Об утверждении программы по управлению коммунальными отходами по Амангельдинскому району

Новый

Решение маслихата Амангельдинского района Костанайской области от 28 февраля 2024 года № 80

      В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстана, подпунктом 15) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", Амангельдинский районный маслихат РЕШИЛ:

      1. Утвердить программу по управлению коммунальными отходами по Амангельдинскому району согласно приложению к настоящему решению.

      2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Временно испольняющий обязанности председателя Амангельдинского районного маслихата Н. Алмагамбетов

      СОГЛАСОВАНО:

      Руководитель коммунального

      государственного

      учреждения "Отдел жилищно-

      коммунального хозяйства,

      пассажирского транспорта и

      автомобильных дорог и

      жилищной инспекции

      Амангельдинского района"

      ___________ Р.М. Кайырбеков

      "28" февраль 2024 год

  Приложение
  к решению маслихата
  от "28" февраля 2024 года
  № 80

ПРОГРАММА ПО УПРАВЛЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ АМАНГЕЛЬДИНСКОГО РАЙОНА НА 2024-2028 ГГ.

Содержание

     


Термины и определения

      Биоразлагаемые отходы - отходы, которые способны подвергаться анаэробному или аэробному разложению, в том числе садовые и парковые отходы, а также пищевые отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, макулатура.

      Захоронение отходов – складирование отходов в местах, специально установленных для их безопасного хранения в течение неограниченного срока, без намерения их изъятия.

      Коммунальные отходы - отходы потребления, включающие:

      1) смешанные отходы и раздельно собранные отходы домашних хозяйств, включая, помимо прочего, бумагу и картон, стекло, металлы, пластмассы, органические отходы, древесину, текстиль, упаковку, использованные электрическое и электронное оборудование, батареи и аккумуляторы;

      2) смешанные отходы и раздельно собранные отходы из других источников, если такие отходы по своему характеру и составу сходны с отходами домашних хозяйств.

      Крупногабаритные отходы – отходы потребления и хозяйственной деятельности (бытовая техника, мебель и другое), утратившие свои потребительские свойства и по своим размерам исключающие возможность транспортировки на специализированных транспортных средствах.

      Отходы потребления - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека, полностью или частично утратившие свои потребительские свойства продукты и (или) изделия, их упаковка и иные вещества или их остатки, срок годности либо эксплуатации которых истек независимо от их агрегатного состояния, а также от которых собственник самостоятельно физически избавился либо документально перевел в разряд отходов потребления.

      Отходы электронного и электрического оборудования – отнесенное к отходам, непригодное или вышедшее из употребления электронное и электрическое оборудование, в том числе его узлы, части, детали.

      Пищевые отходы - отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, образующиеся в результате производства и потребления продуктов питания.

      Полигон захоронения отходов - специально оборудованное место постоянного размещения отходов без намерения их изъятия, соответствующее экологическим, строительным и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

      Раздельный сбор отходов - сбор отходов раздельно по видам или группам в целях упрощения дальнейшего специализированного управления ими.

      Сбор отходов - деятельность по организованному приему отходов от физических и юридических лиц специализированными организациями в целях дальнейшего направления таких отходов на восстановление или удаление.

      Строительные отходы - отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.

      Твердые бытовые отходы - коммунальные отходы в твердой форме.

      Транспортировка отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов с помощью специализированных транспортных средств между местами их образования, накопления в процессе сбора, сортировки, обработки, восстановления и (или) удаления.

      Уничтожение отходов – способ удаления отходов путем термических, химических или биологических процессов, в результате применения которого существенно снижаются объем и (или) масса и изменяются физическое состояние и химический состав отходов, но который не имеет в качестве своей главной цели производство продукции или извлечение энергии.

      Управление отходами - операции, осуществляемые в отношении отходов с момента их образования до окончательного удаления.

      Централизованная система сбора твердых бытовых отходов – система, организуемая местными исполнительными органами в рамках обеспечения физических и юридических лиц независимо от форм собственности и вида деятельности, проживающих (находящихся) и (или) осуществляющих свою деятельность в жилых домах либо отдельно стоящих зданиях (сооружениях) и не имеющих на праве собственности контейнерных площадок и контейнеров, а также имеющих на праве собственности контейнерные площадки и контейнеры, расположенные на землях общего пользования, услугами по сбору, транспортировке твердых бытовых отходов.

Паспорт Программы

Наименование

Программа по управлению коммунальными отходами Амангельдинского района Костанайской области на 2024-2028 гг.

Основание для разработки

Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК.
Методические рекомендации местным исполнительным органам по разработке Программы по управлению коммунальными отходами, приказ № 154п от 18.05.2023 г. Министерства экологии и природных ресурсов РК.

Государственный орган, ответственный за разработку Программы

КГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции акимата Амангельдинского района"

Цель Программы

Целью Программы является организация регулярного вывоза коммунальных отходов, создание и функционирование необходимой инфраструктуры, предусматривающей их раздельный сбор, а также обеспечения соблюдения экологических требований при управлении коммунальными отходами.

Задачи Программы

Задачи Программы:
1. Организация регулярного вывоза коммунальных отходов;
2. Создание и функционирование необходимой инфраструктуры, предусматривающей их раздельный сбор;
3. Развитие системы переработки и утилизации ТБО;
4. Обеспечение безопасного захоронения коммунальных отходов;
5. Повышение осведомленности населения, государственных учреждении и других юридических лиц по правильному обращению с коммунальными отходами.

Объем финансирования

*Предлагаемые мероприятия по реализации Программы планируются включить в План мероприятий по охране окружающей среды Костанайской области на 2026-2028 гг.
Необходимые затраты и суммы расходов по источникам финансирования будут корректироваться с учетом утверждения и уточнений республиканского и местного бюджетов на соответствующий финансовый год в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Исполнители Программы

Акимат Амангельдинского района, Маслихат Амангельдинского района, акиматы сел и с/о, субъекты предпринимательства, осуществляющие сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов.

Период

5 лет 2024-2028 гг.

Введение

      Политика Республики Казахстан в сфере управления отходами определяется Концепцией по переходу РК к "зеленой" экономике (2013) и Национальным проектом "Жасыл Казахстан" (2021).

      Стратегические документы устанавливают необходимость охвата вывозом, внедрения раздельного сбора, увеличения доли утилизации и переработки отходов и, соответственно, снижения объемов отходов, захораниваемых на полигонах.

      С целью улучшения экономического, социального и инфраструктурного развития разработан и утвержден Комплексный план социально - экономического развития города Аркалыка, Амангельдинского и Джангельдинского районов Костанайской области на 2023 – 2027 годы. Планом установлена необходимость разработки и утверждения программы по управлению коммунальными отходами в Амангельдинском районе и проведение работы согласно данной программе. Согласно данному Плану, разрабатывается Программа по управлению коммунальными отходами (далее - Программа) для Амангельдинского района.

      Программа разработана согласно статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее - ЭК РК) и методическим рекомендациям местным исполнительным органам по разработке Программы по управлению коммунальными отходами, приказ № 154п от 18.05.2023 г., Министерства экологии и природных ресурсов РК, с учетом приоритетов национальных стратегических, программных и концептуальных документов.

      В процессе разработки Программы проведен анализ текущей ситуации управления коммунальными отходами в Амангельдинском районе, выявлены проблемы и разработан комплекс мер, направленных на создание экологически безопасной и экономически эффективной системы управления коммунальными отходами на территории Амангельдинского района в соответствии с требованиями экологического законодательства.

      Реализация Программы приведет к совершенствованию системы управления коммунальными отходами в Амангельдинском районе, в частности, будет создана необходимая инфраструктура по управлению отходами (контейнеры, контейнерные площадки, мусоровозы), система переработки и утилизации коммунальных отходов, модернизирована система сбора и транспортировки коммунальных отходов, внедрен раздельный сбор отходов, уменьшены объемы отходов, направляемых на захоронение, приняты меры для безопасного захоронения коммунальных отходов, произведена рекультивация отдельных полигонов отходов, повышена осведомлҰнность и заинтересованность населения по раздельному сбору отходов.

      Таким образом, реализация Программы будет способствовать снижению негативного влияния отходов на окружающую среду в Амангельдинском районе и в целом по Костанайской области, достижению стратегических показателей Республики Казахстан в сфере управления коммунальными отходами.

Общие сведения о районе

      Амангельдинский район расположен на юге Костанайской области, образован в 1928 году. Территория района составляет 22,6 тысячи квадратных километров. Амангельдинский район граничит с городом Аркалыком и четырьмя районами (Наурзумский, Жангельдинский (Костанайская область), Жаркаинский (Акмолинская область), Улытауский (область Ұлытау).

      Состав Амангельдинского района входят 10 сельских округов, 30 населенных пунктов.

      Таблица 1 - Перечень сельских округов и сел Амангельдинского района

Наименование

Населенные пункты

1

Амангельдинский сельский округ

Село Амангельды, село Есир, село Кемер, село Аккиси, село Коглыколь

2

Аксайский сельский округ

Село Аксай

3

Амантогайский сельский округ

Село Амантогай, село Жалдама, село Шакпак, село Каракудук

4

Байгабылский сельский округ

Село Байгабыл, село Жетибай, село Жанатурмыс

5

Кабыргинский сельский округ

Село Кабырга, село Жанатай

6

Карасуский сельский округ

Село Карасу, село Агайдар, село им. А.Сыздыкова, село Есенбаев

7

Кумкешуский сельский округ

Село Кумекшу, село Айтбай

8

Урпекский сельский округ

село Урпек, село Агаштыколь, село Косжан, село Карашатобе 

9

Уштогайский сельский округ

село Уштогай, село Степняк

10

Тастинский сельский округ

Село Тасты, село Карынсалды, село Горняк

      Население Амангельдинского района на 1 января 2023 года согласно данным Бюро национальной статистики (далее – БНС) составляет - 13452 человек.

      Земельный фонд района представлен в основном сельскохозяйственными угодьями (97%). Специализация района – сельское хозяйство представлено животноводством, растениеводством.

      Промышленный сектор представлен обрабатывающей промышленностью, производством и распределением теплоэнергии и воды.

1. Анализ текущей ситуации управления коммунальными отходами в Амангельдинском районе

1.1 Оценка текущего состояния системы управления коммунальными отходами

      Охват населения услугами сбора и вывоза коммунальных отходов

      В Амангельдинском районе из 30 населенных пунктов, сбором и вывозом частично охвачены только жители районного центра, села Амангельды. В с. Амангельды в благоустроенном секторе, который состоит из пяти домов, организован сбор и вывоз отходов. Сбор осуществляется на контейнерных площадках рядом с домами. Всего 4 контейнерных площадок. Вывоз с этих площадок осуществляется 2 раза в месяц. Жители за вывоз не оплачивают. Вывоз осуществляет ИП "АКЫШЕВА" в рамках услуги по санитарной очистки поселка.

      В частном секторе с. Амангелды и других населенных пунктах Амангельдинского района организованный сбор и вывоз коммунальных отходов не осуществляется. Жители складируют ТБО на своих участках, пищевые отходы скармливают домашним животным, бумагу, картон, дерево сжигают в домашних печах. Накопленные отходы, жители 1 раз в год самостоятельно вывозят в места захоронения отходов. За вывоз жители платят по от 5000 тенге до 10000 тенге различным перевозчикам в селах.

      Всего в селе Амангельды имеется 17 контейнеров, из них: 15 металлических контейнеров, которые установлены на территории школ, садиков и больниц, 1 контейнер для РСО, 2 сетчатые контейнеры для пластика в парке. Сетки обслуживает сельский акимат. Собранный пластик с сеток идет на захоронение.

      Вывозом от юридических лиц и государственных учреждений также занимается ИП "Акышева" в рамках государственных закупок.

      В рамках данной Программы необходимо организовать регулярный вывоз коммунальных отходов согласно статье 365 ЭК РК, с постепенным увеличением охвата населения до 100%, как установлено в стратегических документах РК.

      Транспортировка

      Для транспортировки коммунальных отходов в селе Амангельды у ИП "Акышева" имеется 1 транспорт "камаз" и 1 трактор.

      Раздельный сбор ТБО

      В Амангельдинском районе не внедрена система раздельного сбора отходов и отсутствуют контейнеры и пункты приема вторичного сырья.

      Опасные составляющие коммунальных отходов

      В селе Амангельды имеется только один контейнер для РСО.

      В остальных сельских населенных пунтках отсутствует система сбора опасных составляющих коммунальных отходов, таких как ртутьсодержащие лампы (далее РСО), отходы электронного и электрического оборудования (ОЭЭО), медицинских отходов, образующихся у физических лиц. Все виды опасных отходов в общем потоке попадают на свалки, нанося вред окружающей среде.

      В 2022 году заключен договор заключен договор на сбор и транспортировку с ТОО "EcoLub Republic" г.Костанай на сумму 402,5 тыс. тенге. В селе Амангельды установлен только 1 контейнер для РСО.

      Крупногабаритные и строительные отходы

      Согласно информации от ЖКХ на сегодняшний день на территории Амангельдинского района проводится работа по сбору и вывозу крупногабаритного и строительного мусора у населения на безвозмездной основе в рамках санитарной очистки и благоустройства территории. Также жители самостоятельно, вывозят КГО и строительные отходы самостоятельно на полигоны. Специально организованных мест для сбора КГО и строительных отходов нет.

      Наличие мощностей по сортировке и переработке

      Мусоросортировочные линии в Амангельдинском районе отсутствует. Все коммунальные отходы от населения без раздельного сбора и без сортировки захораниваются на полигонах ТБО.

      Согласно ГЭЭ на полигоны ТБО Амангельдинского района предусмотрена ручная сортировка при приеме отходов, однако сортировка по факту не выполняется.

      Единственное в селе Амангельды отходы золы складируются отдельно и направляется на переработку. Переработкой занимается также ИП "Акышева", делают шлакоблочные фундаменты и кирпичи. Мощность 12 тонн в день (за 8 часов). В 2024 году планируется повышение мощности в два раза.

      Места захоронения отходов

      По Амангельдинскому району имеется 11 ТБО полигонов, которые находятся в 10 сельских округах. На полигоны вывозятся ТБО от населения и предприятий, зольный остатки шлак, удаляемые из энергоустановок, работающих на угле и отходы животноводства (навоз).

      Общая площадь земельных участков под полигоны составляет 46,5 га. ИП "Акышева" осуществляет эксплуатацию полигонов. Проектная мощность полигона 31 155 тонн. Начало эксплуатации сельских полигонов 2017 год, срок эксплуатации 10 лет. На полигоны получены разрешения на размещение, эмиссии до 2027 года.

      Рисунок 1. Существующие полигоны ТБО Амангельдинского района

     


      Полигоны ТБО в Амангельдинском районе расположены в различных сельских округах, демонстрируя широкий охват территории, а разнообразие местоположений подчеркивает необходимость адаптированных стратегий управления отходами. Однако, в настоящее время одной из важных стратегических задач является уменьшение количества полигонов.

      В таблице 2 представлены данные по объему захороненных отходов на полигонах по Амангельдинскому району.

      Таблица 2 – Объем захороненных отходов по Амангельдинскому району на конец 2022 года


Объем накопленных захороненных отходов на начало 2022 г., тонн

Объем отходов, поступивших на захоронение (депонирование) в 2022 г., тонн

Объем накопленных захороненных (депонированных) отходов на конец 2022 г., тонн

Проектная мощность полигона, в тоннах

Показатель, накопления полигона, %

Площадь полигона, в км2

Амангельдинский район

30 529

520

31 049

31 155

99,66

0,10

      * "Об обращении с коммунальными отходами в Костанайской области за 2022 год" Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, Дата релиза: 04.05.2023 г.

      Согласно данным БНС, полигоны ТБО Амангельдинского района показывают – 99,66% заполняемости от проектной мощности полигона. Но по сведениям ЖКХ Амангельдинского района заполняемость только самого большого полигона в районном центре, в селе Амангельды по факту составляет 50-55%.

      В связи с прогнозами указывающими на заполнение полигона и завершения их срока эксплуатации к 2027 году, а также стратегической задаче Республики Казахстан по уменьшению количества мест захоронения отходов необходимо пересмотреть количество полигонов по Амангельдинскому району. Необходимо провести анализ возможности сокращения полигонов и строительства новых полигонов ТБО малой мощности в районе.

      Морфологический состав коммунальных отходов

      Исследования морфологического состава ТБО в Амангельдинском районе не проводились.

      Системные исследования состава ТБО в сельских населенных пунктах в Казахстане пока не проводятся. Имеются различные анализы и локальные исследования, проводившиеся научными организациями и ассоциациями для крупных городов.

      Согласно таким исследованиям, во многих городах основной фракцией в составе коммунальных отходов являются биоразлагаемые 37-38% (пищевые) отходы, 16-17% отходы пластика, 11-12% отходы бумаги и картона и пр.

      Морфологический состав отходов в сельских районах отличается от городской местности.

      В процессе жизнедеятельности сельского населения образуются различные виды отходов (пластик, жестяная тара, бумага, картон, стекло, пищевые отходы и т.д.). Однако их состав и объем претерпевает изменения. К примеру, в сельских населенных пунктах, где есть центральное газовое отопление и не внедрен раздельный сбор и отсутствует сортировка, все отходы вывозятся на существующие полигоны. В населенных пунктах, где используется твердое топливо, некоторые виды отходов утилизируется населением самостоятельно (сжигание в бытовых печах, использование в виде корма для животных). Вывозятся лишь те отходы, которые не могут быть утилизированы в домашних условиях (жестяная тара, стекло). Данный фактор влияет на состав и объем образования отходов в сельской местности.

      Также следует отметить, что ввиду отсутствия контроля на полигонах ТБО Амангельдинского района, имеют место вывоза навоза на полигоны.

      Для эффективного развития отрасли переработки ТБО и внедрения технологии, необходимо проведения системных исследований состава ТБО в сельских населенных пунктах.

1.2 Нормативная база по образованию и накоплению коммунальных отходов, тарифам на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО

      Нормы образования и накопления коммунальных отходов и тарифы

      Нормы образования и накопления коммунальных отходов утверждены маслихатом Амангельдинского района. (Решение маслихата Амангельдинского района Костанайской области от 22 апреля 2022 года № 113).

      Нормы образования и накопления коммунальных отходов приведены в таблице 4.

      Таблица 3 - Нормы образования и накопления коммунальных отходов по Амангельдинскому району

Объект накопления коммунальных отходов

Расчетная единица

Годовая норма накопления коммунальных отходов, м3

1.

Домовладения благоустроенные

1 житель

0,65

2.

Неблагоустроенные домовладения

1 житель

0,70

      Согласно документу, годовая норма накопления коммунальных отходов одного жителя благоустроенных и неблагоустроенных домовладений составляет 0,65 м3 (около 130 кг/человек).

      Тарифы

      Маслихатом Амангельдинского района также утверждены тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов для населения (Решение маслихата Амангельдинского района Костанайской области от 31 августа 2022 года № 130). Тарифы приведены в таблице 3.

      Таблица 4 - Тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов для населения по Амангельдинскому району

Наименование

Расчетная единица

Тенге (без налога на добавленную стоимость тенге)

Домовладения благоустроенные

в месяц с 1-го жителя

77,00

Домовладения неблагоустроенные

83,00

Годовой тариф на единицу (обьем)

1 м3

1426,64

      Несмотря на то, что тарифы установлены, на практике никто из жителей района не платит за сбор и вывоз ТБО, так как отсутствует организованная система сбора и вывоза отходов.

1.3 Количественные показатели сбора, переработки и захоронения коммунальных отходов в динамике за последние три года

      В Костанайской области ежегодно образуется 210-280 тыс. тонн ТБО. Отходы складируются на 239 полигонах ТБО, из которых лишь 54% соответствуют экологическим требованиям и санитарным правилам, большинство полигонов находится в частной собственности (по данным Управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Костанайской области). При этом доля утилизации и переработки отходов в области составляет 18 процентов.

      Таблица 5 - Объем образования и переработки коммунальных отходов (ТБО) за последние 4 года (2020-2023) по Амангельдинскому району

Наименование

Единица измерения

Годы


2020

2021

2022

2023

1

Объемы образование ТБО


1.3

Амангельдинский район

тонн

1176

670

612

1423

2

Доля переработки и утилизации от общего объема образования ТБО и утилизации

2.3

Амангельдинский район**

тонн

13,5

48

32

500

      ** Данные отдела ЖКХ Амангельдинского района

      Данные таблицы 5 показывают, что средний годовой объем образования ТБО в Амангельдинском районе составляет примерно 970 тонн.

      По данным Отдела ЖКХ района процент переработки ТБО в Амангельдинском районе до 2023 года составлял не более 5-7%. За последний год доля переработки от объема образования составила 35 %. Это связано с тем, что в районе развивается переработка золошлаковых отходов.

1.4 Описание и анализ выделенных средств в динамике за последние три года

      Таблица 6 - Средства выделенные на вопросы управления отходами по Амангельдинскому району

Наименование

Фактические затраты, тенге

2020

2021

2022

2023

Затраты на закуп контейнеров металлических контейнеров, сетки для пластика и пр

-

970 000

-


Договор на сбор и транспортировку РСО



402 000


ИТОГО

-

970 000

402 000


      Из таблицы видно, что сумма, выделенная на вопросы, связанные с управлением отходами, является небольшой.

1.5 Прогноз объемов образования коммунальных отходов на 2024-2028 гг.

      В таблице приведены данные фактического образования ТБО за последние 4 года и планируемое количество отходов до 2028 года в Амангельдинском районе.

      Таблица 7 - Прогноз образования коммунальных отходов Амангельдинского района до 2028 года от населения

Наименование

Фактическое количество образованных отходов

Планируемое количество образования ТБО

Год

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

Образование ТБО, тонн

1176

670

612

1412

1482

1556

1634

1716

1802

      По информации МЭПР ежегодный рост коммунальных отходов в Республике Казахстан составляет 5%. Расчеты произведены на 5%-е увеличение количества отходов до 2028 г.

      Для достижения целевых показателей, установленных в стратегических документах по повышению охвата, увеличению доли переработки и утилизации ТБО, необходимо организовать соответсвующую инфраструктуру, включающую раздельный сбор, своевременный вывоз и захоронение.

1.6 Выводы и основные проблемы в сфере управления коммунальными отходами

      По итогам проведенного анализа выявлены следующие слабые и сильные стороны, угрозы и возможности в сфере управления коммунальными отходами в Амангельдинском районе.

      Слабые стороны:

      - Отсутствие регулярного вывоза коммунальных отходов;

      - Отсутствие необходимой инфраструктуры для раздельного сбора, транспортировки коммунальных отходов, включая мусоровозы, контейнеры и сортировочные линии;

      - Отсутствие системы сбора опасных компонентов коммунальных отходов у населения, таких как РСО, ОЭЭО, а также медицинские отходы

      - Низкая доля переработки отходов;

      - Низкий уровень информированности населения о правилах обращения с коммунальными отходами;

      Сильные стороны:

      - Наличие в районе специализированных предприятий по сбору и транспортировке ТБО;

      - Заинтересованность бизнеса в развитии системы сбора и переработки вторичного сырья;

      - Развитие переработки золошлаковых отходов;

      Риски:

      - Потеря ценных вторичных ресурсов, которые должны быть вовлечены в циркулярную экономику;

      - Разложение органических отходов в теле полигона с выделением парниковых газов, в том числе метана;

      - Загрязнение поверхностных вод, почвы;

      - Образование стихийных свалок вследствие не налаженной системы сбора и переработки строительных и крупногабаритных отходов;

      Возможности:

      - Привлечение местного бизнеса и повышение их заинтересованности в сборе и переработке вторичного сырья;

      - Наличие современных технологий, широкого ассортимента установок для обращения с различными видами вторичного сырья;

      - Оказания поддержки бизнесу со стороны МИО по выделению земельных участков, закупу и передаче необходимого оборудования для переработки стекла, пластика, органических отходов;

      - Уменьшение доли отходов, поступающих на захоронение, увеличение объемов извлекаемого вторсырья;

      - Снижение негативного воздействия на окружающую среду.

      В рамках Программы необходимо организовать рациональную и экологически безопасную систему управления коммунальными отходами в соответствии с требованиями экологического законодательства с учетом специфики района и потребности населения.

2. Цели, задачи и целевые показатели

2.1 Цели и задачи Программы

      Целью Программы является организация регулярного вывоза коммунальных отходов, создание и функционирование необходимой инфраструктуры, предусматривающей их раздельный сбор, а также обеспечения соблюдения экологических требований при управлении коммунальными отходами.

      Задачи Программы:

      1 Организация регулярного вывоза коммунальных отходов;

      2 Создание и функционирование необходимой инфраструктуры, предусматривающей их раздельный сбор;

      3 Развитие системы переработки и утилизации ТБО;

      4 Обеспечение безопасного захоронения коммунальных отходов;

      5 Повышение осведомленности населения, государственных учреждении и других юридических лиц по правильному обращению с коммунальными отходами.

2.2 Целевые показатели Программы

      Для достижения поставленной цели и задач Программы, необходимо выполнение целевых показателей. Целевые показатели установлены согласно Концепции по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике", Национальному проекту "Зеленый Казахстан", и проведенному анализу текущей ситуации. Целевые показатели направлены на улучшение экологической ситуации в регионе, повышения охвата, совершенствования системы раздельного сбора, переработки и захоронения отходов в Амангельдинском районе (таблица 8).

      Таблица 8. Целевые показатели для совершенствования системы сбора, вывоза, переработки и захоронения отходов

п/п

Наименование целевого показателя


Значение целевого показателя

Текущая ситуация
2022-2023

2024

2025

2027

2028

1

Охват сбором и вывозом ТБО населения %

0

0

50

70

100

2

Внедрение раздельного сбора коммунальных отходов:
- по фракциям, %
- отдельным опасным видам отходов (медицинских и ртутьсодержащих, электронной и бытовой техники), %

0
0

70
100

80
100

90
100

100
100

3

Доля переработки и утилизации ТБО Амангельдинский район (от объема образования), % *данные ЖКХ района

*35

35

40

40

40

4

Закрытие и рекультивация полигонов ТБО (мест временного хранения) в соответствии с экологическими требованиям, ед.

0

-

-

-

10

5

Строительство новых полигонов, соответствующих экологическим и санитарным нормам, ед.

0

-

-

-

2

3. Основные направления, пути достижения поставленных целей и задач

3.1 Организация регулярного вывоза коммунальных отходов

      Определение участников рынка твердых бытовых отходов, осуществляющих сбор и транспортировку ТБО.

      Согласно ст. 367 ЭК РК определение участников рынка по сбору ТБО осуществляется посредством проведения конкурса (тендера) в соответствии с главой 4 Закона РК "О государственных закупках".

      При проведении конкурса (тендера) по определению участников рынка, МИО устанавливать требования для специализированных организации по сбору и вывозу ТБО в соответствии с ЭК РК и Правилами управления коммунальными отходами. Согласно требованиям экологического законодательства, установлены следующие минимальные требования к участникам конкурса по сбору и транспортировке ТБО:

      1) наличие регистрации в государственном электронном реестре разрешений и уведомлений, субъектов предпринимательства в сфере управления отходами в соответствии с требованиями статьи 337 Кодекса;

      2) иметь подкласс 38110 "Сбор неопасных отходов", 38210 "Обработка и удаление неопасных отходов" по общему классификатору видов экономической деятельности;

      3) наличие транспортных средств, оснащенных спутниковыми навигационными системами, в собственности и (или) в аренде;

      4) наличие на праве собственности и/или аренды отапливаемых производственных помещений для стоянки, хранения, технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;

      5) располагать квалифицированным управленческим и техническим персоналом для оказания услуг по вывозу коммунальных отходов и пр.

      Для повышения качества услуг по сбору и вывозу ТБО необходимо заключение долгосрочных контрактов на управление коммунальными отходами на конкурентной основе. Долгосрочные контракты позволят субъектам по сбору и вывозу ТБО вкладывать собственные средства в развитие компаний. Путем анализа результатов, полученных в ходе выполнения долгосрочных контрактов, можно оценить качество оказанных услуг. Рассмотрение вариантов заключения контрактов продолжительностью не менее 10 лет представляется важным.

      Заключение договоров публичной оферты с физическими лицами

      Согласно статье 367 ЭК РК физические лица, проживающие в жилых домах, обязаны пользоваться централизованной системой на основании публичных договоров и оплачивать услуги за транспортировку отходов согласно утвержденным местным представительным органом тарифам.

      После определения субъекта по сбору и транспортировке ТБО в Амангельдинском районе, необходимо внедрить практику заключения договора публичной оферты с физическими лицами. Соглашение в форме публичной оферты будет доступно для ознакомления на веб-сайтах специализированных компаний, официальном сайте акимата района и в средствах СМИ. Использование публичных договоров повысит объем сбора и оплаты за услуги по вывозу ТБО и обеспечит удобство для населения. На основе таких договоров будет осуществляться сбор платы.

      Специализированная организация для обслуживание физических и юридических лиц обеспечит абонентским отделом. Также обеспечит работу диспетчерской службы по обслуживанию потребителей для решения оперативных вопросов по оказанию услуг по сбору и транспортировке коммунальных отходов.

3.2 Создание и функционирование необходимой инфраструктуры, предусматривающей их раздельный сбор

      Для обеспечения доступа сельского населения к услугам сбора и регулярного вывоза коммунальных отходов необходимо обеспечить инфраструктуру:

      - закуп специализированного транспорта для сбора и регулярного вывоза коммунальных отходов;

      - закуп контейнеров, для внедрения раздельного сбора ТБО (сухая и мокрая фракции);

      - определение мест и соответствие контейнерных площадок для сбора ТБО санитарно-эпидемиологическим требованиям;

      - раздельный сбор опасных составляющих коммунальных отходов.

      Закуп специализированного транспорта для регулярного вывоза коммунальных отходов

      Согласно статье 365 (п.5) МИО обеспечивают организацию регулярного вывоза коммунальных отходов.

      В рамках программы, направленной на обеспечение доступа населения к регулярным услугам по вывозу коммунальных отходов, необходимо провести закупку пяти специализированных транспортных средств.

      В настоящее время в селе Амангельды у ИП "Акышева" имеется только один транспорт "камаз" и погрузчик.

      Планируется осуществлять вывоз коммунальных отходов из сельских округов еженедельно. Отсутствие необходимого количества специализированных автомобилей может повлечь за собой задержку в выполнении графиков вывоза отходов и создание неудобств для жителей. Как результат, это может спровоцировать возникновение несанкционированных свалок. Приобретенные транспортные средства будут переданы в управление компании, выбранной через проведение конкурса (тендер) и занимающейся сбором и транспортировкой ТБО.

      Предлагаемый график вывоза коммунальных отходов в Амангельдинском районе:

      - 2 раза в неделю в селе Амангелды;

      - 1 раз в неделю из с/о.

      Для минимизации затрат на транспортировку коммунальных отходов принимается минимальная частота вывоза отходов, соответствующая при этом установленным санитарным и природоохранным требованиям.

      При установлении частоты вывоза будет приниматься во внимание объемы образования коммунальных отходов, их морфологический состав, тип и количество применяемых для сбора контейнеров (при сборе посредством контейнеров).

      В селе Амангельды вывоз ТБО будет осуществляться 2 раза в неделю. При этом согласно ст.58 Санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления" сроки хранения отходов в контейнерах при температуре 0о С и ниже – не более трех суток, при плюсовой температуре – не более суток.

      В с/о коммунальные отходы будут вывозиться согласно утвержденному графику путем объезда улиц, домов с/о, например, 1 раз в неделю.

      При бестарном методе транспортировки коммунальных отходов – выставления коммунальных отходов в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, вдоль улицы только в дни сбора и транспортировки (вывоза) согласно графику, утвержденному местным исполнительным органом, до прибытия специализированной техники;

      График вывоза будет составлен после определения специализированной организации по сбору и транспортировке коммунальных отходов и утвержден местными исполнительными органами с учетом мнения населения.

      Закуп контейнеров для ТБО, внедрение раздельного сбора (сухой и мокрые фракции)

      Раздельный сбор отходов у источника образования является обязательным требованием экологического законодательства. Согласно ст. 321 ЭК РК раздельный сбор осуществляется по следующим фракциям:

      1) "сухая" (бумага, картон, металл, пластик и стекло);

      2) "мокрая" (пищевые отходы, органика и иное).

      Для внедрения системы раздельного сбора отходов МИО обеспечивает (приказ и.о. МЭГПР РК от 2 декабря 2021 года № 482) установку необходимого количества контейнеров для раздельного сбора (не менее 2) на контейнерных площадках, что определяется исходя из численности населения, норм накопления отходов, сроков их хранения и других необходимых факторов.

      Согласно утвержденному среднегодовому показателю нормы образования на одного жителя (0,70 м3 или 140 кг/год) требуемое количество контейнеров при использовании 1 м3 контейнера, может быть рассчитано согласно Таблице 9.

      В таблице 9 представлено предварительное количество контейнеров согласно норме образования и количеству дворов (домов).

      После определения бюджета, закупа контейнеров и утверждения графика вывоза отходов, мусоровывозящей компаний необходимо наблюдать заполняемость контейнеров, при необходимости дополнить количество контейнеров или увеличить количество вывозов, так как утвержденные нормы образования для Амангельдинского района низкие.

      Каждый контейнер для раздельного сбора отходов будет промаркирован (надпись) на казахском и русском языках, включая:

      - информационную наклейку/надпись о собираемом виде (фракции) отходов;

      - данные о собственнике контейнера (наименование, телефон);

      - организации, обслуживающей контейнер.

      В случае нанесения маркировки на цветные контейнеры, она будет выполнятся контрастным цветом.

      Также необходимо обеспечить раздельный вывоз раздельно собранных отходов для дальнейшего восстановления на специализированных предприятиях.

      Таблица 9. Предварительный расчет количества контейнеров по каждому населенному пункту по норме образования отходов (расчетным путем) в Амангельдинском районе

Наименование

Население

Количество дворов

Норма образования

Кол-во домов на 1 контейнер

Образование на н.с., м3/год

Образование на двор, м3/год

Образование на двор, м3/день

Образование на несколько дворов, м3/день

Образование на несколько дворов, м3/неделю

Всего контейнеров на н.с.

с.Аксай

322

71

0,7

10

225,4

3,2

0,009

0,087

0,870

7

с.Амангельды

6 747

1210


10

4722,9

3,9

0,011

0,107

0,962

121

с.Есир

393

87



275,1

3,2

0,009

0,087

0,866

9

с.Аккиси

52

12



36,4

3,0

0,008

0,083

0,831

1

с.Кемер

61

16



42,7

2,7

0,007

0,073

0,731

2

Когалыколь

67

17



46,9

2,8

0,008

0,076

0,756

2

с.Амантогай

780

171



546,0

3,2

0,009

0,087

0,875

17

с.Жалдама

312

67



218,4

3,3

0,009

0,089

0,893

7

с.Каракудук

18

3



12,6

4,2

0,012

0,115

0,345

1

с.Шакпак

30

7



21,0

3,0

0,008

0,082

0,575

1

с.Байгабыл

701

116



490,7

4,2

0,012

0,116

0,927

15

с.Жанатурмыс

6

1



4,2

4,2

0,012

0,115

0,115

1

с.Жетибай

33

7



23,1

3,3

0,009

0,090

0,090

1

с.Кабырга

276

35



193,2

5,5

0,015

0,151

0,907

6

с.Жанатай

50

8



35,0

4,4

0,012

0,120

0,959

1

с.Тасты

346

109



242,2

2,2

0,006

0,061

0,548

12

с.Карынсалды

133

30



93,1

3,1

0,009

0,085

0,595

3

с.Горняк

17

13



11,9

0,9

0,003

0,025

0,326

1

с.Карасу

628

132



439,6

3,3

0,009

0,091

0,912

13

с.Абу Сыздыкова

36

10



25,2

2,5

0,007

0,069

0,483

1

с.Агайдар

50

12



35,0

2,9

0,008

0,080

0,959

1

с.Есенбаев

50

11



35,0

3,2

0,009

0,087

0,959

1

с.Кумкешу

429

86



300,3

3,5

0,010

0,096

0,957

9

с.Айтбай

51

8



35,7

4,5

0,012

0,122

0,978

1

с.Урпек

1 290

196



903,0

4,6

0,013

0,126

1,262

20

с.Агаштыколь

94

27



65,8

2,4

0,007

0,067

0,668

3

с.Карашатобе

51

12



35,7

3,0

0,008

0,082

0,815

1

с.Косжан

61

18



42,7

2,4

0,006

0,065

0,455

2

с.Уштогай

251

50



175,7

3,5

0,010

0,096

0,866

6

с.Степняк

117

27



81,9

3,0

0,008

0,083

0,831

3

Всего

13452

2569








267

      * Точное количество контейнеров будет уточнено после определения мест размещения контейнеров, утверждения графика вывоза, а также учета мнения населения совместно со специализированной организацией по сбору и вывозу коммунальных отходов.

      Определение мест и соответствие контейнерных площадок для сбора ТБО санитарно-эпидемиологическим требованиям

      В селе Амангельды установлены 4 контейнерных площадок для сбора ТБО. Контейнерные площадки не соответствуют санитарным-эпидемиологическим требованиям установленным Санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления".

      Согласно Правилам управления коммунальными отходами МИО будут выделят земельные участки для обустройства контейнерных площадок и пунктов приема вторичного сырья, и обеспечат оформление границ земельных участков.

      Акиматам сел и с/о при установке новых контейнерных площадок необходимо согласовывать место установки со специализированной компанией, обеспечить твердым покрытием и оградить с трех сторон на высоту, исключающую возможность распространения (разноса) отходов ветром, но не менее 1,5 м. Контейнерные площадки должны быть размещены на расстоянии не менее 25 м от жилых и общественных зданий и иметь подъездные пути для транспорта. Также провести разъяснительную работу с юридическими лицами и госучреждениями в селах по требованиям к контейнерным площадкам.

      Организация раздельного сбора и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов.

      Опасные составляющие коммунальных отходов (электронное и электрическое оборудование, ртутьсодержащие отходы, батарейки, аккумуляторы и прочие опасные компоненты) должны собираться раздельно и передаваться на восстановление специализированным предприятиям (ст. 365 ЭК РК).

      Ртутьсодержащие отходы (РСО)

      Для организации системы сбора РСО у населения МИО осуществляют:

      – контроль за установкой и обслуживанием специальных универсальных контейнеров, устанавливаемых для сбора РСО, образовывавшихся у населения;

      – контроль и организацию деятельности органов управления объектом кондоминиума, которые обязаны обеспечивать меры по сохранности специальных универсальных контейнеров, осуществлять взаимодействие со специализированным предприятием, обслуживающим контейнера, обеспечивать свободный доступ к ним, вести разъяснительную работу с жильцами, не допускать складирование в контейнер посторонних предметов, наклеивание на контейнер посторонних реклам, объявлений и т.д.;

      – организацию переработки ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, находившихся в употреблении у населения путем выделения средств для приобретения работ (услуг) специализированных предприятий на реализацию комплекса мер по демеркуризации для населения и на ремонт (замену) контейнеров для РСО.

      Приобретение работ (услуг) специализированных предприятий на реализацию комплекса мер по демеркуризации для населения и на ремонт (замену) контейнеров для РСО МИО будет проводить посредством конкурса (тендера) в соответствии с ЭК РК, Главой 4 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" и Правилами управления коммунальными отходами, приказ и.о. МЭГПР РК от 28 декабря 2021 года № 508.

      В настоящее время в селе Амангельды установлен 1 специальный универсальный контейнер для сбора РСО. Требуется увеличить количество контейнеров для РСО и провести информационную кампанию среди местных жителей по правильному использованию данного контейнера.

      Отходы электронного и электрического оборудования

      МИО должны принимать меры, направленные на увеличение доли раздельного сбора ОЭЭО от населения, включая, но не ограничиваясь проведением информационных кампаний, конкурсов, лекций.

      Для организации системы сбора опасных составляющих коммунальных отходов у населения необходимо принятие следующих мер:

      - Создание стационарных или передвижных пунктов/точек сбора опасных бытовых отходов, таких как батарейки, электронное и электрическое оборудование.

      - Обеспечение информирования населения об организованных пунктах приема отходов и пропаганды безопасного обращения с ними.

      - Укрепление сотрудничества с АО "Жасыл Даму", осуществляющим функции оператора расширенной ответственности производителя с целью покрытия части расходов на сбор и утилизацию отходов.

      Для сбора ОЭЭО необходимо предусмотреть стационарные пункты приема. Пункты приема могут быть созданы в магазинах (отделах магазинов, торговых точках), осуществляющих реализацию указанных товаров Аманегельдинского района.

      Внедрение раздельного сбора опасных составляющих коммунальных отходов и создание пунктов вторичного сырья позволит достичь целевой показатель по раздельному сбору.

      Раздельный сбор и восстановление опасных составляющих коммунальных отходов у юридических лиц

      Опасные оставляющие коммунальных отходов образующиеся у юридических лиц вне зависимости от вида деятельности, также должны собираться раздельно и передаваться на восстановление специализированными организациями (предприятиям) (ст. 365 ЭК РК).

      Все государственные учреждения и бюджетные организации Амангельдинского района должны будут заключить договоры на услуги по управлению с опасными отходами. Акиматам сел и с/о необходимо провести профилактическую работу с юридическими лицами и государственными учреждениями.

      Организация раздельного сбора органических коммунальных отходов и их восстановления, в т.ч. путҰм компостирования.

      Стимулирование раздельного сбора органических коммунальных отходов и их восстановления, в том числе путем компостирования находятся в компетенции МИО районов (ст. 365 ЭК РК).

      Также согласно п. 19 Правил управления коммунальными отходами МИО районов, сел, поселков, сельских округов проводят информационные кампании для населения по внедрению компостирования органических отходов в секторе индивидуальной жилой застройки (частный сектор).

      Компостирование представляет собой технологию переработки отходов, которая основана на их естественном биоразложении. По этой причине компостирование широко применяется для переработки отходов, имеющих органическое происхождение. Сегодня существуют технологии компостирования как пищевых отходов, так и для неразделенного потока.

      Компостирование органических отходов может происходить как непосредственно в домашних хозяйствах, так и централизованно. Непосредственно в домашних хозяйствах компостирование происходит либо просто в компостных ямах, либо с применением специальных компостирующих аппаратов.

      Особенностью Амангельдинского района является образования органических отходов от животноводства и неиспользованные зерновые отходы. Данные виды отходов захораниваются полигонах ТБО в каждом сельском округе совместно с коммунальными отходами.

      На полигонах ТБО Амангельдинского района необходимо предусмотреть компостную установку. Органические отходы будут вывозиться на специально оборудованную площадку, где и будет происходить закладка компоста. В последствии такой компост можно использовать для нужд в сельском хозяйстве и на приусадебных участках в качестве удобрения для посевных площадей и при рекультивации мест полигонов ТБО.

      В организациях и учреждениях (например, в школах), где образуется достаточно большое количество биоразлагаемых отходов и имеется подсобное хозяйство, компостирование может производиться в индивидуальном порядке.

      Также необходимо в рамках государственного социального заказа и деятельности МИО проводить широкую осведомительную работу среди населения и юридических лиц по применению компостирования.

3.3 Развитие системы переработки и утилизации ТБО

      Развитие системы переработки и утилизации ТБО необходимо осуществить через:

      - усиление взаимодействия с местными жителями и местным бизнес сообществом;

      - организацию специальных мест для сбора КГО и строительных отходов, образующихся у населения

      Усиление взаимодействия с местными жителями и местным бизнес сообществом и пр.

      Для развития системы утилизации и переработки коммунальных отходов в Амангельдинском районе необходимо усиление взаимодействия со всеми предприятиями, которые осуществляют деятельность на территории района.

      Необходимо выявлять возможности и заинтересованность представителей местного бизнес сообщества. Проводить различные встречи, круглые столы по взаимодействию МИО и бизнеса, и других заинтересованных сторон для обсуждения и развития сферы управления отходами в регионе. Необходимо рассмотреть вопросы сотрудничества в развитии раздельного сбора и переработки ТБО. МИО должны оказать поддержку и содействие инициативам бизнеса. Например, предоставление земельных участков для установки контейнеров, пунктов приема вторичного сырья, создания мощностей по переработке и утилизации раздельно собранного вторичного сырья, КГО и строительных отходов, биоразлагаемых отходов и пр. Это в свою очередь дает возможность развивать раздельный сбор и переработку отходов в районе.

      Организация специальных мест для сбора КГО и строительных отходов, образующихся у населения для увеличения доли повторного использования и переработки

      Согласно пункту 19 Требовании к раздельному сбору отходов приказ и.о. МЭГПР от 2 декабря 2021 года № 482 МИО организуют место площадью не менее 12 м2 с покрытием и ограждением для строительных и крупногабаритных отходов, образующихся у физических лиц (жителей).

      Физические и юридические лица, осуществляющие строительство или ремонт недвижимых объектов, согласно пункту 17 Требовании к раздельному сбору отходов приказ и.о. МЭГПР от 2 декабря 2021 года № 482 производят самостоятельный вывоз строительных и крупногабаритных отходов в специальные места, организованные местными исполнительными органами.

      Акиматам сел и с/о необходимо в дальнейшем определить специально организованные места для сбора КГО и строительных отходов от населения. Специальные места для строительных и КГО можно разместить вблизи полигонов ТБО.

      Сбор строительных отходов необходимо осуществлять, как правило, одним из следующих способов: сбор в мешки с последующей их загрузкой в бортовой или самосвальный автомобиль; складирование отходов навалом с последующей перегрузкой в бортовой или самосвальный автомобиль.

      В соответствии с требованиями законодательства МИО обеспечивают организацию специальных мест для сбора КГО и строительных отходов, образующихся у населения. Однако, основным проблемным вопросом на сегодняшний день является отсутствие решений по дальнейшему обращению с данными видами отходов.

      В целях развития переработки строительных отходов в Амангельдинском районе рекомендуется внедрить технологии по их переработке. МИО будут создавать специальные места в поселках и селе для сбора строительных отходов и КГО от населения. Данные отходы с этих мест будут вывозится на специальную площадку (возле полигона села Амангельды или на территории полигона) для строительных и КГО со специальной дробильной установкой. На этой площадке будет производится дробление КГО и строительных отходов. Основной метод переработки КГО и строительных отходов – это механическая переработка, которая включает раздробление материалов и их последующую сортировку на основе размера, типа и качества. Технология дробления позволяет изменять гранулометрический состав материала и получить продукцию для использования в строительстве дорог, земляных насыпей, заполнения пустот и т.д.

      После дробления, полученную продукцию, можно использовать как изоляционный слой на полигоне ТБО.

3.4 Обеспечение безопасного захоронения коммунальных отходов по Амангельдинскому району

      Обеспечение безопасного захоронения коммунальных отходов является важной задачей для охраны окружающей среды, т.к. в Амангельдинском районе, преобладающим способом обращения с коммунальными отходами является их захоронение.

      Модернизация полигона в селе Амангельды

      При модернизации полигона ТБО малой мощности необходимо строго соблюдать все экологические и санитарные нормы, а также национальные стандарты (ст. 350 ЭК РК).

      Основные документы, в которых установлены требования для полигонов ТБО:

      - Экологический кодекс РК – Глава 25;

      - Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020 Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления";

      - СТ РК 3696-2020. Полигоны для твердо-бытовых отходов малой мощности. Требования;

      - СН РК 1.04-15-2013 Полигоны для твердых бытовых отходов.

      Минимальные требования к полигонам малой мощности согласно СТ 3696-2020 Полигоны для твердо-бытовых отходов малой мощности:

      - менее 50 тонн отходов в сутки для захоронения

      - специальные площадки переработки (сортировки)

      - пресс гидравлический для отходов бумаги и картона, полиэтилена, тетрапак.

      - биоразлагаемые отходы должны быть направлены на участок компостирования

      - участок захоронения отходов без намерения изъятия

      Оператор полигона ТБО должен принять меры по уменьшению образования метана на полигоне путем сокращения объемов захоронения биоразлагаемых отходов. Биоразлагаемые отходы должны быть направлены на участок компостирования.

      Согласно ЭК РК (статья 350) оператор полигона должен разработать унифицированную процедуру приема отходов на основе их классификации.

      Организация работ на полигоне определяется технологической схемой эксплуатации полигона, разрабатываемой в составе проекта строительства полигона, и должна обеспечивать охрану окружающей среды, максимальную производительность средств механизации и технику безопасности.

      Проектом полигона отходов должно быть предусмотрено создание ликвидационного фонда для его закрытия, рекультивации земель, ведения мониторинга воздействия на окружающую среду и контроля загрязнения после закрытия полигона. Ликвидационный фонд формируется оператором полигона.

      Данные меры направлены на улучшение управления отходами, снижение загрязнения окружающей среды и обеспечение устойчивого использования земельных ресурсов в Амангельдинском районе.

      Проведение анализа необходимости и целесообразности строительства новых полигонов ТБО малой мощности и рекультивации земель переполненных полигонов ТБО в Амангельдинском районе

      Одной из важных стратегических задач является уменьшение количества полигонов и обеспечение того, чтобы имеющиеся полигоны или новые планирующиеся к строительству полигоны соответствовали экологическим и санитарным нормам.

      На сегодняшний день захоронение коммунальных отходов в Амангельдинском районе осуществляется на 10 полигонах ТБО. Данные места специально выделены акиматами. Территории полигонов ТБО огорожены в целях защиты от разброса отходов. Согласно данным БНС заполненность полигонов района составляет 99,66%. Согласно данным ЖКХ Амангельдинского района и оператора полигона в селе Амангельды заполняемость составляет 50-55%. Срок эксплуатации сельских полигонов 10 лет, до 2027 года.

      В рамках данной Программы не предусматривается строительство новых полигонов ТБО в Амангельдинском районе.

      Для обеспечения безопасного захоронения коммунальных отходов и для уменьшения количества мест захоронения отходов необходимо провести детальный анализ всех полигонов ТБО Амангельдинского района. Это необходимо в связи с прогнозами, представленными в официальных документах, указывающими на заполнение полигонов и завершение их срока эксплуатации к 2027 году.

      В будущем при планировании новых полигонов ТБО будут предусмотрены меры по сокращению количества полигонов, не более 2 полигонов малой мощности, с сортировочными линиями в селе Амангельды и Амантогай.

      В целях сокращения количества полигонов, на полигон ТБО малой мощности в Амангельды будут направляться отходы из следующих с/о:

      - Амангельдинский с/о;

      - Байгабылский с/о - Кабыргинский с/о;

      - Карасуский с/о;

      - Кумкешуский с/о;

      - Урпекский с/о.

      Полигон ТБО малой мощности в селе Амантогай будет охватывать отходы из следующих с/о:

      - Амантогайский с/о;

      - Аксайский с/о, (Аксай - мусороперегрузочный пункт);

      - Уштогайский с/о (село Степняк - мусороперегрузочный пункт);

      - Тастинский с/о (село Карынсалды - мусороперегрузочный пункт);

      Рисунок 3. Предлагаемые 2 полигона ТБО в селах Амангельды и Амантогай

     


      Создание мусороперегрузочных пунктов для отдаленных сельских округов

      В Амангельдинском районе имеются 2 сельских округа – Уштогайский и Аксайский, которые расположены на значительном расстоянии от районного центра, пос. Амангельды.

      Для оптимизации управления коммунальными отходами и уменьшения необходимого количества полигонов, а также с целью обеспечения более эффективной системы утилизации отходов, будут рассмотрены возможности создания мусороперегрузочных пунктов для отдаленных сельских округов Амангельдинского района.

      Эти мусороперегрузочные пункты будут выполнять следующие функции:

      Временное хранение отходов: они предоставят возможность временного хранения коммунальных отходов до их дальнейшей переработки или захоронения, сроком до шести месяцев.

      Сортировка отходов: в этих пунктах можно будет осуществлять сортировку отходов, чтобы выделить материалы, которые могут быть подвергнуты переработке, и отделить их от тех, которые должны быть захоронены.

      Оптимизация транспортировки: Мусороперегрузочные пункты позволят оптимизировать процесс транспортировки отходов из отдаленных сельских округов в районный центров или к месту окончательного захоронения в село Амантогай или Амангельды.

      Такие меры могут способствовать более эффективному управлению отходами и снижению негативного воздействия на окружающую среду, особенно в отдаленных районах Амангельдинского района.

      Поэтапная рекультивация и восстановление земель переполненных полигонов ТБО.

      При достижении максимальной вместимости и завершении срока эксплуатации полигонов, территории полигонов будут подвергнуты процессу рекультивации. Будет проведена поэтапная рекультивация и восстановление земель территории.

      Технические решения по рекультивации несанкционированных свалок принимаются в зависимости от функционального назначения и использования территории после рекультивации.

      Для предотвращения образования новых свалок необходимо обеспечить 100% охват населения, ЮЛ и ИП в Амангельдинском районе услугами по сбору и транспортировке отходов.

      Существующая общепринятая методика обезвреживания свалки, включает следующие этапы: определение степени опасности свалки; оценка альтернативных вариантов; разработка технологии обезвреживания и рекультивации.

3.5 Повышение осведомленности населения, государственных учреждении и других юридических лиц Амангельдинского района по правильному обращению с коммунальными отходами

      Согласно ЭК РК МИО районов, сел, поселков, сельских округов проводят информационные кампании для населения по осведомлению о рациональной системе сбора, утилизации и переработки коммунальных отходов, включая

      - необходимости заключения договоров на сбор и транспортировку ТБО;

      - складирования образовавшихся коммунальных отходов в контейнеры для их сбора; в местах раздельного сбора отходов – складирования отходов раздельно в контейнеры, предназначенные для данного типа отходов;

      - запрета на слив жидких отходов, выброс не относящихся к коммунальным отходам в контейнеры для сбора ТБО и/или на контейнерные площадки;

      - запрета на сжигание коммунальных отходов;

      - запрета на образование стихийных свалок путем складирования коммунальных отходов в неустановленных для этого местах;

      - бережного отношения к контейнерам для сбора отходов, контейнерным площадкам и их ограждениям;

      - запрета на парковку автомобилей, а также складирования иных предметов на подъездных путях к контейнерным площадкам и пр.

      Для организация эффективной системы управления коммунальными отходами, при этом учитывающей особенности региона и удовлетворяющей потребности населения в Амангельдинского районе необходимо постоянно повышать информированность населения. Повышение осведомленности — это долгосрочный процесс, и, учитывая небольшое количество жителей Амангельдинского района, это задачу можно эффективно выполнять на постоянной основе.

      Акимат Амангельдинского района, а также акиматы сел и сельских округов в сотрудничестве с некоммерческими организациями (НПО) разработают план информационной работы с общественностью по управлению коммунальными отходами. В рамках этого плана будет проводиться информирование о следующих аспектах:

      Раздельный сбор отходов: Объяснение и обучение жителей о необходимости раздельного сбора различных видов отходов, чтобы упростить их переработку и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.

      Запрет на несанкционированное сжигание отходов: Подчеркивание важности соблюдения законов и нормативов, запрещающих несанкционированное сжигание коммунальных отходов, так как это может привести к загрязнению воздуха и здоровью жителей.

      Внедрение компостирования органических отходов: Популяризация практики компостирования органических отходов, чтобы снизить объем мусора и создать удобрения для сельского хозяйства и садоводства.

      План информационной работы также может включать в себя другие важные вопросы, связанные с управлением коммунальными отходами, в зависимости от местных потребностей и приоритетов.

      Цель этого плана - обеспечить информирование и обучение жителей о правильных и экологически устойчивых методах обращения с отходами, чтобы создать более чистую и здоровую среду для всех. Акимат будет играть ключевую роль в повышении осведомленности населения, распространении информации и поддержке инициатив по предотвращению отходов, а также в создании соответствующих условий.

4. Необходимые ресурсы

      Финансовые затраты на реализацию представленной Программы и выполнение намеченных природоохранных мероприятий планируется осуществлять согласно статье 29 ЭК РК за счет бюджетных средств. Данный механизм позволяет использовать средства в объеме не менее суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступивших в местный бюджет в течение трех лет, предшествовавших году разработки и утверждения данного плана мероприятий.

      Предлагаемые мероприятия по реализации Программы планируется включить в План мероприятий по охране окружающей среды Костанайской области на 2026-2028 гг., которая разрабатывается акиматом Костайской области на трехлетнюю перспективу, исходя из типового перечня мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренного приложением 4 к ЭК РК.

      Согласно ЭК РК к мероприятиям по обращению с отходами относятся:

      - внедрение технологий по сбору, транспортировке, обезвреживанию, использованию и переработке любых видов отходов, в том числе бесхозяйных;

      - строительство, реконструкция заводов, цехов и производств, приобретение и эксплуатация установок:

      - полигонов для складирования любых видов отходов;

      - по сбору, транспортировке, переработке, сортировке, утилизации и захоронению отходов;

      - по сбору и переработке вторичных материальных ресурсов;

      - по получению сырья или готовой продукции, связанных с извлечением полезных компонентов из отходов;

      - реконструкция, модернизация оборудования и технологических процессов, направленных на минимизацию объемов образования и размещения отходов.

5. Мониторинг реализации Программы

      Контроль за реализацией Программы по управлению коммунальными отходами осуществляется на постоянной основе заместителем первого руководителя МИО, ответственного за реализацию государственной политики в области управления коммунальными отходами на основе мониторинга выполнения плана мероприятий.

      Мониторинг Программы осуществляется путем формирования отчета о реализации Программы. В отчете излагается описание реализованных мероприятий, достигнутые результаты, фактические объемы финансовых средств, направленных на их реализацию, а также причины невыполнения мероприятий и отсутствия результатов, запланированных на отчетный период.

      В целях информирования населения и общественности на Интернет-ресурсе акимата Амангельдинского района будут размещаться следующие отчеты о реализации Программы,

      - промежуточный, раз в полгода до 15 июля текущего отчетного и

      - годовой до 30 января следующего года.

      Годовой отчет формируется по итогам предыдущего года.

6. План мероприятий по реализации Программы

      Для достижения целей и выполнения задач разработан ПЛАН мероприятий по реализации Программы, который приведен ниже.

      План мероприятий сгруппирован по задачам и показателями, указаны сроки и ответственные исполнители. План мероприятий обеспечивает комплексный подход и координацию работ всех ответственных исполнителей Программы с целью достижения ожидаемых результатов.

      Корректировка Плана мероприятий осуществляется по мере необходимости, при наличии обоснованных предложений по результатам мониторинга. По результатам мониторинга, в случае обнаружившейся невозможности достижения поставленных целей, задач и целевых показателей определяются иные мероприятия, и принимаются меры по выявленным проблемным вопросам.

      По результатам мониторинга Отдел ЖКХ выносит решения, нацеленные на:

      1) повышение эффективности реализации запланированных мероприятий (определению иных мероприятий) в целях достижения установленных целей и задач Программ;

      2) принятие мер по выявленным проблемным вопросам.

      Отдел ЖКХ, как заказчик Программы осуществляет следующие функции:

      1) формирует и обеспечивает единый централизованный комплексный подход к решению задач в сфере управления коммунальными отходами на территории Амангельдинского района, координируя действия всех исполнителей Программы;

      2) взаимодействует с Акиматом Костанайской области по финансовым затратам на реализацию Программы за счет бюджетных средств;

      3) осуществляет взаимодействие с акиматами сел и сельских округов по вопросам реализации мероприятий Программы;

      4) осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы, выносит результаты мониторинга для обсуждения заместителю акима Амангельдинского района, ответственного за реализацию государственной политики в области управления коммунальными отходами;

      5) осуществляет корректировку мероприятий, целевых показателей, затрат на реализацию мероприятий Программы, в том числе на основании поступивших предложений с обоснованием необходимости внесения соответствующих изменений в Программу;

      6) участвует в проверках хода реализации мероприятий Программы;

      7) размещает Программу, а также информацию о ходе реализации мероприятий Программы на официальном сайте акимата Амангельдинского района.

План мероприятий по реализации Программы по управлению коммунальными отходами Амангельдинского района на 2024-2028 гг.

№ п/п

Наименование мероприятия

Форма завершения

Срок исполнения

Ответственные за исполнение

Необходимые затраты, тенге

Источники финансирования

1

2

3

4

5

6

7

Задача 1. Организация регулярного вывоза коммунальных отходов в Амангельдинском районе

1.1

Проведение тендера на сбор и транспортировку ТБО

Решение акимата района

2024-2025

Акимат района

-

Не требуется

1.2

Заключение долгосрочных контрактов МИО с победителями тендеров (10 лет)

Договор подписан

2024-2025

Акимат района, специализированная компания

-

Не требуется

1.3

Размещение договора публичной оферты для физических лиц в местных средствах массовой информации, на сайте специализированной организации по сбору и вывозу ТБО в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней с даты заключения Договора с МИО.

Договор размещен на сайте, и в СМИ

2024-2025

Акимат района, ЖКХ, специализированная компания

-

Не требуется

1.4

Разработка и согласование график вывоза коммунальных отходов с закрепленной территории с учетом мнения населения.

График утвержден

2024-2025

Акимат района, ЖКХ, специализированная компания

-

Не требуется

1.5

Обеспечить обслуживание физических и юридических лиц абонентским отделом для приема населения по вопросам начисления за предоставленные услуги

Абонентский отдел создан

2024-2025

Специализированная компания

-

Не требуется

1.6

Обеспечить работу диспетчерской службы по обслуживанию потребителей для решения оперативных вопросов по оказанию услуг по сбору и транспортировке коммунальных отходов;

Диспетчерская служба создана

2024-2025

Специализированная компания

-

Не требуется

1.7

МИО необходимо обеспечить доступ специализированной организации к сведениям о регистрации населения в целях идентификации количества граждан, зарегистрированных по месту жительства;

Доступ предоставлен

2024-2025

Акимат района, акиматы сел и с/о

-

Не требуется

1.8

Размещение утвержденной Программы на Интернет-ресурсе сайта акимата района

Размещение ПУО на сайте

2024

Акимат района

-

Не требуется

1.9

Мониторинг реализации Программы

Отчет по результатам мониторинга

2 раза в год

Акимат района, ЖКХ

-

Не требуется

Задача 2. Создание и функционирование необходимой инфраструктуры, предусматривающей их раздельный сбор

2.1

Закуп специализированного транспорта – 1 ед.

Акт-приема передачи, транспорт

2026

Акимат района, Маслихат

40 000 000

Республиканский бюджет, местный бюджет

2.2

Контейнеры, 50 шт.

Акт-приема передачи

2026 (25 шт.)
2028 (25 шт.)

Акимат района, Маслихат

2 000 000
2 000 000

Республиканский бюджет, местный бюджет

2.3

Проведение конкурса на установление дополнительных контейнеров для РСО и их обслуживание.

Результаты конкурса

2025

Акиматы сел и с/о

1 000 000

Местный бюджет

Задача 3. Развитие системы переработки и утилизации ТБО

3.1

Усиление взаимодействия с местными жителями и представителями местного бизнес сообщества по выявлению возможностей и заинтересованности путем проведения встреч, круглых столов и др.

Информация

2024-2025

Акимат района, акиматы с/о

-

Не требуется

3.2

Изучение рынка технологии по переработке и утилизации сельскохозяйственных отходов, в частности отходов животноводства

Отчет, изучение рынка

2024-2025

Акимат района

-

Не требуется

3.3

Организация участка компостирования на полигоне, закуп компостной установки

Акт приема-передачи

2025-2026

Акимат района, Оператор полигона

10 000 000

Местный бюджет

3.4

Организация раздельного сбора и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов для населения (в аптеках, магазинах и пр.)

Отчет

2024-2028

Акимат района, акиматы с/о

-

Частные инвестиции

3.5

Профилактическая работа с ЮЛ и ИП, осуществляющие деятельность в жилых домах или отдельно стоящих зданиях по обязательному заключению договора на транспортировку ТБО, со специализированными организациями, определенными МИО по результатам конкурса (тендера)

Информация в акимат района

2024-2025

Акимат района, Акиматы сел и с/о, НПО

-

В рамках государственного социального заказа

3.6

Закуп дробилки для КГО и строительных отходов

Акт приема-передачи

2028

Акимат района, Оператор полигона

10 000 000

Местный бюджет

Задача 4 Обеспечение безопасного захоронения коммунальных отходов

4.1

Разработка унифицированной процедуры приема отходов на полигоне.

Процедура приема отходов

2026

Оператор полигона

-

Не требуется

4.2

Организация участка сортировки или установка специализированной мусоросортировочной линии на полигоне ТБО в селе Амангельды

Акт приемочной комиссии

2026

Акимат района, акимат села, оператор полигона

10 000 000

Республиканский, местный бюджет, частные инвестиции

4.3

Пресс

Акт приема-передачи

2026

Акимат района, акимат села, оператор полигона

500 000

Местный бюджет, частные инвестиции

4.4

Создание ликвидационного фонда для его закрытия, рекультивации земель

Наличие ликвидационного фонда

2026

Оператор полигона

-

Не требуется

4.5

Анализ необходимости:
- закрытия и рекультивации полигонов ТБО в Амангельдинском районе;
- строительства новых полигонов

Решение районного акимата, согласование с акиматом Костанайской области

2028

МИО

-

Не требуется

Задача 5. Повышение осведомленности населения, государственных учреждении и других юридических лиц по правильному обращению с коммунальными отходами

5.1

Проведение конкурса на получение государственного социального заказа серди НПО по повышению осведомленности населения экологически безопасному обращению с коммунальными отходами

Договор о государственном социальном заказе с НПО

2024

Акимат района

1 500 000

местный бюджет

2026

1 500 000

5.2

Реализация государственного социального заказа по повышению осведомленности населения экологически безопасному обращению с коммунальными отходами (разработка информационной кампании, включающий разработку информационных материалов, проведение встреч с населением, акции, субботников, круглых столов, создание волонтерских клубов среди школьников, публикации в местных СМИ, соц. сетях, ознакомительные визиты и др.)

Акт выполненных работ

2024 -2025

Акимат района

-

В рамках местного бюджета, выделенного НПО

Акт выполненных работ

2026-2028

Акимат района

-

В рамках местного бюджета, выделенного НПО

      *Необходимые затраты и суммы расходов по источникам финансирования будут корректироваться с учетом утверждения и уточнений республиканского и местного бюджетов на соответствующий финансовый год в соответствии с законодательством Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.