебные планы обучающихся, рабочие учебные планы) и разрабатываются рабочие учебные программы по учебным дисциплинам (силлабусы).
Обучающиеся самостоятельно формируют индивидуальный учебный план, направленный на достижение результатов обучения по образовательной программе, за исключением дисциплин цикла ООД.
Образовательные программы высшего образования разрабатывается ОВПО по принципу модульного обучения. Во ВСУЗах принцип разработки образовательных программ определяется самостоятельно.
21. Подготовка кадров с высшим образованием осуществляется на базе общеобразовательных учебных программ общего среднего образования, технического и профессионального образования, послесреднего образования, а также высшего образования - при получении второго высшего образования.
При поступлении на базе образовательных программ технического и профессионального образования, послесреднего образования, а также высшего образования и совпадении профиля и (или) родственности образовательной программы высшего образования с образовательной программой высшего образования, технического и профессионального образования или послесреднего образования результаты обучения предыдущего уровня формального образования признаются автоматически, количество осваиваемых академических кредитов и срок обучения сокращаются.
При соответствии результатов обучения в качестве пререквизитов перезачитываются отдельные дисциплины предыдущего уровня формального образования, а также результаты обучения неформального образования соответствующего уровня.
22. ОВПО самостоятельно осуществляет признание результатов обучения неформального образования, в том числе микроквалификаций, нано-кредитов и наращиваемых степеней (Stackable degree (стакэбл дегри)).
22-1. Результаты обучения образовательных программ, дисциплин, имеющих завершенный характер, признаются путем их сертификации в соответствии с Законом Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях".
23. ОВПО осуществляет планирование содержания образования, способа организации и проведения учебного процесса на основе кредитной технологии обучения.
24. Профиль образовательной программы высшего образования, представляющий ее специфические черты, обозначает принадлежность к соответствующей области образования, характеристику сферы изучения, уровни подготовки, результатов обучения, основных видов профессиональной деятельности и определяется в соответствии с Классификатором направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 октября 2018 года № 569 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17565), следующим областям:
1) "Педагогические науки" – высшее педагогическое образование;
2) "Искусство и гуманитарные науки" – высшее искусствоведческое образование или высшее гуманитарное образование;
3) "Социальные науки, журналистика и информация" – высшее образование в области социальных наук или высшее образование в области PR;
4) "Бизнес, управление и право" – высшее экономическое образование или высшее юридическое образование;
5) "Естественные науки, математика и статистика" – высшее естественнонаучное образование или высшее математическое образование;
6) "Информационно-коммуникационные технологии" – высшее образование в области ИКТ;
7) "Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли" – высшее инженерное образование;
8) "Сельское хозяйство и биоресурсы" – высшее сельскохозяйственное образование;
9) "Ветеринария" – высшее ветеринарное образование;
10) "Здравоохранение" – высшее медицинское образование;
11) "Услуги" – высшее образование в области услуг;
12) "Национальная безопасность и военное дело" – высшее образование в сфере национальной безопасности и военного дела.
Наименования присуждаемых степеней по областям и уровням образования определяются согласно приложению 4 к настоящему ГОСО.
Глава 3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки студентов
25. Учебная нагрузка измеряется временем, требуемым студенту для изучения учебной дисциплины, модуля или всей образовательной программы высшего образования и необходимым для достижения ее результатов обучения.
26. Учебная нагрузка включает всю учебную деятельность студента – лекции, семинары, курсовые работы (проекты), практическую и лабораторные работу, студийные занятия, практику на производстве (при дуальном обучении), профессиональную практику, дипломную работу (проект), самостоятельную работу, в том числе под руководством преподавателя.
27. При определении учебной нагрузки студента необходимо учитывать, что учебный год состоит из академических периодов, формы которого (семестр – не менее 15 недель, триместр – не менее 10 недель, квартал – не менее 7-8 недель) определяются ОВПО самостоятельно, периодов промежуточной аттестации, практик, каникул, периода итоговой аттестации (на выпускном курсе).
В ВСУЗах при определении учебной нагрузки курсанта исходят из продолжительности академического периода, который ВСУЗом определяется самостоятельно.
Допускается использование комбинированных форм организации академических периодов.
28. Полная учебная нагрузка одного учебного года составляет не менее 60 академических кредитов или 1800 академических часов.
ОВПО и ВСУЗы самостоятельно распределяют объем академических кредитов по семестрам (триместрам, кварталам).
29. Один академический кредит равен 30 академическим часам.
30. Учебная нагрузка, указанная в пунктах 27, 28, настоящего ГОСО представляет типичную учебную нагрузку. Студенты осваивают за семестр меньшее или большее число академических кредитов. Для отдельных категорий студентов, в зависимости от формы и технологий обучения, фактическое время достижения результатов обучения может отличаться и рассчитывается ОВПО самостоятельно.
31. Основным критерием завершенности обучения по программам является освоение обучающимся не менее 240 академических кредитов за весь период обучения, включая все виды учебной деятельности обучающегося.
Основным критерием завершенности обучения программ высшего образования, ориентированных на профессиональное образование, в соответствии со спецификой подготовки кадров по направлению "Ветеринария", образовательным программам в сфере архитектуры и дизайна, ядерной физики, а также подготовки педагогов по двум смежным школьным предметам является освоение обучающимся не менее 300 академических кредитов.
32. Количество академических кредитов и необходимый объем образовательной программы высшего образования обучающимся, поступившим на базе программы технического и профессионального образования или программы послесреднего образования, или программы высшего образования, для обучения по образовательным программам c сокращенным срокам обучения высшего образования или на базе программы общего среднего образования, определяется ОВПО самостоятельно с учетом признания ранее достигнутых результатов обучения формального и неформального образования в соответствии с Правилами признания результатов обучения, полученных через неформальное образование, а также результатов признания профессиональной квалификации, утвержденными совместным приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 24 октября 2023 года № 544 и Министра просвещения Республики Казахстан от 24 октября 2023 года № 322 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33580).
33. ОВПО осуществляет образовательную деятельность в соответствии с полученной лицензией и на протяжении всего периода времени ее действительности соблюдает квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности организаций, предоставляющих высшее и (или) послевузовское образование, и перечня документов, подтверждающие соответствие им, утвержденные приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 5 января 2024 года № 4 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33892).
Глава 4. Требования к уровню подготовки студентов
34. Требования к уровню подготовки студентов определяются на основе Дублинских дескрипторов первого уровня высшего образования (бакалавриат) и отражают освоенные компетенции, выраженные в достигнутых результатах обучения.
Результаты обучения формируются как на уровне всей образовательной программы высшего образования, так и на уровне отдельных модулей или учебной дисциплины.
35. Дескрипторы отражают результаты обучения, характеризующие способности студентов:
1) демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, основанные на передовых знаниях в изучаемой области;
2) применять знания и понимания на профессиональном уровне, формулировать аргументы и решать проблемы изучаемой области;
3) осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений;
4) применять теоретические и практические знания для решения учебно-практических и профессиональных задач в изучаемой области;
5) навыки обучения, необходимые для самостоятельного продолжения дальнейшего обучения в изучаемой области;
6) знать методы научных исследований и академического письма и применять их в изучаемой области;
7) применять знания и понимание фактов, явлений, теорий и сложных зависимостей между ними в изучаемой области;
8) понимать значение принципов и культуры академической честности.
Оценка результатов обучения в ОВПО проводится путем среза знаний, обучающихся при проведении государственного контроля.
36. Лицам, завершившим обучение по образовательной программе высшего образования, ОВПО, за исключением Академии правосудия, военных, специальных учебных заведений, организаций образования, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования в области здравоохранения, имеющие лицензию на занятие образовательной деятельностью и прошедшие аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр признанных аккредитационных органов, выдает документ об образовании собственного образца с приложением и (или) общеевропейским приложением к диплому (Diploma Supplement (диплома саплэмент) бесплатно.
Глава 5. Требования к сроку обучения
37. Срок обучения в бакалавриате определяется объемом освоенных академических кредитов. При освоении установленного объема академических кредитов и достижении ожидаемых результатов обучения для получения степени бакалавра образовательная программа высшего образования является полностью завершенной.
Приложение 1 к государственному общеобязательному стандарту высшего образования |
Структура образовательной программы высшего образования
№ | Наименование циклов и дисциплин | Общая трудоемкость | |
в академических часах | в академических кредитах | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Цикл общеобразовательные дисциплины (ООД) | 1680 | 56 |
1) | Обязательный компонент | 1530 | 51 |
История Казахстана | 150 | 5 | |
Философия | 150 | 5 | |
Иностранный язык | 300 | 10 | |
Казахский (Русский) язык | 300 | 10 | |
Информационно-коммуникационные технологии | 150 | 5 | |
Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология) | 240 | 8 | |
Физическая культура | 240 | 8 | |
2) | Вузовский компонент и (или) компонент по выбору | 150 | 5 |
2 | Цикл базовых и профилирующих дисциплин (БД, ПД) | не менее 5280 | не менее 176 |
1) | Вузовский компонент и (или) компонент по выбору | ||
2) | Профессиональная практика | ||
3 | Дополнительные виды обучения (ДВО) | ||
1) | Компонент по выбору | ||
4 | Итоговая аттестация | не менее 240 | не менее 8 |
Итого | не менее 7200 | не менее 240 |
Приложение 2 к государственному общеобязательному стандарту высшего образования |
Структура образовательной программы высшего образования
№ | Наименование циклов и дисциплин | Общая трудоемкость | |
в академических часах | в академических кредитах | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Цикл общеобразовательные дисциплины (ООД) | 1680 | 56 |
1) | Обязательный компонент | 1530 | 51 |
История Казахстана | 150 | 5 | |
Философия | 150 | 5 | |
Иностранный язык | 300 | 10 | |
Казахский (Русский) язык | 300 | 10 | |
Информационно-коммуникационные технологии | 150 | 5 | |
Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология) | 240 | 8 | |
Физическая культура | 240 | 8 | |
2) | Вузовский компонент и (или) компонент по выбору | 150 | 5 |
2 | Цикл базовых и профилирующих дисциплин (БД, ПД) | не менее 7080 | не менее 236 |
1) | Вузовский компонент и (или) компонент по выбору | ||
2) | Профессиональная практика | ||
3 | Дополнительные виды обучения (ДВО) | ||
1) | Компонент по выбору | ||
4 | Итоговая аттестация | не менее 240 | не менее 8 |
Итого | не менее 9000 | не менее 300 |
Приложение 3 к государственному общеобязательному стандарту высшего образования |
Структура образовательной программы высшего образования в ВСУЗах
№ | Наименование циклов и дисциплин | Общая трудоемкость | |
в академических часах | в академических кредитах | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Цикл общеобразовательные дисциплины (ООД) | 1680 | 56 |
1) | Обязательный компонент | 1530 | 51 |
История Казахстана | 150 | 5 | |
Философия | 150 | 5 | |
Иностранный язык | 300 | 10 | |
Казахский (Русский) язык | 300 | 10 | |
Информационно-коммуникационные технологии | 150 | 5 | |
Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология) | 240 | 8 | |
Физическая подготовка | 240 | 8 | |
2) | Вузовский компонент | 150 | 5 |
2 | Цикл базовых и профилирующих дисциплин (БД, ПД) | не менее 5340 | не менее 178 |
1) | Вузовский компонент | ||
3 | Дополнительные виды обучения (ДВО) | ||
4 | Итоговая аттестация | не менее 180 | не менее 6 |
Итого | не менее 7200 | не менее 240 |
Приложение 4 к государственному общеобязательному стандарту высшего образования |
Наименования присуждаемых степеней в соответствии с областями и уровнями образования
№ п/п | Наименование области образования | Присуждаемая степень по образовательным программам бакалавриата | Присуждаемая степень по образовательным программам магистратуры (научно-педагогическое направления/ профильное) | Присуждаемая степень по образовательным программам докторантуры доктора философии (PhD)/доктора по профилю |
1. | Педагогические науки | бакалавр образования по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | магистр педагогических наук/магистр образования по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | доктор философии (PhD)/доктор образования по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" |
2. | Искусство и гуманитарные науки |
1. бакалавр искусства по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" / специалист дизайна по образовательной программе "код и наименование образовательной программы"; |
1. магистр искусствоведческих наук/магистр искусства по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" |
1. доктор философии PhD/ доктор искусства по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" |
3. | Социальные науки, журналистика и информация | бакалавр социальных знаний по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | магистр социальных наук/магистр социальных знаний по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | доктор философии PhD/ по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" |
4. | Бизнес, управление и право |
1. бакалавр экономики, или бакалавр бизнеса и управления по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" |
1. магистр экономических наук/магистр бизнеса и управления, или MBA по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" |
1. доктор философии PhD/ доктор экономики по образовательной программе "код и наименование образовательной программы", или DBA по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" |
5. | Естественные науки, математика и статистика | бакалавр естествознания по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" / специалист ядерной физики по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | магистр естественных наук/магистр естествознания по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | доктор философии PhD / доктор индустрии по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" |
6. | Информационно-коммуникационные технологии | бакалавр в области информационно-коммуникационных технологий по образовательной программе "код и наименование образовательной программы"" | магистр технических наук/магистр техники и технологий по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | доктор философии PhD / доктор индустрии по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" |
7. | Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли | бакалавр техники и технологий по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" / специалист архитектуры по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | магистр технических наук/магистр техники и технологии по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | доктор философии PhD / доктор индустрии по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" |
8. | Сельское хозяйство и биоресурсы | бакалавр сельского хозяйства по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | магистр сельскохозяйственных наук/магистр сельского хозяйства по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | доктор философии PhD/ по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" |
9. | Ветеринария | специалист ветеринарии по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | магистр ветеринарных наук/магистр ветеринарии по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | доктор философии PhD/ по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" |
10 | Здравоохранение | бакалавр здравоохранения по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | магистр медицинских наук/магистр здравоохранения по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | доктор философии PhD/ доктор медицины по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" |
11. | Услуги | бакалавр в области услуг по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | магистр наук/магистр в области услуг по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | доктор философии PhD/ по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" |
12. | Национальная безопасность и военное дело | бакалавр национальной безопасности и военного дела по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | магистр национальной безопасности и военного дела по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" | доктор философии PhD/доктор национальной безопасности и военного дела по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" |
Приложение 2 от 4 марта 2025 года № 90 |
|
Приложение 1 к государственному общеобязательному стандарту послевузовского образования |
Структура образовательной программы магистратуры по научно-педагогическому направлению
№ п/п | Наименование циклов дисциплин и видов деятельности | Общая трудоемкость | |
в академических часах | в академических кредитах | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Теоретическое обучение | 2640 | 88 |
1.1 | Цикл базовых дисциплин (БД) | 1050 | 35 |
1) | Вузовский компонент (ВК): | 600 | 20 |
в том числе дисциплины, предусматривающие формирование компетенций в области истории и философии науки, владения профессиональным иностранным языком, психолого-педагогического цикла, включающие методику и методы преподавания, и технологию обучения | |||
Педагогическая практика | |||
2) | Компонент по выбору (КВ) | 450 | 15 |
1.2 | Цикл профилирующих дисциплин (ПД) | 1590 | 53 |
1) | Вузовский компонент и (или) компонент по выбору | ||
2) | Исследовательская практика | ||
2. | Научно-исследовательская работа магистранта | 720 | 24 |
1) | Научно-исследовательская работа магистранта, включая прохождение стажировки и выполнение магистерской диссертации | 720 | 24 |
3 | Дополнительные виды обучения (ДВО) | ||
4 | Итоговая аттестация (ИА) | не менее 240 | не менее 8 |
1) | Оформление и защита магистерской диссертации (ОиЗМД) | 240 | 8 |
Итого | не менее 3600 | не менее 120 |
Приложение 3 | |
Приложение 3 к государственному общеобязательному стандарту послевузовского образования |
Структура образовательной программы магистратуры по профильному направлению
№ п/п | Наименование циклов дисциплин и видов деятельности | Общая трудоемкость | |||
с типичным сроком обучения 1 год | с типичным сроком обучения 1,5 года | ||||
в академических часах | в академических кредитах | в академических часах | в академических кредитах | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Теоретическое обучение | не менее 1170 | не менее 39 | 1920 | 64 |
1.1 | Цикл базовых дисциплин (БД) | не менее 300 | не менее 10 | 450 | 15 |
1) | Вузовский компонент (ВК) | 180 | 6 | 180 | 6 |
в том числе дисциплины, предусматривающие формирование компетенций в области владения профессиональным иностранным языком, управленческие компетенции и навыки руководства | |||||
2) | Компонент по выбору (КВ) | не менее 120 | не менее 4 | 270 | 9 |
1.2 | Цикл профилирующих дисциплин (ПД) | не менее 870 | не менее 29 | 1470 | 49 |
1) | Вузовский компонент и (или) компонент по выбору | ||||
2) | Производственная практика | ||||
2 | Экспериментально-исследовательская работа магистранта (ЭИРМ) | не менее 390 | не менее 13 | 540 | 18 |
1) | Экспериментально-исследовательская работа магистранта, включая прохождение стажировки и выполнение магистерского проекта | не менее 390 | не менее 13 | 540 | 18 |
3 | Дополнительные виды обучения (ДВО) | ||||
4 | Итоговая аттестация (ИА) | не менее 240 | не менее 8 | не менее 240 | не менее 8 |
1) | Оформление и защита магистерского проекта (ОиЗМП) | не менее 240 | не менее 8 | не менее 240 | не менее 8 |
Итого | не менее 1800 | не менее 60 | не менее 2700 | не менее 90 |
Приложение 4 | |
Приложение 5 к государственному общеобязательному стандарту послевузовского образования |
Структура образовательной программы педагогического профиля для лиц, окончивших профильную магистратуру
№ п/п | Наименование циклов дисциплин и видов деятельности | Общая трудоемкость | |
в академических часах | в академических кредитах | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Теоретическое обучение | 900 | 30 |
1.1 | Цикл базовых дисциплин (БД) | 600 | 20 |
1) | Вузовский компонент (ВК): | ||
в том числе дисциплины, предусматривающие формирование компетенций в области истории и философии науки, психолого-педагогического цикла, включающие методику и методы преподавания, и технологию обучения | |||
Педагогическая практика | |||
2) | Компонент по выбору (КВ) | ||
1.2 | Цикл профилирующих дисциплин (ПД) | 300 | 10 |
1) | Вузовский компонент (ВК) | ||
2) | Компонент по выбору (КВ) | ||
Итого | не менее 900 | не менее 30 |
Приложение 5 | |
Приложение 6 к государственному общеобязательному стандарту послевузовского образования |
Структура образовательной программы МВА и ЕМВА
№ | Наименования блоков и дисциплин | Общая трудоемкость | |||
МВА | ЕМВА | ||||
в академических часах | в академических кредитах | в академических часах | в академических кредитах | ||
1 | Блок дисциплин по формированию профессиональных компетенций | 1740 | 58 | 600 | 20 |
1) | Вузовский компонент: | 180 | 6 | 180 | 6 |
Стратегический менеджмент | 90 | 3 | 90 | 3 | |
Бизнес-исследование | 90 | 3 | 90 | 3 | |
2) | Компонент по выбору | 1320 | 44 | 1320 | 14 |
В том числе выездной модуль/ стажировка | |||||
3) | Производственная практика | не менее 240 | не менее 8 | ||
2 | Блок дисциплин личностного развития и формирования лидерских качеств | 600 | 20 | 300 | 10 |
1) | Вузовский компонент | ||||
2) | Компонент по выбору | ||||
3 | Экспериментально-исследовательская работа, выполнение магистерской диссертации/ проекта | 900 | 30 | 540 | 18 |
4 | Итоговая аттестация (написание и защита магистерской диссертации /проекта) | 360 | 12 | 360 | 12 |
Итого | не менее 3600 | не менее 120 | не менее 1800 | не менее 60 |
Приложение 6 | |
Приложение 11 к государственному общеобязательному стандарту послевузовского образования |
Структура образовательной программы докторантуры по профилю в ВСУЗах
№ п/п | Наименование циклов дисциплин и видов деятельности | Общая трудоемкость | |
в академических часах | в академических кредитах | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Теоретическое обучение | не менее 1350 | не менее 45 |
1.1 | Цикл базовых дисциплин (БД) | ||
1) | Вузовский компонент (ВК): | ||
1.2 | Цикл профилирующих дисциплин (ПД) | ||
1) | Вузовский компонент (ВК) | ||
2) | Производственная практика | ||
2 | Экспериментально-исследовательская работа докторанта (ЭИРД) | не более 3690 | не более 123 |
1) | Экспериментально-исследовательская работа докторанта, включая прохождение стажировки и выполнение докторской диссертации | ||
3 | Дополнительные виды обучения (ДВО) | ||
4 | Итоговая аттестация (ИА) | 360 | 12 |
1) | Написание и защита докторской диссертации | ||
Итого | не менее 5400 | не менее 180 |
Приложение 3 от 4 марта 2025 года № 90 |
|
Приложение 3 к государственному общеобязательному стандарту послевузовского образования |
Структура образовательной программы магистратуры по профильному направлению
№ п/п | Наименование циклов дисциплин и видов деятельности | Общая трудоемкость | |||
с типичным сроком обучения 1 год | с типичным сроком обучения 1,5 года | ||||
в академических часах | в академических кредитах | в академических часах | в академических кредитах | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Теоретическое обучение | не менее 1170 | не менее 39 | 1920 | 64 |
1.1 | Цикл базовых дисциплин (БД) | не менее 300 | не менее 10 | 450 | 15 |
1) | Вузовский компонент (ВК) | 180 | 6 | 180 | 6 |
в том числе дисциплины, предусматривающие формирование компетенций в области владения профессиональным иностранным языком, управленческие компетенции и навыки руководства | |||||
2) | Компонент по выбору (КВ) | не менее 120 | не менее 4 | 270 | 9 |
1.2 | Цикл профилирующих дисциплин (ПД) | не менее 870 | не менее 29 | 1470 | 49 |
1) | Вузовский компонент и (или) компонент по выбору | ||||
2) | Производственная практика | ||||
2 | Экспериментально-исследовательская работа магистранта (ЭИРМ) | не менее 390 | не менее 13 | 540 | 18 |
1) | Экспериментально-исследовательская работа магистранта, включая прохождение стажировки и выполнение магистерского проекта | не менее 390 | не менее 13 | 540 | 18 |
3 | Дополнительные виды обучения (ДВО) | ||||
4 | Итоговая аттестация (ИА) | не менее 240 | не менее 8 | не менее 240 | не менее 8 |
1) | Оформление и защита магистерского проекта (ОиЗМП) | не менее 240 | не менее 8 | не менее 240 | не менее 8 |
Итого | не менее 1800 | не менее 60 | не менее 2700 | не менее 90 |
Приложение 4 от 4 марта 2025 года № 90 |
|
Приложение 5 к государственному общеобязательному стандарту послевузовского образования |
Структура образовательной программы педагогического профиля для лиц, окончивших профильную магистратуру
№ п/п | Наименование циклов дисциплин и видов деятельности | Общая трудоемкость | |
в академических часах | в академических кредитах | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Теоретическое обучение | 900 | 30 |
1.1 | Цикл базовых дисциплин (БД) | 600 | 20 |
1) | Вузовский компонент (ВК): | ||
в том числе дисциплины, предусматривающие формирование компетенций в области истории и философии науки, психолого-педагогического цикла, включающие методику и методы преподавания, и технологию обучения | |||
Педагогическая практика | |||
2) | Компонент по выбору (КВ) | ||
1.2 | Цикл профилирующих дисциплин (ПД) | 300 | 10 |
1) | Вузовский компонент (ВК) | ||
2) | Компонент по выбору (КВ) | ||
Итого | не менее 900 | не менее 30 |
Приложение 5 от 4 марта 2025 года № 90 |
|
Приложение 6 к государственному общеобязательному стандарту послевузовского образования |
Структура образовательной программы МВА и ЕМВА
№ | Наименования блоков и дисциплин | Общая трудоемкость | |||
МВА | ЕМВА | ||||
в академических часах | в академических кредитах | в академических часах | в академических кредитах | ||
1 | Блок дисциплин по формированию профессиональных компетенций | 1740 | 58 | 600 | 20 |
1) | Вузовский компонент: | 180 | 6 | 180 | 6 |
Стратегический менеджмент | 90 | 3 | 90 | 3 | |
Бизнес-исследование | 90 | 3 | 90 | 3 | |
2) | Компонент по выбору | 1320 | 44 | 1320 | 14 |
В том числе выездной модуль/ стажировка | |||||
3) | Производственная практика | не менее 240 | не менее 8 | ||
2 | Блок дисциплин личностного развития и формирования лидерских качеств | 600 | 20 | 300 | 10 |
1) | Вузовский компонент | ||||
2) | Компонент по выбору | ||||
3 | Экспериментально-исследовательская работа, выполнение магистерской диссертации/ проекта | 900 | 30 | 540 | 18 |
4 | Итоговая аттестация (написание и защита магистерской диссертации /проекта) | 360 | 12 | 360 | 12 |
Итого | не менее 3600 | не менее 120 | не менее 1800 | не менее 60 |
Приложение 6 от 4 марта 2025 года № 90 |
|
Приложение 11 к государственному общеобязательному стандарту послевузовского образования |
Структура образовательной программы докторантуры по профилю в ВСУЗах
№ п/п | Наименование циклов дисциплин и видов деятельности | Общая трудоемкость | |
в академических часах | в академических кредитах | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Теоретическое обучение | не менее 1350 | не менее 45 |
1.1 | Цикл базовых дисциплин (БД) | ||
1) | Вузовский компонент (ВК): | ||
1.2 | Цикл профилирующих дисциплин (ПД) | ||
1) | Вузовский компонент (ВК) | ||
2) | Производственная практика | ||
2 | Экспериментально-исследовательская работа докторанта (ЭИРД) | не более 3690 | не более 123 |
1) | Экспериментально-исследовательская работа докторанта, включая прохождение стажировки и выполнение докторской диссертации | ||
3 | Дополнительные виды обучения (ДВО) | ||
4 | Итоговая аттестация (ИА) | 360 | 12 |
1) | Написание и защита докторской диссертации | ||
Итого | не менее 5400 | не менее 180 |