О Руководстве по проведению мониторинга исполнения актов Евразийского экономического союза в сфере технического регулирования

Новый

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 декабря 2021 года № 34.

      Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор) и в целях реализации подпункта 4 пункта 43 и подпункта 2 пункта 55 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору)

      рекомендует государствам – членам Евразийского экономического союза (далее – Союз) с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Союза при осуществлении взаимодействия с Евразийской экономической комиссией по вопросам проведения мониторинга исполнения положений Договора, международных договоров, входящих в право Союза, и решений органов Союза в сфере технического регулирования применять Руководство по проведению мониторинга исполнения актов Евразийского экономического союза в сфере технического регулирования согласно приложению.

      Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
М. Мясникович


  ПРИЛОЖЕНИЕ
к Рекомендации Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 28 декабря 2021 г. № 34

РУКОВОДСТВО
по проведению мониторинга исполнения актов Евразийского экономического союза в сфере технического регулирования

I. Общие положения

      1. Настоящее Руководство разработано в соответствии с подпунктом 4 пункта 43 и подпунктом 2 пункта 55 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор)) и определяет правила организации и проведения мониторинга исполнения государствами – членами Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз) Договора, международных договоров, входящих в право Союза, решений Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии в сфере технического регулирования (далее соответственно – мониторинг, международные договоры и акты в сфере технического регулирования).

      2. Понятия, используемые в настоящем Руководстве, применяются в значениях, определенных Договором.

      3. Мониторинг представляет собой комплексную деятельность по сбору, обобщению и анализу информации об исполнении международных договоров и актов в сфере технического регулирования для обеспечения эффективного правового регулирования и единообразного правоприменения в рамках Союза по вопросам, отнесенным в соответствии с разделом X Договора к компетенции Союза.

      4. Основными целями мониторинга являются определение состояния исполнения Договора, международных договоров и актов в сфере технического регулирования, выявление неэффективно реализуемых государствами-членами норм права Союза, а также выработка предложений по совершенствованию права Союза в сфере технического регулирования.

      5. Объектами мониторинга являются:

      а) Договор, международные договоры в сфере технического регулирования, заключаемые между государствами-членами;

      б) акты органов Союза в сфере технического регулирования;

      в) нормативные правовые акты и документы государств-членов, регулирующие вопросы, отнесенные в соответствии с разделом X Договора к компетенции Союза и принятые в целях реализации международных договоров и актов в сфере технического регулирования (далее – нормативные правовые акты и документы государств-членов).

      6. Мониторинг в соответствии с настоящим Руководством осуществляется департаментом Евразийской экономической комиссии, к сфере деятельности которого отнесены вопросы, касающиеся технического регулирования (далее соответственно – департамент, Комиссия). Органы государств-членов, уполномоченные в сфере технического регулирования (далее – уполномоченные органы), могут принимать участие в проведении мониторинга в пределах их полномочий в соответствии с законодательством своих государств-членов.

      7. Инициаторами проведения мониторинга могут выступать:

      а) Коллегия Комиссии, член Коллегии Комиссии, к компетенции которого относятся вопросы технического регулирования (далее – член Коллегии Комиссии), или департамент;

      б) уполномоченные органы (с учетом предложений заинтересованных органов государств-членов в пределах своей компетенции, организаций государств-членов в области стандартизации, аккредитации, метрологии и государственного контроля (надзора)).

      8. В соответствии с настоящим Руководством проводится периодический и оперативный мониторинг.

      9. Периодический мониторинг осуществляется департаментом на регулярной основе, 1 раз в год, в соответствии с подпунктом 2 пункта 55 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору) в целях определения состояния исполнения Договора, международных договоров и актов в сфере технического регулирования.

      Периодический мониторинг проводится в соответствии с планом мероприятий, который разрабатывается департаментом ежегодно в соответствии с пунктом 11 настоящего Руководства.

      В план мероприятий рекомендуется включать мероприятия, направленные на проведение мониторинга в части:

      исполнения международных договоров и актов в сфере технического регулирования;

      установления обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526, в отношении которой не приняты технические регламенты Союза;

      реализации плана разработки технических регламентов Союза и внесения в них изменений;

      разработки технических регламентов (изменений в них), осуществляемой на основании решений органов Союза, с учетом Порядка разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 г. № 48;

      реализации программ по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов к техническим регламентам Союза;

      обеспеченности межгосударственными и национальными (государственными) стандартами, а также методиками исследований (испытаний), необходимыми для исполнения требований технических регламентов Союза.

      10. Оперативный мониторинг осуществляется в рамках определенного направления, касающегося вопросов технического регулирования, на основании обращения инициатора, указанного в пункте 7 настоящего Руководства, в случае:

      наличия информации об отсутствии единообразной практики применения международного договора или акта в сфере технического регулирования;

      выявления ненадлежащего исполнения норм права Союза в сфере технического регулирования (за исключением случаев выявления признаков препятствий на внутреннем рынке Союза);

      наличия иных вопросов правоприменения, обусловленных в том числе пробелами, коллизиями и правовой неопределенностью в актах органов Союза и законодательстве государств-членов в сфере технического регулирования.

      Оперативный мониторинг проводится согласно плану мероприятий, который разрабатывается департаментом в соответствии с пунктом 11 настоящего Руководства в месячный срок с даты поступления обращения инициатора проведения мониторинга.

II. Организация и проведение мониторинга

      11. Проект плана мероприятий разрабатывается департаментом с учетом предложений уполномоченных органов и инициатора проведения мониторинга.

      План мероприятий утверждается членом Коллегии Комиссии по согласованию с уполномоченными органами и содержит (при необходимости) следующую информацию:

      объект мониторинга;

      основание для проведения мониторинга;

      задачи, реализуемые при проведении мониторинга;

      мероприятия по проведению мониторинга;

      перечень международных договоров и актов в сфере технического регулирования, нормативных правовых актов государств-членов, в отношении которых планируется осуществить мониторинг;

      исполнитель (исполнители) мероприятий плана;

      сроки проведения мониторинга;

      сроки составления и согласования отчета о результатах мониторинга;

      иная информация.

      12. Этапами проведения мониторинга являются:

      подготовительный;

      основной;

      заключительный.

      В ходе подготовительного этапа определяются объект мониторинга, сроки проведения мониторинга и мероприятия, показатели для проведения анализа международного договора или акта в сфере технического регулирования, нормативного правового акта или документа государства-члена, а также иные вопросы, касающиеся организации и проведения мониторинга.

      В ходе основного этапа осуществляется анализ международного договора или акта в сфере технического регулирования, нормативного правового акта или документа государства-члена по показателям, указанным в пункте 15 настоящего Руководства.

      В ходе заключительного этапа осуществляются обобщение выводов, сделанных в ходе основного этапа мониторинга, оформление его результатов, а также выработка предложений по совершенствованию права Союза, принятию мер, направленных на реализацию международного договора или акта в сфере технического регулирования, нормативного правового акта или документа государства-члена.

      13. При проведении мониторинга рекомендуется осуществлять анализ:

      а) международных договоров и актов в сфере технического регулирования;

      б) нормативных правовых актов и документов государств-членов, принятых в рамках выполнения пункта 3 статьи 53 Договора;

      в) стратегических и иных программных документов, принятых (разрабатываемых) в сфере технического регулирования на национальном уровне;

      г) норм технических регламентов Союза, реализация которых должна быть обеспечена в государствах-членах;

      д) информации:

      о действующих нормативных правовых актах и документах государств-членов, регулирующих вопросы, отнесенные в соответствии с разделом X Договора к компетенции Союза;

      о признании нормативных правовых актов (или отдельных их положений) и документов государств-членов, регулирующих вопросы, отнесенные в соответствии с разделом X Договора к компетенции Союза, утратившими силу;

      о реализации мероприятий, направленных на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере технического регулирования, а также о внесении изменений в нормативные правовые акты государств-членов в сфере технического регулирования, поступившей от государств-членов;

      поступившей от организаций и граждан государств-членов;

      подготовленной в ответ на запросы государств-членов;

      полученной из средств массовой информации;

      е) практики применения технических регламентов Союза в государствах-членах;

      ж) результатов научных исследований, относящихся к предмету правового регулирования объекта мониторинга;

      з) материалов научно-практических семинаров, конференций, круглых столов;

      и) данных социологических исследований, официальной статистической информации по вопросам правоприменения;

      к) иной информации.

      14. Информация, подлежащая анализу при проведении мониторинга, мероприятия по проведению мониторинга, показатели для проведения анализа международного договора или акта в сфере технического регулирования, нормативного правового акта или документа государства-члена определяются в каждом конкретном случае исполнителем с учетом специфики соответствующего правового регулирования.

      15. В ходе мониторинга анализ международного договора или акта в сфере технического регулирования, нормативного правового акта или документа государства-члена может быть проведен по следующим показателям:

      актуальность норм (наличие устаревших либо неэффективных норм);

      наличие пробелов, коллизий и правовой неопределенности, внутренних противоречий, а также отсутствие единообразной практики применения;

      наличие отсылочных и бланкетных норм, не реализованных в законодательстве государств-членов, избыточность таких норм.

      При необходимости мониторинг может быть осуществлен по дополнительным показателям, определяемым исполнителем с учетом предложений Комиссии и уполномоченных органов.

      16.      При проведении анализа практики применения технических регламентов Союза в государствах-членах может быть проведено исследование (в том числе через анкетирование, интервьюирование
и др.) с участием хозяйствующих субъектов, потребителей, представителей органов по оценке соответствия по вопросам применения обязательных требований, установленных в технических регламентах Союза, вызывающих проблемы и затруднения при их реализации, в частности по следующим вопросам:

      а) достаточность (избыточность) терминологической базы технического регламента Союза для однозначного понимания его требований и положений;

      б) необходимость корректировки (уточнения, дополнения, сокращения) области применения технического регламента Союза;

      в) достаточность (избыточность) требований безопасности к продукции;

      г) обеспеченность методами (методиками) исследований (испытаний) и измерений, необходимыми для исполнения требований технических регламентов Союза;

      д) необходимость уточнения требований к маркировке продукции;

      е) достаточность правил обеспечения и форм оценки соответствия продукции;

      ж) наличие проблем:

      с обеспечением контроля показателей, установленных техническими регламентами Союза и взаимосвязанными с ними стандартами, а также их исполнения;

      с выбором (поиском) испытательных лабораторий (центров) для проведения испытаний продукции;

      с оформлением и применением документов по оценке соответствия;

      с поставками продукции в третьи страны (за пределы таможенной территории Союза), обусловленных наличием отличающихся обязательных требований к данной продукции в указанных странах.

      17. В ходе мониторинга могут быть реализованы следующие мероприятия:

      а) направление в Комиссию, уполномоченные органы, заинтересованные органы и организации в области стандартизации, аккредитации, метрологии и государственного контроля (надзора) государств-членов запросов о представлении информации, связанной с международным договором или актом в сфере технического регулирования, нормативным правовым актом или документом государства-члена, а также иной информации, необходимой для проведения мониторинга;

      б) создание рабочих групп из числа представителей Комиссии, уполномоченных органов, заинтересованных органов государств-членов и независимых экспертов в целях обеспечения всестороннего мониторинга;

      в) проведение выездных встреч и совещаний, круглых столов, конференций, семинаров и иных мероприятий, необходимых для проведения мониторинга.

      18. Дополнительно при проведении мониторинга рекомендуется осуществлять анализ:

      а) наилучших международных практик в соответствующей области;

      б) стратегических и иных программных документов, принятых (разрабатываемых) в сфере технического регулирования на национальном уровне.

      19. Информация о наличии признаков препятствий на внутреннем рынке Союза при осуществлении технического регулирования, в том числе выявленная в ходе периодического либо оперативного мониторинга, подлежит рассмотрению в соответствии с Методологией разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения и признания барьеров устраненными, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 февраля 2021 г. № 10.

III. Итоги мониторинга

      20. По итогам мониторинга исполнитель составляет отчет о результатах мониторинга в срок, установленный планом мероприятий.

      Согласование отчета о результатах мониторинга с уполномоченными органами, а также его направление в правительства государств-членов и инициатору проведения мониторинга осуществляются Комиссией.

      21. Отчет о результатах мониторинга может содержать информацию, соответствующую этапам его проведения, и состоять из вводной, основной и заключительной частей.

      Во вводной части приводятся основные сведения об объекте мониторинга, международных договорах и актах в сфере технического регулирования, нормативных правовых актах и документах государств-членов, связанных с объектом мониторинга, а также о мероприятиях по проведению мониторинга.

      В основной части содержится информация:

      об анализе данных, полученных в рамках основного этапа мониторинга, в том числе об анализе международных договоров и актов в сфере технического регулирования, нормативных правовых актов и документов государств-членов по показателям, указанным в пункте 15 настоящего Руководства, и о результатах анализа;

      о выявлении и анализе неэффективно реализуемых государствами-членами норм права Союза в сфере технического регулирования;

      о негативных последствиях, которые возникли в процессе применения международных договоров и актов в сфере технического регулирования, нормативных правовых актов и документов государств-членов.

      В заключительной части содержатся:

      основные выводы о состоянии исполнения международных договоров и актов в сфере технического регулирования, нормативных правовых актов и документов государств-членов, об эффективности правового регулирования рассматриваемого объекта;

      предложения по совершенствованию права Союза в части регулирования данного объекта и проведения необходимых мероприятий, направленных на обеспечение реализации права Союза.

      22. Член Коллегии Комиссии при необходимости представляет отчет о результатах мониторинга для рассмотрения на заседании Коллегии Комиссии.

      В случае одобрения предложений, содержащихся в заключительной части отчета, Коллегия Комиссии может принять решение об оформлении соответствующей протокольной записи.

      23. Информация о результатах мониторинга может размещаться департаментом на официальном сайте Союза (по решению члена Коллегии Комиссии на основании предложений уполномоченных органов).

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.