В соответствии со статьей 25 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 17 апреля 1995 года № 2200 "О лицензировании" Z952200_ , пунктами 17-21 Правил и условий лицензирования производства этилового спирта и алкогольной продукции, хранения и реализации этилового спирта, а также хранения и оптовой реализации алкогольной продукции (кроме пива), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 июля 1997 года № 1195 P971195_ приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила о порядке проведения проверок Комитетом по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции.
2. Отделу нормативного регулирования (Лепесбаеву А.) обеспечить регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Управлению контроля и лицензирования (Алдашев Р.) довести настоящий приказ до сведения территориальных органов Комитета по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета Турмагамбетова М.
5. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Председатель
Правила
о порядке проведения проверок Комитетом по государственному
контролю над производством и оборотом алкогольной продукции
1. Общие положения
1. Комитет по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции Министерства государственных доходов Республики Казахстан (далее - Комитет) осуществляет контроль за соблюдением квалификационных требований, лицензионных норм и правил лицензиатами, осуществляющими деятельность в сфере производства этилового спирта и алкогольной продукции, хранения и реализации этилового спирта, хранения и оптовой реализации алкогольной продукции, импорта этилового спирта и алкогольной продукции на основании Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 17 апреля 1995 года № 2200 "О лицензировании", постановления Правительства Республики Казахстан от 31 июля 1997 года № 1195 "Об утверждении Правил и условий лицензирования производства этилового спирта и алкогольной продукции, хранения и реализации этилового спирта, а также хранения и оптовой реализации алкогольной продукции (кроме пива)", иных нормативных правовых актов в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
2. При проведении проверки работники Комитета обязаны строго руководствоваться Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, настоящими Правилами, приказами и указаниями Комитета и Положением о Комитете.
2. Основные задачи проверок
3. Основными задачами проверок Комитета является контроль за:
1) соблюдением квалификационных требований и лицензионных норм и правил;
2) занятием лицензиатами видами деятельности, указанными в лицензии;
3) объемами производства этилового спирта и алкогольной продукции;
4) состоянием учета за оборотом этилового спирта и алкогольной продукции и его соответствием данным первичного и бухгалтерского учета;
5) соблюдением норм и правил технологического процесса;
6) качеством продукции;
7) соблюдением установленного порядка производства, хранения и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
8) соблюдением установленного порядка декларирования объемов производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
9) наличием и исправностью средств измерений, приборов учета и контроля сырья и готовой продукции;
10) соблюдением нормативного выхода готовой продукции;
11) объемами импортируемых этилового спирта и алкогольной продукции.
4. В процессе проверок и по их результатам Комитет вправе:
1) требовать от лицензиатов предоставления информации, необходимой Комитету для осуществления возложенных на него контрольных функций;
2) запрашивать и получать информацию от государственных органов власти и управления о деятельности лицензиатов и использовать ее в ходе осуществления контроля;
3) принимать решения о приостановлении действия лицензии и о передаче материалов дел об отзыве лицензии в суд;
4) обращаться в уполномоченные государственные органы для привлечения лицензиатов к установленной законодательством ответственности в случае обнаружения фактов представления ложных, неполных сведений, иных нарушений законодательства Республики Казахстан;
5) подавать иски в суды о взыскании в соответствующий бюджет дохода, полученного от деятельности, в отношении которой установлен лицензионный порядок, без соответствующей лицензии, и отзыве лицензии.
3. Организация и проведение проверок
5. Проведению проверки должна предшествовать тщательная подготовка, изучение законодательных и иных нормативных правовых актов, материалов о деятельности лицензиата.
6. Перед каждой проверкой разрабатывается программа проверки, включающая перечень задач и вопросов, подлежащих проверке, определяются руководитель и состав группы для проведения проверки с распределением объектов проверки среди ее членов.
7. Программа проверки утверждается Председателем Комитета или его заместителем.
8. В случае проведения проверки деятельности лицензиата совместно с другими государственными органами, осуществляющими контрольные и надзорные функции, проверка проводится на основании совместной программы комплексной проверки.
9. На проведение каждой проверки руководителю группы выдается разовый приказ-предписание с указанием объекта проверки и срока ее проведения по форме, согласно приложению.
10. Приказ-предписание подписывается Председателем Комитета. Если в состав группы входят специалисты РГП "КазАлкоЦентра" и территориальных управлений, то РГП "КазАлкоЦентром" и территориальными управлениями готовятся приказы о командировании указанных специалистов на осуществление проверки.
11. Внутреннюю регистрацию и учет выданных приказов-предписаний осуществляют Управление контроля и лицензирования Комитета, территориальные управления и РГП "КазАлкоЦентр".
По завершении проверки предписания возвращаются в орган, выдавший их, и хранятся вместе с материалами проверок.
12. Проверки лицензиатов осуществляют работники центрального аппарата Комитета, его территориальных органов, в случае необходимости Комитетом и его территориальными органами к проведению проверок могут быть привлечены компетентные специалисты.
13. Перед началом проверки члены проверяющей группы предъявляют служебные удостоверения, руководитель группы вручает копию приказа- предписания руководителю проверяемого объекта (индивидуальному предпринимателю) или его представителю.
14. Проведение проверки осуществляется в строгом соответствии с программой проверки и приказом-предписанием.
15. Руководитель проверяющей группы (проверяющий) обязан сделать отметку в документации учета посещений проверяемого объекта о факте проведения проверки с указанием своей фамилии, должности, номера и даты выдачи приказа-предписания, а также цели и срока проверки.
16. Препятствия проведению проверки и (или) не обеспечение необходимых условий для работы проверяющей группы (проверяющего) является нарушением лицензионных правил и влечет предусмотренную нормативными правовыми актами ответственность.
17. При проведении проверок проверяющие обязаны:
1) Строго руководствоваться действующим законодательством Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, решениями Правительства Республики Казахстан, а также нормативными правовыми актами Комитета;
2) Не допускать необъективности и предвзятости по отношению к проверяемым субъектам;
3) Не допускать разглашения полученной информации, представляющей в соответствии с законодательством коммерческую или иную охраняемую законодательством тайну.
18. Проверки проводятся по инициативе Комитета, при получении информации о нарушениях, по заявлениям, жалобам, а также по поручениям государственных органов.
19. Проверки каждого субъекта, в том числе встречные, проводятся не чаще одного раза в год, а субъектов малого предпринимательства численностью до 10 человек не чаще одного раза в три года.
20. Работники Комитета, его территориальных органов и РГП "КазАлкоЦентр" могут быть привлечены к участию в межведомственных проверках в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции (по согласованию).
21. Члены проверяющей группы при проведении проверки имеют право:
1) проводить с участием представителя лицензиата осмотр производственных, складских и других помещений, испытательной лаборатории, стационарных коммуникаций, технологического и вспомогательного оборудования, линий розлива. В случае отказа лицензиата присутствовать при осмотре помещений в Акте проверки делается отметка об этом;
2) проверять документацию, касающуюся контроля и учета производства и оборота, показателей качества сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции, журналы химического, технологического и микробиологического контроля производства и качества продукции, а также первичного бухгалтерского учета производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, спецификацию оборудования, нормативно- технической документации и технологические инструкции;
3) производить отбор проб готовой продукции, сырья и материалов для лабораторных исследований и дачи заключения;
4) требовать и получать от руководителей и других должностных лиц проверяемых объектов представления письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе проверки;
5) производить контрольные замеры и опечатывать приборы учета сырья и готовой продукции при обнаружении нарушения пломбы Комитета, следов механического вмешательства в механизм прибора, неточных показаний;
6) принимать в процессе проверок совместно с руководителями проверяемых организаций необходимые меры к устранению выявленных нарушений;
7) требовать и получать необходимую документацию, связанную с деятельностью лицензиата.
22. В случае выявления в ходе проверки нарушений нормативных правовых актов, лицензионных норм и правил другими лицензиатами или другими хозяйствующими субъектами, проводится встречная проверка их деятельности. В иных случаях материалы проверки Комитетом передаются уполномоченному государственному органу.
23. При выявлении нарушений и (или) злоупотреблений к материалам проверки приобщаются копии или выписки из документов, относящихся к выявленным фактам, а также письменные объяснения виновных лиц.
24. Срок проведения проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, поставленных задач и состава проверяющей группы, но не более 30 календарных дней.
25. Продление срока проверки производится Председателем Комитета по мотивированному заявлению руководителя проверяющей группы, но не более чем на 10 календарных дней.
26. Датой завершения проверки считается день подписания акта проверки.
4. Порядок оформления результатов проверки
27. По завершении проверки составляется в двух экземплярах Акт проверки, подписываемый руководителем проверяющей группы и ее членами, руководителем проверяемого субъекта (индивидуальным предпринимателем). Первый экземпляр вручается руководителю проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю), второй остается у руководителя проверяющей группы (проверяющего).
28. В случае отказа представителя проверяемого субъекта от подписания в акте производится соответствующая запись.
29. При наличии возражений по акту или результатам обследования со стороны лицензиата, его руководитель (индивидуальный предприниматель) делает об этом оговорку перед своей подписью и прилагает письменные возражения. К акту прилагаются также объяснения других должностных лиц, непосредственно виновных в установленных проверкой нарушениях, либо причастных к ним.
Правильность фактов, изложенных в письменных возражениях, должна быть проверена и по ним руководитель группы дает письменное заключение.
30. Результаты проверки излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся в наличии документов и материалов, а также данных о результатах проведенных встречных проверок.
31. В акте проверки недостатки и нарушения должны быть изложены объективно, со ссылкой на факты, а также на соответствующие нормативные правовые акты, которые нарушены или не соблюдены.
32. В акте проверки должны отражаться сведения о выполнении лицензиатом предписания по предыдущей проверке, а также принятые в ходе проверки меры. Не допускаются выводы, предложения, данные и иные записи, излагающие личные взгляды проверяющего, субъективную оценку действий руководителей проверяемых субъектов (индивидуальных предпринимателей), не подтвержденных соответствующими документами.
33. Акт проверки подписывается всеми членами проверяющей группы. При несогласии с вынесенным заключением, член группы обязан подписать акт с оговоркой и приложить к акту свое особое мнение.
34. Акт проверки и прилагаемые материалы передаются Председателю Комитета.
35. По результатам проверки Комитетом принимаются следующие решения:
1) Указание об устранении нарушений;
2) Приостановление действия лицензии;
3) О передаче материалов дел об отзыве лицензии в суд.
36. Указание об устранении нарушений, направлено на устранение выявленных нарушений и недостатков и их предупреждение. Неисполнение лицензиатом требований, изложенных в Указании, является основанием для приостановления действия лицензии.
37. Приостановление действия лицензии является мерой ответственности, направленной на устранения выявленных нарушений и их предупреждение. Неустранение причин, по которым Комитет приостановил действие лицензии, является основанием для ее отзыва.
38. Отзыв лицензии является мерой ответственности, направленной на пресечение нарушений в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. В случае отзыва, лицензия может быть выдана вновь только по истечении одного года.
39. При приостановлении действия или отзыве лицензии линии розлива и (или) производственные помещения или их части опечатываются (пломбируются) Комитетом.
Приложение № 1
к Инструкции о порядке проведения
проверок Комитетом по
государственному контролю над
производством и оборотом
алкогольной продукции
Приказ-предписание
на проведение проверки
Комитет по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции, на основании статьи 25 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 17 апреля 1995 года № 2200 "О лицензировании", пунктов 17-21 Правил и условий лицензирования производства этилового спирта и алкогольной продукции, хранения и реализации этилового спирта, а также хранения и оптовой реализации алкогольной продукции (кроме пива), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 июля 1997 года № 1195 направляет:
______________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
на проведение проверки в _____________________________________________
(наименование проверяемой организации, почтовый
______________________________________________________________________
адрес)
Предмет проверки - ___________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Срок проверки - с "__"____________19___г. по "___"________19______г.
Председатель
М.П.