О внесении изменений в приказ Министра обороны Республики Казахстан от 23 апреля 2019 года № 268 "Об утверждении Правил орнитологического обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан"

Новый

Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 3 июня 2024 года № 575

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра обороны Республики Казахстан от 23 апреля 2019 года № 268 "Об утверждении Правил орнитологического обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 18580) следующие изменения:

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с подпунктом 27) статьи 15 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКAЗЫВAЮ:";

      в Правилах орнитологического обеспечения полетов, утвержденных указанным приказом:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Правила орнитологического обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 27) статьи 15 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации".";

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах:

      1) авиационная часть (воинская часть, структурное подразделение) – республиканское государственное учреждение, осуществляющее производство полетов воздушных судов (далее – ВС) истребительной, бомбардировочной, штурмовой, транспортной, армейской и учебной государственной авиации Республики Казахстан, их эксплуатацию, ремонт и хранение, авиационные управления, отделы, авиационные комендатуры, склады авиационного имущества, структурные подразделения Министерства обороны Республики Казахстан (далее – МО РК), органов внутренних дел Республики Казахстан и Авиационной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее – АС КНБ РК), в которые входят подразделения, эксплуатирующие беспилотные воздушные судна (далее – БВС), а также учебные центры по подготовке авиационного персонала, учебные центры боевой подготовки и боевого применения БВС;

      2) авиационная орнитология – прикладная дисциплина общей орнитологии, которая занимается изучением фауны, экологии, поведения и миграции птиц в части, касающейся обеспечения безопасности полетов, а также разработкой и осуществлением мероприятий по предотвращению столкновений ВС с птицами;

      3) сложная орнитологическая обстановка – нахождение или появление птиц на пути движения ВС (на взлетно-посадочной полосе при разбеге и пробеге или траектории полета), которое может привести к столкновению с ним;

      4) перелетные птицы – которые улетающие на зиму из данной местности в другую и возвращающиеся обратно только весной для кладки яиц и выведения потомства;

      5) птицы – один из наиболее распространенных классов позвоночных животных, абсолютное большинство которых имеет способность летать. По современным подсчетам число видов птиц не превышает 8600.

      Многочисленность, широкое распространение, их перелеты (миграции) обуславливают значительную опасность для ВС;

      6) стая птиц – совокупность особей, обладающих в течение длительного периода времени общим пространством жизнедеятельности;

      7) зимующие птицы - прилетающие в данную местность на зиму, а весной улетают;

      8) орнитология – раздел зоологии позвоночных, изучающий птиц, их эмбриологию, морфологию, экологию, систематику и географическое распространение;

      9) орнитофауна – совокупность птиц, населяющих определенную территорию или встречающихся на ней в какой-либо период года;

      10) орнитологическая обстановка – это фактическое распределение, количественный и видовой состав, характер обитания и поведения птиц в воздухе и на земле, по месту и времени;

      11) оседлые птицы – обитающие в данной местности круглый год. Очень близки к оседлым кочующим птицам. Они также живут в определенной местности, но начиная со второй половины лета и до следующей весны, перемещаются в поисках пищи;

      12) орнитологическое обеспечение полетов – комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений ВС с птицами.";

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. План мероприятий включает выявление и ликвидацию условий, способствующих концентрации птиц на аэродроме (вертодроме) и прилегающей к ней территории, проведение занятий со специалистами метеоподразделения (далее – метеоспециалисты) по авиационно-орнитологической тематике и иную специфику обеспечения полетов.";

      пункт 5-1 изложить в следующей редакции:

      "5-1. На аэродромах совместного базирования по согласованию с руководством аэропорта метеоспециалисты и лица, ответственные за орнитологическое обеспечение весенние и осенние периоды проходят практические стажировки по обмену опытом, по организации непосредственного взаимодействия со штатным авиационным орнитологом аэропорта и мероприятиям по порядку выявления и устранения условий способствующих концентрации птиц.";

      пункт 6 изложить в следующей редакции:

      "6. Метеоспециалисты, дежурный инженер-синоптик при обеспечении полетов на аэродроме (вертодроме) базирования осуществляет:

      1) обеспечение полетов в целях безопасности полетов в орнитологическом отношении согласно настоящим Правилам;

      2) анализ и прогноз орнитологической обстановки;

      3) представление информации командиру (старшему летной смены) и летному составу об орнитологической обстановке на аэродроме (вертодроме);

      4) консультации и проведение занятий с летным составом, группой руководства, офицерами боевого управления (далее – ОБУ) и с личным составом метеорологической службы (подразделения), ближнего приводного радиомаркерного пункта, дальнего приводного радиомаркерного пункта;

      5) контроль правильности и своевременности принятия мер по предотвращению столкновений ВС с птицами.";

      пункт 7 изложить в следующей редакции:

      "7. Занятия по авиационной орнитологии проводятся, перед весенним и осенним периодами года. На занятиях по авиационной орнитологии изучаются:

      1) особенности орнитологической обстановки в различные сезоны года в районе аэродрома и вертодрома (видовой состав, места скопления и основные маршруты перелетов птиц, представляющих опасность для полетов ВС);

      2) распределение случаев столкновений ВС с птицами на данном аэродроме (вертодроме) по сезонам года, периодам суток, высотам;

      3) организация на аэродроме (вертодроме) орнитологического обеспечения полетов;

      4) визуальные и радиолокационные наблюдения за орнитологической обстановкой в районе аэродрома (вертодрома);

      5) ликвидация в районе аэродрома (вертодрома) условий, способствующих концентрации птиц;

      6) действия экипажей в полете по уменьшению вероятности и опасности столкновений ВС с птицами;

      7) последствия столкновений ВС с птицами (материальный ущерб, опасные ситуации в полете).

      За организацию и проведение занятий по орнитологическому обеспечению безопасности полетов на аэродроме (вертодроме), отвечает председатель внештатной орнитологической комиссии.";

      пункт 9 изложить в следующей редакции:

      "9. Орнитологическое обеспечение полетов организуется старшим авиационным начальником аэродрома (вертодрома) и осуществляется личным составом дежурных расчетов метеоподразделения, командного пункта, подразделениями связи и радиотехнического обеспечения, инженерно-аэродромным (аэродромно-эксплуатационным) подразделением МТО, лицами стартового наряда и экипажами выполняющими полеты.";

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. Для разработки мероприятий по предупреждению столкновений ВС с птицами на аэродроме (вертодроме) создается внештатная орнитологическая комиссия под председательством заместителя командира авиационной части (заместителя начальника авиационного управления, отдела АС КНБ РК), и утверждается план мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов 2 раза в год. Если на аэродроме базируется несколько авиационных частей (управлений, отделов АС КНБ РК), создается единая комиссия под председательством заместителя командира части (заместителя начальника авиационного управления, отдела АС КНБ РК), командир (начальник авиационного управления, отдела АС КНБ РК) которого является старшим авиационным начальником на данном аэродроме.";

      пункт 11 изложить в следующей редакции:

      "11. В организации и осуществлении мероприятий по орнитологическому

      обеспечению полетов принимают участие:

      1) должностные лица воинской части (авиационного управления, отдела АС КНБ РК):

      заместитель командира воинской части (по боевой подготовке) – начальник отдела боевой и физической подготовкой (заместитель начальника авиационного управления, отдела АС КНБ РК);

      заместитель командира воинской части (по материально - техническому обеспечению) – начальник отдела материально - технического обеспечения (далее – МТО) (заместитель начальника авиационного управления, отдела АС КНБ РК);

      начальник инженерно-аэродромной службы отдела МТО (начальник отдела, консультант, старший офицер, офицер подразделения МТО авиационного управления, отдела АС КНБ РК);

      начальник узла связи и радиотехнического обеспечения (далее - РТО) (консультант, старший офицер, офицер подразделения РТО авиационного управления, отдела АС КНБ РК);

      начальник метеорологической службы штаба (старший офицер, офицер группы метеорологического обеспечения авиационного управления, отдела АС КНБ РК);

      2) лица группы руководства полетов:

      руководитель полетов (далее – РП);

      помощник руководителя полетов;

      руководитель ближней зоны;

      руководитель зоны посадки;

      руководитель дальней зоны;

      офицер боевого управления;

      дежурный по приему и выпуску самолетов;

      3) группа обеспечения полетов:

      дежурный инженер-синоптик;

      дежурный метеонаблюдатель;

      наблюдатель за ВС, заходящими на посадку;

      посты наблюдения на объектах узла связи командно – диспетчерский пункт (далее – КДП), стартовый командный пункт (далее – СКП), радиотехническая система посадки, радиотехническая система ближней навигации, дальний приводной радиомаркерный пункт (далее – ДПРМ), ближний приводной радиомаркерный пункт (далее - БПРМ);

      4) команда оцепления и орнитологические посты;

      5) аэродромно-эксплуатационное подразделение МТО воинской части";

      пункт 12 изложить в следующей редакции:

      "12. Метеоспециалисты воинской части в ходе обеспечения полетов на аэродроме (вертодроме) базирования осуществляют:

      1) визуальные, аэровизуальные орнитологические наблюдения, сбор данных о полетах и перелетах птиц, поступающих от расчетов КДП, СКП, радиолокационной системы посадки, расчетов БПРМ и ДПРМ, команд оцепления, других метеоподразделений, разведчиков погоды и экипажей ВС, выполнявших полеты. Передачу визуальных наблюдений орнитологической обстановки осуществляют кодом передачи данных об орнитологической обстановке (далее - КМИ-ОО) схема кода согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

      2) доведение данных командованию, расчетам пунктов управления, летному составу о фактической и ожидаемой орнитологической обстановке в районе базирования и полетов, а в период сезонных миграций рекомендаций и предложений по ограничению или прекращению полетов по высотам, маршрутам и времени суток;

      3) передачу данных орнитологических наблюдений в метеорологическую службу командного пункта Военно-воздушных сил (далее – метеослужба КП), в орган управления авиации АС КНБ РК и другие метеоподразделения по запросу;

      4) разработку предложений по проведению воздушной и радиолокационной разведки орнитологической обстановки;

      5) участие в организации и проведении орнитологических обследований аэродромов, подготовку и обобщение справочных данных о характерных особенностях орнитологической обстановки в районе базирования и полетов в различные сезоны года;

      6) составление карт-схем орнитологической обстановки района базирования и полетов;

      7) участие в расследовании авиационных происшествий и инцидентов, связанных со столкновениями летательных аппаратов с птицами;

      8) участие в разработке предложений по устранению факторов, привлекающих птиц на аэродромы (вертодромы) и по использованию средств отпугивания птиц;

      9) изыскание и внедрение в практику работы новых эффективных способов оценки и прогнозирования орнитологической обстановки, форм ее наглядного отображения и доведения до руководящего и летного состава.";

      пункт 13 изложить в следующей редакции:

      "13. Метеослужба КП выполняет следующие мероприятия:

      1) организует сбор данных об орнитологической обстановке в районах базирования авиационных частей, в том числе от организаций занимающихся вопросами орнитологии (охотхозяйств, заповедников, заказников) и осуществляет централизованное их доведение до метеоподразделений частей;

      2) осуществляет контроль над проведением орнитологического обеспечения полетов в частях и оказывает им необходимую помощь;

      3) консультирует и выдает рекомендации метеоподразделениям при составлении прогноза ожидаемой орнитологической обстановки по району полетов и маршрутам перелетов;

      4) изучает зависимость параметров миграции птиц (высоты, сроки, интенсивность пролета и другие) от изменения метеорологических условий в различные сезоны года, участвует в научных исследованиях по авиационной орнитологии;

      5) разрабатывает методическую документацию по обеспечению безопасности полетов в орнитологическом отношении.";

      пункт 14 изложить в следующей редакции:

      "14. Места размещения средств отпугивания птиц на аэродроме (вертодроме) определяются старшим авиационным начальником аэродрома (вертодрома).";

      пункт 15 изложить в следующей редакции:

      "15. Подразделение связи и радиотехнического обеспечения полетов авиационной части на аэродроме (вертодроме) осуществляет:

      1) проведение радиолокационных и визуальных наблюдений на БПРМ и ДПРМ за птицами и докладывает о результатах лицам группы руководства полетами и в метеоподразделение;

      2) обеспечение орнитологических постов (оперативных групп) средствами связи для передачи сведений о перелетах птиц;

      3) фиксирование на планшетах (кальке) перелетов стай птиц и фотографирование в период полетов индикаторов кругового обзора с отметками от них;

      4) проведение практических занятий с расчетами командных пунктов, радиолокационной системы посадки, операторами радиолокационных систем и метеоспециалистами по распознаванию и обнаружению птиц на индикаторах радиолокаторов.";

      пункт 16 изложить в следующей редакции:

      "16. По предотвращению столкновений ВС с птицами при обеспечении полетов, 2 раза в год, проводится анализ орнитологического обеспечения полетов, который включает:

      1) уточнение по результатам орнитологического обследования визуальных и радиолокационных наблюдений и орнитологического обследования сроков, мест скоплений и перелетов птиц на аэродроме (вертодроме) и прилегающей к ней территории;

      2) уточнение причин концентрации и массовых перелетов птиц в районе аэродрома (вертодрома);

      3) выявление наиболее часто повторяющихся обстоятельств столкновений ВС с птицами (тип ВС, высота и скорость полета, место столкновения, вид птиц, время суток и года);

      4) определение последствий столкновений (число и характер повреждений ВС, материальный ущерб из-за ремонта, простоя, прекращенных взлетов и вынужденных посадок ВС);

      5) анализ деятельности подразделений по обеспечению мер защиты ВС от столкновений с птицами;

      6) организацию и осуществление визуальных, аэровизуальных, орнитологических наблюдений;

      7) сбор, обобщение и анализ данных о полетах и перелетах птиц в районе аэродрома (вертодрома), полигонов и на маршрутах полетов;

      8) организацию и проведение радиолокационных наблюдений за орнитологической обстановкой в районе аэродрома (вертодрома);

      9) информирование командования, центров управления воздушным движением и летного состава о фактической и ожидаемой орнитологической обстановке в районе базирования и полетов, своевременное предупреждение об ее усложнении;

      10) проведение мероприятий по устранению факторов, привлекающих птиц на аэродромы (вертодромы);

      11) применение акустических, биоакустических, пневматических, механических, и пиротехнических средств, в целях отпугивания птиц с аэродромов (вертодромов);

      12) анализ случаев столкновения ВС с птицами, изыскание и внедрение в практику орнитологического обеспечения безопасности полетов новых эффективных средств отпугивания птиц.";

      пункт 17 изложить в следующей редакции:

      "17. Данные о столкновениях ВС с птицами заносятся дежурным метеоспециалистом в течение 1 часа после окончания полетов (перелетов) в журнал данных о столкновениях воздушных судов с птицами на аэродроме (вертодроме) согласно приложению 2 к настоящим Правилам, с немедленным устным докладом в метеослужбу КП и в орган управления авиации АС КНБ РК.";

      пункт 18 изложить в следующей редакции:

      "18. Для разработки мероприятий по предупреждению столкновений ВС с птицами в авиационной части внештатной орнитологической комиссией под председательством заместителя командира воинской части (заместителя начальника авиационного управления, отдела АС КНБ РК) 2 раза в год проводится орнитологическое обследование района аэродрома (вертодрома) в весенний (март-май) и осенний (сентябрь-ноябрь) периоды.";

      пункт 19 изложить в следующей редакции:

      "19. Орнитологическое обследование проводится также в случаях:

      1) увеличения численности и активности птиц по данным визуальных, аэровизуальных и радиолокационных наблюдений;

      2) изменения условий в районе аэродрома (вертодрома), связанных с жизнедеятельностью человека (освоение сельскохозяйственных земель, интенсивное строительство жилых зданий и садово-дачных кооперативов).";

      пункт 20 изложить в следующей редакции:

      "20. Внештатная орнитологическая комиссия изучает особенности орнитологической обстановки района аэродрома (вертодрома) и определяет степень ее опасности, а также принимает необходимые предупредительные меры, направленные на предотвращение столкновений ВС с птицами.

      По результатам проведения орнитологического обследования района аэродрома (вертодрома) составляется акт, в котором указываются время проведения обследования, маршруты, состав группы, результаты обследований, а также оцениваются:

      1) состояние пассивных технических средств отпугивания птиц (механических и немеханических чучел, пугал с зеркальными элементами и крутящимися частями, макетов хищных птиц);

      2) наличие и исправность имеющихся штатных (табельных) акустических средств отпугивания птиц (трансляторов записей тревожных криков птиц, звуков сирены в стационарном и подвижном вариантах);

      3) наличие и исправность акустических установок отпугивания птиц, ракетниц и охотничьих ружей;

      4) обеспеченность расчетов постов наблюдения средствами наблюдения.";

      пункт 21 изложить в следующей редакции:

      "21. Не реже 2 раз в год внештатной орнитологической комиссией аэродрома (вертодрома) разрабатывается План мероприятий орнитологического обеспечения безопасности полетов по предупреждению столкновений воздушных судов с птицами на аэродроме (вертодроме) по форме согласно приложению 2-1 к настоящим Правилам. В Плане отражаются сроки выполнения мероприятий.";

      пункт 22 изложить в следующей редакции:

      "22. По истечении сроков выполнения плана профилактических мероприятий, внештатной орнитологической комиссией аэродрома (вертодрома) оценивается качество и полнота проведенных мероприятий, тенденция изменения орнитологической обстановки в районе аэродрома (вертодрома) и принимается решение о принятии дополнительных профилактических мер и способов отпугивания птиц.

      В конце каждого периода обучения эффективность мероприятий по предупреждению столкновений ВС с птицами рассматривается на заседании методического совета авиационных частей с составлением протокола.";

      пункт 23 изложить в следующей редакции:

      "23. В целях оперативного получения орнитологической информации на аэродромах (вертодромах) организуется наблюдение за птицами. По местам обитания птицы разделяются условно на несколько больших групп:

      1) водоплавающие - образ жизни которых связан с реками, озерами и другими водоемами (утки, гуси, чайки);

      2) околоводные - жизнь которых связана с увлажненными территориями (кулики, цапли, пастушки);

      3) степные и пустынные - живущие на территориях с сухими открытыми пространствами (дрофы, стрепеты, рябки);

      4) лесные или дентрофильные - жизнедеятельность которых связана с древесной растительностью (глухари, тетерева, сороки);

      5) птицы культурного ландшафта, живущие на сельскохозяйственных угодьях (вороны, грачи, воробьи).";

      пункт 25 изложить в следующей редакции:

      "25. Мероприятие по изменению эколого-орнитологической обстановки в окрестностях аэродрома (вертодрома) в неблагоприятном отношении для птиц, проводятся только в том случае, если они позволяют устранить действительные причины концентрации птиц на данном аэродроме (вертодроме) или регулярного массового перелета птиц через его территорию (в противном случае численность птиц на аэродроме (вертодроме) увеличится).

      Изменение экологической обстановки, то есть условий для обитания птиц, дает наиболее эффективные результаты по регулированию их численности на аэродроме (вертодроме). Отпугивание птиц биоакустическими, акустическими, макетными, пневматическими, механическими и пиротехническими средствами, а также стрельбой, обуславливает временный эффект и не заменяет мероприятия по устранению основных факторов, привлекающих птиц.

      При планировании и проведении таких мероприятий по устранению птиц необходимо учитывать, что биологически неграмотные действия могут вызвать нежелательные и даже противоположные последствия, так как вместо одних птиц на аэродроме (вертодроме) могут появиться более опасные виды птиц.

      Устранение и поддержание незначительной численности птиц на аэродроме (вертодроме) возможно только при систематическом, целенаправленном изменении экологических условий.";

      пункт 26 изложить в следующей редакции:

      "26. Должностные лица инженерно-аэродромного (аэродромно-эксплуатационного) подразделения МТО устраняют условия, способствующие концентрации птиц на взлетно-посадочной полосе (далее – ВПП), производят сбор и определение найденных на ВПП и возле нее останков птиц, сбитых ВС.";

      пункт 27 изложить в следующей редакции:

      "27. При производстве полетов команда оцепления (орнитологические посты) получив указание от РП, о скоплении птиц немедленно выезжает на территорию аэродрома (вертодрома), где обнаружены птицы, представляющие потенциальную угрозу ВС.

      Посредством гладкоствольного (охотничьего) ружья, пиротехнических средств, светосигнальной ракетницы команда оцепления производит действия по отпугиванию птиц с территории аэродрома (вертодрома) до момента, когда птицы не угрожают полетам и движению ВС.";

      пункт 28 изложить в следующей редакции:

      "28. В случаях массового скопления птиц в весенне-летний осенне-зимний периоды, при производстве полетов, в районе аэродромов (вертодромов) выставляют стрелков в следующих местах:

      1) точки приземления, точки взлета ВС (вне летной полосы);

      2) в местах примыкания рулежных дорожек к ВПП до команды "отбой" РП.";

      пункт 29 изложить в следующей редакции:

      "29. Все мероприятия по устранению условий, способствующих концентрации птиц, делятся на группы:

      1) проводимые на аэродромах и вертодромах;

      2) проводимые на приаэродромной территории.";

      пункт 30 изложить в следующей редакции:

      "30. Причины концентрации птиц на аэродромах (вертодромах) устраняются должностными лицами инженерно-аэродромного (аэродромно-эксплуатационного) подразделения МТО воинской части.";

      пункт 31 изложить в следующей редакции:

      "31. К числу основных мероприятий, проводимых на аэродромах и вертодромах относятся:

      1) вырубка зарослей кустарников в пределах летного поля;

      2) скашивание травяного покрова на летном поле;

      3) вырубка деревьев и зарослей кустарника вблизи территории аэродрома (вертодрома), привлекающих птиц для устройства гнезд, отдыха и ночевки;

      4) скашивание травяного покрова на аэродроме до оптимальной высоты, с учетом анализа многолетних наблюдений и рекомендаций внештатной орнитологической комиссии;

      5) уменьшение возможности гнездования птиц на аэродромных сооружениях;

      6) мелиорационные работы на заболоченных (увлажненных) участках аэродрома (вертодрома), их дренирование и засыпка;

      7) ликвидация доступа к пищевым отходам кухонь, столовых, путем хранения отходов пищи в закрытых контейнерах, полная утилизация отходов в закрытых от птиц помещениях;

      8) установка ловушек для отлова птиц;

      9) установка мертвых тушек и чучел птиц в местах концентрации птиц;

      10) недопущение использования территории аэродрома (вертодрома) для сельскохозяйственных культур, привлекающих птиц;

      11) проведение химической обработки на территории аэродрома (вертодрома) против насекомых, привлекающих птиц;

      12) спиливание в самом начале гнездования птиц верхних ветвей деревьев, на которых расположены гнездовые колонии птиц или сбивание гнезд с помощью водометов;

      13) ликвидация или предотвращение создания в радиусе 15 километров (далее – км.) от аэродрома (вертодрома) пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчетом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали ВПП и подходы к ней;

      14) вспашку и перепахивание сельскохозяйственных полей с зерновыми культурами, окружающими аэродром (вертодром), производить только в ночное время;

      15) не допускается на расстоянии ближе 15 км. от контрольной точки аэродрома (вертодрома) строительства звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов ВС, а также подсобных хозяйств (свинарников, коровников, птицеферм, звероферм, рыбных прудов), способствующих массовому скоплению птиц;

      16) осушение мелких водоемов вблизи аэродрома (вертодрома), являющихся местом скопления птиц пролетающих через приаэродромную (вертодромную) территорию;

      17) скашивание на расположенных вблизи аэродрома (вертодрома) водоемах высокой прибрежной растительности, являющейся местом массового гнездования, отдыха и ночевки птиц;

      18) изготовление и ремонт средств отпугивания птиц (вертушек, чучел, пугал);

      19) установка и размещение средств активного отпугивания птиц на аэродроме (вертодроме) согласно схеме размещения средств активного отпугивания птиц на аэродроме (вертодроме) приложению 3 к настоящим Правилам;

      20) выделение на период полетов постов (из состава команды оцепления) и обеспечение их средствами для отпугивания птиц.";

      пункт 32 изложить в следующей редакции:

      "32. Отпугивание птиц от аэродромов (вертодромов) осуществляется инженерно-аэродромным (аэродромно-эксплуатационным) подразделением МТО воинской части, с помощью различных средств (биоакустических установок, ружей, ракетниц, пиротехнических средств, пневматических пистолетов, механических отпугивателей, зеркальных шаров, лазерных установок, тушек мертвых птиц, трещоток, газовых пушек, макетов хищных птиц, пожарными машинами, флажков и иными средствами) с соблюдением мер по пожарной безопасности и строгого соблюдения требований безопасности при применении оружия.";

      пункт 33 изложить в следующей редакции:

      "33. Различные виды трав, их семена также привлекают птиц. Поэтому на аэродроме (вертодроме) необходимо изучить фактический состав травяного покрова и определить его привлекательность для птиц и указать в акте орнитологической комиссии части.

      При наличии трав, привлекающих птиц, целесообразно предусмотреть постепенную их замену. Состав травосмеси для каждого аэродрома (вертодрома) следует подбирать с учетом климатических особенностей и видового состава птиц данной местности (к примеру, цветущий клевер привлекает насекомых и следовательно, насекомоядных птиц, семена служат кормом для голубей, куропаток, а листья для водоплавающих птиц).";

      пункт 34 изложить в следующей редакции:

      "34. Мероприятия по устранению на аэродромах (вертодромах) и приаэродромных (вертодромных) территориях, способствующие скоплению птиц, проводятся только по согласованию с местными исполнительными органами.";

      пункт 35 изложить в следующей редакции:

      "35. Отлов птиц на аэродромах и вертодромах производится ловушками, сетями, паутинками, капканами, снотворными веществами и другими средствами.";

      пункт 36 изложить в следующей редакции:

      "36. На аэродроме и вертодроме проводятся аэровизуальные, визуальные и радиолокационные (при его наличии) наблюдения за птицами.

      Визуальные наблюдения являются основным способом сбора информации о численности, поведении и видовом составе птиц. К ним привлекается личный состав метеоподразделения, БПРМ и ДПРМ, подразделения МТО и РТО.

      Визуальные наблюдения производятся с наблюдательных пунктов, расположенных на КДП, командном пункте, СКП, метеорологической площадке, БПРМ и ДПРМ по 2 часа в утреннее и вечернее время и 1 час в полдень. Также для этих целей выставляются специальные посты в дни производства полетов.";

      пункт 37 изложить в следующей редакции:

      "37. При визуальных наблюдениях наблюдатель точно определяет видовой состав и количественное соотношение местных и мигрирующих птиц (при малооблачной погоде и дневное время визуальные наблюдения на аэродроме и вертодроме подразделяются на два вида:

      1) ежечасные наблюдения осуществляются в светлое время суток ежечасно (по 5-10 минут в начале каждого часа);

      2) оперативные наблюдения во время полетов авиации.

      Визуальные наблюдения осуществляются одновременно с метеорологическими наблюдениями, а на БПРМ и ДПРМ по указанию командования РП.";

      пункт 38 изложить в следующей редакции:

      "38. Во время визуальных наблюдений осматривается видимая часть неба и окружающая местность, при этом наибольшее внимание уделяется территории, прилегающей к ВПП по курсу взлета и посадки. Зона ответственности у дежурного наблюдателя на метеорологической площадке имеет радиус 1,5 км, а на КДП, СКП, ближнем приводном радиомаяке, дальнем приводном радиомаяке – 1 км. Размеры зон ответственности для визуальных наблюдений на аэродромах (вертодромах) целесообразно устанавливать с учетом, чтоб наблюдатель без бинокля мог обнаруживать одиночных птиц средней величины и небольшие стаи мелких птиц, указанных в схеме размещения зон ответственности по наблюдениям за птицами согласно приложению 4 к настоящим Правилам.";

      пункт 39 изложить в следующей редакции:

      "39. В большой стае численность птиц определяется по их количеству в одной части с последующим пересчетом на всю стаю. При этом численность птиц в зависимости от размера стаи округляется: малые, средние и большие стаи (5-20, 20-50, 50-100 птиц) – до десяти; крупные стаи (более 100 птиц) – до сотен, а стаи более 1000 птиц – до тысяч.

      Наблюдатель изучает основные виды местных (оседлых) и мигрирующих птиц на своем аэродроме (вертодроме). При выявлении незнакомых пролетных птиц, наблюдателю необходимо указать приблизительные размеры: мелкие – с воробья, средние – с голубя, крупные – с гуся, по силуэтам птиц на земле согласно приложению 5 к настоящим Правилам, в полете и на воде согласно приложению 6 к настоящим Правилам. Результаты наблюдений записываются в специальный журнал орнитологических наблюдений по форме, АВ-20 согласно приложению 7 к настоящим Правилам.";

      пункт 40 изложить в следующей редакции:

      "40. Оперативные орнитологические наблюдения осуществляются только в период полетов. Порядок и время их проведения устанавливаются РП на каждую летную смену. Кроме наблюдений на метеорологической площадке, БПРМ и ДПРМ оперативные наблюдения за птицами производит наблюдение помощник РП, дежурный синоптик КДП, наблюдатель за ВС заходящими на посадку, специально выставляемые посты, а также стартовый наряд и оцепление.";

      пункт 41 изложить в следующей редакции:

      "41. Основная задача наблюдателей – непрерывное слежение за фактической орнитологической обстановкой и своевременные доклады о ней РП. При этом, особое значение имеет своевременное обнаружение усложнений орнитологической обстановки, угрожающих безопасности полетов.";

      пункт 42 изложить в следующей редакции:

      "42. Радиолокационные наблюдения за птицами осуществляются дежурными расчетами при наличии штатных радиолокационных средств, по распознаванию засветок от стай птиц на экранах индикаторов радиолокационных станций (далее - РЛС) предусмотренных в особенностях идентификации засветок от птиц на экранах РЛС согласно приложению 8 к настоящим Правилам.";

      пункт 44 изложить в следующей редакции:

      "44. В целях обеспечения безопасности полетов в орнитологическом отношении штатные РЛС на аэродромах и вертодромах являются основными техническими средствами для ведения наблюдения за птицами. К ним относятся:

      1) РЛС обнаружения и наведения, зона уверенного обнаружения от 25-30 до 60-70 км., зависимости от высоты полета;

      2) диспетчерские радиолокаторы, зона уверенного обнаружения летящих птиц на высоте 500 метров (далее – м.), находится в пределах 15-20 км.;

      3) посадочные системы, зона обнаружения птиц на удаления от 1 до 15 км. на высоте до 2000 м.

      Курсовой и посадочный локатор обеспечивает возможность одновременного определения положения птиц и самолетов, заходящих на посадку. Это позволяет руководителю зоны посадки на радиолокационной системе предупредить РП, а при необходимости и летчика об опасном сближении с птицами и своевременно подать ему команды об изменении курса и высоты или об уходе на второй круг.";

      пункт 47 изложить в следующей редакции:

      "47. Аэровизуальный метод наблюдения за птицами и оценки обстановки позволяют визуально наблюдать птиц, определять их видовой состав, количество, особенности концентрации и характер перелетов, содержания в стаях молодняка и другие важные характеристики. Наблюдения за птицами и оценка орнитологической обстановки с использованием вертолетов или транспортных самолетов проводятся на значительной территории в сравнительно малое время и полученные результаты могут быть оперативно использованы для обеспечения безопасности полетов. Наблюдения ведутся не только за летающими птицами, но и за сидящими на деревьях, земле или воде.";

      пункт 48 изложить в следующей редакции:

      "48. Аэровизуальные обследования территории аэродромов (вертодромов) и районы полетов на вертолете (самолете) рекомендуется производить в переходные сезоны года и при усложнении орнитологических условий в период организации полетов, в целях определения или уточнения орнитологической обстановки.

      Присутствие на борту вертолета (транспортного самолета) наблюдателя или орнитолога, который проводит квалификационные наблюдения позволяет получать полные и качественные орнитологические данные.";

      подпункт 4) пункта 49 изложить в следующей редакции:

      "4) доклад данных командованию, РП, в метеослужбу КП и органу управления авиации АС КНБ РК.";

      пункт 52 изложить в следующей редакции:

      "52. Орнитологическое обследование аэродрома (вертодрома) осуществляется в целях определения характера орнитологической обстановки, маршрутов и высот перелетов птиц, их суточной активности и характера сезонной миграции, численности и видового состава скапливающихся птиц, особенностей их поведения (гнездования, кормежка, отдых), а также выявления условий, способствующих концентрации птиц в районе аэродрома и вертодрома.";

      пункт 53 изложить в следующей редакции:

      "53. На этапе планирования мероприятий орнитологической комиссией аэродрома проводится предварительная оценка орнитологической обстановки, устанавливается предстоящий объем работ по устранению факторов привлекающих птиц в район аэродрома (вертодрома).

      В ходе предварительной оценки орнитологической обстановки анализируется статистика столкновений ВС с птицами в районе аэродрома (вертодрома) за последние 5-7 лет, изучаются данные предыдущих эколого-орнитологических обследований района аэродрома (вертодрома), обобщаются результаты визуальных, воздушных и радиолокационных наблюдений орнитологической обстановки за последний месяц.";

      пункт 54 изложить в следующей редакции:

      "54. По результатам предварительной оценки орнитологической обстановки составляется План орнитологического обследования района аэродрома (вертодрома), который утверждается старшим авиационным начальником аэродрома (вертодрома).

      В Плане орнитологического обследования района аэродрома (вертодрома) указываются:

      1) маршруты наземного орнитологического обследования;

      2) зоны (сектора) ответственности визуальных и радиолокационных наблюдений за птицами;

      3) тип используемого в процессе орнитологического обследования наземного и водного транспорта;

      4) привлекаемые радиолокационные средства наблюдения за птицами;

      5) время выявления суточных миграций птиц (утренние, околополуденные и вечерние часы);

      6) сроки проведения обследования и ответственные лица.";

      пункт 55 изложить в следующей редакции:

      "55.Орнитологическое обследование района аэродрома (вертодрома) осуществляется путем наземного и аэровизуального изучения орнитологической обстановки группой специалистов составом до 3-5 человек в течение 1-2 суток с использованием автомобилей, лодок и других транспортных средств.";

      пункт 56 изложить в следующей редакции:

      "56. В процессе орнитологического обследования аэродрома (вертодрома) осуществляется наземное обследование летного поля, а также обследование местности и воздушного пространства в радиусе 4-6 км. от контрольной точки аэродрома (вертодрома), при этом:

      1) устанавливается численность и видовой состав постоянно обитающих на аэродроме (вертодроме), периодически прилетающих на поиски корма и удобных мест для отдыха, пролетающих транзитом или случайно залетающих птиц в район аэродрома и вертодрома;

      2) определяются районы гнездования грачей, галок, ворон, воробьев, голубей и ряда других птиц вблизи аэродрома и вертодрома;

      3) выявляются факторы, привлекающие птиц на аэродром (вертодром), к которым относятся: свалки пищевых отходов, высокий травяной покров в районе ВПП, нахождение вблизи аэродрома элеваторов, дачных кооперативов, сельскохозяйственных полей, фруктовых садов, виноградников, скопление большого количества дождевых червей в дождливую погоду на бетонных рулежных дорожках и ВПП, наличие концентрации мелких насекомых над заболоченными участками местности утром, вечером и в ненастные дни;

      4) уточняется суточная активность полетов птиц, устанавливаются места их гнездования, ночевок, дневок и скоплений;

      5) определяются маршруты кормовых полетов птиц.";

      пункт 57 изложить в следующей редакции:

      "57. По окончании орнитологического обследования местности вблизи ВПП проводится обследование более удаленных участков местности в районе аэродрома (вертодрома) (курсы взлета и посадки, полигоны, маловысотные маршруты). На этом этапе обследование ведется главным образам радиолокационным и наземными способами.";

      пункт 58 изложить в следующей редакции:

      "58. Во время проведения орнитологического обследования в случаях обнаружения гнездовых колоний птиц в районе аэродрома (вертодрома) фиксируются следующие сведения:

      1) расположение гнезд (на земле, в траве, на складах, деревьях, в тростнике);

      2) места кормежки птиц (у водоема, на звероферме, мусорной свалке, сельскохозяйственных угодьях);

      3) возраст колонии;

      4) годовая динамика численности птиц (увеличивается, снижается, колеблется, не изменяется);

      5) охранный статус места расположения колонии (заповедник, заказник, санитарная зона);

      6) вид человеческой деятельности в окрестностях колонии (сбор ягод, охота, выпас скота, сельскохозяйственные работы);

      7) степень беспокойства со стороны человека (сильная, слабая, отсутствует);

      8) подсчет количества птиц в колонии производится следующими методами:

      поштучный пересчет всех гнезд в случае небольших колоний;

      пересчет всех гнезд на какой-либо площадке в остальных случаях с последующей экстраполяцией полученных сведений на всю площадь колонии. При этом учитывается число гнезд на 1 квадратный метр (далее - кв.м.) в центре и на периферии колонии в местах с различной плотностью гнездования птиц, а затем выводится средняя плотность на 1 кв.м., которая экстраполируется на всю площадь колонии.

      При расположении водоемов в радиусе 5-20 км. от контрольной точки аэродрома (вертодрома) они исследуются с лодки или при помощи бинокля с деревьев, растущих на берегу водоема, или иного возвышенного места.

      При обследовании водоемов определяются:

      площадь водоема;

      тип берегов (отлогий, крутой, обрывистый, изрезанный, песчаный, илистый, глинистый, гравийный, скалистый);

      состав преобладающей наземной и водной растительности;

      наличие зарослей рогоза, камыша и тростника;

      открытость водоема (наличие на берегах древесной и кустарниковой растительности).

      Уточняются средние даты образования и разрушения ледового покрова.";

      пункт 61 изложить в следующей редакции:

      "61. Методика орнитологического обследования района аэродрома (вертодрома) в различные периоды годовой активности птиц имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать при планировании и проведении этих мероприятий.";

      пункт 64 изложить в следующей редакции:

      "64. После завершения мероприятий по орнитологическому обследованию района аэродрома (вертодрома) составляется акт обследования аэродрома (вертодрома) и вырабатывается комплекс мероприятий по профилактике столкновений ВС с птицами.";

      пункт 65 изложить в следующей редакции:

      "65. К отпугиванию птиц на аэродроме привлекаются лица из состава команды оцепления, личный состав связи и радиотехнического обеспечения с помощью большого числа различных средств: биоакустических установок, ружей, ракетниц, газовых пушек, трещоток, зеркальных шаров, сетей.

      Выбор и применение наиболее целесообразных средств отпугивания птиц осуществляется на каждом аэродроме (вертодроме), исходя из местных особенностей орнитологической обстановки. При этом учитывается следующее:

      1) при непрерывном или слишком частом применении любого отпугивающего средства со временем снижается его эффективность ввиду привыкания к нему птиц;

      2) при одновременном применении нескольких способов отпугивания (например, воспроизведение криков бедствия и стрельба из ракетниц и ружей, установка отпугивающих предметов и стрельба из ракетниц) или их чередовании эффективность отпугивания возрастает;

      3) наиболее легко птицы отпугиваются во время миграции (весной и осенью), в эти периоды многие птицы имеют слабую привязанность к территории;

      4) местные птицы (особенно в летнее время) менее восприимчивы к воздействию отпугивающих средств, однако весной и осенью их необходимо отпугивать от аэродрома (вертодрома), поскольку они часто являются причиной скопления мигрирующих птиц;

      5) стрельба из ракетниц и биоакустическое отпугивание приводит иногда к тому, что птицы подымаются в воздух и, прежде чем улететь, некоторое время (1-2 минут) кружатся над местом отпугивания, создавая еще большую опасность для полетов ВС. В связи с этим, данные способы отпугивания следует применять за 5-10 минут до взлета (посадки) ВС, либо временно не производить отпугивания стай птиц, находящихся далее 150 м от ВПП.";

      пункт 66 изложить в следующей редакции:

      "66. Биоакустическое отпугивание (воспроизведение через громкоговорители тревожных криков птиц) осуществляется личным составом связи и радиотехнического обеспечения. При этом данное подразделение обеспечивает сохранность и правильную эксплуатацию биоакустической установки, своевременно проводя на них регламентные работы.";

      пункт 67 изложить в следующей редакции:

      "67. На аэродромах и вертодромах применяются биоакустические установки четырех типов: стационарные (громкоговорители устанавливаются на летном поле или на БПРМ), подвижные (вся аппаратура устанавливается на легковой автомашине), полуподвижные (аппаратура устанавливается на специальной тележке, включение и выключение аппаратуры производится по радио) и переносные.";

      пункт 72 изложить в следующей редакции:

      "72. В случае снижения эффективности биоакустического отпугивания производить замену сигналов, демонстрацией реальной опасности (то есть выстрелами из ракетниц, охотничьих ружей) с соблюдением мер по пожарной безопасности и строгого соблюдения требований безопасности при применении оружия.";

      пункт 76 изложить в следующей редакции:

      "76. Отпугивание птиц от аэродрома (вертодрома) с помощью различных предметов (трещоток, флажков, тушек мертвых птиц и так далее) производится в местах постоянного скопления птиц (в тех случаях, когда причину скопления птиц ликвидировать нельзя). Установку данных предметов осуществляют должностные лица (военнослужащие, гражданский персонал) аэродромного подразделения воинской части, при этом они руководствуются рекомендациями специалистов-орнитологов из местных биологических учреждений.";

      пункт 79 изложить в следующей редакции:

      "79. При нахождении ВС на посадочном курсе, после получения информации о сложной орнитологической обстановке от группы руководства полетами, на аэродроме (вертодроме) или при визуальном обнаружении птиц экипаж:

      1) усиливает осмотрительность;

      2) включает посадочные фары, если они не были включены ранее;

      3) при необходимости следует на второй круг с докладом РП.";

      пункт 80 изложить в следующей редакции:

      "80. Перед принятием решения на взлет командир ВС учитывает орнитологическую обстановку в районе аэродрома (вертодрома) и по маршруту полета.

      На исполнительном старте после получения информации от группы руководства полетов об усложнении орнитологической обстановки командир ВС оценивает возможность выполнения взлета. Взлет в этих условиях производится с включенными фарами.";

      2. Управлению главнокомандующего Силами воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) направление настоящего приказа в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан в электронном виде в течение пяти рабочих дней со дня его подписания на казахском и русском языках в соответствии с требованиями пункта 10 Правил ведения Государственного реестра нормативных правовых актов Республики Казахстан, Эталонного контрольного банка нормативных правовых актов Республики Казахстан, утвержденных приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 11 июля 2023 года № 472 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33059);

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства обороны Республики Казахстан после его первого официального опубликования;

      3) направление сведений в Юридический департамент Министерства обороны Республики Казахстан об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта в течение десяти календарных дней после дня первого официального опубликования настоящего приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителей органов управления государственной авиации Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ довести до заинтересованных должностных лиц и структурных подразделений.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр обороны
Республики Казахстан генерал-полковник
Р. Жаксылыков

      "СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.