О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий

Обновленный

Закон Республики Казахстан от 2 июля 2011 года № 451-IV

      Примечание РЦПИ!
      Соглашение прекращает действие в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом РК от 14.10.2014 № 240-V (порядок введения в действие см. ст. 113).

      Ратифицировать Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, совершенное в Москве 9 декабря 2010 года.

      Президент
      Республики Казахстан                       Н. Назарбаев

СОГЛАШЕНИЕ
о единых принципах и правилах регулирования деятельности
субъектов естественных монополий

(Вступило в силу 1 января 2012 года) -
Бюллетень международных договоров РК 2012 г., № 1, ст. 9

      Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами,
      основываясь на Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года,
      стремясь осуществлять согласованную политику регулирования деятельности субъектов естественных монополий на основе единых принципов и правил,
      согласились о нижеследующем:

Раздел 1
Общие положения

Статья 1
Цель Соглашения

      Целью настоящего Соглашения является создание правовых основ для формирования и установления единых принципов и общих правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств Сторон для обеспечения баланса интересов потребителей, субъектов естественных монополий и общества, обеспечивающих доступность услуг, реализуемых субъектами естественных монополий, эффективность функционирования и развития субъектов естественных монополий в государствах Сторон, и гармонизации на их основе национального законодательства Сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Статья 2
Определение терминов, используемых в Соглашении

      Для целей настоящего Соглашения используются следующие основные понятия:
      "внутренний рынок" - рынок государства Стороны, на котором обращаются услуги субъектов естественных монополий;
      "естественная монополия" - состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг;
      "потребитель" - субъект гражданского права (физическое или юридическое лицо), пользующийся или намеревающийся пользоваться оказываемыми субъектами естественных монополий услугами;
      "субъект естественной монополии" - хозяйствующий субъект, оказывающий услуги в сферах естественных монополий, установленных национальным законодательством Сторон;
      "оказание услуг" - оказание (предоставление) услуг, производство (реализация) товаров, являющихся объектом гражданского оборота;
      "хозяйствующий субъект" - юридическое или физическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность от своего имени;
      "сфера естественных монополий" - сфера обращения услуги, законодательно отнесенная к естественной монополии, в которой потребитель может приобрести услуги субъектов естественных монополий;
      "национальное законодательство Сторон" - законодательство каждого из государств Сторон, касающееся сфер естественных монополий;
      "национальные органы Сторон" - органы государства Стороны, осуществляющие регулирование и (или) контроль за деятельностью субъектов естественных монополий;
      "секторальные (отраслевые) соглашения" - международные договоры государств Сторон, включая двусторонние международные договоры Сторон, касающиеся сфер естественных монополий, указанных в Приложении 1 к настоящему Соглашению;
      "доступ к услугам субъектов естественных монополий" - оказание субъектами естественных монополий государства одной Стороны услуг, относящихся к сфере естественных монополий, потребителям государства другой Стороны на условиях не менее благоприятных, чем те, на которых предоставляется аналогичная услуга потребителям первого государства Стороны при наличии технической возможности.

Статья 3
Сфера применения Соглашения

      1. Настоящее Соглашение распространяется на отношения с участием субъектов естественных монополий, потребителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления государств Сторон в сферах естественных монополий, оказывающих влияние на торговлю между государствами Сторон и указанных в Приложении 1 к настоящему Соглашению.
      2. Особенности применения настоящего Соглашения в конкретных сферах естественных монополий, в том числе этапность формирования Единого экономического пространства в отношении субъектов естественных монополий, определяются в соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях.
      3. К сферам естественных монополий в государствах Сторон относятся также сферы естественных монополий, указанные в Приложении 2 к настоящему Соглашению.
      В отношении сфер естественных монополий, указанных в Приложении 2 к настоящему Соглашению, применяются требования национального законодательства Сторон.
      4. Перечень услуг субъектов естественных монополий, относимых к сферам естественных монополий, устанавливается национальным законодательством Сторон.
      5. Стороны стремятся к гармонизации сфер естественных монополий, указанных в Приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению, путем их сокращения и с возможным определением переходного периода в секторальных (отраслевых) соглашениях.
      6. Расширение сфер естественных монополий в государствах Сторон осуществляется:
      - в соответствии с национальным законодательством Сторон, в случае, если государство Стороны намерено отнести к сфере естественных монополий сферу, которая является сферой естественной монополии в государстве другой Стороны и приведена в Приложениях 1 или 2 к настоящему Соглашению;
      - по решению Комиссии таможенного союза, в случае если к сфере естественных монополий государство Стороны намерено отнести иную сферу естественных монополий, не указанную в Приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению, после соответствующего обращения государства Стороны в Комиссию таможенного союза.
      7. Настоящее Соглашение не распространяется на отношения, урегулированные действующими двухсторонними международными договорами Сторон. Вновь заключаемые секторальные (отраслевые) соглашения Сторон не могут противоречить настоящему Соглашению.
      8. Соглашение Сторон о единых принципах и правилах конкуренции применяется к субъектам естественных монополий с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Соглашением.
      9. Сфера транспортировки газа регулируется соглашением о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики.

Раздел 2
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий

Статья 4
Общие принципы регулирования деятельности
субъектов естественных монополий

      Принципами, которыми руководствуются Стороны при регулировании и (или) контроле за деятельностью субъектов естественных монополий в сферах естественных монополий, указанных в Приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению, являются:
      1) соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий государств Сторон, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий;
      2) повышение эффективности регулирования, направленного на сокращение в последующем сфер естественных монополий за счет создания условий для развития конкуренции в этих сферах;
      3) применение гибкого тарифного (ценового) регулирования субъектов естественных монополий с учетом отраслевых особенностей, масштабов их деятельности, рыночной конъюнктуры, среднесрочных (долгосрочных) макроэкономических и отраслевых прогнозов, а также мер тарифного (ценового) регулирования этих субъектов, в том числе применение возможности установления дифференцированного тарифа, который не может быть установлен по принципу принадлежности потребителя (групп потребителей) к государству любой из Сторон;
      4) введение регулирования в случаях, когда на основании анализа соответствующего внутреннего рынка установлено, что этот рынок находится в состоянии естественной монополии;
      5) снижение барьеров доступа на внутренние рынки, в том числе путем обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий;
      6) применение процедур регулирования деятельности субъектов естественных монополий, обеспечивающих независимость принимаемых решений, преемственность, открытость, объективность и прозрачность;
      7) обязательность заключения субъектами естественных монополий договоров с потребителями на оказание услуг, в отношении которых применяется регулирование, при наличии технической возможности, определенной в соответствии с национальным законодательством Сторон;
      8) обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий правил доступа к услугам субъектов естественных монополий;
      9) направленность регулирования на конкретный субъект естественной монополии;
      10) обеспечение соответствия устанавливаемых тарифов (цен) качеству услуг в сферах естественных монополий, на которые распространяется регулирование;
      11) защита интересов потребителей, в том числе от различных нарушений субъектами естественных монополий, связанных с применением тарифов (цен) по регулируемым услугам;
      12) создание экономических условий, при которых субъектам естественных монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новые технологии, повышать эффективность использования инвестиций.

Статья 5
Виды и методы регулирования деятельности
субъектов естественных монополий

      1. Государства Сторон применяют виды (формы, способы, методы, инструменты) регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств Сторон на основе общих принципов и правил регулирования естественных монополий, установленных настоящим Соглашением.
      2. При осуществлении регулирования деятельности субъектов естественных монополий применяются следующие виды (формы, методы, способы, инструменты) регулирования:
      1) тарифное (ценовое) регулирование;
      2) виды регулирования, установленные настоящим Соглашением;
      3) иные виды регулирования, установленные национальным законодательством Сторон.
      3. Тарифное (ценовое) регулирование услуг субъектов естественных монополий, включая установление стоимости подключения (присоединения) к услугам субъектов естественных монополий, может осуществляться путем:
      1) установления (утверждения) национальным органом для субъектов естественных монополий тарифов (цен) на регулируемые услуги, в том числе их предельных уровней на основе утвержденной национальным органом методологии (формулы) и правил ее применения, а также соответствующего контроля национальным органом за применением установленных тарифов (цен) субъектами естественных монополий;
      2) установления (утверждения) национальным органом методологии и правил ее применения, в соответствии с которыми субъект естественной монополии устанавливает и применяет тарифы (цены), а также контроля национальным органом за установлением и применением тарифов (цен) субъектами естественных монополий.
      4. При осуществлении тарифного (ценового) регулирования, национальные органы Сторон вправе применять, в том числе следующие методы тарифного (ценового) регулирования или их сочетания в соответствии с национальным законодательством Сторон:
      1) метод экономически обоснованных затрат;
      2) метод индексации;
      3) метод доходности инвестиционного капитала;
      4) метод сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий.
      5. При регулировании тарифов (цен) учитываются:
      1) возмещение субъектам естественных монополий экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности;
      2) получение экономически обоснованной прибыли;
      3) стимулирование субъектов естественных монополий к снижению расходов;
      4) формирование тарифов (цен) на услуги субъектов естественных монополий с учетом надежности и качества оказываемых услуг.
      6. При установлении тарифов (цен) могут учитываться:
      1) особенности функционирования естественных монополий на территориях государств Сторон, в том числе особенности технических требований и регламентов;
      2) государственные дотации и другие меры государственной поддержки;
      3) конъюнктура рынка, в том числе уровень цен на нерегулируемых сегментах рынка;
      4) планы развития территорий;
      5) государственная налоговая, бюджетная, экологическая и социальная политика;
      6) мероприятия по энергоэффективности и экологические аспекты.
      7. При регулировании тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии предусматривается, что при формировании затрат субъекта естественной монополии осуществляется раздельный учет расходов, в том числе инвестиций, а также доходов, задействованных активов, по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий.
      8. Регулирование тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым в том числе могут относиться уровень надежности и качества регулируемых услуг, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих услуг, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.
      Для целей регулирования тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии могут применяться и долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий.
      9. Особенности применения положений настоящей статьи в конкретных сферах естественных монополий могут определяться в соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях.
      В секторальных (отраслевых) соглашениях Стороны вправе установить перечень услуг субъектов естественных монополий и (или) перечень субъектов естественных монополий, в отношении которых могут быть применены специальные процедуры согласования Сторонами методов (подходов, методик) формирования и применения тарифов (цен).

Статья 6
Правила обеспечения доступа к услугам
субъектов естественных монополий

      1. Стороны обязуются установить в своем национальном законодательстве правила регулирования, обеспечивающие доступ к услугам субъектов естественных монополий, как он определен в статье 2 настоящего Соглашения.
      Национальные органы каждой из Сторон обеспечивают контроль за соблюдением правил обеспечения доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий и условий подключения (присоединения/использования) к ним.
      2. Правила обеспечения доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий включают в себя:
      1) существенные условия договоров, а также порядок их заключения и исполнения;
      2) порядок определения наличия технических возможностей;
      3) порядок предоставления информации об оказываемых субъектами естественных монополий услугах, их стоимости, доступа к ним, возможных объемах реализации, технических и технологических возможностях оказания таких услуг;
      4) условия получения открытой информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления заинтересованными лицами условий обращения услуг субъектов естественных монополий и (или) доступа к ним;
      5) перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну;
      6) порядок рассмотрения жалоб, заявлений и урегулирования споров по вопросам доступа к услугам субъектов естественных монополий.
      3. Особенности применения положений настоящей статьи в конкретных сферах естественных монополий, включая вопросы транзита, определяются в соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях.
      4. Допускается применение субъектами естественных монополий государств Сторон дифференцированных условий доступа к их услугам потребителей государств Сторон (с учетом специфики каждой отдельной сферы естественной монополии, определяемой в отраслевых (секторальных) соглашениях), если такие условия не применяются по принципу принадлежности потребителей к государству любой из Сторон, при условии соблюдения национального законодательства каждой Стороны.
      5. Без ущерба положениям пункта 4 настоящей статьи национальное законодательство Сторон не должно содержать норм, устанавливающих в отношении потребителей государств Сторон дифференцированные условия доступа к услугам субъектов естественных монополий, исходя из принадлежности потребителей к государству любой из Сторон.

Статья 7
Национальные органы

      1. В государствах Сторон функционируют национальные органы Сторон, наделенные полномочиями по регулированию и (или) контролю за деятельностью субъектов естественных монополий в соответствии с национальным законодательством Сторон.
      2. Национальные органы Сторон осуществляют свою деятельность  в соответствии с национальным законодательством Сторон исходя из единых принципов и правил, определенных настоящим Соглашением, секторальными (отраслевыми) соглашениями Сторон и иными международными договорами государств Сторон.
      3. К функциям национальных органов относятся:
      1) тарифное (ценовое) регулирование услуг субъектов естественных монополий;
      2) регулирование доступа к услугам субъектов естественных монополий, в том числе установление платы (цен, тарифов, сборов) за подключение (присоединение) к услугам субъектов естественных монополий, в случаях предусмотренных национальным законодательством Сторон;
      3) защита интересов потребителей услуг субъектов естественных монополий;
      4) рассмотрение жалоб, заявлений, урегулирование споров по вопросам установления и применения регулируемых тарифов (цен), а также доступа к услугам субъектов естественных монополий;
      5) рассмотрение, утверждение или согласование инвестиционных программ субъектов естественных монополий и контроль за их реализацией;
      6) обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий ограничений, предусмотренных национальным законодательством Сторон по отнесению информации к коммерческой тайне;
      7) осуществление контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, в том числе путем проведения проверок и в иных формах (мониторинг, анализ, экспертиза);
      8) иные функции, предусмотренные национальным законодательством Сторон.

Статья 8
Реализация Соглашения

      1. Реализация настоящего Соглашения возлагается на национальные органы.
      2. Стороны информируют друг друга и Комиссию таможенного союза о назначении и полном наименовании своих национальных органов не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Соглашения.
      3. В целях поэтапного формирования Единого экономического пространства Комиссия таможенного союза выполняет следующие функции:
      1) готовит предложения к поэтапному плану формирования Единого экономического пространства (в секторальном (отраслевом) разрезе) в отношении сфер естественных монополий, в том числе формирует предложения по критериям и порядку проведения мониторинга реализации поэтапного плана формирования Единого экономического пространства;
      2) анализирует и предлагает способы координации (разработки и реализации) решений национальных органов, касающихся сфер естественных монополий;
      3) проводит сравнительный анализ системы и практики регулирования деятельности субъектов естественных монополий в государствах Сторон с подготовкой соответствующих ежегодных отчетов и докладов;
      4) содействует гармонизации регулирования в сферах естественных монополий в отношении экологических аспектов, энергоэффективности;
      5) осуществляет иные функции, предусмотренные секторальными (отраслевыми) соглашениями.
      4. Результаты проводимой работы, указанной в настоящей статье Соглашения, Комиссия таможенного союза по согласованию с национальными органами Сторон представляет на рассмотрение Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза).
      5. В целях гармонизации национального законодательства Сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий Межгосударственный совет ЕврАзЭс (Высший орган Таможенного союза) по представлению Комиссии таможенного союза, устанавливает нормативные правовые акты Сторон в данной области, которые подлежат сближению, и определяет последовательность осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства в этой сфере.
      6. Комиссия таможенного союза наделяется полномочиями по контролю за исполнением настоящего Соглашения.

Раздел 3
Заключительные положения

Статья 9
Разрешение споров

      Споры, связанные с применением или толкованием положений настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами, в том числе с участием Комиссии таможенного союза, а в случае недостижения согласия в течение шести месяцев с начала таких консультаций или переговоров передаются любой из заинтересованных Сторон в Суд Евразийского экономического сообщества.
      Сторона, обратившаяся в Суд Евразийского экономического сообщества, должна уведомить об этом другие заинтересованные Стороны в срок не позднее 30 дней с момента обращения.

Статья 10
Внесение изменений в Соглашение

      По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются протоколом.

Статья 11
Применение Соглашения в отношении третьих стран

      Ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано как обязывающее любую из Сторон Соглашения распространять правила и/или преимущества, вытекающие из настоящего Соглашения, на третьи государства, не являющиеся участником настоящего Соглашения, или хозяйствующие субъекты таких третьих государств.

Статья 12
Порядок вступления в силу Соглашения

      Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием последнего из письменных уведомлений Сторон о выполнении ими внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

      Совершено в городе Москве 9 декабря 2010 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.
      Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества, который является его депозитарием.
      Копии подлинного экземпляра заверяются Интеграционным Комитетом Евразийского экономического сообщества и направляются каждой Стороне.

           За                 За                  За
      Правительство      Правительство      Правительство
       Республики         Республики         Российской
        Беларусь           Казахстан          Федерации

Приложение 1        
к Соглашению о единых принципах
и правилах регулирования  
деятельности субъектов   
естественных монополий   

      Сферы естественных монополий в государствах Сторон


Республика Беларусь

Республика Казахстан

Российская Федерация

1

транспортировка
нефти и
нефтепродуктов
по магистральным
нефтепроводам

услуги
по транспортировке
нефти и (или)
нефтепродуктов
по магистральным
нефтепроводам

транспортировка
нефти и
нефтепродуктов
по магистральным
нефтепроводам

2

передача
и распределение
электрической
энергии

услуги по передаче и
(или) распределению
электрической энергии

услуги по передаче
электрической
энергии

3


услуги по технической
диспетчеризации
отпуска в сеть и
потребления
электрической
энергии;

услуга по организации
балансирования
производства -
потребления
электрической энергии

услуги по
оперативно-
диспетчерскому
управлению в
электроэнергетике

4

услуги оказываемые
коммуникациями
железнодорожного
транспорта,
обеспечивающими
движение транспорта
общего пользования,
управление движением
поездов,
железнодорожные
перевозки

услуги магистральных
железнодорожных сетей

железнодорожные
перевозки

Приложение 2        
к Соглашению о единых принципах
и правилах регулирования  
деятельности субъектов   
естественных монополий   

      Сферы естественных монополий в государствах Сторон


Республика Беларусь

Республика Казахстан

Российская Федерация

1

транспортировка газа
по магистральным
и распределительным
трубопроводам

услуги по хранению,
транспортировке газа
или газового
конденсата по
магистральным и (или)
распределительным
трубопроводам,
эксплуатации
газораспределительных
установок и связанных
с ними
газораспределительных
газопроводов

транспортировка газа
по трубопроводам

2

услуги транспортных
терминалов,
аэропортов;

обслуживание и
эксплуатация
воздушных трасс
сообщения,
управление воздушным
движением

услуги аэронавигации;

услуги портов,
аэропортов

услуги в
транспортных
терминалах, портах
и аэропортах

3

услуги электрической
и почтовой связи
общего пользования

услуги
телекоммуникаций при
условии отсутствия
конкурентного
оператора связи
по причине
технологической
невозможности либо
экономической
нецелесообразности
предоставления данных
видов услуг,
за исключением
универсальных услуг
телекоммуникаций;

услуги по
предоставлению в
имущественный найм
(аренду) или
пользование кабельной
канализации и иных
основных средств,
технологически
связанных с
присоединением сетей
телекоммуникаций к
сети телекоммуникаций
общего пользования;

общедоступные услуги
почтовой связи

услуги общедоступной
электросвязи и
общедоступной
почтовой связи;

4

передача
и распределение
тепловой энергии;

услуги по
производству,
передаче,
распределению и (или)
снабжению тепловой
энергией;

услуги по передаче
тепловой энергии;

5

централизованное
водоснабжение
и водоотведение;

услуги
водохозяйственной
и (или)
канализационной
систем;


6



услуги
по использованию
инфраструктуры
внутренних водных
путей;

7


услуги
железнодорожных путей
с объектами
железнодорожного
транспорта по
договорам концессии;


8


услуги подъездных
путей.


      Настоящим удостоверяю, что данный текст является полной и аутентичной копией подлинника Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, подписанного 9 декабря 2010 года в г. Москве: от Республики Беларусь - заместителем Премьер-министра Республики Беларусь А.В. Кобяковым, от Правительства Республики Казахстан - Первым заместителем Премьер-министра Республики Казахстан У.Е. Шукеевым, от Правительства Российской Федерации - Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым.
      Подлинный экземпляр хранится в Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества.

Всего прошнуровано, скреплено
подписью и печатью 17 листов

      Руководитель Правового
      департамента Секретариата
      Интеграционного Комитета ЕврАзЭС           В.С. Князев
      13.12.2010 г.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.