Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций РК от 12.10.2012 № 691.
На основании Постановления Правительства Республики Казахстан от 10.02. 1998 года N 88 "Вопросы Государственной инспекции по маломерным судам Республики Казахстан", предусматривающего передачу функций и полномочий Государственной инспекции по маломерным судам Республики Казахстан Транспортной инспекции Республики Казахстан приказываю:
1. Утвердить правила и инструкции, регламентирующие безопасность плавания маломерных судов на водоемах, во внутренних морских и территориальных водах Республики Казахстан:
- Правила регистрации, учета и технического надзора за маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок и аттестаций судоводителей на право управления маломерными судами;
- Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок;
- Инструкцию о порядке регистрации маломерных судов;
- Инструкцию по техническому надзору;
- Инструкцию по оценке технического состояния маломерных судов, их баз-стоянок, переправ, поднадзорных Транспортной инспекции Республики Казахстан;
- Инструкцию по учету аварийных случаев с маломерными судами, поднадзорными Транспортной инспекции Республики Казахстан;
- Инструкцию по аттестации судоводителей на право управления маломерным судном;
- Инструкцию по эксплуатации судов Транспортной инспекции Республики Казахстан;
- Инструкцию по регистрации курсов по подготовке судоводителей маломерных судов и проведению контрольно-методического надзора за обучением судоводителей.
2. Транспортной инспекции (Есенов С.Ш.) и отделу юридической работы (Ахметжанов О.Е.) представить нормативно-правовые акты в установленном порядке для государственной регистрации в Министерство юстиции Республики Казахстан.
И.о. министра
Инструкция по техническому надзору
за маломерными судами Республики Казахстан
Сноска. По всему тексту слова "Транспортной инспекции Республики Казахстан", "органами Транспортной инспекции", "инспектора Транспортной инспекции", "органами Транспортной инспекции", "Транспортному инспектору по маломерным судам", "штатные и внештатные работники Транспортной инспекции Республики Казахстан", "областным отделением Транспортной инспекцией", "инспекции", "транспортный инспектор", "Транспортной инспекции Республики Казахстан, Положением областных транспортных инспекторов по контролю маломерных судов", "инспектор", "областного отделения Транспортной инспекции", "госинспектор", "инспектора", "инспекции", "Областное отделение Транспортной инспекции", "инспектора" заменить соответственно словами "Комитету транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (далее - Комитет)", "территориальными органами Комитета", "работника территориального органа Комитета", "территориальными органами Комитета", "работнику территориального органа Комитета, проводящему освидетельствование", "работники территориальных органов Комитета", "территориальным органом Комитета", "соответствующих территориальных органов Комитета", "работник территориального органа Комитета", "Комитете транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан", "работник территориального органа Комитета", "начальника территориального органа Комитета", "работник территориального органа Комитета", "работника территориального органа Комитета", "территориальном органе Комитета", "Территориальный орган Комитета", "работника" - Приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 24 июня 2005 года N 220-I (порядок введения в действие см.п.4).
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует организацию контроля за выполнением требований Правил технического надзора за судами, поднадзорными Комитету транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (далее - Комитет), базами (сооружениями) для их стоянок.
2. Тип и категория судов
2.1. Тип судна, его категория и условия плавания определяются при регистрации судна, о чем делается запись в Судовой книге, которая ведется по месту регистрации и в судовом билете.
2.2. Тип и категория судов, в зависимости от конструктивных особенностей, определяется по таблице N 1.
Основанием для определения типа судна является наибольшая его ширина по миделю.
Основанием для определения категории судна является высота его водонепроницаемого борта на миделе (без учета высоты надстройки).
Таблица N 1
_____________________________________________________________________
| N | Тип судна |Допустимая| Главные|Категория|Грузоподъемность,
|п/п| |мощность | размерения |судна !пассажировмести-
| | |мотора | | | мость чел. кг.
|___|_______________|(л.сил)___|____________|_________|______________
| 1.|Лодка гребная | - |2,0х1,1х0,4 | 1 | 1 80
| 2.| -"- | - |2,8х1,3х0,5 | 2 | 2 200
| 3.| -"- | - |3,3х1,4х0,5 | 2 | 3 300
| 4.| -"- | - |4,4х1,5х0,5 | 2 | 4 400
| 5.| -"- | - |6,0х1,6х0,6 | 3 | 6 1000
| 6.|Лодка моторная | до 15 |3,4х1,5х0,6 | 2 | 3 300
| 7.| -"- | до 25 |4,4х1,6х0,75| 3 | 4 500
| 8.| -"- | - |6,0х1,7х0,95| 3 | 6 800
| 9.|Катер | до 40 |6,0х1,8х0,9 | 3 | 6 800
|10.|_____-"-_______| до 50____|8,5х2,5х1,2 |____3____|____6____1000_
2.3. Категория судна должна соответствовать условиям плавания, которые характеризуются высотой волны и удалением от берега.
2.4. Условия плавания судна, в зависимости от его категории, выбираются из таблицы N 2.
Таблица N 2
_____________________________________________________________________
|________________________Условия__плавания___________________________
|Категория| Н мин. | Удаление от берега | Высота волны |Сила ветра
|__судна__|________|______(км.)_________|______(м)_____|______(баллы)
| 1 | 0,2 | 0,5 | до 0,2 | 2
| 2 | 0,3 | 1,0 | до 0,3 | 2
|____3____|________|________3,0_________|____до 0,4____|_________3___
Удаление от берега, указанное в таблице, не должно превышать удаления от берега, указанного в паспорте судна, выданного заводом-изготовителем.
Высоту волны на водоеме определяют по графику (см. бумажный экземпляр).
В зависимости от технического состояния судна удаление от берега может быть ограничено территориальными органами Комитета.
3. Виды технических освидетельствований и осмотров
3.1. Технические освидетельствования и осмотры подразделяются на: первичное, ежегодное, внеочередное освидетельствования и специальные, контрольные осмотры.
3.2. При первичном освидетельствовании уточняются главные размерения судна, величина сухого борта, грузоподъемность, пассажировместимость, категория судна. Определяются соответствие судна требованиям остойчивости и непотопляемости, условия плавания, соответствие мощности двигателя конструктивным данным судна.
3.3. Ежегодное освидетельствование предусматривает проверку неизменности регистрационных данных судна, проведение обязательных проверок технического состояния судна, его годности к плаванию. Ежегодное освидетельствование проводится на плаву. В случае обнаружения значительного износа корпуса или значительной деформации его, судоводитель по требованию работника территориального органа Комитета предъявляет судно на берегу.
3.4. По результатам первичного и ежегодного освидетельствований в судовом билете производится отметка о прохождении технического осмотра с указанием очередного срока освидетельствования или составляется акт о запрещении пользования судном.
3.5. Внеочередное освидетельствование проводится на основании регистрационной карточки-заявления владельца судна при перерегистрации судна в связи со сменой владельца или изменения района плавания, а также при утере судового билета; при изменении конструкции судна вследствие его переоборудования.
В результате проведения внеочередного освидетельствования на судно выдаются новые судовые документы. При этом сроки очередного технического освидетельствования сохраняются.
3.6. Специальные осмотры проводятся после аварий или аварийных происшествий, в результате которых судно получило повреждения и требует ремонта, при установке двигателя большей мощности, при списании судна, пришедшего в негодность, а также по заявлению судовладельца для разрешения разовых переходов в непредусмотренных конструкцией и категорий судна после этих переходов.
3.7. Контрольные осмотры проводятся с целью технического надзора за правильностью содержания и эксплуатации переправ, водных акваторий, баз-стоянок в промежутках между освидетельствованиями. Объем и сроки контрольных осмотров устанавливаются, в зависимости от условий и интенсивности эксплуатации переправ, акваторий, баз-стоянок территориальными органами Комитета.
После проведения освидетельствований и осмотров выносятся заключения о техническом состоянии судна и допуске судна к плаванию при условии устранения выявленных дефектов и пополнения недостающего снабжения, о допуске судна к плаванию с ограничениями по условиям плавания, о запрещении плавания судну.
3.8. Освидетельствования судов, переправ, водных акваторий, баз-стоянок проводятся в присутствии владельцев или представителей владельцев и при их непосредственном участии.
Представление судна, переправ, акваторий баз-стоянок к освидетельствованию в установленные сроки, проведение необходимых подготовительных работ и испытаний является обязанностью владельцев, которые, кроме того, обязаны сообщить работнику территориального органа Комитета, проводящему освидетельствование, о всех замеченных ими дефектах, изменениях и ремонтах, проведенных с момента последнего освидетельствования и об устранении ранее указанных дефектов и недостатков, об исполнении предъявленных требований.
3.9. Не реже одного раза в 2 года освидетельствование судов проводится на берегу до покраски корпуса.
4. Надзор в процессе эксплуатации
4.1. Надзор в процессе эксплуатации за судами проводится с целью контроля за соблюдением судоводителями "Правил плавания по внутренним судоходным путям Республики Казахстан", "Правил пользования маломерными судами на водоемах Республики Казахстан", требований нормативных актов, регламентирующих безопасность плавания, контроля, за выполнением водоохранных и рыбоохранных требований.
4.2. В ходе надзора проверяются соблюдение судоводителями норм пассажировместимости и грузоподъемности, норм снабжения индивидуальными спасательными средствами и устройствами, аварийным и противопожарным имуществом, сигнальными средствами и устройствами, наличие судовых документов и прав на управление судном.
Методами проведения надзора на воде являются патрулирование в назначенном районе, выставление контрольных постов, проведение рейдов:
патрулирование в назначенном районе проводится одиночными катерами (мотолодками) или группой катеров (мотолодок) в местах с интенсивным движением маломерных судов - систематически;
контрольные посты выставляются на участках с большим скоплением маломерных судов. Надзор осуществляется одним или группой судов, находящихся в дрейфе или стоящих на якоре;
рейды проводятся на водоемах с большой разбросанностью базирования маломерных судов, группами по 2 судна и более с привлечением представителей заинтересованных организаций - периодически.
Экипаж патрульного судна должен состоять не менее, чем из 2-х человек. В состав его входят работники территориальных органов Комитета, работники милиции и другие инспектора.
4.3. На период ежегодной навигации территориальным органом Комитета разрабатываются мероприятия по надзору на воде, которые входят в план работы.
На участках соответствующих территориальных органов Комитета, исходя из плана области и местных условий и особенностей, составляется план-график надзора за безопасностью плавания судов на водоемах. План-график составляется ежемесячно или ежеквартально и утверждается акимами районов, городов, областей.
4.4. До начала навигации территориальные органы Комитета должны провести семинары с работниками территориальных органов Комитета по вопросам требований к безопасности плавания.
4.5. Перед выходом на патрулирование работник территориального органа Комитета должен провести инструктаж членов патрульного экипажа с постановкой и определением методов надзора, напоминанием их обязанностей и прав.
Члены экипажа судна, осуществляющего надзор, обязаны:
- руководствоваться требованиями законодательства Республики Казахстан, Положением о Комитете транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и другими документами, регламентирующими безопасность плавания и пользования судов, иметь при себе соответствующие удостоверения; принимать необходимые меры к нарушителям в соответствии с кодексом "Об административных правонарушениях";
- своевременно представлять отчеты о результатах надзора на воде по установленной форме.
4.6. Каждая остановка (задержание) судна должна быть обоснована. При сближении на расстоянии голосовой связи судоводителю разъясняется причина остановки, даются необходимые указания.
Для осмотра судна и проверки судовых документов судно должно быть остановлено и при необходимости направлено к берегу.
Для остановки судна старший патрульного судна подает сигнал остановки:
в светлое время суток - горизонтальным движением флаг-отмашки или голосом в мегафон; в темное время - горизонтальным движением белого фонаря; при необходимости подает сигнал свистком "Подойти к берегу" путем чередования звуков (-.-) и голосом в мегафон.
4.7. Если нарушение не влечет более строгого воздействия, делается просечка в Талоне предупреждений с указанием даты.
4.8. Три просечки, сделанные в течение года, являются основанием для изъятия Удостоверения на право управления маломерным судном, при этом назначается срок внеочередной проверки знаний судоводителя не позднее 15-ти суток со дня изъятия удостоверения. Новый Талон предупреждений выдается вместе с Удостоверением после внеочередной проверки знаний.
4.9. При нарушениях, влекущих за собой лишение судоводителя прав на управление судном, работник территориального органа Комитета составляет протокол нарушения, изымает Удостоверение на право управления маломерным судном.
Судоводителю разрешается управлять судном в течение 15 суток со дня изъятия Удостоверения по Талону предупреждений.
В течение 15 дней начальником или заместителем начальника территориального органа Комитета принимается решение о лишении судоводителя прав на управление маломерным судном.
4.10. Судоводителя, управляющего судном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, работник территориального органа Комитета обязан отстранить от управления маломерным судном, изъять удостоверение, судно отбуксировать на отстойную площадку или базу-стоянку и сдать его дежурному по акту.
4.11. При нахождении на судне пассажиров в нетрезвом виде работник территориального органа Комитета обязан судно направить к берегу, высадить пассажиров и составить протокол нарушения.
4.12. При превышении норм перевозки на судне пассажиров или грузов работник территориального органа Комитета обязан направить судно к берегу, высадить лишних пассажиров или выгрузить лишний груз и составить протокол нарушения.
4.13. Если судоводитель отказался выполнять указания работника территориального органа Комитета или патрульного судна и нет возможности его задержать, составляется протокол нарушения, в котором указываются бортовой номер, тип, характерные особенности судна, число, время и место нарушения, характер нарушения, примерный маршрут следования, приметы пассажиров, судоводителя и т.д.
4.14. Меры административного воздействия, за исключением лишения судоводителя прав на управление маломерным судном, предусмотренные настоящей Инструкцией, не применяются в случаях, когда нарушение по своему характеру или последствиям влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную законом.
4.15. Все нарушения и аварийные случаи регистрируются в журнале учета нарушений, который ведется в территориальном органе Комитета по установленной форме.
4.16. Материалы о нарушениях, об авариях и их последствиях необходимо доводить до широкого круга судоводителей, используя все средства информации, в том числе печать, радио, телевидение.
4.17. Отчетность по работе о надзоре в процессе эксплуатации производится в соответствии с табелем донесений.
Территориальный орган Комитета к отчету о работе в конце года прилагает анализ с указанием оценки работы каждого работника по контролю за маломерными судами за год.