Об утверждении Правил организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей

Новый

Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 30 апреля 2024 года № 97. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 мая 2024 года № 34327.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 28-2 Закона Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить правила организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Комитету по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр просвещения Республики Казахстан Г. Бейсембаев

  Утвержден приказом
Министр просвещения
Республики Казахстан
от 30 апреля 2024 года № 97

Правила организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 28-2 Закона Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан" и определяют порядок организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей (далее – Правила).

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) ребенок, оставшийся без попечения родителей, – ребенок, который остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, объявлением их умершими, признанием недееспособными (ограниченно дееспособными), отбыванием родителями наказания в местах лишения свободы, уклонением родителей от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своего ребенка из воспитательного или лечебного учреждения, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения;

      2) ребенок-сирота (дети-сироты) – ребенок (дети), у которого умерли оба или единственный родитель;

      3) наставничество над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей (далее – наставничество), – деятельность, направленная на оказание индивидуальной поддержки и помощи в подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот, детей, оставшихся без родителей, находящихся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших десятилетнего возраста;

      4) наставник для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее – наставник), – совершеннолетний гражданин Республики Казахстан, осуществляющий наставничество на основании типового договора о наставничестве;

      5) организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Организация), – организация системы образования, в которой создаются благоприятные условия для воспитания, получения образования с предоставлением места проживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным и беспризорным, а также детям, нуждающимся в оказании специальных социальных услуг, по основаниям, предусмотренным в подпунктах 1)3) и 9) пункта 1 статьи 133 Социального кодекса Республики Казахстан.

Глава 2. Порядок организации наставничества

      3. Над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, находящимися в Организациях, достигшими десятилетнего возраста, закрепляется наставник, осуществляющий наставничество на безвозмездной основе.

      4. Наставник оказывает индивидуальную поддержку и помощь в подготовке к самостоятельной жизни детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в Организациях.

      5. Наставниками являются совершеннолетние граждане Республики Казахстан, за исключением:

      1) лиц, не имеющих гражданства Республики Казахстан и не достигших совершеннолетия;

      2) лиц, признанных судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

      3) лиц, у которых супруг (супруга) признан (признана) судом недееспособными или ограниченно дееспособным;

      4) лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченное судом в родительских правах;

      5) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее исполнение возложенных на них законом Республики Казахстан обязанностей;

      6) бывших усыновителей (удочерителей), если усыновление (удочерение) отменено судом по их вине;

      7) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или попечительство, патронат, устанавливается уполномоченным органом в области здравоохранения);

      8) лиц, не имеющих постоянного места жительства;

      9) лиц, придерживающихся нетрадиционной сексуальной ориентации;

      10) лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления на момент назначения наставниками;

      11) лиц, которые на момент установления наставничества не имеет дохода, обеспечивающего им прожиточный минимум, установленный законодательством Республики Казахстан;

      12) лиц, состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах;

      13) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании подпунктов 1) и 2) части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми.

      Если лицо, назначаемое наставником, состоит в браке (супружестве) либо совместно проживает с иными лицами, на супруга (супругу) либо на совместно проживающих лиц распространяются требования, установленные подпунктами 4) – 6), 10), 12) и 13) части первой настоящего пункта.

      6. Лицо, изъявившее желание стать наставником, предоставляет в орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству (далее – Орган) следующие документы:

      1) заявление по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

      2) документ, удостоверяющий личность (для идентификации личности);

      3) согласие супруга (супруги), в случае, если состоит в браке;

      4) справки о состоянии здоровья лица, желающего стать наставником и его супруга (супруги), если состоит в браке, подтверждающие отсутствие заболеваний в соответствии с перечнем заболеваний, при наличии которых лицо не может стать наставником, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 августа 2015 года № 692 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или попечительство, патронат" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12127), а также справки об отсутствии сведений о состоянии на учете в наркологическом и психиатрическом диспансерах в соответствии с формой, утвержденной приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 18 мая 2020 года № ҚР ДСМ-49/2020 "О некоторых вопросах оказания государственных услуг в области здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20665);

      5) справку о наличии либо отсутствии судимости, а также на супруга (супругу), если состоит в браке;

      6) справку, подтверждающую доход, обеспечивающую прожиточный минимум, установленный законодательством Республики Казахстан.

      7. По итогам проверки документов Орган проводит собеседование с лицом, изъявившим желание стать наставником, и по результатам положительного прохождения собеседования в течение 3 (трех) рабочих дней проводит обследование жилищно-бытовых условий лица, изъявившего желание стать наставником, составляет акт обследования жилищно-бытовых условий и выносит заключение о возможности (невозможности) стать наставником по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      8. Подбор пары "наставник-ребенок" осуществляет Организация и Орган.

      9. Организация знакомит наставника с историей жизни ребенка, особенностями его физического и психического развития, поведения, способностями, чертами характера.

      10. Назначение ребенку наставника осуществляется с учетом мнения и согласия ребенка, достигшего десятилетнего возраста, а также с согласия Организации и Органа. За одним наставником закрепляется один ребенок.

      11. Наставничество осуществляется наставником в соответствии с договором о наставничестве. Договор заключается между Органом, Организацией и наставником по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

      12. Договор о наставничестве составляется на каждого ребенка индивидуально.

      В случае окончания срока действия договора возможна его дальнейшая пролонгация или заключение нового договора о наставничестве над другим ребенком.

      В одностороннем порядке договор расторгается при достижении ребенком совершеннолетия, при этом Орган не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до совершеннолетия ребенка выдает наставнику и Организации уведомление о расторжении договора. В течение этого срока наставник, продолжает встречи с ребенком и готовит его к завершению общения.

      13. Досрочное расторжение договора о наставничестве осуществляется:

      1) по инициативе Органа, Организации при несоблюдении или нарушении требований, предусмотренных настоящими Правилами;

      2) по инициативе наставника при наличии уважительных причин (болезни, изменении семейного или материального положения, отсутствии взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений между ребенком);

      3) по инициативе воспитанника Организации при отказе от осуществления наставничества по отношению к нему;

      4) в случае смерти ребенка или наставника;

      5) при возвращении ребенка родителям, передачи родственникам под опеку или попечительство, на патронатное воспитание, в приемную семью или усыновлении (удочерении) ребенка.

      14. Наставник посещает ребенка по месту его проживания в Организации, а также с согласия ребенка и руководителя Организации общается с ребенком вне места его проживания.

      15. При общении с ребенком вне места его проживания наставник не оставляет ребенка под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц), кроме случаев помещения ребенка в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи или доставления его в органы внутренних дел.

      16. Наставник несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период пребывания с ним.

      17. При возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка, его заболевании, получении им травмы, помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи или доставлении его в органы внутренних дел наставник незамедлительно информирует Орган и Организацию.

      18. В периоды, не связанные с образовательным процессом (каникулы, выходные и праздничные дни), наставник предоставляет ребенку помощь в получении дополнительных образовательных, воспитательных и медицинских услуг.

      19. Соблюдение прав и интересов детей, вовлеченных в наставничество, осуществляет Орган и Организация.

  Приложение 1
к Правилам организации
наставничества над детьми-
сиротами, детьми, оставшимися
без попечения родителей
  форма
  ___________________________________
(наименование органа)

Заявление о желании стать наставником для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

      Я, ______________________________________________________________

      ____________________________________________________________________

                  (фамилия, имя, отчество (при наличии)

      прошу рассмотреть мою кандидатуру в качестве наставника для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Против проведения обследования жилищно-бытовых условий не возражаю.

      Согласен(а) на использование сведений, составляющих охраняемую Законом Республики Казахстан "О персональных данных и их защите" тайну, содержащихся в информационных системах.

      "___" ____________ 20__ года

      подпись

  Приложение 2
к Правилам организации
наставничества над детьми-сиротами,
детьми, оставшимися
без попечения родителей
  форма

Заключение о возможности (невозможности) стать наставником

      Заключение о возможности (невозможности) стать наставником (нужное

      подчеркнуть) выдано: _________________________________________________

      ______________________________________________________________________

      Ф.И.О. (при наличии, полностью)

      Дата рождения _______________________________________________________

      Адрес (место жительства) ____________________________________________

      Орган, осуществляющий функции

      по опеке или попечительству      _________________________________

      (фамилия, имя, отчество (при наличии)

      М.П.

  Приложение 3
к Правилам организации
наставничества над детьми-сиротами,
детьми, оставшимися
без попечения родителей
  форма

Типовой договор о наставничестве над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей

      Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству __________________

      __________________________________________________________________________

                  (наименование органа)

      в лице____________________________________________________________________,

      (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного должностного лица),

      организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

      родителей _______________________________________________________________,

                  (наименование организации)

      в лице __________________________________________________________________,

                  (фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя)

      действующего на основании Устава и являющегося законным представителем

      ребенка на основании ст. 122 Кодекса РК "О браке (супружестве) и семье", а также Наставник

      __________________________________________________

      _________________________________________________________________,

            (фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      гражданин Республики Казахстан, номер документа удостоверяющего

      личность_______________________________, когда и кем выдан _____________

      заключили настоящий договор (далее – Договор).

      1. Предмет договора

      1.1. Предметом настоящего Договора является выполнение Сторонами обязательств по наставничеству над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей.

      1.2. Подписывая настоящий Договор, Стороны заявляют, что единственным основанием начала, осуществления и прекращения сотрудничества по реализации наставничества являются интересы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и стремление Сторон обеспечить их социальную адаптацию.

      2. Права и обязанности Сторон

      2.1. Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству:

      1) осуществляет контроль за соблюдением прав и интересов детей, вовлеченных в наставничество;

      2) оказывает содействие в организации процесса наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей;

      3) организует и проводит дополнительные встречи с наставником при возникновении сложностей во взаимодействии наставника с ребенком. В отдельных случаях к подобной встрече с наставником могут привлекаться психологи;

      4) приостанавливает встречи наставника с ребенком при нарушении наставником условий настоящего Договора до выяснения и разрешения ситуации, по согласованию с администрацией организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

      5) принимает оперативные меры реагирования при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью детей.

      2.2. Организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

      1) осуществляет подбор пар "наставник-ребенок";

      2) предоставляет наставнику информацию о деятельности по наставничеству, разъясняет права и обязанности наставника;

      3) оказывает содействие в организации встреч наставника с ребенком;

      4) предоставляет рекомендации наставнику по психологическим и поведенческим особенностям ребенка;

      5) организует для наставников тренинги, направленные на расширение знаний об эмоциональных и поведенческих особенностях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в сроки, согласованные между Сторонами;

      6) сопровождает наставника в процессе осуществления деятельности по наставничеству информационными сообщениями посредством интернета, встреч, телефонным консультированием, а также путем живого общения наставника и специалистов организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

      7) организовывает и проводит дополнительные встречи с наставником в случаях возникновения сложностей во взаимодействии наставника с ребенком, а также в случаях возникновения сложностей во взаимодействии наставника с другими участниками при осуществлении деятельности по наставничеству. В отдельных случаях к подобной встрече с наставником могут привлекаться психологи или представители организации образования;

      8) приостанавливает участие наставника в осуществлении деятельности по наставничеству при обоснованном сомнении в добросовестном выполнении наставником своих обязательств. По итогам всестороннего изучения ситуации принимает решение о приостановлении либо продолжении участия наставника в осуществлении деятельности по наставничеству.

      2.3. Наставник:

      1) учитывает при индивидуальной работе рекомендации организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соблюдает права ребенка, определенные действующим законодательством Республики Казахстан;

      2) поддерживает связь и информирует специалистов организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возникающих сложностях, проблемах на протяжении всего срока действия Договора;

      3) формирует эмоционально значимые, стабильные и долгосрочные отношения с ребенком, поддерживает и развивает его позитивные ценности; помогает в развитии его потенциала и раскрытии его сильных сторон; способствует в определении его собственных индивидуальных целей и путей их достижения; оказывает ему помощь в постановке кратко- или долгосрочных целей; формирует представление о важности планирования в жизни; стремится стать для ребенка другом и советником, быть достойным примером для подражания, оказывает ребенку помощь, развивает его способности и таланты; передает знания и опыт, поддерживая успехи в учебе, повышая его самооценку; формирует навыки самостоятельной жизни.

      2.4. Наставник имеет право:

      1) посещать ребенка по месту его проживания в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также с согласия ребенка и руководителя этой организации образования общаться с ребенком вне места его проживания;

      2) предоставлять ребенку помощь в получении дополнительных образовательных, воспитательных и медицинских услуг в периоды, не связанные с образовательным процессом (каникулы, выходные и праздничные дни);

      3) отказаться от участия в процессе наставничества с предварительным обязательным письменным уведомлением организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до предполагаемого дня прекращения общения с ребенком, с указанием причин отказа. В течение этого срока наставник, продолжает встречи с ребенком и готовит его к завершению общения.

      2.5. Наставник не вправе:

      1) вывозить ребенка за пределы населенного пункта и территории Республики Казахстан;

      2) оставлять ребенка под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц) при общении с ребенком вне места его проживания, кроме случаев помещения ребенка в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи или доставления его в органы внутренних дел;

      3) совершать действия (бездействия), побуждающие ребенка нарушать распорядок дня/правила пребывания в организации образования;

      4) склонять ребенка к каким бы то ни было религиозным, политическим, идеологическим направлениям/движениям, оказывать влияние на его сексуальную ориентацию, демонстрировать ребенку свои предпочтения, определенные в настоящем пункте, вовлекать его в противоправную деятельность;

      5) нарушать условия договора о наставничестве.

      2.6. Наставник обязан:

      1) нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период пребывания с ним, лично забирает и возвращает ребенка строго в сроки, согласованные с руководителем организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

      2) незамедлительно информировать органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству, или организацию образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой находится ребенок, о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка, его заболевании, получении им травмы, помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи или доставлении его в органы внутренних дел;

      3) соблюдать конфиденциальность в отношении информации о ребенке, включая его эмоциональное и физическое состояние, информацию о биологических родителях, отношениях в организации образования, за исключением обязательств по выполнению настоящего Договора;

      4) вести дневник встреч с ребенком и предоставлять в Орган и Организацию ежемесячные отчеты о встречах с ребенком в срок до 10 (десятого) числа каждого месяца, следующего за отчетным;

      5) соблюдать условия договора о наставничестве.

      3. Ответственность сторон

      3.1. При неисполнении или ненадлежащем исполнении Сторонами обязательств по настоящему Договору, они несут ответственность, предусмотренную гражданским, административным, уголовным законодательством Республики Казахстан.

      4. Заключительные положения

      4.1. Договор составлен в 3 (трех) экземплярах на казахском и русском языках, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

      4.2. Настоящий Договор заключается сроком на 1 (один) календарный год и вступает в силу с момента подписания.

      4.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Договором, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

      5. Подписи сторон

Орган, осуществляющий функции
по опеке или попечительству:
Юридический адрес
_______________________________
Должностное лицо
_______________________________
"____"_________________________

Организация образования для
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей:
Юридический адрес
_________________________________
Руководитель ____________________
"____"___________________________

Наставник:
Адрес ____________________________
Индивидуальный идентификационный номер
______________________________________
Удостоверение личности № ________________,
выдано ________ от _______________________


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.