В соответствии с пунктом 1 статьи 28-2 Закона Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить правила организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр просвещения Республики Казахстан | Г. Бейсембаев |
Утвержден приказом Министр просвещения Республики Казахстан от 30 апреля 2024 года № 97 |
Правила организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 28-2 Закона Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан" и определяют порядок организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей (далее – Правила).
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) ребенок, оставшийся без попечения родителей, – ребенок, который остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, объявлением их умершими, признанием недееспособными (ограниченно дееспособными), отбыванием родителями наказания в местах лишения свободы, уклонением родителей от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своего ребенка из воспитательного или лечебного учреждения, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения;
2) ребенок-сирота (дети-сироты) – ребенок (дети), у которого умерли оба или единственный родитель;
3) наставничество над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей (далее – наставничество), – деятельность, направленная на оказание индивидуальной поддержки и помощи в подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот, детей, оставшихся без родителей, находящихся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших десятилетнего возраста;
4) наставник для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее – наставник), – совершеннолетний гражданин Республики Казахстан, осуществляющий наставничество на основании типового договора о наставничестве;
5) организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Организация), – организация системы образования, в которой создаются благоприятные условия для воспитания, получения образования с предоставлением места проживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным и беспризорным, а также детям, нуждающимся в оказании специальных социальных услуг, по основаниям, предусмотренным в подпунктах 1) – 3) и 9) пункта 1 статьи 133 Социального кодекса Республики Казахстан.
Глава 2. Порядок организации наставничества
3. Над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, находящимися в Организациях, достигшими десятилетнего возраста, закрепляется наставник, осуществляющий наставничество на безвозмездной основе.
4. Наставник оказывает индивидуальную поддержку и помощь в подготовке к самостоятельной жизни детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в Организациях.
5. Наставниками являются совершеннолетние граждане Республики Казахстан, за исключением:
1) лиц, не имеющих гражданства Республики Казахстан и не достигших совершеннолетия;
2) лиц, признанных судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) лиц, у которых супруг (супруга) признан (признана) судом недееспособными или ограниченно дееспособным;
4) лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченное судом в родительских правах;
5) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее исполнение возложенных на них законом Республики Казахстан обязанностей;
6) бывших усыновителей (удочерителей), если усыновление (удочерение) отменено судом по их вине;
7) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или попечительство, патронат, устанавливается уполномоченным органом в области здравоохранения);
8) лиц, не имеющих постоянного места жительства;
9) лиц, придерживающихся нетрадиционной сексуальной ориентации;
10) лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления на момент назначения наставниками;
11) лиц, которые на момент установления наставничества не имеет дохода, обеспечивающего им прожиточный минимум, установленный законодательством Республики Казахстан;
12) лиц, состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах;
13) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании подпунктов 1) и 2) части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми.
Если лицо, назначаемое наставником, состоит в браке (супружестве) либо совместно проживает с иными лицами, на супруга (супругу) либо на совместно проживающих лиц распространяются требования, установленные подпунктами 4) – 6), 10), 12) и 13) части первой настоящего пункта.
6. Лицо, изъявившее желание стать наставником, предоставляет в орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству (далее – Орган) следующие документы:
1) заявление по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
2) документ, удостоверяющий личность (для идентификации личности);
3) согласие супруга (супруги), в случае, если состоит в браке;
4) справки о состоянии здоровья лица, желающего стать наставником и его супруга (супруги), если состоит в браке, подтверждающие отсутствие заболеваний в соответствии с перечнем заболеваний, при наличии которых лицо не может стать наставником, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 августа 2015 года № 692 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или попечительство, патронат" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12127), а также справки об отсутствии сведений о состоянии на учете в наркологическом и психиатрическом диспансерах в соответствии с формой, утвержденной приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 18 мая 2020 года № ҚР ДСМ-49/2020 "О некоторых вопросах оказания государственных услуг в области здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20665);
5) справку о наличии либо отсутствии судимости, а также на супруга (супругу), если состоит в браке;
6) справку, подтверждающую доход, обеспечивающую прожиточный минимум, установленный законодательством Республики Казахстан.
7. По итогам проверки документов Орган проводит собеседование с лицом, изъявившим желание стать наставником, и по результатам положительного прохождения собеседования в течение 3 (трех) рабочих дней проводит обследование жилищно-бытовых условий лица, изъявившего желание стать наставником, составляет акт обследования жилищно-бытовых условий и выносит заключение о возможности (невозможности) стать наставником по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
8. Подбор пары "наставник-ребенок" осуществляет Организация и Орган.
9. Организация знакомит наставника с историей жизни ребенка, особенностями его физического и психического развития, поведения, способностями, чертами характера.
10. Назначение ребенку наставника осуществляется с учетом мнения и согласия ребенка, достигшего десятилетнего возраста, а также с согласия Организации и Органа. За одним наставником закрепляется один ребенок.
11. Наставничество осуществляется наставником в соответствии с договором о наставничестве. Договор заключается между Органом, Организацией и наставником по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
12. Договор о наставничестве составляется на каждого ребенка индивидуально.
В случае окончания срока действия договора возможна его дальнейшая пролонгация или заключение нового договора о наставничестве над другим ребенком.
В одностороннем порядке договор расторгается при достижении ребенком совершеннолетия, при этом Орган не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до совершеннолетия ребенка выдает наставнику и Организации уведомление о расторжении договора. В течение этого срока наставник, продолжает встречи с ребенком и готовит его к завершению общения.
13. Досрочное расторжение договора о наставничестве осуществляется:
1) по инициативе Органа, Организации при несоблюдении или нарушении требований, предусмотренных настоящими Правилами;
2) по инициативе наставника при наличии уважительных причин (болезни, изменении семейного или материального положения, отсутствии взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений между ребенком);
3) по инициативе воспитанника Организации при отказе от осуществления наставничества по отношению к нему;
4) в случае смерти ребенка или наставника;
5) при возвращении ребенка родителям, передачи родственникам под опеку или попечительство, на патронатное воспитание, в приемную семью или усыновлении (удочерении) ребенка.
14. Наставник посещает ребенка по месту его проживания в Организации, а также с согласия ребенка и руководителя Организации общается с ребенком вне места его проживания.
15. При общении с ребенком вне места его проживания наставник не оставляет ребенка под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц), кроме случаев помещения ребенка в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи или доставления его в органы внутренних дел.
16. Наставник несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период пребывания с ним.
17. При возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка, его заболевании, получении им травмы, помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи или доставлении его в органы внутренних дел наставник незамедлительно информирует Орган и Организацию.
18. В периоды, не связанные с образовательным процессом (каникулы, выходные и праздничные дни), наставник предоставляет ребенку помощь в получении дополнительных образовательных, воспитательных и медицинских услуг.
19. Соблюдение прав и интересов детей, вовлеченных в наставничество, осуществляет Орган и Организация.
Приложение 1 к Правилам организации наставничества над детьми- сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей |
|
форма | |
___________________________________ (наименование органа) |
Заявление о желании стать наставником для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
Я, ______________________________________________________________
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
прошу рассмотреть мою кандидатуру в качестве наставника для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Против проведения обследования жилищно-бытовых условий не возражаю.
Согласен(а) на использование сведений, составляющих охраняемую Законом Республики Казахстан "О персональных данных и их защите" тайну, содержащихся в информационных системах.
"___" ____________ 20__ года
подпись
Приложение 2 к Правилам организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей |
|
форма |
Заключение о возможности (невозможности) стать наставником
Заключение о возможности (невозможности) стать наставником (нужное
подчеркнуть) выдано: _________________________________________________
______________________________________________________________________
Ф.И.О. (при наличии, полностью)
Дата рождения _______________________________________________________
Адрес (место жительства) ____________________________________________
Орган, осуществляющий функции
по опеке или попечительству _________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
М.П.
Приложение 3 к Правилам организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей |
|
форма |
Типовой договор о наставничестве над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей
Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству __________________
__________________________________________________________________________
(наименование органа)
в лице____________________________________________________________________,
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного должностного лица),
организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей _______________________________________________________________,
(наименование организации)
в лице __________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя)
действующего на основании Устава и являющегося законным представителем
ребенка на основании ст. 122 Кодекса РК "О браке (супружестве) и семье", а также Наставник
__________________________________________________
_________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
гражданин Республики Казахстан, номер документа удостоверяющего
личность_______________________________, когда и кем выдан _____________
заключили настоящий договор (далее – Договор).
1. Предмет договора
1.1. Предметом настоящего Договора является выполнение Сторонами обязательств по наставничеству над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей.
1.2. Подписывая настоящий Договор, Стороны заявляют, что единственным основанием начала, осуществления и прекращения сотрудничества по реализации наставничества являются интересы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и стремление Сторон обеспечить их социальную адаптацию.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству:
1) осуществляет контроль за соблюдением прав и интересов детей, вовлеченных в наставничество;
2) оказывает содействие в организации процесса наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей;
3) организует и проводит дополнительные встречи с наставником при возникновении сложностей во взаимодействии наставника с ребенком. В отдельных случаях к подобной встрече с наставником могут привлекаться психологи;
4) приостанавливает встречи наставника с ребенком при нарушении наставником условий настоящего Договора до выяснения и разрешения ситуации, по согласованию с администрацией организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) принимает оперативные меры реагирования при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью детей.
2.2. Организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) осуществляет подбор пар "наставник-ребенок";
2) предоставляет наставнику информацию о деятельности по наставничеству, разъясняет права и обязанности наставника;
3) оказывает содействие в организации встреч наставника с ребенком;
4) предоставляет рекомендации наставнику по психологическим и поведенческим особенностям ребенка;
5) организует для наставников тренинги, направленные на расширение знаний об эмоциональных и поведенческих особенностях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в сроки, согласованные между Сторонами;
6) сопровождает наставника в процессе осуществления деятельности по наставничеству информационными сообщениями посредством интернета, встреч, телефонным консультированием, а также путем живого общения наставника и специалистов организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) организовывает и проводит дополнительные встречи с наставником в случаях возникновения сложностей во взаимодействии наставника с ребенком, а также в случаях возникновения сложностей во взаимодействии наставника с другими участниками при осуществлении деятельности по наставничеству. В отдельных случаях к подобной встрече с наставником могут привлекаться психологи или представители организации образования;
8) приостанавливает участие наставника в осуществлении деятельности по наставничеству при обоснованном сомнении в добросовестном выполнении наставником своих обязательств. По итогам всестороннего изучения ситуации принимает решение о приостановлении либо продолжении участия наставника в осуществлении деятельности по наставничеству.
2.3. Наставник:
1) учитывает при индивидуальной работе рекомендации организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соблюдает права ребенка, определенные действующим законодательством Республики Казахстан;
2) поддерживает связь и информирует специалистов организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возникающих сложностях, проблемах на протяжении всего срока действия Договора;
3) формирует эмоционально значимые, стабильные и долгосрочные отношения с ребенком, поддерживает и развивает его позитивные ценности; помогает в развитии его потенциала и раскрытии его сильных сторон; способствует в определении его собственных индивидуальных целей и путей их достижения; оказывает ему помощь в постановке кратко- или долгосрочных целей; формирует представление о важности планирования в жизни; стремится стать для ребенка другом и советником, быть достойным примером для подражания, оказывает ребенку помощь, развивает его способности и таланты; передает знания и опыт, поддерживая успехи в учебе, повышая его самооценку; формирует навыки самостоятельной жизни.
2.4. Наставник имеет право:
1) посещать ребенка по месту его проживания в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также с согласия ребенка и руководителя этой организации образования общаться с ребенком вне места его проживания;
2) предоставлять ребенку помощь в получении дополнительных образовательных, воспитательных и медицинских услуг в периоды, не связанные с образовательным процессом (каникулы, выходные и праздничные дни);
3) отказаться от участия в процессе наставничества с предварительным обязательным письменным уведомлением организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до предполагаемого дня прекращения общения с ребенком, с указанием причин отказа. В течение этого срока наставник, продолжает встречи с ребенком и готовит его к завершению общения.
2.5. Наставник не вправе:
1) вывозить ребенка за пределы населенного пункта и территории Республики Казахстан;
2) оставлять ребенка под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц) при общении с ребенком вне места его проживания, кроме случаев помещения ребенка в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи или доставления его в органы внутренних дел;
3) совершать действия (бездействия), побуждающие ребенка нарушать распорядок дня/правила пребывания в организации образования;
4) склонять ребенка к каким бы то ни было религиозным, политическим, идеологическим направлениям/движениям, оказывать влияние на его сексуальную ориентацию, демонстрировать ребенку свои предпочтения, определенные в настоящем пункте, вовлекать его в противоправную деятельность;
5) нарушать условия договора о наставничестве.
2.6. Наставник обязан:
1) нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период пребывания с ним, лично забирает и возвращает ребенка строго в сроки, согласованные с руководителем организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) незамедлительно информировать органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству, или организацию образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой находится ребенок, о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка, его заболевании, получении им травмы, помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи или доставлении его в органы внутренних дел;
3) соблюдать конфиденциальность в отношении информации о ребенке, включая его эмоциональное и физическое состояние, информацию о биологических родителях, отношениях в организации образования, за исключением обязательств по выполнению настоящего Договора;
4) вести дневник встреч с ребенком и предоставлять в Орган и Организацию ежемесячные отчеты о встречах с ребенком в срок до 10 (десятого) числа каждого месяца, следующего за отчетным;
5) соблюдать условия договора о наставничестве.
3. Ответственность сторон
3.1. При неисполнении или ненадлежащем исполнении Сторонами обязательств по настоящему Договору, они несут ответственность, предусмотренную гражданским, административным, уголовным законодательством Республики Казахстан.
4. Заключительные положения
4.1. Договор составлен в 3 (трех) экземплярах на казахском и русском языках, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
4.2. Настоящий Договор заключается сроком на 1 (один) календарный год и вступает в силу с момента подписания.
4.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Договором, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
5. Подписи сторон
Орган, осуществляющий функции |
Организация образования для |
Наставник: |