Об утверждении Положения о порядке регулирования и контроля за фактическими затратами хозяйствующих субъектов - естественных монополистов

Утративший силу

Постановление Государственного комитета Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике от 27 февраля 1996 г. N 2/53 Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20.06.1996 г. за N 176. Утратило силу - приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 2 декабря 2004 года N 465

  Извлечение из приказа Председателя Агентства Республики Казахстан
по регулированию естественных монополий от 2 декабря 2004 года N 465

      ... ПРИКАЗЫВАЮ:
      ...

      2. Постановление Государственного комитета Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике от 27 февраля 1996 года N 2/53 "Об утверждении Положения о порядке регулирования и контроля за фактическими затратами хозяйствующих субъектов - естественных монополистов" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 июня 1996 года N 176).
      ...
_______________________________________________________

      Рассмотрев проект Положения о порядке регулирования и контроля за фактическими затратами хозяйствующих субъектов - естественных монополистов, Государственный комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике постановляет: 
      1. Утвердить Положение о порядке регулирования и контроля за фактическими затратами хозяйствующих субъектов - естественных монополистов (прилагается). 
      2. Главному управлению по ценовой политике (Попандопуло Е.Н.) 

  довести Положение о порядке регулирования и контроля за фактическими

затратами хозяйствующих субъектов - естественных монополистов до

территориальных комитетов.

     3. Территориальным комитетам ежеквартально представлять

информацию о проделанной работе по контролю за фактическими

затратами хозяйствующих субъектов - естественных монополистов.

       Председатель Комитета

                             П О Л О Ж Е Н И Е

         о порядке регулирования и контроля за фактическими

   затратами хозяйствующих субъектов - естественных монополистов

                           I. Общие положения
 

          1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 января 1996 г. N 56 "О Плане действий Правительства по углублению реформ на 1996-1998 г.г. и развернутом Плане мероприятий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996 г., а также на основе действующих нормативных документов по ценообразованию. 
      1.2. Целью разработки настоящего Положения является: 
      - определение методов регулирования и контроля за соблюдением цен и фактическими затратами хозяйствующих субъектов-монополистов в связи с переходом к индивидуальному регулированию цен и тарифов для каждого хозяйствующего субъекта; 
      - подготовка экономически обоснованных предложений по демонополизации хозяйствующих структур. 
 

                  II. Порядок регулирования деятельности 
         хозяйствующих субъектов - естественных монополистов 
 

        2.1. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 6 сентября 1994 г. N 999 "О Государственном комитете Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике" органами по ценовой и антимонопольной политике принимаются решения о регулировании деятельности конкретного субъекта естественной монополии на основе анализа его деятельности. При этом оценивается обоснованность состава статей затрат и принимаются во внимание: издержки производства (реализации), в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы; налоги и другие платежи; стоимость основных производственных фондов, потребности в инвестициях, необходимых на их воспроизводство, амортизационные отчисления; прибыль при возможной реализации товаров (услуг) по различным ценам (тарифам); удаленность различных групп потребителей от места производства товара; соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей; государственные дотации и другие меры государственной поддержки. 
      2.2. При принятии решения о применении определенных методов регулирования деятельности конкретного хозяйствующего субъекта - естественного монополиста органы по ценовой и антимонопольной политике обязаны рассматривать информацию, предоставленную всеми заинтересованными лицами. 
      2.3. В решениях органов по ценовой и антимонопольной политике могут быть предусмотрены методы регулирования путем установления цен (тарифов), предельных цен, предельного уровня рентабельности к себестоимости или к основным фондам (при условии оценки основных фондов по рыночным ценам). 
      2.4. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности хозяйствующих субъектов - естественных монополистов при принятии решений о их регулировании антимонопольные органы должны осуществлять контроль за действиями, совершаемыми с участием или в отношении субъектов естественной монополии, которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. 
 

             III. Порядок контроля за фактическими затратами 
          и использование прибыли хозяйствующих субъектов - 
                      естественных монополистов 
 

        3.1. Антимонопольные органы осуществляют контроль за: 
      - соблюдением условий, предусмотренных решениями о регулировании ценообразования, установлении правил поведения на рынке; 
      - соблюдением отраслевых положений о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг); 
      - обоснованностью уровня прибыли, включаемой в цены (тарифы) и ее использованием; 
      - недопущением создания хозяйствующих структур, дублирующих основную деятельность хозяйствующих субъектов - естественных монополистов. 
      3.2. При осуществлении контроля необходимо ознакомиться с решениями, принятыми антимонопольными органами по регулированию деятельности проверяемого предприятия и в соответствии с ними проанализировать правильность применения условий регулирования. 
      3.3. На первом этапе производится проверка обоснованности материалов, представленных при принятии решения по регулированию деятельности данного хозяйствующего субъекта. 
      3.4. Проведение анализа цен и тарифов, устанавливаемых на базе проектной себестоимости, достигается сопоставлением фактической себестоимости продукции с проектной и выяснением причин отклонений по статьям затрат. При этом должно быть обращено внимание на достоверность отчетных калькуляций. 
      3.5. При анализе состава затрат необходимо руководствоваться отраслевыми положениями о составе затрат, утвержденными в установленном порядке. 
      При этом необходимо: 
      проверить соответствие норм расхода сырья и материалов, учтенных при формировании цен, с фактически применяемыми и установить причины завышения или занижения материальных затрат; 
      установить влияние на изменение себестоимости стоимости основных видов сырья и материалов, в результате изменения состава поставщиков и причин их изменения; 
      выявить имеющиеся отклонения фактических затрат по заработной плате и накладным расходам от учтенных при формировании цен и тарифов и причины их образования; 
      сопоставить темпы роста объемов производства и уровня себестоимости продукции. Установить не имел ли место недоучет возможностей снижения себестоимости продукции. 
      3.6. Особое внимание следует обратить при проверке на причины отклонения прибыли от расчетной, принятой при установлении цен и тарифов, и ее использование по направлениям, предусмотренным решениями антимонопольных органов. 
      3.7. При проведении расследований поведения хозяйствующих субъектов - естественных монополистов на рынках следует иметь в виду, что в действиях государственных хозяйствующих субъектов - естественных монополистов не допускаются: 
      - сделки, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности или право пользования в отношении основных фондов, не предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование; 
      - вложения средств субъекта естественной монополии (в том числе путем капитального строительства, учреждения хозяйственных товариществ, заключения в другими хозяйствующими субъектами договоров о совместной деятельности) в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование; 
      - продажа, сдача в аренду или иная передача субъектом естественной монополии другому хозяйствующему субъекту части своих основных фондов, предназначенных для производства (реализации) товаров (услуг), в отношении которых применяется регулирование. 
 

            IV. Экономические санкции за нарушения дисциплины 
     цен хозяйствующими субъектами - естественными монополистами 
 

        4.1. К естественным монополистам, допустившим нарушение установленного порядка ценообразования, а также правил поведения на рынке применяются экономические санкции, в соответствии с Положением о порядке применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 17 марта 1992 г. N 245. 
      4.2. Основанием для применения экономических санкций является получение предприятием незаконного дохода в результате: 
      - завышения регулируемых (фиксированных) цен на продукцию (товары, услуги); 
      - применения свободных цен при наличии регулируемых; 
      - нарушения порядка формирования себестоимости путем включения в калькуляцию необоснованно завышенной стоимости сырья и материалов, заработной платы и других статей затрат; 
      - включения в стоимость продукции (товаров, услуг) фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в их стоимости, а также реализация некомплектной продукции; 
      - снижения и прекращения производства, а также изъятия товаров из обращения с целью создания и поддержания искусственного дефицита; 
      - навязывания контрагенту условий договора, не относящихся к 

  его предмету (например, при торговле принудительным ассортиментом

или дополнительная оплата каких-либо фондов);

     - сговора (согласованных действий) между производителями об

установлении единой цены на товары;

     - сговора производителей о разделе рынка;

     - необоснованного снижения (повышения) действующих цен на

продукцию;

     - снижения качества продукции при повышающихся или неизменных

ценах;

     - другие действия хозяйствующих субъектов, ущемляющие интересы

потребителей и (или) производителей продукции в сфере

ценообразования.

     4.3. Руководители и другие должностные лица, непосредственно

виновные в нарушении порядка ценообразования, а также правил

поведения предприятий - естественных монополистов на рынке несут

административную ответственность, предусмотренную законодательством

Республики Казахстан.

       И.О. начальника Главного управления

     ценовой политики

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.