В соответствии со статьями 84 и 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийский экономический совет решил:
1. Утвердить прилагаемые:
Программу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза;
план мероприятий по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза (далее - план).
2. Государствам - членам Евразийского экономического союза определить органы государственной власти, ответственные за реализацию мероприятий, предусмотренных планом, и представить информацию о них в Евразийскую экономическую комиссию в течение 30 календарных дней с даты вступления настоящего Решения в силу.
3. Государствам - членам Евразийского экономического союза обеспечить направление в Евразийскую экономическую комиссию проектов актов, разработанных в соответствии с планом.
4. Евразийской экономической комиссии осуществлять мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных планом, и ежегодно информировать о результатах мониторинга Евразийский межправительственный совет.
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
От Республики Армения | От Республики Беларусь | От Республики Казахстан | От Кыргызской Республики | От Российской Федерации |
УТВЕРЖДЕНА Решением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 года № 23 |
ПРОГРАММА
формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза
I. Общие положения
1. Основание разработки Программы
1. Настоящая Программа разработана в соответствии со статьей 84 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) с учетом положений статьи 79 Договора, Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение № 23 к Договору) и Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2016 г. № 8 (далее - Концепция).
2. Определения
2. Для целей настоящей Программы используются понятия, которые означают следующее:
"биржевые торги нефтью и нефтепродуктами" - торги нефтью и нефтепродуктами, проводимые в соответствии с правилами проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами и направленные на совершение сделок с нефтью и нефтепродуктами на основе заявок, поданных в рамках единого биржевого пространства в торговую систему оператора биржевых торгов;
"доступ к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов" - предоставление права использования систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, управляемых операторами систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, для транспортировки нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза;
"единое биржевое пространство" - совокупность информационных и технологических отношений между операторами биржевых торгов и участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза, связанных с совершением биржевых сделок с нефтью и нефтепродуктами;
"межгосударственная транспортировка нефти и нефтепродуктов" - перемещение нефти и нефтепродуктов любым способом от пункта приема, находящегося под юрисдикцией одного государства - члена Евразийского экономического союза, до пункта сдачи (или через него), находящегося под юрисдикцией другого государства - члена Евразийского экономического союза, либо до пункта сдачи (или через него), не находящегося под юрисдикцией государства - члена Евразийского экономического союза, при условии, что такое перемещение осуществляется по территориям не менее 2 государств - членов Евразийского экономического союза;
"пропускная способность" - максимально возможное количество нефти и нефтепродуктов, которое может транспортироваться по системе трубопроводов или по ее участку в единицу времени с учетом физических свойств нефти и (или) нефтепродуктов, соответствующих технических норм, свойств и состояния технологического оборудования такой системы или ее участка; "сбыт нефти и нефтепродуктов" - передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на нефть и нефтепродукты;
"технические возможности транспортировки нефти и нефтепродуктов" - максимально возможное количество нефти и нефтепродуктов, которое может транспортироваться по системе транспортировки нефти и нефтепродуктов от пункта приема до пункта сдачи за определенный период времени при условии соблюдения технологических режимов с учетом пропускной способности каждого технологического участка системы транспортировки нефти и нефтепродуктов в сутки, физических свойств нефти и (или) нефтепродуктов, а также состояния технологического оборудования такой системы или ее участка;
"торговля нефтью и нефтепродуктами" - предпринимательская деятельность, связанная со сбытом нефти и нефтепродуктов;
"ценовые индикаторы" - цены на нефть и нефтепродукты, рассчитанные на основе цен сделок, совершенных в рамках единого биржевого пространства и (или) на внебиржевых рынках нефти и нефтепродуктов за определенный период времени с использованием методик, утверждаемых государствами - членами Евразийского экономического союза.
Иные понятия, используемые в настоящей Программе, применяются в значениях, определенных Договором и Концепцией.
3. Цели и задачи Программы
3. Целями настоящей Программы являются:
1) обеспечение готовности государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) к участию субъектов рынков нефти и нефтепродуктов государств-членов в общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе создание правовых и экономических условий для функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
2) обеспечение создания в государствах-членах условий, необходимых для реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, вступающего в силу не позднее 1 января 2025 г.
4. Задачами настоящей Программы являются:
1) создание, развитие и повышение эффективности рыночных механизмов торговли нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе с использованием инструментов рыночного ценообразования, биржевых торгов и обеспечением добросовестной конкуренции;
2) создание условий для обеспечения недискриминационного доступа участников общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза на рынки государств-членов (с учетом интересов экономик государств- членов), устранение количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение) в торговле нефтью и нефтепродуктами между государствами-членами;
3) обеспечение гармонизации законодательства государств-членов в нефтяной сфере для формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза с учетом международных договоров между государствами-членами;
4) применение общих принципов и методов тарифообразования (ценообразования) в отношении услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
5) разработка правил функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
6) обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства государств-членов в области защиты конкуренции, включая контроль соблюдения участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза запретов в части создания дискриминационных условий, контроль применения тарифов (цен) хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
7) обеспечение в пределах имеющихся технических возможностей гарантированного осуществления долгосрочной транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе транспортировки нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов;
8) обеспечение информационного обмена между государствами- членами статистической информацией о добыче, транспортировке, поставке, переработке, сбыте и потреблении нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов;
9) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферы добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов государств-членов;
10) обеспечение соблюдения норм экологической безопасности.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
5. В результате реализации настоящей Программы будут сформированы общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза, обеспечен недискриминационный доступ хозяйствующих субъектов государств- членов на общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза.
6. В рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза будут формироваться единое биржевое пространство, прозрачные биржевые и внебиржевые ценовые индикаторы на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, будет обеспечен недискриминационный доступ хозяйствующих субъектов государств-членов к биржевым торгам нефтью и нефтепродуктами, а также будет определен механизм исполнения сделок (договоров), совершенных в рамках единого биржевого пространства.
7. Развитие общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза будет способствовать дальнейшему укреплению международного сотрудничества Союза и государств-членов с участниками мирового рынка энергетических ресурсов, в том числе за счет роста торгового оборота и привлечения иностранных инвестиций.
8. Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза приведет к дальнейшему экономическому развитию государств-членов, укреплению энергетической безопасности и росту конкурентоспособности товаров государств-членов на мировом рынке энергетических ресурсов.
II. Система мероприятий Программы
1. Сроки и этапы реализации Программы
9. Реализация мероприятий настоящей Программы осуществляется в соответствии со следующими этапами и сроками:
1) этап I (2018 - 2021 годы) - создание организационной и методической основы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, гармонизация законодательства государств- членов в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") по гармонизации законодательства государств-членов в нефтяной сфере;
2) этап II (2021 - 2024 годы) - подготовка и согласование уполномоченными органами государств-членов проекта международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
3) этап III (до 1 января 2025 г.) - вступление в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
10. Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия) проводит мониторинг выполнения настоящей Программы, по результатам которого ежегодно готовит доклад о ходе формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и предложения о переходе к очередному этапу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе предложения о реализации не предусмотренных настоящей Программой мероприятий (включая разработку и принятие актов органов Союза). Указанные предложения направляются в государства-члены для согласования. С учетом согласованных предложений Высший Евразийский экономический совет принимает решение о переходе к очередному этапу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и определяет содержание этого этапа. Комиссия ежегодно информирует Евразийский межправительственный совет о результатах мониторинга.
2. Разработка актов, регулирующих общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза
11. Комиссия и государства-члены разрабатывают акты по вопросам формирования и функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
В отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, применяются акты, регулирующие общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза, а также требования законодательства по вопросам регулирования деятельности субъектов естественных монополий и по вопросам в области защиты конкуренции государства-члена, на территории которого осуществляется деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Разработка правил торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, включая правила проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами
12. Правила торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза должны регулировать отношения по купле-продаже (поставке) нефти и нефтепродуктов на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе:
1) отношения между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами государств-членов, возникающие при осуществлении торговли нефтью и нефтепродуктами, а также отношения между хозяйствующими субъектами государств-членов, возникающие при осуществлении ими торговой деятельности;
2) принципы рыночного ценообразования в отношении нефти и нефтепродуктов;
3) механизмы мониторинга состояния рынка нефти и нефтепродуктов Союза и осуществления биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами;
4) правила проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами;
5) порядок осуществления перепродажи в третьи страны нефти и нефтепродуктов, приобретенных в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, предусматривающий недопущение преимуществ, возникающих вследствие разницы ставок вывозных таможенных пошлин государств-членов.
13. Составной частью правил торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза являются правила проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами, в которых в том числе определяются:
1) требования для получения лицензии оператора биржевых торгов и включения в состав единого биржевого пространства;
2) принципы безопасности, надежности систем расчетов и функциональной совместимости операторов биржевых торгов;
3) механизмы взаиморасчетов и клиринга в рамках единого биржевого пространства;
4) необходимость регистрации договоров на внебиржевом рынке;
5) принципы участия хозяйствующих субъектов одних государств- членов на биржевых площадках других государств-членов;
6) принципы формирования ценовых индикаторов (биржевых и внебиржевых) на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза и их взаимного учета в рамках единого биржевого пространства.
14. Порядок принятия правил торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза определяется международным договором о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Унификация норм и стандартов на нефть, нефтепродукты и системы их транспортировки
15. Унификация норм, стандартов на нефть и нефтепродукты и нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, а также выработка рекомендаций по обеспечению точности измерений количества и параметров качества нефти и нефтепродуктов с учетом мировых практик, по реализации метрологического обеспечения измерений в рамках национальных систем стандартизации государств- членов и по гармонизации метрологических требований к измерениям количества и параметров качества нефти и нефтепродуктов осуществляются в соответствии с разделом X Договора.
Разработка единых правил доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов
16. Разработка единых правил доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов (далее - единые правила) осуществляется в соответствии с принципами, указанными в статье 84 Договора и разделах III и IV Концепции.
17. Единые правила включаются в международный договор о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза в качестве приложения.
18. Регулирование вопросов доступа к услугам железнодорожного транспорта по перевозке нефти и нефтепродуктов осуществляется в соответствии с разделами XIX и XXI Договора, а также с Протоколом о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (приложение № 20 к Договору) и Протоколом о скоординированной (согласованной) транспортной политике (приложение № 24 к Договору).
19. Единые правила регулируют вопросы транспортировки нефти и нефтепродуктов по системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, в том числе взаимоотношения операторов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов и участников общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, определяют принципы и условия доступа к услугам в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза с учетом принципа приоритетного обеспечения потребностей государств-членов в нефти и нефтепродуктах и особенностей, установленных разделом XIX Договора и Протоколом о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (приложение № 20 к Договору), и включают в себя:
1) порядок предоставления доступа к услугам по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе в случае отсутствия необходимого объема мощностей для удовлетворения всех поступивших заявок на транспортировку нефти и нефтепродуктов, а также с учетом технических возможностей систем транспортировки нефти и нефтепродуктов;
2) порядок и сроки подачи (рассмотрения) заявок на транспортировку нефти и нефтепродуктов;
3) порядок и сроки заключения, существенные условия договоров на оказание услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
4) порядок и принципы определения технических возможностей транспортировки нефти и нефтепродуктов между хозяйствующими субъектами государств-членов с учетом заявок на осуществление транспортировки нефти и нефтепродуктов;
5) порядок осуществления транспортировки и транзита нефти и нефтепродуктов по территориям государств-членов;
6) права и обязанности потребителей услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
7) права и обязанности операторов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов;
8) порядок опубликования информации (стандарты раскрытия информации) о тарифах (ценах) на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, методик тарифообразования (ценообразования) в отношении указанных услуг;
9) порядок разрешения споров по вопросам предоставления доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов и оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
10) общие принципы и методы тарифообразования, а также общие принципы ценообразования в отношении услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
11) иные положения, необходимые для обеспечения создания и функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
20. Объемы транспортировки нефти и нефтепродуктов определяются гражданско-правовыми договорами хозяйствующих субъектов государств-членов в соответствии с законодательством этих государств.
21. Государствами-членами обеспечиваются:
1) опубликование информации (стандартов раскрытия информации) о тарифах (ценах) на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, методик тарифообразования (ценообразования) в отношении указанных услуг;
2) гармонизация законодательства государств-членов в нефтяной сфере с учетом международных договоров государств-членов;
3) применение общих принципов и методов тарифообразования (ценообразования) в отношении услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
4) контроль за соблюдением требований законодательства государств-членов в области защиты конкуренции, включая контроль применения тарифов (цен) хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Заключение международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза
22. Заключение международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется во исполнение положений статей 84 и 104 Договора и раздела XIV Концепции.
23. Международный договор о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза должен включать в себя:
1) принципы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
2) правила торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза;
3) единые правила;
4) порядок раскрытия информации о технических возможностях транспортировки нефти и нефтепродуктов;
5) принципы недискриминационного и прозрачного распределения технических возможностей транспортировки нефти и нефтепродуктов между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, а также устранения административных барьеров в части технологической доступности систем транспортировки нефти и нефтепродуктов;
6) порядок информационного обмена между государствами- членами данными о потреблении нефти и нефтепродуктов, добыче, транспортировке, поставке, переработке и сбыте нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов;
7) положения об обеспечении транзита и (или) межгосударственной транспортировки нефти и нефтепродуктов для внутреннего потребления государствами-членами и (или) для экспорта с территорий государств-членов;
8) положения о компетенции и полномочиях органов Союза и уполномоченных органов государств-членов по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
9) общие требования к обеспечению экологической безопасности на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза;
10) иные положения, необходимые для обеспечения создания и функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Разработка механизмов мониторинга функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза
24. Механизмы мониторинга функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза включают в себя в том числе:
1) разработку и согласование индикативных (прогнозных) балансов нефти и нефтепродуктов Союза;
2) разработку форм и порядка осуществления мониторинга функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Обеспечение экологической безопасности в нефтяной сфере
25. Государства-члены ориентируются на использование лучшей мировой практики в сфере экологической безопасности нефтяной сферы, защиты природной среды, жизни и здоровья граждан и прав потребителей.
26. Государства-члены стремятся к унификации требований и гармонизации своего законодательства в сфере экологической безопасности нефтяной сферы, защиты природной среды, жизни и здоровья граждан и прав потребителей.
27. Положения, касающиеся обеспечения экологической безопасности, включаются в международный договор о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Организация системы информационного обмена
28. Система информационного обмена реализуется в рамках интегрированной информационной системы Союза в соответствии со статьями 23 и 24 Договора, Протоколом об информационнокоммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 3 к Договору), Протоколом о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение № 4 к Договору), а также в соответствии с разделами VIII и X Концепции.
29. Система информационного обмена обеспечивает взаимодействие уполномоченных органов государств-членов, Комиссии и хозяйствующих субъектов государств-членов по предоставлению информации в объеме, предусмотренном в документах, регламентирующих информационное взаимодействие в рамках системы информационного обмена, а также в соответствии с положениями международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза. Включение информации, поступающей от хозяйствующих субъектов государства-члена, в национальный сегмент интегрированной информационной системы Союза обеспечивается уполномоченным органом этого государства-члена.
30. Доступ к информации, включенной в систему информационного обмена, предоставляется уполномоченным органам государств-членов, Комиссии и хозяйствующим субъектам государств- членов, прошедшим предварительную авторизацию.
31. До вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза перечень информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов государств-членов, Комиссии и хозяйствующих субъектов государств-членов в электронной форме, определяется в соответствии с Договором.
Обмен технологической информацией между операторами систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов
32. Обмен технологической информацией между операторами систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов в объеме, необходимом для обеспечения бесперебойной межгосударственной транспортировки нефти и нефтепродуктов, осуществляется по взаимной договоренности операторов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов в соответствии с едиными правилами.
Разработка (доработка) программно-аппаратных комплексов операторов биржевых торгов и клиринговых организаций, необходимых для осуществления биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами
33. Разработка (доработка) программно-аппаратных комплексов операторов биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами осуществляется в соответствии с разделом VIII Концепции.
34. С целью разработки (доработки) программно-аппаратных комплексов:
1) определяются принципы взаимодействия программноаппаратных комплексов операторов биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами и клиринговых организаций;
2) осуществляется аудит программно-аппаратных комплексов, определяются направления их разработки (доработки);
3) формируются принципы и архитектура технического решения, а также план действий по разработке (доработке) программноаппаратных комплексов.
Реализация пилотных проектов по осуществлению биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами
35. В рамках формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза уполномоченные органы государств-членов совместно с Комиссией оценивают необходимость реализации пилотных проектов по осуществлению биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами и организации системы информационного обмена между Комиссией, уполномоченными органами государств-членов и хозяйствующими субъектами государств-членов.
Гармонизация законодательства государств-членов в нефтяной сфере
36. Комиссия по согласованию с уполномоченными органами государств-членов определяет форму представления информации для проведения сравнительного анализа законодательства государств- членов в нефтяной сфере (включая нормы и правила функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры государств-членов, обеспечивающие формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза) и международных договоров между государствами-членами в нефтяной сфере.
37. По итогам сравнительного анализа законодательства государств-членов в нефтяной сфере Комиссия формирует сводный отчет, на основании которого уполномоченные органы государств- членов совместно с Комиссией осуществляют подготовку плана мероприятий ("дорожной карты") по гармонизации законодательства государств-членов в нефтяной сфере и определяют базовые подходы и принципы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, которым должны соответствовать нормативные правовые акты государств-членов, подлежащие гармонизации.
38. Государства-члены организуют работу по приведению международных договоров, заключенных между собой в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), в соответствие с базовыми подходами и принципами формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
39. В рамках осуществления мониторинга Комиссия проводит анализ изменений, внесенных в нормативные правовые акты государств-членов и международные договоры государств-членов в нефтяной сфере, на предмет их соответствия базовым подходам и принципам формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Развитие международного сотрудничества государств-членов в нефтяной сфере
40. Развитие международного сотрудничества государств-членов в нефтяной сфере реализуется в соответствии с разделом VII Концепции и осуществляется в целях обеспечения энергетической безопасности государств-членов, а также укрепления их позиций на мировом рынке энергетических ресурсов.
41. Мероприятия по развитию международного сотрудничества государств-членов в нефтяной сфере реализуются во взаимодействии между Комиссией и государствами-членами при участии хозяйствующих субъектов государств-членов.
Мониторинг биржевых и внебиржевых ценовых индикаторов на мировом рынке
42. Для обеспечения мониторинга биржевых и внебиржевых ценовых индикаторов на мировом рынке:
1) утверждается перечень биржевых и внебиржевых площадок для мониторинга биржевых и внебиржевых ценовых индикаторов на мировом рынке;
2) утверждается перечень товаров (нефть и нефтепродукты), подлежащих мониторингу;
3) утверждается порядок анализа ценовых индикаторов;
4) формируется механизм доведения информации о ценовых индикаторах до сведения хозяйствующих субъектов государств-членов.
Привлечение инвестиций в нефтяную сферу государств-членов
43. Перечень мероприятий по привлечению инвестиций в нефтяную сферу государств-членов формируется в соответствии с разделом XV Договора и с учетом положений, предусмотренных разделом XI Концепции.
44. Мероприятия по привлечению инвестиций в нефтяную сферу государств-членов включают в себя меры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, а также меры по содействию реализации инфраструктурных проектов.
45. Формирование благоприятного инвестиционного климата предусматривает изменение в государствах-членах финансово- экономических и правовых условий с целью повышения эффективности инвестирования и снижения инвестиционных рисков.
Реализация инфраструктурных проектов в нефтяной сфере
46. Инфраструктурные проекты в нефтяной сфере реализуются с учетом заключенных международных договоров, а также принятых программ развития государств-членов и (или) их хозяйствующих субъектов.
47. В целях содействия реализации инфраструктурных проектов в нефтяной сфере:
1) государства-члены создают на своих территориях благоприятные условия для осуществления инфраструктурных проектов, реализация которых возможна в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
2) государства-члены совместно определяют и реализуют инфраструктурные проекты в нефтяной сфере, представляющие для них взаимный интерес, в том числе обеспечивающие развитие систем транспортировки нефти и нефтепродуктов;
3) операторы систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов осуществляют взаимное информирование о планах развития систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, влияющих на взаимную торговлю нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
48. Инфраструктурные проекты в нефтяной сфере реализуются в соответствии с положениями Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору).
III. Обеспечение реализации Программы
Взаимодействие уполномоченных органов государств-членов в рамках реализации Программы
49. В целях осуществления взаимодействия уполномоченных органов государств-членов по реализации настоящей Программы Комиссией формируется рабочая группа в составе представителей государственных органов и хозяйствующих субъектов государств- членов, а также юридических лиц, являющихся операторами и (или) собственниками систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, нефтехранилищ и складской инфраструктуры, расположенных на территориях государств-членов, операторов биржевых торгов.
50. Рабочая группа, указанная в пункте 49 настоящей Программы, осуществляет мониторинг функционирования и регулирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе:
1) предоставления доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов и обеспечения транзита нефти и нефтепродуктов;
2) формирования механизмов рыночного ценообразования и развития биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами;
3) формирования технологической основы общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и реализации информационного обмена;
4) развития международного сотрудничества и привлечения инвестиций в нефтяную сферу государств-членов.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
1. Порядок и механизмы финансирования реализации Программы
51. Финансовое обеспечение реализации настоящей Программы осуществляется Комиссией в соответствии с ее полномочиями за счет средств бюджета Союза, уполномоченными органами государств-членов за счет средств бюджетов государств-членов и (или) внебюджетных источников в соответствии с законодательством этих государств.
52. При реализации настоящей Программы:
1) за счет средств бюджета Союза (средств бюджетной сметы Комиссии) финансируются выполняемые Комиссией мероприятия по разработке актов органов Союза и развитию интеграционного сегмента интегрированной информационной системы Союза в целях реализации и обеспечения функционирования системы информационного обмена между уполномоченными органами государств-членов, Комиссией и хозяйствующими субъектами государств-членов;
2) за счет средств бюджетов государств-членов и (или) внебюджетных источников (в пределах средств на обеспечение деятельности уполномоченных органов государств-членов) финансируются осуществляемые с участием уполномоченных органов государств-членов мероприятия по разработке актов органов Союза, гармонизации нормативных правовых актов государств-членов и развитию национальных сегментов интегрированной информационной системы Союза в целях реализации и обеспечения функционирования системы информационного обмена между уполномоченными органами государств-членов, Комиссией и хозяйствующими субъектами государств-членов;
3) с привлечением средств внебюджетных источников финансируются создание и развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
2. Научное обеспечение
53. В рамках реализации настоящей Программы требуется ее научное обеспечение в виде проведения аналитических исследований и подготовки научно обоснованных предложений при разработке правил и механизмов формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, включая институциональные, технологические, юридические и экономические механизмы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе по следующим направлениям:
1) подготовка методических рекомендаций для государств-членов по разработке нормативных правовых актов в сфере регулирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
2) разработка методик осуществления мониторинга и анализа общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
УТВЕРЖДЕН Решением Высшего Евразийского экономического совета от |
ПЛАН
мероприятий по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза
Наименование мероприятия | Срок реализации | Ожидаемый результат | Ответственный исполнитель | Соисполнители |
I. Разработка актов, регулирующих общие рынки нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза (далее - Союз) | ||||
1. Принятие документов, регламентирующих информационное взаимодействие в рамках информационного обмена: | акты Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) | Комиссия | государства-члены Союза (далее - государства-члены) | |
по перечню информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов государств-членов, Комиссии и хозяйствующих субъектов государств-членов в электронной форме, определенному в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и международными договорами в рамках Союза | 2019 год | |||
по перечню информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов государств-членов, Комиссии и хозяйствующих субъектов государств- членов в электронной форме, определяемому в соответствии с международным договором о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза | 2024 год | |||
2. Разработка международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и направление его на внутригосударственное согласование | 2021 год | акт Комиссии | Комиссия | государства-члены |
3. Принятие решения о переходе ко второму этапу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза | 2021 год | акт Высшего Евразийского экономического совета | Комиссия | государства-члены |
4. Разработка единых правил доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов | 2021 год | единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов | Комиссия | государства-члены |
5. Разработка правил торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза | 2023 год | правила торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза | Республика Казахстан | государства-члены, Комиссия |
6. Разработка правил проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами | 2023 год | правила проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами | Российская Федерация | государства-члены, Комиссия |
7. Принятие решения о переходе к третьему этапу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза | 2024 год | акт Высшего Евразийского экономического совета | Комиссия | государства-члены, |
8. Принятие международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза | 2024 год | Международный договор о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза | государства-члены, Комиссия | |
II. Организация системы информационного обмена | ||||
9. Организация обмена технологической информацией между операторами систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов для обеспечения бесперебойной межгосударственной транспортировки нефти и нефтепродуктов | 2019 год | обмен технологической информацией | Российская Федерация | государства-члены |
10. Организация системы информационного обмена пу тем реализации средствами интегрированной информационной системы Союза общих процессов для обеспечения информационного взаимодействия в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза в соответствии с перечнем информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов государств-членов, Комиссии и хозяйствующих субъектов государств- членов в электронной форме, определяемым в соответствии с Договором и международными договорами в рамках Союза | 2024 год | система информационного обмена | Комиссия | государства-члены |
III. Гармонизация законодательств государств-членов в нефтяной сфере | ||||
11. Проведение сравнительного анализа законодательства государств-членов и международных договоров между государствами-членами в нефтяной сфере | 2019 год | сводный отчет | Комиссия | государства-члены |
12. Разработка и утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") по гармонизации законодательства государств-членов в нефтяной сфере | 2020 год | акт Высшего Евразийского экономического совета | Комиссия | государства-члены |
13. Гармонизация законодательства государств-членов в нефтяной сфере | в соответствии с актом Высшего Евразийского экономического совета | нормативные правовые акты государств-членов | государства-члены |