Об утверждении требований к содержанию программы обучения, Правил организации обучения лиц, желающих стать наставниками, и формы сертификата о прохождении такого обучения

Новый

Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 29 апреля 2025 года № 90. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 апреля 2025 года № 36042

      В соответствии с пунктом 7 статьи 28-2 Закона Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить:

      1) требования к содержанию программы обучения лиц, желающих стать наставниками, согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) Правила организации обучения лиц, желающих стать наставниками, согласно приложению 2 к настоящему приказу;

      3) форму сертификата о прохождении обучения лиц, желающих стать наставниками, согласно приложению 3 к настоящему приказу.

      2. Комитету по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр просвещения
Республики Казахстан
Г. Бейсембаев

  Приложение 1
к приказу Министр просвещения
Республики Казахстан
от 29 апреля 2025 года № 90

Требования
к содержанию программы обучения лиц, желающих стать наставниками

      1. Программа обучения лиц, желающих стать наставниками, состоит из восьми модулей и одного тренинга:

      1) Модуль "Общая информация о наставничестве и его видах";

      2) Модуль "Особенности воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

      3) Модуль "Кто такой наставник?";

      4) Модуль "Особенности подросткового возраста";

      5) Модуль "Взаимодействие в процессе наставничества";

      6) Модуль "Конфликты и их решение";

      7) Модуль "Эмоциональное выгорание и его профилактика в процессе наставничества";

      8) Модуль "Важные темы в общении наставника с ребенком";

      9) Тренинг "Школа наставников".

      2. Каждый модуль содержит видеолекцию и электронное учебное пособие.

      На изучение одного модуля отводится не менее одного академического часа в день, один академический час составляет 60 минут.

      3. Продолжительность обучения лиц, желающих стать наставниками, не превышает двух недель.

      4. Модуль "Общая информация о наставничестве и его видах" включает изучение следующих тем:

      содержание, цели и задачи программы обучения лиц, желающих стать наставниками;

      краткосрочные и долгосрочные цели наставничества;

      требования, предъявляемые к наставнику;

      формы и виды наставничества;

      влияние наставничества на ребенка (эмоциональное состояние, коммуникабельность, уверенность, самостоятельность);

      сопровождение наставников.

      5. Модуль "Особенности воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" включает изучение следующих тем:

      особенности воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

      отсутствие навыков общения;

      нарушение привязанности;

      последствия психологических травм;

      источники напряжения в паре "наставник-ребенок";

      процесс привыкания.

      6. Модуль "Кто такой наставник?" включает изучение следующих тем:

      кто такой наставник и как им стать?;

      кто может быть наставником?;

      обязательные личностные качества наставника;

      задачи наставника;

      обязанности наставника.

      7. Модуль "Особенности подросткового возраста" включает изучение следующих тем:

      кто такой подросток?;

      особенности подросткового возраста;

      формирование личности;

      самоутверждение и отстаивание личных границ;

      способы взаимодействия с окружающими;

      конфликтное поведение;

      феномен смыслового барьера;

      клиповое мышление подростка;

      гаджеты в жизни подростка.

      8. Модуль "Взаимодействие в процессе наставничества" включает изучение следующих тем:

      этапы взаимодействия в процессе наставничества;

      знакомство наставника с ребенком;

      удаленное общение наставника с ребенком между встречами;

      углубленный процесс общения наставника с ребенком: обучение коммуникативным навыкам, повышение самооценки, признание самоценности, помощь в освоении навыков, повышающих уровень адаптации, помощь в обучении, профессиональная ориентация;

      завершение процесса наставничества над ребенком;

      роль наставника в жизни ребенка.

      9. Модуль "Конфликты и их решение" включает изучение следующих тем:

      определение понятия "эмоциональный интеллект";

      влияние эмоционального интеллекта на жизнь человека;

      взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта;

      развитие эмоционального интеллекта с помощью сознания;

      развитие эмоциональной осознанности;

      развитие эмоционального интеллекта с помощью социальной осознанности;

      развитие эмоционального интеллекта с помощью управления взаимоотношениями;

      использование юмора и игр для снятия напряжения и стресса;

      тестирование наставника на самообладание;

      ознакомление с техниками снижения и повышения эмоционального напряжения;

      выход из конфликтной ситуации.

      10. Модуль "Эмоциональное выгорание и его профилактика в процессе наставничества" включает изучение следующих тем:

      личная история наставника;

      стадии и симптомы выгорания;

      причины и факторы, влияющие на развитие синдрома выгорания;

      профилактика выгорания.

      11. Модуль "Важные темы в общении наставника с ребенком" включает изучение следующих тем:

      определение понятия "важные темы";

      что такое психологическая травма?;

      как нужно реагировать наставнику на рассказ ребенка о пережитой психологической травме, насилии, жестоком обращении?;

      как поддержать ребенка в случае пережитой психологической травмы, насилия, жестокого обращения?

      12. Тренинг "Школа наставников" (далее – тренинг) проводится после завершения лицами, желающими стать наставниками, самостоятельного изучения программы обучения и включает в себя изучение следующих тем:

      знакомство лиц, желающих стать наставниками со специалистами организаций по наставничеству, выполнений арт-упражнений;

      опросник на выявление мотивации стать наставником;

      изучение особенностей воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, заполнение опросников;

      возможные трудности в процессе наставничества, разбор кейсов;

      общение с ребенком, моделирование встреч с ребенком через арт-упражнения;

      опыт наставников, презентация историй действующих наставников;

      завершение, обратная связь.

      Продолжительность тренинга составляет восемь академических часов.

  Приложение 2 к приказу

Правила
организации обучения лиц, желающих стать наставниками

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие правила организации обучения лиц, желающих стать наставниками (далее – Правила), разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 28-2 Закона Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан" и определяют порядок организации обучения лиц, желающих стать наставниками.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – организация образования, в которой создаются благоприятные условия для воспитания, получения образования с предоставлением места проживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;

      2) наставник для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее – наставник), – совершеннолетний гражданин Республики Казахстан, осуществляющий наставничество на основании типового договора о наставничестве;

      3) организация по наставничеству – некоммерческая организация, осуществляющая на безвозмездной основе на территории Республики Казахстан деятельность по организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, находящимися в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшими десятилетнего возраста.

Глава 2. Порядок организации обучения лиц, желающих стать наставниками

      3. Обучение лиц, желающих стать наставниками, осуществляется организациями по наставничеству, а также организациями образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств указанных организаций.

      4. Организации по наставничеству и организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее – Организации) разрабатывают и утверждают программу обучения лиц, желающих стать наставниками, в соответствии требованиями, установленными настоящим приказом.

      5. Лицо, желающее стать наставником, обращается с письменным заявлением в произвольной форме о прохождении обучения в Организацию и предоставляет следующие документы:

      1) письменное уведомление органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, о необходимости прохождения обучения;

      2) документ, удостоверяющий личность (для идентификации личности);

      3) заявление о согласии на сбор и обработку персональных данных;

      4) письменное согласие на диагностику и психологическое тестирование для оценки психологической готовности к осуществлению наставничества (в произвольной форме).

      6. При предоставлении полного перечня документов Организация проводит с лицом, желающим стать наставником, собеседование и заполняет на него анкету, разработанную и утвержденную Организацией.

      7. Организация после проведения собеседования проводит с письменного согласия диагностику и психологическое тестирование лица, желающего стать наставником, для оценки психологической готовности к осуществлению наставничества.

      8. Организация заключает с лицом, желающим стать наставником, договор об обучении, который содержит следующие условия:

      1) содержание программы, процесс и сроки обучения;

      2) права и обязанности Организации и лица, желающего стать наставником;

      3) основания прекращения договора.

      9. После прохождения обучения в полном объеме лицо, желающее стать наставником, проходит тестирование на интернет-ресурсе Организации, проходной балл которого составляет не менее 70 % от общего количества тестовых заданий.

      10. При достаточном количестве баллов Организация выдает лицу, желающему стать наставником, сертификат о прохождении обучения лиц, желающих стать наставниками (далее – сертификат) либо электронную версию сертификата посредством отправки на электронную почту лица, желающего стать наставником, в течение 3 (трех) рабочих дней по форме согласно приложению 3 к настоящему приказу.

      11. При недостаточном количестве баллов Организация в течение 1 (одного) рабочего дня со дня сдачи тестирования дает лицу, желающему стать наставником, мотивированный отказ (в произвольной форме) в выдаче сертификата.

      12. Организация уведомляет лицо, желающее стать наставником, о предварительном решении об отказе, а также о времени и месте (способе) проведения заслушивания для предоставления лицу, желающему стать наставником, возможности выразить позицию по предварительному решению.

      Организация уведомляет лицо, желающее стать наставником, о заслушивании не менее чем за 3 (три) рабочих дня до завершения срока рассмотрения заявления.

      Лицо, желающее стать наставником, представляет или высказывает возражение к предварительному мотивированному решению об отказе в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня получения отказа.

      Порядок обжалования решения регулируется Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

      13. Лицу, желающему стать наставником, предоставляется возможность повторно пройти обучение и сдать тестирование после прохождения обучения в полном объеме.

      14. Учет выдачи сертификатов осуществляется Организацией путем их регистрации в журнале учета выдачи сертификатов о прохождении обучения лиц, желающих стать наставниками, по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

      15. Организация формирует на наставника личное дело, содержащее документы и материалы, свидетельствующие о прохождении им обучения, результаты диагностики и психологического тестирования.

  Приложение
  к Правилам организации
  обучения лиц, желающих
  стать наставниками
  форма

Журнал учета выдачи сертификатов о прохождении обучения лиц, желающих стать наставниками

№ п/п

Фамилия, имя, отчество (при его наличии) лица, желающего стать наставником, дата рождения

Место жительства лица, желающего стать наставником

Дата подачи заявления об обучении

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Регистрационный номер

Дата выдачи сертификата

Серия и номер бланка

Подпись лица, желающего стать наставником, дата получения сертификата

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  Приложение 3 к приказу
  форма

Сертификат
о прохождении обучения лиц, желающих стать наставниками

№ _______

от "___" _________ 20___ года

город (село) ____________

      Настоящий сертификат выдан _______________________________________________
                              (фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      в том, что он(а) с _______________ года по ________________ года прошел (ла)

      обучение лиц, желающих стать наставниками в

      _________________________________________________________________________.
                        (полное наименование организации)

      Руководитель организации по наставничеству

      _________________________________________________________________________
            (подпись)(фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      Место печати (при наличии)

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.