Извлечение из приказа
Министра транспорта и коммуникаций РК
от 10.12.2004г. N 458-I
"В целях упорядочения нормотворческой деятельности Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, приказываю:
1. Отменить некоторые приказы Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан согласно прилагаемому перечню.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.
Министр
Перечень некоторых приказов
Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан,
подлежащих отмене
1. Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 30 мая 1997 г. N 472 "Об утверждении Руководства по организации деятельности эксплуатантов аэропортов (аэродромов) гражданской и экспериментальной авиации Республики Казахстан"...". -------------------------------------------------------------------
В целях обеспечения организации деятельности эксплуатантов аэропортов (аэродромов) гражданской и экспериментальной авиации в соответствии с их назначением, создания условий для эффективного развития национальной авиационно-транспортной системы Республики Казахстан и защиты интересов потребителей услуг воздушного транспорта ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить и ввести в действие Руководство по организации деятельности эксплуатантов аэропортов (аэродромов) гражданской и экспериментальной авиации Республики Казахстан.
2. Руководителям Комитета по ИВП и деятельности ГА, предприятий и организаций авиатранспортной инфраструктуры Республики Казахстан организовать изучение с командно-руководящим составом и специалистами соответствующих отделов и служб требований и положений Руководства по организации деятельности эксплуатантов аэропортов (аэродромов) гражданской и экспериментальной авиации Республики Казахстан, обеспечивать их реализацию.
3. Утвердить прилагаемые перечни аэропортов республиканского и регионального (областного) значения.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Комитет по ИВП и деятельности ГА при Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Приказу Министра транспорта и
коммуникаций Республики Казахстан
от 30 мая 1997 г. N 472
ПЕРЕЧЕНЬ
аэропортов Республики Казахстан
республиканского значения
--------------------------------------------------------------------
NN ! Наименование юридического ! Территориальное место
п/п ! лица ! базирования
--------------------------------------------------------------------
1. АООТ "Аэропорт Акмола" г. Акмола
2. АООТ "Международный аэропорт Актау" г. Актау
3. АО "Международный аэропорт Актобе" г. Актобе
4. АООТ "Аэропорт Алматы" г. Алматы
5. АООТ "Аэропорт Атырау" г. Атырау
6. АООТ "АТМА-Аэропорт Атырау и перевозки" г. Атырау
7. АООТ "Торгайавиа" г. Аркалык
8. АО "Ак Жезказган эйр" аэропорт Балхаш г. Балхаш
9. АО "АК Жезказган эйр" г. Жезказган
10. АООТ "Аэропорт Сары-Арка" г. Караганда
11. АО "Авиакомпания Кокшетау" г. Кокшетау
12. АООТ "Аэропорт Костанай" г. Костанай
13. АООТ "Сыр-Сункары" г. Кзыл-Орда
14. АООТ "Авиакомпания Иртыш-Авиа" г. Павлодар
15. АО "Аэропорт Петропавловск" г. Петропавловск
16. АООТ "Семейавиа" г. Семипалатинск
17. АООТ "Авиакомпания Жетысу" г. Талдыкорган
18. АООТ "Авиакомпания Крылья Тараза" г. Тараз
19. ОАО "Международный аэропорт Акжол" г. Уральск
20. АО "Востокавиа" г. Усть-Каменогорск
21. ОАО "Аэропорт Шымкент" г. Шымкент
ПЕРЕЧЕНЬ
аэропортов Республики Казахстан регионального (областного) значения
--------------------------------------------------------------------
NN ! Наименование юридического ! Территориальное место
п/п ! лица ! базирования
--------------------------------------------------------------------
1. АООТ "Авиакомпания Боролдай" г. Боролдай
2. Аэропорт Экибастуз г. Экибастуз
Авиакомпания - всякая авиатранспортная организация, осуществляющая воздушные сообщения или предлагающая услуги в этой области.
Авиапредприятие - юридическое лицо, занятое хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты, хранению, техническому обслуживанию и ремонту авиатранспортных средств, действующее в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Авиаперевозчик - юридическое или физическое лицо, владеющее авиатранспортными средствами на правах собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это соответствующее разрешение или лицензию, выданную в установленном порядке.
Авиационная безопасность - нормальная и безопасная деятельность авиации, обеспечиваемая предупреждением и предотвращением актов незаконного вмешательства в ее деятельность.
Агент - юридическое или физическое лицо, уполномоченное в установленном законодательством порядке, действовать за и (или) от имени эксплуатанта воздушных судов (авиаперевозчика) или эксплуатанта аэропорта (аэродрома).
Аэродром - земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.
Аэропорт - комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие сооружения, а также необходимое оборудование.
Аэропорт международный - аэропорт, обеспечивающий международные воздушные перевозки, в котором организован таможенный, пограничный и санитарно-карантинный контроль.
Аэровокзал - комплекс сооружений, предназначенный для обслуживания пассажиров в период регистрации, досмотра, комплектования и накопления по авиарейсам, осуществления таможенного, пограничного санитарно-карантинного контроля.
Гражданская авиация (ГА) - авиация, не входящая в состав государственной и экспериментальной авиации, используемая в целях осуществления перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты (воздушные перевозки), выполнения авиационных, включая авиационно-химические работы (АХР), поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, оказания помощи в случаях стихийных бедствий, проведения учебных, спортивных, культурно-просветительных мероприятий, развития технического творчества, удовлетворения личных потребностей эксплуатанта воздушного судна.
Экспериментальная авиация - авиация, предназначенная для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ и испытаний в области авиационной и другой техники.
Эксплуатант - юридическое или физическое лицо, владеющее на правах собственности или на иных законных основаниях воздушным судном (эксплуатант воздушного судна) либо аэропортом или аэродромом (эксплуатант аэропорта или аэродрома), занимающееся их эксплуатацией или предлагающее услуги в этих областях.
2.1.1. Руководство по организации деятельности эксплуатантов аэропортов (аэродромов) гражданской и экспериментальной авиации Республики Казахстан (далее по тексту - Руководство) разработано в соответствии с положениями и требованиями Закона "О транспорте в Республике Казахстан", Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан", Гражданского кодекса Республики Казахстан, положений и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и других законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов гражданской и экспериментальной авиации.
2.1.2. Руководство вводится в действие в целях обеспечения организации деятельности эксплуатантов аэропортов (аэродромов), именуемых в дальнейшем аэропортами, в соответствии с их функциональным назначением, создания условий для эффективного развития национальной авиационной транспортной системы и защиты интересов потребителей услуг воздушного транспорта.
2.1.3. Руководство определяет целевое назначение, основные задачи эксплуатантов аэропортов и выполняемые функции, основной состав имущественного комплекса, принципы организации управления производственно-хозяйственной деятельностью, привлечения инвестиций для развития аэропортов, особенности государственного регулирования деятельности и взаимоотношений с эксплуатантами воздушных судов (авиаперевозчиками) и другой клиентурой.
2.1.4. Руководство обязательно для применения при осуществлении государственного управления и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов воздушного транспорта, разработке учредительных документов юридических лиц с государственной формой собственности, намеренных заниматься аэропортовской деятельностью, организации взаимодействия эксплуатантов аэропортов с эксплуатантами воздушных судов (авиаперевозчиками), предприятиями авиатранспортной инфраструктуры (авиапредприятиями), вне зависимости от их ведомственной принадлежности и форм собственности, потребителями авиатранспортных услуг.
2.1.5. Руководители и должностные лица аэропортов, при выполнении возложенных на них должностных обязанностей, должны обеспечивать выполнение положений и требований настоящего Руководства.
2.1.6. На основе общих принципов, положений и требований, устанавливаемых настоящим Руководством, а также в соответствии с действующими в Республике Казахстан законодательными и нормативными правовыми актами, относящимися к деятельности воздушного транспорта, положениями и рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО), аэропорты самостоятельно, с учетом их специфики и условий деятельности разрабатывают и в установленном порядке вводят внутреннего действия положения, правила, руководства, рекомендации и другие нормативно-технологические и методические документы, регламентирующие организацию деятельности служб, цехов, участков и отделов, управление функционированием и развитием аэропорта.
2.1.7. Контроль за соблюдением положений и требований настоящего Руководства, а также за правильностью их применения, осуществляется Комитетом по использованию воздушного пространства и деятельности гражданской авиации при Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
2.2. Перечень основных функций управления, отнесенных
к полномочиям государственных органов управления
2.2.1. В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, положениями Международной организации гражданской авиации (Дос 9137-АN/898) к полномочиям Правительства Республики Казахстан и его органов государственного управления отнесено решение следующих вопросов регулирования аэропортовской деятельности:
а) определение структуры и стратегии развития гражданской авиации в рамках национальных границ;
б) разработка и в установленном порядке введение в действие национальных стандартов, положений, норм и правил обеспечения деятельности аэродромов (аэропортов);
в) сертификация эксплуатантов аэродромов (аэропортов) и их авиационного персонала;
г) государственная регистрация и ведение государственного реестра аэродромов, установление порядка учета временных аэродромов для выполнения авиационных работ;
д) определение требований к уровню профессиональной подготовки авиационных специалистов;
е) осуществление установленных мер экономического регулирования, формирование и реализация ценовой политики;
ж) лицензирование аэропортовской деятельности;
з) разработка и осуществление мероприятий по предотвращению незаконного вмешательства в деятельность авиации;
и) решение вопросов с другими государствами об открытии воздушных сообщений и предоставления коммерческих прав;
к) установление процедур по обеспечению координации между развитием аэропорта и развитием примыкающих к аэропорту населенных пунктов;
л) разработка политики, касающейся воздействия факторов окружающей среды аэропортов на населенные пункты;
м) координация деятельности гражданской и государственной (военной) авиации;
н) расследование авиационных происшествий;
о) привлечения аэропортов к выполнению работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
п) определение мер, связанных с организацией гражданской обороны и мобилизационной подготовкой предприятий и организаций воздушного транспорта.
2.2.3. Государство дополнительно может принимать на себя другие виды ответственности за аэропортовскую деятельность.
2.3.1. Аэропорт является коммерческой организацией, как правило со статусом юридического лица, обеспечивающей прием, отправку и обслуживание воздушных судов с их экипажами, пассажиров, багажа, грузов и почты, имеющей для этих целей на правах собственности или других законных основаниях аэродром, аэровокзал, другие необходимые сооружения и оборудование, специально подготовленный личный состав.
На переходной период экономических преобразований, при малой интенсивности обслуживаемых полетов воздушных судов и авиаперевозок, допускается вхождение аэропортов в состав объединенных авиапредприятий в виде структурных подразделений.
2.3.2. Аэропорт собственными силами либо с привлечением на договорной основе соответствующих агентов (доверенных исполнителей), обеспечивает обслуживание воздушных перевозок, осуществляет эксплуатацию аэродрома, аэровокзала, почтово-грузовых комплексов, средств хранения и заправки горюче-смазочных материалов (ГСМ), техническое и коммерческое обслуживание воздушных судов, эксплуатацию средств обеспечения технологических процессов в зоне аэропорта теплом, электроэнергией, транспортом и связью.
2.3.3. С учетом социально-экономической значимости, складывающегося естественного монопольного (доминирующего) положения аэропортов на авиатранспортном рынке и необходимости защиты интересов потребителей авиауслуг, при принятии государственными органами решений о реорганизации, разгосударствлении или приватизации государственного имущества аэропортов, формировании их организационно-правовой формы управления, должны быть предусмотрены соответствующие механизмы для эффективного участия государства в управлении развитием и функционированием аэропортов. В их числе могут использоваться:
сохранение в государственной собственности контрольного пакета акций акционерных обществ, включающих в своем составе аэропорты;
сохранение в государственной собственности доли государственного неприватизируемого имущества аэропортов (аэродромного комплекса, имущественного комплекса объектов энергообеспечения, светотехнических систем посадок и т. д.), позволяющей государственному органу или уполномоченному им лицу иметь соответствующее право участия в управлении аэропортом;
включение в состав предусмотренных Уставом аэропорта высших органов его управления (Наблюдательных Советов, Советов Директоров и др.) представителей соответствующих государственных органов или уполномоченных ими лиц, ответственных за обеспечение развития и функционирования воздушного транспорта.
2.3.4. Выделяемые при разгосударствлении и приватизации из государственных объединенных предприятий аэропорты, как правило, должны функционировать в организационно-правовой форме акционерного общества. Использование других, предусмотренных Гражданским Кодексом Республики Казахстан, видов и форм организации деятельности аэропортов, как юридических лиц, допускаться по согласованию с органом, осуществляющим государственное управление деятельностью гражданской авиации.
2.3.5. Аэропорты с государственной формой собственности, функционирующие в настоящее время в статусе структурных подразделений объединенных авиапредприятий гражданской авиации (совмещающих в себе функции аэропорта и авиаперевозчика), в перспективе подлежат выделению в самостоятельные предприятия.
Сроки и порядок выделения таких аэропортов в самостоятельные предприятия, с учетом проведения подготовительных мероприятий и экономической целесообразности такой реорганизации, устанавливаются:
- по аэропортам с республиканским видом государственной собственности - Республиканским органом управления государственным имуществом по согласованию с Комитетом по использованию воздушного пространства и деятельности гражданской авиации при Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (в дальнейшем по тексту - Комитет);
- по аэропортам с коммунальным видом государственной собственности - территориальными (региональными) органами управления государственным имуществом по согласованию с Комитетом.
2.3.6. Основные принципы разделения имущества между аэропортами и авиакомпаниями при выделении аэропортов из объединенных авиапредприятий с государственной формой собственности устанавливаются совместным решением Республиканского органа по управлению государственным имуществом Республики Казахстан и Комитета.
3.1.1. Деятельность аэропортов (аэропортовская деятельность) осуществляется в интересах пассажиров и других клиентов - потребителей авиауслуг, а также субъектов авиатранспортного рынка, непосредственно осуществляющих воздушные перевозки либо способствующих их выполнению.
3.1.2. Аэропорты должны обеспечивать удовлетворение потребностей юридических и физических лиц, обслуживаемой административной территории в авиационных услугах, гарантировать пользователям равные возможности в предоставлении услуг (эксплуатантам воздушного транспорта, пассажирам и клиентуре, арендаторам, концессионерам и др.), эффективно эксплуатировать и расширять производственные мощности в соответствии с потребностями авиатранспортного рынка, при условии обеспечения безопасности жизни, здоровья, имущественных интересов пользователей, соблюдения действующих национальных и международных стандартов, норм и правил функционирования аэропортов.
3.2.1. В соответствии с международными нормами (Руководство по аэропортовым службам, ИКАО - Дос 9137-АN/898) при осуществлении аэропортовской деятельности эксплуатант (владелец) гражданского аэродрома (аэропорта) обязан выполнять следующие основные работы и функции:
а) обеспечивать работу и техническое обслуживание визуальных средств навигации;
б) обеспечивать дееспособность аварийно-спасательной и противопожарной служб;
в) обеспечивать пригодность и техническое обслуживание поверхностей рабочей площади аэродрома;
г) обеспечивать работоспособность и техническое обслуживание маркировочных знаков перронов, систем светоограждения и визуальной стыковки с телескопическим трапом;
д) управлять движением транспортных средств в зонах перронов;
е) регулировать движением в рабочей площади, за исключением тех участков аэропорта, где непосредственный контроль осуществляется органами управления воздушным движением (УВД);
ж) производить очистку рабочей площади от снега и сообщение данных о наличии снега;
з) обеспечивать местами стоянок воздушные суда;
и) определять эффективность торможения взлетно-посадочной полосы (ВПП) и измерять на ней глубину водного слоя;
к) осуществлять меры по отпугиванию птиц и других представителей фауны;
л) координировать операции по удалению воздушного судна, потерявшего способность двигаться, с рабочей площади ВПП и участков руления;
м) принимать меры по ограничению до минимума экологического воздействия аэропорта на местную окружающую среду;
н) устранять другие препятствия в обеспечении обслуживания воздушных перевозок;
о) представлять данные по деятельности аэропорта.
3.2.2. Согласно Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом и аэропортовской деятельности, связанной с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июля 1997 года N 1150
P971150_
, в состав аэропортовской деятельности входят следующие основные виды работ и услуг:
а) содержание и эксплуатация зданий и сооружений аэропорта, аэродромных сооружений (взлетно-посадочной полосы, боковых и концевых полос безопасности, площадок специального назначения, рулежных дорожек, перрона, мест стоянок воздушных судов, ограждения, водоотводных и снегозадерживающих устройств, объектов контрольно-пропускного и пожарно-охранного обеспечения, аэровокзалов с залами ожидания, накопления и обработки пассажиров и багажа, багажных и грузовых терминалов и их устройств, служебных помещений и других технологических сооружений);
б) досмотр, обеспечение доставки и погрузки (разгрузки) багажа и грузов, доставки и посадки в воздушное судно пассажиров, а также встречи и доставки пассажиров и багажа в помещение аэровокзала и грузов на склад;
в) накопление, хранение, реализация и доставка авиационных горюче-смазочных материалов и спецжидкостей, контроль за их качеством и заправка (выдача) этих материалов в воздушное судно и другим потребителям;
г) обеспечение доставки и выдачи в воздушное судно бортового питания для пассажиров и экипажа;
д) обслуживание на территории аэропорта эксплуатантов воздушных судов и других потребителей специальными авто и электротранспортными средствами;
е) светотехническое обеспечение полетов воздушных судов и энергоснабжение объектов аэропорта;
ж) информационно-справочное обслуживание пассажиров и клиентуры о движении воздушных судов и обеспечении авиационных перевозок.
Работы и услуги, указанные в подпунктах "б" (кроме досмотра), "в", "г", "д", "ж" могут выполняться силами авиаперевозчиков с использованием на договорной основе технологических средств эксплуатанта аэропорта и под его контролем или службами аэропорта по договору с авиаперевозчиком.
Часть из перечисленных в подпунктах "а", "в", "д", "е" работ и услуг, непосредственно не связанных с обслуживанием воздушных судов и пассажиров, могут выполнять сторонние специализированные предприятия по договорам с эксплуатантом аэродрома (аэропорта), в том числе на основе аренды (субаренды) у него соответствующих зданий, сооружений, оборудования и другого необходимого имущества. При этом эксплуатант аэродрома (аэропорта) несет всю полноту ответственности за выполнение своими подрядными (субподрядными) организациями этих работ и услуг в соответствии с установленными требованиями.
3.2.3. Дополнительно к выше перечисленным работам и функциям эксплуатанты (владельцы) аэропортов должны:
а) обеспечивать на договорной основе расположенные на территории аэропорта объекты подрядных и субподрядных организаций инженерными коммуникациями, средствами электросвязи, тепло и электроснабжением, другими имеющимися ресурсами и услугами;
б) осуществлять и контролировать выполнение в зоне аэропорта установленных действующими законодательными и нормативными правовыми актами положений, правил и других требований в области обеспечения безопасности полетов, обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа, почты и грузов;
в) непосредственно осуществлять и контролировать обеспечение эксплуатации, развития, совершенствования и обустройства земельных участков, объектов производственного и коммерческого назначения, других зданий и сооружений на территории аэропорта;
г) расширять сферу сервисных услуг пассажирам и клиентуре;
д) рационально использовать собственные трудовые, материальные и финансовые ресурсы, привлекаемые заемные средства и инвестиции для обеспечения экономической эффективности текущей деятельности и перспективного производственно-технологического развития;
е) приобретать на праве собственности либо на других законных основаниях оборудование, здания, сооружения, земельные участки и другое имущество, необходимое для обеспечения аэропортовской деятельности;
ж) осуществлять строительство и реконструкцию зданий и сооружений, необходимых для развития материально-технической базы, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки новых типов воздушных судов, а также для обеспечения деятельности служб аэропорта;
з) осуществлять контроль за организацией на приаэродромной территории строительства, с целью обеспечения соблюдения установленных требований безопасности полетов, ограничения строительства объектов, являющихся высотными препятствиями, установления на высотных зданиях и сооружениях маркировочных (заградительных) знаков и других устройств ограждений;
и) участвовать в расследовании авиационных происшествий и предпосылок к ним, связанных с деятельностью аэропорта;
к) организовывать проведение в районе аэродрома поисковых и аварийно-спасательных работ;
л) проводить в установленном порядке сбор, обобщение и анализ информации об авиационных происшествиях и предпосылках к ним, связанных с деятельностью аэропорта, а также по отказам и неисправностям наземной техники, используемой для обеспечения полетов воздушных судов;
м) осуществлять во взаимодействии с правоохранительными органами мероприятия по усилению внутриобъектового режима;
н) организовывать в установленном порядке технический надзор за состоянием расположенных на территории аэропорта объектов, а также за организацией на них ведения учета и отчетности по вопросам, относимых к обеспечению деятельности аэропорта;
о) осуществлять сотрудничество с республиканскими и зарубежными аэропортами, авиаперевозчиками, другими предприятиями и организациями по вопросам обеспечения существующих и перспективных потребностей развития воздушных сообщений, открытия новых и эффективной эксплуатации действующих авиалиний;
п) организовывать выполнение мероприятий по гражданской обороне, подготовке к выполнению оборонных задач, предусмотренных соответствующими планами и мобилизационными заданиями.
Часть из перечисленных задач могут выполнять специализированные предприятия по договорам с аэропортом, в том числе на основе аренды (субаренды) у аэропорта соответствующих зданий, сооружений, оборудования и другого необходимого имущества.
3.2.4. Использование аэродромов государственной авиации для нужд гражданской авиации (совместное использование) осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
На аэродромах совместного базирования, когда основным владельцем аэродрома является лицо, не обладающее правом занятия предпринимательской деятельностью, пользователь этого аэродрома, являющийся одновременно владельцем других зданий и сооружений аэропорта, для обеспечения полетов гражданских воздушных судов организовывает выполнение указанных в пунктах 3.2.1, 3.2.2 и 3.2.3 работ и услуг, в соответствии с установленным порядком обеспечения полетов воздушных судов на данном аэродроме.
3.2.5. Аэропорт, в соответствии с действующим законодательством, может осуществлять и другие (неавиационные) виды хозяйственной и коммерческой деятельности, расширяющие спектр работ и услуг по обслуживанию воздушных перевозок и способствующие выполнению аэропортом возложенных на него задач и функций, в том числе связанные с передачей на договорных условиях во временное пользование юридическим (физическим) лицам части неиспользуемых для основных нужд зданий, сооружений, нежилых помещений, оборудования или другого имущества, а также свободных земельных участков, для организации этими лицами согласованной с аэропортом производственной и коммерческой деятельности (для аэропортов государственной формы собственности - вопрос передачи в пользование другим лицам имущества аэропорта согласовывается с уполномоченным собственником органом).
3.3.1. В зависимости от длины взлетно-посадочной полосы (ВПП) и несущей способности ее рабочих покрытий аэродромы подразделяются на классы: А, Б, В, Г, Д и Е.
Размеры летных полос, концевых и боковых полос безопасности, рулежных дорожек приаэродромной территории (в том числе и полос воздушных подходов, классифицированных аэродромов должны соответствовать Нормам годности к эксплуатации гражданских аэродромов (НГЭА).
Аэродромы, имеющие ВПП размером менее чем аэродромы класса "Е", относятся к неклассифицированным аэродромам.
3.3.2. В зависимости от принадлежности аэродрома к видам авиации, вида поверхности его взлетно-посадочной полосы, характера использования, высоты расположения над уровнем моря и характеристики рельефа местности, допуска к эксплуатации по минимуму для посадки, назначения, расположения и использования, аэродромы подразделяются на:
- государственной, экспериментальной или гражданской авиации;
- с искусственным покрытием (ИВПП), грунтовые (ГВПП), снежные, ледовые и гидроаэродромы;
- постоянные или временные;
- горные или равнинные;
- категорированные или некатигорированные;
- трассовые, заводские, учебные или для выполнения авиационных работ;
- базовые, промежуточные, вылета, назначения или запасные.
3.4. Классификация и подразделение аэропортов
3.4.1. Аэропорты, в соответствии с нормативными документами, регламентирующими их проектирование, строительство, эксплуатацию и сертификацию, в зависимости от интенсивности движения воздушных судов, объемов и профиля обслуживаемых авиационных перевозок, подразделяются на классы: 1, 2, 3, 4 и 5. Все аэропорты ниже "5" класса относятся к неклассифицированным аэропортам.
Расположение, планировка и классификация аэропортов определяется нормами технологического проектирования аэропортов гражданской авиации.
3.4.2. В зависимости от типа выполняемых перевозок аэропорты подразделяются на:
- международные - допущенные в установленном порядке к осуществлению международных авиационных перевозок и в которых обеспечивается соответствующий таможенный, пограничный и санитарно-карантинный контроль;
- внутренние - не имеющие разрешения на выполнение международных авиационных полетов, перевозки через которые, как правило, осуществляются в пределах Республики Казахстан и без прохождения процедур таможенного, пограничного и санитарно-карантинного контроля, проводимого в международных аэропортах.
3.4.3. В зависимости от установленного статуса аэропорты подразделяются на аэропорты республиканского, регионального (областного) значения и аэропорты местных воздушных линий.
К аэропортам республиканского значения относятся аэропорты, составляющие главные узловые элементы национальной авиатранспортной системы Республики Казахстан, обеспечивающие функционирование наиболее значимых межрегиональных (магистральных) и международных воздушных сообщений.
К аэропортам регионального (областного) значения относятся аэропорты, расположенные в пределах административной территории области, основной объем работ которых составляют межрегиональные авиаперевозки.
К аэропортам местных воздушных линий относятся аэропорты, в которых основной объем работ составляют внутрирегиональные авиаперевозки, а также полеты по применению авиации в народном хозяйстве.
Перечни аэропортов республиканского и регионального значения утверждаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
4.1.1. Для реализации указанных в Главе 3 настоящего Руководства задач и основных функций, обеспечения выполнения видов работ и услуг, отнесенных к аэропортовской деятельности, эксплуатант аэропорта создает со статусом структурных подразделений соответствующие управления, отделы, службы, участки и другие подразделения.
4.1.2. В типовой перечень управлений, отделов, служб, участков и других подразделений аэропорта входят:
а) информационно-аналитический, коммерческий, планово-экономический, финансовый, бухгалтерия, юридический, отдел кадров и другие административно-управленческие отделы;
б) производственно-диспетчерская служба;
в) инспекция по безопасности полетов;
г) служба организации и развития перевозок (с участками по видам обслуживаемых перевозок и работ);
д) служба энерго и светотехнического обеспечения;
е) участки управления движением транспортных средств в зонах перронов, руления и стоянок воздушных судов;
ж) аэродромная служба;
з) штурманская;
и) служба авиационной безопасности, включая подразделения гражданской обороны и военно-мобилизационной подготовки, ВОХР, пожарной охраны, поискового и аварийно-спасательного обеспечения;
к) отдел охраны окружающей среды;
л) служба горюче-смазочных материалов;
м) подразделения (служба), обеспечивающие эксплуатацию
имеющихся объектов и средств радио и электросвязи;
н) служба спецтранспорта (автохозяйство);
о) служба теплотехнического и санитарно-технического обеспечения;
п) служба (участки) эксплуатации наземных сооружений;
р) отдел капитального строительства;
с) ремонтно-строительный участок;
т) отдел главного механика;
у) метрологическая служба;
ф) служба (отдел) материально-технического снабжения;
х) участки (службы) обеспечения работы гостиницы, профилактория;
ц) медико-санитарная часть (служба);
ч) жилищно-коммунальная служба (отдел, участок).
4.1.3. Эксплуатант аэропорта, с целью расширения коммерческой деятельности, может в своем составе создавать другие подразделения для выполнения не относящихся к аэропортовской деятельности видов работ и услуг (питание, торговля, развлечения, другие виды услуг для юридических и физических лиц), при условии создания соответствующей материально-технической базы и получения в установленном порядке лицензий на выполнение этих работ и услуг.
В составе аэропорта может быть создана собственная, в установленном порядке сертифицированная, служба (участок) по обеспечению оперативного технического обслуживания воздушных судов (инженерно-авиационная служба или база).
4.1.4. Конкретные названия и состав управлений, отделов, служб, участков и других структурных подразделений, выполняемые ими функции, их административная и функциональная подчиненность устанавливаются эксплуатантом (владельцем) аэропорта самостоятельно (кроме служб, обеспечивающих безопасность полетов и авиационную безопасность) в зависимости от интенсивности прилета и вылета воздушных судов, категории аэродрома по минимуму посадки, объема и структуры обслуживаемых авиаперевозок, состава находящихся на балансе зданий, сооружений и другого имущества, особенностей организации управления и распределения ответственности между службами и агентами эксплуатанта аэропорта (арендаторами, подрядными и субподрядными организациями) по реализации отдельных видов работ и услуг в аэропорту.
4.2.1. Для обеспечения аэропортовской деятельности эксплуатант аэропорта использует принадлежащие ему на праве собственности либо на других законных основаниях, оборудование, движимое и недвижимое имущество, закрепленные в установленном порядке земельные участки и прилегающие к ним территории.
4.2.2. При осуществлении мероприятий по разгосударствлению и приватизации государственных предприятий гражданской авиации, в уставные фонды вновь формируемых эксплуатантов аэропортов в организационно-правовой форме хозяйственных товариществ (акционерных обществ и других форм) с частной формой собственности, как правило, не должно включаться стратегически важное для оборонных нужд Республики Казахстан государственное имущество.
В состав этого имущества, по предложениям соответствующих государственных органов Республики Казахстан, могут быть включены:
а) земельные участки, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок, ограждение и другие аэродромные сооружения;
б) оборудование, здания и сооружения объектов энерго-светотехнического обеспечения полетов воздушных судов;
в) оборудование, здания и сооружения объектов поисково-спасательного обеспечения, гражданской обороны и военно-мобилизационной подготовки;
г) здания и сооружения объектов хранения горюче-смазочных материалов и спецжидкостей, систем централизованной заправки воздушных судов.
4.2.3. Эксплуатанты аэропортов используют государственное неприватизируемое (не вошедшее в уставные фонды) имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо на других условиях, установленных органом по управлению государственным имуществом.
4.2.4. Состав зданий и сооружений объектов аэропортов, требования к их основным показателям определяются категорией аэродрома по минимуму посадки, интенсивностью прилетов и вылетов воздушных судов, видом, объемом и структурой обслуживаемых воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, объемами других видов работ и услуг, относящихся к аэропортовской деятельности.
4.2.5. В состав основных объектов производственного назначения аэропорта включаются: аэродромы; объекты энерго и светотехнического обеспечения полетов воздушных судов; здания и сооружения обслуживания пассажирских перевозок; здания и сооружения обслуживания грузовых и почтовых перевозок; здания и сооружения технологического обслуживания воздушных судов; объекты обеспечения горюче-смазочными материалами и спецжидкостями; здания и сооружения режимно-охранного обеспечения; объекты поискового и аварийно-спасательного обеспечения.
4.2.6. В состав объектов вспомогательного производственного назначения аэропорта включаются: объекты административно-управленческого аппарата; службы (участки) спецтранспорта и автохозяйства; эксплуатационная база аэродромной службы; ремонтно-эксплуатационные мастерские; объекты материально-технического обеспечения; ремонтно-строительная база; котельная, сети тепло и водоснабжения, водоотведения и газообеспечения; инженерно-коммуникационные сети и сооружения; автоматические телефонные станции и другие средства радио и электросвязи; комплекс химической очистки и стирки самолетного мягкого оборудования; объекты охраны окружающей среды и утилизации отходов; подъездные транспортные пути; лечебно-профилактические учреждения; профилактории летного состава; объекты служебного питания.
4.2.7. В состав объектов коммерческого назначения аэропорта могут быть отнесены объекты административного бизнес-центра, таможенного комплекса, общественного питания, отдыха, пунктов обмена валюты и другие объекты, предназначенные для обеспечения выполнения видов работ и услуг, не относящихся к аэропортовской деятельности.
4.2.8. Выбор участка, отвод земли, проектирование, строительство и реконструкция аэродромов (аэропортов) производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также требованиями, стандартами, нормами и правилами, относящимися к аэродромам и аэропортам.
Глава 5. СЕРТИФИКАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ И
ДОПУСК К ЭКСПЛУАТАЦИИ АЭРОДРОМОВ (АЭРОПОРТОВ),
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АЭРОПОРТОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1.1. Сертификация аэродромов (аэропортов) является составной частью государственной системы сертификации на воздушном транспорте, осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан" и проводится в целях:
- создания условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Республики Казахстан;
- подтверждения соответствия объектов воздушного транспорта установленным стандартам, нормам и требованиям;
- обеспечения безопасности полетов воздушных судов и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта;
- соблюдения установленных требований по охране окружающей среды;
- защиты интересов государства и его граждан.
5.1.2. Нормы соответствия аэродромов (аэропортов), правила их сертификации, государственной регистрации, выдачи сертификатов о годности аэродромов к эксплуатации и свидетельств о государственной регистрации для аэродромов гражданской и экспериментальной авиации устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
5.1.3. Процедуры сертификации аэродромов (аэропортов), их государственной регистрации и выдачи соответствующих свидетельств (сертификатов) устанавливает и осуществляет Комитет по использованию воздушного пространства и деятельности гражданской авиации при Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
5.1.4. Правилами и процедурами сертификации и государственной регистрации определяется перечень документации, предоставляемой для оформления получения сертификата, критерии оценки, порядок рассмотрения заявлений, сроки оформления и выдачи соответствующих сертификатов (свидетельств), а также сроки их действия и порядок продления. Внесение изменений в действующие сертификаты (свидетельства) не влекут за собою переноса срока их действия.
Оценка соответствия аэродрома (аэропорта) установленным нормам и требованиям в обязательном порядке должна производиться в случаях приема в эксплуатацию вновь построенного, реконструированного или технически (технологически) переоснащенного аэродрома (аэропорта).
5.1.5. Сертификация и государственная регистрация производится по заявлению эксплуатанта аэродрома (аэропорта).
5.1.6. Сертификат (свидетельство) удостоверяет соответствие аэродрома (аэропорта) установленным государственным требованиям (нормам годности) для осуществления видов работ и услуг, относящихся к аэропортовской деятельности.
5.1.7. Аэродром (аэропорт) может использоваться для осуществления воздушных перевозок и других авиационных работ исключительно при наличии у его эксплуатанта соответствующего сертификата (свидетельства) с приложенными к нему специальными эксплуатационными положениями, а также свидетельства о государственной регистрации. Эксплуатация аэродрома (аэропорта), не имеющего сертификата и свидетельства о государственной регистрации, или окончании срока их действия, а также при изменении указанных в них характеристик, не допускается.
Специальные эксплуатационные положения определяют права, допуски и ограничения для аэродрома (аэропорта), относящиеся к производству полетов воздушных судов, осуществлению воздушных перевозок или авиационных работ.
5.1.8. Владелец сертификата и свидетельства о государственной регистрации не должен передавать эти документы в пользование другим хозяйствующим субъектам (юридическим или физическим лицам).
5.1.9. Владелец сертификата (свидетельства) обеспечивает соответствие аэродрома (аэропорта) установленным требованиям и нормам годности в течении всего периода его эксплуатации и несет за это ответственность согласно действующему законодательства.
5.1.10. Эксплуатант аэродрома (аэропорта) в период его эксплуатации должен:
а) выполнять предписания государственных органов надзора и органа по сертификации, с целью устранения в установленные ими сроки выявленных нарушений в деятельности аэропорта;
б) обеспечивать выполнение установленных национальными стандартами, отраслевыми нормами и правилами требований и положений при выполнении работ и услуг, относящихся к аэропортовской деятельности;
в) уведомлять орган по сертификации о всех планируемых и происшедших в период эксплуатации изменениях технических параметров и качественных показателей, включенных в документацию, представленную при проведении сертификации и государственной регистрации аэродрома (аэропорта) ;
г) производить регулярные проверки служб, участков и других подразделений аэропорта, его подрядных и субподрядных организаций по выполнению ими установленных требований и положений обеспечения полетов воздушных судов, обслуживания пассажиров и клиентуры;
д) при выявлении в аэропорту несоответствия действующим требованиям, вводить необходимые для обеспечения безопасности полетов ограничения и информировать об этом орган по сертификации;
е) обеспечивать соответствие предоставляемых данных по аэронавигационной информации фактическим характеристикам и параметрам аэродрома (аэропорта).
5.1.11. Сведения об аэродромах (аэропортах) гражданской и экспериментальной авиации Республики Казахстан формируются в Государственном реестре аэродромов (аэропортов), учреждаемом Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
5.2.1. Аэродром допускается к эксплуатации после получения эксплуатантом сертификата (свидетельства) о годности аэродрома и свидетельства о государственной регистрации.
Для допуска аэродрома к эксплуатации должно быть предварительно установлено, что он соответствует нормам годности к эксплуатации аэродромов и обеспечивает безопасность полетов воздушных судов.
5.2.2. Решение об открытии аэродрома (аэропорта) для производства международных полетов воздушных судов принимается Правительством Республики Казахстан по представлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, согласованному с таможенными, пограничными органами и органами санитарного надзора.
Нормы технологического оснащения и порядок подготовки аэродромов (аэропортов) к обеспечению международных полетов устанавливается нормативно-правовыми актами указанных органов.
5.3.1. Аэропортовская деятельность, связанная с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах Республики Казахстан, может осуществляться юридическими и физическими лицами (лицензиатами) только на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых уполномоченным на это государственным органом (лицензиаром).
5.3.2. Лицензирование аэропортовской деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом и аэропортовской деятельности, связанной с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах Республики Казахстан, утверждаемом Правительством Республики Казахстан.
5.3.3. Государственным органом, осуществляющим лицензирование аэропортовской деятельности, а также контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных прав, является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан или уполномоченный им орган.
5.3.4. Лицензирование аэропортовской деятельности производится на основании заявлений эксплуатантов аэропортов, а также заявлений юридических и физических лиц, намеренных на подрядной или субподрядной основе выполнять отдельные, разрешенные для исполнения сторонними организациями, виды работ и услуг, относящихся к аэропортовской деятельности.
5.3.5. Эксплуатант аэропорта не вправе передавать на подрядной или субподрядной основе сторонним организациям выполнение работ и услуг, относящихся к аэропортовской деятельности, если они не имеют на эти виды работ и услуг оформленных лицензий.
5.3.6. Эксплуатанты аэропортов могут иметь одновременно лицензии на другие виды предпринимательской деятельности, оформляемые в установленном для этих видов деятельности порядке.
5.3.7. Лицензия не освобождает эксплуатанта аэропорта от обязанности иметь необходимые сертификаты, свидетельства, технические паспорта, формуляры и другие документы, предусмотренные действующими стандартами, нормами и правилами по эксплуатации воздушных судов, зданий, сооружений, оборудования, технических средств и других устройств своих объектов.
5.3.8. Передача лицензий для использования другими юридическими или физическими лицами не допускается.
6.1.1. Под развитием аэропорта понимается процесс наращивания мощности (пропускной способности) отдельных зданий и сооружений аэропорта, направленный на обеспечение их соответствия объемам выполняемых или планируемых аэропортом транспортных и коммерческих услуг, действующим требованиям и стандартам обеспечения безопасности и регулярности полетов, качества и эффективности обслуживания воздушных судов, пассажиров, обработки грузов, улучшения экологической обстановки в зоне аэропорта.
6.1.2. Основными документами, обосновывающими необходимость перспективного развития аэропорта, их зданий и сооружений являются:
а) генеральный план или схема развития отдельных комплексов, зданий и сооружений аэропорта;
б) технико-экономическое обоснование (ТЭО) развития аэропорта (или отдельных комплексов, зданий и сооружений);
в) бизнес-план развития аэропорта (или отдельных его зданий и сооружений) или инвестиционный план (программа) развития.
Генеральный план, схемы и ТЭО развития аэропорта должны разрабатываться компетентными организациями, имеющими соответствующие лицензии и опыт проведения подобных работ.
6.1.3. Обязательным разделом ТЭО развития аэропорта является оценка эффективности ввода в эксплуатацию производственных фондов. Анализируется прирост производственных мощностей, соответствие оснащенности аэропорта требованиям и положениям обеспечения полетов воздушных судов, экономическая эффективность ввода основных производственных фондов в эксплуатацию. В качестве критерия оценки необходимости проведения работ по развитию аэропорта следует принимать срок окупаемости инвестиций с учетом динамики капитальных вложений, эксплуатационных доходов, расходов, прибыли и темпов инфляции. Для анализа факторов риска разрабатывается несколько вариантов расчетов с различными наборами входных данных, учитывающих оптимистический и пессимистический прогнозы условий реализации проекта (плана).
6.1.4. В аэропортах республиканского и регионального значения должны иметься согласованные с местными региональными исполнительными органами власти (областными акиматами), утвержденные собственником или уполномоченным им органом и эксплуатантом аэропорта, генеральные планы аэропорта с перспективой развития зданий и сооружений на 20 лет, подлежащие корректировке и уточнению один раз в 5 лет.
Копии этих генеральных планов, схем и ТЭО, принятые решения по их изменению и корректировке, должны представляться в Комитет по использованию воздушного пространства и деятельности гражданской авиации, а также в местные региональные исполнительные органы власти Республики Казахстан, для отработки вопросов возможности включения в разрабатываемые проекты Государственных программ мероприятий по развитию авиационной транспортной сети Республики Казахстан и привлечения к их реализации государственных и других инвестиций.
6.1.5. Эксплуатант аэропорта обладает исключительным правом контроля за строительством, реконструкцией и эксплуатационным содержанием зданий, сооружений и оборудования объектов, находящихся (вновь размещаемых) на закрепленной за ним территории, включая объекты авиаперевозчиков, подрядных и других организаций.
6.1.6. Размещение объектов аэропорта, развитие жилищного и иного строительства на сопредельной территории должны обеспечивать безопасность полетов воздушных судов, полную совместимость аэропорта, как составной части градообразующего комплекса, с установленными требованиями защиты окружающей среды, практики планировки и застройки городов (населенных пунктов).
Вопросы развития, реконструкции, благоустройства и эксплуатации подъездных дорог к аэропорту, регулирование движения пассажирского транспорта на этих дорогах, а также телефонной связи городов и других населенных пунктов с аэропортами, решаются совместно с местными исполнительными органами власти согласно положений действующего законодательства.
Отчуждения и отвод земельных участков в целях обеспечения безопасного функционирования и развития аэропорта производятся в порядке, установленном действующими законодательными и правовыми актами.
7.1.7. В аэропортах, на отдельных его объектах и прилегающей территории должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, включающие защиту от шумовых воздействий, специальных видов излучения (СВЧ, электромагнитных и др.), защиту атмосферного воздуха от подвижных и стационарных источников загрязнения, защиту почв, растительности, животного мира, водоемов и других объектов. Порядок определения зон и показателей загрязнения, а также разрабатываемых защитных мероприятий определяется действующим законодательством в области охраны окружающей среды, а также соответствующими стандартами, нормами, правилами и требованиями других нормативных правовых актов.
У эксплуатанта аэропорта должны иметься все необходимые документы по вопросам экологии, в которых фиксируются фактические загрязнения (экологический паспорт, нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов, акустический паспорт и т.п.).
Юридические и физические лица, имеющие свои производственно-технологические мощности на территории аэропорта, обеспечивают наличие необходимых экологических документов на свой участок, занимаемые здания и сооружения, проведение защитных мероприятий. Эксплуатанты аэропортов обязаны контролировать деятельность таких лиц по вопросам охраны окружающей среды.
6.2.1. Источниками финансирования развития аэропортов являются:
а) собственные средства эксплуатанта, включающие формируемые в установленном порядке уставный капитал, фонды амортизационных отчислений на восстановление (реновацию) основных средств, остающуюся в распоряжении предприятия прибыль;
б) привлеченные и заемные средства отечественных и зарубежных физических и юридических лиц (инвесторов), предназначенные для реализации инвестиционных программ на договорной и, как правило, возвратной основе, в том числе в форме банковских кредитов, займов, векселей;
в) средства республиканского и муниципальных (региональных) бюджетов, а также целевых внебюджетных фондов или внешних инвестиций, выделяемые для реализации мероприятий развития авиационной транспортной сети, включенных в Государственные программы Республики Казахстан;
г) средства, получаемые от реализации в установленном порядке мероприятий по эмиссии акций акционерных обществ, выпуску облигационных займов и от других реализованных мероприятий.
6.2.2. По решению собственника или уполномоченного им органа могут также использоваться следующие основные формы привлечения негосударственных инвестиций к реализации программ развития аэропортов, полученных от:
а) продажи части пакета акций аэропорта на инвестиционном конкурсе или аукционе в рамках реализации его плана приватизации;
б) продажи пакетов акций в рамках их эмиссии при увеличении уставного капитала акционерного аэропорта;
в) конкурсной продажи, передачи в лизинг, аренду, концессию, предоставления прав расширения и строительства с последующей долгосрочной арендой отдельных объектов или комплексов аэропорта, например, терминальных комплексов, объектов сферы услуг и т.п. (за исключением объектов, не подлежащих приватизации, связанных с обеспечением безопасности полетов или владение которыми может привести к технологическому монополизму над процессом функционирования аэропорта);
г) заключения контрактов на управление аэропортом или его отдельными комплексами.
6.2.3. При рассмотрении возможных источников финансирования развития аэропорта следует ориентироваться на смешанное финансирование из разных источников.
6.2.4. Привлечение иностранных инвесторов осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан.
7.1.1. Эксплуатант аэропорта обязан обеспечить право равного доступа и равные условия деятельности авиаперевозчикам всех форм собственности, осуществляющим воздушные перевозки на основании имеющихся у них лицензий, в том числе выдавать необходимую для организации и выполнения перевозок информацию, предоставлять в пользование (по заказу) технологически оснащенные рабочие места и другие производственные мощности для регистрации, комплектования по рейсам, доставки и посадки в воздушное судно пассажиров и их багажа, площади и помещения в терминалах (других помещениях) для приема и обработки грузов, сооружения и емкости для хранения и заправки воздушных судов ГСМ и спецжидкостями, оборудование, спецтранспорт, ангары, места стоянок воздушных судов, места в гостинице и профилактории, земельные участки на территории аэропорта, с учетом располагаемых производственных мощностей и условий эффективного использования имущественного комплекса аэропорта.
Недопустимо введение мер дискриминационного экономического воздействия и ограничений на осуществление коммерческих прав авиаперевозчиков, кроме случаев, когда такие ограничения касаются обеспечения безопасности перевозок, требований государственных органов, форс-мажорных обстоятельств.
7.1.2. Эксплуатант аэропорта может, при наличии соответствующих допусков (сертификатов и лицензий) и на основании договора с авиаперевозчиком, быть его уполномоченным агентом по обслуживанию пассажиров, приему и обработке грузов, а также выполнять другие работы и услуги, которые должен обеспечивать авиаперевозчик (эксплуатант воздушных судов).
7.1.3. Передача авиаперевозчиками используемого имущества аэропорта в пользование другим юридическим и физическим лицам без согласования с эксплуатантом аэропорта не допускается.
7.1.4. В целях обеспечения технологических связей по приему, отправке воздушных судов и обслуживанию авиаперевозок, эксплуатант аэропорта заключает договора с авиаперевозчиками (эксплуатантами воздушных судов), в которых устанавливается перечень и порядок предоставления услуг и ответственность сторон.
Все службы договаривающихся сторон, задействованные в обеспечении воздушных перевозок, находятся в оперативном взаимодействии с производственно-диспетчерской службой аэропорта. Стороны используют только утвержденные или согласованные эксплуатантом аэропорта технологии оперативного обслуживания воздушных судов, пассажиров, переработки почты, багажа, грузов и выполнения других видов хозяйственной деятельности.
Условиями договора эксплуатант аэропорта устанавливает право и порядок прохода (проезда) в любую зону аэропорта, в том числе используемую (арендуемую) клиентурой, а также предоставления необходимой информации и условий инспектирования выполнения пользователями (арендаторами) действующих положений, норм, правил и других требований, относящихся к обеспечению воздушных перевозок, режимности объектов, охраны окружающей среды и использованию имущества аэропорта.
7.2.1. Аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание авиационных перевозок определяются эксплуатантом аэропорта в соответствии с единой методологией, вводимой в действие Комитетом по использованию воздушного пространства и деятельности гражданской авиации, и применяются к авиаперевозчикам (эксплуатантам воздушных судов) на единообразных условиях в зависимости от типа обслуживаемых воздушных судов, перечня и объема предоставляемых услуг.
7.2.2. Учитывая, что аэропорты Республики Казахстан согласно постановления Правительства Республики Казахстан от 13 мая 1997 года
P970828_
N 828 отнесены к категории "хозяйствующих субъектов - естественных монополистов", государственное регулирование ценовой политики эксплуатанта аэропорта и контроль за правильностью определения и применения им сборов и тарифов производится в порядке, установленном для естественных монополистов Республики Казахстан
7.2.3. Передача в пользование, аренду и на других законных основаниях имущества аэропорта авиаперевозчикам (эксплуатантам воздушных судов) и другим клиентам производится эксплуатантом аэропорта на договорных условиях за плату, основанную на необходимости компенсации издержек аэропорта и воспроизводства используемого имущества.
7.3.1. Эксплуатант аэропорта по согласованию с авиаперевозчиком определяет временные интервалы обслуживания (прибытие/отправление) его воздушных судов с учетом пропускной способности объектов и служб аэропорта и их фактической загрузки.
7.3.2. При обращении к эксплуатанту аэропорта одновременно нескольких авиаперевозчиков с вопросами заключения договоров на обеспечение авиационных перевозок и других полетов воздушных судов должна обеспечиваться следующая очередность удовлетворения заявок на выделение в аэропорту временных интервалов обслуживания планируемых полетов (авиарейсов), выполняемых:
а) в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также по срочным заданиям Правительства Республики Казахстан;
б) при международных перевозках пассажиров и грузов, согласно вводимого в установленном порядке расписания полетов и в соответствии с межправительственными договорами о воздушных сообщениях;
в) при перевозках пассажиров и грузов на внутренних межрегиональных (межобластных) авиалиниях Республики Казахстан, согласно вводимого в установленном порядке расписания полетов;
г) при международных перевозках пассажиров и грузов на чартерной основе в соответствии с межправительственными договорами о воздушных сообщениях;
д) при осуществлении регулярных перевозок пассажиров на местных (внутриобластных) воздушных линиях согласно расписания;
е) в других целях.
7.3.3. В случае отсутствия возможности предоставить авиаперевозчику запрашиваемые временные интервалы для обслуживания его воздушных судов, эксплуатант аэропорта обязан предложить другой приемлемый для авиаперевозчика ближайший временной интервал.
Если между эксплуатантом аэропорта и авиаперевозчиком не достигается взаимоприемлемое решение по выделению временного интервала, то конфликтную ситуацию с заинтересованными сторонами рассматривает и принимает окончательное решение Комитет по использованию воздушного пространства и деятельности гражданской ситуации.
7.3.4. В случае, если авиаперевозчики, осуществляющие более половины операций в аэропорту, и/или эксплуатант аэропорта считают, что в определенные периоды пропускная способность аэропорта является недостаточной для фактически выполняемых или планируемых операций, а новые (в данном аэропорту) участники авиаперевозок испытывают серьезные проблемы с получением приемлемых временных интервалов, то, по запросу вышеуказанных авиаперевозчиков, Комитет по использованию воздушного пространства и деятельности гражданской авиации организует проведение анализа пропускной способности аэропорта, определяет возможность ее увеличения и разрабатывает соответствующие предложения.
7.3.5. Комитет по использованию воздушного пространства и деятельности гражданской авиации на основе результатов анализа, при отсутствии возможностей в короткие сроки разрешить проблемы перегруженности аэропорта, с согласия заинтересованных сторон, может объявить аэропорт координируемым на те промежутки времени, в течение которых в данном аэропорту возникают проблемы с пропускной способностью, после чего назначает независимого координатора аэропорта (юридическое или физическое лицо с профессиональным знанием проблемы координации расписания на авиалиниях), обеспечивает с участием заинтересованных сторон создание в аэропорту координационного совета (в качестве консультационного органа), утверждает регламент работы координатора и координационного совета.
8.1. Эксплуатанты аэропортов Республики Казахстан в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан (Ст. 110), в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов, могут по договору между собой создать Ассоциацию эксплуатантов аэропортов Республики Казахстан.
8.2. Ассоциация эксплуатантов аэропортов Республики Казахстан должна являться некоммерческой организацией, ее члены должны сохранять самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не должна отвечать по обязательствам своих членов. Члены Ассоциации должны нести субсидарную ответственность по ее обязательствам в размерах и в порядке, предусмотренном учредительными документами.
8.3. Эксплуатанты аэропортов могут входить в другие объединения, цели и задачи которых способствуют деятельности аэропорта.