В соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании" и Положением о Министерстве образования Республики Казахстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 22 июня 1993 года N 524, по согласованию с Минюстом, Минтрудом, Минфином и Минэкономики Республики Казахстан
приказываю:
1. Утвердить Временное положение о среднем специальном учебном заведении Республики Казахстан (прилагается).
2. Главному учебно-методическому управлению высшего и среднего специального образования (Мухаметкалиев Т.М.), руководствуясь Временным положением, разработать до 1 июля 1995 года новые нормативные документы, регламентирующие организацию учебно-воспитательного процесса в средних специальных учебных заведениях, и представить их для утверждения.
3. Органам управления средними специальными учебными заведениями министерств и ведомств, областным и Алматинскому городскому управлениям (департаментам) образования, директорам средних специальных учебных заведений привести Уставы учебных заведений в соответствие с Временным положением и в установленном порядке провести их регистрацию до 1 августа 1995 года.
4. Считать утратившими силу Временное положение о среднем специальном учебном заведении СССР, утвержденное приказом Гособразования СССР от 7 июля 1983 года N 565.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Медеуова Е.У.
Министр
Приложение
к приказу Минобразования
от 31 января 1995 г. N 24
Временное положение
о среднем специальном учебном заведении
Республики Казахстан
I. Среднее специальное учебное
заведение, его задачи, структура
1. Средним специальным учебным заведением в Республике Казахстан является учреждение образования, имеющее статус юридического лица и реализующее образовательно-профессиональные программы среднего специального и среднего (полного) общего образования.
2. Среднее специальное учебное заведение создается, реорганизуется, функционирует и ликвидируется в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании", другими законодательными актами Республики Казахстан, настоящим Положением и своим Уставом.
3. По своим организационно-правовым формам могут быть созданы государственные и негосударственные (частные, общественные и религиозные организации) средние специальные учебные заведения.
Для негосударственных средних специальных учебных заведений настоящее Положение является примерным.
4. Государственные средние специальные учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются:
- республиканского подчинения - Правительством Республики Казахстан по предложениям Министерства образования, согласованным с главами областных, Алматинской и Ленинской городских администраций, Министерством экономики, Министерством финансов Республики Казахстан и соответствующими отраслевыми министерствами и ведомствами;
- местного подчинения - главами областных, Алматинской и Ленинской городских администраций по согласованию с Министерством образования и соответствующими министерствами и ведомствами.
После издания акта о создании государственного среднего специального учебного заведения функции учредителя среднего специального учебного заведения выполняет соответствующий орган государственного управления, в ведении которого он находится.
5. Негосударственные средние специальные учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются их учредителями - юридическими и физическими лицами.
6. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Республики Казахстан, возникает у средних специальных учебных заведений со дня выдачи им лицензии.
Лицензии на право ведения образовательной деятельности средним специальным учебным заведениям выдаются в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
7. Главными задачами основной деятельности среднего специального учебного заведения являются:
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в приобретении среднего специального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности;
- удовлетворение социально-экономических потребностей общества в квалифицированных специалистах со средним специальным образованием;
- переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена;
- организация и проведение прикладных научных исследований, научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам средней специальной школы;
- воспитание гражданственности, осознания прав и обязанностей личности перед семьей, обществом, а также потребности участвовать в культурной, общественной, экономической и политической жизни республики;
- создание условий для изучения культуры, обычаев и традиций казахского народа и других народов, проживающих в Казахстане.
8. В Республике Казахстан устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум (училище, школа), среднее специальное учебное заведение - предприятие (учреждение), а также учебное заведение повышенного уровня - колледж.
Колледж - самостоятельное учебное заведение или структурное подразделение высшего учебного заведения, реализующее образовательно-профессиональные программы неполного высшего и начального высшего (среднего специального) образования.
Техникум (училище, школа и другие, в установленном порядке приравненные к ним учебные заведения) - это самостоятельное среднее специальное учебное заведение, реализующее образовательно-профессиональные программы подготовки специалистов среднего звена.
Среднее специальное учебное заведение - предприятие (учреждение) - это образовательное учреждение, осуществляющее реализацию образовательно-профессиональных программ среднего специального образования, а также производственную деятельность, направленную на повышение уровня профессиональной подготовки.
9. Официальное наименование государственного среднего специального учебного заведения устанавливается при его создании или реорганизации и может изменяться центральным государственным органом управления средним специальным образованием (Министерством образования, а также органами управления отраслевых министерств и ведомств, имеющих средние специальные учебные заведения), если это влечет изменения его организационно-правовой формы и направление подготовки кадров.
Государственные награды бывшего СССР в официальном наименовании среднего специального учебного заведения не указываются.
10. Негосударственные средние специальные учебные заведения приобретают соответствующий статус после их аккредитации Министерством образования совместно с соответствующими отраслевыми министерствами и ведомствами, имеющими подведомственные средние специальные учебные заведения.
11. Использование без государственной аккредитации учебных заведений ранее установленных им наименований не допускается.
12. Средние специальные учебные заведения могут иметь отделения (факультеты), лаборатории, учебные заведения, кабинеты, мастерские, полигоны и учебные хозяйства, филиалы и учебно-консультационные пункты, лечебные учреждения, экспериментальные конструкторские бюро, творческие коллективы, отделения (факультеты) повышения квалификации и переподготовки специалистов.
В состав среднего специального учебного заведения входят учебные библиотеки и производственные подразделения, в том числе имеющие статус юридического лица. Последние действуют на основании собственных уставов, утвержденных директором (начальником) среднего специального учебного заведения.
13. В средних специальных учебных заведениях могут создаваться и другие структурные подразделения или комиссии, объединяющие преподавателей, ведущих подготовку специалистов и осуществляющих учебную, методическую (научно-методическую) работу по одной или нескольким соответствующим специальностям.
14. Создание структурных подразделений средних специальных учебных заведений (кроме филиалов, учебно-консультационных пунктов и отделений (факультетов) повышения квалификации преподавателей и переподготовки специалистов), осуществляется самим учебным заведением с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в устав среднего специального учебного заведения.
Создание государственных предприятий, учреждений и организаций (включая бюджетные), в составе или при государственном среднем специальном учебном заведении, в том числе имеющих статус юридического лица, осуществляется учредителем в установленном порядке.
Филиалы, учебно-консультационные пункты и отделения (факультеты) повышения квалификации преподавателей и переподготовки специалистов государственных средних специальных учебных заведений создаются учредителями по согласованию с Министерством образования.
15. Средние специальные учебные заведения, включая их структурные подразделения и предприятия, учреждения, организации при них, имеющие статус юридического лица, являются единым учебно-научно-производственным комплексом - учреждением образования.
Функционирование среднего специального учебного заведения как единого учебно-научно-производственного комплекса обеспечивается:
- обязательным участием всех подразделений в учебно-воспитательном процессе; исполнением всеми структурными подразделениями решений Совета учебного заведения и руководства среднего специального учебного заведения;
- образование в среднем специальном учебном заведении централизованных фондов за счет отчислений подразделений, входящих в состав комплекса. Порядок использования этих фондов устанавливается Советом учебного заведения.
Конкретные формы и содержание организационно-правовых отношений внутри единого учебно-научно-производственного комплекса определяется Уставом среднего специального учебного заведения.
II. Прием в средние специальные учебные заведения
16. Прием в средние специальные учебные заведения учащихся (студентов) осуществляется в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности на конкурсной основе по:
- плану приема на подготовку специалистов в пределах государственного стандарта за счет средств бюджета;
- прямым договорам с предприятиями, учреждениями, организациями и другими юридическими лицами.
План приема для государственных средних специальных учебных заведений определяется их учредителем.
17. Прием в средние специальные учебные заведения проводится по личному заявлению граждан, имеющих основное общее, среднее (полное) общее или профессионально-техническое образование, на основе результатов вступительных испытаний, проводимых с целью определения возможности поступающих осваивать профессиональные программы средней специальной школы.
При наличии конкурса должно обеспечиваться зачисление наиболее способных и подготовленных поступающих, если иное условие не оговорено решениями Правительства Республики Казахстан.
18. Без вступительных испытаний, кроме испытаний по специальности, в средние специальные учебные заведения зачисляются лица, окончившие основную или старшую ступень общеобразовательной школы с отличием, а также имеющие диплом с отличием об окончании среднего профессионального училища.
На лиц, окончивших с дипломом с отличием профессионально-технические училища на базе старшей ступени общеобразовательной школы, указанный порядок распространяется при поступлении на специальности, соответствующие полученным профессиям.
19. От поступающих в государственные средние специальные учебные заведения наряду с личными заявлениями требуются документы, удостоверяющие его личность, документ государственного образца об основном среднем (полном) общем или профессионально-техническом образовании, медицинская справка, а также необходимое количество фотографий.
Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Республики Казахстан или потребованы от поступающего при наличии ограничений на соответствующее среднее специальное образование, установленное законодательством Республики Казахстан.
20. При приеме среднее специальное учебное заведение обеспечивает соблюдение прав граждан на образование, установленных законодательством Республики Казахстан, гласность и открытость работы приемной комиссии, объективность оценки способностей и склонностей поступающих.
Среднее специальное учебное заведение обязано ознакомить поступающих с Уставом среднего специального учебного заведения и другими документами, регламентирующими прием и организацию образовательного процесса.
Негосударственные средние специальные учебные заведения обязаны ставить в известность поступающих о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и государственной аккредитации, определяющей статус образовательного учреждения (колледж, техникум, школа, среднее специальное учебное заведение - предприятие-учреждение и т.п.).
21. На вступительных испытаниях должна быть обеспечена спокойная и доброжелательная обстановка, предоставлена возможность поступающим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.
22. Получившие неудовлетворительную оценку выбывают из конкурса и не зачисляются в среднее специальное учебное заведение.
23. Порядок рассмотрения апелляций устанавливается учредителями средних специальных учебных заведений.
24. Сроки зачисления в государственные средние специальные учебные заведения устанавливаются Министерством образования.
25. В целях содействия государственным органам и общественным организациям в подготовке кадров для решения социально-экономических проблем средние специальные учебные заведения могут выделять в рамках установленного плана приема за счет средств бюджета определенное количество мест для целевого приема, организовывать на эти места отдельный конкурс, в этом случае средние специальные учебные заведения заключают договоры с соответствующими государственными органами и организациями, в том числе с частичной или полной компенсацией стоимости обучения.
26. В части, не противоречащей законодательству Республики Казахстан, настоящему Положению и Основным положениям по приему в средние специальные учебные заведения Республики Казахстан, утверждаемыми Министерством образования, средние специальные учебные заведения самостоятельно разрабатывают и утверждают правила приема.
III. Учебно-воспитательная деятельность
среднего специального учебного заведения
27. В средних специальных учебных заведениях могут быть реализованы различные по срокам и уровню подготовки специалистов профессиональные образовательные программы начального (среднего специального) и неполного высшего образования, программы дополнительного профессионального образования и переподготовки специалистов.
В средних специальных учебных заведениях могут реализовываться образовательные программы общего среднего и профессионально-технического образования при наличии соответствующей лицензии.
28. Специальности, по которым осуществляется подготовка и переподготовка специалистов, определяются лицензией, выданной среднему специальному учебному заведению, и отражаются в его Уставе. Вопросы бюджетного финансирования вновь открытых специальностей в государственном среднем специальном учебном заведении определяются учредителем.
Содержание образовательного процесса по соответствующей специальности, нормативные сроки его освоения определяются учебным заведением на основе соответствующего образовательного стандарта.
Среднее специальное учебное заведение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает необходимые условия обучающимся для освоения образовательно-профессиональных программ, запрещается использование и проведение антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья людей методов обучения.
29. В государственных средних специальных учебных заведениях обучение ведется на казахском и русском языках, что обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих учебных подразделений, а также условий для их функционирования. Подготовка на других языках осуществляется в соответствии с потребностями республики.
Во всех средних специальных учебных заведениях изучение казахского языка как государственного языка Республики Казахстан и русского языка - языка межнационального общения определяется государственными стандартами среднего специального образования.
Язык (языки) обучения в негосударственных средних специальных учебных заведениях определяется их учредителями по согласованию с Министерством образования.
30. Средние специальные учебные заведения на основе типовых учебных планов разрабатывают и утверждают учебные планы по соответствующим специальностям и графики учебного процесса на учебный год (семестр), в том числе для индивидуального обучения лиц с учетом уровня их предшествующей подготовки и способностей.
Индивидуальные планы (графики) обучения наряду с углубленной подготовкой могут обеспечивать завершение образования в сокращенные сроки без изменения обязательной программы обучения и требований к специалистам соответствующей квалификации.
Учебный год начинается, как правило, 1-го сентября и заканчивается согласно учебному плану по конкретной специальности.
31. В средних специальных учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий: лекция, теоретические и практические занятия, семинар, практика, лабораторная работа, контрольная работа, курсовое и дипломное проектирование (работа). Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается уставом учебного заведения продолжительностью 45 минут.
32. Для учащихся (студентов) очной и вечерней форм обучения не менее 2-х раз в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью 8-11 недель, продолжительность учебной недели устанавливается учебным заведением.
33. Среднее специальное учебное заведение организует и проводит методическую работу. Координация методической работы в государственных средних специальных учебных заведениях осуществляется учебно-методическими кабинетами отраслевых министерств и ведомств, республиканскими учебно-методическими объединениями.
Типовое положение о предметной (цикловой) комиссии, кафедре, среднего специального учебного заведения и Типовое положение о республиканских учебно-методических объединениях средних специальных учебных заведений утверждает Министерство образования.
34. Государственные средние специальные учебные заведения за счет привлеченных средств могут осуществлять прикладные, научно-методические исследования, экспериментальную и творческую деятельность, способствующую повышению качества подготовки специалистов.
35. Воспитательные задачи средних специальных учебных заведений, вытекающие из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей реализуются в совместной учебной, творческой, производственной и общественной деятельности обучающихся и преподавателей.
Органы самоуправления, общественные организации организуют работу кружков, клубов по интересам, коллективам и самодеятельных объединений учащихся (студентов) и работников учебных заведений.
Повседневное руководство учебной и воспитательной работой в учебных группах осуществляется руководителями групп.
36. Учащиеся (студенты), не аттестованные по предметам учебного плана текущего года, на следующий курс не переводятся, а не аттестованные во время экзаменационной и дополнительной сессии по трем предметам (или три раза по одному) из учебного заведения отчисляются.
37. Численность учебной группы при государственном финансировании обучения устанавливается на дневной форме обучения 25-30 человек, при обучении без отрыва от производства 15-20 человек.
При финансировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятиями, учреждениями, организациями и иными заказчиками численность учебной группы устанавливается учебным заведением.
При проведении лабораторных работ, практических и семинарских занятий, занятий по физическому воспитанию, учебных занятий по отдельным предметам, перечень которых определяется учебным заведением самостоятельно, а также при курсовом проектировании и производственном обучении в мастерских (на полигонах, в хозяйствах) учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек. Исходя из специфики учебного заведения, учебные занятия могут проводиться и с отдельными учащимися (студентами) - индивидуальные занятия.
38. Практика учащихся (студентов) организуется на предприятиях, в учреждениях и организациях на основании договоров с ними среднего специального учебного заведения, а также в собственных учебно-производственных подразделениях.
IV. Академические свободы
среднего специального учебного заведения
39. Каждому участнику педагогической деятельности гарантируется свобода самовыражения в рамках государственного образовательного стандарта путем выбора по своему усмотрению предмета, метода и методик преподавания и обучения, свободного доступа к информации, необходимой для обеспечения учебного процесса.
40. Среднее специальное учебное заведение обладает установленной Законом Республики Казахстан "Об образовании" автономностью, самостоятельностью в принятии решений и осуществлении действий, вытекающих из его Устава.
41. Государственное среднее специальное учебное заведение подлежит инспектированию центральным государственным органом управления средним специальным образованием и подконтрольно учредителю, которые в случае нарушения средним специальным учебным заведением законодательства Республики Казахстан и (или) своего Устава вправе своим предписанием приостановить в этой части его деятельность до решения суда. Вмешательство органов государственной власти и управления в учебную, научно-методическую, хозяйственную или иную деятельность учебного заведения допускается только в случае нарушения им законодательства Республики Казахстан.
V. Государственные образовательные
стандарты среднего специального образования
42. Образовательно-профессиональные программы среднего специального образования представляют собой совокупность образовательных услуг, позволяющих реализовать цели, установленные государственным стандартом профессионального образования.
43. Государственные стандарты среднего специального образования устанавливают основное содержание образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки специалистов.
44. Государственные стандарты среднего специального образования реализуются средними специальными учебными заведениями в различных организационно-методических формах: многоступенчатой и традиционно сложившейся.
45. Обучение впервые по образовательно-профессиональным программам среднего специального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго среднего специального образования.
46. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий с учащимися (студентами): очная форма, очно-заочная (вечерняя) форма, заочная форма, экстернат, допускается сочетание этих форм.
47. Экстернат в среднем специальном учебном заведении - аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины согласно профессиональной образовательной программе (учебному плану) по избранной специальности.
Положение об экстернате утверждается Министерством образования.
48. Перечень специальностей среднего специального образования, получение которых без отрыва от производства и в форме экстерната не допускается, устанавливается Министерством образования по согласованию с Министерством труда, заинтересованными министерствами и ведомствами.
49. Учащийся (студент), выполнивший все требования учебного плана, допускается к итоговой аттестации, по результатам которой решается вопрос о выдаче ему документа о соответствующем уровне образования и квалификации.
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников средних специальных учебных заведений утверждается Министерством образования.
50. Среднее специальное учебное заведение выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании, в которых указывается наименование образовательного учреждения, выдавшего документ, квалификация, присвоенная выпускнику в определенной области деятельности, а также перечень изученных дисциплин с указанием их объемов и оценок качества их усвоения.
Оценки по факультативным курсам приводятся по желанию выпускника.
51. Государственное среднее специальное учебное заведение выдает выпускникам дипломы государственного образца, действующие на всей территории Республики Казахстан.
Сведения об изученных дисциплинах приводятся в приложении к диплому и служат основанием для оценки эквивалентности курсов и периодов обучения.
52. Знания, умения и навыки обучающихся в документах об образовании определяются следующими оценками: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", "зачтено".
Оценки выставляются на экзамене или при аттестации результатов работы учащихся (студентов), или в других формах, определяемых средним специальным учебным заведением. Несогласным с оценкой, полученной по результатам текущего контроля, предоставляется право сдачи экзамена.
53. Квалификация специалиста указывается в дипломе с необходимой степенью конкретизации, отражающей профессиональные сферы деятельности.
54. Учащимся (студентам), получившим оценку "хорошо" не более, чем по 25% предметов учебного плана, и оценку "отлично" по всем остальным, а также по установленным учебными планами завершающим формам контроля знаний и умений, выдается диплом с отличием.
55. Формы дипломов государственного образца о среднем специальном образовании, действующие на всей территории Республики Казахстан, разрабатываются и утверждаются Министерством образования.
56. Документы о среднем специальном образовании, выданные зарубежными учебными заведениями, признаются на территории Республики Казахстан на основе международных соглашений.
Признание в Республике Казахстан документов о среднем специальном образовании и выдача соответствующих удостоверений осуществляется в порядке, установленном Министерством образования.
57. Трудоустройство выпускников дневных отделений средних специальных учебных заведений осуществляется в соответствии с нормативными актами в области труда и занятости, действующими в Республики Казахстан.
VI. Управление государственным
средним специальным учебным заведением
58. Управление средним специальным учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и его Уставом.
В части, определенной законодательством Республики Казахстан, Устав среднего специального учебного заведения согласовывается с учредителем.
59. Высшим выборным представительным органом среднего специального учебного заведения является Совет среднего специального учебного заведения, возглавляемый директором. Совет утверждает Устав, рассматривает основные вопросы деятельности и развития учебного заведения, вносит изменения и дополнения в Устав, принимает решения по кадровым, воспитательным, финансовым и организационным вопросам в пределах полномочий, устанавливаемых данным Положением. Решения Совета вступают в силу после их утверждения директором. Срок полномочий Совета не может превышать 5 лет. Досрочные выборы Совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных Уставом среднего специального учебного заведения.
Порядок выборов первого состава Совета определяется общим собранием (конференцией) преподавателей, представителей других категорий работников и обучающихся. В состав Совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся среднего специального учебного заведения, общественных и других организаций. Отдельные члены Совета могут избираться или доизбираться ежегодно.
Порядок избрания делегатов на общее собрание (конференцию) определяется действующим Советом с участием всех категорий работников, общественных организаций и обучающихся, при этом представительство членов Совета не должно составлять более 50% от общего числа делегатов.
При утверждении изменений и дополнений к Уставу, касающихся социальных вопросов, в работе Совета должны принимать участие представители всех категорий работников и обучающихся, численность и порядок избрания которых определяет Устав среднего специального учебного заведения.
В среднем специальном учебном заведении должны быть созданы условия всем работникам и обучающимся для ознакомления и внесения предложений в проект его Устава.
Во вновь организованных государственных средних специальных учебных заведениях до формирования Совета их Устав утверждается учредителем на срок не более одного года.
60. В целях совершенствования качества преподавания и воспитания учащихся (студентов), методической работы, повышения методического мастерства преподавателей в среднем специальном учебном заведении, создается методический (педагогический) совет, объединяющий педагогических и других работников учебного заведения.
Состав, функции и порядок работы совета определяется Уставом среднего специального учебного заведения.
61. Непосредственное руководство средним специальным учебным заведением осуществляет директор (начальник), назначаемый его учредителем и прошедший соответствующую аттестацию.
Порядок прохождения аттестации директоров средних специальных учебных заведений определяет Министерство образования.
Директор (начальник) среднего специального учебного заведения, в соответствии с законодательством, действует от имени учебного заведения, представляет его во всех организациях, распоряжается его имуществом и средствами, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках счета и является распорядителем кредитов, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников и обучающихся учебного заведения.
Директор (начальник) в соответствии с действующим законодательством, назначает и освобождает от должности своих заместителей, главного бухгалтера, заведующих структурными подразделениями учебного заведениями, преподавателей и других работников, определяет по согласованию с профсоюзной организацией должностные обязанности всех работников учебного заведения.
Разграничение полномочий между Советом и директором (начальником) определяется Уставом среднего специального учебного заведения.
Директору (начальнику) среднего специального учебного заведения совмещение его должности с другой оплачиваемой руководящей должностью, кроме научного и научно-методического руководства, внутри или вне среднего специального учебного заведения не разрешается. Директор (начальник) не может исполнять свои обязанности по совместительству.
Директор (начальник) ежегодно отчитывается по итогам деятельности администрации учебного заведения перед Советом или собранием (конференцией) коллектива учебного заведения.
62. В зависимости от структуры среднего специального учебного заведения в отдельных подразделениях (отделение, факультет и другие) могут создаваться выборные органы - советы, полномочия и порядок избрания которых определяются Уставом среднего специального учебного заведения.
63. Органы управления средними специальными учебными заведениями (учредители) строят свои взаимоотношения с ними в соответствии с законодательством Республики Казахстан и настоящим Положением и могут давать учебному заведению указания в пределах своей компетенции.
Среднее специальное учебное заведение участвует в работе государственно-общественных органов управления средним специальным образованием - советах директоров средних специальных учебных заведений и базовых (региональных и однопрофильных) средних специальных учебных заведений. Типовые положения о которых утверждает Министерство образования.
64. В среднем специальном учебном заведении могут создаваться и действовать на основе своих уставов профсоюзные и иные общественные организации.
В соответствии с действующим законодательством в среднем специальном учебном заведении могут создаваться добровольные общества, органы ученического (студенческого) самоуправления, самостоятельные объединения преподавателей, сотрудников и учащихся (студентов).
В государственных средних специальных учебных заведениях создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается.
VII. Учащиеся и студенты
средних специальных учебных заведений
65. Учащимся является лицо, зачисленное на обучение приказом директора среднего специального учебного заведения.
Статус студента предоставляется обучающимся в колледжах по образовательно-профессиональным программам неполного высшего образования.
Учащемуся среднего специального учебного заведения выдаются билет учащегося и книжка успеваемости установленного образца, студенту - студенческий билет и зачетная книжка.
Учащийся (студент) является основным субъектом образовательного процесса в среднем специальном учебном заведении.
66. Права и обязанности учащихся (студентов) и других обучающихся в среднем специальном учебном заведении определяются законодательством Республики Казахстан, Уставом среднего специального учебного заведения и иными предусмотренными Уставом локальными актами.
67. Учащиеся (студенты) среднего специального учебного заведения имеют право:
- на обучение в рамках государственных образовательных стандартов и получение дополнительных, в том числе платных образовательных услуг;
- на совмещение обучения по очной форме с работой в свободное от учебы время на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм;
- участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности среднего специального учебного заведения, в том числе через общественные организации и органы управления учебного заведения;
- бесплатно пользоваться в государственных средних специальных учебных заведениях библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научно-методических и других подразделений учебного заведения в порядке, определенном его Уставом;
- принимать участие в работе экспериментально-конструкторских бюро, творческих коллективов, в конференциях, симпозиумах, конкурсах и т.п.;
- на льготное медицинское обслуживание, льготный проезд в государственном транспорте, кроме такси;
- на моральное поощрение и материальное вознаграждение за успехи в учебе и активное участие в экспериментально-конструкторской и творческой работе;
- обжаловать приказы и распоряжения администрации среднего специального учебного заведения в установленном законодательством порядке.
68. Учащиеся (студенты), обучающиеся во всех типах государственных средних специальных учебных заведений, а также в прошедших лицензирование негосударственных средних специальных учебных заведениях, имеют право на отсрочку от призыва на срочную военную службу в установленном законом порядке.
69. В государственных средних специальных учебных заведениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
70. Учащимся (студентам) на период отпуска по беременности и родам, стипендия выдается в полном размере в течение сроков этого отпуска, установленного действующим законодательством.
Учащимся (студентам) - женщинам, имеющим детей и продолжающим учебу с отрывом от работы, выплачивается одновременно стипендия в полном размере и пособие на детей в установленном порядке. В период нахождения учащихся в академическом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет стипендия им не выплачивается.
71. Всем учащимся (студентам) - практикантам дневной формы обучения, направленным на предприятия, в учреждения и организации для прохождения производственной (педагогической) и учебной практики, связанной с выездом из места нахождения среднего специального учебного заведения, выплачиваются суточные в установленном порядке, проезд к месту и обратно оплачивается в полном размере.
72. Иногородние учащиеся (студенты) обеспечиваются местами в общежитиях на льготных условиях оплаты за проживание. Семейным учащимся (студентам) предоставляются места в отдельных общежитиях, изолированных подъездах, секциях, этажах, при необходимости с созданием условий для содержания детей.
73. Учащиеся (студенты) средних специальных учебных заведений, обучающиеся без отрыва от производства, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, сокращеннную рабочую неделю и другие льготы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
74. Среднее специальное учебное заведение обязано информировать учащихся (студентов) о положении в сфере занятости, содействовать им в заключении договоров (контрактов) с предприятиями, учреждениями и организациями и трудоустройстве. В договорах (контрактах) могут предусматриваться: частичная или полная стоимости подготовки, выплата стипендии, в том числе в повышенном размере, предоставление кредитов, создание условий для прохождения производственной практики, определенного места работы, жилья и другие условия.
75. Учащиеся (студенты) средних специальных учебных заведений обязаны овладевать теоретическими знаниями, практическими навыками, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебными планами и программами обучения, уважать национальные и общечеловеческие, духовно-нравственные ценности, соблюдать правила внутреннего распорядка, выполнять другие требования, установленные законодательством Республики Казахстан и Уставом учебного заведения.
76. За нарушение обязанностей к учащимся (студентам) могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения из среднего специального учебного заведения.
Учащийся (студент) может быть отчислен из среднего специального учебного заведения:
- по собственному желанию;
- по состоянию здоровья на основании заключения врачебно-консультационной комиссии;
- в связи с переводом в другое учебное заведение;
- за академическую неуспеваемость;
- за нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка и Устава среднего специального учебного заведения.
Порядок отчисления учащихся (студентов) определяется Уставом среднего специального учебного заведения.
77. Учащийся (студент) среднего специального учебного заведения имеет право на восстановление и перевод из одного учебного заведения в другое, с одной специальности на другую или с одной формы обучения на другую в порядке, установленном Министерством образования, при этом в государственных средних специальных учебных заведениях запрещается взимать плату за восстановление и перевод. Перевод из одного среднего специального учебного заведения в другое производится с согласия директоров (начальников) обоих учебных заведений.
78. Слушателями средних специальных учебных заведений являются лица, обучающиеся на отделениях (факультетах) повышения квалификации и переподготовки специалистов, подготовительных и других курсах, а также получающие параллельно второе среднее специальное образование и являющиеся учащимися (студентами) другого образовательного учреждения.
Правовое положение слушателей в части получения образовательных услуг соответствует статусу учащегося (студента) среднего специального учебного заведения соответствующей формы обучения.
VIII. Преподаватели и другие работники
средних специальных учебных заведений
79. В государственных средних специальных учебных заведениях предусматриваются должности преподавательского, инженерно-технического, административного, производственного, вспомогательного и другого персонала.
В соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании" должности педагогических работников замещаются на конкурсной основе с последующим заключением контракта, других работников - по трудовому договору.
Положение о порядке замещения должностей педагогических работников средних специальных учебных заведений утверждается Министерством образования.
80. Работники среднего специального учебного заведения имеют право:
- на обеспечение условий для профессиональной деятельности и охрану труда;
- избирать и быть избранными в органы управления среднего специального учебного заведения;
- участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности среднего специального учебного заведения, в том числе и через общественные организации и органы управления среднего специального учебного заведения;
- пользоваться в установленном Уставом среднего специального учебного заведения порядке информационными фондами, услугами учебных, научных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений среднего специального учебного заведения;
- обжаловать приказы и распоряжения администрации среднего специального учебного заведения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
81. Работники имеют также другие права, определяемые законодательством Республики Казахстан, контрактом, Уставом среднего специального учебного заведения.
82. Преподаватели и мастера производственного обучения имеют право выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса. Они обязаны:
- обеспечивать высокую эффективность педагогического процесса, постоянно обновляя содержание образования, развивать у учащихся (студентов) самостоятельность, инициативу, индивидуальные и творческие способности, добиваться получения учащимися (студентами) знаний не ниже государственного стандарта;
- повышать свою квалификацию, Положение о повышении квалификации работников средних специальных учебных заведений утверждается Министерством образования;
- проводить обучение и воспитание учащихся (студентов) на высоком профессиональном уровне, воспитывать уважение к национальным, общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям;
- соблюдать нормы педагогической этики, Устав и правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Обязанности педагогических работников регламентируются Уставом учебного заведения и условиями контракта.
83. Обязанности административного, инженерно-технического, производственного, вспомогательного и другого персонала определяются должностными инструкциями и правилами внутреннего распорядка среднего специального учебного заведения.
84. За успехи в учебной, методической, воспитательной работе и другой уставной деятельности для работников среднего специального учебного заведения устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.
85. Увольнение педагогических работников, связанное с сокращением штатов, по инициативе администрации допускается только после окончания учебного года.
IХ. Контроль за деятельностью
среднего специального учебного заведения
86. Государственный контроль за качеством среднего специального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области среднего специального образования, повышения уровня подготовки специалистов, рациональное использование бюджетного финансирования, выделяемого на профессиональное образование. Государственный контроль распространяется как на государственные, так и на негосударственные средние специальные учебные заведения.
Единая система оценки деятельности средних специальных учебных заведений включает:
- государственную аттестацию средних специальных учебных заведений, проводимую Министерством образования или по его доверенности иными государственными органами управления образованием, целью которой является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов среднего специального образования по специальностям;
- государственную аккредитацию средних специальных учебных заведений, проводимую Министерством образования совместно с другими министерствами и ведомствами, имеющими подведомственные средние специальные учебные заведения, по результатам государственной аттестации, целью которой является подтверждение (установление) статуса среднего специального учебного заведения, уровня реализуемых им профессиональных образовательных программ.
Аттестация средних специальных учебных заведений, выполняющая функции государственного контроля, осуществляется в обязательном порядке, а аккредитация - на добровольной основе.
По положительным итогам аттестации и аккредитации средним специальным учебным заведениям предоставляется статус соответственно аттестованных или аккредитованных средних специальных учебных заведений, предусматривающий наделение их соответствующими правами и льготами.
Положение о государственной аттестации средних специальных учебных заведений утверждается Министерством образования, положение об аккредитации средних специальных учебных заведений утверждается Правительством Республики Казахстан.
87. Непосредственный контроль за выполнением средними специальными учебными заведениями законодательства Республики Казахстан, Устава, лицензии, их образовательной и финансово-хозяйственной деятельности осуществляет учредитель в рамках своей компетенции.
Х. Финансово-хозяйственная деятельность
среднего специального учебного заведения
88. Создание и развитие материально-технической базы государственных средних специальных учебных заведений осуществляется в приоритетном порядке на основе государственных заказов.
Государственное имущество среднего специального учебного заведения принадлежит ему на праве оперативного управления и не подлежит изъятию или использованию в целях, противоречащих основным задачам и интересам среднего специального учебного заведения.
Ответственность за сохранность имущества среднего специального учебного заведения несут директор и его заместитель по административно-хозяйственной работе.
89. Источниками формирования имущества государственного среднего специального учебного заведения и финансирования его деятельности являются:
- средства бюджетов различного уровня, выделяемые на обеспечение государственного образовательного стандарта;
- средства, получаемые от осуществления различных видов деятельности;
- добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных и зарубежных, и другие источники.
90. Финансирование государственных средних специальных учебных заведений за счет бюджетных средств осуществляется учредителем (вышестоящим органом) в соответствии с государственным заданием на подготовку специалистов и сметой расходов учебного заведения, утверждаемой учредителем (вышестоящим органом). Сверх установленных заданий средние специальные учебные заведения по согласованию с учредителем (вышестоящим органом) могут осуществлять дополнительный прием учащихся (студентов) с полным возмещением затрат на их обучение по договорам с юридическими лицами.
Все средства, поступившие из различных источников, не уменьшают абсолютных размеров финансирования средних специальных учебных заведений из государственного бюджета.
Валютные средства, полученные средними специальными учебными заведениями, расходуются в соответствии с установленным порядком.
91. Государственное среднее специальное учебное заведение имеет право:
- списывать в установленном порядке с баланса морально устаревшее, изношенное и непригодное для дальнейшего использования оборудования, транспортные средства, инвентарь и инструменты;
- получать безвозмездно материальные ценности, денежные средства от государственных, общественных предприятий и организаций, отдельных граждан;
- утверждать структуру и штатные расписания учебного заведения в пределах выделенного фонда заработной платы;
- в соответствии с действующей единой тарифной сеткой устанавливать должностные оклады (ставки) работникам;
- устанавливать надбавки к заработной плате, оказывать материальную помощь работникам за счет экономии фонда заработной платы;
- оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов по договорам с предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами.
92. Средние специальные учебные заведения вправе получать доходы от производственно-хозяйственной деятельности, которые принадлежат им на праве полного хозяйственного ведения.
93. Среднее специальное учебное заведение выполняет работы и оказывает услуги предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на основе договоров. Среднее специальное учебное заведение заказывает выполнение работ и оказание услуг, необходимых ему для осуществления уставной деятельности, в пределах имеющихся на эти цели средств.
94. Государственное среднее специальное учебное заведение имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан, штампа со своим наименованием, самостоятельный баланс и счета в банковских учреждениях (в том числе и валютные) для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных и кассовых операций.
95. Налоги по производственно-хозяйственной деятельности средних специальных учебных заведений, не связанной с подготовкой кадров, определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
ХI. Международная деятельность
среднего специального учебного заведения
96. Среднее специальное учебное заведение имеет право устанавливать прямые связи с зарубежными и международными учреждениями и организациями.
Оно имеет право заключать договоры о сотрудничестве в области среднего специального образования и научной деятельности, переподготовки и повышения квалификации, направлять учащихся (студентов), преподавателей, мастеров производственного обучения на учебу (в том числе в порядке обмена) в учебные и научные заведения иностранных государств по согласованию с Главным управлением внешних связей Министерства образования Республики Казахстан.
Международная деятельность среднего специального учебного заведения осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
97. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, имеют право на получение среднего специального образования и занятие педагогической деятельностью наравне с гражданами Республики Казахстан.
Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно с Республике Казахстан, могут получить в Республике Казахстан среднее специальное образование и заниматься педагогической деятельностью в порядке, предусмотренном международными соглашениями, а также по договорам и контрактам, заключенным средним специальным учебным заведением с зарубежными организациями и отдельными иностранными гражданами.
ХII. Учет и отчетность
98. Среднее специальное учебное заведение осуществляет учет исполнения смет расходов по бюджету и внебюджетным средствам в соответствии с действующими нормативными документами Республики Казахстан, составляет и представляет в установленные адреса и сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность.
99. Должностные лица несут установленную законодательством Республики Казахстан дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность за искажение государственной отчетности.
Приложение 2
ХIII. Негосударственное (частное)
среднее специальное учебное заведение (колледж)
100. Негосударственное среднее специальное учебное заведение (колледж) - самостоятельный субъект, имеющий права юридического лица, основанный на частной форме собственности, для оказания образовательных услуг населению.
101. Негосударственные колледжи могут осуществлять все виды образовательных услуг, предусмотренные Законом Республики Казахстан "Об образовании".
102. Негосударственные колледжи создаются, реорганизуются и ликвидируются их учредителями - юридическими (включая иностранные) и физическими (включая иностранцев) лицами.
103. Учредительными документами негосударственного колледжа являются Устав и учредительный договор (Устав, если учредителем является только одно лицо). Уставы этих учреждений образования регистрируются в установленном порядке и согласовываются с лицензиаром.
Устав негосударственного учреждения образования должен содержать:
- полное наименование и вид учреждения;
- местонахождение;
- состав учредителей;
- организационно-правовую форму;
- предмет и цели деятельности (виды реализуемых образовательных
услуг);
- язык (языки) обучения;
- порядок приема и исключения студентов и завершения ими
процесса обучения;
- права и обязанности студентов;
- органы управления и контроля, их компетенции, полномочия и
порядок назначения руководителя;
- пути формирования материальной базы, источники
финансирования, распределения дохода;
- условия реорганизации и прекращения деятельности.
В Уставе определяются также взаимоотношения между учредителями и администрацией учреждения.
104. Негосударственный колледж приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
105. Негосударственный колледж в своей деятельности руководствуется Конституцией и действующим законодательством Республики Казахстан, а также настоящим Положением и своим Уставом.
106. Лицензия на право ведения образовательной деятельности негосударственному колледжу выдается в соответствии с Положением о лицензировании, аттестации и аккредитации учебных заведений Республики Казахстан. Права учебного заведения на образовательную деятельность возникают со дня получения лицензии.
Если негосударственный колледж функционирует на базе государственного учебного заведения, то ежегодный прием студентов в негосударственный колледж не может быть более 40% от ежегодного набора студентов государственного учебного заведения.
107. Языки обучения определяются в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и действующим законодательством. Изучение в учебном заведении государственного языка обязательно.
108. Негосударственные колледжи могут быть представлены в совете директоров региона и Республиканских учебно-методических объединениях колледжей по конкретным специальностям.
109. Руководитель негосударственного колледжа назначается учредителями.
110. Негосударственные колледжи самостоятельно разрабатывают и утверждают Правила приема учащихся.
111. Негосударственные колледжи обязаны ознакономить поступающих с основными положениями Устава учебного заведения и ставить их в известность о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности.
112. Численность, условия приема учащихся, формы организации и распорядок образовательного процесса определяются негосударственным колледжем самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными в лицензии и лицензионной карточке.
Подготовка специалистов может проводиться по дневной (с отрывом от производства), вечерней и заочной (без отрыва от производства) формам обучения.
113. Негосударственные колледжи самостоятельно определяют систему руководства, организационно-методического и материально-технического обеспечения своей деятельности; могут создавать ассоциации негосударственных учреждений образования и другие объединения.
114. Негосударственные колледжи на основании типовых учебных планов разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы по соответствующим специальностям, согласованные с Республиканскими учебно-методическими объединениями по специальностям.
115. Негосударственный колледж выдает выпускникам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, документ об образовании собственного образца в соответствии с Уставом учебного заведения. Государственный образец документа об образовании для частного колледжа устанавливается Министерством образования Республики Казахстан.
116. Персональный состав квалификационной комиссии по проведению итоговой аттестации выпускников негосударственных колледжей и присвоению им квалификации утверждается руководителем колледжа. Председатель комиссии назначается по согласованию с Министерством образования.
117. Учащиеся негосударственных колледжей имеют такие же права и обязанности, что и учащиеся государственных средних специальных учебных заведений.
118. Лица, обучающиеся в негосударственных колледжах могут переводиться в государственные средние специальные учебные заведения в порядке, установленном для государственных колледжей.
119. Лица, получившие образование в негосударственных неаккредитованных колледжах, имеют право на платную государственную аттестацию, проводимую Государственной квалификационной комиссией, состав которой утверждается Министерством образования Республики Казахстан.
Выпускникам, не желавшим проходить государственную аттестацию, колледж выдает диплом собственного образца.
120. Положение о преподавателях и других работниках государственных колледжей распространяется на педагогических, инженерно-технических и других работников негосударственных колледжей.
121. Финансово-хозяйственная деятельность регламентируется в установленном законодательством порядке.
122. Негосударственный колледж осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность, несет ответственность за ее достоверность.
Порядок ведения бухгалтерского и статистического учета регулируется действующим законодательством Республики Казахстан.
123. Контроль за деятельностью негосударственных колледжей и качеством оказываемых услуг, аттестация и аккредитация осуществляются в соответствии с Положениями о лицензировании, аттестации и аккредитации учебных заведений.
124. В случае приостановления действия лицензии на право ведения образовательной деятельности по результатам аттестации учредители негосударственного колледжа, после устранения вскрытых недостатков, в установленном порядке подают материалы лицензиару для получения лицензии на образовательную деятельность.
125. При изменении по результатам аттестации организационно-правовой формы, статуса, смене видов предоставляемых образовательных услуг Устав, регистрационное свидетельство и лицензия на право ведения образовательной деятельности утрачивают силу. В случае продолжения образовательной деятельности учредители негосударственного колледжа в установленном порядке подают материалы для получения лицензии.
126. При отзыве лицензии по итогам аттестации учредители негосударственного колледжа разрабатывают и осуществляют конкретные меры по устранению выявленных недостатков и в месячный срок принимают решения о реорганизации, перепрофилировании или ликвидации учебного заведения.
127. При ликвидации негосударственного колледжа учредители несут юридическую ответственность по возмещению материальных и моральных затрат учащимся и их родителей, а также должны принять меры для обеспечения продолжения обучения учащихся в других соответствующих типах учебных заведений (включая и государственные).