Извлечение из приказа Председателя Агентства Республики Казахстан
по регулированию естественных монополий от 2 декабря 2004 года N 465
... ПРИКАЗЫВАЮ:
...
2. Постановление Государственного комитета Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике от 27 февраля 1996 года N 2/53 "Об утверждении Положения о порядке регулирования и контроля за фактическими затратами хозяйствующих субъектов - естественных монополистов" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 июня 1996 года N 176).
...
_______________________________________________________
Рассмотрев проект Положения о порядке регулирования и контроля за фактическими затратами хозяйствующих субъектов - естественных монополистов, Государственный комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке регулирования и контроля за фактическими затратами хозяйствующих субъектов - естественных монополистов (прилагается).
2. Главному управлению по ценовой политике (Попандопуло Е.Н.)
довести Положение о порядке регулирования и контроля за фактическими
затратами хозяйствующих субъектов - естественных монополистов до
территориальных комитетов.
3. Территориальным комитетам ежеквартально представлять
информацию о проделанной работе по контролю за фактическими
затратами хозяйствующих субъектов - естественных монополистов.
Председатель Комитета
П О Л О Ж Е Н И Е
о порядке регулирования и контроля за фактическими
затратами хозяйствующих субъектов - естественных монополистов
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 января 1996 г. N 56 "О Плане действий Правительства по углублению реформ на 1996-1998 г.г. и развернутом Плане мероприятий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996 г., а также на основе действующих нормативных документов по ценообразованию.
1.2. Целью разработки настоящего Положения является:
- определение методов регулирования и контроля за соблюдением цен и фактическими затратами хозяйствующих субъектов-монополистов в связи с переходом к индивидуальному регулированию цен и тарифов для каждого хозяйствующего субъекта;
- подготовка экономически обоснованных предложений по демонополизации хозяйствующих структур.
II. Порядок регулирования деятельности
хозяйствующих субъектов - естественных монополистов
2.1. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 6 сентября 1994 г. N 999 "О Государственном комитете Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике" органами по ценовой и антимонопольной политике принимаются решения о регулировании деятельности конкретного субъекта естественной монополии на основе анализа его деятельности. При этом оценивается обоснованность состава статей затрат и принимаются во внимание: издержки производства (реализации), в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы; налоги и другие платежи; стоимость основных производственных фондов, потребности в инвестициях, необходимых на их воспроизводство, амортизационные отчисления; прибыль при возможной реализации товаров (услуг) по различным ценам (тарифам); удаленность различных групп потребителей от места производства товара; соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей; государственные дотации и другие меры государственной поддержки.
2.2. При принятии решения о применении определенных методов регулирования деятельности конкретного хозяйствующего субъекта - естественного монополиста органы по ценовой и антимонопольной политике обязаны рассматривать информацию, предоставленную всеми заинтересованными лицами.
2.3. В решениях органов по ценовой и антимонопольной политике могут быть предусмотрены методы регулирования путем установления цен (тарифов), предельных цен, предельного уровня рентабельности к себестоимости или к основным фондам (при условии оценки основных фондов по рыночным ценам).
2.4. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности хозяйствующих субъектов - естественных монополистов при принятии решений о их регулировании антимонопольные органы должны осуществлять контроль за действиями, совершаемыми с участием или в отношении субъектов естественной монополии, которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
III. Порядок контроля за фактическими затратами
и использование прибыли хозяйствующих субъектов -
естественных монополистов
3.1. Антимонопольные органы осуществляют контроль за:
- соблюдением условий, предусмотренных решениями о регулировании ценообразования, установлении правил поведения на рынке;
- соблюдением отраслевых положений о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг);
- обоснованностью уровня прибыли, включаемой в цены (тарифы) и ее использованием;
- недопущением создания хозяйствующих структур, дублирующих основную деятельность хозяйствующих субъектов - естественных монополистов.
3.2. При осуществлении контроля необходимо ознакомиться с решениями, принятыми антимонопольными органами по регулированию деятельности проверяемого предприятия и в соответствии с ними проанализировать правильность применения условий регулирования.
3.3. На первом этапе производится проверка обоснованности материалов, представленных при принятии решения по регулированию деятельности данного хозяйствующего субъекта.
3.4. Проведение анализа цен и тарифов, устанавливаемых на базе проектной себестоимости, достигается сопоставлением фактической себестоимости продукции с проектной и выяснением причин отклонений по статьям затрат. При этом должно быть обращено внимание на достоверность отчетных калькуляций.
3.5. При анализе состава затрат необходимо руководствоваться отраслевыми положениями о составе затрат, утвержденными в установленном порядке.
При этом необходимо:
проверить соответствие норм расхода сырья и материалов, учтенных при формировании цен, с фактически применяемыми и установить причины завышения или занижения материальных затрат;
установить влияние на изменение себестоимости стоимости основных видов сырья и материалов, в результате изменения состава поставщиков и причин их изменения;
выявить имеющиеся отклонения фактических затрат по заработной плате и накладным расходам от учтенных при формировании цен и тарифов и причины их образования;
сопоставить темпы роста объемов производства и уровня себестоимости продукции. Установить не имел ли место недоучет возможностей снижения себестоимости продукции.
3.6. Особое внимание следует обратить при проверке на причины отклонения прибыли от расчетной, принятой при установлении цен и тарифов, и ее использование по направлениям, предусмотренным решениями антимонопольных органов.
3.7. При проведении расследований поведения хозяйствующих субъектов - естественных монополистов на рынках следует иметь в виду, что в действиях государственных хозяйствующих субъектов - естественных монополистов не допускаются:
- сделки, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности или право пользования в отношении основных фондов, не предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование;
- вложения средств субъекта естественной монополии (в том числе путем капитального строительства, учреждения хозяйственных товариществ, заключения в другими хозяйствующими субъектами договоров о совместной деятельности) в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование;
- продажа, сдача в аренду или иная передача субъектом естественной монополии другому хозяйствующему субъекту части своих основных фондов, предназначенных для производства (реализации) товаров (услуг), в отношении которых применяется регулирование.
IV. Экономические санкции за нарушения дисциплины
цен хозяйствующими субъектами - естественными монополистами
4.1. К естественным монополистам, допустившим нарушение установленного порядка ценообразования, а также правил поведения на рынке применяются экономические санкции, в соответствии с Положением о порядке применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 17 марта 1992 г. N 245.
4.2. Основанием для применения экономических санкций является получение предприятием незаконного дохода в результате:
- завышения регулируемых (фиксированных) цен на продукцию (товары, услуги);
- применения свободных цен при наличии регулируемых;
- нарушения порядка формирования себестоимости путем включения в калькуляцию необоснованно завышенной стоимости сырья и материалов, заработной платы и других статей затрат;
- включения в стоимость продукции (товаров, услуг) фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в их стоимости, а также реализация некомплектной продукции;
- снижения и прекращения производства, а также изъятия товаров из обращения с целью создания и поддержания искусственного дефицита;
- навязывания контрагенту условий договора, не относящихся к
его предмету (например, при торговле принудительным ассортиментом
или дополнительная оплата каких-либо фондов);
- сговора (согласованных действий) между производителями об
установлении единой цены на товары;
- сговора производителей о разделе рынка;
- необоснованного снижения (повышения) действующих цен на
продукцию;
- снижения качества продукции при повышающихся или неизменных
ценах;
- другие действия хозяйствующих субъектов, ущемляющие интересы
потребителей и (или) производителей продукции в сфере
ценообразования.
4.3. Руководители и другие должностные лица, непосредственно
виновные в нарушении порядка ценообразования, а также правил
поведения предприятий - естественных монополистов на рынке несут
административную ответственность, предусмотренную законодательством
Республики Казахстан.
И.О. начальника Главного управления
ценовой политики