ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 30 апреля 2024 года № 97 "Об утверждении Правил организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 34327) следующее изменение:
Правила организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр просвещения Республики Казахстан |
Г. Бейсембаев |
Приложение к приказу Министр просвещения Республики Казахстан от 30 апреля 2025 года № 97 |
|
Утверждены приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 30 апреля 2024 года № 97 |
Правила организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 28-2 Закона Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан" и определяют порядок организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей (далее – Правила).
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) ребенок, оставшийся без попечения родителей, – ребенок, который остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, объявлением их умершими, признанием недееспособными (ограниченно дееспособными), отбыванием родителями наказания в местах лишения свободы, уклонением родителей от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своего ребенка из воспитательного или лечебного учреждения, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения;
2) ребенок-сирота – ребенок, у которого умерли оба или единственный родитель;
3) наставничество над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей (далее – наставничество), – деятельность, направленная на оказание индивидуальной поддержки и помощи в подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот, детей, оставшихся без родителей, находящихся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших десятилетнего возраста;
4) наставник для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее – наставник), – совершеннолетний гражданин Республики Казахстан, осуществляющий наставничество на основании типового договора о наставничестве;
5) организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Организация), – организация образования, в которой создаются благоприятные условия для воспитания, получения образования с предоставлением места проживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
6) организация по наставничеству – некоммерческая организация, осуществляющая на безвозмездной основе на территории Республики Казахстан деятельность по организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, находящимися в Организациях, достигшими десятилетнего возраста.
Глава 2. Порядок организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей
3. Над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, находящимися в Организациях, достигшими десятилетнего возраста, закрепляется наставник, осуществляющий наставничество на безвозмездной основе.
4. Наставник оказывает индивидуальную поддержку и помощь в подготовке к самостоятельной жизни детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в Организациях, достигших десятилетнего возраста.
5. Наставниками являются совершеннолетние граждане Республики Казахстан, за исключением:
1) лиц, не имеющих гражданства Республики Казахстан и не достигших совершеннолетия;
2) лиц, признанных судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) лиц, у которых супруг (супруга) признан (признана) судом недееспособными или ограниченно дееспособным;
4) лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
5) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее исполнение возложенных на них законом Республики Казахстан обязанностей;
6) бывших усыновителей (удочерителей), если усыновление (удочерение) отменено судом по их вине;
7) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или попечительство, патронат, устанавливается уполномоченным органом в области здравоохранения);
8) лиц, не имеющих постоянного места жительства;
9) лиц, придерживающихся нетрадиционной сексуальной ориентации;
10) лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления на момент назначения наставниками;
11) лиц, которые на момент установления наставничества не имеют дохода, обеспечивающего им прожиточный минимум, установленный законодательством Республики Казахстан;
12) лиц, состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах;
13) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании подпунктов 1) и 2) части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми;
14) лиц, не прошедших обучение по наставничеству.
Если лицо, назначаемое наставником, состоит в браке (супружестве) либо совместно проживает с иными лицами, на супруга (супругу) либо на совместно проживающих лиц распространяются требования, установленные подпунктами 4), 5), 6), 10), 12) и 13) части первой настоящего пункта.
В состав иных лиц, совместно проживающих с лицами, желающими стать наставниками включаются совместно проживающие члены семьи, связанные имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание, а также совместно проживающие лица, фактически сожительствующие, но не состоящие в браке.
6. Обучение лиц, желающих стать наставниками, осуществляется организациями по наставничеству, а также Организациями за счет средств указанных организаций.
7. Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству (далее – Орган) заключает договор о наставничестве, заключаемый органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, с организацией по наставничеству по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Договор, заключаемый между Органом и организацией по наставничеству, предусматривает:
1) оказание консультативной помощи лицам, желающим стать наставниками, обучение лиц, желающих стать наставниками, подбор наставников для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в Организациях, достигших десятилетнего возраста, сопровождение наставников, а также оказание правовой и психологической помощи наставникам;
2) права и обязанности организации по наставничеству и Органа;
3) основания прекращения договора.
8. Лицо, желающее стать наставником, предоставляет в Орган следующие документы:
1) заявление о желании стать наставником для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
2) документ, удостоверяющий личность (для идентификации личности);
3) согласие супруга (супруги), в случае, если состоит в браке. Согласие супруга не требуется, если супруги фактически прекратили семейные отношения или проживают раздельно более года;
4) справки о состоянии здоровья лица, желающего стать наставником и его супруга (супруги), если состоит в браке, подтверждающие отсутствие заболеваний в соответствии с перечнем заболеваний, при наличии которых лицо не может стать наставником, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 августа 2015 года № 692 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или попечительство, патронат" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12127), а также сведения о состоянии на динамическом наблюдении (либо отсутствии динамического наблюдения) в соответствии с формой, утвержденной приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 18 мая 2020 года № ҚР ДСМ-49/2020 "О некоторых вопросах оказания государственных услуг в области здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20665);
5) справку о наличии либо отсутствии судимости, а также на супруга (супругу), если состоит в браке;
6) справку, подтверждающую доход, обеспечивающую прожиточный минимум, установленный законодательством Республики Казахстан.
9. При представлении лицом, желающим стать наставником, неполного пакета документов и (или) документов с истекшим сроком действия Орган в течение 1 (одного) рабочего дня со дня подачи заявления дает мотивированный отказ (в произвольной форме) в дальнейшем рассмотрении заявления.
При соответствии представленных документов пункту 8 настоящих Правил Орган в течение 1 (одного) рабочего дня рассматривает лицо, желающее стать наставником, на соответствие требованиям пункта 5 настоящих Правил.
10. При соответствии лица, желающего стать наставником, требованиям пункта 5 настоящих Правил Орган в течение 3 (трех) рабочих дней проводит обследование жилищно-бытовых условий лица, желающего стать наставником и составляет акт обследования жилищно-бытовых условий по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
11. При установлении ненадлежащих жилищно-бытовых условий Орган в течение 3 (трех) рабочих дней дает предварительное мотивированное решение об отказе (в произвольной форме) в дальнейшем участие в процессе подбора наставников для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Орган уведомляет лицо, желающее стать наставником, о предварительном решении об отказе, а также о времени и месте (способе) проведения заслушивания для предоставления лицу, желающему стать наставником, возможности выразить позицию по предварительному решению.
Орган уведомляет лицо, желающее стать наставником, о заслушивании не менее чем за 3 (три) рабочих дня до завершения срока рассмотрения заявления.
Лицо, желающее стать наставником, представляет или высказывает возражение к предварительному мотивированному решению об отказе в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня получения отказа.
Порядок обжалования решения регулируется Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
12. При установлении благоприятных жилищно-бытовых условий Орган в письменном виде (в произвольной форме) уведомляет лицо, желающее стать наставником, о необходимости прохождения обучения в организации по наставничеству.
13. После завершения обучения лицо, желающее стать наставником, предоставляет в Орган сертификат о прохождении обучения по наставничеству.
14. Орган в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения от лица, желающего стать наставником, сертификата о прохождении обучения по наставничеству, выносит заключение о возможности заключения договора о наставничестве по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
15. Подбор пары "наставник-ребенок" осуществляет Организация, Орган и организация по наставничеству.
16. Организация знакомит наставника с историей жизни ребенка, особенностями его физического и психического развития, поведения, способностями, чертами характера.
17. Назначение ребенку наставника осуществляется с учетом мнения и согласия ребенка, достигшего десятилетнего возраста. За одним наставником закрепляется один ребенок.
18. Наставничество осуществляется наставником в соответствии с типовым договором о наставничестве над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, заключаемым между Органом, Организацией и наставником, по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
Наставник осуществляет наставничество по месту своего проживания.
19. Договор о наставничестве составляется на каждого ребенка индивидуально.
В одностороннем порядке договор расторгается при достижении ребенком совершеннолетия, при этом Орган не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до совершеннолетия ребенка выдает наставнику и Организации уведомление о расторжении договора. В течение этого срока наставник, продолжает встречи с ребенком и готовит его к завершению общения.
20. Досрочное расторжение договора о наставничестве осуществляется:
1) по инициативе Органа, Организации при несоблюдении или нарушении требований, предусмотренных настоящими Правилами;
2) по инициативе наставника при наличии уважительных причин (болезни, изменении семейного или материального положения, отсутствии взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений между ребенком);
3) по инициативе воспитанника Организации при отказе от осуществления наставничества по отношению к нему;
4) в случае смерти ребенка или наставника;
5) при возвращении ребенка родителям, передачи под опеку или попечительство, на патронатное воспитание, в приемную семью или усыновлении (удочерении) ребенка.
21. Наставник посещает ребенка по месту его проживания в Организации, а также с согласия ребенка и руководителя Организации общается с ребенком вне места его проживания, на условиях, определенных договором о наставничестве.
22. При общении с ребенком вне места его проживания наставник не оставляет ребенка под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц), кроме случаев помещения ребенка в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи или доставления его в органы внутренних дел.
23. При возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка, его заболевании, получении им травмы, помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи или доставлении его в органы внутренних дел наставник незамедлительно информирует Орган и Организацию.
24. В периоды, не связанные с образовательным процессом (каникулы, выходные и праздничные дни), наставник предоставляет ребенку помощь в получении дополнительных образовательных, воспитательных и медицинских услуг.
25. Соблюдение прав и законных интересов детей, вовлеченных в наставничество, осуществляет Орган, Организация, организация по наставничеству и наставник.
Приложение 1 к Правилам организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей |
|
форма |
Договор о наставничестве, заключаемый органом, осуществляющим функции
по опеке или попечительству, с организацией по наставничеству
Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству
_______________________________________________________________
(наименование органа)
в лице _________________________________________________________,
(должность, фамилия, имя, отчество (при его наличии) уполномоченного
должностного лица),
организация по наставничеству ___________________________________,
(наименование организации)
в лице _________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) руководителя)
действующего на основании Устава, далее Стороны, заключили настоящий
договор (далее – Договор) о нижеследующем.
1. Предмет договора
1.1. Предметом настоящего Договора является выполнение Сторонами обязательств по обучению лиц, желающих стать наставниками над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, находящимися в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшими десятилетнего возраста.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, имеет право:
1) оказывать содействие в организации процесса обучения лиц, желающих стать наставниками;
2) приостанавливать обучение лиц, желающих стать наставниками, при нарушении условий настоящего Договора до выяснения и разрешения ситуации.
2.2. Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству обязан:
1) обеспечивать соблюдение условий по организации обучения лиц, желающих стать наставниками в соответствии с программой обучения лиц, желающих стать наставниками;
2) участвовать в подборе наставника для ребенка, находящегося в организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшего десятилетнего возраста;
3) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов детей, вовлеченных в наставничество;
4) принимать меры реагирования при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью детей.
2.3. Организация по наставничеству имеет право:
1) получать информацию в объеме, определенном уполномоченным органом в области защиты прав детей Республики Казахстан, о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, с согласия их законных представителей в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
2) осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.
2.4. Организация по наставничеству обязана:
1) оказывать консультативную помощь лицам, желающим стать наставниками;
2) проводить обучение лиц, желающих стать наставниками, в соответствии с программой обучения лиц, желающих стать наставниками;
3) осуществлять подбор наставников для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших десятилетнего возраста;
4) обеспечивать сопровождение наставников в процессе наставничества с предоставлением им правовой и психологической помощи;
5) представлять ежеквартальный отчет о своей деятельности в орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству;
6) обеспечивать конфиденциальность персональных данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших десятилетнего возраста, а также наставников;
7) информировать организацию образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой находится ребенок, орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, органы внутренних дел в течение двадцати четырех часов с момента установления факта смерти, жестокого обращения с ребенком, в том числе осуществления физического или психического насилия над ребенком, а также покушения на половую неприкосновенность ребенка, над которым осуществляется наставничество;
8) соблюдать иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан.
3. Ответственность сторон
3.1. При неисполнении или ненадлежащем исполнении Сторонами обязательств по настоящему Договору, они несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.
4. Заключительные положения
4.1. Договор составлен в 2 (двух) экземплярах на казахском и русском языках, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
4.2. Настоящий Договор заключается сроком на 1 (один) год и вступает в силу с момента подписания. Договор может быть продлен по соглашению Сторон.
4.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Договором, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
5. Подписи сторон
Орган, осуществляющий функции |
Организация по наставничеству: |
Место печати (при наличии) | Место печати (при наличии) |
Приложение 2 к Правилам организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей |
|
форма | |
_________________________ (наименование органа) |
Заявление о желании стать наставником для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
Я, _______________________________________________________________
_________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
прошу рассмотреть мою кандидатуру в качестве наставника для детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях
образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
достигших десятилетнего возраста.
Против проведения обследования жилищно-бытовых условий не возражаю.
Согласен(а) на использование сведений, составляющих охраняемую
Законом Республики Казахстан "О персональных данных и их защите" тайну,
содержащихся в информационных системах.
"___" ____________ 20____ года
подпись
Приложение 3 к Правилам организации наставничества над детьми- сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей |
|
форма |
Акт обследования жилищно-бытовых условий
Дата проведения обследования _________________________________________
Обследование проведено ______________________________________________
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность лица, проводившего
обследование)
Адрес и телефон органа, осуществляющего функции по опеке и попечительству:
____________________________________________________________________
1. Проводилось обследование условий жизни
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), год рождения)
____________________________________________________________________
Документ, удостоверяющий личность ___________________________________
Место жительства (по месту регистрации) _______________________________
Место фактического проживания _______________________________________
Образование ________________________________________________________
Место работы _______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), год рождения)
____________________________________________________________________
Документ, удостоверяющий личность ___________________________________
Место жительства (по месту регистрации) _______________________________
____________________________________________________________________
Место фактического проживания _______________________________________
Образование ________________________________________________________
Место работы _______________________________________________________
2. Общая характеристика жилищно-бытовых условий
____________________________________________________________________
Документ, подтверждающий право пользования жилищем
____________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) собственника жилья
____________________________________________________________________
Общая площадь __________ (квадратные метры), жилая площадь ___________
(квадратные метры)
Количество жилых комнат ______ прописаны ________ (постоянно, временно)
Благоустроенность жилья _____________________________________________
(благоустроенное, неблагоустроенное, с частичными удобствами)
Санитарно-гигиеническое состояние ____________________________________
(хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное)
3. Другие члены семьи, проживающие совместно:
Фамилия, имя, отчество | Дата рождения |
Место работы, должность | Родственное отношение | Примечание |
Скачать |
4. Сведения о доходах семьи: общая сумма _______________________________,
в том числе заработная плата, другие доходы _____________________________
(расписать).
5. Характеристика семьи (межличностные взаимоотношения в семье,
личные качества, интересы, опыт общения с детьми)
____________________________________________________________________
6. Заключение (наличие жилищно-бытовых условий)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_____________ _______________________________________ _______________
(подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии) (дата)
Ознакомлен(а): ______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата, подпись лица, желающего
стать наставником)
Приложение 4 к Правилам организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей |
|
форма |
Заключение о возможности заключения договора о наставничестве
Заключение о возможности заключения договора о наставничестве выдано:
_________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Дата рождения ___________________________________________________
Адрес (место жительства) __________________________________________
Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству
_________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Место печати (при наличии)
Приложение 5 к Правилам организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей |
|
форма |
Типовой договор о наставничестве над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей
Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству
__________________________________________________________________
(наименование органа)
в лице ____________________________________________________________,
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии)
уполномоченного должностного лица),
организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей _________________________________________________________,
(наименование организации)
в лице ____________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) руководителя)
действующего на основании Устава и являющегося законным представителем
ребенка на основании статьи 122 Кодекса Республики Казахстан
"О браке (супружестве) и семье", а также наставник
___________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
гражданин Республики Казахстан, номер документа, удостоверяющего личность
___________________________________________________________________,
когда и кем выдан ___________________________________________________
заключили настоящий договор (далее – Договор).
1. Предмет договора
1.1. Предметом настоящего Договора является выполнение Сторонами обязательств по наставничеству над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей.
1.2. Подписывая настоящий Договор, Стороны заявляют, что единственным основанием начала, осуществления и прекращения сотрудничества по реализации наставничества являются законные интересы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и стремление Сторон обеспечить их социальную адаптацию.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству:
1) осуществляет контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, вовлеченных в наставничество;
2) оказывает содействие в организации процесса наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей;
3) организует и проводит дополнительные встречи с наставником при возникновении сложностей во взаимодействии наставника с ребенком. В отдельных случаях к подобной встрече с наставником могут привлекаться психологи;
4) приостанавливает встречи наставника с ребенком при нарушении наставником условий настоящего Договора до выяснения и разрешения ситуации, по согласованию с администрацией организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) принимает оперативные меры реагирования при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью детей.
2.2. Организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) осуществляет подбор пар "наставник-ребенок";
2) предоставляет наставнику информацию о деятельности по наставничеству, разъясняет права и обязанности наставника;
3) оказывает содействие в организации встреч наставника с ребенком;
4) предоставляет рекомендации наставнику по психологическим и поведенческим особенностям ребенка;
5) организует для наставников тренинги, направленные на расширение знаний об эмоциональных и поведенческих особенностях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в сроки, согласованные между Сторонами;
6) сопровождает наставника в процессе осуществления деятельности по наставничеству информационными сообщениями посредством интернета, встреч, телефонным консультированием, а также путем живого общения наставника и специалистов организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) организовывает и проводит дополнительные встречи с наставником в случаях возникновения сложностей во взаимодействии наставника с ребенком, а также в случаях возникновения сложностей во взаимодействии наставника с другими участниками при осуществлении деятельности по наставничеству. В отдельных случаях к подобной встрече с наставником могут привлекаться психологи или представители организации образования;
8) приостанавливает участие наставника в осуществлении деятельности по наставничеству при обоснованном сомнении в добросовестном выполнении наставником своих обязательств. По итогам всестороннего изучения ситуации принимает решение о приостановлении либо продолжении участия наставника в осуществлении деятельности по наставничеству.
2.3. Наставник:
1) учитывает при индивидуальной работе рекомендации организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соблюдает права ребенка, определенные действующим законодательством Республики Казахстан;
2) поддерживает связь и информирует специалистов организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возникающих сложностях, проблемах на протяжении всего срока действия Договора;
3) формирует эмоционально значимые, стабильные и долгосрочные отношения с ребенком, поддерживает и развивает его позитивные ценности; помогает в развитии его потенциала и раскрытии его сильных сторон; способствует в определении его собственных индивидуальных целей и путей их достижения; оказывает ему помощь в постановке кратко- или долгосрочных целей; формирует представление о важности планирования в жизни; стремится стать для ребенка другом и советником, быть достойным примером для подражания, оказывает ребенку помощь, развивает его способности и таланты; передает знания и опыт, поддерживая успехи в учебе, повышая его самооценку; формирует навыки самостоятельной жизни.
2.4. Наставник имеет право:
1) посещать ребенка по месту его проживания в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также с согласия ребенка и руководителя этой организации образования общаться с ребенком вне места его проживания;
2) предоставлять ребенку помощь в получении дополнительных образовательных, воспитательных и медицинских услуг в периоды, не связанные с образовательным процессом (каникулы, выходные и праздничные дни);
3) отказаться от участия в процессе наставничества с предварительным обязательным письменным уведомлением организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до предполагаемого дня прекращения общения с ребенком, с указанием причин отказа. В течение этого срока наставник, продолжает встречи с ребенком и готовит его к завершению общения.
2.5. Наставник не вправе:
1) вывозить ребенка за пределы населенного пункта и территории Республики Казахстан;
2) оставлять ребенка под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц) при общении с ребенком вне места его проживания, кроме случаев помещения ребенка в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи или доставления его в органы внутренних дел;
3) совершать действия (бездействия), побуждающие ребенка нарушать распорядок дня/правила пребывания в организации образования;
4) склонять ребенка к каким бы то ни было религиозным, политическим, идеологическим направлениям/движениям, оказывать влияние на его сексуальную ориентацию, демонстрировать ребенку свои предпочтения, определенные в настоящем пункте, вовлекать его в противоправную деятельность;
5) нарушать условия договора о наставничестве.
2.6. Наставник обязан:
1) нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период пребывания с ним, лично забирает и возвращает ребенка строго в сроки, согласованные с руководителем организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) незамедлительно информировать органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству, или организацию образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой находится ребенок, о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка, его заболевании, получении им травмы, помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи или доставлении его в органы внутренних дел;
3) соблюдать конфиденциальность в отношении информации о ребенке, включая его эмоциональное и физическое состояние, информацию о биологических родителях, отношениях в организации образования, за исключением обязательств по выполнению настоящего Договора;
4) вести дневник встреч с ребенком и предоставлять в орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству и организацию образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежемесячные отчеты о встречах с ребенком в срок до 10 (десятого) числа каждого месяца, следующего за отчетным;
5) соблюдать условия договора о наставничестве.
3. Ответственность сторон
3.1. При неисполнении или ненадлежащем исполнении Сторонами обязательств по настоящему Договору, они несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.
4. Заключительные положения
4.1. Договор составлен в 3 (трех) экземплярах на казахском и русском языках, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
4.2. Настоящий Договор заключается сроком на 1 (один) год и вступает в силу с момента подписания.
4.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Договором, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
5. Подписи сторон
Орган, осуществляющий функции |
Организация образования |
Наставник: |