Об утверждении Правил цифровой трансформации государственного управления

Новый

Приказ и.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 27 сентября 2024 года № 601/НҚ

      В соответствии с Административным процедурно-процессуальным Кодексом Республики Казахстан, а также подпунктом 361-1) пункта 15 Положения о Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 501, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила цифровой трансформации государственного управления.

      2. Департаменту цифровизации отраслей Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан обеспечить:

      1) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан после его официального опубликования;

      2) направление копии настоящего приказа в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан в течении пяти рабочих дней со дня подписания приказа для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющего
обязанности министра
К. Тулеушин

  Утверждены приказом
№ 601/НҚ от 27.09.2024

Правила цифровой трансформации государственного управления

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила цифровой трансформации государственного управления (далее – Правила) разработаны в соответствии Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, а также подпунктом 361-1) пункта 15 Положения о Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 501, и определяют порядок цифровой трансформации государственного управления.

      2. Правила охватывают деятельность государственных органов и иных участников процесса цифровой трансформации государственного управления.

      3. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

      1) бизнес-процесс – инициируемая с наступлением определенного события фиксированная последовательность взаимосвязанных действий, осуществляемая исполнителями закрепленных за каждым действием бизнес-ролей, которая в соответствии с заложенной в нее логикой обеспечивает получение в целевой среде результатов из заранее известного множества;

      2) владелец бизнес-процессов – государственный орган, регулирующий выполнение бизнес-процесса и являющийся ответственным за реализацию целевого варианта бизнес-процесса;

      3) план мероприятий реализации целевого варианта бизнес-процессов (далее - План мероприятий) – документ, являющийся неотъемлемой частью карты цифровой трансформации и определяющий поэтапную реализацию целевых вариантов бизнес-процессов по результатам проведенного реинжиниринга, с указанием сроков и ответственных лиц за его реализацию;

      4) методика проведения реинжиниринга бизнес-процессов (далее – методика) – документ, утвержденный уполномоченным органом и описывающий процедуры проведения анализа и описания текущих вариантов бизнес-процессов, формирования целевых вариантов бизнес-процессов, а также выработки рекомендаций по совершенствованию бизнес-процессов;

      5) бизнес-роль – совокупность обязанностей, полномочий и ответственности, которыми наделяются исполнители для выполнения определенных действий;

      6) управление данными – процесс, связанный с определением, созданием, сбором, накоплением, хранением, распространением, уничтожением, поддержкой данных, а также обеспечением их аналитики, качества, доступности, защиты;

      7) текущий вариант процесса (вариант "как есть") – существующий на момент проведения анализа, объективно наблюдаемый и фиксируемый вариант выполнения бизнес-процесса;

      8) целевой вариант процесса (вариант "как будет") – выбранный для реализации вариант бизнес-процесса, для которого в рамках реинжиниринга будет осуществляться выработка подходов и способов перехода от текущего варианта;

      9) оптимальный вариант процесса (вариант "как должно быть") – наилучший для достижения целей реинжиниринга вариант бизнес-процесса с точки зрения используемой системы показателей эффективности.

      10) реинжиниринг – преобразование текущего рабочего процесса с целью повышения эффективности, качества и результативности деятельности организации;

      11) цифровая трансформация – комплекс мероприятий, включающий в себя внедрение цифровых технологий, реинжиниринг и использование данных;

      12) карта цифровой трансформации – документ, определяющий приоритетные направления цифровой трансформации отрасли (сферы) и соответствующие им цели для повышения результативности и эффективности системы государственного управления, которые планируется достигнуть государственным органом посредством цифровой трансформации в плановом периоде;

      Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      4. В рамках цифровой трансформации необходимо руководствоваться следующими принципами:

      1) управленческая ответственность – недопустимость передачи принятия решений и согласования вопросов, входящих в сферу компетенций конкретного руководителя, на вышестоящий уровень и коллегиальным органам;

      2) цифровизация по умолчанию – приоритет всестороннего взаимодействия государственных органов с гражданами, бизнесом и между собой в цифровом формате;

      3) приоритет сущности над формой – главенство конкретного и измеримого результата над формой работы по его достижению;

      4) оптимальность регламентации – установление оптимально необходимого уровня регламентации деятельности государственных органов, недопущение введения новых недостаточно обоснованных бюрократических требований, видов отчетности и контроля;

      5) непрерывное совершенствование – формирование и поддержание организационной культуры государственного аппарата, стимулирующей сокращение бюрократии, системный реинжиниринг и оптимизацию внутренних процедур и процессов.

      5. Целями цифровой трансформации государственного управления являются:

      1) построение цифрового государства путем модернизации инфраструктуры и перехода к платформенным решениям на основе архитектуры "электронного правительства";

      2) совершенствование каналов взаимодействия с гражданами и другими государственными структурами за счет снижения количества процессов;

      3) переход к системам алгоритмического регулирования государственного управления;

      4) новое качество и культура принятия решений на основе данных;

      5) максимальный перевод предоставляемых государственных услуг в проактивный формат;

      6) полная оцифровка исторических данных и исключение бумажных документов;

      7) реализация принципов полного запрета на запрос данных у физических и юридических лиц, имеющихся в объектах информатизации "электронного правительства";

      8) максимальный перевод предоставляемых государственных услуг в композитный формат;

      9) максимальный перевод предоставляемых государственных услуг в экстерриториальный формат.

Глава 2. Порядок цифровой трансформации государственного управления

Параграф 1. Функциональная структура цифровой трансформации государственного управления

      6. В функциональную структуру цифровой трансформации государственного управления входят:

      1) Комиссия при Президенте Республики Казахстан по вопросам внедрения цифровизации в Республике Казахстан (далее – Комиссия);

      2) Межведомственная комиссия по вопросам оказания государственных услуг (далее – МВК);

      3) уполномоченный орган в сфере информатизации (далее - уполномоченный орган);

      4) государственные органы.

      7. Комиссия является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан, основными задачами которого являются выработка предложений по вопросам цифровизации, инновационных технологий и области связи в Республике Казахстан, а также мониторинг их реализации в соответствии с положением, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 10 января 2018 года № 621.

      8. МВК осуществляет свои функции в соответствии с его положением, утвержденным распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 3 ноября 2023 года № 169-р.

      9. Уполномоченный орган осуществляет межотраслевую координацию цифровой трансформации государственного управления, а также:

      1) рассматривает проекты карт цифровой трансформации и принимает решение об их согласовании;

      2) осуществляет мониторинг реализации карт цифровой трансформации отрасли;

      3) по итогам проведения мониторинга по мере необходимости, вносит на заседание МВК информацию о ходе реализации цифровой трансформации и вопросы, требующие решения;

      4) рассматривает проекты нормативных правовых актов на предмет их соответствия приоритетным направлениям цифровой трансформации с привлечением центра поддержки цифрового правительства;

      10. При уполномоченном органе функционируют:

      1) центр поддержки цифрового правительства (далее – центр), на который возложены функции организационного и методологического сопровождения цифровой трансформации государственного управления, в том числе путем проведения обучения офисов цифровой трансформации государственных органов, проектных команд и других заинтересованных структур;

      2) сервисный интегратор "электронного правительства" (далее – сервисный интегратор), на который возложены функции по методологическому обеспечению развития архитектуры "электронного правительства", анализ данных, построение архитектуры "электронного правительства" с учетом перехода на цифровое государство;

      3) оператор информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства" (далее – оператор), на который возложены обеспечение функционирования закрепленной за ним информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", в том числе обеспечение работы информационно-аналитической системы "Smart Data Ukimet" для аналитики и использования данных, а также организация и обеспечение информационного взаимодействия между объектами информатизации.

      11. Государственные органы:

      1) определяют из числа заместителей руководителей государственных органов, курирующих вопросы цифровизации, ответственных за разработку и реализацию карт цифровой трансформации;

      2) приказом первого руководителя создают при государственном органе офис цифровой трансформации, а также утверждают его состав и положение;

      3) осуществляют в соответствии с настоящими Правилами разработку, согласование, утверждение и реализацию карт цифровой трансформации;

      4) направляют проекты карт цифровой трансформации на согласование в уполномоченный орган;

      5) возлагают функции главного офицера по данным, ответственного за управление данными в курируемой отрасли, стратегические направления и определение политики управления данными, на заместителей руководителей государственных органов в соответствии с приказами о распределении обязанностей;

      6) осуществляют реинжиниринг;

      7) осуществляют формирование и ведение электронного реестра бизнес-процессов;

      8) обеспечивают соблюдение организационных, технических, правовых требований в области информационно-коммуникационных технологий, информационной безопасности, управления данными, развития архитектуры "электронного правительства", создания, развития, эксплуатации, приобретения объектов информатизации "электронного правительства", а также информационно-коммуникационных услуг.

      12. Заместитель руководителя государственного органа, курирующий вопросы цифровизации:

      1) управляет и координирует реализацию карты цифровой трансформации, в том числе обеспечение реализации мероприятий цифровой трансформации трудовыми, финансовыми и материально-техническими ресурсами;

      2) обеспечивает единство и комплексность реализации карты цифровой трансформации в целом, достижение целей и значений показателей ее эффективности и результативности;

      3) инициирует оптимизацию процессов деятельности для обеспечения задач цифровой трансформации, в том числе бизнес-процессов, и руководит деятельностью по реинжинирингу бизнес-процессов, влияющих на достижение целевых индикаторов карты цифровой трансформации и показателей их эффективности;

      4) осуществляет координацию работы офиса цифровой трансформации.

      13. Офис цифровой трансформации государственного органа:

      1) осуществляет разработку картой цифровой трансформации, а также оперативную деятельность по реализации карты цифровой трансформации, включая подготовку необходимых для этого документов и проектов решений;

      2) обеспечивает обучение структурных подразделений в государственном органе, подведомственных организаций, их координацию в ходе цифровой трансформации, реинжиниринга бизнес-процессов, затрагиваемых картой цифровой трансформации, и последующей разработки необходимых проектов нормативных правовых актов, автоматизации;

      3) осуществляет контроль хода реализации карты цифровой трансформации, а также подготовку отчетных материалов и документов, необходимых для осуществления мониторинга и оценки реализации карты цифровой трансформации.

      14. Регламент взаимодействия заместителя руководителя государственного органа, курирующего вопросы цифровизации, с офисом цифровой трансформации государственного органа, структурными подразделениями и подведомственными организациями определяется государственными органами самостоятельно.

      15. Органы, входящие в структуру цифровой трансформации государственного управления, действуют в пределах наделенных полномочий, при этом в рамках их взаимодействия обеспечивается соблюдение иерархии принятия решений от нижестоящих к вышестоящим органам, входящим в структуру цифровой трансформации государственного управления.

Параграф 2. Разработка, согласование и утверждение карты цифровой трансформации отрасли (сферы)

      16. Проекты карт цифровой трансформации разрабатываются государственными органами в течение 3 (три) месяцев на пятилетний период с момента принятия настоящих Правил.

      17. При разработке карты цифровой трансформации государственными органами, осуществляющими его разработку, обеспечиваются:

      1) взаимосвязь карты цифровой трансформации отрасли с целями и задачами документов Системы государственного планирования, поручениями Президента и Правительства Республики Казахстан, реализуемыми в соответствующих сферах, со значениями и сроками реализации целевых показателей (индикаторов), установленных в указанных документах, а также архитектурой "электронного правительства";

      2) формирование кейсов взаимодействия государственного органа с субъектами и объектами курируемой сферы (отрасли) с указанием ответственных лиц для их реинжиниринга;

      3) разработка план-графика по проведению реинжиниринга кейсов по курируемым сферам, учету сведений объектов информатизации на 5-летний период;

      4) управление данными в соответствии с требованиями по управлению данными.

      5) выявление проблем отрасли;

      6) определение прорывных технологий, в том числе с применением искусственного интеллекта в курируемых сферах (отраслях);

      7) организационное единство при решении задач цифровой трансформации и достижении целей индикаторов с учетом задач цифровой трансформации и целевых индикаторов подведомственных им организаций, а также государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора, чьи бизнес-процессы затрагивают задачи цифровой трансформации;

      8) проведение анализа по направлениям совершенствования процессов оказания государственных услуг при реинжиниринге.

      18. Приоритетные направления цифровой трансформации и их целевые индикаторы, показатели результативности цифровой трансформации и их значения формируются с учетом их целесообразности, обоснованности, социального влияния и/или вклада в экономику.

      Приоритетные направления цифровой трансформации и их количество определяются государственными органами по значимым, конкретным, четко определенным во времени, измеримым и достижимым целевым индикаторам.

      19. Показатели результативности цифровой трансформации государственных органов предусматривают измеримость следующих критериев:

      1) повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством;

      2) снижение издержек государственного управления, отраслей экономики и социальной сферы;

      3) повышение прозрачности государственного управления;

      4) снижение коррупционных рисков за счет цифровой трансформации;

      5) повышение уровня надежности и безопасности объектов информатизации, цифровой суверенитет.

      20. Для снижения возможных рисков реализации проектов цифровой трансформации, обеспечения эффективности расходования бюджетных средств в карту цифровой трансформации включаются мероприятия по реализации необходимых пилотных проектов, в том числе в сферах оказания государственных услуг и государственного управления, в установленных законодательными актами Республики Казахстан случаях.

      К карте цифровой трансформации также прилагаются документы и информация, необходимые для дополнительного описания мероприятий карты цифровой трансформации, перечень данных, обоснования достижимости показателей результативности цифровой трансформации и необходимости реализации соответствующих мероприятий карты цифровой трансформации, перечни документов Системы государственного планирования, использованных при разработке карты цифровой трансформации, описания возможных рисков реализации карты цифровой трансформации и управления рисками.

      21. Планирование бюджетных средств на реализацию карты цифровой трансформации на очередной финансовый год и в плановом периоде осуществляется государственным органом в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

      22. Проекты карт цифровой трансформации до их утверждения государственными органами подлежат обязательному согласованию с уполномоченным органом.

      23. Уполномоченный орган в течение 10 (десять) рабочих дней со дня поступления проекта карты цифровой трансформации на согласование осуществляет рассмотрение проекта на предмет его соответствия настоящим Правилам, а также достижимости значений показателей результативности цифровой трансформации, заявленных государственным органом.

      Уполномоченный орган для рассмотрения проекта карты цифровой трансформации привлекает центр.

      Результат рассмотрения проекта карты цифровой трансформации оформляется в виде решения первого руководителя уполномоченного органа в сфере информатизации о согласовании либо необходимости доработки проекта карты цифровой трансформации.

      В случае получения государственным органом решения о согласовании карты цифровой трансформации карта утверждается первым руководителем государственного органа, осуществившего разработку проекта карты цифровой трансформации, или лицом, его замещающим.

      24. Карты цифровой трансформации в срок не позднее 3 (три) рабочих дней со дня их утверждения размещаются государственными органами на архитектурном портале "электронного правительства" и официальном интернет-ресурсе.

Параграф 3. Реализация карт цифровой трансформации отрасли (сферы)

Раздел 1. Реализация приоритетных направлений цифровой трансформации отрасли (сферы)

      25. Достижение целевых показателей приоритетных направлений цифровой трансформации является ключевым показателем эффективности заместителя руководителя государственного органа, курирующего вопросы цифровизации.

      26. Реализация цифровой трансформации осуществляется в соответствии с план-графиком.

      27. Внутренний мониторинг реализации мероприятий карт цифровой трансформации осуществляется заместителем руководителя государственного органа, курирующим вопросы цифровизации.

      28. Внешний мониторинг реализации мероприятий карт цифровой трансформации, в том числе планов мероприятий, осуществляется уполномоченным органом с привлечением центра, в целях наблюдения за исполнением мероприятий, оценки хода, сроков, качества их реализации, достижения ключевых показателей эффективности заместителя руководителя государственного органа, курирующего вопросы цифровизации.

Раздел 2. Порядок реализации приоритетных направлений цифровой трансформации отрасли (сферы), требующих реинжиниринга бизнес-процессов государственных органов

      29. Реинжиниринг осуществляется в соответствии с утвержденной методикой и состоит из следующих этапов:

      1) описания текущего варианта бизнес-процессов государственных органов;

      2) формирования целевого варианта бизнес-процессов.

      30. В течение 10 (десять) рабочих дней после утверждения карты цифровой трансформации государственный орган – владелец бизнес-процессов формирует проектную команду для оперативного решения поставленных задач и возникающих вопросов по реинжинирингу бизнес-процессов государственного органа.

      Формирование проектной команды осуществляется государственным органом – владельцем бизнес-процессов.

      31. В проектную команду реинжиниринга входят:

      1) представители государственных органов – владельцев бизнес-процессов:

      руководитель проектной команды – уполномоченное лицо, имеющее необходимый уровень компетенции в соответствующей сфере;

      сотрудники структурных подразделений государственного органа, подведомственных организаций, ответственных за осуществление бизнес-процессов, а также за разработку методологии и руководства бизнес-процесса;

      сотрудники государственного органа, имеющие экспертные знания в соответствующих сферах (отраслях);

      2) представители Центра:

      IT-архитектор, осуществляющий анализ текущей и целевой архитектуры "электронного правительства", в том числе данных, объектов информатизации;

      бизнес-аналитик (IT-аналитик), осуществляющий исследовательский бизнес-анализ на основе предоставленных данных.

      3) заинтересованные организации независимые эксперты, сотрудники уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг при рассмотрении вопросов совершенствования процессов оказания государственных услуг.

      32. Описание текущего варианта бизнес-процессов включает:

      1) выявление нормативных правовых актов, документов стратегического планирования, а также документов, регламентирующих и затрагивающих бизнес-процессы;

      2) выявление всех заинтересованных участников бизнес-процессов с указанием точек соприкосновения;

      3) описание видов данных на каждом этапе бизнес-процесса в соответствии с требованиями по управлению данными;

      4) выявление проблем текущего варианта бизнес-процессов;

      5) интервью с заинтересованными лицами и подготовка карты пути клиента;

      6) описание текущего варианта бизнес-процессов.

      33. Замена или продление сроков проведения реинжиниринга, указанных в цифровой карте осуществляется в следующих случаях:

      1) При изменениях приоритетных направлений работ государственного органа в связи с посланиями и/или поручениями Главы Государства, Премьер-Министра, а также в соответствии с планами развития государственных органов.

      2) По результатам предварительного анализа проектной команды в соответствии с методикой, в рамках которого выявлено различие в объемах работ (количество бизнес-процессов) с изначально планируемым.

      34. Внесение изменений в план работ осуществляется на основе протокола проектной команды с указанием причин и подписанным руководителем проектной команды.

      35. На основании результатов этапа описания текущего варианта бизнес-процессов проектной командой осуществляется формирование целевого варианта бизнес-процессов.

      36. Формирование целевого варианта бизнес-процессов государственных органов включает:

      1) описание целевого и/или оптимального варианта бизнес-процессов;

      2) обоснование целесообразности предлагаемых решений согласно методике;

      3) разработку планов мероприятий, в том числе включающих мероприятия по разработке проектов нормативных правовых актов.

      37. План мероприятий утверждается заместителем руководителя государственного органа или должностным лицом, курирующим вопросы цифровизации.

      При разногласии государственных органов по видению целевого варианта бизнес-процесса утверждение целевого варианта бизнес-процессов осуществляется государственным органом после согласования на МВК.

      Текущий вариант бизнес-процесса, целевой вариант бизнес-процессов и план мероприятий в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его утверждения размещается государственными органами на архитектурном портале "электронного правительства".

      38. С учетом проведенного реинжиниринга, в случаях, предусмотренных планом мероприятий, осуществляются автоматизация деятельности государственного органа, в том числе государственных функций, и оказание вытекающих из них государственных услуг в соответствии с архитектурой "электронного правительства" (далее – автоматизация деятельности).

      В случае, если архитектурой "электронного правительства" не предусматривается указанная автоматизация деятельности, сервисный интегратор обеспечивает ее актуализацию и развитие в соответствии с правилами формирования и мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства", требованиями по развитию архитектуры "электронного правительства".

      Автоматизация деятельности осуществляется путем создания и развития объектов информатизации "электронного правительства" либо приобретения объектов информатизации "электронного правительства" или информационно-коммуникационных услуг согласно архитектуре "электронного правительства" в соответствии с Правилами создания, развития, эксплуатации, приобретения объектов информатизации "электронного правительства", а также информационно-коммуникационных услуг, утвержденными уполномоченным органом.

      Автоматизация деятельности осуществляется с учетом обеспечения приоритетности создания и развития объектов информатизации "электронного правительства" и оказания информационно-коммуникационной услуги на информационно-коммуникационной платформе "электронного правительства", создание и развитие которой осуществится оператором.

Раздел 3. Использование данных в реализации приоритетных направлений цифровой трансформации отрасли (сферы)

      39. Использование данных государственными органами и иными участниками процесса цифровой трансформации государственного управления осуществляется в соответствии с требованиями по управлению данными, утвержденными уполномоченным органом в сфере управления данными.

      40. При реализации приоритетных направлений цифровой трансформации отрасли (сферы) государственные органы и иные участники процесса цифровой трансформации государственного управления обеспечивают применение и повторное использование данных (в том числе с учетом необходимых изменений), а также новые способы создания и использования данных в зависимости от нужд конечных пользователей, при этом повторный сбор данных не допускается.

Параграф 4. Внесение изменений и дополнений в карты цифровой трансформации государственного органа

      41. Внесение изменений и дополнений в карты цифровой трансформации государственными органами осуществляется в следующих случаях:

      1) по результатам рассмотрения и оценки одним из органов, входящих в структуру цифровой трансформации государственного управления, за отчетный период;

      2) по итогам осуществления пилотных проектов в рамках карты цифровой трансформации государственного органа;

      3) в связи с внесением изменений в документы Системы государственного планирования;

      4) значительном изменении текущей деятельности (реорганизация и т.д.);

      5) при возникновении оснований, предусмотренных нормативными правовыми актами, для внесения изменений в связи с обстоятельствами, которые находятся вне компетенции соответствующего государственного органа;

      6) в случаях, не предусмотренных настоящими Правилами, – не более одного раза в течение 6 (шесть) месяцев после ее предыдущего утверждения.

      42. Внесение изменений в утвержденную в соответствии с настоящими Правилами карту цифровой трансформации осуществляется в порядке, аналогичном порядку ее разработки, согласования и утверждения.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.