Руководствуясь статьей 27 Законом Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", статьей 17 Закона Республики Казахстан "О государственном имуществе" и в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 сентября 2021 года № 590 "О некоторых вопросах организации деятельности государственных органов и их структурных подразделений" акимат ЗападноКазахстанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение государственного учреждения "Управление культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Государственному учреждению "Управление культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области" в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить принятие иных мер вытекающих из настоящего постановления.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя акима Западно-Казахстанской области Б.Х.Нарымбетова.
4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Акима области | Г. Искалиев |
Утверждено постановлением акимата Западно-Казахстанской области от "__" ______ 2022 года №__ |
Положение государственного учреждения "Управление культуры, развития языков и архивного дела ЗападноКазахстанской области"
1. Общие положения
1. Государственное учреждение "Управление культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области" (далее - Управление) является государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сферах культуры, охраны и использования обьектов историко-культурного наследия, языковой политики иархивного дела в Западно-Казахстанской области.
2. Управление имеет ведомства:
1) Коммунальное государственное учреждение "Западно-Казахстанская областная универсальная научная библиотека имени Ж.Молдагалиева управления культуры, развития языков и архивнога дело Западно-Казахстанской области";
2) Коммунальное государственное учреждение "Западно-Казахстанская областная библиотека для детей и юношества имени Хамзы Есенжанова управления культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области";
3) Коммунальное государственное учреждение "Западно-Казахстанская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих граждан управления культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области";
4) Коммунальное государственное учреждение "Государственная инспекция по охране историко-культурного наследия Западно- Казахстанской области управления культуры, развития языков и архивного дела ЗападноКазахстанской области".
5) Коммунальное государственное учреждение "Государственный архив Западно-Казахстанской области управления культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области";
6) Коммунальное государственное учреждение "Государственный архив Акжаикского района управления культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области";
7) Коммунальное государственное учреждение "Государственный архив Бокейординского района управления культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области";
8) Коммунальное государственное учреждение "Государственный архив Бурлинского района управления культуры, культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области";
9) Коммунальное государственное учреждение "Государственный архив Жангалинского района управления культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области";
10) Коммунальное государственное учреждение "Государственный архив Жанибекского района управления культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области";
11) Коммунальное государственное учреждение "Государственный архив района Бәйтерек управления культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области";
12) Коммунальное государственное учреждение "Государственный архив Казталовского района управления культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области";
13) Коммунальное государственное учреждение "Государственный архив Каратобинского района управления культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области";
14) Коммунальное государственное учреждение "Государственный архив Таскалинского района управления культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области";
15) Коммунальное государственное учреждение "Государственный архив Теректинского района управления культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области";
16) Коммунальное государственное учреждение "Государственный архив Чингирлауского района управления культуры, развития языков и архивного дела Западно-Казахстанской области".
17) Государственное коммунальное казенное предприятие "Областной центр народного творчества управления культуры, развития языков и архивного дела акимата Западно-Казахстанской области";
18) Государственное коммунальное казенное предприятие "Молодежный творческий центр управления культуры, развития языков и архивного дела акимата Западно-Казахстанской области";
19) Государственное коммунальное казенное предприятие "ЗападноКазахстанский областной центр культуры и искусства имени Кадыра Мурзалиева управления культуры, развития языков и архивного дела акимата ЗападноКазахстанской области";
20) Государственное коммунальное казенное предприятие "ЗападноКазахстанский областной камерный оркестр управления культуры, развития языков и архивного дела акимата Западно-Казахстанской области";
21) Государственное коммунальное казенное предприятие "ЗападноКазахстанская областная филармония имени Г.Курмангалиева управления культуры, развития языков и архивного дела акимата Западно-Казахстанской области";
22) Государственное коммунальное казенное предприятие "Областной казахский драматический театр имени Хадишы Бөкеевой управления культуры, развития языков и архивного дела акимата Западно-Казахстанской области";
23) Государственное коммунальное казенное предприятие "Драматический театр имени А.Н.Островского управления культуры, развития языков и архивного дела акимата Западно-Казахстанской области";
24) Государственное коммунальное казенное предприятие "ЗападноКазахстанский областной историко-краеведческий музей управления культуры, развития языков и архивного дела акимата Западно-Казахстанской области";
25) Государственное коммунальное казенное предприятие "ЗападноКазахстанский областной историко-культурный, архитектурно-этнографический музей-заповедник Хан ордасы управления культуры, развития языков и архивного дела акимата Западно-Казахстанской области".
3. Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
4. Управление является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати с изображением Государственного Герба Республики Казахстан и штампы со своим наименованием на казахском и русском языках, бланки установленного образца, счета в органах казначейства в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. Управление вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.
6. Управление имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
7. Управление по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке принимает решения, оформляемые приказами руководителя Управления и другими актами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.
8. Структура и лимит штатной численности Управления утверждаются в соответствии с действующим законодательством.
9. Местонахождение юридического лица: индекс 090000, Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, город Уральск, улица К.Аманжолова 53.
10. Настоящее Положение является учредительным документом Управления.
11. Финансирование деятельности Управления осуществляется из областного бюджета.
12. Управлению запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся полномочиями Управления.
Если Управлению законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные доходы направляются в государственный бюджет, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.
2. Задачи и полномочия Управления
13. Задачи:
1) реализация государственной политики в сфере культуры, охраны и использования объектов историко-культурного наследия;
2) эффективное осуществление государственной языковой политики, создание условий для полномасштабного применения государственного языка во всех сферах общественной жизни, а также развитие языков народов, проживающих в Западно-Казахстанской области;
3) реализация государственной политики в сфере архивного дела и документообразования.
14. Полномочия:
1) права:
Управление для реализации возложенных на него задач и осуществления своих функций имеет право в установленном законодательством порядке:
выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством;
запрашивать и получать от государственных органов, организаций, их должностных лиц необходимую информацию и материалы;
проводить совещания, семинары, конференции по вопросам, входящим в его компетенцию;
сохранение языкового многообразия в Казахстане;
вносить в акимат области предложения по совершенствованию процессов оказания государственных услуг, архивного дела и документообразования;
осуществлять контроль на территории области за сохранностью документов, отнесенных к составу Национального архивного фонда и хранящихся в частных архивах.
2) обязанности:
принимать законные и обоснованные решения;
обеспечивать контроль за исполнением принятых решений;
организовывать прием физических лиц и представителей юридических лиц;
рассматривать обращения, направленные в Управление физическими и юридическими лицами, контролировать их исполнение, в случаях и порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, предоставлять на них ответы;
предоставление соответствующей информации в уполномоченный орган по оценке качества оказания государственных услуг и контроля за качеством оказания государственных услуг, уполномоченный орган в сфере информатизации для проведения оценки качества оказания государственных услуг;
обеспечение доступности стандартов государственных услуг;
реализует государственную политику в области культуры, развития языков и архивного дело;
принятие мер, направленных на возрождение, сохранение, развитие и распространение культуры народа Республики Казахстан;
создание условий для патриотического и эстетического воспитания граждан путем приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
обеспечение свободного доступа к культурным ценностям;
установление минимальных государственных стандартов культурного обслуживания населения;
обеспечение развития инфраструктуры и укрепление материальнотехнической базы государственных организаций культуры;
обеспечение поддержки талантливых личностей;
принятие мер по недопущению в области культуры пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия;
препятствие незаконному вывозу и ввозу, незаконной передаче правомочий собственника на культурные ценности, принятие мер к их возврату из любого незаконного владения;
создание условий для международного сотрудничества в области культуры;
обеспечение реализации прав граждан на охрану и развитие национальной и культурной самобытности, включая свободу участия в национально-культурных объединениях, создание организаций культуры, участие в расширении культурных связей с соотечественниками за рубежом в соответствии с законами Республики Казахстан;
поддержка организаций, осуществляющих научную и образовательную деятельность в области культуры;
организация и проведение мероприятий, а также поддержка мероприятий, направленных на охрану и развитие национального культурного достояния и культурного наследия народа Казахстана, укрепление единого культурного пространства Республики Казахстан.
повышение престижа употребления государственного языка;
повышение востребованности государственного языка;
усовершенствование и систематизация лексического фонда казахского языка;
изучение английского и других иностранных языков;
обеспечение хранения, комплектования, учета и использования документов национального архивного фонда Республики Казахстан;
реализация иных задач, установленных действующим законодательством Республики Казахстан.
15. Функции:
1) реализует государственную политику в области культуры, развития языков и архивного дело;
2) разрабатывает проекты постановления акимата области о создании, реорганизации и упразднении государственных организаций культуры области в сфере театрального, музыкального и киноискусства, культурно-досуговой деятельности, библиотечного, музейного дела;
3) поддерживает и координирует деятельность государственных организаций культуры области по развитию театрального, музыкального и киноискусства, культурно-досуговой деятельности и народного творчества, библиотечного и музейного дела, обеспечивает деятельность соответствующих учреждений области в сфере культуры;
4) организует проведение областных (региональных), республиканских смотров, фестивалей и конкурсов в различных сферах творческой деятельности;
5) организует проведение республиканских конкурсов и фестивалей в различных сферах творческой деятельности по согласованию с уполномоченным органом;
6) разрабатывает проект постановления областного акимата о создании регионального художественного совета и утверждении положения о нҰм;
7) организует работу по учету, охране, консервации и реставрации, а также использованию культурных ценностей области и увековечению памяти видных деятелей культуры страны;
8) разрабатывает проект постановления областного акимата о создании экспертной комиссии по временному вывозу культурных ценностей и утверждении положения о ней;
9) осуществляет мониторинг деятельности организаций культуры, расположенных на соответствующей территории, и предоставляет в уполномоченный орган информацию, а также статистические отчеты установленной формы;
10) осуществляет проведение зрелищных культурно-массовых мероприятий на уровне области;
11) проводит аттестацию государственных организаций культуры области;
11-1) организация и подготовка документов работников отрасли на государственные и правительственные награды на областном уровне;
12) в пределах своей компетенции осуществляет управление коммунальной собственностью в области культуры;
13) выступает заказчиком по строительству, реконструкции и ремонту объектов культурного назначения области;
14) организует работу по сохранению историко-культурного наследия, содействует развитию исторических, национальных и культурных традиций и обычаев;
15) выдает свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей;
16) разрабатывает проект постановления областного акимата о присвоении одной из государственных библиотек области статуса "Центральная";
17) осуществляет комплекс мероприятий, направленных на поиск и поддержку талантливой молодежи и перспективных творческих коллективов;
18) осуществляет проведение социально значимых мероприятий в области культуры;
19) обеспечивает соблюдение особого режима объектов национального культурного достояния;
20) утверждает государственный творческий заказ на финансирование творческих кружков для детей и юношества в пределах объемов бюджетных средств;
21) обеспечивает размещение государственного творческого заказа в творческих кружках для детей и юношества независимо от форм собственности поставщиков услуг государственного творческого заказа, их ведомственной подчиненности, типов и видов;
22) обеспечивает исполнение всех этапов и процедур размещения, контроля качества и целевого освоения государственного творческого заказа в электронном и общедоступном форматах;
23) обеспечивает выявление, учет, сохранение, изучение, использование и мониторинг состояния объектов историко-культурного наследия;
24) обеспечивает проведение научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры;
25) предусматривает мероприятия по организации учета, сохранения, изучения, научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры местного значения и археологических работ в планах экономического и социального развития соответствующих территорий;
26) согласовывает лицензирование деятельности по осуществлению научнореставрационных работ на памятниках истории и культуры и (или) археологических работ;
27) по согласованию с уполномоченным органом при разработке и утверждении градостроительных проектов обеспечивает выполнение мероприятий по выявлению, изучению, сохранению памятников истории и культуры всех категорий, составление историко-архитектурных опорных планов и карт-схем соответствующей местности;
28) ведҰт работу по внесению в генеральные планы соответствующих населенных пунктов историко-архитектурных опорных планов;
29) оформляет и выдаҰт охранные обязательства, контролирует их выполнение собственниками и пользователями памятников истории и культуры;
30) разрабатывает проект постановления областного акимата о создании комиссии по охране памятников истории и культуры;
31) ведет работу по установлению новых сооружений монументального искусства;
32) ведет работу по установлению мемориальных досок;
33) рассматривает и согласовывает научно-проектную документацию научно-реставрационных работ, планируемых на памятниках истории и культуры местного значения;
34) по согласованию с уполномоченным органом признаҰт объекты историко-культурного наследия памятниками истории и культуры местного значения и включает их в Государственный список памятников истории и культуры местного значения на основании заключения историко-культурной экспертизы;
35) лишает памятник истории и культуры местного значения его статуса и исключает его из Государственного списка памятников истории и культуры местного значения на основании заключения историко-культурной экспертизы по согласованию с уполномоченным органом;
36) ходатайствует о привлечении к ответственности физических и юридических лиц, нарушающих законодательство Республики Казахстан об охране и использовании памятников истории и культуры;
37) применяет меры административного воздействия на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
38) в пределах своей компетенции реализует мероприятия в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации;
39) контролирует за использованием и сохранностью имущества подведомственных коммунальных юридических лиц;
40) согласует, контролирует и анализирует исполнения, мониторинг и оценка реализации планов развития подведомственных коммунальных предприятий;
41) согласует списание имущества подведомственных коммунальных юридических лиц;
42) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о языках территориальными подразделениями центральных исполнительных органов и районными исполнительными органами;
43) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о языках в части размещения реквизитов и визуальной информации;
44) даҰт рекомендации об устранении нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан о языках, применяет меры административного воздействия на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
45) осуществление комплекса мер областного значения, направленных на развитие государственного и других языков;
45-1) проводить разъяснительную работу по недопущению дискриминации граждан по языковому принципу;
46) координация деятельности национально-культурных объединений по вопросам развития родных языков;
47) организует обучение государственного языка для граждан Республики Казахстан, проживающих в Западно-Казахстанской области;
48) создает условия для обучения английскому языку для граждан Республики Казахстан;
49) обеспечивает деятельность областной ономастической комиссии;
49) обеспечивает деятельность областной ономастической комиссии;
50) реализует единую государственную политику в архивном деле и документообразовании на территории области;
51) организует хранение, комплектование и использование документов Национального архивного фонда, принятых на хранение, государственных архивов области;
52) ведет государственный учет и обеспечение сохранности документов Национального архивного фонда, хранящихся в государственных архивах области;
53) организует защиту документальных памятников истории и культуры, находящихся в коммунальной собственности, их хранение и использование;
54) организует экспертизы научной и практической ценности документов;
55) координирует формирование базы данных по документам Национального архивного фонда, хранящимся в государственных архивах области;
56) осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за состоянием делопроизводства, хранением документов в организациях – источниках пополнения Национального архивного фонда, расположенных на территории области;
57) использует документы Национального архивного фонда для удовлетворения запросов государства, физических и юридических лиц;
58) вносит на утверждение положение об экпертно – проверочной комиссии;
59) осуществляет сбор и возвращение архивных документов по истории области;
60) осуществляет в интересах местного государственного управления полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы области законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 15 с изменениями, внесенным постановлением акимата Западно-Казахстанской области от 26.01.2024 г. № 22.3. Статус, полномочия первого руководителя Управления
16. Руководство Управления осуществляется первым руководителем, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и осуществление им своих полномочий.
17. Первый руководитель Управления назначается на должность и освобождается от должности акимом области.
18. Первый руководитель Управления имеет заместителя, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
19. Полномочия первого руководителя Управления:
1) в процессе реализации своих полномочий отчитывается акиму области и курирующему заместителю акима области;
2) представляет Управление в государственных органах и иных организациях в пределах своей компетенции;
3) в соответствии с законодательством назначает на должность и освобождает от должности работников Управления, вопросы трудовых отношений которых отнесены к его компетенции;
4) определяет обязанности руководителей отделов;
5) обеспечивает разработку стратегических и программных документов;
6) налагает дисциплинарные взыскания и принимает меры поощрения в установленном законодательством порядке сотрудникам Управления;
7) в пределах своей компетенции издает приказы, дает указания, подписывает служебную и финансовую документацию;
8) утверждает положения отделов;
9) заключает договоры;
10) выдает доверенности;
11) без доверенности представляет Управление в государственных органах и иных организациях;
12) несет персональную ответственность за организацию работы по противодействию коррупции;
13) организует, координирует и контролирует работу Управления;
14) исполняет поручения и акты акима и акимата области;
15) организует разработку проектов нормативных правовых актов в пределах компетенции;
16) обеспечивает соблюдение норм служебной этики;
17) реализует политику гендерного равенства;
18) утверждает график личного приема физических лиц и представителей юридических лиц;
Исполнение полномочий первого руководителя Управления в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим в соответствии с действующим законодательством.
20. Первый руководитель определяет полномочия своего заместителя в соответствии с действующим законодательством.
4. Имущество Управления
21. Управление может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством.
Имущество Управления формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
22. Имущество, закрепленное за Управлением, относится к областной коммунальной собственности.
23. Управление не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством.
5. Реорганизация и упразднение Управления
24. Реорганизация и упразднение Управления осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.