Қазақстан Республикасының орталық және жергілікті атқарушы органының заң қызметі туралы үлгі ережені бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2006 жылғы 9 қарашадағы N 1072 Қаулысы.

      Ескерту. Қаулының тақырыбы жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 24.10.2023 № 938 қаулысымен.

      Қазақстан Республикасының Үкiметi ҚАУЛЫ ЕТЕДI:

      1. Қоса берiлiп отырған Қазақстан Республикасының орталық және жергілікті атқарушы органының заң қызметі туралы үлгi ереже (бұдан әрi – Үлгi ереже) бекiтiлсiн.

      Ескерту. 1-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 24.10.2023 № 938 қаулысымен.
      2. Алып тасталды - ҚР Үкіметінің 24.10.2023 № 938 қаулысымен.

      3. Қазақстан Республикасы Әділет министрлігі:

      1) басқару ақпаратымен алмасу, Қазақстан Республикасы Үкіметінің заң жобалау жұмыстарының жоспарын орындау туралы үнемі еске салу, заң жобалау жұмысының жай-күйі туралы ақпарат беру арқылы мемлекеттік органдардың заң қызметтерінің жұмысын ведомствоаралық үйлестіруді қамтамасыз етсін;

      2) алып тасталды - ҚР Үкіметінің 27.04.2015 № 346 қаулысымен;

      3) алып тасталды - ҚР Үкіметінің 27.04.2015 № 346 қаулысымен;

      4) алып тасталды - ҚР Үкіметінің 17.03.2023 № 236 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) қаулысымен.
      5) алып тасталды - ҚР Үкіметінің 17.03.2023 № 236 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) қаулысымен.
      Ескерту. 3-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 2009.06.04 N 822; өзгерістер енгізілді - ҚР Үкіметінің 27.04.2015 № 346; 17.03.2023 № 236 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) қаулыларымен.

      4. Мыналардың күшi жойылды деп танылсын:

      1) "Мемлекеттiк басқару органдарының және оларға қарасты кәсiпорындардың, мекемелердiң заң қызметi туралы ереженi бекiту туралы" Қазақстан Республикасы Министрлер Кабинетiнiң 1995 жылғы 5 мамырдағы N 624 қаулысы (Қазақстан Республикасының ПYКЖ-ы, 1995 ж., N 17, 187-құжат);

      2) "Қазақстан Республикасының министрлiктерiнде, мемлекеттiк комитеттерi мен өзге де орталық атқарушы органдарында заң қызметiнiң жай-күйiн жақсарту және оның жұмысының сапасын арттыру шаралары туралы" Қазақстан Республикасы Үкiметiнiң 1996 жылғы 29 сәуiрдегi N 521 қаулысы (Қазақстан Республикасының ПҮКЖ-ы, 1996 ж., N 18, 152-құжат);

      3) "Орталық және жергiлiктi атқарушы органдарда заң жұмысының сапасын арттыру жөнiндегi қосымша шаралар туралы" Қазақстан Республикасы Yкiметiнiң 2000 жылғы 7 маусымдағы N 868 қаулысы (Қазақстан Республикасының ПYКЖ-ы, 2000 ж., N 26, 303-құжат).

      5. Осы қаулы қол қойылған күнінен бастап қолданысқа енгiзiледi.

      Қазақстан Республикасының
Премьер-Министрі

  Қазақстан Республикасы
Үкiметiнiң
2006 жылғы 9 қарашадағы
№ 1072 қаулысымен
бекiтiлген

Қазақстан Республикасының орталық және жергілікті атқарушы органының заң қызметi туралы үлгi ереже

      Ескерту. Ереже жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 24.10.2023 № 938 қаулысымен.

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Заң қызметі________________________________________________________

      (орталық және жергiлiктi атқарушы органның, орталық атқарушы орган ведомствосының, сондай-ақ* Қазақстан Республикасының Президентiне тiкелей бағынатын және есеп беретiн мемлекеттiк органның (келісу бойынша) атауы)

      _______________________________құрылымдық бөлімшесі болып табылады.

      2. Заң қызметі өз қызметінде Қазақстан Республикасының Конституциясын, Қазақстан Республикасының заңдарын, Президенті мен Үкіметінің актілерін, өзге де нормативтік құқықтық актілерді, сондай-ақ осы Ережені басшылыққа алады.

      3. Заң қызметінің жұмысы ұлттық заңнаманың тұтастығын қамтамасыз ету үшін стратегиялық маңызға ие және тиісті салада мемлекеттік саясатты іске асыруды құқықтық қамтамасыз етуге бағытталған.

      4. Заң қызметіне мемлекеттік орган аппаратының басшысы не мемлекеттік органның бірінші басшысы немесе оның шешімі бойынша оның орынбасарларының бірі заңнамада көзделген жағдайларда жетекшілік етеді.

      5. Заң қызметінің құрылымын және штат санын мемлекеттік органның уәкілетті лауазымды адамы штат санының лимиті шегінде Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен бекітеді.

      Бұл ретте заң қызметі қызметкерлерінің штат саны мемлекеттік орган қызметкерлерінің жалпы штат санының кемінде 5 %-ын құрауға тиіс. Орталық аппаратының штат саны 500 және одан көп бірлікті құрайтын мемлекеттік органдарға қатысты 5 %-ды есептеу 500-ден жүргізіледі;

      6. Заң қызметі мыналардан**:

      1)______________________________________;

      2)______________________________________;

      3) ______________________________________ тұрады.

      Ескертпе:

      * Қазақстан Республикасының Президентіне тікелей бағынатын және есеп беретін мемлекеттік органға осы Үлгі ережені өзінің құрылымын әзірлеу және осы Үлгі ережеде көрсетілген негізгі міндеттерді, құқықтар мен міндеттерді, функцияларды осы мемлекеттік органның құрылымдық бөлімшелері туралы ережелерде айқындау кезінде пайдалануға ұсынылады;

      **осы тармақты құрамына кіретін бөлімшелері бар заң қызметтері толтырады.

2-тарау. Заң қызметінің міндеттері, құқықтары және міндеттемелері

      7. Заң қызметiнiң мiндеттерi:

      1) мемлекеттiк органның қызметiнде заңдылықтың сақталуын қамтамасыз ету;

      2) әзірленетін құқықтық актілер жобаларының Қазақстан Республикасының қолданыстағы заңнамасына сәйкестігін қамтамасыз ету;

      3) мемлекеттiк оpгандардың заңнаманы қолдану практикасын қорыту;

      4) мемлекеттік органның құзіретіне кіретін мәселелер бойынша Қазақстан Республикасының заңнамасын түсiндiру, мемлекеттiк органда құқықтық насихаттауды ұйымдастыру;

      5) нормативтік құқықтық актілердің, шарттардың, процестік құжаттардың, және құқықтық сипаттағы өзге де құжаттардың жобаларын әзірлеуге қатысу.

      8. Заң қызметiнiң құқықтары:

      1) Үлгi ереженің 9-тармағына сәйкес мемлекеттік органның құрылымдық бөлімшелерінен өз функцияларын орындауға қажетті құжаттар мен мәліметтерді сұрату;

      2) мемлекеттік органның құқықтық мәселелер жөніндегі құқықтық актілері мен өзге де құжаттарының жобаларын әзірлеу, сондай-ақ құқықтық насихаттау жөніндегі іс-шараларды іске асыру үшін басқа құрылымдық бөлімшелерді тарту;

      3) біліктілікті арттыру курстарынан және (немесе) әділет органдарында, сондай-ақ жоғары тұрған органдардың заң қызметтерінде тағылымдамадан өту арқылы өз қызметкерлерінің кәсіби деңгейін арттыру;

      4) Қазақстан Республикасы Президентінің жанындағы Мемлекеттік басқару академиясына норма шығармашылық қызметтің қызығушылық танытатын мәселелері бойынша дәрістер мен семинарлар өткізу туралы ұсыныстар енгізу;

      5) Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес қосымша материалдық ынталандыру алу.

      Заң қызметiнiң міндеттемелері:

      1) мемлекеттiк орган қызметiнiң құқықтық мәселелерiн қарау кезiнде сотта, сондай-ақ басқа да ұйымдарда белгiленген тәртiппен мемлекеттiк органның мүдделерiн бiлдiру;

      2) мемлекеттік орган әзірлейтін құқықтық актілердің, шарттардың, процестік құжаттарың және құқықтық сипаттағы өзге де құжаттардың жобаларын әзірлеуге, оның ішінде оларды мемлекеттік органның басқа да құрылымдық бөлімшелері әзірлеген жағдайда келісу арқылы әзірлеуге қатысу;

      3) құқықтық актілердің жобаларын әзірлеумен айналысатын құрылымдық бөлімшелердің қызметкерлері үшін тоқсан сайын тағылымдамалар мен семинарлар өткізу;

      4) заңды күшіне енген сот актілерін орындау жөніндегі шаралардың қабылдануын қамтамасыз ету.

      9. Заң қызметiнiң функциялары:

      1) Қазақстан Республикасының Парламентінде заң жобаларын қарауға, сондай-ақ Үкімет Аппаратында Парламент депутаттары бастама жасаған заң жобаларына немесе Үкімет бастама жасаған заң жобаларына енгізілетін депутаттардың түзетулеріне Үкімет қорытындыларының жобаларын, Үкімет Аппаратында және Әділет министрлігінде мемлекеттік орган әзірлеушісі болып табылатын Қазақстан Республикасының Президенті жарлықтарының, Үкімет қаулыларының және Премьер-Министр өкімдерінің жобаларын жұмыс тәртібінде пысықтау кезінде қатысу;

      2) Астана қаласынан тыс жерде орналасқан, өздерінен өкілеттік берілген тұлғалар қатысатын мемлекеттік органдарды қоспағанда, Заң жобалау қызметі мәселелері жөніндегі ведомствоаралық комиссияның жұмысына қатысу;

      3) мемлекеттік органның бірінші басшысының тапсырмасы бойынша құқықтық актілердің жобаларын және құқықтық сипаттағы өзге құжаттарды, соның ішінде құқықтық насихаттау бойынша жыл сайынғы іс-шаралар жоспарларын әзірлеу;

      4) мемлекеттік орган қызметінің мәселелері бойынша құқықтық актілерге түсіндірме беру;

      5) мемлекеттік орган әзірлеген және қабылдаған нормативтік құқықтық актілерді жүйелі есепке алуды ұйымдастыру;

      6) жартыжылдықтың қорытындысы бойынша мемлекеттік органның норма шығармашылық қызметіне, оның ішінде құқықтық актілердің жобаларын қарау нәтижелері бойынша әділет органдарының ескертулеріне талдау жасау, және оның нәтижелерін:

      норма шығармашылық қызметті жетілдіру және анықталған кемшіліктерді жою жөніндегі ұсыныстармен бірге жоғары тұрған басшыны;

      қабылданған шаралармен бірге әділет органын хабардар ету;

      7) тиісті сот талқылауына алып келген негізгі себептер мен жағдайларды анықтау мақсатында мемлекеттік органның қатысуымен даулар бойынша талап қою жұмысының, сот практикасының жай-күйін жартыжылдықта бір реттен сиретпей талдау жүргізу және мемлекеттік органның бірінші басшысына немесе мемлекеттік органның аппарат басшысына оларды жою және кінәлі лауазымды тұлғаларды жауапкершілікке тарту жөнінде ұсыныстар енгізу;

      8) мемлекеттік органда құқықтық мониторинг жүргізу жұмысын үйлестіру;

      9) заңнамада көзделген негіздер болған жағдайда мемлекеттік органның пайдасына қабылданбаған сот актісіне шағым жасау жөнінде осы Үлгі ережеге қоса берілетін алгоритмді сақтай отырып шаралар қабылдау, сондай-ақ заңнамада белгіленген тәртіппен прокуратура органдарына наразылық білдіру туралы өтінішхатпен жүгіну;

      10) осы Үлгі ережеге қоса берілетін алгоритмді сақтай отырып, құрылымдық бөлімшелермен бірге сот актілеріне апелляциялық, кассациялық шағым жасау құқығын келісу туралы сұрау салуды қарау және тиісті лауазымды тұлғаға ұстанымды енгізу.

      Ескерту. 9-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Үкіметінің 18.05.2024 № 394 қаулысымен.

3-тарау. Заң қызметінің жұмысын ұйымдастыру

      10. Заң қызметінің заңнамалық актілерге, Қазақстан Республикасы Президентінің ақтілеріне және Қазақстан Республикасының өзге де нормативтік құқықтық актілеріне сәйкес өзіне жүктелген міндеттерді іске асыруға қажетті құқықтар мен міндеттерге ие.

      Заң қызметіне осы Үлгі ережеде және заңнамалық актілерде көзделмеген функцияларды жүктеуге жол берілмейді.

      11. Заң қызметін Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен лауазымға тағайындалатын және лауазымынан босатылатын басшы басқарады.

      12. Заң қызметі басшысы заңнамада белгіленген жағдайларда:

      заң қызметіне жалпы басшылық жасайды және заң қызметіне жүктелген міндеттердің орындалуына және оның өз өкілеттіктерін жүзеге асыруына дербес жауапты болады;

      мемлекеттік органның басшылығына заң қызметінің құрылымы мен штат саны бойынша ұсыныстар береді;

      оның орынбасары (орынбасарлары) болады.

      13. Заң қызметінің құзыретіне кіретін мәселелер бойынша заң қызметі атынан басқа құрылымдық бөлімшелерге жіберілетін құжаттарға заң қызметінің басшысы, ал ол болмаған жағдайда оны алмастыратын тұлға қол қояды.

      14. Мемлекеттік органдар әділет органдарына жетекшілік ететін салаларда Қазақстан Республикасы заңнамасының нормаларына түсіндірме беру туралы хаттар жіберген кезде оған мемлекеттік органның заң қызметінің тиісті түсіндірмесі қоса беріледі.

  Қазақстан Республикасының
орталық және жергілікті
атқарушы органының заң
қызметi туралы үлгі ережеге
қосымша

Сот актілеріне апелляциялық, кассациялық шағым жасау құқығын келісу туралы сұрау салуды қарау алгоритмі

      Ескерту. Қосымша жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 18.05.2024 № 394 қаулысымен.

      1. Сот актілеріне апелляциялық, кассациялық шағым жасау құқығын міндетті түрде келісу (бұдан әрі – келісу) Қазақстан Республикасы Азаматтық процестік кодексінің 401-бабының екінші бөлігінде және 435-бабының 1-1-бөлігінде көзделген.

      Қазақстан Республикасы Әкімшілік рәсімдік-процестік кодексінің (бұдан әрі – ӘРПК) 1-бабы үшінші бөлігінің екінші абзацына сәйкес, егер ӘРПК-де өзгеше тәртіп көзделмесе, әкімшілік сот ісін жүргізуде Қазақстан Республикасы Азаматтық процестік кодексінің (бұдан әрі – АПК) ережелері қолданылады.

      2. Азаматтық сот ісін жүргізу үшін келісу мынадай тәртіппен жүзеге асырылады:

      1) орталық мемлекеттік органдардың ведомстволары тиісті орталық мемлекеттік органдармен келісуді жүзеге асырады;

      2) орталық мемлекеттік органдардың аумақтық бөлімшелері тиісті орталық мемлекеттік органдармен келісуді жүзеге асырады;

      3) орталық мемлекеттік органдар ведомстволарының аумақтық бөлімшелері орталық мемлекеттік органдардың тиісті ведомстволарымен келісуді жүзеге асырады;

      4) аумақтық департаменттердің аумақтық бөлімшелері орталық мемлекеттік органдардың тиісті аумақтық департаменттерімен келісуді жүзеге асырады;

      5) тиісті облыстың, республикалық маңызы бар қаланың, астананың, ауданның (облыстық маңызы бар қаланың) әкімдігі құрған, жергілікті бюджеттен қаржыландырылатын атқарушы органдар облыстың, республикалық маңызы бар қаланың, астананың, ауданның (облыстық маңызы бар қаланың) тиісті әкімімен немесе осы алгоритмнің 8-тармағына сәйкес өзге тұлғамен келісуді жүзеге асырады;

      6) аудан әкімдері тиісті облыс әкімімен келісуді жүзеге асырады;

      7) қаладағы аудан әкімдері қаланың, республикалық маңызы бар қаланың немесе астананың тиісті әкімімен келісуді жүзеге асырады;

      8) аудандық маңызы бар қаланың, ауылдық округтің, кенттің және ауылдық округтің құрамына кірмейтін ауылдың әкімдері тиісті аудан әкімімен келісуді жүзеге асырады.

      Келісу жөніндегі талаптар сот актілеріне апелляциялық шағымды немесе дау айту туралы өтінішхатты орталық мемлекеттік органдардың, облыстар, республикалық маңызы бар қалалар, астана әкімдерінің, Қазақстан Республикасының прокуратура органдарының, оның ішінде прокуратура органдарының ведомстволары мен білім беру мекемесінің, Ұлттық қауіпсіздік комитеті ведомстволарының, Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің, сондай-ақ Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің бірыңғай құрылымын құрайтын филиалдардың, өкілдіктердің, ведомстволар мен ұйымдардың өздері берген жағдайда қолданылмайды.

      3. Әкімшілік сот ісін жүргізу тәртібімен әкімшілік практиканың біркелкілігін қамтамасыз ету мақсатында әкімшілік актісіне, әкімшілік әрекетіне (әрекетсiздiгіне) шағым жасалатын әкімшілік орган, лауазымды тұлға үшін Қазақстан Республикасының Президентін, Қазақстан Республикасының Премьер-Министрін, Қазақстан Республикасының Үкіметін қоспағанда, бағыныстылық тәртібімен жоғары тұрған әкімшілік орган, лауазымды тұлға, сондай-ақ Қазақстан Республикасының заңдарына сәйкес ӘРПК-ның 13, 14 және 15-тарауларында белгіленген қағидалар бойынша шағымдарды қарауға уәкілеттік берілген өзге де әкімшілік орган, лауазымды тұлға шағымды қарайтын жоғары тұрған әкімшілік орган, лауазымды тұлға болып танылады.

      4. Сот актілеріне апелляциялық шағым жасау құқығын келісуді әкімшілік актісіне, әкімшілік әрекетіне (әрекетсіздігіне) бірінші сатыдағы сотта шағым жасалатын әкімшілік органға, лауазымды тұлғаға қатысты органдардың, лауазымды тұлғалардың бағыныстылығы тәртібімен жоғары тұрған әкімшілік орган, лауазымды тұлға немесе заңға сәйкес шағымдарды қарауға уәкілеттік берілген өзге де орган (тұлға) жүзеге асырады.

      5. Сот актілеріне кассациялық шағым жасау құқығын келісуді апелляциялық шағым жасау құқығын келіскен, органдардың, лауазымды тұлғалардың бағыныстылығы тәртібімен жоғары тұрған әкімшілік орган, лауазымды тұлға немесе заңға сәйкес шағымдарды қарауға уәкілеттік берілген өзге де орган (тұлға) жүзеге асырады.

      Мұндай жоғары тұрған әкімшілік орган, лауазымды тұлға болмаған жағдайда кассациялық шағым жасау құқығын келісуді апелляциялық шағым жасау құқығын келіскен әкімшілік орган, лауазымды тұлға қайтадан жүзеге асырады.

      6. Сот актілеріне апелляциялық, кассациялық шағым жасау құқығын келісу туралы сұрау салу тиісті орган басшысының не оны алмастыратын тұлғаның қолы қойылған жазбаша нысанда жіберіледі.

      Сұрау салуға АПК талаптарына сәйкес ресімделген жоғары тұрған сот сатыларында сот актісін қайта қарау туралы шағымның, өтінішхаттың жобасы, сондай-ақ шағым жасалатын сот актісі қоса беріледі.

      Сұрау салу АПК-да және ӘРПК-де белгіленген жоғары тұрған сот сатыларында шағым жасау мерзімдері өткенге дейін он жұмыс күнінен кешіктірілмей жіберіледі.

      7. Сұрау салуды келісуші органның заң қызметі немесе өзге құрылымдық бөлімшесі қажет болған жағдайда салалық құрылымдық бөлімшелерді тарта отырып, сот шешіміне шағым жасау бойынша заңнамада көзделген негіздердің болуы тұрғысынан қарайды.

      Келісуші органның заң қызметі немесе келісуші органның өзге құрылымдық бөлімшесі келісуші органның басшысына немесе осы алгоритмнің 8-тармағына сәйкес өзге тұлғаға сот актісіне апелляциялық немесе кассациялық шағым жасау құқығын келісу немесе мұндай келісуден бас тарту туралы ұсыныс енгізеді.

      8. Келісу туралы шешімді әкімшілік органның бірінші басшысы (не оны алмастыратын тұлға) қабылдайды. Растайтын құжаттарды (тағайындау, функционалдық міндеттерді жүктеу және бөлу туралы бұйрық) қоса бере отырып, әкімшілік органның бірінші басшысының орынбасарымен немесе заң қызметіне жетекшілік ететін аппарат басшысымен (не оны алмастыратын тұлғамен) келісуге жол беріледі.

      Келісу немесе келісуден бас тарту туралы шешім қабылдау жөніндегі өкілеттіктер жүктелген тұлға сұрау салу келіп түскен күннен бастап жеті жұмыс күнінен аспайтын мерзімде тиісті шешім қабылдайды.

      Келісу немесе келісуден бас тарту туралы шешім сұрау салуды жіберген органға осындай шешім қабылдау жөніндегі өкілеттіктер жүктелген тұлғаның қолы қойылған жазбаша нысанда жіберіледі.

      Келісу туралы шешім міндетті түрде жоғары тұрған әкімшілік органның атауын; соттың атауын; талап қою нысанасын; қабылданған шешімнің негіздемесімен қоса келісу/келісуден бас тарту туралы шешімді қамтуға тиіс.


Об утверждении Типового положения о юридической службе центрального и местного исполнительного органа Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 ноября 2006 года № 1072.

      Сноска. Заголовок - в редакции постановления Правительства РК от 24.10.2023 № 938.

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о юридической службе центрального и местного исполнительного органа Республики Казахстан (далее - Типовое положение).

      Сноска. Пункт 1 - в редакции постановления Правительства РК от 24.10.2023 № 938.
      2. Исключен постановлением Правительства РК от 24.10.2023 № 938.

      3. Министерству юстиции Республики Казахстан:

      1) обеспечить межведомственную координацию работы юридических служб государственных органов посредством обмена управленческой информацией, регулярного напоминания об исполнении Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, информирования о состоянии законопроектной работы;

      2) исключен постановлением Правительства РК от 27.04.2015 № 346;

      3) исключен постановлением Правительства РК от 27.04.2015 № 346;

      4) Исключен постановлением Правительства РК от 17.03.2023 № 236 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      5) Исключен постановлением Правительства РК от 17.03.2023 № 236 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Сноска. Пункт 3 в редакции постановления Правительства РК от 04.06.2009 N 822; с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 27.04.2015 № 346; от 17.03.2023 № 236 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Признать утратившими силу:

      1) постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 5 мая 1995 года N 624 "Об утверждении Положения о юридической службе органов государственного управления и их подведомственных предприятий, учреждений" (САПП Республики Казахстан, 1995 г., N 17, ст. 187);

      2) постановление Правительства Республики Казахстан от 29 апреля 1996 года N 521 "О мерах по улучшению состояния юридической службы в министерствах, государственных комитетах и иных центральных исполнительных органах Республики Казахстан и повышению качества ее работы" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., N 18, ст. 152);

      3) постановление Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2000 года N 868 "О дополнительных мерах по повышению качества юридической работы в центральных и местных исполнительных органах" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 26, ст. 303).

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

  Утверждено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 9 ноября 2006 года № 1072

Типовое положение о юридической службе центрального и местного исполнительного органа Республики Казахстан

      Сноска. Типовое положение - в редакции постановления Правительства РК от 24.10.2023 № 938.

Глава 1. Общие положения

      1. Юридическая служба является структурным подразделением
__________________________________________________________________.

      (наименование центрального и местного исполнительного органа, ведомства центрального исполнительного органа, а также* (по согласованию) государственного органа, непосредственно подчиненного и подотчетного Президенту Республики Казахстан)

      2. Юридическая служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

      3. Деятельность юридической службы имеет стратегическое значение для обеспечения целостности национального законодательства и направлена на правовое обеспечение реализации государственной политики в соответствующей сфере.

      4. Юридическую службу курирует руководитель аппарата государственного органа либо первый руководитель государственного органа или по его решению один из его заместителей в случаях, предусмотренных законодательством.

      5. Структура и штатная численность юридической службы утверждаются уполномоченным должностным лицом государственного органа в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в пределах лимита штатной численности.

      При этом численность сотрудников юридической службы должна составлять не менее 5 % от общей штатной численности сотрудников государственного органа. В отношении государственных органов, где штатная численность центрального аппарата составляет 500 и более единиц, исчисление 5 % производится от 500.

      6. Юридическая служба состоит из**:

      1)______________________________________;

      2)______________________________________;

      3) ______________________________________.

      Примечание:

      * государственному органу, непосредственно подчиненному и подотчетному Президенту Республики Казахстан, рекомендуется использовать данное Типовое положение при разработке своей структуры и определении основных задач, прав и обязанностей, функций, указанных в настоящем Типовом положении, положениях о структурных подразделениях данного государственного органа;

      **данный пункт заполняется юридическими службами, имеющими подразделения, входящие в его состав.

Глава 2. Задачи, права и обязанности юридической службы

      7. Задачи юридической службы:

      1) обеспечение соблюдения законности в деятельности государственного органа;

      2) обеспечение соответствия разрабатываемых проектов правовых актов действующему законодательству Республики Казахстан;

      3) обобщение практики применения законодательства государственным органом;

      4) разъяснение законодательства Республики Казахстан по вопросам, входящим в компетенцию государственного органа, организация правовой пропаганды в государственном органе;

      5) участие в разработке проектов правовых актов, договоров, процессуальных документов и иных документов юридического характера.

      8. Права юридической службы:

      1) запрашивать от структурных подразделений государственного органа документы и сведения, необходимые для выполнения своих функций, в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения;

      2) привлекать другие структурные подразделения для разработки проектов правовых актов и иных документов государственного органа по правовым вопросам, а также реализации мероприятий по правовой пропаганде;

      3) повышать профессиональный уровень своих сотрудников путем прохождения курсов повышения квалификации и (или) стажировок в органах юстиции, а также юридических службах вышестоящих органов;

      4) вносить предложения в Академию государственного управления при Президенте Республики Казахстан о проведении лекций и семинаров по интересующим вопросам нормотворческой деятельности;

      5) получать дополнительное материальное стимулирование в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Обязанности юридической службы:

      1) представлять в установленном порядке интересы государственного органа в суде, а также других организациях при рассмотрении правовых вопросов деятельности государственного органа;

      2) участвовать в разработке проектов правовых актов, договоров, процессуальных документов и иных документов юридического характера, разрабатываемых государственным органом, в том числе путем согласования в случае их разработки другими структурными подразделениями государственного органа;

      3) проводить ежеквартально стажировки и семинары для сотрудников структурных подразделений, занимающихся разработкой проектов правовых актов;

      4) обеспечивать принятие мер по исполнению вступивших в законную силу судебных актов.

      9. Функции юридической службы:

      1) участие в рассмотрении законопроектов в Парламенте Республики Казахстан, а также при доработке в рабочем порядке проектов заключений Правительства на законопроекты, инициированные депутатами Парламента, или поправки депутатов, вносимые в законопроекты, инициированные Правительством, в Аппарате Правительства, проектов указов Президента, постановлений Правительства и распоряжений Премьер-Министра Республики Казахстан, разработчиком которых является их государственный орган, в Аппарате Правительства и Министерстве юстиции;

      2) участие в работе Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, за исключением государственных органов, местонахождение которых находится вне города Астаны, от которых участвуют уполномоченные на то лица;

      3) по поручению первого руководителя государственного органа разработка проектов правовых актов и иных документов правового характера, в том числе ежегодных планов мероприятий по правовой пропаганде;

      4) разъяснение правовых актов по вопросам деятельности государственного органа;

      5) организация систематизированного учета нормативных правовых актов, разработанных и принятых государственным органом;

      6) проведение по итогам полугодия анализа нормотворческой деятельности государственного органа, в том числе замечаний органов юстиции по результатам рассмотрения проектов правовых актов, и информирование его результатов:

      вышестоящему руководителю с предложениями по совершенствованию нормотворческой деятельности и устранению выявленных недостатков;

      органу юстиции с принятыми мерами;

      7) проведение не реже одного раза в полугодие анализа состояния исковой работы, судебной практики по спорам с участием государственного органа с целью выявления основных причин и условий, повлекших соответствующее судебное разбирательство, и внесение предложений по их устранению и привлечению к ответственности виновных должностных лиц первому руководителю государственного органа или руководителю аппарата государственного органа;

      8) координация в государственном органе работы по проведению правового мониторинга;

      9) в случае наличия оснований, предусмотренных законодательством, принятие мер по обжалованию судебного акта, принятого не в пользу государственного органа, с соблюдением алгоритма, прилагаемого к настоящему Типовому положению, а также в установленном законодательством порядке обращение в органы прокуратуры с ходатайством о принесении протеста;

      10) рассмотрение совместно со структурными подразделениями запроса о согласовании права апелляционного, кассационного обжалования судебных актов и внесение позиции соответствующему должностному лицу с соблюдением алгоритма, прилагаемого к настоящему Типовому положению.

      Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 18.05.2024 № 394.

Глава 3. Организация деятельности юридической службы

      10. Юридическая служба обладает правами и обязанностями, необходимыми для реализации его задач, в соответствии с законодательными актами, актами Президента Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      Возложение на юридическую службу функций, не предусмотренных настоящим Типовым положением и законодательными актами, не допускается.

      11. Юридическую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      12. Руководитель юридической службы в случаях, установленных законодательством:

      осуществляет общее руководство деятельностью юридической службы и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на юридическую службу задач и осуществление им своих полномочий;

      представляет руководству государственного органа предложения по структуре и штатной численности юридической службы;

      имеет заместителя (заместителей).

      13. Документы, направляемые от имени юридической службы в другие структурные подразделения по вопросам, входящим в компетенцию юридической службы, подписываются руководителем юридической службы, а в случае отсутствия – лицом, его замещающим.

      14. При направлении государственными органами в органы юстиции писем о предоставлении разъяснения норм законодательства Республики Казахстан в курируемых сферах к нему прилагается соответствующее разъяснение юридической службы государственного органа.

      ________________________________

  Приложение
к Типовому положению
о юридической службе
центрального и местного
исполнительного органа
Республики Казахстан

Алгоритм рассмотрения запроса о согласовании права апелляционного, кассационного обжалования судебных актов

      Сноска. Приложение – в редакции постановления Правительства РК от 18.05.2024 № 394.

      1. Обязательное согласование права апелляционного, кассационного обжалования судебных актов предусмотрено частью второй статьи 401 и частью 1-1 статьи 435 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – согласование).

      В соответствии с абзацем вторым части третьей статьи 1 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК) в административном судопроизводстве применяются положения Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК), если иной порядок не предусмотрен АППК.

      2. Для гражданского судопроизводства согласование осуществляется в следующем порядке:

      1) ведомства центральных государственных органов осуществляют согласование с соответствующими центральными государственными органами;

      2) территориальные подразделения центральных государственных органов осуществляют согласование с соответствующими центральными государственными органами;

      3) территориальные подразделения ведомств центральных государственных органов осуществляют согласование с соответствующими ведомствами центральных государственных органов;

      4) территориальные подразделения территориальных департаментов осуществляют согласование с соответствующими территориальными департаментами центральных государственных органов;

      5) исполнительные органы, финансируемые из местного бюджета, образованные акиматом соответствующей области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), осуществляют согласование с соответствующим акимом области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) или иным лицом в соответствии с пунктом 8 настоящего алгоритма;

      6) акимы района осуществляют согласование с соответствующим акимом области;

      7) акимы района в городе осуществляют согласование с соответствующим акимом города, города республиканского значения или столицы;

      8) акимы города районного значения, сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа, осуществляют согласование с соответствующим акимом района.

      Требования по согласованию не распространяются в случае подачи апелляционной жалобы или ходатайства об оспаривании судебных актов самими центральными государственными органами, акимами областей, городов республиканского значения, столицы, органами прокуратуры Республики Казахстан, в том числе ведомствами и учреждением образования органов прокуратуры, ведомствами Комитета национальной безопасности, Национальным Банком Республики Казахстан, а также филиалами, представительствами, ведомствами и организациями, составляющими единую структуру Национального Банка Республики Казахстан.

      3. С целью обеспечения единообразия административной практики в порядке административного судопроизводства вышестоящим административным органом, должностным лицом, рассматривающим жалобу, признается административный орган, должностное лицо, за исключением Президента Республики Казахстан, Премьер-Министра Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, которые являются вышестоящими в порядке подчиненности для административного органа, должностного лица, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, а также иной административный орган, должностное лицо, уполномоченные в соответствии с законами Республики Казахстан рассматривать жалобы, по правилам, установленным главами 13, 14 и 15 АППК.

      4. Согласование права апелляционного обжалования судебных актов осуществляется вышестоящим административным органом, должностным лицом в порядке подчиненности органов, должностных лиц или иным органом (лицом), уполномоченным в соответствии с законом рассматривать жалобы, по отношению к административному органу, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются в суде первой инстанции.

      5. Согласование права кассационного обжалования судебных актов осуществляется вышестоящим административным органом, должностным лицом в порядке подчиненности органов, должностных лиц или иным органом (лицом), уполномоченным в соответствии с законом рассматривать жалобы, согласовавших права апелляционного обжалования.

      В случае отсутствия такого вышестоящего административного органа, должностного лица согласование права кассационного обжалования осуществляется повторно административным органом, должностным лицом, согласовавшим права апелляционного обжалования.

      6. Запрос о согласовании права апелляционного, кассационного обжалования судебных актов направляется в письменной форме за подписью руководителя соответствующего органа либо лица, его замещающего.

      К запросу прилагается проект жалобы, ходатайства о пересмотре судебного акта в вышестоящих судебных инстанциях в порядке, оформленном в соответствии с требованиями ГПК, а также судебный акт, подлежащий обжалованию.

      Запрос направляется не позднее десяти рабочих дней до истечения сроков обжалования в вышестоящих судебных инстанциях, установленных ГПК и АППК.

      7. Запрос рассматривается юридической службой или иным структурным подразделением согласующего органа в случае необходимости с привлечением отраслевых структурных подразделений на предмет наличия оснований, предусмотренных законодательством по обжалованию решения суда.

      Юридическая служба или иное структурное подразделение согласующего органа вносят предложение о согласовании права апелляционного или кассационного обжалования судебного акта или отказе такого согласования руководителю согласующего органа или иному лицу в соответствии с пунктом 8 настоящего алгоритма.

      8. Решение о согласовании принимается первым руководителем административного органа (либо лицом, его замещающим). Допускается согласование с заместителем первого руководителя или руководителем аппарата административного органа (либо лицом, его замещающим), курирующим юридическую службу, с приложением подтверждающих документов (приказ о назначении, возложении и распределении функциональных обязанностей).

      Лицо, на которое возложены полномочия по принятию решения о согласовании или отказе в согласовании, принимает соответствующее решение в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня поступления запроса.

      Решение о согласовании или отказе в согласовании направляется органу, направившему запрос, в письменной форме за подписью лица, на которого возложены полномочия по принятию такого решения.

      Решение о согласовании в обязательном порядке должно содержать наименование вышестоящего административного органа; наименование суда; изложение предмета иска; решение о согласовании/несогласовании с обоснованием принятого решения.