О развитии агломераций

Обновленный

Закон Республики Казахстан от 1 января 2023 года № 181-VII ЗРК.

      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования ИЗПИ создано СОДЕРЖАНИЕ

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения, направленные на создание правовых и организационных условий для формирования, развития и функционирования агломераций в Республике Казахстан.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) агломерация – локальная система, состоящая из столицы или города республиканского значения, или города областного значения и расположенных вокруг них населенных пунктов, соответствующих критериям, определенным настоящим Законом;

      2) территория агломерации – земли и водные объекты в границах (черте) столицы, города республиканского значения, города областного значения, определяемого Правительством Республики Казахстан, и их пригородных зон;

      3) состав агломерации – перечень населенных пунктов, расположенных на территории агломерации;

      4) комплексный план развития агломерации – документ, содержащий положения, направленные на обеспечение устойчивого социально-экономического развития агломерации;

      5) центр агломерации – столица или город республиканского значения, или город областного значения, определяемый Правительством Республики Казахстан;

      6) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере развития агломераций.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о развитии агломераций

      1. Законодательство Республики Казахстан о развитии агломераций основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы регулирования отношений в сфере развития агломераций

      Принципами регулирования отношений в сфере развития агломераций являются:

      1) принцип экономической обоснованности: принятие государством экономически обоснованных решений, обеспечивающих благоприятные условия, в том числе стимулирование инициатив для формирования, развития и функционирования агломераций, и инвестиционную привлекательность;

      2) принцип согласованности: реализация сбалансированной региональной политики с учетом национальных и местных интересов путем принятия местными исполнительными органами согласованных решений по вопросам развития агломераций;

      3) принцип справедливости: соблюдение интересов административно-территориальных единиц, входящих в агломерацию.

Статья 4. Отнесение населенных пунктов к агломерации

      1. Критериями отнесения населенных пунктов к агломерации являются:

      1) наличие повседневных трудовых, производственных, социально-культурных и иных связей с центром агломерации;

      2) тенденция к территориальному слиянию с центром агломерации.

      2. Отнесение населенных пунктов к агломерации осуществляется путем их включения в состав агломерации, порядок формирования которого определяется уполномоченным органом.

      3. Включение населенных пунктов в состав агломерации осуществляется Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа.

Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      Правительство Республики Казахстан:

      1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере развития агломераций;

      2) утверждает перечень и состав агломераций;

      3) утверждает комплексный план развития агломерации;

      4) утверждает положение о совете по агломерациям;

      5) утверждает состав совета по агломерациям;

      6) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 5 с изменением, внесенным Законом РК от 05.07.2024 № 115-VIII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган:

      1) реализует основные направления государственной политики в сфере развития агломераций;

      2) координирует деятельность центральных государственных органов, местных исполнительных органов и местных советов агломераций по вопросам развития агломераций;

      3) вырабатывает предложения по определению целей и задач, направленных на обеспечение формирования, развития и функционирования агломераций;

      4) оказывает содействие местным исполнительным органам столицы, города республиканского значения и области, населенные пункты которой входят в агломерацию, в части вопросов развития агломераций;

      5) разрабатывает перечень и состав агломераций;

      6) разрабатывает положение о совете по агломерациям;

      7) разрабатывает и утверждает положение о местном совете агломерации;

      8) определяет требования к содержанию соглашения о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации;

      9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 7. Полномочия местных представительных органов столицы, городов республиканского значения, областей, населенные пункты которых входят в агломерацию, городов областного значения (центров агломераций), районов, населенные пункты которых входят в агломерацию

      Местные представительные органы столицы, городов республиканского значения, областей, населенные пункты которых входят в агломерацию, городов областного значения (центров агломераций), районов, населенные пункты которых входят в агломерацию:

      1) согласовывают проекты соглашений о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации:

      между столицей или городом республиканского значения и областью, населенные пункты которой входят в агломерацию;

      между городом областного значения (центром агломерации) и районами, населенные пункты которых входят в агломерацию;

      2) вносят предложения в местный совет агломерации;

      3) согласовывают комплексный план развития агломерации, представленный секретариатом местного совета агломерации;

      4) осуществляют в соответствии с законодательством Республики Казахстан иные полномочия по обеспечению прав и законных интересов граждан.

Статья 8. Полномочия местных исполнительных органов столицы, города республиканского значения и области, населенные пункты которой входят в агломерацию

      1. Местные исполнительные органы столицы, города республиканского значения и области, населенные пункты которой входят в агломерацию:

      1) участвуют в совместном решении вопросов местного значения населенных пунктов, входящих в агломерацию;

      2) участвуют в подготовке и подписании соглашения о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации между столицей или городом республиканского значения и областью, населенные пункты которой входят в агломерацию;

      3) участвуют в создании и деятельности местного совета агломерации;

      4) оказывают содействие местным исполнительным органам районов, населенные пункты которых входят в агломерацию, в решении вопросов развития агломерации;

      5) принимают меры по повышению конкурентных возможностей агломерации;

      6) направляют в секретариат местного совета агломерации предложения для включения в комплексный план развития агломерации;

      7) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

      2. Наряду с полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, местные исполнительные органы столицы и города республиканского значения в пределах своей компетенции:

      1) координируют деятельность субъектов по реализации утвержденного в установленном законодательством Республики Казахстан порядке генерального плана столицы и города республиканского значения, комплексной схемы градостроительного планирования территорий, отнесенных к пригородной зоне столицы и города республиканского значения;

      2) организуют разработку проекта генерального плана столицы, города республиканского значения и их пригородных зон;

      3) согласовывают проекты государственных нормативов (государственные нормативные документы) в области архитектуры, градостроительства и строительства, применяемых на территории столицы, города республиканского значения и их пригородных зон.

      3. Наряду с полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, местный исполнительный орган области, населенные пункты которой входят в агломерацию, в пределах своей компетенции осуществляет выработку и внесение на рассмотрение акимата столицы или города республиканского значения предложений по проведению мероприятий, направленных на продвижение бренда агломерации, и реализацию данных мероприятий.

Статья 9. Полномочия местных исполнительных органов города областного значения (центра агломерации) и районов, населенные пункты которых входят в агломерацию

      Местные исполнительные органы города областного значения (центра агломерации) и районов, населенные пункты которых входят в агломерацию:

      1) участвуют в совместном решении вопросов местного значения населенных пунктов, входящих в агломерацию;

      2) участвуют в подготовке и подписании соглашения о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации между городом областного значения (центром агломерации) и районами, населенные пункты которых входят в агломерацию;

      3) участвуют в создании и деятельности местного совета агломерации;

      4) направляют предложения в секретариат местного совета агломерации для включения в комплексный план развития агломерации;

      5) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

Статья 10. Соглашение о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации

      1. Соглашение о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации заключается с учетом требований, установленных уполномоченным органом и настоящим Законом.

      2. Подготовка и заключение соглашения о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации регулируются в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан.

      3. Соглашение о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации подписывается первыми руководителями местных исполнительных органов, входящих в агломерацию.

Статья 11. Совет по агломерациям

      1. Совет по агломерациям является консультативно-совещательным органом при Правительстве Республики Казахстан, создаваемым в целях межведомственной координации вопросов развития агломераций, а также решения вопросов организационной, информационной и аналитической поддержки развития агломераций.

      2. Решения Совета по агломерациям принимаются большинством голосов состава Совета по агломерациям.

      3. Порядок формирования Совета по агломерациям и организации его деятельности устанавливается положением о Совете по агломерациям.

Статья 12. Местный совет агломерации

      1. Местный совет агломерации является консультативно-совещательным органом, создаваемым совместным решением местных исполнительных органов столицы или города республиканского значения и области, населенные пункты которой входят в агломерацию, города областного значения (центра агломерации) и районов, населенные пункты которых входят в агломерацию, на основании соглашения о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации в целях межведомственной координации вопросов развития агломерации, а также решения вопросов организационной, информационной и аналитической поддержки развития агломерации.

      2. В состав местного совета агломерации могут входить представители государственных органов, местных представительных и исполнительных органов столицы или города республиканского значения и области, населенные пункты которой входят в агломерацию, города областного значения (центра агломерации) и районов, населенные пункты которых входят в агломерацию, представители Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и иных организаций, действующих и зарегистрированных на территории населенных пунктов, которые входят в агломерацию.

      3. Состав местного совета агломерации утверждается совместным решением местных исполнительных органов столицы или города республиканского значения и области, населенные пункты которой входят в агломерацию, города областного значения (центра агломерации) и районов, населенные пункты которых входят в агломерацию, в соответствии с равным количеством представительства от столицы или города республиканского значения и области, населенные пункты которой входят в агломерацию, города областного значения (центра агломерации) и районов, населенные пункты которых входят в агломерацию, вне зависимости от численности проживающего в них населения.

      4. Численность членов местного совета агломерации, порядок его формирования, включая вопросы отбора кандидатур в состав местного совета агломерации, определяются в соглашении о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации с учетом требований настоящей статьи.

      5. К полномочиям местного совета агломерации относятся:

      1) выработка предложений по определению целей и задач, направленных на обеспечение формирования, развития и функционирования агломерации;

      2) согласование комплексного плана развития агломерации, разработанного секретариатом местного совета агломерации;

      3) составление и опубликование на интернет-ресурсах ежегодного отчета о развитии агломерации;

      4) определение секретариата местного совета агломерации;

      5) иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      6. Председатель местного совета агломерации избирается из его состава на заседании местного совета агломерации.

      7. Заседания местного совета агломерации проводятся не реже чем один раз в квартал.

      8. Решения на заседаниях местного совета агломерации принимаются большинством голосов состава местного совета агломерации. В случае если местным советом агломерации решение по определенному вопросу не будет принято два раза подряд, то решение по данному вопросу принимается советом по агломерациям.

      9. Секретариат местного совета агломерации выполняет следующие функции:

      1) содействие при реализации проектов и решений, принятых местным советом агломерации;

      2) мониторинг исполнения решений, принятых местным советом агломерации;

      3) сбор и предоставление местному совету агломерации данных и информации по агломерации;

      4) подготовка проекта комплексного плана развития агломерации.

Статья 13. Комплексный план развития агломерации

      1. Комплексный план развития агломерации учитывает документы Системы государственного планирования, генеральные планы (или их заменяющие схемы развития и застройки населенных пунктов с численностью до пяти тысяч человек) и содержит следующие положения:

      1) оценку текущего состояния социально-экономического развития населенных пунктов, входящих в агломерацию;

      2) проблемы городского и пространственного планирования, развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры агломерации;

      3) цели и задачи развития агломерации, в том числе в сферах развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, благоустройства, защиты и охраны окружающей среды, развития промышленности, развития потребительского рынка, регулирования миграции на территории агломерации, а также в иных сферах социально-экономического развития;

      4) основные показатели и индикаторы, характеризующие цели и задачи развития агломерации;

      5) комплекс мероприятий, сгруппированных по задачам развития агломерации, с указанием источников, объема финансирования, сроков реализации мероприятий и ответственных исполнителей;

      6) оценку социально-экономической эффективности комплексного плана развития агломерации.

      2. Комплексный план развития агломерации разрабатывается секретариатом местного совета агломерации на пятилетний период.

      3. Секретариат местного совета агломерации обеспечивает размещение информации в средствах массовой информации о подготовке проекта комплексного плана развития агломерации и приеме предложений от заинтересованных физических и юридических лиц.

      4. Секретариат местного совета агломерации разрабатывает проект комплексного плана развития агломерации с учетом поступивших предложений и обеспечивает публичные слушания по проекту комплексного плана развития агломерации в соответствии с порядком, определяемым местным советом агломерации.

      5. Секретариат местного совета агломерации направляет проект комплексного плана развития агломерации в уполномоченный орган для вынесения на рассмотрение Правительства Республики Казахстан.

      6. Местные исполнительные органы должны принимать необходимые меры по исполнению комплексного плана развития агломерации и обеспечивать согласованность генеральных планов (или их заменяющих схем развития и застройки населенных пунктов с численностью до пяти тысяч человек), бюджетов и других документов с ним.

Статья 14. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Президент
Республики Казахстан
К. ТОКАЕВ

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.